Научная статья на тему 'К вопросу о китайско-российском гуманитарном сотрудничестве в рамках шос'

К вопросу о китайско-российском гуманитарном сотрудничестве в рамках шос Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
369
77
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Архонт
Ключевые слова
РОССИЯ / КИТАЙ / ГУМАНИТАРНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / КУЛЬТУРНЫЕ ОБМЕНЫ / ШАНХАЙСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ СОТРУДНИЧЕСТВА / ПУБЛИЧНАЯ ДИПЛОМАТИЯ / ДВУСТОРОННИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Ли Мэнлун, Жэнь Му

В статье проводится комплексное исследование китайско-российского гуманитарного сотрудничества на основе двусторонних отношений России и Китая, инициированных подписанием двустороннего соглашения в 2001 г. Обсуждаются характеры гуманитарного сотрудничества двух стран в рамках режима Шанхайской организации сотрудничества, развитие китайско-российского гуманитарного сотрудничества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу о китайско-российском гуманитарном сотрудничестве в рамках шос»

АКТУАЛЬНАЯ ГЕОПОЛИТИКА

Ли Мэнлун

Ph.D, старший преподаватель, Институт публичной дипломатии, Научно-исследовательский институт международных отношений,

Цзилиньский университет г. Чанчунь, Китай

lmenglong@jlu. edu. т Жэнь Му

Ph.D, старший преподаватель, Институт публичной дипломатии, Научно-исследовательский институт международных отношений,

Цзилиньский университет, г. Чанчунь, Китай

renmu35@163. com

К ВОПРОСУ О КИТАЙСКО-РОССИЙСКОМ ГУМАНИТАРНОМ СОТРУДНИЧЕСТВЕ В РАМКАХ ШОС1

Аннотация: в статье проводится комплексное исследование китайско-российского гуманитарного сотрудничества на основе двусторонних отношений России и Китая, инициированных подписанием двустороннего соглашения в 2001 г. Обсуждаются характеры гуманитарного сотрудничества двух стран в рамках режима Шанхайской организации сотрудничества, развитие китайско-российского гуманитарного сотрудничества.

Ключевые слова: Россия, Китай, гуманитарное сотрудничество, культурные обмены, Шанхайская организация сотрудничества, публичная дипломатия, двусторонние отношения

Современный мир характеризуется возникновением абсолютно новых уникальных межгосударственных объединений, отвечающих на существующие вызовы времени и решающие сложнейшие задачи социально-экономической, политической и культурной интеграции. Шанхайская Организация Сотрудничества (ШОС), объединившая крупнейшие страны Евразии с населением более 3 млрд. человек, в настоящее время является важным игроком на мировой политической карте мира, реализующая совместные программы и проекты в различных сферах жизни.

В настоящий момент в «Шанхайскую организацию сотрудничества» входят постоянные страны-участницы (Россия, Индия, Казахстан, Киргизия, Китайская Народная Республика, Пакистан, Таджикистан и Узбекистан), а также страны-наблюдатели (Афганистан, Беларусь, Иран, Монголия) и партнеры в общении (Азербайджан, Армения, Камбоджа, Непал, Турция, Шри-Ланка). Введение в рамках ШОС статуса партнера по диалогу, как абсолютно нового понятия для межгосударственных союзов, позволяет государствам, даже не входящим в территориальное пространство, присутствовать на саммитах и участвовать в мероприятиях.

Неоспоримым фактом является то, что государства Центральной Азии, Китай и Россия обладают богатейшим и древнейшим культурно-историческим наследием, поэтому культурно-гуманитарное сотрудничество стран - участниц ШОС является манифестацией современного диалога древнейших цивилизаций. В этой связи программа совместных культурных проектов и мероприятий организации становится насыщеннее. ШОС как новый стимул многополярности и демократизации современных международных отношений представляет собой составную часть китайско-российского стратегического взаимодействия и партнерства, включая и культуру. Настаивая на новой концепции отношений,

1 Работа выполнена при финансовой поддержке SFPJU (Seeds Fund Project of Jilin University), проект «The Research on International Intervetnion and International Norm during the rising process of the US and USSR» (№ 451170302347).

