Научная статья на тему 'Стратегия развития ШОС и концепция «Экономический пояс Шелкового путиинтеграционный потенциал культурно-гуманитарного сотрудничества'

Стратегия развития ШОС и концепция «Экономический пояс Шелкового путиинтеграционный потенциал культурно-гуманитарного сотрудничества Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
509
134
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
культурно-гуманитарное сотрудничество / Стратегия развития ШОС / концепции ЭПШП / международные отношения / Китай / «мягкая сила». / cultural cooperation / SCO development strategy / Silk Road Economic Belt / international relations / China / “soft power”.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кулинцев Юрий Викторович

В статье анализируется содержание разделов концепции ЭПШП и Стратегии развития ШОС, посвященных гуманитарному сотрудничеству. Автор показывает, что оба программных документа предполагают создание и использование различных коммуникационных площадок, ориентированных на целый ряд социальных групп (таких, как, например, Медиа-форум ШОС, Женский форум ШОС, Бизнес-форум ШОС, встречи экспертов-представителей профильных министерств, фестивали культуры, кино, театрального искусства под эгидой ОПОП, спортивные мероприятия, образовательные платформы), позволяющих на основе опыта различных культур формировать и стимулировать новые сферы сотрудничества, постепенно вводя их в инструментарий «мягкой силы» ШОС и ОПОП. Готовность стран-членов совершенствовать гуманитарное направление Организации не только через формирование коммуникационных площадок, но и путем включения выполнимых положений о культурно-гуманитарной кооперации в совместные документы, создания нормативно-правовой базы для культурно-гуманитарного взаимодействия демонстрирует стремление ШОС придать этой сфере стабильный, надежный и долгосрочный характер. Так, созданные в рамках ШОС механизмы встреч министров культуры и образования несут в себе серьезный потенциал, весьма полезный в деле реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути. Благодаря «ресурсу коллективности», эти встречи имеют синергетический эффект, когда создаваемый общий результат работы превышает по значению результат «сложения» усилий отдельных его участников. Потому итоги таких встреч вносят ощутимый вклад также и в дело совместного построения будущего справедливого миропорядка. Расширению культурно-гуманитарных связей посвящен особый раздел в концепции Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Акцент в нем делается на развитии взаимопонимания и на сближении различных цивилизаций, создающих «социальный фундамент» для строительства ЭПШП. Благодаря своему обширному культурно-цивилизационному базису проект ЭПШП может надеяться даже на постепенное вызревание его мировоззренческого компонента. Ныне же использование исторического контекста древнего Шелкового пути позволяет объединить под единым форматом государства, значительно отличающиеся внутренним политическим устройством и уровнем экономического развития. Это дает основания воспринимать концепцию ЭПШП и как экономический, и как культурно-гуманитарный интеграционный проект. Автор приходит к выводу, что акцент на гуманитарных связях, прослеживающийся в программных документах, является констатацией необходимости применения «мягкой силы» в реализации планов ЭПШП и политики ШОС, способствующей формированию как положительного имиджа отдельных стран-участниц, так и этих интеграционных объединений в целом. В статье также обозначены кооперационные возможности, возникающие благодаря осуществлению гуманитарного сотрудничества в рамках ЭПШП и ШОС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The SCO Development Strategy and the Silk Road Economic Belt concept: integration potential of cultural and humanitarian cooperation

