ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И КИТАЙСКОЙ НАРОДНОЙ РЕСПУБЛИКИ
Н.Д. Эриашвили,
доктор экономических наук, кандидат юридических наук, кандидат исторических наук
E-mail: [email protected];
К.К. Гасанова, Московский университет МВД России Научная специальность: 12.00.09 — уголовный процесс, криминалистика; оперативно-разыскная деятельность 12.00.10 — международное право; европейское право
Аннотация. В статье рассматриваются правовые основы межгосударственных отношений Российской Федерации и Китайской Народной Республики. Делается вывод, что в настоящее время российско-китайские отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю их развития. При этом они характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активным внешнеэкономическим сотрудничеством и связями на всех уровнях.
Ключевые слова: Россия, Китай, межгосударственные отношения, сотрудничество, договор, соглашения, развитие
LEGAL BASES OF THE INTERSTATE RELATIONS
RUSSIAN FEDERATION AND CHINESE NATIONAL REPUBLIC
N.D. Eriashvili,
doctor of economic sciences, candidate of jurisprudence, candidate of historical sciences;
K.K. Gasanova,
Moscow university the Russian Interior Ministry
Annotation. In article legal bases of the interstate relations of the Russian Federation and the Chinese National Republic are considered. The conclusion is drawn that now the Russian-Chinese relations are at the highest level for all history of their development. Thus they are characterized by steadily high dynamics of development, the strong legal base which has been branched out by organizational structure of bilateral interaction, active external economic cooperation and communications at all levels.
Keywords: Russia, China, interstate relations, cooperation, contract, agreements, development
Зародившиеся в начале XVII в. российско-ки- общих принципах для урегулирования вопросов».
тайские отношения прошли долгий путь становле- Договоры царского правительства, затрагивающие
ния и развития. Дипломатические и консульские суверенные права и интересы Китая, объявлялись
отношения между Советским Союзом и Китаем ликвидированными. Стороны обязались не заклю-
были установлены 31 мая 1924 г. соглашением «Об чать договоров, наносящих ущерб интересам СССР
или Китая; не вести пропаганду друг против друга; не допускать на своей территории деятельности организаций, ведущих борьбу против правительства СССР или Китая. Тогда же подписано соглашение «О временном управлении КВЖД». Дипломатические отношения были прерваны в связи с советско-китайским конфликтом 1929 г., спровоцированным китайскими милитаристами. Хабаровский протокол (22.12.1929 г.) восстановил статус-кво на КВЖД. Дипломатические отношения восстановлены 12.12.1932 г. После начала открытой агрессии Японии (7.7.1937 г.) был подписан Договор о ненападении (21.8.1937 г.). В условиях освободительной войны китайского народа против японских агрессоров СССР предоставил Китаю крупные займы, поставлял современное вооружение.
Китайская Народная Республика как суверенное государство была провозглашена 1 октября 1949 года в Пекине после победы НОАК во главе с Мао Цзэдуном в многолетней гражданской войне с войсками гоминьдана и отражения интервенции японских войск. На следующий день, 2 октября 1949 г. СССР, как союзник НОАК в борьбе с японскими интервентами, первым установил дипломатические отношения с КНР и одновременно прекратил отношения с чанкайшистским правительством. В октябре 2009 г. Россия и Китай торжественно отметили 60-е установления дипломатических отношений между СССР и КНР.
Советско-китайские отношения строились на принципе социалистического интернационализма. Большую роль в обеспечении для перехода к социалистическому строительству в КНР сыграл Договор о дружбе, союзе и взаимной помощи (14.2.1950 г.). Стороны договорились сотрудничать во всех международных действиях по обеспечению мира и безопасности; добиваться скорейшего заключения мирного договора с Японией; не заключать союзов и не участвовать в коалициях, направленных против другой стороны; консультироваться по важным международным вопросам; развивать экономические и культурные связи и оказывать друг другу экономическую помощь в соответствии с принципами равноправия, взаимных интересов и уважения государственного суверенитета, территориальной целостности и невмешательства во внутренние дела. Одновременно подписаны соглашения: О долгосрочном кредите для оплаты поставок из СССР оборудования для электростанций, металлургических и машиностроительных заводов, угольных шахт, руд-
ников, железных дорог, автотранспорта и др. СССР обязался помочь КНР в строительстве 50 крупных промышленных предприятий; О КЧЖД; О Порт-Артуре; О Дальнем. СССР безвозмездно передал КНР свои права на совместное управление и свою долю имущества КЧЖД. Предусматривались вывод советских войск из Порт-Артура и передача КНР сооружений в этом районе.
