МЕХАНИЗМ РЕГУЛЯРНЫХ ВСТРЕЧ ГЛАВ ПРАВИТЕЛЬСТВ РОССИИ И КИТАЯ НА СЛУЖБЕ РАЗВИТИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА ДВУХ СТРАН*
Л.И. Ефремова
Российский университет дружбы народов, Москва, Россия
Аннотация. В условиях современной внешнеполитической обстановки, развитие сотрудничества с Китаем, в том числе в гуманитарной сфере, становится для Российской Федерации одним из приоритетных направлений международной деятельности. Во многом, векторы практического взаимодействия в этой области определяются правительствами двух стран и получают практическую реализацию в рамках созданных двусторонних комиссий.
В данной статье подробно рассматривается роль механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая в обеспечении стабильного и плодотворного функционирования межправительственной Российско-Китайской комиссии по гуманитарному сотрудничеству, а также входящей в ее состав подкомиссии и рабочей группы, ответственных за совместную реализацию ключевых мероприятий и проектов в области образования, инициированных государственными органами России и Китая.
^атья будет полезна специалистам в области российско-китайского сотрудничества, представителям министерств и ведомств, отвечающих за развитие образования, сотрудникам международных служб университетов двух стран.
Ключевые слова: Россия, Китай, образовательное сотрудничество, академическая мобильность.
MECHANISM OF REGULAR MEETINGS HEADS OF RUSSIAN AND
CHINA GOVERNMENTS AT THE DEVELOPMENT SERVICE OF EDUCATIONAL COOPERATION OF TWO COUNTRIES
L.I. Yefremova
RUDN University, Moscow, Russia
Abstract. In the context of modern foreign policy environment, the development of cooperation with China, including in the humanitarian sphere, is becoming for the Russian Federation one of the priorities of international activity. In many ways, the vectors of practical cooperation in this area are determined by the governments of the two countries and get practical implementation within the framework of the established bilateral commissions.
This article discusses in detail the role of the mechanism of regular meetings of the heads of government of Russia and China in ensuring the stable and fruitful functioning of the intergovernmental Russian-Chinese Commission on Humanitarian Cooperation, as well as its subcommittee and working group responsible for the joint implementation of key measurebi and projects in the field of Education, initiated by the state bodies of Russia and China.
The article will be useful for specialists in the field of Russian-Chinese cooperation, representatives of ministries and departments responsible for the development of education, employees of international services of universities of the two countries.
Keywords: Russia, China, educational cooperation, academic mobility.
Вопросы состояния и перспектив развития международного образовательного сотрудничества традиционно являются объектом пристального внимания представителей научных кругов всего мира. В среде российских исследователей взаимодействия России и Китая в сфере образования широко известны имена И.В. Аржановой,
* Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания Министерства науки и высшего образования Российской Федерации 28.12945.2018/12.1
Е.С. Аничкина, М. А. Костенко, Н.И. Зверева, В.М. Филиппова, Н.В. Сюльковой, Аликберовой А. Р., Ли Мэнлун, Медяник Е.И., Сафронова Е.И., Цвык Г.И. и др., чьи исследования предлагают для восприятия широкого круга пользователей не только исторические экскурсы в проблему, но и заслуживающие внимания научно-обоснованные рекомендации эффективного развития этой важной составляющей двустороннего сотрудничества между государствами-партнерами в гуманитарной сфере.
КНР сегодня является для РФ также одним из значимых стратегических партнеров в мероприятиях многостороннего образовательного сотрудничества в рамках таких межгосударственных объединений, как ШОС, БРИКС, ЕАЭС и др. В то же время, несмотря на высокий интерес к данному направлению сотрудничества со стороны исследователей и общественности, институциональные основы взаимодействия России и Китая в области образования остаются малоизученными. Ценность данной статьи заключается также в том, что автор, рассматривая «приводной» механизм сотрудничества между двумя государствами в области гуманитарного взаимодействия, включая образовательное, использует накопленный большой личный опыт, приобретенный за годы государственной службы в федеральных органах исполнительной власти.
