ИСКУССТВОВЕДЕНИЕ
УДК 7.01+7.032(32)
КУЛЬТУРФИЛОСОФСКИЕ ОСНОВЫ ХРАМОВОГО ИСКУССТВА ЕГИПТА
© Михаил Викторович НИКОЛЬСКИЙ
Тамбовский государственный университет им. Г.Р. Державина, г. Тамбов, Российская Федерация, кандидат педагогических наук, профессор, зав. кафедрой сценического и изобразительного искусства, член Союза художников России, член МОА «Союз дизайнеров», председатель Тамбовского регионального отделения «Союз педагогов-художников», e-mail: timnik2004@rambler.ru
Рассмотрены культурфилософские и сущностные основы коптского (египетского) искусства, храмоздательство и исторические предпосылки формирования египетского духовно-художественного языка. Объяснены особенности монофизитства как художественно-духовной концепции в развитии коптского искусства. Выявлены художественные особенности монофизитских конфессий, это коптская, эфиопская и армянская церкви. Данные особенности заключаются в простоте и архаичности изображений, а также трансформации фигур святых по принципу их духовного совершенствования. Представлена особая символика коптского художественно-иконописного творчества, это аутентичные изображения Христа, Богородицы, Святых и Ангелов. Проанализированы особенности художественно-выразительного языка коптской иконописи, который определяется темными фонами, лаконизмом и простотой складок на одеждах, увеличенной формой глаз и уменьшенной формой рта у святых. Выявлены основные композиционные особенности коптской иконописи, которые были сформированы до сегодняшнего дня. Проиллюстрированы основные позиции коптского искусства современными репродукциями икон и изображений. Определены древнеегипетские истоки пластического языка коптской иконописи. Особое внимание уделено художественным памятникам христианского монастыря Антония Великого. Также рассмотрены христианские святыни самого древнего православного монастыря Святой Екатерины на Синае. Сделаны основные выводы и обобщения.
Ключевые слова: коптское искусство; первохристианское искусство; праздник преображения Господня; базиликальное строение храма; средневизантийский период в изобразительном искусстве; шестикрылые Серафимы; восточнохристианские церкви; монофизитские церкви; египтология; скульптурные изображения; плоскостные изображения; силуэтность; архитектоника; композиция иконы; иконописный канон; художественная выразительность; иконописный символ; иконичность образа.
Тревожные события, происходящие на Ближнем Востоке и в Северной Африке, вызывают обеспокоенность за то культурное наследие вселенского значения, которое имеют такие страны, как Тунис, Египет, Иордания, Сирия, Ливия и Йемен. Уже произошли акты вандализма по отношению к культурным ценностям в Каирском музее, разрушены античные храмы Сирии и монастыри г. Алеппе. Немногочисленные христианские общины мусульманского мира также обеспокоены сменой существующей власти в связи с уничтожением того, пусть относительного, но мира и порядка, который имеет-
ся на сегодняшний день. Поэтому сейчас наиболее важно говорить и указывать на ценностные категории искусства Ближнего Востока и Северной Африки.
В мире существует значительное разнообразие различных форм и видов религиозного искусства, задачей которого всегда остается выражение доступными для человека способами через символы рассказать о высшем мире и указать на возможность его обретения. Христианские конфессии, в сущности, также имеют своей целью привести человека к Богу, но утверждают, что это невозможно без крестной жертвы Иисуса Христа.
Искусство любой конфессии своими возможными средствами проповедует христианские постулаты для своих членов.
Восточно-христианские церкви, которых существует достаточно много, также активно используют искусство в своих религиозных воззрениях и проповеди высших ценностей. Особую роль в жизни всего христианского Востока (а точнее Ближний Восток, Малая Азия, Северная Африка) играют т. н. моно-физитские церкви, к которым относят Эфиопскую, Армянскую и Коптскую. Исторически эти конфессии сложились после церковного раскола 451 г., т. к. не приняли решений Вселенского Халкидонского собора, где был установлен догмат о том, что во времена земной жизни Иисуса Христа его божественное и человеческое начала были в равных долях. Монофизиты считают, что божественного во времена жизни Христа было больше, чем человеческого. Далее становится очевидной разница в богословском учении монофизитов по сравнению с православными конфессиями.