основывающейся на принципах мирного развития, взаимодоверия, взаимовыгодности, мирного сосуществования, Китай и Россия твердо выступают за многополярность и демократизацию международных отношений. При этом ШОС предоставляет Китаю и России новые возможности обогащать содержание стратегического взаимодействия и партнерства, содействовать реализации многополярности и демократизации международных отношений, развивая при этом различные их аспекты.

С появлением и успешной деятельностью ШОС на международной арене в международном лексиконе политических деятелей сформировалось новое понятие -«Шанхайский дух». Он незримо присутствует и на официальных саммитах ШОС и на различных мероприятиях. Основными элементами «Шанхайского духа» сегодня и в момент создания организации являются взаимоуважение и интерес к культурам других народов, паритет в общении во всех сферах, стремление к прогрессу в условиях глобализации при сохранении своей культурной идентичности. Все это происходит несмотря на существенные различия в политическом, экономическом и культурном потенциале государств - членов Шанхайской Организации Сотрудничества. «Шанхайский дух» определенно содействует расширению культурно-гуманитарного сотрудничества между государствами ШОС, включая разнообразные совместные проекты в области искусства и образования. Духом ШОС является взаимное доверие, взаимная выгода, справедливость в оценках, постоянные консультации, уважение к различным культурам и стремление к совместному развитию. Эти принципы подходят для мирного развития в современных условиях, они в данное время находятся в процессе дальнейшей их систематизации.

В своей деятельности ШОС не стремится к созданию союзнического альянса, к противостоянию любой третьей стороне и к неограниченному расширению. ШОС воспринимается в Китае и России как новая площадка межкультурного взаимодействия, основывающаяся на принципах регионализма, добрососедства и многостороннего взаимодействия. Причина этого ясна: ШОС как региональная организация ставила в самом начале перед собой цель стабилизировать региональную геополитическую обстановку и стимулировать социально-экономическое и культурное развитие на собственном территориальном пространстве, а не противостоять какой-либо стране или блоку стран.

ШОС, являясь межгосударственным союзом нового типа, уже достигла определенных успехов на этом пути, находясь в процессе выстраивания новых моделей межкультурной коммуникации, направленных на культурное сближение стран-участниц, привлечение в свои ряды новых союзников, обнаружение точек соприкосновения в межкультурном общении и в преодолении конфликтов и непонимания во всех сферах жизни. Выступая как прогрессивный межгосударственный союз, ШОС функционирует на собственном социокультурном пространстве, целью которого является создание на этом пространстве региона устойчивого экономического роста и культурного развития, на основе абсолютно новых моделей межкультурных коммуникаций. В какой-то степени создание ШОС было ответом на глобальные вызовы и, по мнению некоторых политологов, было задумано как средство создания зоны сотрудничества между Россией и Китаем в новом демилитаризированном пространстве в противовес притязаниям США на звание единственной супердержавы в мире. Первоначальной целью виделось сотрудничество Москвы и Пекина в области политики, экономики, культуры, гуманитарной сферы.

Сегодня видна новая философия развития и интеграции в рамках ШОС: «желание сформировать достойные условия жизни для своего населения, ввести высокие социальные стандарты и сблизить ценностные ориентиры»1. Для этого необходимы разработка совместной культурной стратегии совершенствования стран - членов ШОС, ее наполнение

1 Колегова О.Ю. Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках ШОС// Вестник МГИМО-Университета, 2013. № 6 (33) С. 2.

практической сутью и конкретными проектами, опираясь на двустороннее и многостороннее сотрудничество.

Можно сказать, что ШОС выступает в некоторой степени как дополнительная площадка стратегического культурного взаимодействия между Китаем и Россией. В отношении к ШОС обе страны сформировали собственную стратегическую концептуальную основу такого взаимодействия, в которой получили отражение не только коренные национальные интересы Китая и России, но и новые вызовы и возможности в регионе. При сравнении стратегических концепций Китая и России по отношению к ШОС, представляется очевидным, что в этих концепциях наблюдаются сходные черты.

