Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЪЕКТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ ЗАКОНОМ НЕДВИЖИМОСТЬЮ'

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЪЕКТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ ЗАКОНОМ НЕДВИЖИМОСТЬЮ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
368
72
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гражданское право / объекты гражданского права / недвижимость / воздушные и морские суда / суда внутреннего плавания / civil law / objects of civil law / real estate property / aircrafts and marine vessels / inland waterways vessels

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Александр Александрович Дарков

К объектам гражданско-правовых отношений российское законодательство традиционно относит вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага. Недвижимостью по российскому законодательству признаются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства. К недвижимым вещам, с точки зрения закона, относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество. Объекты, которые признаются недвижимым имуществом субъективно, в силу закона, обладают специфическими особенностями правового регулирования и заслуживают серьезных научных исследований.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the civil law regime of the facilities recognized as real estate property by law

The Russian legislation traditionally classifies the objects of civil law relations as the things such as cash and certificated securities, other property; including non-cash money, uncertificated securities, property rights; work results and provision of services; protected results of intellectual activity and equivalent means of individualization (intellectual property); intangible benefits. According to the Russian legislation, the real estate property includes the land plots, subsoil areas and everything that is inseparable from the land, that is, the facilities that cannot be moved without incommensurate detriment to their purpose, including the buildings, structures, and construction works in progress. In terms of the law, the immovable things shall also include the aircrafts and marine vessels, inland waterways vessels subject to state registration. The law may also classify other property as the immovable things. The facilities that are subjectively recognized as real estate property by virtue of the law, have specific features of legal regulation and are subject to serious scientific research.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЪЕКТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ ЗАКОНОМ НЕДВИЖИМОСТЬЮ»

УДК 347 ББК 67

DOI 10.24411 /2312-0444-2021-2-65-71

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО РЕЖИМА ОБЪЕКТОВ, ПРИЗНАВАЕМЫХ ЗАКОНОМ НЕДВИЖИМОСТЬЮ

Александр Александрович ДАРКОВ,

кандидат юридических наук, доцент кафедры гражданского права, гражданского и арбитражного процесса Государственного университета по землеустройству, Вице-президент Российского юридического клуба

darckov@yandex.ru

Научная специальность: 12.00.03 — гражданское право; предпринимательское право;

семейное право; международное частное право

Аннотация. К объектам гражданско-правовых отношений российское законодательство традиционно относит вещи, включая наличные деньги и документарные ценные бумаги, иное имущество, в том числе безналичные денежные средства, бездокументарные ценные бумаги, имущественные права; результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

Недвижимостью по российскому законодательству признаются земельные участки, участки недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, в том числе здания, сооружения, объекты незавершенного строительства.

К недвижимым вещам, с точки зрения закона, относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество.

Объекты, которые признаются недвижимым имуществом субъективно, в силу закона, обладают специфическими особенностями правового регулирования и заслуживают серьезных научных исследований.

Ключевые слова: гражданское право, объекты гражданского права, недвижимость, воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания.

Annotation. The Russian legislation traditionally classifies the objects of civil law relations as the things such as cash and certificated securities, other property; including non-cash money, uncertificated securities, property rights; work results and provision of services; protected results of intellectual activity and equivalent means of individualization (intellectual property); intangible benefits.

According to the Russian legislation, the real estate property includes the land plots, subsoil areas and everything that is inseparable from the land, that is, the facilities that cannot be moved without incommensurate detriment to their purpose, including the buildings, structures, and construction works in progress.

In terms of the law, the immovable things shall also include the aircrafts and marine vessels, inland waterways vessels subject to state registration. The law may also classify other property as the immovable things.

The facilities that are subjectively recognized as real estate property by virtue of the law, have specific features of legal regulation and are subject to serious scientific research.

Keywords: civil law, objects of civil law, real estate property, aircrafts and marine vessels, inland waterways vessels.