The article contains analysis of those sections of the SREB concept and the SCO Development strategy which are devoted to the humanitarian cooperation. The author shows that both program documents presume establishment and application of communication platforms based on the experience of different civilizations and different cultures in order to form and stimulate various spheres of interaction, and to become an important element of the substantial development of each member State. There have been created mechanisms of Ministerial meetings within the SCO framework. These mechanisms seem applicable for the Silk Road Economic Belt as well. They can lead to the synergy effect, when value of common achievements exceeds the effect of “simply” summarized efforts of all participant parties. Therefore, the results achieved here make a more tangible contribution to the joint construction of a new and just world order. Political leadership of the two countries demonstrates common strive to give the humanitarian cooperation a stable and long-term character of sustainable interaction. Chinese Belt and Road Initiative concept includes special sections describing the development of the humanitarian cooperation. Much attention is given to the promotion of mutual understanding and approximation of different civilizations, which can contribute to the creation of called “social basis” of the SREB. The powerful ideological component of the SREB is represented by its cultural and civilizational basis. The experience of the Ancient silk road made it possible to unite many States within a single format; even those of them which significantly differ in their political regimes and level of economic development. Therefore, the concept of the SREB may be represented as an economic initiative and cultural-humanitarian integration project as well. The author comes to the conclusion that the emphasis on humanitarian ties, which can be traced in the above mentioned program documents, is an independent vector and a manifestation of so called “soft power” in the promotion of SREB and SCO politics aimed at the formation of a positive image of individual member States and integration associations as a whole. The article also identifies the integration opportunities arising from the humanitarian cooperation within the framework of the SREB and the SCO.

Текст научной работы на тему «Стратегия развития ШОС и концепция «Экономический пояс Шелкового путиинтеграционный потенциал культурно-гуманитарного сотрудничества»

DOI: 10.24411/2618-6888-2019-10007

Ю.В. Кулинцев

СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ШОС И КОНЦЕПЦИЯ «ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ПОЯС ШЕЛКОВОГО ПУТИ»: ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ КУЛЬТУРНО-ГУМАНИТАРНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА

Аннотация. В статье анализируется содержание разделов концепции ЭПШП и Стратегии развития ШОС, посвященных гуманитарному сотрудничеству. Автор показывает, что оба программных документа предполагают создание и использование различных коммуникационных площадок, ориентированных на целый ряд социальных групп (таких, как, например, Медиа-форум ШОС, Женский форум ШОС, Бизнес-форум ШОС, встречи экспертов-представителей профильных министерств, фестивали культуры, кино, театрального искусства под эгидой ОПОП, спортивные мероприятия, образовательные платформы), позволяющих на основе опыта различных культур формировать и стимулировать новые сферы сотрудничества, постепенно вводя их в инструментарий «мягкой силы» ШОС и ОПОП.

Готовность стран-членов совершенствовать гуманитарное направление Организации не только через формирование коммуникационных площадок, но и путем включения выполнимых положений о культурно-гуманитарной кооперации в совместные документы, создания нормативно-правовой базы для культурно-гуманитар-

ного взаимодействия демонстрирует стремление ШОС придать этой сфере стабильный, надежный и долгосрочный характер.

Так, созданные в рамках ШОС механизмы встреч министров культуры и образования несут в себе серьезный потенциал, весьма полезный в деле реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути. Благодаря «ресурсу коллективности», эти встречи имеют синергетический эффект, когда создаваемый общий результат работы превышает по значению результат «сложения» усилий отдельных его участников. Потому итоги таких встреч вносят ощутимый вклад также и в дело совместного построения будущего справедливого миропорядка.

Расширению культурно-гуманитарных связей посвящен особый раздел в концепции Экономического пояса Шелкового пути (ЭПШП). Акцент в нем делается на развитии взаимопонимания и на сближении различных цивилизаций, создающих «социальный фундамент» для строительства ЭПШП. Благодаря своему обширному культурно-цивилизационному базису проект ЭПШП может надеяться даже на постепенное вызревание его мировоззренческого компонента. Ныне же использование исторического контекста древнего Шелкового пути позволяет объединить под единым форматом государства, значительно отличающиеся внутренним политическим устройством и уровнем экономического развития. Это дает основания воспринимать концепцию ЭПШП и как экономический, и как культурно-гуманитарный интеграционный проект.

Автор приходит к выводу, что акцент на гуманитарных связях, прослеживающийся в программных документах, является констатацией необходимости применения «мягкой силы» в реализации планов ЭПШП и политики ШОС, способствующей формированию как положительного имиджа отдельных стран-участниц, так и этих интеграционных объединений в целом. В статье также обозначены кооперационные возможности, возникающие благодаря осуществлению гуманитарного сотрудничества в рамках ЭПШП и ШОС.

