Научная статья на тему 'Особенности христианского искусства стран ближнего востока (на примере монастыря св. Екатерины)'

Особенности христианского искусства стран ближнего востока (на примере монастыря св. Екатерины) Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
549
130
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХРИСТИАНСКОЕ ИСКУССТВО / БЛИЖНИЙ ВОСТОК / СИНАЙ / МОНАСТЫРЬ СВ. ЕКАТЕРИНЫ / ST. CATHERINE''S MONASTERY / CHRISTIAN ART / MIDDLE EAST / SINAI

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Никольская Татьяна Михайловна

В статье говорится об особенностях христианского искусства в странах Ближнего Востока на примере христианских ценностей монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове. Здесь рассматриваются такие особенности, как географическое положение монастыря, история его основания, связи монастыря с внешним миром, устройство монастыря, иконография монастыря, рассказывается о сокровищах монастыря, хранящихся в его ризнице.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF CHRISTIAN ART OF THE COUNTRIES OF THE MIDDLE EAST (ON THE EXAMPLE OF ST. CATHERINE''S MONASTERY)

In article it is spoken about features of Christian art in the countries of the Middle East on the example of Christian values of St. Catherine's monastery on the Sinai Peninsula. Here such features as a geographical position of a monastery, history of its basis, communication of a monastery with the outside world, the monastery device, a monastery iconography are considered, it is told about the treasures of a monastery which are storing in its vestry.

Текст научной работы на тему «Особенности христианского искусства стран ближнего востока (на примере монастыря св. Екатерины)»

ОСОБЕННОСТИ ХРИСТИАНСКОГО ИСКУССТВА СТРАН БЛИЖНЕГО ВОСТОКА (НА ПРИМЕРЕ МОНАСТЫРЯ СВ. ЕКАТЕРИНЫ)

Т. М. НИКОЛЬСКАЯ

В статье говорится об особенностях христианского искусства в странах Ближнего Востока на примере христианских ценностей монастыря Св. Екатерины на Синайском полуострове. Здесь рассматриваются такие особенности, как географическое положение монастыря, история его основания, связи монастыря с внешним миром, устройство монастыря, иконография монастыря, рассказывается о сокровищах монастыря, хранящихся в его ризнице.

Ключевые слова: христианское искусство, Ближний Восток, Синай, монастырь св. Екатерины.

Искусство стран Востока характеризуется созданием великолепных шедевров, подлинных произведений искусства и живописи, памятников архитектуры, скульптуры, развитием художественно-прикладных видов искусства, ремесел.

Традиционно рассматривается искусство Древнего и Средневекового Востока. Декоративноприкладное искусство, архитектура, и скульптура показываются, как правило, в рамках формирования арабского искусства с точки зрения мусульманских традиций. Несомненно, что данный контекст интересен и необходим, но, «существование современного мира, характеризующееся стремительной глобализацией, предъявляет свои требования к культурам и цивилизациям» [2]. И, зачастую, ускользнувшие из поля зрения другие памятники, имеют не меньшее значение. Это памятники христианской культуры, являющиеся образцами архитектурного, декоративно-прикладного, также искусства создания фресок.

Например, искусство Египта традиционно рассматривается как искусство строительства пирамид, строительства храмов в эпоху Нового царства, а также говорится о расцвете Египетской архитектуры и художественных ремеслах. Но из поля зрения, как правило, ускользает такой значительный памятник, как Монастырь Святой Екатерины, находящийся на Синайском полуострове. Изучение всех особенностей строения, храмовой росписи, мозаичной отделки, а также уникальных письменных источников дает нам достаточно полную картину христианского искусства Египта первых тысячелетий, положивших начало образованию и становлению христианства на данной территории.

Монастырь Св. Екатерины на Синае - это место, где прошедшие пятнадцать веков истории оставили многочисленные наслоения, которые можно увидеть невооруженным взглядом. Абсолютную неповторимость монастырю придают и окружающая его природа, монументальность архитектуры, а также сохранившиеся здесь памятники сакрального искусства.

Особую уникальность месту придает и постоянное присутствие здесь монашеской общины, которая благодаря своему миролюбию и веротерпимости находится в хорошем отношении с жителями и с мусульманским миром.

Рассматривать подобный образец Египетского искусства необходимо с позиций, которые являлись бы основополагающими для целостного впечатления:

1. Географическое положение.