Широкомасштабная помощь, оказанная Советским Союзом Китаю в 50-е годы, состояла не только в поставке оборудования для восстанавливаемых и строившихся предприятий, тысячи высококвалифицированных специалистов из нашей страны работали на стройках народного Китая. Обучение в Советском Союзе китайских студентов, аспирантов и стажеров, научно-техническое сотрудничество, в том числе в форме совместных исследований и передачи научной и проектной документации, позволило Китаю в короткие сроки создать собственную промышленную и научно-техническую базу
С конца 50-х-начала 60-х годов руководство КНР совершило поворот от политики дружбы к политике противостояния с КПСС и СССР, другими странами социалистического содружества. В связи с изменением политического курса правительство КНР в 60-х годов денонсировало многие из советско-китайских соглашений. Однако следует помнить, что даже во времена столь серьезного охлаждения двусторонних отношений Советский Союз оказал КНР решающую поддержку в получении статуса постоянного члена Совета Безопасности ООН.
В наследство от многолетней гражданской войны и масштабной интервенции молодому государству достались крайне разрушенная экономика и повсеместное обнищание населения. Требовалось в кратчайшие сроки предпринять меры по ускорению темпов роста экономики и решению социальных проблем. После ряда проведенных в 1960-х годах неудачных политико-экономических экспериментов руководством страны был избран курс на экономическую либерализацию и политику реформ и открытости.
В начале ХХ1-го века Китай превратился в «мировую фабрику», куда были переведены многие передовые производства из развитых стран Европы, Северной Америки и Японии. Дополнительный импульс развитию Китая придало возвращение арендованных еще в XIX веке экономически развитых территорий — Гонконга и Макао. К настоящему времени КНР является одной из наиболее активно
развивающихся экономик мира, стабильно укрепляющей свои позиции на мировой арене.
Сегодня внутриполитический курс КНР в значительной степени определяется сохраняющейся приверженностью социалистическому общественному строю. В Китае отвергается копирование западной модели политической системы с разделением властей, сменяемостью правящих партий в зависимости от итогов всеобщих выборов. Основными направлениями совершенствования сложившейся политической системы считаются укрепление власти закона, повышение роли законодательных органов разного уровня и сокращение административного вмешательства в экономическую жизнь. Вместе с тем, в КНР исходят из того, что социалистический выбор не препятствует всемерному развитию рыночных отношений в экономике и активной интеграции Китая в мировое хозяйство.
Начавшееся с 1985 г. проведение политических и экономических реформ повлекло расширение международных связей Советского Союза. Официальный визит Председателя Верховного Совета СССР, Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева в Китай в мае 1989 г. ознаменовал нормализацию советско-китайских межгосударственных отношений.
Принципы нормализации отношений, зафиксированные тогда в Совместном коммюнике, свидетельствовали, что хотя СССР и КНР и не намерены возвращаться к стратегическому союзу 1950-х годов, но, в то же время, не допустят впредь возникновения между ними конфронтации, подобной той, которая возникла в 1960-1970-е годы. Фундаментом новых отношений стали общепризнанные международные нормы. Стороны выразили твердое намерение «развивать взаимоотношения на основе универсальных принципов международного общения»: взаимного уважения суверенитета и территориальной целостности, ненападения, невмешательства во внутренние дела друг друга, равенства и взаимной выгоды, мирного сосуществования.
Важным моментом явилось и то, что в результате переговоров по пограничному урегулированию (начатых еще в 1964 г.), 16 мая 1991 г. было подписано Соглашение о советско-китайской государственной границе на ее Восточной части.
История современных российско-китайских дипломатических отношений началась в середине декабря 1992 г. когда КНР посетил Президент России Б.Н.Ельцин. Было подписано 24 документа, касав-
шихся политических и экономических отношений, а также опубликовано Совместное заявление о взаимных отношениях между КНР и РФ. Еще один пакет документов был подписан во время визита Председателя КНР Цзянь Цзэминя в РФ в сентябре 1994 г., среди которых — Декларация о долгосрочном развитии двусторонних связей, протокол о торговле и экономическом сотрудничестве и соглашение о таможенном сотрудничестве. В ходе этого визита Цзянь Цзэминь охарактеризовал состояние российско-китайских отношений как «конструктивное партнерство».