Ключевые слова: культурно-гуманитарное сотрудничество, Стратегия развития ШОС, концепции ЭПШП, международные отношения, Китай, «мягкая сила».

Автор: Кулинцев Юрий Викторович, научный сотрудник, Институт Дальнего Востока РАН. E-mail: kulintsev.y@ ifes-ras.ru

Yu. V. Kulintsev

The SCO Development Strategy and the Silk Road Economic Belt concept: integration potential of cultural and humanitarian cooperation

Abstract. The article contains analysis of those sections of the SREB concept and the SCO Development strategy which are devoted to the humanitarian cooperation. The author shows that both program documents presume establishment and application of communication platforms based on the experience of different civilizations and different cultures in order to form and stimulate various spheres of interaction, and to become an important element of the substantial development of each member State.

There have been created mechanisms of Ministerial meetings within the SCO framework. These mechanisms seem applicable for the Silk Road Economic Belt as well. They can lead to the synergy effect, when value of common achievements exceeds the effect of "simply" summarized efforts of all participant parties. Therefore, the results achieved here make a more tangible contribution to the joint construction of a new and just world order. Political leadership of the two countries demonstrates common strive to give the humanitarian cooperation a stable and long-term character of sustainable interaction.

Chinese Belt and Road Initiative concept includes special sections describing the development of the humanitarian cooperation. Much attention is given to the promotion of mutual understanding and approximation of different civilizations, which can contribute to the creation of called "social basis" of the SREB. The powerful ideological component of the SREB is represented by its cultural and civilizational basis. The experience of the Ancient silk road made it possible to unite many States within a single format; even those of them which significantly differ in their political regimes and level of economic development. Therefore, the concept of the SREB may be represented as an economic initiative and cultural-humanitarian integration project as well.

The author comes to the conclusion that the emphasis on humanitarian ties, which can be traced in the above mentioned program documents, is an independent vector and a manifestation of so called "soft power" in the promotion of SREB and SCO politics aimed at the formation of a positive image of individual member States and integration associations as a whole. The article also identifies the integration opportunities arising from the humanitarian cooperation within the framework of the SREB and the SCO.

Keywords: cultural coopération, SCO development strategy, Silk

Road Economic Belt, international relations, China, "soft power".

Author: Yury V. KULINTSEV, Research Fellow, Institute of Far

Eastern Studies of the Russian Academy of Sciences

(e-mail: kulintsev.y@ifes- ras.ru).

Сфера культурных и гуманитарных связей всегда являлась и является особым направлением международного взаимодействия. Значение потенциала гуманитарного вектора отмечается во всех масштабных международных инициативах и концепциях. В этом смысле ШОС не является исключением. Так, статья 1 Хартии ШОС гласит, что основные цели и задачи Организации — это «поощрение эффективного сотрудничества в культурной и других областях; содействие всестороннему социальному и культурному развитию», а в статье 3 постулируется, что одним из направлений сотрудничества является «расширение взаимодействия в области науки и техники, образования, здравоохранения, культуры, спорта и туризма» [Хартия ШОС].

Дальнейший анализ программных документов показывает, что «к настоящему времени сложились предпосылки для выведения ШОС на качественно новый уровень, характеризующийся повышением эффективности сотрудничества в сферах развития культурных и гуманитарных связей», при этом государства — члены ШОС одной из своих общих целей на период до 2025 г. считают «расширение культурно-гуманитарных связей, а также развитие контактов между людьми» [Стратегия развития ШОС..., 2015].

В Стратегии развития ШОС до 2025 г., принятой на Уфимском саммите (в 2015 г.), отдельный раздел посвящен культурно-гуманитарному взаимодействию. Международные акторы договорились, что это сотрудничество будет осуществляться в двустороннем и многостороннем форматах.

Основными его направлениями были определены:

• расширение связей между образовательными, научными и исследовательскими учреждениями;

• реализация совместных научно-исследовательских программ и проектов;

• создание баз данных и реестров памятников архитектуры;

• проведение научно-технической и искусствоведческой экспертизы;

• музейное проектирование;

• развитие взаимных туристских потоков;

• взаимодействие в области здравоохранения;

• взаимодействие в сфере охраны окружающей среды, экологической безопасности;

• предотвращение негативных последствий изменения климата [Стратегия развития ШОС..., 2015].