Современные отношения между РФ и КНР подкрепляются плодотворным и эффективным сотрудничеством на различных направлениях совместной деятельности, характеризуются новым содержанием и качеством. Во многом, это происходит благодаря тому, что двустороннее сотрудничество между нашими странами является объектом внимания со стороны высшего руководства обоих государств.
1 Соглашение между Правительством Российской
Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая (Пекин, 27 июня 1997 года) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/8305505 (дата обращения 18.10.2018)
Стремление правительств России Китая интенсивно развивать и укреплять связи между двумя странами в различных сферах, выстраивать их
на системной и постоянно действующей основе с соблюдением принципов равноправного и доверительного партнерства, равенства и взаимной выгоды в рамках стратегического взаимодействия в XXI веке нашло свое отражение в подписанном 27 июня 1997 г. Соглашении между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая1. Значимость данного документа состоит также в том, что им определена схема построения механизма, призванного обеспечить совершенствование содержания и поступательное развитие российско-китайского сотрудничества по целому ряду аспектов, включая гуманитарный, который, как показывает опыт, приобретает в отношениях двух стран все более важное значение для создания условий, позволяющих достичь успеха в реализации на межгосударственном уровне политических и экономических инициатив.
В целях укрепления сотрудничества двух государств в гуманитарной сфере и координации практического взаимодействия в этой области Дополнительным протоколом от 5 декабря 2000 г.2 к указанному Соглашению была учреждена Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта и в ее рамках Подкомиссия по сотрудничеству в области образования. В соответствии с договоренностью Президента РФ и Председателя КНР на встрече в Пекине 18 июля 2000 г. по вопросам активизации взаимодействия в социально-гуманитарной сфере, а также в соответствии с решением, принятым на пятой регулярной
2 Дополнительный протокол к Соглашению между Правительством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 года (Москва, 5 декабря 2000 года) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/901783338 (дата обращения 18.10.2018)
встрече глав правительств РФ и КНР в Пекине 3-4 ноября 2000 г., Российская часть данной Комиссии определена в ее составе в качестве постоянно действующего органа, обладающего правами созыва совещаний по вопросам, входящим в компетенцию Комиссии с участием руководителей и экспертов федеральных органов исполнительной власти, организаций, а также деятелей образования; создания в установленном порядке экспертных групп, рассмотрения вопросов работы подкомиссии по сотрудничеству в области образования, других постоянных и временных рабочих органов. Решения, принимаемые по итогам заседаний в соответствии с компетенцией Российской части Комиссии, являются обязательными для представленных в ней федеральных органов исполнительной власти в сфере образования и организаций, действующих в сфере ведения этих органов1. Дополнительным протоколом от 13 июля 2007 г. к Соглашению от 27 июня 1997 г.2 Российско-Китайская комиссия по сотрудничеству в области образования, культуры, здравоохранения и спорта преобразована в Российско-Китайскую комиссию по гуманитарному сотрудничеству.
Как представляется, Соглашение между Правительством РФ и Правительством КНР о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая от 27 июня 1997 г. определило, в том числе, в качестве приоритетной задачу развития российско-китайского гуманитарного сотрудничества, успешному осуществлению которого должны способствовать как эффективная координация и всесторонняя поддержка со стороны официальных правительственных структур обеих стран, так и система взаимного контроля, не позволяющая снижать заданные темпы и уровень взаимодействия в этой сфере.
1 Положение о Российской части Комиссии по подготовке регулярных встреч глав правительств России и Китая [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/9044151 (дата обращения 18.10.2018)
2 Протокол о внесении изменений в Дополнительный протокол к Соглашению между Правитель-
Созданный в рамках Соглашения механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая включил в себя, прежде всего, Российско-Китайскую комиссию по подготовке регулярных встреч глав правительств двух государств. Цель Комиссии -обеспечивать практическую работу российской и китайской частей рабочего секретариата, функции которого возложены, соответственно, на Министерство экономического развития РФ и Министерство коммерции КНР.