Коптская церковь в ряд монофизитских попала еще по двум причинам: во-первых, представители коптов не присутствовали на Халкидонском соборе, а во-вторых, в связи со слишком активной проповедью греческой церкви на территории Египта копты (название «копт» происходит от греческого «айгюптос», что означает просто «египтянин») по политическим причинам не приняли греческого религиозного руководства. При этом, помимо коптской церкви, к которой принадлежит 15 % населения сегодняшнего Египта, существует т. н. Александрийская церковь, члены которой называют себя ортодоксами, т. к. принадлежат к «греческому исповеданию». Кстати, Русская православная церковь с Александрийской церковью имеет каноническое общение. Патриарх Кирилл отслужил Божественную литургию в г. Александрии (2010 г.) в Благовещенском соборе вместе с Блаженнейшим Патриархом Александрийским и всей Африки Феодором II [1, с. 176177].
Также на территории Египта (полуостров Синай) расположен древнейший православный монастырь Святой великомученицы Екатерины. «Впервые монастырь Святой Екатерины упоминается в хрониках патриарха Евтихия Александрийского, жившего в
IX в: в них рассказывается о том, что св. Елена, мать императора Константина, потрясенная святостью этих мест, в 330 г. приказала построить небольшую часовню, посвященную Богородице, на месте Неопалимой Купины» [2, с. 4].
Здесь в IX в. были обнаружены мощи св. Екатерины, которые по сей день хранятся в соборном храме Преображения Господня. «С приходом мусульманства на Синай, монахи были вынуждены разрешить построить мечеть на территории монастыря, т. к. пророк Моисей почитается и арабами. Эта мечеть стоит на высокой площадке напротив западного фасада - Собора Преображения, а ее минарет возвышается вблизи от колокольни» [3, с. 215]. После завоевания Египта арабами монастырь стал оплотом христиан. При этом есть сведения о том, что сам пророк Мухаммед в 625 г. покровительствовал монастырю и даровал специальную охранную грамоту (копия которой по сей день хранится в монастыре).
Политическая и географическая удаленность монастыря сохранила его уникальное собрание икон от иконоборцев VIII в. Собрание византийских икон (т. н. средневизан-тийского периода) считается самым значительным в мире и по сей день, привлекает множество исследователей.
В коллекции икон синайского монастыря имеются редчайшие произведения, выполненные в художественной (еще античной) энкаустической технике, это «Спас Синайский» VI в. и «Пресвятая Богородица» [4, с. 104-106]. Синайский монастырь Святой Екатерины является самой маленькой епархией в мире. На сегодняшний день братия монастыря - это 21 монах во главе с архиепископом.
Уникальным является соборный храм монастыря Преображения Господня. «Базилика сохранила до сих пор немалую часть украшений VI в. Среди них и стенная мозаика с изображением Преображения Господня, которая покрывает абсиду и находящийся над ней свод» [5, с. 9]. Мозаика ранневизан-тийского периода выполнена на высоком художественном и техническом уровне. В начале XXI в. мозаики были отреставрированы, и стало ясно, что византийские мозаичисты имели высокий уровень мастерства, они могли решать не только композиционные, но и
объемно пространственные задачи. Безусловно, что греческий монастырь св. Екатерины активно влиял на Египетскую христианскую церковь и на коптское искусство в частности. Не случайно образ Спаса Синайского [6, с. 137] можно встретить практически во всех коптских храмах и монастырях.