Теоретические исследования в сфере объектов, признаваемых недвижимым имуществом в силу закона, и практическое правовое регулирование в данной области привели к созданию в цивилистике нескольких правовых институтов, включающих нормы, определяющие гражданско-правовой режим воздушных судов и аэрокосмических объектов, судов

морского, смешанного «река — море» и внутреннего водного транспорта, а также затонувших объектов и некоторых других.

Согласно ст. 130 ГК РФ «к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания. Законом к недвижимым вещам может быть отнесено и иное имущество»1.

№ 2/2021

Рассмотрим эти правовые институты более подробно.

1. Гражданско-правовой режим воздушных судов и аэрокосмических объектов

В системе воздушного и космического права особое место принадлежит дискуссионному вопросу о правовом статусе воздушных аэрокосмических объектов. Законодатель и большинство ученых-юристов относят воздушные суда, аэрокосмические объекты к недвижимым вещам. Согласно ст. 130 ГК РФ к ним относятся как воздушные суда, так и космические объекты, которые подлежат государственной регистрации.

Порядок регистрации (международно-правовой уровень регистрации) воздушных судов предусмотрен Чикагской конвенцией 1944 г. применительно к гражданским воздушным судам, а регистрация космических объектов применительно к объектам, запускаемым в космическое пространство, регламентирована Конвенцией о регистрации 1975 г.

На национальном уровне регистрация воздушных судов определена Воздушным кодексом Российской Федерации, а также подзаконными нормативными актами2.

Регистрация космических объектов регулируется Законом РФ «О космической деятельности»3

Воздушный кодекс (ВЗК РФ) в ст.7. следующим образом определяет принадлежность имущества авиации.

«Имущество гражданской и экспериментальной авиации — воздушные суда, аэродромы, аэропорты, технические средства и другие предназначенные для обеспечения полетов воздушных судов средства — в соответствии с законодательством Российской Федерации может находиться в государственной и муниципальной собственности, собственности физических лиц, юридических лиц, а тоже имущество государственной авиации и объекты единой системы организации воздушного движения — только в федеральной собственности. Аэродромы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, не могут быть от-чуждены в собственность физических лиц, юридических лиц»4.

В ВЗК РФ содержатся и иные нормы, имеющие отношение к имущественным вопросам.

Воздушное судно — летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды.

Легкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет менее 5700 кг, в том числе вертолет, максимальная взлетная масса которого составляет менее 3100 кг. (п. 2 в ред. Федерального закона от 30.12.2015 № 462-ФЗ).

Сверхлегкое воздушное судно — воздушное судно, максимальная взлетная масса которого составляет не более 495 кг без учета массы авиационных средств спасания.

Пилотируемое воздушное судно — воздушное судно, управляемое в полете пилотом, находящимся на его борту.

Беспилотное воздушное судно — воздушное судно, управляемое, контролируемое в полете пилотом, находящимся вне борта такого воздушного судна (внешний пилот).

Беспилотная авиационная система — комплекс взаимосвязанных элементов, включающий одно или несколько беспилотных воздушных судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов и контроля за полетом одного или нескольких беспилотных воздушных судов.

ВЗК РФ в ст. 33. регламентирует основные положения правил государственной регистрации и государственного учета воздушных судов.

Государственной регистрации подлежат предназначенные для выполнения полетов следующие воздушные суда:

1) беспилотные воздушные суда, за исключением беспилотных гражданских воздушных судов с максимальной взлетной массой 30 кг и менее, и пилотируемые гражданские воздушные суда, за исключением сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов с массой конструкции 115 кг и менее;

2) государственные воздушные суда.

Пилотируемые гражданские воздушные

суда, подлежащие государственной регистрации в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 33 ВЗК РФ, кроме сверхлегких пилотируемых гражданских воздушных судов, регистрируются в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей свидетельства о государственной регистрации или в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации5.

Сверхлегкие пилотируемые гражданские воздушные суда регистрируются в порядке, ус-

№ 2/2021

тановленном уполномоченным органом в области гражданской авиации6.