Синайский полуостров, где расположен монастырь, в его южной части разделяет Красное море на два узких рукава - залива. С западной стороны его омывает Суэцкий залив, получивший название по городу, стоящему у входа в знаменитый канал, соединяющий Средиземное море с Индийским океаном. С востока находится Акабский залив, названный по поселку Акаба, находящемуся на противоположном берегу, на территории Иордании. Южная часть Синайского полуострова представляет собой гористую местность, где высокие пики разделяют узкие извилистые песчаные долины. Вдоль кромки берега проложена дорога, огибающая территории охраняемых государством природных парков и ведущая к курортным поселкам Шарм-эль-Шейх и Дахаб.

• Исмаилия

) СУЭЦКИЙ КАНАЛ (094 м

Горькие 4 \

озера ЕГИПЕТ

^ Суэц

Эль-Куитиппа

У/ ■ Источник Моисея Эль-Ткамал

1076м *

о * СИНАЙ

^ -

& Абу- Сарабит-зль-Хадим / * Зежра....^ 1ти

■&- ал.,Ч МпняГтырь *

ИЗРАИЛЬ.

\ I О

уг

ЗйлаУ^ + Акаба

Д6у.Ч Монжгырь - , . * й к

Рудейс I Сеи|1ГМонахинь Нувеийа ^ 0 ^

^ *.(оал«;Фвйран) “ 3

....и гора Моисея х 5*

ч *1.2285"' Ч «

/ <р Ч Монастырь Цпабгъ"

Рас-Гариб • ’-.Святой Екатерины

Зпь-ТуРЧ / ГираискнА

V < пропну.

Ч Шарм- +

-зи»швй»л< и

. 1 Наама

- - 50 км - ■мыс Мухаммеда

' ' КРАСНОЕ МОРЕ

пятно, подчеркивающее небольшие размеры и изоляцию религиозного комплекса.

Южную часть полуострова пересекает единственная асфальтовая дорога, идущая от берега Суэцкого залива до залива Акаба. Она проходит через ущелье Фаран, где находится крупнейший синайский оазис - поселок Фаран с пальмовой рощей. Далее дорога извивается среди величаво стоящих гор, отдельные пики которых превышают 2000 м. Затем, переходя из одного ущелья в другое, наконец спускается к восточному побережью в районе поселка Нувейба.

Именно здесь, в середине этой трассы дорога уходит в сторону, где на протяжении многих веков паломники и путешественники шли в самое сердце Синая, к монастырю св. Екатерины. Высокая стена, окружающая монастырь, скрывает комплекс расположенных на нескольких уровнях построек с лестницами и узкими проходами. Особый колорит придают кипарисы, фруктовые и оливковые деревья, создающие яркое зеленое

2. История Синайского монастыря.

История Синайского монастыря тесно связана с описанием в ветхозаветной книге Исход историей пророка Моисея. Уйдя из Египта и скитаясь по Синайской пустыне, он встретил около источника дочерей Иофора, защитил их от пастухов и дал возможность напоить своих животных. В знак признательности Иофор приютил Моисея и дал ему в жены одну из своих дочерей. Когда однажды Моисей пас овец своего тестя, ему явился Бог в пламени куста, который горел, но не сгорал. От куста Моисей услышал голос Господа, который повелел ему освободить еврейский народ от египетского плена и вести его в Землю Обетованную.

Другая история, связанная с этим местом также затрагивает Моисея. После того, как он вывел народ свой из Египта и пересек Красное море, он пришел к подножию Синайской горы и, оставив народ в долине, поднялся на вершину, чтобы получить от Бога Десять Заповедей. Но когда он вернулся в долину, то увидел, что евреи уже установили золотую статую тельца, и начали покланяться ему. Тогда Моисей разбил скрижали, на которых были написаны Заповеди и заставил разрушить статую тельца, и только тогда народ еврейский получил новые Скрижали, для которых был создан Ковчег, получивший название Ковчег Завета.

В IV в. монахи и отшельники начали укрываться в ущелье у подножия горы Синай. Сегодня эта гора называется горой Моисея (что по-арабски звучит как Джебель - Муса). В том же IV в. св. Елена, мать императора Константина, приказала построить около места, где по преданию Моисею было видение горящего куста (купины), монастырь.

Сейчас это место находится внутри предела Неопалимой Купины, примыкающего к соборному храму со стороны алтаря. В приделе это место отмечено серебряной пластиной с рельефными изображениями и надписью.

Снаружи, около алтарной апсиды придела, растет огромный куст, окруженный каменной стеной - это та самая Купина, в память о которой был основан монастырь.