Важной явилась также организация в структуре механизма еще четырех совместных российско-китайских комиссий: по гуманитарному, энергетическому, инвестиционному сотрудничеству и по развитию Дальнего Востока России и Северо-Востока Китая. Значение этих совместных рабочих органов, действующих внутри механизма регулярных встреч, подчеркивается высоким должностным уровнем руководителей их национальных частей, представленных должностными лицами на уровне заместителей глав правительств государств-партнеров. В частности, обязанности сопредседателей совместных комиссий, координирующих деятельность государственных органов исполнительной власти своих стран по принципиальным вопросам сотрудничества, подготовке и реализации двусторонних договоров, крупных проектов и программ сотрудничества между обоими государствами в гуманитарной области, традиционно выполняют, с российской стороны, заместитель Председателя Правительства РФ; с китайской стороны, заместитель Премьера Госсовета КНР. Основные вопросы деятельности Российско-Китайской Комиссии по гуманитарному сотрудничеству как одной из движущих сил механизма регулярных встреч глав правительств традиционно посвящены ключевым направлениям двустороннего взаимодействия в этой
ством Российской Федерации и Правительством Китайской Народной Республики о создании и организационных основах механизма регулярных встреч глав Правительств России и Китая от 27 июня 1997 года (Москва 13 июля 2007 года) [Электронный документ] // Электронный фонд правовой и нормативно-технической документации URL: http://docs.cntd.ru/document/902060053 (дата обращения 18.10.2018)
сфере, включая образование, культуру, туризм, молодежную политику, здравоохранение, архивное дело, массовые коммуникации, обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия.
Немаловажным является то, что в рамках механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая, помимо подкомиссии по образованию, действуют в настоящее время еще 19 подкомиссий, а также рабочие группы и специальные структуры, заседания которых, как правило, проводятся один раз в год. Примечательно, что Российско-Китайская комиссия по подготовке регулярных встреч глав правительств двух государств выделила образовательное взаимодействие двух стран в отдельный аспект, координация которого возложена на Российско-Китайскую Подкомиссию по сотрудничеству в области образования, а организационное и техническое обеспечение ее деятельности осуществляют с российской стороны: Министерство науки и высшего образования РФ; с китайской стороны - Министерство образования КНР.
Ежегодный рост числа совместно проводимых мероприятий образовательного характера и увеличение количества их участников с каждой стороны вызвали необходимость усилить Российско-Китайскую Подкомиссию в области образования специализированной структурой, ответственной за организацию выполнения намеченных планов и принятых решений. Эти функции взяла на себя образованная Минобрнауки России в рамках указанной Подкомиссии и уже ставшая широко известной в вузовских сообществах обоих государств Российско-Китайская рабочая группа по вопросам взаимодействия в изучении и преподавании русского и китайского языков, развития двусторонних академических обменов и научно-технического сотрудничества вузов. Ее создание было подчинено задаче организации необходимого оперативного реагирования и взаимодействия по выполнению достигнутых совместных договоренностей и решений в рамках функционирования Российско-Китайской подкомиссии по сотрудни-
честву в области образования. Делегирование в состав совместной рабочей группы высококвалифицированных экспертов -представителей высших школ России и Китая позволяет изыскивать наиболее рациональные и научно-обоснованные подходы к решению актуальных и значимых проблем двустороннего сотрудничества с высоким качеством, повысить результативность проводимых мероприятий по реализации приоритетных направлений в двустороннем образовательном сотрудничестве
Важно отметить, что механизм регулярных встреч глав правительств РФ и КНР потребовал построения графика рабочих заседаний всех образованных в его рамках российско-китайских комиссий, подкомиссий и рабочих групп с учетом их обязательного проведения в периоды, предшествующие встречам глав правительств. Таким образом, механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая не только нацеливает руководителей национальных частей совместных комиссий на состояние постоянной готовности, но и позволяет им своевременно получать необходимые рекомендации по улучшению качества работы, соблюдать принцип приоритетности, вовремя выявлять упущения и недостатки и вырабатывать меры по их устранению.