На протяжении всей истории Коптской церкви было весьма непросто выживать в мусульманском мире. По сей день самые древние в мире монастыри Антония Великого и Павла Фивейского терпят лишения со стороны мусульман. По-разному можно относиться к коптам, но важно помнить о месте и роли египетской христианской церкви в истории всего христианства: два из четырех канонических Евангелия были написаны по просьбе египтян; в Египте на протяжении 4 лет скрывалось Святое семейство; здесь в Египте родилось монашество; египтяне практически сразу же приняли христианскую религию; и, наконец, коптская церковь считается Апостольской, т. к. здесь проповедовал Апостол и Евангелист Марк, который написал свое Евангелие на папирусе. Благодаря крепкой вере и сохранению традиций копты -это единственная социально-религиозная организация, которая в своей практике сохранила древнеегипетский язык (рис. 1), на котором идут церковные службы. Это тот самый «язык фараонов», который так подробно изучают египтологи. Необходимо упомянуть и о египетском язычестве, где мы также находим первые в мире зачатки монотеизма. Нам известно, что т. н. фараон Эхнатон отменил всех языческих богов, оставив лишь одного «главного» и единственного бога Ато-на. Кстати сам Эхнатон имел одновременно и женские и мужские черты в своих скульптурных изображениях (рис. 2) [7, с. 39].
Все эти предпосылки, географическое расположение и непосредственное участие в евангельских и раннехристианских событиях позволили создать египтянам одну из первых Апостольских церквей, которая существует и сегодня. Безусловно, что за века существования возникло множество изменений и нововведений в церковную догматику и образ жизни коптов.
Церковно-изобразительное искусство Египетской церкви также имеет свои особенности и неповторимый художественно-образный колорит. Данное обстоятельство выра-
Рис. 1. Изображение древнеегипетского языка, выполненное на папирусе
Рис. 2. Изображение фараона Эхнатона
жено в архитектуре и фресках Египетских монашеских обителей, это монастыри Антония Великого, Павла Фивейского, Св. Мины, Эль Шухада (святых мученников), Св. Псоя и т. д. Известно, что монашество пришло в мировую культуру, а точнее от первого монаха мира Антония Великого. «Монастырь Антония Великого - это древнейший монастырь в мире. Он был основан св. Антонием, ставшим духовным отцом всех монахов, этот монастырь стал образцом для всех последующих поколений монахов» [8, с. 5].
В монастыре мы находим древнейшие фрески, которые сохранились в коптской церкви, их можно увидеть в храме Антония Великого IV в. (рис. 3). Фрески выполнены на основе местных пигментов и имеют в своей основе красновато-охристый колорит с добавлением желтых и малахитовых тонов. Сохраняются древние изводы изображений Пресвятой Богородицы (в полный рост), относящейся к иконографическому типу «Знамение», сидящей на престоле, а также образ Иисуса Христа на престоле - тип «Господь Вседержитель». В данных росписях явно прослеживается местная художественная традиция. Помимо цвета, это особая коптская декоративность и архаичность всей структуры изображений (это улыбка Богородицы, изображения глаз и разновеликость изображений) (рис. 4).
Ангелы в коптской иконографии имеют свои особенности. В своеобразных подкрылках имеется множество глаз, а также на четырех животных вокруг образа Спаса на престоле: «И вокруг престола - четверо животных, исполненных очей спереди и сзади» [8, с. 27]. Также интересно и неповторимо изображение креста, на нем накинута плащаница Господня (фреска VII в.). Также подобное изображение имеется в монастыре Эль Шухада на внешней стене одного из храмов [9, с. 40].
Все изображения монастыря Св. Антония Великого явно перекликаются с искусством ранне- и средневизантийского периода. При этом есть местные неповторимые изображения, такие как образ Христа в окружении двенадцати апостолов храма Антония Великого, вышеупомянутые Серафимы «исполненные очей», коптские четырехгранные кресты и т. д.
