НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА серия Воздушное право
УДК 347.823.36:347.232
К ВОПРОСУ О РЕГИСТРАЦИИ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ НА ВОЗДУШНЫЕ СУДА ПО РОССИЙСКОМУ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВУ
Г.Р. ХАЛИМОВА
Статья представлена доктором юридических наук, профессором Елисеевым Б.П.
В представленной статье рассматриваются вопросы регистрации прав собственности на воздушные суда.
В силу Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. В настоящее время действующего порядка регистрации прав, установленного в федеральном законодательстве, фактически не существует.
Предлагается создание специального закона, регулирующего такой порядок.
Ключевые слова: недвижимое имущество, регистрация прав собственности, толкование.
Основными целями введения института государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним являются укрепление и защита прав собственников на объекты недвижимости, усиление стабильности гражданского оборота, возможность предоставления любому заинтересованному лицу достоверной информации о зарегистрированных правах на недвижимое имущество, а также упорядочение отношений по сбору налогов, связанных с объектами недвижимого имущества1.
Как известно, воздушные суда не имеют «классических» признаков недвижимого имущества (прочная связь с землей, невозможность перемещения без несоразмерного ущерба назначению) и отнесены к этой категории имущества в силу прямого указания в законе (п. 1 ст. 130 ГК РФ). Такой юридический прием позволил ввести в отношении воздушных судов особый правовой режим совершения сделок с ними и фиксации прав посредством государственной регистрации. С фактом государственной регистрации закон связывает момент заключения договора и возникновения права собственности на объекты недвижимого имущества (п. 3 ст. 433 и п. 2 ст. 223 ГК РФ).
Особым видом недвижимого имущества в соответствии с законодательством являются морские, воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Иногда применительно к ним используется такое понятие, как условная недвижимость, или, как ее еще называют, недвижимость в силу закона. Юридическое признание указанного имущества в качестве недвижимого (хотя оно по своей физической сути является движимым) объясняется различными причинами. В частности, существует мнение, что оно является дорогостоящим и поэтому требует особого порядка регистрации, который предусмотрен для недвижимости. При этом регистрирующие органы не только регистрируют права на них, но и осуществляют контроль за этими объектами. В литературе высказывалось мнение, что отличительной чертой такого имущества является его индивидуальная определенность, придаваемая регистрацией объектов (воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов) и прав на них.2 Выдвигалась также версия о том, что на указанные объекты распространен правовой режим недвижимости в силу необходимости их государственной регистрации, цель которой состоит не столько в подтверждении прав на них, сколько в удостоверении их соответствия технико-
1 Синенко А.Ю. Воздушные суда: регистрация и сделки с ним // Государство и транспорт. 2006 г. №7. - С. 12.
2 Орлова М. Недвижимое имущество и ипотека // Российская юстиция. 1998. № 11. - С. 11.
эксплуатационным требованиям с точки зрения безопасности использования. Действительно, институт государственной регистрации как институт публичной власти, являющийся средством легализации объектов недвижимости и оснований совершения операций с ними, регулируемый нормами административного и гражданского права, призван выполнять помимо легализующих учетно-контрольные функции3.
Вопросы о правовом положении воздушных судов рассматривались еще в первой половине двадцатого века. Так, И.С. Перетерский писал: «Самолет как объект гражданского права находится на Западе в том же положении, как и другие «вещи» гражданского права. Приобретение самолетов может происходить на общих основаниях. При таких условиях возможно установление на самолеты ипотеки. Существенно иное положение мы имеем в советском праве. Самолет является предметом, изъятым из частного оборота, на него вообще не могут быть устанавливаемы права частных лиц вне случаев, специально установленных законами. Поэтому западноевропейская система «запрещения того, что не воспрещено», заменяется у нас противоположным принципом «запрещения того, что не разрешено. В нашем первом законе о воздушном передвижении (17 января 1921 г.) не содержится никаких постановлений о гражданско-правовом положении самолетов. Такое умолчание представляется вполне понятным. Декрет этот исходил из предположения, что самолеты являются всегда государственными, кроме самолетов иностранных, частно-правовой режим которых, законодателя не интересовал. Возможность принадлежности воздушных судов частным лицам не только не вытекала из Г ражданского кодекса,
4
но и категорически отрицалась последним» .