Нормативно-правовой основой для выполнения указанных задач является Соглашение между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области культуры 2007 г. [Соглашение между правительствами... , 2007]. На Ташкентском саммите ШОС решением Совета глав государств-членов был принят План действий на 2016—2020 гг. по реализации Стратегии развития Шанхайской организации сотрудничества до 2025 г. [План действий... , 2016], который подразумевает развитие практики регулярного проведения совещаний министров образования, встреч экспертов государств-членов, наблюдателей и партнеров по диалогу ШОС, представителей Секретариата ШОС.

Кроме того, созданные в рамках ШОС механизмы встреч министров культуры и образования несут в себе серьезный потенциал, весьма полезный для реализации концепции Экономического пояса Шелкового пути. Благодаря «ресурсу коллективности» этих встреч, они имеют синергетический эффект, когда общий результат работы превышает по важности результат «сложения» усилий отдельных его участников. В силу этого коллективная деятельность вносит ощути -мый вклад в дело совместного построения будущего справедливого миропорядка.

Официальные лица многократно отмечали важность гуманитарного взаимодействия, которое становится одним из драйверов развития многих сфер сотрудничества в формате ШОС. Выступая на саммите глав государств ШОС в Циндао в 2018 г., председатель КНР Си Цзиньпин призвал «упрочить гуманитарное сотрудничество, активно реализовывать Концепцию сотрудничества в области охраны

окружающей среды государств — членов ШОС, продолжать практику организации молодежных лагерей, продвигать многоплановое сотрудничество в сферах образования, науки и техники, культуры, туризма, здравоохранения, ликвидации последствий стихийных бедствий и СМИ» [Годовой обзор... , 2018].

В основополагающем документе «Концепция и план действий по содействию совместному строительству «Экономического пояса Шелкового пути» и «Морского Шелкового пути XXI века» [Видение и действие... , 2015], раскрывающем видение китайских властей принципов реализации указанной инициативы, отмечается необходимость координации различных мер (включая политические, финансово-экономические и инфраструктурные) по развитию гуманитарных обменов через многосторонние механизмы и многоуровневые платформы.

Развитию культурно-гуманитарных связей также посвящен отдельный раздел в концепции ЭПШП. Там особый акцент делается на развитии взаимопонимания и сближении различных цивилизаций как механизмов создания «социального фундамента» ЭПШП. Мощным объединяющим «агентом» ЭПШП являются ее культур-но-цивилизационые корни. Использование исторического опыта древнего Шелкового пути оказалось весьма полезным в деле объединения государств, значительно отличающихся своим внутриполитическим устройством и уровнем экономического развития, в целях достижения общих задач экономического роста. Это позволяет трактовать ЭПШП не только как экономический, но и как культурно-гуманитарный интеграционный проект.

Концепция Экономического пояса Шелкового пути не предполагает изменения политических систем стран-участниц, она не направлена против каких-либо блоков или объединений, наоборот — она носит инклюзивный характер, будучи прозрачной и открытой. При этом Пекин как автор ЭПШП выступает за сопряжение этой инициативы со стратегиями развития государств-участников и готов приспосабливать ее к уже существующим механизмам межстраново-го взаимодействия.

Что касается гуманитарной сферы, то концепция Экономического пояса Шелкового пути, наряду с культурными и научными об-

менами, сотрудничеством в области СМИ, предполагает и развитие контактов по линии молодежных организаций и волонтерского движения.

Китайской стороной был анонсирован и запущен крупный образовательный проект, направленный на развитие студенческих обменов в рамках ЭПШП. Правительство Китая ежегодно выделяет 10 тыс. грантов для студентов из стран, участвующих в строительстве Экономического пояса Шелкового пути, часть их которых успешно реализуется в рамках проекта Университета ШОС [Кулинцев, 2017, с. 59—63].