Но самым неповторимым элементом целостного коптского искусства являются
древние глинобитные храмы, это соборный храм и колокольня Монастыря Римлян в Нитрийской пустыне, башня и храм монастыря Антония Великого, монастырь Георгия Победоносца за Луксором. Также неповторима храмовая архитектура коптов Нового времени, это церковь Симеона Кожевника в квартале мусорщиков города Капра, архитектурный ансамбль монастыря Святого Мины, здание коптской Патриархии в Александрии, врата монастыря Антония Великого, храм
Рис. 3. Древняя церковь Антония Великого.
IV в.
Рис. 4. Богородица, изображенная в церкви Антония Великого
города Шарм эль Шейх на Синае, врата обители Дейр-эль-Мухаррак, Ансамбль монастыря Пансия Великого и т. д. Все эти комплексы имеют две колокольни с крестами -символ двух естеств Иисуса Христа, божественного и человеческого, крупные купола и маленькие окна.
Мы не беремся анализировать исторические пути развития коптского изобразительного искусства в целом и коптский иконописи в частности, но в культурфилософском контексте рассмотрим особенности и сущность этого оригинального и самобытного языка восточнохристианского направления иконописного творчества.
Если рассмотреть коптское искусство беглым взглядом, то можно сделать выводы о примитивности и даже «лубочности» композиций, цветовой гаммы и рисунка изображений и особенно в современной интерпретации (рис. 5). Можно предположить, что коптское церковное изображение есть вынужденная церковная иллюстрация, понятная практически каждому зрителю в связи с простотой и очевидным содержанием (ведь нет никаких апостольских указаний, касающихся качества написания иконы). На самом деле суть вопроса лежит не в плоскости изображения как такового, а в том, кто выполняет это изображение (по формуле не как... а кто...).
Дело в том, что к иконописцу предъявляются очень высокие духовные требования, он практически должен быть безупречен в духовно-нравственном смысле (о чем делает заключение его духовный отец). Никто при этом не запрещает иметь художественные способности, но они уходят на второй план, важно к святому делу иконописания приступать с «чистыми руками» (с XVII в. мы знаем, что на Руси оценивалось в первую очередь качество иконы). Мы не будем рассуждать, что важнее, безусловно, идеальным будет вариант симфонии между художественными способностями и духовным уровнем иконописца, но церковное искусство коптов развивалось ровно по личностному качеству иконописца.
Основываясь на византийско-греческом искусстве и раннехристианских произведениях как образцах для подражания, египтяне изначально не предложили каких-либо новшеств в своем искусстве. При этом на основе
анализа раннекоптских памятников мы увидим, что имеется:
- множество темнофонных изображений (даже чернофонных);
- усиленная плоскостность и даже декоративность изображения;
- миндалевидность глаз;
- преобладание коричневых, черных и охристых цветов (рис. 6).
Рис. 5. Изображение святого Абакоба на папирусе
Рис. 6. Старинное коптское изображение. Петр Фивейский и Антоний Великий
Одними из наиболее популярных сюжетов считаются образы под названием «Бегство в Египте» по понятным причинам, а также «Рождество Христово», «Тайная Вечеря» и «Распятие с предстоящими» (рис. 7). Наиболее почитаемые святые - это апостол Марк как главный проповедник христианства в Египте, основатель и родоначальник всего
мирового монашества Антоний Великий, а также его ученик и сопостник Петр Фивей-ский. Оба святых, как правило, изображаются на иконах вместе со львами и орлом, который приносил Петру пищу. Монастыри, основанные этими святыми, существуют по сей день и имеют уникальную архитектуру.
Когда-то на этой территории Нитрий-ской пустыни имелось более пятиста монастырей, где активно развивалась иконопись. Сейчас помимо двух указанных также существуют: монастырь Симеона (он изображается с одним глазом), расположенный на горе Мухаттон; монастырь на берегу Нила в г. Маад, на этом месте по преданию св. Семейство провело месяц; монастыри в Нит-рийской пустыни св. Псоя - самый уникальный по своей архитектуре (рядом с монастырем сирийцев); монастыри Моисея Черного (он был эфиоп) и св. Исидора; и, наконец, в пустыне Бармус близ города Вадинатрум расположен монастырь Макария Великого (с середины VI в.), который является официальной резиденцией коптских патриархов и главным монастырем коптов. Всего в Египте насчитывается 12 мужских и 6 женских монастырей.
