Научная статья на тему 'Тема религии в творчестве К. С. Льюиса'

Тема религии в творчестве К. С. Льюиса Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
382
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЬЮИС / БИБЛИЯ / BIBLE / ФИЛОСОФСКАЯ МУДРОСТЬ / PHILOSOPHER WISDOM / РЕЛИГИЯ / RELIGION / LEWIS C.S

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Власов Алексей Михайлович

Данная статья посвящена библейским мотивам, которые заложены в современных произведениях известного Британского автора-фантаста К.С. Льюиса. Одним из произведений, содержащим в себе духовные мотивы, является «Космическая трилогия», посредством которой автор раскрывает читателю основы духовной жизни. Главными темами, которые автор затрагивает в своем произведении, являются темы веры, бессмертия, добра, Божественного света и провидения. Через фантастические параллели Льюис показывает важные аспекты жизни человеческой на земле, весь сюжет пронизан аллегориями с библейским сюжетом. Невероятным представляется сам факт создания своего фантастического пространства для того, чтобы объяснить и показать людям глубину и важность христианских ценностей. Читатель невольно попадает в центр захватывающего сюжета писателя. Льюис блистательно объясняет своему читателю, что такое мораль, добро, зло, вера, гуманизм и т.д. Ценность творческого наследия Льюиса очень сложно переоценить. Актуальность его работ очевидна. Важно, что к его творчеству обращаются и спустя столько лет после его смерти, что и молодая школа исследователей ставит творческое наследие писателя на вершину литературного олимпа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

AN ISSUE OF RELIGION PERCEIVED IN THE FICTION PIECES BY C.S. LEWIS

The paper considered the biblical motifs engendered in the up-to-date fiction pieces by the famous British science fiction writer C.S. Lewis. The paper explored a fiction piece with the title the Space Trilogy that contained spiritual motifs, being the medium for the novelist in uncovering the basics of spiritual life for the reader. The issues of faith, immortality, good, of the Divine Light and Providence being the main topics developed by the author in the fiction piece. The novelist by drawing up the fancy parallels demonstrated the essential aspects of human life on Earth, with the whole story filled with allegories referring to the biblical stories. Creation of the phantasmal world (for the purpose of explaining for people profundity of Christian values and showing their relevance) appears to be inconceivable by itself. The reader unintentionally immerse at the heart of a fascinating story created by Lewis. C.S. Lewis has brilliantly explained to his reader, what the morale is, what good and bad are, and faith, and humanist attitude, etc. One could hardly overestimate the value of the Lewis’ oeuvre for the arts. His fiction pieces are obviously up-to-date. It is important that his oeuvre still draw attention after all these years since his death, and even the young fellow researchers reserve for his oeuvre the top of the temple of fame in fiction.

Текст научной работы на тему «Тема религии в творчестве К. С. Льюиса»

УДК 81

ВЛАСОВ Алексей Михайлович, аспирант кафедры философии и религиоведения

ТЕМА РЕЛИГИИ В ТВОРЧЕСТВЕ К.С. ЛЬЮИСА

Данная статья посвящена библейским мотивам, которые заложены в современных произведениях известного Британского автора-фантаста - К.С. Льюиса. Одним из произведений, содержащим в себе духовные мотивы, является «Космическая трилогия», посредством которой автор раскрывает читателю основы духовной жизни. Главными темами, которые автор затрагивает в своем произведении, являются темы веры, бессмертия, добра, Божественного света и провидения. Через фантастические параллели Льюис показывает важные аспекты жизни человеческой на земле, весь сюжет пронизан аллегориями с библейским сюжетом. Невероятным представляется сам факт создания своего фантастического пространства для того, чтобы объяснить и показать людям глубину и важность христианских ценностей. Читатель невольно попадает в центр захватывающего сюжета писателя. Льюис блистательно объясняет своему читателю, что такое мораль, добро, зло, вера, гуманизм и т.д. Ценность творческого наследия Льюиса очень сложно переоценить. Актуальность его работ очевидна. Важно, что к его творчеству обращаются и спустя столько лет после его смерти, что и молодая школа исследователей ставит творческое наследие писателя на вершину литературного олимпа.

Ключевые слова: Льюис; Библия; философская мудрость; религия.