Основными направлениями гуманитарного вектора ЭПШП являются:

• проведение совместных Годов культуры;

• проведение кино- и телевизионных фестивалей;

• организация книжных ярмарок;

• подача совместных заявок на регистрацию объектов мирового наследия ЮНЕСКО;

• увеличение масштабов туристических обменов;

• развитие обменов в области спорта;

• расширение сотрудничества в медицинской сфере;

• укрепление научного сотрудничества;

• активизация усилий по охране экологии и сохранению биологического разнообразия;

• использование интернет-платформ и новых СМИ в деле формирования дружеской культурной среды и позитивного общественного мнения [Видение и действие... , 2015].

Сравнительный анализ содержания разделов, посвященных гуманитарному сотрудничеству в концепции ЭПШП и в Стратегии развития ШОС, показывает, что оба этих программных документа предполагают создание и использование коммуникационных площадок, ориентированных на различные социальные группы: например, такие, как форумы (Медиа-форум ШОС, Женский форум ШОС, Бизнес-форум ШОС), экспертные встречи (представителей профильных министерств), фестивали (кино, культуры, театрального искусства под эгидой ОПОП, спортивные мероприятия (Марафон ШОС), образовательные платформы (сетевой Университет

ШОС), туристические маршруты, позволяющие на основе опыта различных цивилизаций и культур формировать и стимулировать новые сферы сотрудничества, постепенно вводя их в инструментарий «мягкой силы» ШОС и ОПОП. Подобная интеграция, а также повышение разнообразия форм взаимодействия с соседними странами в значительной мере способствует устойчивости развития каждой из стран-участниц.

Успех гуманитарного трека становится одним из важнейших факторов результативности межгосударственного сотрудничества как такового. Игнорирование или недостаточное внимание к этой области может возыметь эффект «отложенного» характера, способный проявиться спустя пять-десять лет, и привести к торможению многосторонних связей между международными акторами, а при дальнейшем усугублении ситуации — к осложнениям на политическом и экономическом уровнях [Морозов, Сафронова, 2014, с. 37].

Необходимо отметить, что с географической точки зрения ЭПШП, один из основных маршрутов которого проходит по странам Центральной Азии, в значительной мере затрагивает территориальную зону ответственности Шанхайской организации сотрудничества.

Стратегию развития ШОС и концепцию Экономического пояса Шелкового пути помимо географического фактора «роднит» ряд других важных обстоятельств. В рамках двух проектов, как уже указывалось, большое внимание уделяется тому аспекту гуманитарного сотрудничества, который нацелен на воспитание молодого поколения, а сфера образования рассматривается как возможное широкое «поле» приложения совместных усилий.

Богатство наработанного в рамках ШОС опыта гуманитарного взаимодействия в области образования и культуры, экологии и ликвидации последствий стихийных бедствий позволяет говорить о полезности его использования и в рамках концепции ЭПШП. В частности, в ШОС с 2005 г. разрабатываются и реализуются планы многостороннего культурного сотрудничества, ряд мероприятий которого проводится на ежегодной основе. Сюда относятся перекрестные Дни культуры стран ШОС, ежегодные фестивали культуры и искусства стран ШОС [Кулинцев, Российско-китайские отношения... , 2018].

Необходимость полноформатного, надежного и предсказуемого характера сотрудничества в гуманитарной сфере между странами ШОС и государствами — участниками ЭПШП обусловлена рисками текущей международной конъюнктуры, определяемой в частности агрессивным стремлением стран Запада сохранить свое лидирующее положение в мире. Участники указанных выше интеграционных объединений понимают, что в случае резкого усугубления геополитической ситуации они по объективным причинам будут не готовы в одиночку дать адекватный ответ возникающим вызовам.

Россия и Китай заинтересованы в сохранении традиционных зон своего влияния в Центральной Азии и на Ближнем Востоке, а сами страны Центральной Азии также настроены на отстаивание своих позиций в противостоянии с внерегиональными «игрокам». И участие в интеграционных проектах может обеспечить им поддержку крупных государств в реализации задач развития.