В науке гражданского права в течение достаточно долгого времени ведутся дискуссии о понятии «недвижимое имущество». Несмотря на то, что деление вещей на движимые и недвижимые было неизвестно римскому частному праву и что такое деление закреплено в гражданском законодательстве большинства стран мира, нет единого мнения по поводу понятия о недвижимости и критериев отнесения имущества к недвижимости. Недвижимостью по римскому праву считались не только земельные участки и недра земли, но и все, что было создано на земле собственника. К недвижимости относились постройки, посевы, насаждения. Все, что было возведено над поверхностью земельного участка, что было связано с землей, признавалось недвижимостью. Первое появление термина «недвижимое имущество» в российском законодательстве связывают с Указом 1731 года о единонаследии. Однако, используя термин «недвижимость», не было дано его легальное определение.
В современном гражданском законодательстве при определении понятия недвижимости и отнесении некоторых вещей к объектам недвижимости во многом был воспринят опыт дореволюционных юристов. Они, определяя понятие «недвижимое имущество», говорили, что принимаемое законодательством разделение имущества на недвижимое и движимое соответствует природе вещей: все имущество, которое по природе оказывается недвижимым, признается таким и законодательством. «Нет, однако же, необходимости, чтобы юридическое деление имущества на недвижимое и движимое совпадало с физической неподвижностью или подвижностью вещей: в области права это деление имущества имеет то значение, что одни определения связываются с имуществом недвижимым, другие - с имуществом движимым; но действительно ли имущество, признаваемое по закону недвижимым, неподвижно по своей природе или оно подвижно - это все равно. И если, например, законодательство найдет нужным какое-то определение, касающееся недвижимого имущества, распространить и на имущество движимое, то определение это будет применяться к движимому имуществу, и наоборот».
3 Сыроедов Н.А. Регистрация прав на землю и другое недвижимое имущество // Государство и право. 1998. № 8. -С. 92.
Тихомиров Ю.А. Государственная регистрация статусов юридических и физических лиц // Право и экономика. 2000. № 1. - С. 3.
4 Перетерский И.С. Вопросы воздушного права. Вып. 2. - М., 1930. - С. 150-151.
Определение движимого и недвижимого имущества, содержащееся в Основах Гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года основывалось не только на критерии прочной связи с землей, но и несоразмерности ущерба назначению имущества, возникающего при перемещении последнего. Это же положение практически дословно перешло в статью 130 действующего Гражданского кодекса РФ. Вытекает оно из традиционно рассматриваемой российским правом в качестве неотъемлемого свойства недвижимого имущества особой его ценности, обусловленной способностью вещи к перемещению и неразрывной связью с определенным земельным участком (ст. 57).
Необходимость в более гибком подходе к определению понятия недвижимости, по мнению А.В. Черных, во многом предопределяется постоянным расширением нетрадиционных приемов предпринимательской практики и потребностям оборота. Например, самолет, используемый для пассажирских перевозок на регулярных авиалиниях, при применении рассматриваемых критериев, безусловно, является объектом недвижимости. Тот же самый самолет, приобретенный физическим лицом для личного пользования, превращается в движимую вещь, а если собственник данного самолета перестанет его использовать как личное транспортное средство и откроет в нем кафе или музей, то движимая вещь вновь превратится в недвижимую, даже при отсутствии «прочной связи с землей».5
Некоторые авторы, говоря о воздушных и морских судах, судах внутреннего плавания и космических объектах, считают, что отличительной особенностью имущества недвижимого «в силу закона» - ч.2, п.1.ст.130 ГК РФ - является лишь ее индивидуальная определенность, придаваемая регистрацией объектов (воздушных, морских судов, судов внутреннего плавания, космических объектов) и прав на них.6 Вместе с тем, признание, по сути, движимых вещей недвижимостью, имеет основной целью распространение на эти объекты правового режима недвижимости, недвижимостью признаются морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, не зарегистрированные, а лишь подлежащие государственной регистрации (ст.130 ГК РФ). Представляется, что эти объекты признаются недвижимостью с момента их государственной регистрации. При этом право собственности на недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации (ст.219).