Беспилотные гражданские воздушные суда с максимальной взлетной массой от 0,25 кг до 30 кг, ввезенные в Российскую Федерацию или произведенные в Российской Федерации, подлежат учету в порядке, установленном Правительством Российской Федерации7.

Важно отметить, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК РФ,

В случае залога гражданского воздушного судна сведения о залоге подлежат включению в Государственный реестр гражданских воздушных судов Российской Федерации.

2. Правовой режим аэрокосмических объектов

Среди надземных объектов недвижимости de jure аналогичным двойным правовым статусом «космос — воздух» обладают аэрокосмические объекты.

Сложившаяся на сегодняшний день правовая ситуация в сфере урегулирования правового режима данных объектов заслуживает особого внимания.

Следуя правилу «ad ea quae frequentius accident jura adaptandur»8, ни одно государство не имеет специального законодательства, регулирующего режим аэрокосмических объектов, лишь некоторые национальные правовые нормы содержат положения в отношении пролета космических объектов после вхождения в плотные слои атмосферы.

В связи с тем, что аэрокосмические объекты предназначены для исследования и использования космического пространства, а воздушное пространство — лишь промежуточная среда, через которую аэрокосмический объект совершает мирный пролет, к ним применим правовой режим космических объектов с соблюдением некоторых норм воздушного права (например, в части определения ответственности, соблюдения скоростного режима и др.) (Греция).

До решения вопроса о применении определенного правового режима в отношении аэрокосмических объектов необходимо изучить перспективные разработки Научно-технического подкомитета (Германия).

Вследствие неопределенности режима использования аэрокосмических объектов неоднозначна позиция государств и по вопросу их ре-гистрации9.

В Российской Федерации, согласно ст. 19 Закона РФ «О космической деятельности», предусмотрено право одноразового безвредного пролета космического объекта через воздушное пространство Российской Федерации с целью его запуска на орбиту вокруг Земли или дальше в космическое пространство, а также с целью возвращения его на Землю при условии заблаговременного уведомления соответствующих российских служб10.

3. Гражданско-правовой режим объектов морского транспорта

В соответствии со ст. 7 Кодекса торгового мореплавания РФ (КТМ РФ):

«Под судном в настоящем Кодексе понимается самоходное или несамоходное плавучее сооружение, используемое в целях торгового мореплавания (п. 1).

Под судами рыбопромыслового флота в настоящем Кодексе понимаются обслуживающие рыбопромысловый комплекс суда, используемые для рыболовства, а также приемотранспортные, вспомогательные суда и суда специального назначения (п. 2).

Под маломерным судном понимается судно, длина которого не должна превышать 20 м и общее количество людей на котором не должно превышать 12 (п. 3).

Под прогулочным судном понимается судно, общее количество людей на котором не должно превышать 18, в том числе пассажиров не более чем 12, и которое используется в некоммерческих целях и предназначается для отдыха на водных объектах (п. 4)11.

Под спортивным парусным судном понимается судно, построенное или переоборудованное для занятий спортом, использующее в качестве основной движущей силы силу ветра и эксплуатируемое в некоммерческих целях (п. 5)12.

Под морской плавучей платформой понимается судно, предназначенное для разведки и разработки минеральных и других неживых ресурсов морского дна и его недр (п. 5)13.

Согласно ст. 3 Кодекса торгового мореплавания:

«судно — самоходное или несамоходное плавучее сооружение, предназначенное для использования в целях судоходства, в том числе судно смешанного (река — море) плавания, парум,

№ 2/2021

дноуглубительный и дноочистительный снаряды, плавучий кран и другие технические сооружения подобного рода».

Нормы зарубежного законодательства, регулирующие понятие и правовой режим судна, содержат достаточно разнообразные подходы. Наиболее интересными представляются нормы законодательных актов ряда государств, которые позволяют отграничить «судно» от иного плавучего сооружения.

Неопределенность в дефинициях тех или иных понятий создает не вполне благоприятные условия для применения законодательства в области правового режима морских судов и судов внутреннего плавания.

