Научная статья на тему 'Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой на современном этапе'

Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой на современном этапе Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
5875
907
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РОССИЙСКО-КИТАЙСКИЕ ОТНОШЕНИЯ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / "МЯГКАЯ СИЛА" / RUSSIAN-CHINESE RELATIONS / HUMANITARIAN COOPERATION / PUBLIC DIPLOMACY / “SOFT POWER”

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Положевич Роман Станиславович

В отечественных исследованиях по международным отношениям в последние годы все больше внимания уделяется изучению феномена «мягкой силы» во внешней политике государств. Одним из измерений «мягкой силы», влияющим в наибольшей степени на выстраивание долгосрочных дружественных отношений между широкими слоями общественности двух стран, являются регулярные гуманитарные контакты в таких ключевых областях сотрудничества, как культура, образование, здравоохранение, спорт, туризм, работа со СМИ и молодежью. Автор статьи анализирует текущее сотрудничество в обозначенных областях Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и приходит к выводу, что гуманитарный диалог между странами непрерывно углубляется благодаря интенсивной комплексной работе российского руководства, задействующего для этой цели многочисленные гражданские структуры. Вместе с тем, на сегодняшний день остаются значительные неиспользованные резервы двустороннего культурно-гуманитарного взаимодействия, успешная активизация которых способна вывести отношения между народами России и Китая на качественно новый уровень.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The Currents State of Russian-Chinese Humanitarian Cooperation

In recent years, Russian international relations scholars have devoted much attention to the study of “soft power” phenomenon in the external policy of a modern state. One of the “soft power” aspects, which influences mainly the process of building long-term friendly relations between the general public of the two states, is regular humanitarian contacts which take place on bilateral and multilateral basis in such crucial spheres of cooperation as culture, science and education, healthcare, sports, tourism, youth policy and mass media (ICT). The author of the article analyses the ongoing cooperation in the above-mentioned spheres between the two most influential geopolitical Eurasian actors the Russian Federation and the People’s Republic of China and concludes that humanitarian interaction between the two countries is developing in the spirit of “comprehensive partnership and strategic cooperation” as their leaders declared in 2014.

Текст научной работы на тему «Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой на современном этапе»

Положевич Р. С.

Гуманитарное сотрудничество Российской Федерации с Китайской Народной Республикой на современном этапе

Положевич Роман Станиславович — аспирант, факультет государственного управления, МГУ имени М.В. Ломоносова, Москва, РФ. E-mail: roman.polozhevich@gmail.com SPIN-код РИНЦ: 4790-1967

Аннотация

В отечественных исследованиях по международным отношениям в последние годы все больше внимания уделяется изучению феномена «мягкой силы» во внешней политике государств. Одним из измерений «мягкой силы», влияющим в наибольшей степени на выстраивание долгосрочных дружественных отношений между широкими слоями общественности двух стран, являются регулярные гуманитарные контакты в таких ключевых областях сотрудничества, как культура, образование, здравоохранение, спорт, туризм, работа со СМИ и молодежью. Автор статьи анализирует текущее сотрудничество в обозначенных областях Российской Федерации с Китайской Народной Республикой и приходит к выводу, что гуманитарный диалог между странами непрерывно углубляется благодаря интенсивной комплексной работе российского руководства, задействующего для этой цели многочисленные гражданские структуры. Вместе с тем, на сегодняшний день остаются значительные неиспользованные резервы двустороннего культурно-гуманитарного взаимодействия, успешная активизация которых способна вывести отношения между народами России и Китая на качественно новый уровень.

Ключевые слова

Российско-китайские отношения, гуманитарное сотрудничество, публичная дипломатия, «мягкая сила».

За последнее столетие отношения между Москвой и Пекином переживали беспрецедентные взлеты и падения. «Братские» узы между СССР и КНР, установившиеся в первые годы после утверждения коммунистического режима в Поднебесной, сменились в период «хрущевской оттепели» глубоким идеологическим расколом. К началу XXI века российско-китайские отношения нормализовались, а сегодня и вовсе переживают новый расцвет1.

Вместе с тем, на сегодняшний день взаимодействие между странами, по мнению директора Института России Китайской академии современных международных отношений Ф. Юйцзюня, все еще характеризуется (хотя и в меньшей

1 Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия (20 мая 2014 года) // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (дата обращения: 23.03.2017).

степени, чем пару десятилетий назад) «горячими отношениями между правительствами, но холодными отношениями между народами»2.

Наладить прочные дружественные связи между народами России и Китая призваны гуманитарные контакты, находящие выражение в наиболее значимых для простых обывателей сферах общественной жизни: элитарной и массовой культуре, спорте, образовании и науке, здравоохранении, туризме, молодежной политике, в области массовых коммуникаций.

Следует отметить, что на сегодняшний день российско-китайский гуманитарный диалог находит достаточно полное отражение в работах отечественных исследователей-международников3. Вместе с тем, ввиду непрерывного углубления такого диалога и включения в него новых форматов двусторонней кооперации труды многих авторов утрачивают свою актуальность и носят скорее ретроспективный характер. Это обстоятельство, впрочем, не умаляет значения проведенных исследований по данной тематике. Большинство исследователей4 в своих работах

2 Смирнова Л.Н. Научно-образовательное сотрудничество — основа инновационной модели отношений России и Китая // Российский совет по международным делам [Официальный сайт]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=7732#top-content (дата обращения: 23.03.2017).

3 Александров А., Коршунов С. Россия и Китай: новые грани сотрудничества // Качество образования. 2014. № 6. С. 32-38; Ганьшина Е.И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 88-97; Гревцева Г.Я., Рушанин В.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования // Вестник культуры и искусств. 2015. № 3 (43). С. 119-126; ИсаевА.С. Российско-китайские гуманитарные связи — важный компонент стратегического сотрудничества и взаимодействия (глава в книге) // Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем: современное состояние, проблемы и предложения. В 2 кн. М.: Форум, 2014. С. 207-219; КибаД.В. Развитие сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии в гуманитарной сфере в конце XX — начале XXI века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12-1. С. 115-118; Ковалева К.А. Международное культурное гуманитарное сотрудничество: Россия и Китай // Молодежный Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. 2016. № 2 (6). С. 8-9; Корольков В.Е. Перспективы научного, экономического и гуманитарного партнерства России и Китая // Экономика и социум. 2014. № 4-3 (13). С. 548-551; МакаровА.В. Россия — Китай: развитие общественной дипломатии // Научно-образовательное и культурное сотрудничество стран-участниц ШОС. XII Международная научно-практическая конференция (21-23 мая 2014 г.): сборник статей. Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. С. 40-47; Петрова Н.В. Взаимодействие России и Китая в АТР: ресурс гуманитарного сотрудничества // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 4 (27). С. 34-42; Рисухина О.Н. Развитие культурных связей российского Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая (середина 80-х гг. XX в. — начало XXI в.) // Россия и АТР. 2014. № 3 (85). С. 38-52; Ряснов И.А. Культурное сотрудничество России и Китая в XXI в. // Власть. 2013. № 9. С. 79-81; ХанькоМ.В. Российско-китайское гуманитарное и культурное сотрудничество в начале XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2016. № 4. С. 98-103;Лузянин С.Г., ЧжаоХ., и др. Российско-китайский диалог: модель 2016. Доклад № 25/2016 / Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2016.

4 Абашин М.И., Винокурова Е.В., Галиновский А.Л., Тимофеев В.Б. Анализ приоритетных направлений научно-технического и образовательного сотрудничества между Россией и Китаем // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2014. № 3 (305). С. 104-110; Бобыло А.М. Стратегия развития российского образования как фактор обеспечения национальных интересов РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 3.