Таким образом, совпадение устремлений стран — участниц ШОС и ЭПШП открывает перед ними возможности по совместному отстаиванию своих интересов, в том числе и в сфере культурно-гуманитарного сотрудничества. Активное гуманитарное взаимодействие эффективно сохраняет наработанные традиционные связи между народами и посему является важным аспектом поддержания стратегической стабильности и региональной безопасности на пространстве ШОС и ЭПШП.

В связи с вышеизложенным целесообразно обозначить ряд перспективных направлений гуманитарной интеграции в рамках ЭПШП и ШОС.

1. Проведение скоординированной информационной политики. Создание единой информационной сети на основе кооперации ведущих СМИ стран-участниц позволит охватить более широкую аудиторию и доводить до общественности собственные взгляды, возможно, альтернативные трактовкам западных массмедиа. Своевременное и действенное информационное обеспечение становится важнейшим инструментом, позволяющим препятствовать манипуляциям общественным мнением, к чему регулярно прибегают западные СМИ [Примеры публикаций... , 2019].

2. Совершенствование сотрудничества в области медицины, здравоохранения и санитарного контроля. Актуальность сотрудничества в данной сфере обусловливается проблемами подготовки квалифицированного медперсонала и невысоким уровнем оснащения больниц в странах Центральной Азии [Сафронова, 2011, с. 97]. Продуктивность взаимодействия в профилактике эпидемических и иных заболеваний и в повышении качества медицинских услуг напрямую влияет на социальную и общую здравоохранную обстановку в регионе.

3. Развитие кооперации в сфере предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Географические ареалы ЭПШП и ШОС выделяются своим разнообразием, включающим в себя практически все имеющиеся на Земле природные пояса. Подобная вариативность создает риски возникновения самых разных и опасных природных явлений — наводнений, землетрясений, снежных лавин, оползней, засухи и т. п. Ввиду масштабности промышленного потенциала и высокой численности рабочей силы, сосредоточенных в зоне ответственности ШОС и ЭПШП, не исключены и риски техногенных катастроф, то есть вызванных деятельностью человека.

4. Расширение сотрудничества в области экологии. Проблемы изменения климата затрагивают все страны без исключения. Актуальность этого вопроса подтверждается прошедшей в 2015 г. в Париже конференцией по климату, участие в которой приняли более 100 стран [Конференция по изменению... , 2015]. В ходе своего выступления председатель КНР Си Цзиньпин подтвердил готовность Китая выступать в качестве ответственной державы, вносящей больший вклад в защиту экологии [Си Цзиньпин выступил... , 2015]. Активизация взаимодействия по охране окружающей среды как в рамках ШОС, так и в рамках ЭПШП повышает шансы на успех совместных усилий по решению наиболее острых вопросов, связанных с восстановлением, распределением и защитой водных ресурсов.

5. Активизация взаимодействия в сфере туризма. Туристическая отрасль, помимо продвижения культурных ценностей принимающей страны, способна оказать значительное влияние и на внутреннюю экономику. Кроме того, туризм выполняет уникальную функцию в деле сближения народов и развития межкультурного со-

трудничества. Увеличивающийся туристический поток из КНР стимулирует значительные поступления в региональные бюджеты соседствующих с Китаем стран. В 2017 г. только прямые поступления от китайского въездного туризма в РФ достигли 120 млрд рублей. Примерно треть из этих доходов поступает от транспортных компаний, осуществляющих международные перевозки [Прямые поступления... , 2018].

Перспективность сотрудничества в сфере туризма отмечают многие международные организации. В частности, ЮНЕСКО прогнозирует, что к 2020 г. по туристическим маршрутам вдоль Великого шелкового пути будет совершено до 500 тыс. турпоездок, что сделает эти маршруты самими привлекательными в мире [Онлайн-платформа ЮНЕСКО..., 2019]. Очевидно, что успех подобных начинаний чрезвычайно важен для расширения культурно-гуманитарного взаимодействия между странами.