В апреле 1996 г. Президент России вновь нанес визит в КНР, в ходе которого было подписано Совместное заявление (Пекинская декларация), где говорилось уже о «стратегическом партнерстве на основе равенства, взаимного доверия и взаимной координации».
В июле 2000 г. Президент РФ В.В.Путин подтвердил, что КНР является стратегическим партнером Российской Федерации, разделяющим стремление России к становлению и укреплению многополярного мира. Показателем нового уровня двусторонних отношений стал подписанный Президентом РФ В.В.Путиным и Председателем КНР Цзянь Цзэминем в Москве 16 июля 2001 г. Договор о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве между Российской Федерацией и Китайской Народной Ре-спубликой1.
Документ, который является основополагающим для российско-китайских отношений, охватывает все основные сферы и направления двустороннего сотрудничества. Договор заключен на 20 лет с возможностью автоматического продления на следующие пятилетние периоды.
В данном Договоре нашли отражение основные принципы российско-китайских отношений, главные направления и сферы двустороннего сотрудничества двух стран. Договор стал программным документом, обеспечивающим долговременное, здоровое и стабильное развитие китайско-российских отношений и ознаменовал их вступление в качественно новый этап. В Договоре юридически закреплена мирная концепция вечной дружбы между двумя странами и двумя народами, утверждены равноправные и доверительные отношения стратегического взаимодействия и партнерства. В качестве модели китайско-российских отношений намечен курс по оказанию твердой взаимной поддержки и неуклонному наращиванию многоплано-
вого практического сотрудничества. В соответствии с Договором стороны обязались на долгосрочной основе развивать отношения добрососедства, дружбы, сотрудничества, равноправного доверительного партнерства и стратегического взаимодействия в соответствии с нормами международного права, не применять в своих взаимоотношениях силу или угрозу силой, уважать выбор пути развития друг друга, поддерживать друг друга в вопросах защиты государственного единства и территориальной целостности.
В Договоре подчеркивается, что Россия и Китай будут развивать доверие в военной области, способствовать укреплению безопасности друг друга, упрочению региональной и международной стабильности. В случае возникновения угрозы миру или угрозы агрессии Москва и Пекин незамедлительно вступают в контакт и проводят консультации в целях устранения возникшей угрозы. При этом стороны договорились не участвовать в союзах и блоках, не предпринимать действий, наносящих ущерб суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга. Договор также предусматривает совместные усилия сторон по поддержанию глобального стратегического баланса и координацию действий на международной арене в предотвращении и урегулировании конфликтов.
Согласно Договору, Россия и Китай развивают взаимовыгодное сотрудничество в торгово-экономической, военно-технической, научно-технической, энергетической, транспортной и других областях, стимулируют приграничное и межрегиональное сотрудничество, содействуют культурным обменам между собой. Они активно взаимодействуют в борьбе с терроризмом, сепаратизмом, экстремизмом, организованной преступностью, наркобизнесом и нелегальной миграцией. Отдельно выделена также важность развития контактов между органами законодательной, исполнительной и судебной властей двух государств.
Принципиально важно при этом, что Договор, что в нем отмечено особо, не направлен против третьих стран. Во внешнеполитическом сотрудничестве России и Китая нет подтекста с приставкой «анти». Это касается и взаимодействия России и Китая в рамках Шанхайской организации сотрудничества, диалога в форматах Россия-Китай-Индия (РИК) и Россия-Китай-Индия-Бразилия (БРИК).
Таким образом, Договор заложил прочную политическую и правовую основы для развития отно-
шений Китая и России в XXI веке.
Российско-китайский договор 2001 г. о добрососедстве, дружбе и сотрудничестве вызвал большой интерес и самые противоречивые комментарии в России и в мире. По одним утверждениям, два бывших коммунистических гиганта идут к новому союзу, направленному против США и Запада. По другим утверждениям, документ чисто декларативен и не имеет практического значения.