сделали акцент на образовательном аспекте двустороннего российско-китайского партнерства. Г.В. Вахитова и Е.И. Сафронова5 провели анализ многостороннего гуманитарного диалога в рамках Шанхайской организации сотрудничества, членами которой являются Российская Федерация и Китайская Народная Республика. А.Ю. Внутских, И.В. Раньжина и О.В. Шемякина описали в своих трудах взаимодействие двух стран в области молодежной политики6.

С. 39-54; Вихрова А.Ю., Юймэн В. Сотрудничество в сфере образования как форма культурного обмена между Китаем и Россией // Проблемы науки. 2016. № 9 (10). С. 45-58; Ганьшина Е.И. Роль организационных структур Российской Федерации в продвижении русского языка в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С. 154-167; Гурулева Т.Л. Евразийское образовательное пространство России: предпосылки формирования и теоретические аспекты моделирования (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С. 457-466; Гурулева Т.Л.Образовательное сотрудничество России и Китая в АТР в рамках международных организаций // Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН «Новые аспекты социально-политического развития КНР» (Москва, 18-19 марта 2015 г.). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015. С. 70-91; Гусевская Н.Ю. Россия и Китай: актуальные вопросы сотрудничества в образовательной сфере // ACTUAL SCIENCE. 2016. № 8. С. 30-32; Дробышев Д.В., Рачковская Н.А. Современное состояние и перспективы интеграции России в новое образовательное пространство вдоль «Шелкового Пути» // Труды международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (Дедовск, 14-15 апреля 2016 г.). М.: Московский государственный областной университет, 2016. С. 69-72; Краснова Г.А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в Китае и России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 123-130; МедяникЕ.И. Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. № 1. С. 54-64; Ранзаева В.В. Сотрудничество России и Китая в области образования // Материалы международной научно-практической конференции ученых «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность — X» (Улан-Удэ, 19-21 мая 2016 г.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. С. 334-335; Самкова Е.М. «Мягкая сила» как современная стратегия взаимоотношений Россия — Китай в сфере образования // European Research: Сборник статей V Международной научно-практической конференции (7 октября 2016 г.). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. С. 187-191; Смирнова Л.Н. Указ. соч.; Товуу С.С. О перспективах образовательного сотрудничества России и Китая // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 21-22 апреля 2016 г.). М.: Российский университет дружбы народов, 2016. С. 360-363; Хунянь В. Анализ регионального сотрудничества РФ-КНР в контексте предоставления образовательных услуг // Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации» (Чита, 12-13 мая 2015 г.). Чита: Забайкальский государственный университет, 2015. С. 214-237; Шендерова С.В. Новый формат интернационализации: совместные университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 78-93; Borisenko O., Cui H. On the Development Strategy of Sino-Russian Cooperation in Higher Education // Политика, государство и право. 2016. № 2 (50). P. 9-13; Borisenko O., Zhang Y. Features of Cooperation Between Russia and China in the Field of Joint Educational Programs // Политика, государство и право. 2015. № 1 (37). P. 63-67.

5 Вахитова Г.В. Гуманитарное сотрудничество стран ШОС: Университет ШОС // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Роль субъектов Российской Федерации в укреплении стран ЕАЭС и ШОС (на примере республики Башкортостан)» (14 апреля 2015 г.). Уфа: Башкирский государственный университет, 2015. С. 95-98; Сафронова Е.И. Гуманитарное сотрудничество стран-членов ШОС: значение, планы и реальность. Саарбрюкен: LAP LAMBERT, 2016.

6 Внутских А.Ю., Шемякина О.В. К вопросу о российско-китайском сотрудничестве в области работы с молодежью // Современный социум и современная молодежь: актуальные вопросы. Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.). Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 189-195; Раньжина И.В. Особенности государственной молодежной политики России и Китая: определяющие направления

В связи с многогранностью и динамичностью изучаемого объекта автором статьи поставлена задача представить читателю целостный профиль гуманитарного сотрудничества России с Китаем по состоянию на 2017 год.

Сегодня исключительная роль российско-китайских гуманитарных контактов признается на самом высоком официальном уровне. Так, в Совместном коммюнике по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая Председатель Правительства Российской Федерации Д.А. Медведев и его коллега — Премьер Государственного Совета Китайской Народной Республики Ли Кэцян заявили о намерении всесторонне расширять гуманитарные связи с тем, чтобы укреплять российско-китайское всеобъемлющее партнерство и стратегическое взаимодействие7. Кроме того, новая Концепция внешней политики Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 2016 года № 640, в качестве одной из ключевых внешнеполитических задач России определяет «развитие, в том числе с использованием ресурса общественной дипломатии, международного культурного и гуманитарного сотрудничества как средства налаживания межцивилизационного диалога, достижения согласия и обеспечения взаимопонимания между народами»8.

Необходимо отметить, что основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества были четко обозначены в одноименном документе9, подготовленном Министерством иностранных дел Российской Федерации в 2010 году в развитие положений Концепции внешней политики Российской Федерации, утвержденной Президентом Российской Федерации 12 июля 2008 года. Указанный документ определяет цели, направления, приоритетные задачи, региональные приоритеты российской политики в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества с зарубежными странами. Так, по определению МИД России, «международное культурно-гуманитарное сотрудничество

взаимодействия и сотрудничества // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: Сборник Восточного центра. 2015. № 16-1. С. 79-86.

7 Совместное коммюнике по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая (7 ноября 2016 г.) // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/info/25224/ (дата обращения: 23.03.2017).

8 Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента России от 30.11.2016 № 640) // Президент России [Официальный сайт]. URL: http ://www. kremlin. ru/acts/news/5 3384 (дата обращения: 23.03.2017).

9 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/foreign policy/official documents/-

/asset publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 23.03.2017).

включает связи в области культуры и искусства, науки и образования, средств массовой информации, молодежных обменов, издательского, музейного, библиотечного и архивного дела, спорта и туризма»10. Направления развития международного гуманитарного диалога России, обозначенные внешнеполитическим ведомством в документе, и легли в основу данного исследования. Авторы документа отмечают, что эффективное налаживание культурно-гуманитарного взаимодействия Российской Федерации с партнерами на международной арене, в том числе с Китаем, призвано формировать объективный и благоприятный имидж нашей страны за рубежом и «отвечает интересам увеличения числа друзей России, противодействия проведению новых разделительных линий, нейтрализации антироссийских настроений политико-идеологического происхождения»11.

Поддержка международных гуманитарных связей обозначена на сегодняшний день как одно из приоритетных направлений государственной культурной политики12. Кроме того, важность расширения российского культурного присутствия и укрепления позиций русского языка в мире была отмечена в 2015 году верхней палатой российского парламента13.

Китайской стороной значимость гуманитарных связей отдельно подчеркивалась на XVIII съезде Коммунистической партии Китая в 2012 году. Бывший Председатель КНР Ху Цзиньтао говорил тогда о непрерывном росте международного влияния китайской культуры, о необходимости «выводить ее более широким шагом за рубеж» и потребности в основательном продвижении публичной дипломатии и гуманитарных обменов14.

Основополагающим документом, обозначившим в 2001 году вектор и возможности развития гуманитарного диалога между Россией и Китаем, является Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Республикой. В соответствии с ним на сегодняшний день принято

10 Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества.

11 Там же.

12 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 14.03.2016. № 11. Ст. 1552.