Благодаря созданному механизму гуманитарное сотрудничество между нашими странами возведено в ранг приоритетной межгосударственной задачи, успешной реализации которой эффективно способствует как всесторонняя поддержка официальных правительственных структур обоих государств, так и система взаимного контроля, которая не позволяет снижать заданные темпы и уровень совместной деятельности в этой сфере. Накопленный опыт эффективного и плодотворного взаимодействия в сфере образования, высокая ответственность участвующих в этом процессе представителей Сторон, сложившийся уровень партнерских отношений и взаимопонимания помогают избавиться от формализма в работе, больше опираться на совместный творческий поиск, инициативы исполнителей и запросы общества.
Доказательством может служить появление за сравнительно небольшой период
между регулярными встречами глав правительств целого ряда весомых результатов двустороннего образовательного партнерства, позволяющих продвинуться на много шагов вперед.
В частности, налицо произошедший к 2018 г. значительный рост количественного показателя участников российско-китайской академической мобильности (до 90 тыс. человек), что существенно приближает к установленной главами России и Китая цели: довести к 2020 г. обмены обучающимися и научно-педагогическими работниками России и Китая в учебно-научных целях до 100 тыс. человек. Отрадно, что большая заслуга здесь принадлежит учебным заведениям дальневосточного региона и, в первую очередь, Дальневосточному федеральному университету1.
Другой пример - создание силами Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова и Пекинского политехнического университета в г. Шэнь-чжэнь совместного российско-китайского университета, а также аналогичных образовательных организаций высшего образования на базе Санкт-Петербургского политехнического университета Петра Великого и Цзянсуского педагогического университета, Петербургского государственного университета путей сообщения Императора Александра I и Пекинского транспортного университета.
Заслуживает внимания и то, что, несмотря на сравнительно короткий промежуток времени, прошедший с момента создания, Рабочая группа, действующая в составе совместной подкомиссии в области образования, рассмотрела, приняла конкретные решения и добилась неплохих результатов, в первую очередь, по таким актуальным вопросам взаимодействия, как: развитие двусторонней академической мобильности, поддержка изучения и преподавания русского и китайского языков, открытие новых центров русского языка и институтов Конфуция.
Благодаря механизму регулярных встреч глав правительств России и Китая
1 Число участников программ образовательного обмена РФ и КНР увеличится до 100 тыс.//
национальные Годы России и Китая, русского и китайского языков стали новыми вехами в отношениях между двумя странами. Совместные мероприятия в области образования стали основными для государств-партнеров в программах проведения национальных Годов России и Китая в сфере образования как эффективно способствующие росту взаимопонимания и взаимного доверия между представителями двух стран, расширению и обогащению сотрудничества в гуманитарной сфере и в других областях, вносящие достойный вклад в дальнейшее укрепление добрососедства и отношений дружбы между народами России и Китая. Регулярную взаимную основу получили мероприятия, зарекомендовавшие себя в ходе их проведения в рамках национальных Годов России и Китая и получивших значительный общественный резонанс, в частности, такие, как: российско-китайские студенческие фестивали, летние и зимние оздоровительные лагери отдыха школьников, конкурсы среди российских и китайских студентов и школьников на лучшее знание, соответственно, китайского и русского языков, форумы ректоров вузов России и Китая, выставки образовательных услуг двух стран и др.
Механизм регулярных встреч глав правительств государств-партнеров позволил в российско-китайском образовательном сотрудничестве акцентировать внимание на дальнейшем установлении и развитии прямых партнерских связей между образовательными учреждениями России и Китая в учебной, учебно-методической и научно-исследовательской областях как на стратегическом средстве, обеспечивающем достижение эффективного межгосударственного взаимодействия в области образования и научных исследований путем организации взаимных обменов студентами, аспирантами, стажерами и научно-педагогическими работниками, предоставляющем возможность создания добровольных объединений (ассоциаций) профильных высших учебных заведений обеих стран по участию в разработке и выполнении совместных программ и проектов по проблемам,
https://tass.ru/obschestvo/5737997 (дата обращения 30.10.2018)
представляющим интерес для отраслей промышленности и хозяйства РФ и КНР.