Статья 13 КТМ РФ определяет следующие средства идентификации судна:

«1. Каждое судно, подлежащее государственной регистрации, должно иметь свое название или номер. Название судну присваивается его собственником в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в области транспорта14.

Согласно п. 2 ст. 13 КТМ РФ «орган, осуществляющий государственную регистрацию судна, присваивает ему идентификационный но-мер...»15.

Определяя правовую природу морских судов и судов внутреннего плавания, следует признать за ними наличие особого правового режима недвижимости, что вызвано особой экономической и политической значимостью данных объектов.

Рассматривая признаки, предусмотренные законодателем для классических объектов недвижимости, нужно отметить, что такой признак как прочная связь с землей не может применяться к морским судам и судам внутреннего плавания в его классическом понимании.

Наличие такого признака, как невозможность перемещения имущества без несоразмерного ущерба его назначению, применительно к морским судам и судам внутреннего плавания определяется в несколько ином назначении в отличие от традиционных объектов недвижимости. Вопрос о «перемещении в пространстве» судна может быть связан только с припиской судна к определенному порту.

Одним из важнейших признаков квалификации данных объектов как объектов недвижимости следует считать наличие государственной регистрации в признании за указанными объектами режима недвижимости. При этом с учетом того что не все суда подлежат обяза-

тельной государственной регистрации, определяющим моментом в случае признания объектом недвижимости выступает наличие у них характеристик, присущих судну, и установленных законом.

4. Гражданско-правовой режим затонувших объектов

Определение различных элементов гражданско-правового режима затонувших объектов представляет значительный интерес как с научной цивилистической, так и с прикладной точек зрения.

Данной проблематике уделяется пристальное внимание со стороны отечественных ученых, однако юридических вопросов, требующих разрешения, остается по-прежнему очень много. Это и отсутствие достаточного понятийного аппарата, закрепленного федеральным законом, и необходимость унификации и модернизации национального и международного законодательства.

Тем более, что с развитием науки и техники, системы поиска, подъема методики исследования и оценки таких объектов совершенствуются, опережая правовое регулирование16.

Обратимся к историческим примерам.

По оценкам экспертов, на дне Балтийского моря на сегодняшний день находятся, например, ценности, затонувшие вместе с судном «Фрау Мария» в 1771 г.

По данным исследователей, на глубине 40 м находятся уникальные ценности: украшения, золотые и серебряные статуэтки, саксонский фарфор, около 300 полотен фламандских художников, купленные Екатериной II для Эрмитажа и Царского села. Стоимость предположительно практически не пострадавших предметов определяется в миллиард долларов.

Решение юридических вопросов заняло большой промежуток времени. Финские дайверы, которые обнаружили судно и ценности в 1999 г., стали первыми претендовать на него. Однако финские власти отказали им. Судно затонуло в водах Швеции (на тот период), поэтому ценности могли бы быть признаны собственностью Швеции. Кроме того, судно принадлежало голландским судовладельцам и ходило под голландским флагом, а это дает возможность Голландии высказать свои претензии.

Однако более веские основания признать груз своей собственностью принадлежат Финляндии, так как судно найдено в финских территориальных водах, а также вполне обоснованы претензии на груз России, поскольку ценности были

№ 2/2021

полностью оплачены российской стороной, от них никто не отказывался и Российская Федерация является правопреемницей собственности царской России после 1917 г. Вопрос права собственности не решен до сих пор.

Рассмотрим классификацию затонувших объектов. Эта классификация позволит проанализировать правовой режим такого имущества. Классификация носит международно-правовой характер, осуществляется в соответствии с Конвенцией Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 г. (вступила в силу 1 марта 1994 г., далее — Конвенция).

Рассмотрим несколько вариантов таких классификаций.

I. В зависимости от места нахождения объекта.

а) имущество, которое находится во внутренних водах;

б) имущество, которое находится в архипе-лажных водах;

в) имущество, которое находится в территориальных морях;

г) имущество, которое находится в водах акватории Северного морского пути.