Оба эти мнения достаточно поверхностны. Российско-китайский договор не является договором о союзе. В нем нет обязательств по совместной обороне от агрессии, которые, например, содержались в советско-китайском договоре о дружбе, союзе и взаимной помощи, заключенном в 1950 году и положившем начало знаменитому «братству навек». Осторожный текст Договора 2001 года, старательное стремление избежать в нем каких-либо идеологических утверждений или заведомо невыполнимых обязательств указывают на то, что лидеры двух стран при его заключении сознательно работали на перспективу и стремились избежать ошибок прошлого.
Однако это не означает, что Договор не имеет реального значения. Он не стал достоянием архивов, а успешно работает. Его осуществление строится в соответствии с утверждаемыми главами государств четырехлетними Планами действий. Первый такой План был рассчитан на 2005-2008 гг. В настоящее время реализуется План действий на 2009-2012 гг.
Договор закрепил важнейшую тенденцию в современных международных отношениях — стремление двух крупных мировых держав, членов ядерного клуба и Совета Безопасности ООН, к более тесному сотрудничеству. Для Китая важно выраженное в Договоре уважение выбора пути развития, что свидетельствует об отказе России поучать Китай относительно предпочтительности той или иной политической системы или "прав человека". Такие попытки делались в начале 90-х годов, но выглядели они странно в условиях, когда ситуация в самой России с «правами человека» далеко не идеальна, а политическая система вообще не поддается никаким определениям.
Интересна статья 8 Договора, запрещающая использование территории России и Китая третьими государствами в ущерб государственному суверенитету, безопасности и территориальной целостности друг друга, а также деятельность организаций и групп, наносящих такой ущерб. Речь здесь идет
о важнейшем взаимном интересе обоих государств: борьбе с сепаратистскими движениями, поддерживаемыми международными террористическими организациями или третьими странами. Россия крайне не заинтересована в распаде или дестабилизации Китая и поддерживает принцип территориальной целостности КНР. С тех пор, как Китай установил свою власть над Тибетом в 1950 г., для руководства СССР и России Тибет всегда представлял собой неотъемлемую часть КНР.
После принятия Китайской Народной Республикой в марте 2005 года закона «О противодействии расколу страны» президент России В.В.Путин заявил о своей однозначной поддержке этого закона. При этом акцент делается на необходимости использования политических средств для обеспечения территориального единства Китая.
МИД РФ, в лице официального представителя А.Яковенко, высказал «понимание мотивов» принятия данного закона: «мы считаем, что в мире существует только один Китай, неотъемлемой частью которого является Тайвань. Исходя из этого, выступаем против независимости Тайваня, в какой бы то ни было форме, не приемлем концепция «двух Ки-таев» или «одного Китая и одного Тайваня».
Экономические, научно-технические, культурные и другие неофициальные связи между Россией и Тайванем осуществляются отдельными гражданами и неправительственными организациями, при этом в российско-тайваньских контактах не могут использоваться государственная символика России и символика и название Китайской Республики2.
Для России, имеющей государственную границу с Китаем протяженностью свыше 4300 километров, большое значение имеет статья 6 Договора, признающая существующую государственную границу и необходимость сохранять статус-кво на несогласованных участках. Это положение снимает все спекуляции наших "борцов за российские земли" о том, что Китай якобы намеревается заявить о претензиях на российские территории и проводит планомерную политику по заселению российского Дальнего Востока. Между тем, свидетельств официальных планов заселения российского Дальнего Востока китайскими гражданами, несмотря на большую шумиху в средствах массовой информации, также никто привести не смог. Напротив, китайское правительство постоянно требуют от своих граждан в России соблюдать российские законы и
соглашаются на все предлагаемые Москвой меры по упорядочению режима границы.