С данным монастырем связана еще одна легенда, которая говорит о самом названии монастыря. Св. Екатерина родилась в египетской Александрии, и в возрасте 18 лет она приняла мученическую кончину за веру и была обезглавлена. Несмотря на то, что она была похоронена в Александрии, тело Екатерины оказалось на вершине горы, находящейся рядом с горой Синай. Здесь, в IX в. монахи и обнаружили останки святой, кото-

рые были перенесены в монастырь и положены в соборном храме. Этот храм был построен около 550 г., дошел до наших дней и посвящен празднику Преображения. После обретения мощей святой монастырь стали тоже именовать монастырем св. Екатерины.

3. Внешний мир и монастырь.

Жизнь монахов, обосновавшихся здесь, не была легкой. Свидетельства говорят о том, что во время жестокого нападения бедуинов на Раифу, было убито сорок монахов, живших в местном монастыре. Для безопасности монахов и паломников монастырь обнесли каменными стенами. Их останки сохранились частично до сегодняшнего дня. Позже были присланы и солдаты, которые обеспечивали охрану.

С приходом мусульманства на Синай, монахи были вынуждены разрешить построить мечеть на территории монастыря, т. к. пророк Моисей почитается и арабами. Эта мечеть стоит на высокой площадке напротив западного фасада - собора Преображения, а ее минарет возвышается вблизи от колокольни.

Безопасность монастыря в трудные годы обеспечивалась тем, что вход в монастырь закладывали камнем, и попасть за его ограду можно было только на подвешенной на канате площадке, спускавшейся вниз при помощи специального механизма.

Монастырские стены не один раз перестраивались и укреплялись. Например, в XIX в. по приказу Наполеона их ремонтировали, выстроив несколько башен. Очень благосклонно относились к данному

монастырю и арабские правители, также принимавшие участие в укреплении монастыря.

Особая роль здесь принадлежит русским царям, которые принимали непосредственное участие в жизни монастыря. Монастырь активно строился на пожертвования русских царей, в частности, соборная колокольня с отлитыми в России колоколами. Множество икон, две серебряные раки для мощей и многое другое было принесено в дар монастырю российскими императорами.

4. Устройство монастыря.

На территории монастыря находится множество разновременных построек различного назначения. В восточной части, ближе к юговосточному углу, расположено здание келий, где живут монахи. Следуя традиции, восходящей к III в. - эпохе зарождения синайского монашества,

- они ведут исполненную молитвами строгую жизнь, встречая день задолго до рассвета, когда начинается утренняя служба, и заканчивая его по завершении вечерней службы после заката. В южной половине западной стены находится здание с кельями для гостей (на территории монастыря имеют право жить только мужчины; для гостей-женщин предназначено особое здание, стоящее близ стен монастыря у главного входа). Перед гостевым домом расположен двор, ограничиваемый корпусами монастырского архива и несколькими малыми храмами. Один из отдельно стоящих здесь малых храмов посвящен св. архидиакону Стефану. Основанный сербскими царями, он был полностью перестроен в XIX в. В нем сохраняется древняя икона архидиакона Стефана, датируемая XIII в. Именем святого назван и находящийся во дворе небольшой источник. Второй храм посвящен св. Антонию Великому, третий -Иоанну Предтече. На территории монастыря в разных местах находятся также малые храмы:

церковь Десяти Критских Мучеников (в честь погибших святых при набеге турок в 1523 г.), Пяти Мучеников, Иоанна Богослова, вмч. Георгия, Живоносного Источника, Успения Богоматери (домовый храм Синайского архиепископа) и другие. Вдоль всей южной стены обители тянется длинное трехэтажное здание. Расположенная под куполом в центре здания открытая лестница делит постройку на две части. На обращенной внутрь монастыря стене устроены открытые галереи. В этом здании находятся жилые помещения, старые архиерейские покои, новая трапезная, а также библиотека и ризница, хранящие самые ценные сокровища монастыря.

Самым значительным монастырским сооружением является Преображенский собор. Его внутреннее пространство разделено на три нефа двумя рядами монолитных колонн из гранита. На каждой из них закреплена икона из цикла годовых Святцев, соответствующая одному из календарных месяцев. На данных иконах в несколько рядов представлены святые и церковные праздники в соответствии с календарной последовательностью день за днем. Вдоль боковых стен храма находятся приделы, посвященные различным святым.