13 Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 03.06.2015 № 211-СФ «Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 15.06.2015. № 24. Ст. 3404.

14 Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Газета «Жэньминь Жибао» [Сайт]. 19.11.2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8023960.html (дата обращения: 23.03.2017).

большое количество соглашений, меморандумов о взаимопонимании и программ сотрудничества на кратко- и среднесрочную перспективу между российским и китайским правительствами, а также отраслевыми ведомствами, курирующими вопросы культуры, образования, здравоохранения, туризма, спорта, СМИ.

Инфраструктуру гуманитарного сотрудничества, канализирующую множественные контакты общественности Российской Федерации и КНР, составляют Общество российско-китайской дружбы (учрежденное еще в 1957 году как Общество советско-китайской дружбы и переименованное в 1992 году), Русско-китайский фонд развития культуры и образования, Российско-китайский комитет дружбы, мира и развития, Российский культурный центр в Пекине (деятельность которого с сентября 2010 года обеспечивается Россотрудничеством), Китайский культурный центр в Москве (учрежденный в декабре 2012 года и поддерживаемый Министерством культуры КНР)15. Мощный импульс российско-китайскому гуманитарному партнерству придают представительства Фонда «Русский мир» в Китае (8 Русских центров16 и 5 Русских кабинетов17), более двух десятков Центров русского языка в КНР и сеть Институтов и Классов Конфуция в нашей стране. Но наиболее значимым институтом, задающим направления углубления гуманитарных связей между Москвой и Пекином, является, безусловно, Российско-Китайская комиссия по гуманитарному сотрудничеству, действующая с начала 2000-х годов. Работа данной структуры, осуществляемая в рамках Подкомиссий по сотрудничеству в области образования, молодежной политики, культуры, здравоохранения, спорта, туризма, СМИ, кинематографии и Рабочей группы по архивному делу, покрывает фактически все пространство гуманитарных контактов между двумя странами.

За последние 10 лет Россия и Китай сделали мощный рывок в сфере гуманитарного взаимодействия. Добиться исключительных успехов странам удалось благодаря проведению серии перекрестных годов, существенно интенсифицировавших российско-китайские «народные» контакты: Года России в Китае (2006) и Года Китая в России (2007), Года русского языка в Китае (2009) и Года

15 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1514-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном учреждении культурных центров» // Собрание законодательства РФ. 26.10.2009. № 43, Ст. 5115.

16 Каталог Русских центров Фонда «Русский мир» //Фонд «Русский мир» [Официальный сайт]. URL: http://russkiymir.ru/rucenter/catalogue.php (дата обращения: 23.03.2017).

17 Список Русских кабинетов Фонда «Русский мир» //Фонд «Русский мир» [Официальный сайт]. URL: http://russkiymir.ru/rucenter/cabinet list.php (дата обращения: 23.03.2017).

китайского языка в России (2010), национальных Годов туризма (2012-2013), Годов дружественных молодежных обменов (2014-2015) и сменивших их Годов национальных СМИ (2016-2017).

Наиболее ярко и динамично расширяется двустороннее сотрудничество в сфере культуры. Стороны совместно проводят выставки китайских и российских художников, фотохудожников, фотокорреспондентов, организуют концертные туры музыкальных коллективов, вечера, посвященные народным промыслам, юбилеям китайских и российских писателей, переводчиков и ученых. Дни, Недели и Сезоны российской и китайской народной культур, форумы городов-побратимов, совместные ярмарки, фестивали, мастер-классы по балету для китайской молодежи, обмены художественными коллективами и артистами, музейными и театральными работниками и сотрудниками национальных библиотек — все это усиливает взаимное культурное присутствие России и Китая. Внушительный перечень мероприятий в области культуры, в том числе направленных на укрепление прямых культурных связей между регионами России и Китая, закреплен в Программе сотрудничества между Министерством культуры Российской Федерации и Министерством культуры КНР на 2017-2019 годы.

Отдельного внимания заслуживает партнерство Российской Федерации и КНР в области кинопроизводства. Активно расширяется сотрудничество между кинофондами двух стран, учащаются обмены киноматериалами, стимулируются академические обмены между кинематографическими вузами России и Китая. По итогам шестнадцатого заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству стороны договорились о ежегодном взаимном коммерческом прокате как минимум пяти национальных фильмов18, а на семнадцатом заседании — вновь заявили о намерении разработать и подписать межправительственное Соглашение о совместном кинопроизводстве19. Содействовать этому будет ряд кинокомпаний, в числе которых — заключившие соглашения «Централ Партнершип» и "China Film Group"20.

18 Протокол 16-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Министерство образования и науки Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/документы/8147/файл/7487/Протокол-16.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

19 Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Посольство России в Китае [Сайт]. URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20161107-protokol-17-go-zasedaniya-gumkomissii-rus.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

20 В следующем году российское кино будет показываться в кинотеатрах Китая // Союз кинематографистов Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://unikino.ru/в-следующем-году-российское-кино-буде/ (дата обращения: 23.03.2017).

Еще одной точкой соприкосновения двух стран, которой часто не придается должное значение, является архивное дело. Федеральная архивная служба России и Государственное архивное управление КНР, руководствуясь принятой Программой мероприятий Российско-Китайской рабочей группы по сотрудничеству в области архивов на 2016-2020 годы, совместно проводят историко-документальные выставки, обмениваются архивной информацией и специалистами, публикуют архивные документы. Особенно актуальным российско-китайское взаимодействие по линии архивных ведомств стало в связи с совместным празднованием юбилея Победы во Второй мировой и Великой Отечественной войнах. Кроме публикации архивных документов, сторонами было проведено около 50 мероприятий, в числе которых — фотовыставки, научные конференции, кинопоказы, художественные выступления, концертные выступления Сводного российско-китайского молодежного оркестра в Москве и Пекине.

Нарастающими темпами развивается сотрудничество России и Китая в образовательном пространстве. Стороны прилагают значительные усилия к расширению совместной подготовки высококвалифицированных кадров по программам высшего и послевузовского профессионального образования. На базе национальных вузов организована деятельность совместных аспирантур. Сегодня успешно функционируют или находятся на стадии открытия совместные вузы России и Китая: учрежденный на базе партнерства МГУ имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета Российско-Китайский университет в Шэньчжэне (КНР) , Китайско-Российский институт Шелкового пути, созданный на базе

сотрудничества Уральского государственного университета путей сообщения и

22

Лючжоуского железнодорожного профессионально-технического училища22, российско-китайский совместный Институт искусств в г. Вэйнане (КНР), соучредителями которого выступили Московский государственный педагогический университет и Вэйнаньский педагогический университет23. Также осуществляют плодотворную деятельность совместный Китайско-Российский институт, учрежденный

21 О проекте создания Совместного российско-китайского университета МГУ-ППИ в Шэньчжэне // Совместный российско-китайский университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне [Официальный сайт]. URL: http://msuinchina.org/about/ (дата обращения: 23.03.2017).

22 Китай и Россия совместно создали Институт Шелкового пути для обслуживания строительства скоростных железных дорог // ИА «Синьхуа» [Официальный сайт]. URL: http://russian.news.cn/2016-05/03/c 135330826.htm (дата обращения: 23.03.2017).

23 В Китае создается первый совместный российско-китайский институт искусств // ИА «ТАСС» [Официальный сайт]. 09.04.2016. URL: http://tass.ru/obschestvo/3190135 (дата обращения: 23.03.2017).

