Научная статья на тему 'Особенности гуманитарного сотрудничества между СССР (Россией) и Китаем в конце 80-х - начале 90-х гг. Хх в'

Особенности гуманитарного сотрудничества между СССР (Россией) и Китаем в конце 80-х - начале 90-х гг. Хх в Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
938
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СССР / РОССИЯ / КНР / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КУЛЬТУРНЫЙ ОБМЕН / МЕЖДУНАРОДНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / РЕГИОНАЛЬНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Ряснов И. А.

В статье рассмотрены проблемы гуманитарного сотрудничества между Советским Союзом (Российской Федерацией) и Китаем в конце 80-х начале 90-х гг. ХХ в. Проанализированы особенности развития двустороннего сотрудничества с учетом особенностей данного исторического периода. Выявлены и обозначены факторы, как способствующие продолжению укрепления гуманитарных связей между двумя странами, так и задерживающие двустороннее развитие. Показана необходимость соотношения культурного и гуманитарного сотрудничества с политическими и экономическими интересами взаимодействия государств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the problems of humanitarian cooperation between the Soviet Union (the Russian Federation) and China in the late 80's early 90's of the XX century. The features of the development of bilateral cooperation are analyzed, taking into account the historical period. The factors both facilitated to the continuing strengthening of humanitarian ties between the two countries and impeded bilateral development are identified and marked. The necessity of correlation of cultural and humanitarian cooperation with political and economic interests of interaction of states is shown.

Текст научной работы на тему «Особенности гуманитарного сотрудничества между СССР (Россией) и Китаем в конце 80-х - начале 90-х гг. Хх в»

УДК 339.9.01

И. А. Ряснов

Новосибирский государственный педагогический университет (Новосибирск, Россия)

ОСОБЕННОСТИ ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА МЕЖДУ СССР (РОССИЕЙ) И КИТАЕМ В КОНЦЕ 80-Х — НАЧАЛЕ 90-Х ГГ. ХХ В.

В статье рассмотрены проблемы гуманитарного сотрудничества между Советским Союзом (Российской Федерацией) и Китаем в конце 80-х — начале 90-х гг. ХХ в. Проанализированы особенности развития двустороннего сотрудничества с учетом особенностей данного исторического периода. Выявлены и обозначены факторы, как способствующие продолжению укрепления гуманитарных связей между двумя странами, так и задерживающие двустороннее развитие. Показана необходимость соотношения культурного и гуманитарного сотрудничества с политическими и экономическими интересами взаимодействия государств.

Ключевые слова: СССР, Россия, КНР, гуманитарное сотрудничество, культурный обмен, международные отношения, региональное сотрудничество.

На рубеже 1980—1990-х гг. в двусторонних отношениях между Китаем и СССР произошел поворот от безрезультатной полемики к конструктивному межгосударственному диалогу, от конфронтации к добрососедским отношениям, от соперничества на мировой политической арене к сотрудничеству. Важным шагом для таких радикальных перемен стал визит М. Горбачева в Китай в мае 1989 г. Переговоры, которые прошли на высшем уровне с руководителями КНР, и подписанное в результате этих переговоров 18 мая 1989 г. советско-китайское соглашение подтвердили на официальной основе нормализацию советско-китайских двусторонних отношений и обусловили начало нового этапа их развития.

Формула: «Закрыть прошлое, открыть будущее», высказанная Дэн Сяопином на первой после двадцатилетнего перерыва встрече, была зафиксирована в двустороннем документе и свидетельствовала о том, что КНР и СССР не намерены возвращаться к прежнему стратегическому союзу 1950-х гг. — так называемому «золотому десятилетию», но и не желают конфронтации, подобной той, что существовала в 1960-х и 1970-х гг., дошедшей до развития вооруженных конфликтов на границе, в том числе на острове Даманский. Фундаментом новых отношений между странами стали общепризнанные нормы международного права. Стороны выразили намерение «развивать взаимоотношения на базе принципов международного общения», включающих взаимное признание и уважение государственного суверенитета и целостности территории, невмешательство во внутренние дела, ненападение, равенство и выгоду для обеих сторон, мирное сосуществование1.

ISSN 2412-8945. Развитие территорий. 2017. № 4 (10). © И. А. Ряснов, 2017

1 См.: Михеев В. В., Якубовский В. Б. Роль и место России в развитии интеграционных процессов в АТР и СВА : науч. докл. на Отд-нии обществ. наук Президиума РАН, 2004. С. 44.