Эти монастыри обладают бесценным наследием коптской иконописи и стенописи. Одной из популярных здесь фресок является изображение св. Мины (мощи которого находятся в церкви Абу-Мина в Каире - одной из старейших церквей христианского мира, и причем практически в первозданном виде). Святой Мина послужил прообразом св. Георгия, победившего дракона (рис. 8). На коптских иконах св. Мина изображен с копьем, пронзающим не дракона, а дьявола.
Существует ошибочное мнение о том, что коптская церковь имеет тесные связи с церковью католической. Вероятно, это мнение основано на том, что коптами также управляет Папа, как и у католиков. Многие коптские храмы выстроены по принципу католической «базилики». Также влияние современной католической церковно-сувенир-ной продукции полностью размыло границы между церковной лавкой католического костела и церковной лавкой коптской кянисы. На стенах коптских храмов много чисто католических икон (но справедливости ради нужно сказать, что и чисто православных тоже).
Но существуют чисто коптские объекты церковного искусства, такие как:
- выступающая на четыре конца света перекладина храмовых крестов и колоколен;
- двенадцатилепестковый и равноконечный коптский крест;
- облачения священника (как праздничные, так и повседневные);
- пророщенный крест орнамент в виде виноградной лозы;
- уникальные капители с «плетеными» крестами;
- особая иконография святых и евангельских сюжетов.
Сегодняшнее состояние коптского изобразительного искусства обусловлено влиянием греческого и католического искусства иконописи, а также местного колорита и опыта в создании изображений. Причем эти три составляющие в духовно-изобразительном искусстве совершенно не переплетены и не взаимодополняемы, а существуют параллельно, уживаясь под одной крышей моно-физитского храма. Мы не встречаем уникальных или редких греческих или католических изображений, они, как правило, являются своеобразным эрзацем аутентичных вышеуказанных направлений церковного искусства. Очевидно, что в Египет не приезжают серьезные (и, как следствие, высокооплачиваемые) художники южной и западной Европы.
Рис. 8. «Св. Мина» - фреска храма Абу-Мина в Каире
Особенности местного иконописного колорита в современном коптском искусстве заключаются в том отношении к церковному искусству, о котором мы писали выше, где указывалось на приоритет духовно-нравственного уровня иконописца перед его художественно-профессиональными качествами.
Если наглядно рассмотреть современную коптскую иконографию (на примере популярного коптского сюжета, выполненного на папирусе «Абу Сейфен на коне» - по-русски «Абу Сейфен» значит св. Стефан), мы увидим, что:
- пропорциональное соотношение головы к телу - 1 к 5;
- лицо имеет размер головы (не имея боковых частей головы);
- схематичное изображение фигуры и ее элементов в сторону плоских фигур, определяемых только контуром;
- декоративность подачи общего силуэта фигур и персонажей;
- условность передачи теневых частей композиции иконы;
- миндалевидность и укрупненность глаз;
- отсутствие разницы между цветом и краской на цветовой композиции иконы;
- уменьшенная форма рта;
- предельная условность и простота (сродни детскому рисунку) в передаче иконописных элементов (рис. 9).
Традиционными для всей иконописи сохраняются следующие выразительные элементы иконы:
- плоскостность изображения;
- темный силуэт (и контур) изображений;
- отсутствие несущественных деталей;
- архитектоника размещения персонажей на картинной плоскости;
- символичность цвета и композиции иконы.
Таким образом, мы вправе рассмотреть феномен коптской иконописи как одно из уставных иконописных направлений, но оговорившись о том, что феноменология данного направления заключается в его духовной, а не художественной составляющей.