Прошедшее десятилетие после подписания Договора — это годы стремительного развития и крупных прорывов в китайско-российских отношениях. Руководствуясь принципами, целями и духом Договора, китайско-российские отношения неизменно сохраняют позитивную динамику, достигнут целый ряд знаменательных успехов. Осуществляется интенсивный обмен визитами на высшем и высоком уровне, оказывается твердая взаимная поддержка по вопросам, затрагивающим суверенитет, безопасность, развитие и другие жизненно важные национальные интересы другой страны, углубляется политическое и стратегическое взаимодействие, развивается по восходящей практическое сотрудничество, как по его качеству, так и по масштабу. Реализован целый ряд крупных совместных проектов в таких ключевых направлениях, как энергетика, наука и техника, военные технологии, межрегиональные связи, что послужило мощным импульсом для совместного развития и подъема двух стран в связи с интенсивным развитием культурно-гуманитарных связей и контактов на общественных этапах еще глубже вошла в душу двух народов мирная идея о вечной дружбе Китая и России. Крепнут общественные основы двусторонних отношений. Идя навстречу новым переменам в международной обстановке, стороны осуществляют тесное взаимодействие и координацию на мировой арене, что служит важным фактором обеспечения общих интересов двух стран и содействия становлению многополярного мира и демократизации международных отношений. Жизнь показывает, что подписание Договора и его претворение в жизнь не только приносят китайскому и российскому народам реальную выгоду, но и вносит большой вклад в укрепление мира, безопасности и стабильности в регионе и в мире в целом.
Между Россией и Китаем практически во всех областях сотрудничества имеются межправительственные и межведомственные соглашения.
Регулярный характер носят контакты между главами Российской Федерации и Китайской Народной Республики — встречи проводятся не менее трех раз в год (официальные визиты, двусторонние контакты в рамках саммитов Шанхайской организации сотрудничества и АТЭС).
23-24 мая 2008 г. состоялся первый офици-
альный визит Президента Российской Федерации Д.А.Медведева в Китай, по итогам которого Д.А.Медведев и Ху Дзиньтао подписали Совместную декларацию по основным международным вопросам, в которой нашла отражение схожесть позиций двух стран по наиболее актуальным современным внешнеполитическим проблемам. Всего в ходе визита между российской и китайской сторонами было заключено 8 соглашений, касающихся различных областей сотрудничества России и Китая.
Системообразующим фактором поступательного развития двусторонних отношений во всех основных сферах является действующий с 1996 г. механизм регулярных (ежегодных) встреч глав правительств России и Китая.
Высокой интенсивностью контактов характеризуется современное состояние российско-китайских межпарламентских связей. На регулярной основе происходит обмен делегациями по линии профильных комитетов и комиссий, а также созданных в обоих парламентах депутатских групп российско-китайской дружбы.
Государственной Думой и Советом Федерации Федерального Собрания с Всекитайским Собранием народных представителей (ВСНП) созданы и действуют совместные межпарламентские комиссии, широкий диалог ведется на уровне комитетов и комиссий парламентов двух стран.
Между Россией и Китаем установлен механизм консультаций по вопросам стратегической безопасности, который стал важным каналом координации российско-китайского взаимодействия в этой сфере.
Подходы России и Китая к принципиальным вопросам современного миропорядка и к основным международным проблемам совпадают или близки. КНР и Российская Федерация рассматривают современный мир как развивающийся в направлении многополярности. Российская Федерация и КНР выступают за многополярное, справедливое и демократическое мироустройство на основе общепризнанных принципов международного права.
Взаимодействие на международной арене РФ и КНР строят на основе совместной Декларации о многополярном мире и формировании нового международного порядка, подписанной на высшем уровне в апреле 1997 г. На этой основе между нашими странами поддерживается тесное взаимодействие в области внешней политики. Помимо интен-
сивных контактов между министрами иностранных дел действует система консультаций по линии МИДов на уровне заместителей министров и департаментов.
Лидеры России и Китая неоднократно заявляли, что российско-китайское сближение не направлено против третьих стран, в том числе и против США. Запад и США не рассматриваются ни КНР, ни Россией в качестве врага. Напротив обе стороны крайне заинтересованы в экономическом и политическом сотрудничестве с Западом. Оно является важнейшим фактором развития обеих стран и, следовательно, полностью соответствует их стратегическим целям. Однако вероятно и то, что российско-китайское сближение в определенной степени стимулируется рядом негативных тенденций международного развития. Прежде всего, это стремление принизить роль ООН и ее органов, попытки НАТО взять на себя функции Совета Безопасности ООН, расширение НАТО.
Активно развиваются межрегиональные связи, подписано более ста соглашений о сотрудничестве между властями административно- территориальных единиц различного уровня. В настоящее время более 70 субъектов Российской Федерации имеют контакты с провинциями КНР. Еще один крупный проект — строительство железнодорожного моста через Амур, инвестиции в который, по предварительным оценкам, составят 6 млрд. руб.