в 2011 году на базе Новосибирского государственного университета и Хэйлунцзянского университета24, и действующий с 2015 года в рамках сотрудничества Санкт-Петербургского университета и Китайского народного университета в Пекине

25

Центр российских исследований . Кроме того, планируется дальнейшее открытие ряда совместных институтов и запуск двусторонних исследовательских проектов: Художественного института имени В.И. Сурикова Харбинского педагогического университета (в сотрудничестве с МГАХИ им. В.И. Сурикова), Российско-Китайского тестового центра и Российско-Китайского института высшего перевода на базе СПбГУ и Хэйлунцзянского университета26.

Академический обмен интенсифицируется благодаря семи специализированным ассоциациям — технических, экономических, педагогических, художественных, медицинских, сельскохозяйственных, транспортных вузов России и Китая. Страны также обсуждают создание двусторонних ассоциаций авиационных, филологических и классических университетов27. Всего между российскими и китайскими университетами за последние годы было заключено порядка 900 прямых договоров и соглашений о сотрудничестве.

Поэтапное расширение двусторонней мобильности студентов и научно-педагогических работников до 100 тыс. человек к 2020 году28 (для сравнения, в 2016 году в КНР учились 17 тыс. российских студентов, а в России — 25 тыс. китайских29), проведение летних языковых школ, создание совместных исследовательских лабораторий, реализация образовательных программ, включение в перечень Всероссийских олимпиад школьников олимпиады по китайскому языку и

24 Почти 80 студентов Китайско-российского института приехали на обучение в НГУ // Новосибирский государственный университет [Официальный сайт]. 03.11.2016. URL: http://www.nsu.ru/d675236cdd6f640 caa87fafe57419760 (дата обращения: 23.03.2017).

25 СПбГУ и Китайский народный университет готовят к открытию центр российских исследований в КНР // Санкт-Петербургский государственный университет [Официальный сайт]. 23.05.2014. URL: http://spbu.ru/news-spsu/20853 (дата обращения: 23.03.2017).

26 Смирнова Л.Н. Указ. соч.

27 В МГУ прошел Форум ректоров вузов России и Китая // Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова [Официальный сайт]. 05.07.2016. URL: http://www.msu.ru/news/v-mgu-proshel-forum-rektorov-vuzov-rossii-i-kitaya.html (дата обращения: 23.03.2017); Сотрудничество России и Китая в области образования // Министерство науки и образования Российской Федерации [Официальный сайт]. 03.06.2015. URL: http://минобрнауки.рф/новости/5691 (дата обращения: 23.03.2017).

28 Совместное коммюнике по итогам 21 -й регулярной встречи глав правительств России и Китая (7 ноября 2016 г.) // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/info/25224/ (дата обращения: 23.03.2017).

29 В МГУ прошел Форум ректоров вузов России и Китая // Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова [Официальный сайт]. 05.07.2016. URL: http://www.msu.ru/news/v-mgu-proshel-forum-rektorov-vuzov-rossii-i-kitaya.html (дата обращения: 23.03.2017).

введение в российских школах в 2017 году ЕГЭ по китайскому языку30 — все эти инициативы выводят образовательный процесс в российских и китайских школах и вузах на качественно новый уровень и способствуют налаживанию дружественных связей между молодежью и академическими кругами России и Китая.

Российская Федерация и КНР, будучи странами с быстрорастущими фармацевтическими рынками, уделяют пристальное внимание сотрудничеству в области здравоохранения, включая санитарную охрану территорий, профилактику инфекционных и неинфекционных заболеваний, медицину катастроф (так, например, в

2016 году российская сторона провела обучение китайских коллег в целях подготовки специалистов международного класса в этой области31), традиционную медицину, контроль за обращением лекарственных средств и пищевых добавок, санаторно-курортное лечение и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения. Благодаря Российско-Китайской ассоциации медицинских университетов (РКАМУ) в составе 37 российских и 45 китайских вузов (по состоянию на март

2017 года32) идет совместное освоение и применение новых медицинских технологий: методов регенеративной медицины, продуктов с использованием стволовых клеток, биомедицинских клеточных продуктов — а также налаживается сотрудничество в отдельных областях: педиатрии, офтальмологии и некоторых других33. Кроме того, стороны сегодня изучают возможность создания совместной ассоциации спасательных и медико-санитарных служб34.

Поощряется и спортивное взаимодействие между странами. На регулярной основе проводятся межвузовские и школьные соревнования и товарищеские матчи по футболу, баскетболу, шахматам, хоккею и другим приоритетным видам спорта. Развиваются прямые связи между российскими и китайскими спортивными

30 Апробация ЕГЭ по китайскому языку выявила ряд проблем // Газета «Известия» [Официальный сайт]. 03.02.2016. URL: http://izvestia.ru/news/603122 (дата обращения: 23.03.2017).

31 Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Посольство России в Китае [Сайт]. URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20161107-protokol-17-go-zasedaniya-gumkomissii-rus.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

32 Члены Российско-Китайской ассоциации медицинских университетов // Российско-Китайская ассоциация медицинских университетов [Официальный сайт]. URL: http://www.asrmu.org/ru/index.html#m embers (дата обращения: 23.03.2017).

33 Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Посольство России в Китае [Сайт]. URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20161107-protokol-17-go-zasedaniya-gumkomissii-rus.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

34 В Хабаровском крае завершились российско-китайские учения в области медицины катастроф // Министерство здравоохранения Российской Федерации [Официальный сайт]. 16.09.2015. URL: http://www.rosminzdrav.ru/news/2015/09/16/2538-v-habarovskom-krae-zavershilis-rossiysko-kitayskie-ucheniya-v-oblasti-meditsiny-katastrof (дата обращения: 23.03.2017).

федерациями, осуществляются взаимные визиты делегаций, тренеров и спортивных команд. В июле 2015 года в Иркутске были успешно проведены VI Российско-Китайские молодежные игры35, а в Китае состоялась 3-я Российско-Китайская Конференция по спортивной науке. В декабре 2016 года в китайском Харбине прошли I Российско-Китайские зимние молодежные игры36, а в 2017 году запланировано проведение VII Российско-Китайских молодежных игр — также в Китае. Стороны, кроме того, подтверждают намерения создать российско-китайскую рабочую группу по совместным исследованиям в области высших достижений спорта37.

Важным вектором гуманитарного сотрудничества России и Китая также является сфера туризма. Несмотря на резкое падение реальных доходов россиян в 2014-2017 гг., туристический поток в Поднебесную по итогам 2016 года существенно вырос по сравнению с 2015 годом — примерно на 31%. За последний год Китай вышел на 5-е место по популярности среди российских туристов, уступая лишь Абхазии, Финляндии, Казахстану и Украине (речь при этом идет исключительно о туристических поездках)38. Китай занимает 4-е место по числу въезжающих в нашу страну иностранных туристов (после Украины, Казахстана и Финляндии): в 2016 году Россию посетили около 1,289 млн граждан Поднебесной, что на 15% больше аналогичного показателя за 2015 год39.

Экономический кризис не мешает двум странам находить новые направления сотрудничества. В конце 2015 года в городе Шаошане провинции Хунань (КНР) был подписан «Меморандум о взаимопонимании между Ростуризмом и Государственным управлением по делам туризма КНР в области развития военно-исторического

35 VI Российско-Китайские молодежные игры в Иркутске 2015 г. // Министерство спорта Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.minsport. gov.ru/sport/podgotovka/82/27166/ (дата обращения: 23.03.2017).

36 Первые молодежные юношеские российско-китайские игры пройдут в Харбине 6-11 декабря // ИА «ТАСС» [Официальный сайт]. 11.11.2016. URL: http://tass.ru/sport/3778127 (дата обращения: 23.03.2017).