Существует мнение, что в условиях отсутствия специального регулирования право собственности на воздушные суда возникает по общим правилам, то есть, например, в силу договора с момента передачи вещи (ст.233 ГК РФ), и не связано с фактом их государственной регистра-
7
ции .
Как уже отмечалось, в соответствии с ч.2.п.1.ст.130 ГК РФ, к недвижимым вещам относятся также подлежащие государственной регистрации воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Очевидно, что установление регистрации прав и сделок как института укрепления определенных наиболее важных отношений оправдано для объектов вещных прав, активно вовлеченных в гражданский оборот8.
Ст. 131 ГК РФ предусматривает, что право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре. Регистрации подлежат право собственности, право хозяйственного ведения, право оперативного управления, право пожизненного наследуемого владения, право постоянного пользования, ипотека, сервитуты, а также иные права в случаях, предусмотренных ГК РФ или законом. В случаях, предусмотренных за-
5 Черных А.В. Залог недвижимости в российском праве. - М.: Легат, 1995. - С. 57
6 Болтанова Е.С. Договор купли-продажи недвижимости: Автореф. дис.... канд. юрид. наук. - Томск, 2003; Орлова М. Недвижимое имущество и ипотека // Российская юстиция. - М., 1998. №11. - С. 11.
7 Синенко А.Ю. Воздушные суда: регистрация и сделки с ним // Государство и транспорт. 2006. №7. - С. 12.
8 Синенко А.Ю. Там же. - С. 14.
коном, наряду с государственной регистрацией может осуществляться специальная регистрация или учет отдельных видов имущества9. Как известно, в силу п.1. ст.4 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» № 122-ФЗ от 21 июля 1997 года, государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 Гражданского кодекса Российской Федерации, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты. Наряду с государственной регистрацией вещных прав на недвижимое имущество подлежат государственной регистрации ограничения (обременения) прав на него, в том числе сервитут, ипотека, доверительное управление, аренда. ФЗ исключил из сферы своего действия регистрацию прав на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, указав, что впредь, до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п.1 ст.131 ГК РФ, также применяется действующий порядок регистрации прав на морские и воздушные суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. В настоящее время, действующего порядка регистрации прав, установленного в федеральном законодательстве фактически не существует.
Статья 33 ВК РФ для целей регистрации подразделяет воздушные суда на гражданские, государственные и экспериментальные. Данная классификация основана на делении авиации на гражданскую, государственную и экспериментальную. Наибольший интерес для гражданского оборота представляет первая категория судов, поэтому на ней стоит остановиться подробнее.
Как уже указывалось, согласно ст.33 ВК РФ гражданские воздушные суда подлежат государственной регистрации в Государственном реестре гражданских воздушных судов Российской Федерации с выдачей Свидетельств о государственной регистрации или в Государственном реестре гражданских воздушных судов иностранного государства при условии заключения Соглашения о поддержании летной годности между Российской Федерацией и государством регистрации.
В настоящее время порядок регистрации определяется Правилами государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 2 июля 2007 г. N 85).