Сегодня в китайской внешнеполитической повестке дня ШОС является инструментом осуществления концепции гармоничного мира, выдвинутой бывшим председателем КНР Ху Цзиньтао в 2005 г. Следует отметить, что Центральная Азия уже стала регионом, в котором проявляются особые отношения Китая и России по типу «спина к спине» в сфере обеспечения не только национальной безопасности, но и гуманитарных связей. Поэтому, являясь единственной региональной организацией, в которую входят одновременно и Китай, и Россия, ШОС способна к углублению и расширению стратегического взаимодействия и партнерства между двумя странами и урегулированию интересов стран в данном регионе.

Основа культурного взаимодействия двух стран в рамках ШОС исходит из внешнеполитической стратегии каждого государства. Так, стратегия Китая в отношении к ШОС характеризуется тем, что, во-первых, на региональном уровне, ШОС - новая площадка для Китая по осуществлению политики добрососедства. Центральная Азия, как в истории, так и в настоящее время, воспринимается как зона столкновения интересов великих держав, разных цивилизаций и религиозных группировок. Важно отметить, что на сегодняшний день проблема, связанная с религиозным сепаратизмом и радикальным национализмом в регионе Центральной Азии, по-прежнему остается в центре внимания мирового сообщества.

Столкнувшись со сложной геополитической обстановкой в Центральной Азии, Китай намеревается сделать акцент на проведение многосторонней культурной дипломатии по принципу добрососедства в рамках ШОС, чтобы оптимизировать региональную обстановку и в западном направлении Китая, и в регионе Центральной Азии в целом1. Эта позиция Китая приобрела поддержку со сторон России и стран Центральной Азии. Следует отметить большую роль Китая в осуществлении конкретных мероприятий и совместных проектов, среди которых: «выпуск альбома «Диалог цивилизаций - обзор культур государств - членов ШОС», «Пекинских вечеров культуры государств - членов ШОС» в рамках культурной программы ХХ1Х Олимпийских игр в 2008 г.». Известно, что культурные связи Китая со странами Центральной Азии зародились в далеком прошлом, и как когда-то древний «Шелковый путь» сблизил Китай с государствами Центральной Азии, так и в настоящее время он является неким связующим звеном между ними. Это позволяет говорить о том, что ШОС является главной платформой сопряжения культурного пространства Шелкового пути и Евразийского экономического союза, поскольку страны-участники ШОС так же состоят в других организациях, в том числе и трансрегиональных, как например в БРИКС или G20.

В свою очередь ШОС поможет России укрепить свои культурные позиции в Центральной Азии, создать стабильный стратегический тыл и повысить мировой авторитет. Геостратегическое значение Центральной Азии в повестке дня российской внешней политики велико. В реальности Россия и Центральная Азия к тому же тесно связаны друг с другом с учетом вековых исторических, культурных, экономических и политических отношений. Именно в рамках ШОС Россия в состоянии восстановить свое влияние в

1 Воскресенский А.Д., Ли Син (ред.) Механизмы трансрегионального развития Центральной Евразии: исследования и прогнозы /Под ред. Ли Сина и А.Д.Воскресенского. - Пекин: Цзючжоу Пресс, 2016. -495 с.

Центральной Азии после распада СССР. Поэтому развитие отношений для России с ШОС на региональном уровне представляет собой рациональную попытку облегчения давления со стороны Запада на постсоветском пространстве и консолидации стран-участниц СНГ. Поэтому несомненно, что внешняя политика России в отношении к ШОС является дополнительной частью собственной постсоветской стратегии.

Начиная с середины 2000-х гг. Китай начал активное сотрудничество в ШОС в гуманитарной сфере, предлагая разработанные им инициативы. Саммит в Астане в 2005 г. принял Ху Цзиньтао, который предложил идею организовать в КНР подготовку 1500 специалистов и управленцев стран-членов ШОС, которая бы длилась три года. В будущем за 11 лет государства-участницы ШОС приняли активное участие в повышении качества общения и сотрудничества в сфере культуры, образования, здравоохранения, науки, спорта и туризма, составлено большое число документов касательно сотрудничества, заложив социальный фундамент для развития организации в целом. Такого рода инициативы способствуют дальнейшему укреплению авторитета КНР в регионе Центральной Азии, а также отвечают курсу Пекина на распространение китайской культуры в мире. Это во многом объясняет то, что гуманитарное взаимодействие в рамках ШОС идет во всех направлениях с различным уровнем интенсивности. Оно стало, как это отражено в Декларации пятилетия Шанхайской организации сотрудничества, «одним из важнейших факторов, гарантирующих жизнеспособность организации. ШОС вполне может сыграть роль катализатора и примера для межцивилизационного общения во имя поиска решений проблем, которые препятствуют гармонизации отношений в мире»1.