37 Подписан Меморандум о взаимопонимании между Главным государственным управлением по физической культуре и спорту КНР и Минспортом России // Министерство спорта Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http ://www.minsport.gov. ru/press-centre/news/27610/ (дата обращения: 23.03.2017).

38 Статистические показатели взаимных поездок граждан Российской Федерации и граждан иностранных государств // Федеральное агентство по туризму [Официальный сайт]. URL: http ://www. russiatourism.ru/co ntents/statistika/statisticheskie-pokazateli-vzaimnvkh-poezdok-grazhdan-rossiYskoY-federatsii-i-grazhdan-inostrannvkh-gosudarstv/vYborochnaYa-statisticheskaYa-informatsiYa-rasschitannaYa-v-sootvetstvii-s-ofitsialnoY-statisticheskoY-metodologieY-otsenki-chisla-vezdnYkh-i-vYezdnYkh-turistskikh-poezdok/ (дата обращения: 23.03.2017).

39 Там же.

("красного") туризма в 2015-2017 годах»40. Развитию нового туристического направления способствует в том числе открытие в 2016 году в филиале Китайского культурного центра в Москве постоянно действующей выставки, посвященной VI съезду Коммунистической партии Китая41.

Россия и Китай развивают и традиционные виды туризма: пляжный, культурно-познавательный, экологический, сельский — чему благоприятствует ландшафтно-климатический облик двух стран. С этой целью осуществляется информационный обмен, в том числе по вопросам обеспечения безопасности пребывания туристов на территории страны-партнера, обмен опытом и сотрудниками между российскими и китайскими турагентствами, гостиницами и иными туристскими организациями, совместное развитие туристской инфраструктуры. Так, в октябре 2016 года стороны подписали меморандум о сотрудничестве между крупнейшим в Иркутской области туроператором «Гранд Байкал» и китайским партнером — компанией «Чжунцзинсинь», в соответствии с которым планируется создание на Байкале туристического кластера при участии китайских инвестиций в размере 11 млрд долл. США42.

2016-2017 годы официально объявлены перекрестными годами СМИ между Россией и Китаем. Таким образом, усилия двух стран в гуманитарной сфере в ближайший год будут сосредоточены именно в области СМИ. Стороны подготовили и осуществляют масштабный план действий по линии СМИ, насчитывающий более 250 мероприятий43 и нацеленный на укрепление взаимодействия между профильными ведомствами, проведение значимых медиамероприятий, сотрудничество в области перевода и проката кинопродукции, книгоиздания, новых медиа (социальных сетей и интернет-телевидения), повышение квалификации работников СМИ44. Предполагается обмен сотрудниками крупнейших средств массовой информации (редакторами,

40 Протокол 16-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Министерство образования и науки Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/докvменты/8147/файл/7487/Протокол-16.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

41 Совместное коммюнике по итогам 21 -й регулярной встречи глав правительств России и Китая (7 ноября 2016 г.) // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/info/25224/ (дата обращения: 23.03.2017).

42 Китай вложит $11 млрд в развитие туризма на Байкале // ИА «Интерфакс» [Официальный сайт]. 24.10.2016. URL: http://www.interfax.ru/Russia/533746 (дата обращения: 23.03.2017).

43 Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Посольство России в Китае [Сайт]. URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20161107-protokol-17-go-zasedaniya-gumkomissii-rus.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

44 В Москве стартовал Год перекрестных обменов между СМИ РФ и КНР // Газета «Российская газета» [Официальный сайт]. 22.01.2016. URL: http://rg.ru/2016/01/22/god-site-anons.html (дата обращения: 23.03.2017).

корреспондентами, журналистами), развитие экономической и спортивной журналистики, расширение информационной поддержки туризма в двух странах. Отдельные СМИ для реализации этих задач уже заключили договоры о сотрудничестве. Примерами являются соглашения, подписанные ФГБУ «Редакция «Российской газеты» с рядом китайских СМИ: Международным радио Китая, информационным агентством «Синьхуа», газетами «Чжунго Жибао», «Хуаньцю Шибао»45. Стороны инициировали проекты, нацеленные на патриотическое воспитание российского и китайского народов, в первую очередь — молодого поколения. В этой связи можно отметить, например, совместную экспедицию «Вахта памяти», проводимую с целью поиска и перезахоронения останков советских воинов, отдавших свои жизни за освобождение северо-востока Китая46.

Обрамляет и пронизывает все вышеперечисленные направления российско-китайского гуманитарного сотрудничества совместная работа с молодежью двух стран. Обозначить четкие границы этого вектора гуманитарного взаимодействия России и Китая фактически не представляется возможным: молодежные контакты осуществляются по всем линиям сотрудничества, будь то спорт или образование, СМИ или туризм, здравоохранение или подготовка к празднованию знаменательных для общей истории Российской Федерации и КНР дат. Только за Годы дружественных молодежных обменов между Россией и Китаем (2014-2015) было проведено более 800 мероприятий, включающих обмены делегациями в составе 100 человек в рамках сотрудничества между Российским Союзом молодежи и Всекитайской Федерацией молодежи, запуск данными организациями в 2017 году Российско-Китайских студенческих бизнес-инкубаторов в ряде российских городов — Екатеринбурге, Омске, Уфе, Ульяновске47, а также совместные выставки, форумы молодых предпринимателей, ученых и политиков, спортивные акции, студенческие фестивали, молодежные лагеря, дискуссионные клубы48. Молодежь — ключевое звено,

45 Сергей Иванов назвал отношения России и Китая образцовыми // Газета «Российская газета» [Официальный сайт]. 25.03.2016. URL: http://rg.ru/2016/03/25/ivanov-partnerstvo-rf-i-knr-obrazec-mezhgosudarstvennYh-otnoshenii.html (дата обращения: 23.03.2017).

46 Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Посольство России в Китае [Сайт]. URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20161107-protokol-17-go-zasedaniYa-gumkomissii-rus.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

47 Там же. С. 13.

48 Сотрудничество России и Китая в области образования // Министерство науки и образования Российской Федерации [Официальный сайт]. 03.06.2015. URL: http://минобрнауки.рф/новости/5691 (дата обращения: 23.03.2017).

обеспечивающее при должной работе гражданских и правительственных структур выстраивание долгосрочного добрососедского диалога России с Китаем.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Но не только на двусторонней основе развиваются российско-китайские гуманитарные связи — сегодня ведется плодотворная работа на площадках многосторонних организаций и объединений стран, таких как БРИКС и ШОС. Только на полях форума стран БРИКС за период председательства в нем России и Индии (с 2015 по 2017 год) состоялось по меньшей мере 60 мероприятий в гуманитарной сфере, включая министерские встречи и встречи старших должностных лиц по вопросам культуры, здравоохранения, науки, технологий и инноваций, образования, молодежной политики, окружающей среды и борьбы со стихийными бедствиями, связи и коммуникаций. Регулярно проводятся заседания рабочих групп в составе экспертов стран БРИКС, специализирующихся в указанных выше областях сотрудничества. За период с апреля 2015 по март 2017 года стороны совместно провели встречи породненных городов, учредительные встречи Совета стран БРИКС по развитию спортивного сотрудничества, Лиги университетов и Совета регионов стран БРИКС, учредительную конференцию Центра естественнонаучного знания и нанотехнологий БРИКС, урбанизационные, академические, гражданские форумы, молодежные и университетские саммиты, форумы молодых ученых, дипломатов и предпринимателей стран БРИКС. В числе недавних гуманитарных инициатив БРИКС — проведение молодежных футбольных чемпионатов среди юниоров до 17 лет, туристических конвентов, конференций и семинаров БРИКС по вопросам противодействия инфекционным заболеваниям, по торговым соглашениям и вопросам надзорной деятельности в сфере здравоохранения, по новейшим разработкам в области медицины и медицинских технологий и по вопросам борьбы с туберкулезом и ВИЧ. Гуманитарную повестку дня стран «пятерки» в 2016 году расширили такие мероприятия, как торговая выставка (ярмарка) стран БРИКС, совместный кинофестиваль, семинар «Умные города стран БРИКС», запуск программы обмена мастерами народного промысла стран БРИКС, подписание Меморандума о взаимопонимании по вопросам окружающей среды и Меморандума о взаимопонимании между дипломатическими академиями стран БРИКС49.

