Научная статья на тему 'Особенности христианских идеалов К. С. Льюиса'

Особенности христианских идеалов К. С. Льюиса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
192
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
К.С. ЛЬЮИС / ПИСЬМА БАЛАМУТА / ХРИСТИАНСТВО / K.S.LEWIS / THESCREWTAPE LETTERS / CHRISTIANITY

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Власов А. М.

В статье рассмотрены особенности христианской позиции К.С. Льюиса. Внимание уделено религиозно-философским взглядам писателя, а также тип героя в произведении «Письма Баламута», определяемый спецификой христианскихидеалов К.С. Льюиса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности христианских идеалов К. С. Льюиса»

Власов А.М. ©

Аспирант, кафедра философии и религиоведения,

Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая

Григорьевича Столетовых

ОСОБЕННОСТИ ХРИСТИАНСКИХ ИДЕАЛОВ К.С. ЛЬЮИСА

Аннотация

В статье рассмотрены особенности христианской позиции К.С. Льюиса. Внимание уделено религиозно-философским взглядам писателя, а также тип героя в произведении «Письма Баламута» определяемый спецификой христианскихидеалов К.С. Льюиса.

Ключевые слова: К.С. Льюис, Письма Баламута, христианство.

Summary

The article describes the features of the Christian position of K.S. Lewis. Attention is given to the religious and philosophical views of the writer, as well as the type of character in the work "The Screwtape Letters", determined by the specificity of the Christian ideals of K.S. Lewis.

Keywords: K.S.Lewis, TheScrewtape Letters, Christianity

Произведение «Письма Баламута» состоит из вступления и 31 письма. Их условно можно разделить на несколько тем. Главной темой являются действия сатаны, противника Бога. Один из его преданных слуг - старший бес Баламут - называет Бога Врагом.

В данном произведении жизнь человека предстает в искаженном свете, с точки зрения персонажа, персонифицирующего Зло. Льюис, вслед за многими писателями в мировой литературе — Мильтоном, Гете, Байроном, Д. Сэйерс и др. - прямо выводит на сцену силы Зла.

К примеру, в поэме Дж. Мильтона «Потерянный Рай» Сатана, воинствующий борец, решителен и непреклонен в своем стремлении обманом и коварством заманить в свои сети Адама и Еву, восстановить их против Бога. В поэме И. Гете «Фауст» Мефистофель уверен, что легко соблазнит мятущуюся душу доктора Фауста, ищущего ответы на вечные вопросы бытия. У Байрона в поэме «Каин» Люцифер пытается совратить Каина. По справедливому замечанию Н.К.Кременцовой, «даже два часа, проведенные Каином в обществе Люцифера, не проходят даром. Каин масштабной аллегорией разрушения замахивается на любимого брата горящей головней, желая разбить алтарь, словно безумный. Вот к чему может привести пусть временное, но соглашение с духами тьмы»1.

В предисловии к «Письмам Баламута» автором говорится о его вере вв существование бесов. К.С. Льюис считает, что бесы - это враги Бога. По его мнению, темная «практична, боящаяся наказания, паразитирующая на своих собратьях, на людях»2.

Автор, пишущий о влиянии Зла, выражает собственные ощущения: «Настроить разум на бесовский лад легко, но неприятно, во всяком случае, забавляет это недолго. От напряжения у меня как бы сжало дух. Мир, в который я себя загонял, говоря устами беса, был трухлявым, иссохшим, безводным,скрежещущим, там не оставалось ни

капли радости. Я чуть не задохнулся, пока не кончил книгу, а если бы писал дальше, удушил бы читателя»3.

Особенностью «Писем Баламута» является то, что силы зла постоянно мешают жизни человека, вкрениваются в нее. Все это имеет неизгладимые последствия для жизни человека.

Важной проблемой «Писем» являются отношения Бога и человека. Они подаются в перевернутом виде, поскольку можно говорить об исполнении роли Бога Баламутом. Баламут

©© Власов А.М., 2014 г.

выступает в «Письмах» нравственным перевертышем. Он все продолжает попытки стать Богом в своем мире. Это отношения Бога и человека, но в инвертированном виде.

Как справедливо отмечается Л.Н. Ефимова, в отношениях беса и человека сатирически представлены не только отношения между Богом и человеком, но и отношения между людьми4: милосердие уступает место «наигранной самоотверженности», искренние взаимоотношения перерастают в «фамильярно-фальшивые»5.

Одним из христианских грехов является уныние, и Баламут делает все, чтобы максимально душевно расстроить человека. Онвнушает «пренебрежение к будничному и страх перед ним». Заставляет«копаться в себе до изнеможения»6.