Тем не менее, основная проблема ШОС заключается в том, что «отцы-основатели» осознают, что ключевые задачи и само будущее этой организации разнородно. Поэтому, прежде всего, необходимо дать толчок развитию, определив четкий спектр целей. На саммите в Душанбе в 2014 г. страны-участницы договорились о разработке и принятии Стратегии развития-2025, которая определит ориентиры взаимодействия государств-членов на перспективу и повысит эффективность выполнения стоящих перед организацией задач2.

В настоящее время ШОС обладает уникальными возможностями обновления уже имеющихся и разработки новых путей расширения межкультурного обмена и сотрудничества как двустороннего, так и многостороннего. В период миграционного кризиса в Европе, когда все чаще звучит утверждение о крахе политики мультикультурализма, нельзя также забывать и о выстраивании отношений между ШОС и Европейским Союзом. Сейчас как никогда настало время проявить терпение и уважение, запустить механизмы предотвращения агрессии, нетерпимости, насилия, преодолевать барьеры в межкультурном общении во всех сферах жизни и выстраивать новые модели существования в глобальном мире на основе проникновения в культурное пространство других народов и последующего взаимного культурного обогащения. Поэтому и необходимо подчеркнуть важную роль Форума ШОС в развитии гуманитарного сотрудничества. Форум способствует тому, чтобы научно-исследовательские и государственные структуры обменивались накопленным опытом и информацией, проводили подготовку к международным конференциям, семинарам, разработку и комплексную оценку совместных долгосрочных программ.

Развивающееся сотрудничество в гуманитарной сфере создало основу для усиления дружбы между членами ШОС, оставляя, между тем, огромный потенциал для дальнейшего взаимодействия. Многовековые контакты между народами России, Китая, Центральной Азии способствовали взаимному пониманию между ними в прошлом и помогают обогатить национальные культуры в настоящем. Культурное сотрудничество согласно Хартии ШОС

1 Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15.06.2006. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=93 (дата обращения: 25.12.2018).

2 СМИД ШОС в Душанбе одобрил проект стратегии развития до 2025 г.// РИА Новости. - 31.07.2014.URL: http://ria.ru/economy/20140731/1018260028.html (дата обращения: 25.12.2018).

является ключевой и приоритетной задачей и сферой деятельности стран - членов организации, о чем многократно было подчеркнуто лидерами государств - участников ШОС. Основные формы культурного взаимодействия стран-участниц способствуют развитию и обеспечивают доступ и сохранение разнообразия культур, постоянно совершенствуя формы культурного самовыражения наций.

Бурное развитие международных отношений государств-членов ШОС, происходящее в последние годы, становится все более интересным как в торгово-экономических, политических аспектах, так и в культурных и просто в человеческих контактах. Увеличение области компетенции ШОС дает возможность формировать и декларировать новые модели сотрудничества культурного развития в рамках государств ШОС, где ключевая цель -совершенствование многостороннего сотрудничества в области образования, науки, массовых коммуникаций, спорта, туризма, охраны культурного наследия. Благодаря этому идет работа по разработке и поддержке проектов культурного сотрудничества государств ШОС в этих сферах, формированию эффективного механизма, чтобы укрепить научный, образовательный, культурный потенциал государств, который может предупредить зарождение любого вида экстремизма. Сегодня можно сказать, что подобного рода механизм уже создается. Развивается гибкая и эффективная структура, что позволяет оперативно реагировать на действительные потребности, которые возникают в сфере гуманитарного сотрудничества. Сотрудничество в области культуры между странами ШОС дало возможность объединить творческую энергию, опыт, интеллект и, наконец, уникальную культуру всех народов стран ШОС.

В ходе встречи глав шести государств в Шанхае в 2001 г. было принято решение о проведении встречи министров культуры стран-участниц и разработки программы культурных мероприятий. В 2002 г. состоялась первое их заседание и подписано совместное заявление1. Совместное заявление министров культуры государств-членов ШОС, принятое 12 апреля 2002 г. в Пекине, имело большое значение для обеспечения с правовой точки зрения культурного сотрудничества участников региональной организации.