Стороны также заявили о готовности разрешать любые спорные вопросы и проблемы посредством мирных переговоров, в частности урегулировать пограничные проблемы. После встречи в мае 1989 г. началось продвижение по всему спектру и по различным областям двусторонних взаимоотношений. В апреле 1990 г. был организован официальный визит премьера Госсовета КНР Ли Пэна в Москву, который с главой правительства СССР Н. Рыжковым подписал Программу развития экономического и научно-технического сотрудничества СССР и Китая до 2000 г. и Соглашение о сотрудничестве при исследовании космического пространства в мирных целях. Помимо этого были подписаны Соглашение о государственном кредите для поставок из Китая в СССР товаров народного потребления, а также Меморандум о сооружении в Китае атомной электростанции при сотрудничестве и помощи со стороны СССР. Для укрепления доверия обе стороны достигли договоренности продолжать переговоры по вопросам установления правового режима приграничных территорий, а также обоюдного сокращения численности вооруженных сил на приграничных территориях. В 1990 г. по данным вопросам было организовано пять встреч

2

сотрудников министров иностранных дел .

В мае 1991 г. была организована вторая встреча двух стран на высшем уровне. По приглашению М. Горбачева Москву посетил Генеральный секретарь ЦК КПК Цзян Цземинь. В рамках визита стороны подписали советско-китайское коммюнике и соглашение о восточной области границы. Ключевым из пяти принципов сосуществования двух стран Цзян Цземинь назвал невмешательство во внутренние дела. Наибольший

2 См.: Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ — начало XXI в.). М. : Восток-Запад, 2005. С. 195.

акцент был сделан на гуманитарном сотрудничестве. Однако и при относительной нормализации советско-китайских дипломатических отношений был не решен ряд проблем и главным образом проблема ликвидации военного противостояния и решения пограничных вопросов1.

Гуманитарное двустороннее сотрудничество между СССР и Китаем и культурный обмен являются одной из ключевых составляющих международных отношений двух стран. На дипломатические отношения в сфере культуры воздействуют экономические, исторические, социально-политические и этнические факторы. При этом именно гуманитарный аспект международных отношений, в отличие от политического или экономического, оказался на современном этапе в стороне от научного дискурса. Этим обусловлен тот факт, что культурный и гуманитарный потенциал двух государств задействован в установлении добрососедских российско-китайских отно-~ 2

шений в недостаточной степени .

На первый взгляд распад Советского Союза и, соответственно, крах коммунистической идеологии должны были однозначно закрепить кон-фронтационные отношения между Россией и Китаем. Однако на современном этапе это не представляется безоговорочно очевидным. Дипломатические отношения между Китаем и Российской Федерацией, продолжающиеся после распада СССР до настоящего времени, а также, полагаем, и в недалеком будущем будут нести на себе оттиск совместного исторического прошлого этих двух государств. Характерной особенностью российско-китайских отношений выступает не только смена периодов сближения и отдаления стран, но и тот факт, что периоды китайско-российского сближения зачастую совпадали со знаковой сменой эпох в истории России. Вероятно, неоднозначность и противоречивость исторического наследия китайско-советских дипломатических отношений является определяющим фактором современных отношений между двумя государ-ствами3. Немаловажную роль в данном процессе сыграло фактическое отсутствие общности государственных интересов на относительно длительную перспективу. Кроме того, отсутствие четкого понимания места и роли государств в системе национальных приоритетов и некоторая неопределенность в будущем также сказались на развитии российско-китайских отношений. Поэтому развитие советско-китайских (российско-китайских) отношений в период 1989—1995 гг. не может быть оценено однозначно. В частности, одним из результатов такого развития международных отношений стала угрожающая в настоящее время тенденция превращения России в «сырьевой придаток» экономики Китая. В данной ситуа-

1 См.: Инфраструктурный сегмент интеграции России в АТР. Хабаровск, 2004. С. 78.

2 См.: Парамонов В. В., Строков А. В. Этапы внешней политики России в Центральной Азии : информ.-аналит. докл. Великобритания, 2008. С. 117.

3 См.: Наумов И. Н. Стратегия экономического развития

КНР 1996—2020 гг. М., 2010. С. 32.

ции наиболее реальна угроза постепенного поглощения экономической сферой Китая азиатской части Российской Федерации. Таким образом, детальное рассмотрение развития взаимоотношений Китая и СССР (России) представляется до-

4

статочно значимым .