Коптская икона представляет собой духовную традицию благочестивых иконописцев, работающих и совершенствующихся на основе духовного самосовершенствования и, как следствие, - личностного видения духов-
но-художественного образа, где художественно-изобразительная традиция используется опосредованно и уходит на второй план. Вследствие чего мы видим произведения коптской иконописи как церковную компиляцию духовных и народных воззрений на предмет веры, вне профессионально-художественных наработок как основы для развития и совершенствования иконичности художественного образа. Поэтому коптская икона находится только лишь в плоскости церковной традиции, но не в плоскости церковного (а точнее церковно-изобразительно-го) канона. Так как канон передает агиографическое и духовное осмысление икониче-ского образа, формируя при этом иконописный символ через художественно-эстетическое совершенствование, которым занимаются святые отцы и иконописцы, результатом взаимодействия которых являются те школы и отдельные памятники, имеющиеся в современной церкви.
Церковная традиция конечно является частью церковного канона, но только лишь частью. В самоценном смысле художественная церковная традиция представляет собой
Рис. 9. Изображение «Абу Сейфен на коне», выполненное на папирусе
номинальную сумму художественных наработок, выполненных иконописцами, формально переданная на другие иконописные экземпляры. Традиция имеет возможность репродуцируемой передачи иконописного предмета, увеличивая их количество. Сохранение и передача традиции в иконописи позволяет иконописцу выполнить икону, руководствуясь лишь имеющимся образцом и художественным навыком. Иконичность образа (его духовность) передает только церковно-иконописный канон, т. к. это одна из его функций.
Монофизитская основа коптской церкви весьма точно согласуется с данными утверждениями потому, что, помня о принципе обратных связей, на первый план выходят не духовность иконы, а духовность молящейся личности, которая по учению коптов должна воспринимать не изображение, а его духовный потенциал, сакрально заложенный исполнителем иконы с помощью чистоты своей души, а не с помощью иконописного канона и иконических символов.
«Коптская иконопись не отрицает художественного качества, но, стремясь к нему лишь опосредованно, акцентирует внимание молящегося на сверхчувственном видении святых отцов, переданным личностным опытом иконописца через «чистые руки» на плоскость иконы» [10, с. 157]. Таким образом, истинность и глубина коптской иконы угадывается с помощью веры и духовного уровня молящегося, а также «намоленно-стью» самого образа, где его художественные достоинства уходят на второй план и являются только лишь желательными, но не обязательными.
К сожалению, проблемы изучения коптского искусства все более и более усугубляются. Египет находится в эпицентре террористических угроз как для местных христиан и путешествующих, так и для уникальных христианских памятников мирового значения. Поэтому любые исследования и реальные памятники коптского творчества сейчас имеют наиболее внимательное к себе отношение как со стороны исследователей, художников, христиан различных конфессий, так и тех, кому небезразлична судьба древнего египетского искусства. Храмовое творчество коптов прошло через призму времени и сохранило свою самобытность и оригиналь-
ность подачи христианских образов, что ставит его в один ряд с искусством катакомб и раннего христианства. Таким образом, современному зрителю представляются древние эстетические воззрения послеапостоль-ского времени буквально в первозданном виде.
1. Православный церковный календарь 2011. М., 2010.
2. Маджи Дж. Монастырь Святой Екатерины. Флоренция, 2008.
3. Никольская Т.М. Особенности христианского искусства стран Ближнего Востока (на примере монастыря Св. Екатерины) // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2013. № 7.
4. Росск К., Чеснокова Н.П. Сокровища монастыря Святой Екатерины / доп. и перераб. Н.И. Комашко. М., 2007.
5. Нарди Р., Дзидзола К. Монастырь Святой Екатерины, Синай. Реставрация Мозаик Преображения Господня. Рим, 2005.
6. Мидов А.М. Византийские иконы Синая. Москва; Афины, 1999.
7. Карпичечи А.К. Египет. Искусство и история. 5000 лет цивилизации. Флоренция, 2009.