Успешно реализуются подписанные главами пяти государств — России, Китая, Казахстана, Киргизии и Таджикистана — Шанхайское (апрель 1996 г.) и Московское (апрель 1997 г.) соглашения об укреплении доверия в военной области и о взаимном сокращении вооруженных сил в районе бывшей советско-китайской границы. На базе «шанхайской пятерки» в 2001 г. была создана Шанхайская организация сотрудничества (ШОС), соучредителем которой наравне с указанными странами стал и Узбекистан. Создание ШОС в значительной степени способствовало китайско-российскому региональному сотрудничеству.
Шанхайская организация сотрудничества занимает особой место среди региональных структур, созданных в стремлении воплотить в реальные жизненные формы идею многополярности. ШОС быстро набрала вес и превратилась во влиятельную региональную организацию. ШОС — открытая организация партнеров, ориентированная на
поддержание мира и стабильности в регионе и развитие широкого международного сотрудничества. Используя успешный опыт, накопленный членами организации при решении трудных и драматических вопросов политического и военного характера, испытанное в годы становления организации взаимное доверие, традицию межцивилизационного уважения, диалога и поиска общих путей развития, члены ШОС рассчитывают и на общие стратегические достижения в этом регионе в самых различных областях.
Прилагая усилия к развитию отношений всеобъемлющего стратегического взаимодействия и партнерства на основе принципов равноправия и вечной дружбы, Россия и Китай поставили задачу увеличить к 2015 году объем двусторонней торговли до 100 млрд. долларов, а к 2020 году — 2000 млрд. долларов, всесторонне продвинуть сотрудничество в политической, экономической, энергетической, научно-технической, военной, межрегиональной и культурно-гуманитарной сферах. Экономики наших стран располагают огромным потенциалом развития торгового и инвестиционного сотрудничества. Объем взаимной торговли между РФ и КНР в 2008 г. превысил 56 млрд. долл. США.
Одним из направлений двусторонних отношений остается сотрудничество в гуманитарно-социальной сфере. Активно продолжается работа по линии Российско-Китайского Комитета дружбы, мира и развития. Сторонами намечены масштабные проекты сотрудничества, среди которых ежегодное проведение фестивалей культуры, создание совместных вузов, более тесное взаимодействие санитарно-эпидемиологических служб, популяризация в России лечебных методов традиционной китайской медицины, активизация на плановой основе туристических и спортивных обменов, сотрудничество СМИ.
Наглядным проявлением высокого уровня российско-китайских отношений стало решение глав государств о проведении в 2006 году в Китае Года России, а в 2007 году в России Года Китая. Национальные Годы России и Китая — беспрецедентные в истории двусторонних отношений проекты, в рамках которых в каждой стране было успешно реализовано около 300 плановых и внеплановых мероприятий политической, торгово-экономической, военной, культурной, научно-технической и гуманитарной направленности.
13 октября 2009 г. в Пекине было подписано Соглашение между Правительством РФ и Прави-
тельством КНР о взаимном учреждении культурных центров. Значительную роль в развитии двусторонних гуманитарных обменов играет Общество российско-китайской дружбы. В 2009 г. Была принята Программа сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР до 2018 гг.3
Между Россией и Китаем достигнута договоренность о переводе на регулярную основу наиболее значимых и успешных мероприятий в экономической, научно-технической, культурной, спортивной и других областях. Особый акцент сделан на молодежных контактах. На 2009 год было запланировано проведение Года русского языка в Китае, а на 2010 год — Года китайского языка в России. Подобные проекты способствуют росту интереса наших народов ко всем аспектам жизни друг друга, создают основу для расширения сотрудничества в гуманитарной сфере.
Таким образом, в настоящее время российско-китайские отношения находятся на самом высоком уровне за всю историю их развития. При этом они характеризуются устойчиво высокой динамикой развития, прочной правовой базой, разветвленной организационной структурой двустороннего взаимодействия, активным внешнеэкономическим сотрудничеством и связями на всех уровнях.
1 Рос. газета. 17 июля 2001 г.; Далее — Договор.
2 Указ Президента РФ от 15.09.1992 г. № 1072 «Об отношениях между Российской Федерацией и Тайванем» // http://www. businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumD_54290.html
3 http://www.irkutsk.cn/rus/public/news/show/6605