За историю своего сотрудничества на межгосударственном уровне Москва и Пекин подписали около 400 соглашений, охватывающих практически все сферы двустороннего международного сотрудничества. На основе двусторонних деклараций, принятых главами СССР и Китая в период с 1989 по 1995 г., в 2001 г. заключен новый Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой, что говорит о значительной продуктивности международных отношений в исследуемый период. Договор представляет собой своеобразный итог совместных действий СССР и Китая. Данный документ обобщил достижения в процессе сотрудничества, полученные в различных областях взаимоотношений двух стран в течение 1989—2000 гг.5

Со второй половины 1980-х гг. наметилась тенденция к установлению добрососедских отношений между Китаем и СССР, что было обусловлено национальными интересами как России, так и Китая. При этом особую роль в данном процессе сыграло региональное сотрудничество. Процесс развития продуктивных русско-китайских дипломатических отношений охватил в первую очередь такие регионы, как Сибирь и Дальний Восток, что обусловлено протяженной государственной границей с Китаем. Массовые контакты обывателей в регионе дополнены обменом специалистами и студентами в сфере культуры, образования, науки, здравоохранения и спорта на основе ряда соглашений между заинтересованными в сотрудничестве общественными организациями. Процесс налаживания контактов зачастую находился в компетенции лидеров и руководства отдельных организаций, в связи с чем был в недостаточной степени скоординирован и носил хаотичный или эпизодический характер. Однако, несмотря на отсутствие координации, некоторым общественным организациям и учреждениям образования и культуры удалось создать прочные контакты с партнерами в КНР.

Взаимодействие регионов Дальнего Востока и Сибири с Китаем в области изучения русского и китайского языков стало одним из активно развивающихся направлений в сотрудничестве. На границе 80-х и 90-х гг. ХХ в. начинается быстрое развитие экономических связей, в процессе чего обнаружилась нехватка переводчиков-переговорщиков и в Китае, и в России. Кроме того, язык начал рассматриваться как социокультурный компонент — средство ознакомления с иностранной культурой. В 1990 г. произошло объединение

4 См.: Парамонов В. В., Строков А. В., Столпов-ский О. А. Россия и Китай в Центральной Азии: политика, экономика, безопасность : информ.-аналит. кн. Кыргызстан, 2008. С. 48.

5 См.: Там же. С. 49.

в единый факультет кафедры китаеведения восточного факультета Дальневосточного университета (ДВГУ) в городе Владивостоке и старейшего синологического центра на Дальнем Востоке. Количество студентов университета, изучающих иероглифическую письменность и китайский язык, неуклонно росло и к концу 1990-х гг. составило около 500 человек. Одновременно происходит процесс становления центров подготовки специалистов-китаеведов в вузах дальневосточного и сибирского регионов. С 1989 г. Уссурийский педагогический институт начинает подготовку педагогов китайского языка и письменности. Позднее китайский язык начинают преподавать в Техническом университете Дальнего Востока (с 1995 г.) и Университете экономики и сервиса Дальневосточного региона (с 1996 г.) в городе Владивостоке. В этот же период обучать переводчиков китайского языка начинает факультет восточных языков в Дальневосточном государственном гуманитарном университете города Хабаровска. В городе Благовещенске китайский язык также преподается с 1990 г. в педагогическом университете города и Амурском государственном университете (АмГУ). К 1996 г. в АмГУ образована кафедра, а позднее отделение китаеведения для подготовки студентов по специальности «Регионоведение (востоковедение)» и специальности «китаеведение»1.

В конце 1980-х гг. в регионах Сибири и Дальнего Востока осуществляются единичные контакты вузов Дальнего Востока с институтами стран Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР), и в частности Китая. В начале 1990-х гг. знаменательным шагом на пути установления сотрудничества стало проведение в городе Владивостоке конференции, где приняли участие 66 ректоров университетов, президентов, директоров НИИ стран АТР и 28 наблюдателей из 13 различных стран АТР, причем встречи имели практическое продолжение. Их итогом стало проведение в 1996 г. на базе ДВГТУ третьего международного совещания ректоров высших учебных заведений Северо-Востока Китая и восточных районов Российской Федерации, где участвовали руководители 30 вузов КНР2.