Документ предусматривал проведение фестивалей и обменных дней культуры, участие в них художественных коллективов, деятелей искусств, проведение гастролей творческих коллективов, взаимодействие в области охраны памятников, музейного и библиотечного дела, кинематографии, телевидения, радиовещания, издательской деятельности и спорта. Это ознаменовало запуск механизма многостороннего взаимодействия стран - участниц ШОС. Министры культуры высказали мнение о необходимости развития взаимодействия как на многосторонней, так и на двусторонней основе. Продолжением развития данного направления сотрудничества стало принятие Совместного коммюнике по итогам заседания совета глав правительств государств - членов ШОС. В одном из положений отмечается важность расширения сотрудничества в сфере культуры для эффективной деятельности организации. Кроме того, было принято решение о проведении первого фестиваля культуры шести государств.

ШОС с первых дней существования позиционировала себя в качестве организации, которая стремится активно развивать контакты в гуманитарной сфере. На этот факт указывает ее Хартия, где написано, что сотрудничество в гуманитарной сфере - одна из основных задач этой организации. Но ее реальная реализация началась только в 2005 г., после того, как на совещании министров культуры была сформирована группа экспертов касательно вопросов культурного сотрудничества с целью осуществления «Плана многостороннего культурного сотрудничества в рамках ШОС на 2005-2006 гг.». Фестиваль

1 Основные этапы развития ШОС// Деловой клуб Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://infosco.biz/m/?pageId=221 (дата обращения: 25.12.2018).

культуры и искусства стран-участниц стал ежегодным1. Реализация плана многостороннего культурного сотрудничества между государствами-членами ШОС на 2005-2006 гг., принятого на Астанинском совещании министров культуры государств-членов ШОС, в целом способствовала сохранению многообразия культур государств-членов ШОС, взаимному уважению, большему распространению знаний касательно традиций и обычаев народов, что живут на евразийском пространстве. Наличие различного рода цивилизаций, взаимное обогащение их культур, безусловно, сыграли и все еще играют важную роль в поддержании и укреплении духа дружбы в регионе.

В результате третьего совещания министров культуры государств-членов ШОС в апреле 2006 г. в Ташкенте был утвержден План многостороннего культурного сотрудничества на 2007-2008 гг. В этот период гуманитарное сотрудничество стало реально расширяться и углубляться. С этого времени можно говорить о поступательном развитии взаимодействия в данной области. С целью решения вопросов финансирования и понимания необходимости углубления отношений между странами было принято решение о подписании межправительственного соглашения о сотрудничестве в области культуры. На саммите ШОС в г. Бишкеке в 2007 г. этот документ был одобрен главами государств и в значительной степени активизировал культурные обмены на многосторонней и двусторонней основе2.

Ключевые направления культурного взаимодействия были определены сторонами в ходе встреч министров культуры и нашли свое отражение в соглашении от 2007 г. Среди них названы такие, как взаимодействие в таких областях как музыка, театр, изобразительное искусство, кинематография, архивное, библиотечное и музейное дело, охрана объектов культурного наследия, народные промыслы, декоративно-прикладное, самодеятельное, эстрадное и цирковое искусства. При этом определенные усилия по углублению культурных контактов наблюдаются от Секретариата ШОС. Так, в апреле 2007 г. это направление, было утверждено Соглашением о сотрудничестве в сфере культуры, что существенно повысило культурный обмен. Таким образом, в соглашении был определен широкий круг направлений взаимодействия, который предусматривал их развитие, в том числе и в перспективе. Среди важнейших направлений работы, которые эффективно реализуются в рамках многостороннего и двустороннего сотрудничества, можно выделить как комплексные мероприятия, которые позволяют охватить широкую аудиторию, так и специализированные, направленные на реализацию конкретного направления. К примеру, издался альбом «Диалог цивилизаций», где проведен обзор культур стран ШОС, организован Иссык-Кульский кинофестиваль, в Ханчжоу проведен Художественный форум. В 2008 г. министры культуры государств ШОС утвердили очередной план взаимодействия на 2009-2011 гг., а специальная экспертная группа сформировала «Единое положение о фестивалях», что дало начало фестивальной традиции и целевому финансированию таких мероприятий.