В целом, план собора выглядит следующим образом:

1 - Главный вход;

2 - Нартекс с галереей икон;

3 - Резные врата VI века;

4 - Амвон;

5 - Архиепископское место;

6 - Главный иконостас;

7 - Алтарь;

8 - Апсида;

9 - Мозаика «Преображение Господне» (в конхе апсиды);

10 - Придел Неопалимой Купины;

11 - Придел св. Марины;

12 - Придел свв. Константина и Елены;

13 - Предел свт. Антипы Пергамского;

14 - Ризница;

15 - Придел апостола Иакова, брата Божия;

16 - Придел Синайских и Раифских мучеников;

17 - Древняя рака с мощами св. вмц. Екатерины;

18 - Придел свв. Иоакима и Анны;

19 - Придел св. Симеона Столпника;

20 - Придел свв. Бессеребряников Космы и Дамиана.

5. Иконография монастыря, росписи, мозаики.

В Преображенском соборе имеются росписи, содержание которых отражает Библейские события. Например, есть миниатюры, изображающие содержание манускриптов XIV в., где излагается Библейский сюжет о том, как Господь вручает пророку Моисею Скрижали Завета.

Одним из основных изображений является роспись над главным западным входом в собор «Преображение Господне», выполненное в академической манере.

' щ ПІ

А ,^з ^ '1 /г 1 •

' - \ к І1 у- ♦

ГЖЇ яг*-! . 'г 1 • •

В пределе Иакова, в алтаре находятся росписи, отображающие свт. Иоанна Златоуста, свт. Василия Великого и пророка Моисея, а также в центре Богоматерь Неопалимая Купина.

Внимания заслуживает большая фреска в глубине трапезной. Центральную нишу и стену глубине трапезной покрывает фреска, представляющая Страшный Суд.

Главным украшением собора является великолепный резной позолоченный иконостас, выполненный критскими резчиками в 1612 г. В местном ряду иконостаса расположены иконы Христа Великого Архиерея, св. Екатерины (справа), Богоматери с Младенцем на Престоле и Иоанна Предтечи (слева). Они были написаны критским монахом - иконописцем Иеремией Палладосом; поновлялись в 1778 г.

Выше расположен ряд праздничных икон и Распятие. Впечатление роскоши усиливают многочисленные драгоценные паникадила и лампады греческой, сербской, молдавской и русской работы, закрепленные на расписанном и украшенном золотыми звездами потолке.

Полукупол в конхе (свод в виде купола) алтарной апсиды базилики украшен мозаикой Преображение Господня, выполненной в VI в. одним из художников императорской школы Константинополя. Это одна из самых прекрасных и утонченных византийских мозаик.

В центре на золотом фоне в синей мандорле представлен Христос в белых одеждах, от которого исходят лучи света. По сторонам от Него стоят пророки Илия и Моисей. Внизу павшие на землю апостолы Иоанн, Петр и Иаков. В арке, отделяющей конху от пространства собора и под Преображением по периметру апсиды, изображены медальоны с образами святых. На плоскости стены, идущей выше апсиды - два летящих ангела и две сцены с пророком Моисеем - «Моисей перед Неопалимой Купиной» (слева) и «Моисей принимает от Бога скрижали Завета» (справа).

Пол в соборе выложен в 1715 г. мастером На-зраллой из Дамаска из разноцветных камней в виде геометрического орнамента и поражает своей необычностью и оригинальностью.

Нельзя не обратить внимания на различные типы изразцовых плиток, изготовленных в XVII в. турецкими мастерами и украшающих стены предела Неопалимой Купины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Сокровища монастыря.

В монастырской ризнице хранится более двух тысяч икон, созданных как в самом Синайском монастыре, так и других местах специально для этой обители. Это самая большая коллекция ранневизантийского и средневизантийского периода. Самые древние датируются VI в., а большая часть икон была написана в период между X и XV вв. в характерном местном стиле, который был известен по всему христианскому миру и которому подражали художники, жившие далеко за пределами Синая. Самые старые образы выполнены в технике энкаустики, то есть восковыми красками на деревянной основе. Эти краски поражают своим сиянием и сегодня. Тонкость исполнения икон свидетельствует о ярком мастерстве древних художников.

Одной из самых знаменитых икон данного собрания является образ Христа Вседержителя. Написанный в первой половине VI в., он является одним из самых древних сохранившихся иконных изображений Спасителя. Композиция иконы очень проста - смотрящий прямо на зрителя Христос благословляет правой рукой, а в левой держит Евангелие. Лик кажется чрезвычайно живым благодаря асимметрии в изображении его черт. На заднем плане едва намечен архитектурный фон древнего Иерусалима.