В зависимости от расположения объекта относительно поверхности воды:

а) имущество, которое находится на плаву;

б) имущество, которое находится под водой или опустилось на дно;

в) имущество, выброшенное на мелководье или берег;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

г) имущество, которое находится в прилежащей зоне.

В зависимости от вида имущества:

а) военное имущество;

б) морское имущество культурного характера, имеющее доисторическое, археологическое или историческое значение, если такое имущество находится на морском дне;

в) Потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы.

В зависимости от вида деятельности при подъеме.

а) спасательная операция;

б) случайно поднятое.

В зависимости от права собственности.

а) собственник имущества;

б) не собственник имущества.

Согласно Конвенции, на все части моря, кроме открытого и района морского дна, распространяется суверенитет прибрежного государства.

Открытое море, район и его дно объявлены общим наследием человечества. Это означает, что ни одно государство не может претендовать на суверенитет или суверенные права в отношении этих частей моря.

Государства — участники Конвенции обязаны охранять археологические и исторические объекты, найденные в море.

В открытом море суда имеют национальность того государства, под флагом которого они имеют право плавать. Каждое государство выдает соответствующие документы судам, которым оно предоставляет право плавать под его флагом, в том числе и для подводных работ и исследований.

Актуальным является вопрос о ценности имущества, найденного в открытом море или районе, и данный вопрос решается неоднозначно.

Если имущество представляет историческую или культурную ценность, то применяется ст. 149 Конвенции 1982 г., в которой установлено следующее правило: «Все археологические и исторические объекты, найденные в районе, сохраняются или используются на благо всего человечества, причем особое внимание уделяется преференциальным правам государства или страны происхождения, или государства культурного происхождения, или государства исторического и археологического происхождения»17.

Под государством происхождения следует понимать государство, из которого была вывезена морским путем культурная ценность. Под государством культурного происхождения или государством исторического и археологического происхождения можно понимать государство, где была создана эта ценность или где она была найдена в результате археологических раскопок (ст. 42 Конвенции).

Несмотря на это, на практике возникает достаточно большое количество споров в сфере правового положения такого рода находок, которые зачастую решаются в международных судебных органах.

Национальный российский правовой режим регулирования имущественных прав затонувших объектов имеет дифференцированный характер.

Кодекс торгового мореплавания в главе 7 дает правовую регламентацию затонувшему имуществу. Такое имущество представляет собой потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы неза-

№ 2/2021

висимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно либо выброшены на мелководье или берег. Подъем затонувшего имущества может осуществляться его собственником по ст. 108 КТМ РФ.

Особым правовым режимом обладает затонувшее имущество, поднятое случайно. Затонувшее имущество, случайно поднятое во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации или открытом море при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано в ближайший морской порт. В таком случае выплачивается вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имущества.

Гражданский кодекс РФ в ст. 227 («Находка») призывает немедленно уведомить о том, что вещь найдена, потерявшее ее лицо или собственника и вернуть вещь владельцу. Однако подчас сделать это практически невозможно, так как владелец неизвестен. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

В соответствии со ст. 228 ГК РФ приобретение права собственности на находку возможно по истечении шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Важной сферой правового режима затонувшего имущества является его принадлежность к объектам культурного наследия.

В Российской Федерации 25 июня 2002 г. был принят Федеральный закон № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации». Все объекты культурного наследия, независимо от того, скрыты они в земле или под водой, подпадают по его правовую регламентацию18. К сфере регулирования данного Федерального закона относятся:

1) отношения, возникающие в области сохранения, использования и популяризации объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

2) особенности владения, пользования и распоряжения объектами культурного наследия (памятниками истории и культуры) народов Российской Федерации как особым видом недвижимого имущества;

3) порядок формирования и ведения Единого государственного реестра объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации;

4) общие принципы государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации.