В 2008 г. министры культуры утвердили еще один уже трехлетний план сотрудничества (2009-2011), а экспертная группа издала единое Положение о фестивалях, что превратило эту сферу деятельности в более ритмичную и обеспеченную финансовыми и материальными ресурсами. Значительная роль в выработке стратегии и направлений культурного взаимодействия отводилась Секретариату Шанхайской организации сотрудничества, в рамках которого функционирует Экспертная группа. Таким образом, к 2008 г. Шанхайской организацией сотрудничества были заложены правовые основы и

1 Гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС// МИД Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publishe r/0vP3hQoCPRg5/content/id/939176 (дата обращения: 25.12.2018).

2 Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области культуры от 16 августа 2007 г.// Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18147 (дата обращения: 25.12.2018).

созданы экспертные механизмы в области культурного взаимодействия - совещания министров культуры, которые проходят на постоянной основе. Важную роль в процессе непосредственной реализации культурных программ играет Экспертная группа, которая также выступает в качестве механизма взаимодействия в данной сфере. В соответствии с соглашением от 2007 г. заседания группы должны созываться, минимум один раз за год.

Большое значение для стран ШОС имела инициатива Министерства культуры Китайской Народной Республики о проведении во втором полугодии 2010 г. в г. Санья первого форума сотрудничества в области индустрии культуры в рамках организации с участием представителей министерств и ведомств культуры, предприятий в сфере культуры государств-членов ШОС. Поддержка постоянных контактов и интенсивный культурный обмен стимулировали растущее взаимодействие двух сторон в культурной области. Так, наиболее значимыми и масштабными мероприятиями Шанхайской организации сотрудничества в культурной сфере стали Фестиваль искусств стран-участниц, форум художественного искусства «Рисуем озеро Сиху» в Ханчжоу, Иссык-кульский фестиваль кино в городе Киргизии Чолпон-Атао, выставка «Дети рисуют сказки», международный музыкальный фестиваль «Мелодии Востока»1. Формат многих из них уже вышел за рамки Шанхайской организации сотрудничества. Только в музыкальном фестивале принимают участие представители 50 стран. Кроме того, важной составляющей в культурном сотрудничестве выступают «дни культуры». В настоящее время ее можно расценивать как высшую в двустороннем формате. Только отдельные государства могут себе позволить более масштабные проекты, такие, как перекрестные годы культуры.

Культурное сотрудничество государств-членов ШОС, не ограничивается только участием творческих коллективов в фестивалях. Сфера культурного взаимодействия этих стран многогранная, и ежегодно она увеличивается, затрагивая организацию и проведение на взаимной основе выставок изобразительного и декоративно-прикладного искусства, юбилейных мероприятий и совместных концертов, выступления, как художественных коллективов, так и отдельных исполнителей, взаимное издание и перевод известных российских и китайских писателей и поэтов и т.п. Кроме того, участники приняли на себя обязательства по оказанию поддержки в подготовке и повышении квалификации кадров для развития данного направления сотрудничества. Особое внимание было уделено научному обеспечению культурного диалога посредством проведения симпозиумов, конференций, круглых столов, семинаров с участием экспертов и практиков из стран - участниц Шанхайской организации сотрудничества. Как отдельный вектор было выделено такое значимое направление в современном культурно-гуманитарном сотрудничестве, как вовлечение молодежи в деятельность по сохранению и приумножению культурного наследия2. Упомянутые мероприятия, несомненно, способствуют популяризации культуры государств, расположенных на евразийском пространстве, и укрепляют двусторонние российско-китайские отношения.

Культура призвана работать на имидж государства, на формирование его привлекательного образа за рубежом. Единственный путь оценки эффективности данного направления - это мониторинг узнаваемости страны в зарубежных государствах. Он помогает выявить недочеты и пробелы в его реализации, сфокусироваться на направлениях, которые требуют более пристального внимания. В случае ШОС процесс заметно усложняется, так как в такой организации переплетаются глобальные задачи и видение отдельных государств. В материалах, находящихся в свободном доступе, отсутствует информация, каким образом оценивается эффективность данного направления

1 Культурно-гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС// Деловой клуб Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://infosco.biz/ru/?pageId=231 (дата обращения: 25.12.2018).