49 Доклад по итогам председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 гг. // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/documents/10180/2075330/e-BRICS%28rus%29 a4 v7.pdf/bd1ba793-ab5c-4154-

8350-2ae36cd488d0 (дата обращения: 23.03.2017); Декларация Гоа, принятая по итогам VIII саммита

На пространстве Шанхайской организации сотрудничества, членами которой являются Россия и Китай, также разворачивается комплексная работа по гуманитарной линии. В качестве одной из целей своей работы ШОС декларирует «расширение культурно-гуманитарных связей, включая сферы науки и техники, здравоохранения, охраны окружающей среды, образования, а также развитие контактов между общественными объединениями и гражданами»50. С 2008 года функционирует сетевой Университет ШОС, в состав которого входит около 80 образовательных учреждений. Стороны заявляют о намерениях оберегать культурное и природное наследие региона ШОС, в том числе вдоль исторического маршрута прохождения «Великого Шелкового пути», сотрудничать в целях противодействия хищению и незаконному ввозу и вывозу культурных ценностей, взаимодействовать в области подготовки специалистов в сфере охраны цивилизационно-культурного наследия, совместно реставрировать произведения искусства, осуществлять музейное проектирование, исследовать фольклор, современную художественную и медиакультуру, кинематограф и театральное искусство партнеров по организации. Сотрудничество в области здравоохранения (в том числе в сфере профилактики инфекционных и неинфекционных заболеваний, мониторинга эпидемий, охраны здоровья матери и ребенка, обеспечения безопасности и качества лекарственных средств), взаимодействие в туристической сфере, обеспечение биологической и экологической безопасности на пространстве ШОС, предотвращение негативных последствий изменения климата, контакты по линии СМИ — все это составляет гуманитарную повестку дня ШОС и является дополнительным подспорьем для более плодотворного сотрудничества России и Китая.

На сегодняшний день Москва и Пекин достигли серьезных успехов в области гуманитарного сотрудничества. Вместе с тем, нельзя не отметить наличие внушительных резервов развития двусторонних гуманитарных связей. Перспективными и актуальными представляются меры, нацеленные на создание более благоприятных условий для взаимных туристических поездок граждан двух стран. Речь идет об упрощении взаимных визовых процедур или, что гораздо эффективнее, их полной отмене. Сейчас (по состоянию на февраль 2017 года) без виз на срок до 15 дней

БРИКС // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5139 (дата обращения: 23.03.2017).

50 Стратегия развития сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года // Председательство Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 годах [Официальный сайт]. URL: http://sco-russia.ru/load/1013640805 (дата обращения: 23.03.2017).

осуществляются только групповые — от 5 человек — туристические поездки51. Более лояльный визовый режим установлен только для граждан, путешествующих по дипломатическим или служебным паспортам, и граждан, въезжающих на территорию специальных административных районов КНР — Гонконга и Макао. Кроме того, следует рассмотреть вопросы снижения тарифов на услуги мобильной связи в роуминге для российских и китайских туристов, всесторонне развивать туристскую инфраструктуру, совершенствовать систему страхования туристов во время пребывания за рубежом, расширять двусторонние транспортные коридоры, налаживать партнерство между банковскими системами для решения проблем с безналичными платежами туристов на территории страны-партнера.

Не следует забывать и о других сферах гуманитарного сотрудничества. Партнерство может стать более тесным и плодотворным в случае интенсификации производственных и исследовательских связей с ведущими фармацевтическими корпорациями Китая (в первую очередь Sinopharm, Shanghai Pharmaceutical Group) и вследствие этого — улучшения систем здравоохранения двух стран. России и Китаю стоит расширять взаимодействие в области среднего профессионального образования, взаимное признание документов об образовании, продвигать новые методы преподавания и изучения китайского и русского языков как иностранных. Свои плоды, безусловно, принесут совместные усилия по привлечению российских и китайских студентов по обмену, соответственно, в китайские и российские вузы на неязыковые (технические, естественнонаучные, инженерные) специальности, расширению и сочетанию краткосрочных и долгосрочных программ обучения на китайском, русском и английском языках, содействию трудоустройству выпускников вузов после получения ими высшего образования в зарубежном российском или китайском вузе. Кроме того, необходимо стимулировать российских и китайских ученых для проведения совместных НИОКР, налаживать грантовую поддержку программ для научных сотрудников и преподавателей вузов, развивать совместные исследовательские центры и созданные на базе российско-китайского партнерства университеты.

Следует также направить усилия двух стран на углубление взаимодействия в области реставрации и охраны культурных ценностей, защиты интеллектуальной

51 Режим въезда граждан в иностранные государства // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/useful information/information/entrance mode (дата обращения: 23.03.2017).

собственности и авторских прав, поддержки художественных коллективов людей с ограниченными возможностями.

На сегодняшний день активную деятельность по интенсификации двустороннего межрегионального сотрудничества России и Китая в торгово-экономической и гуманитарной областях ведет Совет по сотрудничеству регионов Приволжского федерального округа Российской Федерации и Верхнего, Среднего течения реки Янцзы Китайской Народной Республики52. Более того, в рамках механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая в конце октября 2016 года была создана Межправительственная Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству и развитию Дальнего Востока и Байкальского региона Российской Федерации и Северо-Востока Китайской Народной Республики53. Вместе с тем, расширение географии российско-китайского гуманитарного сотрудничества, подключение к диалогу регионов, лежащих за пределами Сибири, Дальнего Востока и Поволжья России и Северо-Востока КНР, вне всяких сомнений, принесет положительные результаты.

Наконец, стоит задуматься об углублении культурного сотрудничества и включении в него контактов в сфере архитектуры и градостроительства, об активизации совместной работы в области спорта инвалидов и спорта высших достижений.

Реализация российским руководством при поддержке и активном участии гражданских структур комплекса мер, направленных на восполнение пробелов в культурно-гуманитарном сотрудничестве нашей страны с Китаем и активизацию резервов такого сотрудничества, обозначенных выше, способна вывести гуманитарный диалог Москвы и Пекина на качественно новый уровень и содействовать развитию доверительных отношений не только между руководствами наших стран, но и между широкими слоями общественности. Как отметил посол КНР в России Ли Хуэй, только при условии слаженной интенсивной работы государства и общества можно поддерживать между российским и китайским народами «дружбу, глубоко укоренившуюся в сердцах людей»54.

52 В Ульяновске состоялось первое заседание Совета по межрегиональному сотрудничеству в формате «Волга-Янцзы» // Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе [Официальный сайт]. 19.07.2016. URL: http://pfo.gov.ru/press/events/100350/ (дата обращения: 23.03.2017).