Региональное международное сотрудничество организаций Дальнего Востока и Сибири с регионами КНР несколько опередило сотрудничество «в масштабе государств». Однако, по мнению специалистов, межгосударственные соглашения о гуманитарном и культурном сотрудничестве СССР и Китая также охватывали различные сферы совместной деятельности: образование, культуру, язык, социальные проблемные вопросы, туризм. В декабре 1992 г. правительства России и КНР приняли двустороннее соглашение о культурном межгосударственном сотрудничестве, затрагивающее практически все сферы об-

1 См.: Рахманин О. Б. К истории отношений РСФСР, СССР, РФ с Китаем, 1917—1997: (обзор основных событий, оценки экспертов) / РАН. Ин-т Дал. Востока. М., 1999. С. 29.

2 См.: Там же. С. 30—34.

щественной жизни: культуру, искусство, образование, общественные науки, печать, издательское дело, радиовещание, телевидение, кинематографию, спорт, туризм, здравоохранение. Однако, как особо подчеркивают исследователи, сотрудничество на основе межгосударственных договоров реализовывалось преимущественно в Дальневосточном регионе и Сибири3.

Так, на Дальнем Востоке накоплен значительный опыт проведения международных соревнований, эстафет и дружеских встреч спортивных организаций и клубов КНР и СССР (России). В 1988 г. органы власти населенного пункта Пограничный (Приморский край) достигли договоренности с правительством города Суйфэньхэ в Китае об организации в 1989 г. товарищеской спортивной встречи по баскетболу и волейболу. Данный региональный контакт — один из первых международных контактов в области спорта, который получил дальнейшее продолжение в регионе и на близлежащих территориях. Например, Еврейская автономная область с 1992 г. организует спортивные соревнования, эстафеты и фестивали «Шолом» в рамках развития детского спорта на регулярной основе с участием детских спортивных команд КНР. Также традиционными стали международные заплывы через реку Амур между городами Благовещенск и Хэйхэ4.

Способствовали развитию гуманитарного и культурного сотрудничества регионов Дальнего Востока и Сибири с Китаем тесные контакты местного населения пограничных территорий Дальнего Востока с населением КНР. Специфические признаки китайской культуры можно наблюдать в повседневной жизни российских граждан этих территорий, использующих китайские предметы быта, полюбивших китайскую кухню, китайские традиции и др.

По мнению одного из крупнейших ученых-востоковедов профессора В. Л. Ларина, процесс установления гуманитарного сотрудничества проходил в несколько этапов. На начальном этапе, который наступил после двадцатилетнего перерыва из-за событий в политике СССР 1960-х гг., ключевое внимание было обращено на преимущества китайской культуры. В данный период отмечается низкая компетентность и отвлеченные представления о культуре и традициях Китая. Интерес советских граждан вызывала история Китая, письменность, культура, искусство, концепции философов и духовный опыт даосизма и буддизма, уклад жизни, восточная медицина. Повсеместно стали открываться курсы и отделения китайского языка, появилось большое число русско-китайских разговорников, начали работать секции восточных видов спорта и едино-

3 См.: Парамонов В. В., Строков А. В., Столпов-ский О. А. Указ. соч. С. 88.

4 См.: Веклич Ж. В., Макарина Г. А. Социокультурный аспект в преподавании китайского языка // Дальний Восток: проблемы межкультурной коммуникации : материалы науч.-практ. конф. (г. Комсомольск-на-Амуре, 19—21 сентября 2006 г.). Комсомольск-на-Амуре, 2006. С. 163—165.

борств, курсы по китайской медицине. Именно в этот период налаживаются международные связи между СССР и Китаем, заключаются первые соглашения о сотрудничестве с Китаем как на государственном, так и на региональном уровнях1.

Второй период, который В. Л. Ларин относит к началу 1990-х гг., характеризуется тем, что в процессе накопления негативного коммуникационного опыта происходит отторжение китайской культуры. Акцент сместился на различия в поведении, ценностных ориентирах и нормах, что стимулировало возрастание у граждан СССР и затем России чувства превосходства.

Интересно, что этот же период отмечен ростом гуманитарного обмена между Китаем и СССР (Россией), несмотря на который взаимодействие двух стран в сфере культуры развилось в незначительной степени2. В этот же период происходит развитие региональных (главным образом дальневосточных) китаеведческих школ, где формируется образовательная и методическая база — от специализированных школ и классов с изучением китайского языка до кафедр и отделений вузов, подготавливающих переводчиков и китаеведов. Таким образом, по справедливому замечанию О. Б. Рахманина, разобщенность ряда гуманитарных контактов, носивших по большей части ознакомительный характер на начальном этапе межгосударственного взаимодействия, сопровождается иным, противоположно направленным процессом — установлением связей в гуманитарной и культурной сферах3.