Другая жемчужина собрания - изображение Лествицы Небесной. В основе ее сюжета лежит одноименное сочинение знаменитого синайского монаха, преподобного Иоанна Лествичника, которое сохраняется в монастырской библиотеке. Фон у иконы золотой, символизирующий «Божественную энергию и благодать, красоту мира иного, самого Бога. Солнечное золото как бы погло-

щает зло мира и побеждает его. Золотой блеск мозаик и икон позволял почувствовать сияние Бога и великолепие Небесного Царства, где никогда не бывает ночи. Золотой цвет обозначал самого Бога» [1, с. 310]. На этом фоне изображена диагональ, ведущая к райским вратам лестницы, по которой монахи взбираются вверх к ожидающему их на небесах Христу. Бесы же стараются низвергнуть монахов вниз.

Это изображение наглядно иллюстрирует трудности монашеского подвига. Одним из основателей восточного монашества был преподобный Антоний Великий, живший в Египте между III и IV вв.

Есть еще две ценнейшие иконы, датируемые

VI в., - образы апостола Петра и восседающие на престоле Богоматери с Младенцем, по сторонам от Которой стоят святые воины Георгий и Федор. Обе они выполнены в технике энкаустики и отличаются особой живостью красок.

Кроме того, в ризнице монастыря хранятся некоторые бесценные предметы. Например, шитая митра, принадлежавшая архиепископу Никифору, 1731 г.; шитый саккос Кирилла критского, XVII в.; митра XVII в. - подарок христиан города Янина в Эпире, Греция; митра XVIII в. и многие другие, не менее ценные вещи.

Самым главным сокровищем монастыря является его библиотека, насчитывающая тысячи рукописей, переписанных и украшенных миниатюрами трудом многих поколений монахов, чьи останки ныне покоятся в костнице монастыря. Библиотека Синайского монастыря по своей значимости считается второй в мире после библиотеки Ватикана. В ней хранятся несколько тысяч рукописей, из которых около 3 тысяч представляют исключительную ценность. Одной из самых ценных рукописей собрания является так называемый Сирийский кодекс, текст Евангелия на сирийском языке, относящийся к V в., обнаруженный чисто случайно в монастырской библиотеке в XIX в.

Особое место в библиотеке монастыря занимает рукопись «Лествица Небесная» преподобного Иоанна Лествичника. В его сочинении идея духовного восхождения монаха к Богу была представлена в виде лестницы, отдельные ступени которой соответствовали обретению одной из добродетелей и победе над одним из пороков. Каждый из этих этапов приближения в духовному совершенству проиллюстрирован в рукописи «Лествицы».

Еще одной уникальной книгой, хранящейся в стенах библиотеки, является «Христианская топография» Космы Индикоплова VI в. Данная рукопись была создана с целью опровергнуть старые представления о строении Земли, идущие от греческих астрономов в пользу новых фактов. Он представил землю в виде большого четырехугольника, окруженного океаном и стенами, которые соединяясь наверху, образуют небо.

Но конечно самой ценной рукописью является, так называемый, Синайский кодекс, большая часть которого теперь находится в Лондоне в Британской музее. Это фрагмент рукописи, написанной по-гречески с текстом Ветхого Завета.

Таким образом, все эти составляющие формируют общее впечатление от того культурного наследия, которое несет в себе данный памятник. Климатические условия, особенности предыстории создания, мозаичные полотна, а также наследие музейного фонда монастыря делает этот памятник искусства интересным и уникальным, а его детальное изучение способствует формированию целостного впечатления об искусстве Египта.

Итак, на данном примере мы показали, что не только изучение общепринятых феноменов культуры народа способствует формированию объективных знаний и представлений. Необходим целостный подход, включающий в себя все компоненты, составляющие систему изучения искусства той или иной народности. И в особенности те компоненты, которые несут в себе мощный нравственный потенциал, способный активно повлиять на современного человека в сторону его духовного роста и совершенствования.

Литература

1. Никольская Т. М. Символика и семантика иконописного образа // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2011. № 9. С. 300-320.

2. Сертакова И. Н. Эволюция ислама как необходимость и проблема современной культуры // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 3. С. 196-199.

* * *

FEATURES OF CHRISTIAN ART OF THE COUNTRIES OF THE MIDDLE EAST (ON THE EXAMPLE OF ST. CATHERINE'S MONASTERY)

T. M. Nikolskaya

In article it is spoken about features of Christian art in the countries of the Middle East on the example of Christian values of St. Catherine's monastery on the Sinai Peninsula. Here such features as a geographical position of a monastery, history of its basis, communication of a monastery with the outside world, the monastery device, a monastery iconography are considered, it is told about the treasures of a monastery which are storing in its vestry.

Key words: Christian art, Middle East, Sinai, St. Catherine's monastery.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.