Данный Федеральный закон содержит определение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, объектов археологического наследия, археологических предметов, культурного слоя, памятников, ансамблей, достопримечательных мест, что является совершенно необходимым для правового регулирования культурного наследия.

Итак, еще раз подчеркнем.

Особым регулированием пользуется затонувшее имущество, поднятое случайно. Затонувшее имущество, случайно поднятое во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации или открытом море при осуществлении операций, связанных с торговым мореплаванием, должно быть сдано в ближайший морской порт. В таком случае выплачивается вознаграждение в размере одной трети стоимости сданного имущества.

Гражданский кодекс РФ в ст. 227 («Находка»), призывает немедленно уведомить о том, что вещь найдена, потерявшее ее лицо или собственника и вернуть вещь владельцу. Однако подчас сделать это практически невозможно, так как владелец неизвестен. Если лицо, имеющее право потребовать возврата найденной вещи, или место его пребывания неизвестны, нашедший вещь обязан заявить о находке в полицию или в орган местного самоуправления

В соответствии со ст. 228 ГК приобретение права собственности на находку возможно по истечении шести месяцев с момента заявления о находке в полицию или в орган местного самоуправления.

Собственник затонувшего имущества обязан поднять такое имущество и при необходимости удалить или уничтожить его в случаях, если затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения ущерба окружающей среде загрязнением либо препятствует осуществлению промысла водных биологических ресурсов, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым в пределах внутренних водных путей путевым работам.

№ 2/2021

Практика показывает, что если собственник затонувшего имущества в добровольном порядке не осуществляет подъем своего имущества, обязать его поднять это имущество проблематично.

Таковы основные аспекты правового регулирования статуса затонувших объектов.

1 Абзац введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 315-Ф3.

2 Например, Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов (утв. Приказом Минобороны России от 28.11.2002 № 460); Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (утв. Приказом Минтранса России от 02.07.2007)

3 Закон РФ «О космической деятельности» от 20.08.1993 № 5663-1 // Рос. газ. 1993. 6 окт.

4 Воздушный кодекс РФ.

5 Пункт 1.1 введен Федеральным законом от 30.12.2015 № 462-ФЗ.

6 Пункт 1.2 введен Федеральным законом от 30.12.2015 № 462-ФЗ.

7 Пункт 3.2 введен Федеральным законом от 03.07.2016 № 291-ФЗ.

8 Законы формулируются применительно к делам, которые чаще встречаются (лат.).

9 Конвенция о регистрации космических объектов, запускаемых в космическое пространство (Нью-Йорк, 14.01.1975) // Сборник действующих договоров, соглашений и конвенций, заключенных с иностранными государствами. М., 1980. Вып. XXXIV.

10 Закон РФ «О космической деятельности» ...

11 Пункт 4 введен Федеральным законом от 23.04.2012 № Зб-ФЗ.

12 Пункт 5 введен Федеральным законом от 23.04.2012 № Зб-ФЗ.

13 Пункт б введен Федеральным законом от 23.07.2013 № 225-ФЗ.

14 В ред. федеральных законов от 23.04.2012, от 03.07.201б.

15 Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ (ред. от 27.12.2018, с изм. и доп., вступ. в силу с 31.01.2019) // СПС «Консультант Плюс»

16 Например, в Национальном археологическом музее Греции представлены бронзовые и мраморные античные скульптуры, найденные случайно на дне моря в затонувшем 2500 лет назад судне. Их обнаружили в начале XX в. водолазы, занимавшиеся ловлей губок. Экспедиция, снаряженная на это место, доставила ценности в Афины. Ученые-правоведы считают эту находку первой археологической экспедицией, положившей начало подводным раскопкам.

Подроб. см.: Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты: Монография. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Норма; ИНФРА-М, 2012. С. 33.

17 Конвенция Организации Объединенных Наций по морскому праву от 1982 г., вступила в силу 1 марта 1994 г. // URL: http://www.conventions.rn/view_base. php?id=1096

18 Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73 // URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_37318/

№ 2/2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.