Баламутом поощряются извращенные человеческие фантазии и томления. Этому наиболее подвержен человек при эмоциональном подъеме или спаде, когда внутреннее состояние «скучно, холодно и пусто»7.

Важнейшей задачей Баламута являетсяпотеря доверия к Богу. Он старается заставить человека служить не Богу, а своим порокам.

Баламут называет молодого человека «пациентом». По мнению Л. Н. Ефимовой, писатель неслучайно вложил это слово в наставления Баламута. С точки зрения библейского учения, болезнь понимается прежде всего как состояние слабости и немощи.Падшими духами по-другому видится болезнь человека. Они считают, что, если человек служит Богу, верит в него, то его необходимо лечить, потому что он болен. Его необходимо деморализовать, точне - его гравственную составляющую8.

Герой «Писем», попавший во власть Баламута, не имеет имени. По библейскому учению, имя не является чем-то условным или второстепенным, а выражает деятельность и судьбу того, кто будет носить его. Для сил же зла имя не имеет значения. Для них человек лишь биологический объект, над которым устанавливается надзор. Здесь можно услышать отголоски эсхатологических настроений.

Все хитрости бесов не ломают силу духа героя, и он не поддается искусу. Пройдя через все тернии, он все также стойкий душевно, верит в добро и нравственную чистоту. Он не прячется от препятствий, не бежит от опасности. Безымянный геройгибнет, при этом он спас друзей, выполнил свой воинский и христианский долг, следовал евангельскому принципу: «Нет ничего выше, чем умереть за друзей своих».

Г ибель подопечного Г нусикахарактеризуется в том числе и духовным смыслом. Автор описывает его состояние в момент смерти: «Как будто отпали струпы со старой болячки, как будто он вышел из гнусной скорлупы»9. О смерти и ее нравственной сущности в христианстве Льюис размышляет и в философско-религиозных трактатах «Страдание» (1940), «Просто Христианство» (19441-1943), эссе «Христианство и культура» (1940), «Коллектив и мистическое тело» (1945), «Человек, или Кролик» (1946). Писатель воспринимает смерть как великий дар Божий, говорит о необходимости смиренного приятия смерти.

Баламут боялся именно смерти подопечного больше, поскольку после этого у слуг ада уже не будет объекта, над которым можно проводить эксперименты.

К.С. Льюис очень серьезно относился к теме смерти, не раз размышлял о ней в своих философских трактатах и эссе. Он постоянно подчеркивал в своих сочинениях, что человек должен смерть принять со смирением, и считал безумием желать вечной жизни на земле для грешного человека, о чем он особо скажет в «Космической трилогии». А в «Хрониках Нарнии» тема смерти будет рассмотрена через призму библейского учения — от физического умирания до Воскресения и обновления плоти в Царствии Божием.

Кульминацией «Писем» является посмертная встреча молодого человека с ангелами и с Богом. Сбылось речение Иисуса Христа из Нагорной Проповеди: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят»10.

Концовка «Писем Баламута» показывает нам духовную эволюциюгероя. Сначала он новоображенный, а потом он - глубоко верующий человек. Только теперь он может

совершать поступки, достойные верующего человека. Христианские идеалы К.С. Льюиса проявляются в верности добру, нравственной чистоте, душевной стойкости, подвигу.

'КременцоваН.К.Отношение к смерти на страницах западноевропейский классики(1 половины XX века)// Восьмые международные Виноградовскне чтения// 23-25 марта 2004. С. 93-96.

2Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах — М., 1988. Т 8. С. 11-13.

3Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах — М., 1988. Т 8. С. 14.

4Ефимова Л.Н. Эволюция прозы К.С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Ефимова Людмила Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2010. С. 54.

5Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах — М., 1988. Т 8. С. 38, 49.

6Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах — М., 1988. Т. 8. С. 50, 56, 61.

7Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах — М., 1988. Т 8. С. 34.

8Ефимова Л.Н. Эволюция прозы К.С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности : диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Ефимова Людмила Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2010. С. 55.

9Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах — М., 1988. Т. 8. С. 103.

10Прот. Сергей Булгаков. Жизнь за гробом, — М., 1998. С. 3.

Литература

1. Ефимова Л.Н. Эволюция прозы К.С. Льюиса: проблематика, герой, жанровые особенности: диссертация ... кандидата филологических наук : 10.01.03 / Ефимова Людмила Николаевна; [Место защиты: Моск. гос. обл. ун-т].- Москва, 2010.- 208 с.

2. КременцоваН.К.Отношение к смерти на страницах западноевропейский классики(1 половины XX века)// Восьмые международные Виноградовскне чтения// 23-25 марта 2004. С. 93-96.

3. Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах — М., 1988. Т. 8.

4. Прот. Сергей Булгаков. Жизнь за гробом, — М., 1998. С. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.