53 Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2016 № 2310-р «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 года» // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/docs/25178/ (дата обращения: 23.03.2017).

54 Ли Хуэй: Благодаря культурным контактам между Китаем и Россией идея дружбы, передающейся из поколения в поколение, глубоко укоренилась в сердцах людей // Посольство КНР в Российской

Список литературы:

1. Абашин М.И., Винокурова Е.В., Галиновский А.Л., Тимофеев В.Б. Анализ приоритетных направлений научно-технического и образовательного сотрудничества между Россией и Китаем // Фундаментальные и прикладные проблемы техники и технологии. 2014. № 3 (305). С. 104-110.

2. Александров А., Коршунов С. Россия и Китай: новые грани сотрудничества // Качество образования. 2014. № 6. С. 32-38.

3. Бобыло А.М. Стратегия развития российского образования как фактор обеспечения национальных интересов РФ в Азиатско-Тихоокеанском регионе // Азиатско-Тихоокеанский регион: экономика, политика, право. 2016. № 3. С. 39-54.

4. Вахитова Г.В. Гуманитарное сотрудничество стран ШОС: Университет ШОС // Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Роль субъектов Российской Федерации в укреплении стран ЕАЭС и ШОС (на примере республики Башкортостан)» (14 апреля 2015 г.). Уфа: Башкирский государственный университет, 2015. С. 95-98.

5. Вихрова А.Ю., Юймэн В. Сотрудничество в сфере образования как форма культурного обмена между Китаем и Россией // Проблемы науки. 2016. № 9 (10). С. 45-58.

6. Внутских А.Ю., Шемякина О.В. К вопросу о российско-китайском сотрудничестве в области работы с молодежью // Современный социум и современная молодежь: актуальные вопросы. Материалы Всероссийской очно-заочной научно-практической конференции (24 апреля 2014 г.). Пермь: Пермский государственный национальный исследовательский университет, 2014. С. 189-195.

7. Ганьшина Е.И. Роль организационных структур Российской Федерации в продвижении русского языка в Китае // Проблемы Дальнего Востока. 2015. № 1. С.154-167.

8. Ганьшина Е.И. Российско-китайское гуманитарное сотрудничество в 90-е гг. XX в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2015. № 1. С. 88-97.

9. Гревцева Г.Я., Рушанин В.Я. Россия и Китай: диалог в сфере культуры и образования // Вестник культуры и искусств. 2015. № 3 (43). С. 119-126.

Федерации [Официальный сайт]. 07.03.2016. URL: http://ru.china-embassy.org/rus/sghd/t1348629.htm (дата обращения: 23.03.2017).

10. Гурулева Т.Л. Евразийское образовательное пространство России: предпосылки формирования и теоретические аспекты моделирования (на примере образовательного сотрудничества с КНР) // Современные проблемы науки и образования. 2015. № 5. С.457-466.

11. Гурулева Т.Л. Образовательное сотрудничество России и Китая в АТР в рамках международных организаций // Материалы ежегодной научной конференции Центра политических исследований и прогнозов ИДВ РАН «Новые аспекты социально-политического развития КНР» (Москва, 18-19 марта 2015 г.). М.: Институт Дальнего Востока РАН, 2015. С. 70-91.

12. Гусевская Н.Ю. Россия и Китай: актуальные вопросы сотрудничества в образовательной сфере // ACTUAL SCIENCE. 2016. № 8. С. 30-32.

13. Дробышев Д.В., Рачковская Н.А. Современное состояние и перспективы интеграции России в новое образовательное пространство вдоль «Шелкового Пути» //Труды международной научно-практической конференции «Актуальные вопросы современной науки» (Дедовск, 14-15 апреля 2016 г.). М.: Московский государственный областной университет, 2016. С. 69-72.

14. ИсаевА.С. Российско-китайские гуманитарные связи — важный компонент стратегического сотрудничества и взаимодействия (глава в книге) //Стратегический партнерский диалог между Россией и Китаем: современное состояние, проблемы и предложения. В 2 кн. М.: Форум, 2014. С. 207-219.

15. КибаД.В.Развитие сотрудничества России и стран Северо-Восточной Азии в гуманитарной сфере в конце XX — начале XXI века // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2012. № 12-1. С. 115-118.

16. Ковалева К.А. Международное культурное гуманитарное сотрудничество: Россия и Китай // Молодежный Вестник Санкт-Петербургского государственного университета культуры. 2016. № 2 (6). С. 8-9.

17. Корольков В.Е. Перспективы научного, экономического и гуманитарного партнерства России и Китая // Экономика и социум. 2014. № 4-3 (13). С. 548-551.

18. Краснова Г.А. Сетевое взаимодействие вузов: сравнительный анализ подходов к реализации совместных образовательных программ в Китае и России // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Информатизация образования. 2016. № 3. С. 123-130.

19. Лузянин С.Г., Чжао Х., и др. Российско-китайский диалог: модель 2016. Доклад № 25/2016 / Российский совет по международным делам (РСМД). М.: НП РСМД, 2016.

20. Макаров А.В. Россия — Китай: развитие общественной дипломатии // Научно-образовательное и культурное сотрудничество стран-участниц ШОС. XII Международная научно-практическая конференция (21-23 мая 2014 г.): сборник статей. Чита: Забайкальский государственный университет, 2014. С. 40-47.

21. Медяник Е.И. Совместные проекты в области образования как инновационная форма сотрудничества России и Китая в XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Международные отношения. 2016. № 1. С. 54-64.

22. Петрова Н.В.Взаимодействие России и Китая в АТР: ресурс гуманитарного сотрудничества // Вестник Владивостокского государственного университета экономики и сервиса. 2014. № 4 (27). С. 34-42.

23. Ранзаева В.В. Сотрудничество России и Китая в области образования // Материалы международной научно-практической конференции ученых «Азиатско-Тихоокеанский регион: история и современность — X» (Улан-Удэ, 19-21 мая 2016 г.). Улан-Удэ: Издательство Бурятского государственного университета, 2016. С. 334-335.

24. Раньжина И.В. Особенности государственной молодежной политики России и Китая: определяющие направления взаимодействия и сотрудничества // Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: Сборник Восточного центра. 2015. № 16-1. С. 79-86.

25. Рисухина О.Н. Развитие культурных связей российского Дальнего Востока и Северо-Восточного Китая (середина 80-х гг. XX в. — начало XXI в.) // Россия и АТР. 2014. № 3 (85). С. 38-52.

26. Ряснов И.А. Культурное сотрудничество России и Китая в XXI в. // Власть. 2013. № 9. С. 79-81.

27. Самкова Е.М. «Мягкая сила» как современная стратегия взаимоотношений Россия — Китай в сфере образования // European Research: Сборник статей V Международной научно-практической конференции (7 октября 2016 г.). Пенза: МЦНС «Наука и Просвещение», 2016. С. 187-191.

28. Сафронова Е.И. Гуманитарное сотрудничество стран-членов ШОС: значение, планы и реальность. Саарбрюкен: LAP LAMBERT, 2016.

29. Смирнова Л.Н. Научно-образовательное сотрудничество — основа инновационной модели отношений России и Китая // Российский совет по

международным делам [Официальный сайт]. URL: http://russiancouncil.ru/inner/7id 4=77 32#top-content (дата обращения: 23.03.2017).

30. Товуу С.С. О перспективах образовательного сотрудничества России и Китая // Материалы IX Международной научно-практической конференции «Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы» (Москва, 21-22 апреля 2016 г.). М.: Российский университет дружбы народов, 2016. С. 360-363.