Итак, гуманитарное сотрудничество можно назвать самостоятельным вектором и ресурсом «мягкой силой» государства [Морозов, Сафронова, 2015, с. 119—128], важной для продвижения планов ЭПШП и ШОС и направленной на формирование положительного имиджа как отдельных стран — участниц данных двух проектов, так и этих интеграционных объединений в целом. Результативное использование потенциала гуманитарного сотрудничества неотделимо от успеха экономического и политического взаимодействия (и наоборот), ибо оно способствует улучшению взаимопонимания между народами, создавая социальную основу для кооперации в других сферах.

Библиографический список

Годовой обзор: Шанхайская организация сотрудничества: новый этап развития и новые перспективы. 2018. URL: http://russian.news.cn/2018-12/20/c_1376 87444.htm (дата обращения: 12.05.2019).

Кулинцев Ю.В. Российско-китайские отношения. Хроника 2017—2018. 2018. URL: https://russiancouncil.ru/activity/digest/digests/rossiysko-kitayskie-otnosheniya -khronika-1-kv-2017-g-i-kv-2018-g/ (дата обращения: 12.05.2019).

Кулинцев Ю.В. Университет ШОС в контексте концепции ЭПШП и его роль в воспитании молодого поколения // Форум Нового Шелкового пути. Алматы: «КазНУ», 2017. C. 59—63.

Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. Значение гуманитарного сотрудничества России и Китая с центральноазиатскими партнерами в рамках ШОС // Национальные интересы, приоритеты и безопасность. 2014. № 32 (269). С. 35—49.

Морозов Ю.В., Сафронова Е.И. О гуманитарном сотрудничестве РФ и КНР в ШОС // Стратегия развития ШОС до 2025 года: исходные реалии и фактор российско-китайского партнерства: монография / под ред. С.Г. Лузянина, Е.И. Саф-роновой. М.: ИДВ РАН, 2015. С. 119—128.

Онлайн-платформа ЮНЕСКО «Шелковый путь». 2019. URL: https:// ru.unesco.org/silkroad/ (дата обращения: 12.05.2019).

План действий на 2016—2020 годы по реализации Стратегии развития ШОС до 2025 года. 2016. URL: http://kgd.gov.kz/sites/default/files/files_framework/plan. pdf (дата обращения: 12.05.2019).

Примеры публикаций, тиражирующих недостоверную информацию о России. 2019. URL: http://www.mid.ru/ru/nedostovernie-publikacii (дата обращения: 12.05.2019).

Сафронова Е.И. 10-летие ШОС: некоторые итоги сотрудничества стран Организации в области здравоохранения и ликвидации чрезвычайных ситуаций // Китай в мировой и региональной политике. История и современность. Вып. XVI. М.: ИДВ РАН, 2011. С. 96—123.

Си Цзиньпин выступил с важной речью на церемонии открытия Климатической конференции в Париже. 2015. URL: http://russian.people.com.en/n/2015/ 1201/c31520-8983892-2.html (дата обращения: 12.05.2019).

Соглашение между правительствами государств — членов ШОС о сотрудничестве в области культуры // Секретариат Шанхайской организации сотрудничества. 2007. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 12.05.2019).

Стратегия развития ШОС до 2025 года. 2015. URL: http://rus.sectsco.org/ documents/ (дата обращения: 12.05.2019).

Хартия ШОС. 2002. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (дата обращения: 12.05.2019).

Туидун гунцзянь сычоу чжилу цзинцзидай хэ 21 шицзи шанхай сычоу чжи-лудэ юаньван юй синдун. Цюань вэнь : [Видение и действие совместного строительства ЭПШП и Морского Шелкового пути 21 века. Полный текст.]. 2015. URL: http://www.china.org.cn/chinese/2015-09/15/content_36591064.htm (дата обращения: 12.05.2019). (На кит. яз.).