DOI: 10.17748/2075-9908.2015.7.5/1.199-202

VLASOV Alexey Mikhaylovich, Postgraduate Student, Chair of Philosophy and Religion

Studies

AN ISSUE OF RELIGION PERCEIVED IN THE FICTION PIECES BY C.S. LEWIS

The paper considered the biblical motifs engendered in the up-to-date fiction pieces by the famous British science fiction writer C.S. Lewis. The paper explored a fiction piece with the title the Space Trilogy that contained spiritual motifs, being the medium for the novelist in uncovering the basics of spiritual life for the reader. The issues of faith, immortality, good, of the Divine Light and Providence being the main topics developed by the author in the fiction piece. The novelist by drawing up the fancy parallels demonstrated the essential aspects of human life on Earth, with the whole story filled with allegories referring to the biblical stories. Creation of the phantasmal world (for the purpose of explaining for people profundity of Christian values and showing their relevance) appears to be inconceivable by itself. The reader unintentionally immerse at the heart of a fascinating story created by Lewis. C.S. Lewis has brilliantly explained to his reader, what the morale is, what good and bad are, and faith, and humanist attitude, etc. One could hardly overestimate the value of the Lewis' oeuvre for the arts. His fiction pieces are obviously up-to-date. It is important that his oeuvre still draw attention after all these years since his death, and even the young fellow researchers reserve for his oeuvre the top of the temple of fame in fiction.

Key words: Lewis C.S.; the Bible; philosopher wisdom; religion.

Нынешнее время характеризуется повышением интереса к произведениям современного классика английской литературы Клайва Стейплза Льюиса (1898-1963). Его творчество привлекает внимание самых разнообразных читателей, как западных, так и отечественных. Вместе с тем нельзя не заметить, что произведения Льюиса в России изучены недостаточно, и, по всей видимости, это связано с тем, что до начала 1990-х гг. они не получили широкой известности в нашей стране.

К.С. Льюис входит в разряд писателей, чьи произведения, при наличии значительной популярности в различных кругах читательской аудитории, представляют собой не до конца изученный феномен. Внимание ученых концентрируется, как правило, на тех сторонах его сочинений, которые относятся лишь к сюжетно-содержательной сфере. Христианские ценности не случайно занимают важное место в трудах автора Льюиса - его произведения, бесспорно, требуют глубокого, тщательного анализа, не только литературоведческого, но и философского.

На современном этапе развития человеческого общества фантастический мир, созданный в произведениях Льюиса, приобретает неожиданную актуальность. В той критической ситуации, на пороге которой оказалась сейчас земная цивилизация, богословие стоит далеко не на последнем месте. Творчество Льюиса позволяет философски осмыслить ключевые истины Библии.

И нельзя не согласиться со словами Н.Л. Трауберг, которая говорила о значении творческого наследия писателя: «... за годы, прошедшие с его смерти, весомость его заметно увеличилась. Может быть, она будет расти; может быть, он, как сказал Толстой о Лескове, "писатель будущего", и примерно по той же причине. Льюис нужен и весом тогда, когда игры в новую нравственность, вненравственность, безнравственность уж очень опасны, и людям больше не кажутся скучными слова "великий моралист"» [1].

Е. Брандис так определяет роль фантастики в литературе XX в., к которой относится и творчество К.С. Льюиса: это «сложное и разветвленное явление, охватившее все литературные жанры и все виды искусств... ее стремительный взлет с середины столетия и пережитые ею метаморфозы по-своему преломляют необратимые последствия, вызванные научно-технической революцией и грандиозными социальными потрясениями, изменившими за корот-

кий исторический период политическую карту планеты» [1]. По мнению Н.А. Чернявской, фантастические произведения позволяют по-новому взглянуть на окружающий мир [2].

О своей заинтересованности устройством мироздания, возможностью межпланетных путешествий и перемещений в иные миры Льюис писал в литературно-критических эссе «Аллегория любви», «Отброшенный образ» (1964), а также других статьях и очерках. В автобиографии «Настигнут радостью» (1955) Льюис отмечает, что на него большое влияние оказали Рай-дер Хаггард и научная фантастика Уэллса [3].

Наиболее ярким произведением К.С. Льюиса, где осуществляется синтез библейской и философской мудрости в форме фантастики, является «Космическая трилогия» («Space Trilogy»), которая, по мнению многих критиков, представляет собой кульминацию его философско-религиозных и эстетических взглядов. Она состоит из трех романов: «За пределы безмолвной планеты» («Out of the silent planet») (1938), «Переландра» («Perelandra») (1943), «Мерзейшая мощь» («The Hideous Strength») (1945). Все три части «Космической трилогии» связаны между собой повествованием о приключениях и духовной эволюции главного героя - Рэнсома, отправляющегося в космическое путешествие на летательном аппарате.

Льюис дает своему герою имя Рэнсом. В переводе с английского языка оно означает «выкуп», «искупление». Это имя представляет собой явную аллюзию на Евангелие: ведь Христос своею кровью искупил грех человеческого рода. «Вы куплены дорогою ценою», - говорил апостол Павел в одном из своих посланий. Однако сказанное вовсе не означает, что Льюис каким-то образом «привязывает» главного персонажа к библейским событиям. Писатель так называет своего героя, чтобы обозначить его великую миссию [9, с. 86].