2 Ли Мэнлун. Современное гуманитарное сотрудничество между КНР и РФ// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 2016. № 3. C. 29.

сотрудничества. В этой связи исключительно важное значение приобретает информационное обеспечение. В перспективе эта составляющая потребует модернизации, так как от нее зависит имидж организации в целом и отдельных стран, входящих в ее состав.

Отдельную нишу в развитии культурного взаимодействия между странами -участницами ШОС занимает деятельность культурно-информационных центров и фондов -представительства Россотрудничества, Института им. Конфуция, Фонда Горчакова, Международной школы общественной дипломатии ШОС, поддержанной Фондом Горчакова, и др. При этом нельзя не отметить важнейшую роль России в формировании стратегии деятельности ШОС. Исторически страны Центральной Азии и Китай находились под большим воздействием русской культуры. Наш язык длительное время выступает универсальным языком общения и объединяющим компонентом в регионе.

Что касается будущих возможностей сотрудничества, то они стали более понятными в июне 2012 г., когда на очередном заседании Совета глав государств, что прошел в Пекине, были утверждены «Основные направления стратегии развития ШОС в среднесрочной перспективе». Были утверждены и другие важные документы, которые формируют ключевые пути будущего положительного взаимодействия, а также тенденция развития организации в последующие десять лет. Во время заседания глав правительств государств ШОС в Бишкеке были подведены результаты работы и изменений, которые за прошлый год были достигнуты организацией на всех ее направлениях, был проведен тщательный анализ нынешней ситуации и возможностей ее будущего развития, сформированы новые программы работы. Согласно стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. укрепляется значение межгосударственных региональных объединений.

Как видно, роль культуры и образования в будущей архитектуре международных отношений исключительно важна. Межкультурный диалог, который стал ключевым предметом дискуссии мирового сообщества в последнее десятилетие, может развиваться только на основе знания и взаимного уважения. Именно культурное и образовательное сотрудничество несет в себе потенциал для разрешения многих проблем современности. Наличие трудностей в этом процессе, на международном и региональном уровнях, не означает, что эти направления не стоят усилий. Они скорее свидетельствуют о политической воле участников в углублении и оптимизации данных направлений взаимодействия. При этом ШОС, в целом, является полезным инструментом культурного партнерства России с Китаем. Кроме того, в настоящее время альтернативы такой организации не существует. Наблюдая за нынешним развитием российско-китайского культурного сотрудничества, можно утверждать, что обе стороны как никогда заинтересованы в сохранении и укреплении значимости ШОС.

Подводя итог, необходимо отметить, что культурное и образовательное взаимодействие Китая и России в рамках Шанхайской организации сотрудничества прошло определенный путь и имеет заметные достижения. Среди них можно выделить: наличие четко сформулированных принципов, которые отвечают видению роли культуры и образования в современных международных отношениях и близки всем странам-участницам; сложившаяся договорно-правовая база сотрудничества в данной сфере; созданы экспертные механизмы; определены направления сотрудничества и формы реализации культурных и образовательных программ в рамках многостороннего и двустороннего формата.

Литература:

1. Воскресенский А.Д., Ли Син (ред.) Механизмы трансрегионального развития Центральной Евразии: исследования и прогнозы /Под ред. Ли Сина и А.Д.Воскресенского. -Пекин: Цзючжоу Пресс, 2016. - 495 с.

2. Колегова О.Ю. Ключевые сферы международного сотрудничества в рамках ШОС // Вестник МГИМО-Университета, 2013. № 6 (33).

3. Ли Мэнлун. Современное гуманитарное сотрудничество между КНР и РФ// Современная наука: актуальные проблемы теории и практики. Серия: Гуманитарные науки, 2016. № 3.

4. Гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС// МИД Российской Федерации. URL: http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publishe r/0vP3hQoCPRg5/content/id/939176 (дата обращения: 25.12.2018).

5. Декларация пятилетия Шанхайской организации сотрудничества. Шанхай. 15.06.2006. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=93 (дата обращения: 25.12.2018).