В Дальневосточном регионе благодаря постепенному развитию двустороннего взаимодействия сложились наиболее благоприятные для партнерства факторы, следствием которых является рост уровня понимания жителями Дальнего Востока культуры Китая. Наряду с этим некоторые условия, главным образом экономического и политического характера, оказывают отрицательное влияние на гуманитарное русско-китайское партнерство. Культурное и гуманитарное сотрудничество в этой связи должно быть соотнесено с политическими и экономическими интересами взаимодействия. Высокий потенциал региона Дальнего Востока для развития и культурного взаимообогащения государств необходимо использовать в полной мере4.

Следует отметить, что помимо «сотрудничества в открытую» — на основе двусторонних договоров — для исследуемого периода советско-

1 См. об этом: Ларин В. Л. Российско-китайские отношения в региональных измерениях (80-е годы ХХ — начало XXI в.). С. 195.

2 См. об этом: Ларин В. Л. Китай и Дальний Восток России в первой половине 90-х: проблемы регионального взаимодействия. Владивосток : Дальнаука, 1998. С. 155, 158—159.

3 См.: Рахманин О. Б. Указ. соч. С. 27.

4 См.: Кригер Г. Н., Чжэн Цзя. Специфика психологиче-

ской адаптации в условиях современного культурного пространства на примере русской и китайской культур // Актуальные проблемы этнопсихологии в контексте культурно-экономического сотрудничества со странами Азиатско-Тихоокеанского региона : сб. науч. ст. междунар. науч.-практ. конф. 23—25 мая 2008 г. : в 2 т. Хабаровск, 2008. Т. 1. С. 231—236.

китайских отношений в гуманитарной сфере характерно применение стратегии так называемой «мягкой силы» (навязывание политических, общественных, экономических ценностей со стороны одного государства другому) со стороны КНР. Опыт применения «мягкой силы» со стороны Китайской Народной Республики достаточно показателен, так как в выделении Китаем финансов для укрепления и развития инструментов «мягкой силы», направленной на СССР (позже — на Российскую Федерацию), прослеживается строгая система. Выделенные для этого экономические ресурсы КНР крайне редко списываются и в большинстве случаев ограничены по времени для возврата и окупаемости. Кроме того, выделение денежных средств со стороны Китая сопровождается расширением рабочих мест (и мест в высших учебных заведениях) для граждан Китая. А также на деньги, выделяемые Китаем, закупаются в основном китайские товары и производимое Китаем оборудование, что, по сути, возвращает денежные средства обратно и дает возможность развивать свою собственную экономику5. При этом Китай прилагал средства и усилия к тому, чтобы в СМИ СССР (и позже — в России) намерения КНР при выделении финансовых ресурсов выглядели альтруистическими.

«Мягкая сила» Китая базируется на тысячелетней культуре и великой мировой экономике, которая заявила о себе уже к 1990-м гг. Китай в значительной степени взаимодействует с Россией через сферу образования. Краеугольным камнем «мягкой силы» Китая в образовании является Институт Конфуция, который открыт в высших учебных заведениях России (при Московском и Новосибирском государственных университетах). Усилиями Института Конфуция на обучение в Китай отправляются студенты из России, а российские вузы принимают на обучение граждан КНР. Кроме того, в ряде вузов открыты кафедры и отделения изучения китайского языка. В области идеологии у Китая отсутствует привлекательная демократическая концепция США, в связи с чем КНР делает основную ставку при продвижении «мягкой силы» на уменьшение негативных черт образа КНР в глазах соседних стран.

Ключевой составляющей инструментальной стратегии и тактики «мягкой силы» КНР в России в исследуемый период выступает политика руководства Китайской Народной Республики. Так, власти Китая при реализации внешней политики осуществляют свои действия с особой осторожностью. Одним из преимуществ внешней политики Китая, которое они всячески позиционируют, является невмешательство во внутреннюю жизнь другого государства. От такой глобальной и авторитетной державы, члена Совета Безопасности ООН данный принцип звучит достаточно привле-

5 См.: Филоненко В. В. Туристические связи Хабаровского края со странами Северо-Восточной Азии // Культурно-экономическое сотрудничество стран Северо-Восточной Азии : материалы Второго междунар. симпозиума 18—19 мая 2006 г. : в 2 т. Хабаровск, 2006. Т. 1. С. 151—154.