Космическое путешествие состоит из нескольких этапов: похищение героя; знакомство с новой планетой и ее обитателями; драматические происшествия на планете; миссия Рэнсома; возвращение. Похищение Рэнсома происходит при загадочных обстоятельствах. План этой операции был тщательно продуман злым гением Уэстоном, построившим летательный аппарат, и сребролюбцем Дивайном, ожидавшим от путешествия сказочного богатства. Рэнсом, которого они хотели использовать в качестве наживки, по словам Уэстона, был для них «все равно, что лабораторный препарат» [6, с. 22].

Мотив космического путешествия позволяет автору противопоставить главного героя Рэнсома, человека определенных нравственных принципов, технократам Уэстону и Дивайну: для Уэстона Рэнсом «всего лишь индивид, ... совершенно бесполезный». Для людей типа Уэстона человек имеет ценность только как аппарат. В высказываниях Уэстона можно услышать отголоски идеологии фашизма. С этой точки зрения право на жизнь имеют только избранные. Его интересуют только богатство и деньги. Рэнсом же в самом начале повествования показан Льюисом как человек, способный прийти на помощь и защитить слабого. Именно человечность, доброта и сочувствие позволят в дальнейшем Рэнсому преодолеть много трудностей и препятствий.

Поглощенные идеей завоевания чужого пространства, Дивайн и Уэстон совершенно равнодушны к красоте другого мира. Космос показан через восприятие Рэнсома, способного восхититься прекрасным обликом новой планеты: «Перед Рэнсомом в ореоле величия проходили планеты и неведомые созвездия, небесные сапфиры, рубины, изумруды и зерна расплавленного золота, в левом углу картины висела крошечная, невероятно удаленная комета», и фоном для этого великолепия служила бездонная, загадочная чернота, куда более яркая и осязаемая, чем на земле». Герой пытается осмыслить устройство мироздания, иную жизнь, единство всего живого: «планеты», «земли» - это провалы, разрывы в живой ткани «небес» [6, с. 44]. В этих словах можно обнаружить отзвуки идей гностиков о материальном мире как носителе зла, «возникшего по воле и вследствие вмешательства Демиурга, ... а также связь с теорией современных физиков, представляющих материальные образования как гравитационные сгустки в пространстве времени»185. Природа, которую видит Рэнсом на планете, не идет ни в какое сравнение с безрадостной картиной сурового космоса, которую он представлял себе ранее: «Лиловый массив, розовый массив поражали изысканной красотой цвета и формы и более всего напоминали гигантскую розовую цветную капусту или огромный чан с розовой мыльной пеной». Не менее удивили Рэнсома и обитатели другого мира. Первый, с которым встретился путешественник, был более всего похож на растение: его «тело» было гибким, как стебель, и он «вовсе не походил на те ужасы, которые рисовало ему воображение» [6, с. 406].

Все население планеты живет в гармонии, любви и подчиняется Божественному закону. К.С. Льюис прибегает к библейской мифологии, рассказывая о том, что в начале времен произошло во вселенной и, в частности, на Земле. Очень символично, что аналитическое сочетание «Dark Oyarsa» переводится на русский язык как Порченый Уарса. Русский эквивалент Dark - черный, темный, мрачный, зловещий, злобный, грязный и т.д. 189. Так символически пред-

ставляется параллель к истории падшего ангела - Денницы. Эпитет «темный» - dark - может быть понят и как отсутствие света. Согласно библейскому тексту, Бог есть свет, озаряющий путь человека. В Новом Завете Иисус Христос говорит: «Я - свет миру» [9, с. 87]. Свет сам по себе является знаком проявления божественного. Противоположна свету тьма: в контексте романа ее можно истолковать как помрачение разума, испорченность духовной природы, отсутствие морали, злые умыслы.

Не менее остро ставится в трилогии и вопрос о бессмертии человека. Дивайн и Уэстон одержимы идеей бессмертия. Они мечтают о вечной жизни для землян, надеясь на то, что можно будет «без конца перепрыгивать из мира в мир... переселяться к новому солнцу каждый раз, когда умирает старое». Такие желания, как показывает Льюис, безумны и неосуществимы: «Неужели он думает, что Малельдил (так в книге зовут Спасителя) позволит какому-нибудь народу существовать вечно?» [6, с. 125]. По мнению писателя, вселенная, созданная Творцом, существует по определенным духовным законам, нарушить которые никому не удастся. Людям не обмануть и не перехитрить промысел Божий.