Подтверждением положительной роли механизма регулярных встреч в российско-китайском образовательном сотрудничестве явилась инициатива продолжить взаимодействие в сфере детского отдыха, выдвинутая Президентом РФ В.В. Путиным и Председателем КНР Си Цзиньпином по результатам их посещения Всероссийского детского центра «Океан» в связи с десятилетней годовщиной приема в России на отдых и реабилитацию детей из Китая, пострадавших от разрушительного землетрясения в 2008 г.
Одновременно нельзя не отметить тот факт, что отличительным признаком современного состояния российско-китайского образовательного сотрудничества становится его выход за рамки двустороннего формата. Примером может служить взаимодействие в сфере образования в рамках таких многосторонних механизмов, как ШОС, БРИКС, инициатива «Один пояс, один путь», согласованное участие в мероприятиях многостороннего гуманитарного сотрудничества, каковыми являются совместные проекты: Университет ШОС, Летний лагерь ШОС для младших и средних школьников [Цвык 2018: 115].
Результаты и опыт сотрудничества между РФ и КНР в сфере образования в рамках механизма регулярных встреч глав правительств России и Китая дают все основания надеяться на продолжение линии выстраивания российско-китайского взаимодействия в гуманитарной сфере с учетом требований сегодняшнего дня, необходимого придания этому процессу постоянно действующей и плановой основы, предусматривающей многообразие форм и совместное творчество, позволяющие улучшать содержание и уровень реализуемых на этом направлении совместных мероприятий образовательной направленности.
Действующий механизм регулярных встреч глав правительств России и Китая как нельзя лучше являет собой пример построения международных отношений нового типа, основанных на принципах взаимного уважения, равенства, справедливости и взаимовыгодного сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Аликберова А.Р. Российско-китайские отношения в сфере культуры и образования: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.03/ Альфия Рафисовна Аликберова; Казанский (Приволжский) федеральный университет - Казань., 2014. -214 л.
2. Аничкин Е.С. Усиление роли университетов в развитии трансграничных регионов: вызовы и решения // Экономика. Профессия. Бизнес. — 2015. — № 2. — С. 47-52.
3. Аржанова И.В. Российская высшая школа в контексте международного образовательного / И. В. Аржанова. -Москва: Логос, 2012. - 328 с.
4. Ефремова Л.И., Федоров Р.Г. 10 лет Университету Шанхайской организации сотрудничества: основные результаты работы // Вестник РУДН. 2017. Том 10. №4. С. 377-388.
5. Ли Мэнлун Китайско-российское гуманитарное сотрудничество в XXI в.: тенденции и перспективы: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.15 / Ли Мэнлун; РУДН - Москва., 2018. - 190 л.
6. Медяник Е.И. Российско-китайское университетское сотрудничество: 19952016 гг.: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.15 / Медяник Елена Игоревна; РУДН- Москва, 2017. - 283 с.
7. Международное образовательное сотрудничество: опыт трансграничного вуза [Текст]: монография / [М. А. Ко-стенко и др.; под ред. С. В. Землюкова]; М-во образования и науки РФ, Алтайский гос. ун-т. - Барнаул : Изд-во Алтайского гос. ун-та, 2015. - 226 с.
8. Петренко В.Н. Русский и китайский языки в образовательном пространстве государств-партнеров // Вестник Университета (Российско-Таджикский (Славянский) университет). Душанбе: РТСУ. 2017. №3(59). С.211-215.
9. Сафронова Е.И. Текущая и перспективная роль гуманитарного сотрудничества в деле развития ШОС //Китай в мировой и региональной политике (История и современность) / Отв. редактор-составитель Е.И. Сафронова. М.: РАН. Ин-т Дальн. Востока, 2015. С.119-134.
10. Филиппов В.М., Краснова Г.А., Сюль-кова Н.В. О состоянии и перспективах международного сетевого взаимодействия российских вузов в реализации образовательных программ в различных регионах мира (Европа, СНГ, ШОС, АТЭС) // Университетское управление: практика и анализ. С. 8
11. Цвык Г.И. Продвижение русского языка в КНР как инструмент культурной дипломатии Российской Федерации в 2001-2017 гг.: дис. ... канд. истор. наук: 07.00.15 / Цвык Г.И.; РУДН - Москва., 2018. - 157 л.