6. Культурно-гуманитарное сотрудничество в рамках ШОС// Деловой клуб Шанхайской организации сотрудничества. URL: http://infosco.biz/ru/?pageId=231 (дата обращения: 25.12.2018).

7. Основные этапы развития ШОС// Деловой клуб Шанхайской организации сотрудничества.Ц^: http://infosco.biz/ru/?pageId=221 (дата обращения: 25.12.2018).

8. СМИД ШОС в Душанбе одобрил проект стратегии развития до 2025 г.// РИА Новости. - 31.07.2014.URL: http://ria.ru/economy/20140731/1018260028.html (дата обращения: 25.12.2018).

9. Соглашение между правительствами государств - членов Шанхайской организации сотрудничества о сотрудничестве в области культуры от 16 августа 2007 г.// Законодательство стран СНГ. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18147 (дата обращения: 25.12.2018).

References:

1. Voskresenskij A.D., Li Sin (red.) Mekhanizmy transregional'nogo razvitiya Central'noj Evrazii: issledovaniya i prognozy /Pod red. Li Sina i A.D.Voskresenskogo. -Pekin: Czyuchzhou Press, 2016. - 495 s.

2. Kolegova O.YU. Klyuchevye sfery mezhdunarodnogo sotrudnichestva v ramkah SHOS // Vestnik MGIMO-Universiteta, 2013. № 6 (33).

3. Li Mehnlun. Sovremennoe gumanitarnoe sotrudnichestvo mezhdu KNR i RF// Sovremennaya nauka: aktual'nye problemy teorii i praktiki. Seriya: Gumanitarnye nauki, 2016. №

3.

4. Gumanitarnoe sotrudnichestvo v ramkah SHOS// MID Rossijskoj Federacii. URL: http://www.mid.ru/sanhajskaa-organizacia-sotrudnicestva-sos-/-/asset_publishe r/0vP3hQoCPRg5/content/id/939176 (data obrashcheniya: 25.12.2018).

5. Deklaraciya pyatiletiya SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva. SHanhaj. 15.06.2006. URL: http://www.infoshos.ru/ru/?id=93 (data obrashcheniya: 25.12.2018).

6. Kul'turno-gumanitarnoe sotrudnichestvo v ramkah SHOS// Delovoj klub SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva. URL: http://infosco.biz/ru/?pageId=231 (data obrashcheniya: 25.12.2018).

7. Osnovnye ehtapy razvitiya SHOS// Delovoj klub SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva.URL: http://infosco.biz/ru/?pageId=221 (data obrashcheniya: 25.12.2018).

8. SMID SHOS v Dushanbe odobril proekt strategii razvitiya do 2025 g.// RIA Novosti. -31.07.2014.URL: http://ria.ru/economy/20140731/1018260028.html (data obrashcheniya: 25.12.2018).

9. Soglashenie mezhdu pravitel'stvami gosudarstv - chlenov SHanhajskoj organizacii sotrudnichestva o sotrudnichestve v oblasti kul'tury ot 16 avgusta 2007 g.// Zakonodatel'stvo stran SNG. URL: http://base.spinform.ru/show_doc.fwx?rgn=18147 (data obrashcheniya: 25.12.2018).

A RESEARCH ON THE SINO-RUSSIAN HUMANITARIAN COOPERATION UNDER

THE SCO REGIME

Li Menglong

Ph.D, assistant professor School of International and Public Affairs, Institute of International

Studies, Jilin University, Changchun, China

[email protected],

Ren Mu

Ph.D, assistant professor School of International and Public Affairs, Institute of International

Studies, Jilin University, Changchun, China

[email protected],

Abstract: The paper makes a comprehensive research on the Sino-Russian humanitarian cooperation based on bilateral relations between Russia and China, which was initiated by the signing of the bilateral agreement in 2001. We discuss the characters of humanitarian cooperation between two countries under the Shanghai Cooperation Organization regime and the development of Sino-Russian humanitarian cooperation.

Keywords: Russia, China, humanitarian cooperation, cultural exchanges, Shanghai Cooperation Organization, public diplomacy, bilateral relations

Для цитирования: Ли Мэнлун, Жэнь Му. К вопросу о китайско-российском гуманитарном сотрудничестве в рамках ШОС// Архонт, 2018. № 6 (9). С. 17-26.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.