8. Масленников Д. Монастырь Антония Великого / под ред. арх. Леонида (Горбачева). Каир, 2012.
9. Остапенко А.А. Египет-Обетование. Калуга, 2012.
10. Никольский М.В. Культурфилософские особенности уставной Православной иконописи: монография. Тамбов, 2014.
1. Pravoslavnyy tserkovnyy kalendar' 2011. M., 2010.
2. Madzhi Dzh. Monastyr' Svyatoy Ekateriny. Florentsiya, 2008.
3. Nikol'skaya ZM.Osobennosti khristianskogo iskusstva stran Blizhnego Vostoka (na primere monastyrya Sv. Ekateriny) // Sotsial'no-ekonomicheskie yavleniya i protsessy. Tambov, 2013. № 7.
4. Rossk K., Chesnokova N.P. Sokrovishcha monastyrya Svyatoy Ekateriny / dop. i pererab. N.I. Komashko. M., 2007.
5. Nardi R., Dzidzola K. Monastyr' Svyatoy Ekateriny, Sinay. Restavratsiya Mozaik Preobrazheniya Gospodnya. Rim, 2005.
6. Midov A.M. Vizantiyskie ikony Sinaya. Moskva; Afiny, 1999.
7. Karpichechi A.K. Egipet. Iskusstvo i istoriya. 5000 let tsivilizatsii. Florentsiya, 2009.
8. Maslennikov D. Monastyr' Antoniya Velikogo / pod red. arkh. Leonida (Gorbacheva). Kair, 2012.
9. Ostapenko A.A. Egipet-Obetovanie. Kaluga, 2012.
10. Nikol'skiy M.V. Kul'turfilosofskie osobennosti ustavnoy Pravoslavnoy ikonopisi: monografiya. Tambov, 2014.
Поступила в редакцию 25.10.2015 г.
UDC 7.01+7.032(32)
CULTURAL-PHILOSOPHIC BASEMENTS OF TEMPLE ART OF EGYPT
Mikhail Viktorovich NIKOLSKIY, Tambov State University named after G.R. Derzhavin, Tambov, Russian Federation, Candidate of Pedagogy, Professor, Head of Theatre and Fine Arts Department, Member of Russian Artists Union, Member of International Social Association "Society of Designers", Chairmen of Tambov Regional Department "Teachers-Artists Union", e-mail: timnik2004@rambler.ru
Cultural-philosophic and essential basements of Coptic (Egyptian) temple creation and historical suppositions of Egypt spiritual-artistic language are reviewed. The peculiarities of Monophysitism as of spiritual-artistic concept in the development of Coptic art are explained. The artistic peculiarities of Monophysitism confessions, Coptic, Ethiopian and Armenian churches are revealed. These peculiarities are in simplicity and archaic representation, and also in transformation of saints' figures according to the principle of their perfection. The special symbolism of Coptic artistic and icon creation is presented, these are authentic portrayal of Christ, the Virgin Mary, Saints and Angels. The peculiarities of artistic-expressive language of Coptic icon-painting are analyzed, which are defined by dark background, laconic brevity and the simplicity of folds on clothes and the enlarged eyes form and decreased mouth form among saint people. The basic compositional peculiarities of Coptic icon-painting, which were formed before the present day are revealed. The basic positions of Coptic art are illustrated by modern reproductions of icons and pictures. The ancient Egyptian sources of plastic language of Coptic icon-painting are defined. The attention is paid to artistic monuments of Christian monastery of Anthony the Great. Christian relics of the most ancient Orthodox monastery of Saint Katherine in Mount Sinai are considered. The basic conclusions and reviews are made.
Key words: Coptic art; First Christian art; Transfiguration of Jesus; basilica temple building; Middle-Byzantine period in fine art; six-winged seraphs; Eastern-Christian churches; Monophysitism churches; Egyptian studies; sculptural portrayal; plane portrayal; silhouette; architectonics; icon composition; icon-painted canon; artistic expression; icon-painted symbol; iconic image.