References

Godovoy obzor: SHankhayskaya organizatsiya sotrudnichestva: novyy etap razvitiya i novyye perspektivy (2018) [Annual report: the SCO review: new stage of development and new prospects]. URL: http://russian.news.cn/2018-12/20/c_137687 444.htm (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

KHartiya SHOS (2002) [Charter of the Shanghai Cooperation Organization]. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Kulintsev Y.V. (2017). Universitet SHOS vkontekstekontseptsiiEPSHP iego rol' v vospitanii molodogo pokoleniya [SCO University in the SREB concept and its role in the education of young generation], Forum Novogo SHelkovogo puti. Almaty: «KazNU» [New Silk Road Forum. Amaty: KhazNU]: 59—63. (In Russian).

Kulintsev Y.V. (2018). Rossiysko-kitayskiye otnosheniya. Khronika 2017—2018 [Russian-Chinese relations. 2017—2018 Chronicle]. URL: https://russiancouncil.ru/ activity/digest/digests/rossiysko-kitayskie-otnosheniya-khronika-1-kv-2017-g-i-kv-201 8-g/ (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Morozov Y.V., Safronova E.I. (2014). Znacheniye gumanitarnogo sotrudnichestva Rossii i Kitaya s tsentral'no-aziatskimi partneram i v ramkakh SHOS [The meaning of humanitarian cooperation between Russian and China with Central Asian countries and within SCO], Natsional'nyye interesy, prioritety i bezopasnost'[National interests, priorities andsecurity].No. 32 (269): 35—49. (In Russian).

Morozov Y.V., Safronova E.I. (2015). O gumanitarnom sotrudnichestve RF i KNR v SHOS [About humanitarian cooperation between Russia and China in SCO], Strategiya razvitiya SHOS do 2025 goda: iskhodnyye realii ifaktor rossiysko-kitayskogo partnerstva [SCO development strategy towards 2025: initial conditions and factor of Russian-Chinese partnership], Moscow: IDVRAN (IFES RAS): 119—128. (In Russian).

Onlayn-platforma YUNESKO "Shelkovyy put'" (2019) [UNESCO on-line plarform "Silk Road"]. URL: https://ru.unesco.org/silkroad/ (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Plan deystviy na 2016—2020 gody po realizatsii Strategii razvitiya SHOS do 2025 goda (2016) [Plan of action for 2016—2020 to implement the SCO development strategy towards 2025]. URL: http://kgd.gov.kz/sites/default/files/files_framework/plan.pdf (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Primery publikatsiy, tirazhiruyushchikh nedostovernuyu informatsiyu o Rossii (2019) [The examples of publications which spread fake news about Russia]. URL: http:/ /www.mid.ru/ru/nedostovernie-publikacii (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Safronova E.I. (2011). 10-letiye SHOS: nekotoryye itogi sotrudnichestva stran Organizatsii v oblasti zdravookhraneniya i likvidatsii chrezvychaynykh situatsiy [10 years

of the SCO: some results of cooperation of member states in the fields of healthcare and rectification of the Emergency Situations' consequences], Kitaj v mirovoj I regionalnoj politike. Istoriya i sovremennost [China in World and Regional Politics. History and modernity]. Moscow: IDV RAN (IFES RAS), No. 16: 96—123. (In Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Si TSzin'pin vystupil s vazhnoy rech'yu na tseremonii otkrytiya Klimaticheskoy konferentsii v Parizhe (2015) [Xi Jinping made an important speech during the opening ceremony of Climate conference in Paris]. URL: http://russian.people.com.cn/n/2015/ 1201/c31520-8983892-2.html (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Soglasheniye mezhdu pravitel'stvami gosudarstv-chlenov SHOS o sotrudnichestve v oblasti kul'tury (2007) [Agreement on Cooperation in Culture between the Governments of the Members States of the SCO]. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Strategiya razvitiya SHOS do 2025 goda (2015) [Development strategy of the SCO until 2025]. URL: http://rus.sectsco.org/documents/ (accessed: 12 May, 2019). (In Russian).

Tuidong gongjian sichouzhilu jingjidai he 21 shiji shanghai sichouzhilude yuanwang yu xindong. Quanwen (2015) [Vision and actions on jointly building Belt and Road. Full text]. URL: http://www.china.org.cn/chinese/2015-09/15/content_365910 64.htm (accessed: 12 May, 2019). (In Chinese).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.