кательно, превращая Китай в идеального политического и экономического партнера для любого государства, в том числе и для России1.

Характеризуя международные отношения между СССР и Китаем в масштабе государств, следует отметить политический аспект установления гуманитарного сотрудничества. Немаловажным в данном ключе стало то, что переговоры по урегулированию режима приграничных территорий, начатые в 1964 г. и продолжающиеся без видимого результата на протяжении двух десятилетий, принесли первые продуктивные итоги. Так, в мае 1991 г. было заключено Соглашение о государственной границе между СССР и Китаем на Восточной части границы2. В значительной степени на гуманитарное сотрудничество повлияла активизация торгово-экономических и научно-технических связей, развитие которых потребовало возобновления деятельности консульств СССР (России) в Шэньяне, Шанхае и посольств КНР в Хабаровске и Санкт-Петербурге.

После распада Советского Союза Правительство Китая 24 декабря 1991 г. одним из первых на международной политической арене признало Российскую Федерацию государством-правопреемником прав и обязательств расформированного Советского Союза, что обусловило становление нового периода развития двусторонних отношений Китая и России. На январском заседании 1992 г. Совета Безопасности ООН в Нью-Йорке при сопутствующей встрече Президента России Б. Н. Ельцина и Ли Пэна, Премьера Госсовета КНР, подтверждено стремление обеих сторон развить добрососедские дружественные отношения на базе принципов мирного взаимодействия и сосуществования. Оценивая данный период, О. Б. Рахманин отмечает, что в результате совместных усилий и политической воли обеих сторон в 1990-х гг. Китаю и России удалось выйти на наиболее оптимальную партнерскую модель двусторонних взаимоотношений, которая

базируется на взаимном уважении и учете политических, гуманитарных и экономических интересов. По его мнению, немаловажным в данном ключе стал и сознательный отказ от установления союзнических взаимоотношений в военной области, который сочетается с тесной внешнеполитической и экономической координацией усилий по защите общих интересов3.

Подобный курс двусторонних отношений России и Китая привел к становлению разветвленных и многофакторных механизмов сотрудничества. Активно заключались межправительственные соглашения и договоры в различных областях. Регулярно организовывались переговоры и встречи на высоком и высшем уровнях, были налажены систематические консультации по линии сотрудников министерств иностранных дел обеих стран, установлены контакты министерств обороны России и Китая4.

Особую роль в 1990-х гг. в двусторонних взаимоотношениях сыграли непосредственные личные контакты высших руководителей России и Китая. Лидеры двух стран на регулярной основе проводили встречи и переговоры, обсуждали злободневные проблемы по «горячей линии», обменивались различными посланиями. Сложившиеся дружественные отношения двух стран задавали общий тон всей атмосфере межгосударственного взаимодействия на международной арене, стимулировали активное установление партнерских контактов не только между Россией и Китаем, но и между другими государствами. «Пиком» развития международных отношений между Россией и Китаем стало подписание в апреле 1996 г. Б. Н. Ельциным и Председателем КНР Цзян Цзэ-минем Совместной декларации, провозгласившей установление между двумя странами доверительного равноправного партнерства, направленного на дальнейшее стратегическое взаимодействие в XXI в.

I. A. Ryasnov

FEATURES OF HUMANITARIAN COOPERATION BETWEEN THE SOVIET UNION (THE RUSSIAN FEDERATION) AND CHINA IN THE LATE 80'S — EARLY 90'S

OF THE XX CENTURY

This article describes the problems of humanitarian cooperation between the Soviet Union (the Russian Federation) and China in the late 80's — early 90's of the XX century. The features of the development of bilateral cooperation are analyzed, taking into account the historical period. The factors both facilitated to the continuing strengthening of humanitarian ties between the two countries and impeded bilateral development are identified and marked. The necessity of correlation of cultural and humanitarian cooperation with political and economic interests of interaction of states is shown.

Keywords: USSR, Russia, China, humanitarian cooperation, cultural exchange, international relations, regional cooperation.

1 См.: Рахманин О. Б. Указ. соч. С. 93.

2 См.: Воскресенский А. Д. Китай и Россия в Евразии. Историческая динамика политических взаимовлияний. М. : Муравей, 2004.

3 См.: Рахманин О. Б. Указ. соч. С. 56.

4 См.: ВекличЖ В., МакаринаГ. А. Указ. соч. С. 163—165.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.