Игра света и тьмы делает повествование контрастным, насыщенным яркими образами. Очевидно, что Льюис отталкивается от библейского текста, в котором свет является важнейшим образом-парадигмой. Отделение света от тьмы было первым делом Творца. Согласно Евангелию, пока Иисус Христос жил на Земле, божественный Свет, который Он нес в Себе, оставался скрытым в уничиженной плоти. Преображение на горе Фавор было тем событием, благодаря которому этот Свет стал зримым для избранных учеников: «и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет»194. Этот же Божественный Свет осенил святого апостола Павла, когда он следовал в Дамаск195. Согласно Священному Писанию, Свет, сияющий в лице Иисуса Христа, есть Свет славы Самого Бога. Льюис, говоря в первой части трилогии об ангелоподобных существах, состоящих из света, в сущности, изображает духовный мир. В книгах английского писателя разумные существа солнечной системы, по справедливому замечанию ряда критиков, «мыслят категориями христианской морали» [10]. Через библейскую и философскую мудрость в фантастических произведениях К.С. Льюиса рассматриваются многие стороны общественного бытия. Проблема очищения и искупления человечества, вопросы жизни и смерти, человечность, доброта и сочувствие, тема зла, испорченности человеческой природы - все эти аспекты воедино сплелись в фантастике писателя.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ

1. Трауберг Н.Л. Несколько слов о Клайве С. Льюисе [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://www.rokim.org.ua/christ_literature/lewis/about_lewis/

2. Брандис Е. Научная фантастика и человек в сегодняшнем мире / Е. Брандис // Вопросы литературы. - 1997 . -№ 6. - С. 14-26.

3. Чернявская Н.А. Путешествие души в романе К.С. Льюиса «Пока мы лиц не обрели» / Н.А. Чернявская // Восьмые международные Пуришевские чтения: «Путешествовать - значит жить». - М.: МПГУ, 2005. - С. 34-40.

4. Льюис К.С. Настигнут радостью [Электронный ресурс] // Режим доступа: http://libes.ru/357193.htm

5. Lewis C.S. The World's Last Night and Other Essays. Harcourt, Brace and Co: New York, 1960, p. 15.

6. Льюис К.С. Собрание сочинений в восьми томах / К.С. Льюис // Сочинения в 8-и т. Т.3. - М.-Минск: Виноград, 1988. - 408 с.

7. Трауберг Н.Л. О сказках Льюиса и Толкина // Сказки старой Англии. - М., 1992. - С. 204-210.

8. Мацан К. Найти Аслана - вернуться ко Христу: [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.foma.ru/articles/1573.

9. Манхейм К. Христианские ценности и изменение социальной среды // Общественные науки и современность. - № 5. - 1993. -186 С.

10. Hutter Charles (Ed.). Imagination and the Spirit: Essays in Literature and the Christian Faith Presented by Clyde Kilby, Mich., 1971.

REFERENCES

1. Trauberg N.L. Some words on Clive S. Lewis Available at: http://www.rokim.org.ua/christ_literature/lewis/about_lewis/

2. Brandis Е. Science fiction and a person today. Brandis E. Voprosy Literatury. 1997. No.6. P. 14-26.

3. Chernyavskaya N.A. Soul travelling in C.S.Lewis's novel Till We Have Faces. Chernyavskaya N.A. 8th International Purishev Readings: Travelling means living. Moscow: MPGU, 2005. P. 34-40.

4. Lewis C.S. Surprised by Joy Available at:http://libes.ru/357193.htm

5. Lewis C.S. The World's Last Night and Other Essays. Harcourt, Brace and Co: New York, 1960. P. 15.

6. Lewis C.S. Collected Edition in 8 volumes. Lewis, C.S. Edition in 8 volumes. Vol.3. Moscow-Minsk: "Vinograd", 1988. 408 p.

7. Trauberg N.L. On fairytales of Lewis and Tolkien. Old England fairytales. Moscow, 1992. P. 204-210.

8. Matsan К. Find Aslan - turn to Jesus Christ: Available at http://www.foma.ru/articles/1573.

9. Mankheim K. Christian values and changes of social media. Social sciences and contemporaneity. № 5/1993. 186 p.

10. Hutter Charles (Ed.). Imagination and the Spirit: Essays in Literature and the Christian Faith Presented by Clyde Kilby, Mich., 1971.

Информация об авторе

Власов Алексей Михайлович, аспирант, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых, Владимир, Россия [email protected]

Получена: 07.05.2015

Information about the author

Vlasov Alexey Mikhaylovich, Postgraduate Student, Chair of Philosophy and Religion Studies, Vladimir (Region) State University named after the Stoletoff, Alexander Grigoryevich and Niko-lay Grigoryevich, Vladimir city, Russia [email protected]

Received: 07.05.2015

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.