Сведения об авторе: Ефремова Лариса Ивановна — канд. филос. наук, руководитель российской части Российско-китайской рабочей группы по вопросам взаимодействия в изучении и преподавании русского и китайского языков, развития двусторонних академических обменов и научно-технического сотрудничества вузов; проректор по международной деятельности Российского университета дружбы народов (e-mail: [email protected]).
REFERENCES
1. Alikberova A.R. Rossijsko-kitajskie otnosheniya v sfere kul'tury i obrazovaniya: dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.03/ Al'fiya Rafisovna Alikberova; Kazanskij (Privolzhskij) federal'nyj universitet - Kazan'., 2014. - 214 l.
2. Anichkin E.S. Usilenie roli universitetov v razvitii transgranichnyh regionov: vyzovy i resheniya // Ekonomika. Professiya. Biznes. — 2015. — № 2. — S. 47-52.
3. Arzhanova I.V. Rossijskaya vysshaya shkola v kontekste mezhdunarodnogo obrazovatel'nogo / I. V. Arzhanova. - Moskva: Logos, 2012. - 328 s.
4. Efremova L.I., Fedorov R.G. 10 let Univer-sitetu SHanhajskoj organizacii sotrudnich-estva: osnovnye rezul'taty raboty // Vestnik RUDN. 2017. Tom 10. №4. S. 377-388.
5. Li Mehnlun Kitajsko-rossijskoe gumani-tarnoe sotrudnichestvo v XXI v.: tendencii i perspektivy: dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.15 / Li Mehnlun; RUDN - Moskva., 2018. - 190 l.
6. Medyanik E.I. Rossijsko-kitajskoe univer-sitetskoe sotrudnichestvo: 1995-2016 gg.:
dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.15 / Medyanik Elena Igorevna; RUDN- Moskva, 2017. - 283 s.
7. Mezhdunarodnoe obrazovatel'noe sotrud-nichestvo: opyt transgranichnogo vuza [Tekst]: monografiya / [M. A. Kostenko i dr.; pod red. S. V. Zemlyukova]; M-vo obrazovaniya i nauki RF, Altaj-skij gos. un-t. - Barnaul: Izd-vo Al-tajskogo gos. unta, 2015. - 226 s.
8. Petrenko V.N. Russkij i kitajskij yazyki v obrazovatel'nom prostranstve gosudarstv-partnerov // Vestnik Universiteta (Ros-sijsko-Tadzhikskij (Slavyanskij) universitet). Dushanbe: RTSU. 2017. №3(59). S.211-215.
9. Safronova E.I. Tekushchaya i perspektiv-naya rol' gumanitarnogo sotrudnichestva v dele razvitiya SHOS //Kitaj v mirovoj i re-gional'noj politike (Istoriya i sovremen-nost') / Otv. redaktor-sostavitel' E.I. Safronova. M.: RAN. In-t Dal'n. Vostoka, 2015. S.119-134.
10. Filippov V.M., Krasnova G.A., Syul'kova N.V. O sostoyanii i perspektivah mezhdu-narodnogo setevogo vzaimodejstviya ros-sijskih vuzov v realizacii obrazovatel'nyh programm v razlichnyh regionah mira (Evropa, SNG, SHOS, ATEHS) // Univer-sitetskoe upravlenie: praktika i analiz. S. 8
11. Cvyk G.I. Prodvizhenie russkogo yazy-ka v KNR kak instrument kul'turnoj diplo-matii Rossijskoj Federacii v 2001-2017 gg.: dis. ... kand. istor. nauk: 07.00.15 / Tcvyk G.I.; RUDN - Moskva., 2018. - 157.
About the author: Efremova Larisa Ivanovna — PhD in Philosophy, Head of the Russian part of the Russian-Chinese Interaction Working Group in the studying and teaching of Russian and Chinese languages, the development of bilateral academic exchanges and scientific and technical cooperation of universities; Vice-Rector for International Activities, Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) (e-mail: [email protected]).