31. Ханько М.В. Российско-китайское гуманитарное и культурное сотрудничество в начале XXI в. // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: История России. 2016. № 4. С. 98-103.

32. Хунянь В. Анализ регионального сотрудничества РФ-КНР в контексте предоставления образовательных услуг // Сборник трудов VII Международной научно-практической конференции «Актуальные проблемы развития КНР в процессе ее регионализации и глобализации» (Чита, 12-13 мая 2015 г.). Чита: Забайкальский государственный университет, 2015. С. 214-237.

33. Шендерова С.В. Новый формат интернационализации: совместные университеты // Университетское управление: практика и анализ. 2016. № 6 (106). С. 78-93.

34. Borisenko O., Cui H. On the Development Strategy of Sino-Russian Cooperation in Higher Education // Политика, государство и право. 2016. № 2 (50). P. 9-13.

35. Borisenko O., Zhang Y. Features of Cooperation Between Russia and China in the Field of Joint Educational Programs // Политика, государство и право. 2015. № 1 (37). P. 63-67.

Список источников:

36. Газета «Российская газета» [Официальный сайт]. URL: www.rg.ru (дата обращения: 23.03.2017).

37. Газета «Известия» [Официальный сайт]. URL: www.izvestia.ru (дата обращения: 23.03.2017).

38. Декларация Гоа, принятая по итогам VIII саммита БРИКС // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/supplement/5139 (дата обращения: 23.03.2017).

39. Доклад по итогам председательства Российской Федерации в межгосударственном объединении БРИКС в 2015-2016 гг. // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/documents/10180/2075330/e-

BRICS%28rus%29 a4 v7.pdf/bd1ba793-ab5c-4154-8350-2ae36cd488d0 (дата обращения: 23.03.2017).

40. ИА «Интерфакс» [Официальный сайт]. URL: www.interfax.ru (дата обращения: 23.03.2017).

41. ИА «Синьхуа» [Официальный сайт]. URL: http://russian.news.cn/ (дата обращения: 23.03.2017).

42. ИА «ТАСС» [Официальный сайт]. URL: www.tass.ru (дата обращения: 23.03.2017).

43. Концепция внешней политики Российской Федерации (утверждена Указом Президента России от 30.11.2016 № 640) // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://www.kremlin.ru/acts/news/53384 (дата обращения: 23.03.2017).

44. Министерство здравоохранения Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: www.rosminzdrav.ru (дата обращения 23.03.2017).

45. Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: www.mid.ru (дата обращения: 23.03.2017).

46. Министерство науки и образования Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://минобрнауки.рф/ (дата обращения: 23.03.2017).

47. Министерство спорта Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: www.minsport.gov.ru (дата обращения: 23.03.2017).

48. Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова [Официальный сайт]. URL: www.msu.ru (дата обращения: 23.03.2017).

49. Новосибирский государственный университет [Официальный сайт]. URL: www.nsu.ru (дата обращения: 23.03.2017).

50. Основные направления политики Российской Федерации в сфере международного культурно-гуманитарного сотрудничества // Министерство иностранных дел Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://www.mid.ru/foreign_policy/offi cial_documents/-/asset_publisher/CptICkB6BZ29/content/id/224550 (дата обращения: 23.03.2017).

51. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Приволжском федеральном округе [Официальный сайт]. URL: www.pfo.gov.ru (дата обращения: 23.03.2017).

52. Полный текст доклада, с которым выступил Ху Цзиньтао на XVIII съезде КПК // Газета «Жэньминь Жибао» [Сайт]. 19.11.2012. URL: http://russian.people.com.cn/31521/8 023960.html (дата обращения: 23.03.2017).

53. Посольство КНР в Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: http://ru.china-embassv.ors/rus/ (дата обращения: 23.03.2017).

54. Постановление Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от 03.06.2015 № 211-СФ «Об актуальных вопросах внешней политики Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 15.06.2015. № 24. Ст. 3404.

55. Протокол 16-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Министерство образования и науки Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: ЬИр://минобрнауки.рф/документы/8Н7/файл/7487/Протокол -16.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

56. Протокол 17-го заседания Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству // Посольство России в Китае [Сайт]. URL: http://www.russia.org.cn/wp-content/uploads/2016/11/20161107-protokol- 17-go-zasedaniYa-gumkomissii-rus.pdf (дата обращения: 23.03.2017).

57. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 17.10.2009 № 1514-р «О подписании Соглашения между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о взаимном учреждении культурных центров» // Собрание законодательства РФ. 26.10.2009. № 43, Ст. 5115.

58. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.02.2016 № 326-р «Об утверждении Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» // Собрание законодательства РФ. 14.03.2016. № 11. Ст. 1552.

59. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.10.2016 № 2310-р «О подписании Протокола к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 года» // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/docs/25178/ (дата обращения: 23.03.2017).

60. Российско-Китайская ассоциация медицинских университетов [Официальный сайт]. URL: http://www.asrmu.org/ru/index.html#members (дата обращения: 23.03.2017).

61. Санкт-Петербургский государственный университет [Официальный сайт]. URL: www.spbu.ru (дата обращения: 23.03.2017).

62. Совместное заявление Российской Федерации и Китайской Народной Республики о новом этапе отношений всеобъемлющего партнерства и стратегического взаимодействия (20 мая 2014 года) // Президент России [Официальный сайт]. URL: http://kremlin.ru/supplement/1642 (дата обращения: 23.03.2017).

63. Совместное коммюнике по итогам 21-й регулярной встречи глав правительств России и Китая (7 ноября 2016 г.) // Правительство России [Официальный сайт]. URL: http://government.ru/info/25224/ (дата обращения: 23.03.2017).

64. Совместный российско-китайский университет МГУ-ППИ в Шэньчжэне [Официальный сайт]. URL: www.msuinchina.org (дата обращения: 23.03.2017).

65. Союз кинематографистов Российской Федерации [Официальный сайт]. URL: www.unikino.ru (дата обращения: 23.03.2017).

66. Стратегия развития сотрудничества Шанхайской организации сотрудничества до 2025 года // Председательство Российской Федерации в Шанхайской организации сотрудничества в 2014-2015 годах [Официальный сайт]. URL: http://sco-russia.ru/load/1013640805 (дата обращения: 23.03.2017).

67. Федеральное агентство по туризму [Официальный сайт]. URL: www.russiatourism.ru (дата обращения: 23.03.2017).

68. Фонд «Русский мир» [Официальный сайт]. URL: www.russkiymir.ru (дата обращения: 23.03.2017).

Polozhevich R.S.

The Currents State of Russian-Chinese Humanitarian Cooperation

Roman S. Polozhevich — graduate student, School of Public Administration, Lomonosov Moscow State University, Moscow, Russian Federation. E-mail: roman.polozhevich@gmail.com

Annotation

In recent years, Russian international relations scholars have devoted much attention to the study of "soft power" phenomenon in the external policy of a modern state. One of the "soft power" aspects, which influences mainly the process of building long-term friendly relations between the general public of the two states, is regular humanitarian contacts which take place on bilateral and multilateral basis in such crucial spheres of cooperation as culture, science and education, healthcare, sports, tourism, youth policy and mass media (ICT). The author of the article analyses the ongoing cooperation in the above-mentioned spheres between the two most influential geopolitical Eurasian actors — the Russian Federation and the People's Republic of China — and concludes that humanitarian interaction between the two countries is developing in the spirit of "comprehensive partnership and strategic cooperation" as their leaders declared in 2014.

Keywords

Russian-Chinese relations, humanitarian cooperation, public diplomacy, "soft power".

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.