Как уже отмечалось, в соответствии с действующим законодательством, недвижимостью признаются воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, а не зарегистрированные воздушные суда. При этом вопрос, является ли то или иное воздушное судно недвижимым имуществом, каждый субъект правоприменительной деятельности должен решать самостоятельно и задача эта не так проста, как может показаться на первый взгляд. По смыслу п.1. ст.33 ВК РФ определяющим признаком при этом будет являться критерий предназначенности» для выполнения полетов, хотя последний в Кодексе не определен и может толковаться по-разному. С другой стороны, в случае признания необходимости государственной регистрации воздушного судна для придания ему статуса недвижимого имущества также может спровоцировать неопределенные правовые последствия. Например, когда воздушное судно уже исключено из соответствующего реестра одного государства, но не включено в реестр другого государства, каково его правовое положение?
П.9 ст.33. ВК РФ устанавливает, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и основания для отказа в регистрации на воздушное судно и сделок с ним осуществляется в соответствии со статьей 131 ГК РФ. Согласно указанной статье такая регистрация должна производиться в Едином государственном реестре. Порядок регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК РФ, законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сде-
9 Абрамова М.В. Ипотека морских судов, воздушных судов, космических объектов. Дисс. на соиск. уч. степени канд. юрид. наук. - М., 2003. - С. 64.
лок с ним. По смыслу ГК регистрация прав на воздушные суда должна осуществляться в государственном реестре, являющимся общим для всех недвижимых вещей. Однако, как указывалось выше, ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» указал, что государственной регистрации подлежат права собственности и другие вещные права на недвижимое имущество и сделки с ним в соответствии со статьями 130, 131, 132 и 164 ГК РФ, за исключением прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты.
Данное положение закона находит разное толкование в правоприменительной практике. При рассмотрении споров, связанных с воздушными судами, например, в решении от 28.02.02 и Постановлении от 07.05.01 Арбитражного суда города Москвы по делу №А40-251/01-77-3, а также постановлении кассационной инстанции - Федерального арбитражного суда Московского округа от 28 июня 2001 г. №КГ-А40/3221-01 указывалось, что пункт 9 ст.33 ВК РФ и ст.131 ГК РФ имеют отсылочный характер, в частности к ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» п. 1 ст.4 которого, по мнению суда, «прямо предусмотрено, что право собственности и другие вещные права на недвижимое имущество подлежат обязательной государственной регистрации - кроме прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты», поэтому никакой регистрации прав на воздушное судно не требовалось»10.
Данная позиция суда представляется совершенно необоснованной, хотя появилась она из-за пробела в правовом регулировании положений, касающихся правового режима воздушных судов. Статья 131 ГК говорит о Едином государственном реестре для недвижимого имущества, а п.1. ст.33 Закона предусматривает, что впредь до принятия соответствующих федеральных законов, основанных на положениях п.1 ст.131 ГК РФ, применяется действующий порядок регистрации прав на воздушные и морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты. Но ни органы юстиции, ни специально уполномоченный орган в области гражданской авиации регистрацию прав на воздушные суда не производили и не производят. Так называемого «действующего порядка» просто не существует. Действующие в настоящее время правила устанавливают порядок регистрации гражданских воздушных судов, а не прав на них.
Указанная государственная регистрация воздушных судов является специальной и не влечет возникновение прав собственности в смысле ст.131 ГК РФ. Правовое значение государственной регистрации воздушного судна указывается в нескольких законах. Так, в соответствии с п.3 ст.33 ВК РФ, зарегистрированное или учтенное в установленном порядке в России воздушное судно приобретает национальную принадлежность Российской Федерации. Тем самым решается вопрос юрисдикции, или подчиненности национальному правопорядку. Данная норма соответствует ст.17 Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 года, согласно которой воздушные суда имеют национальность того государства, в котором они зарегистрированы. Помимо этого, особая коллизионная норма предусмотрена ст.1207 ГК РФ - к праву собственности и иным вещным правам на воздушные суда, подлежащие государственной регистрации, к осуществлению и защите указанных прав применяется законодательство страны, где эти суда зарегистрированы. Место государственной регистрации также имеет важное значение при решении вопроса о подсудности спора - иски о правах на воздушные суда предъявляются в арбитражный суд по месту такой регистрации. Данное правило не может быть изменено по выбору или соглашению сторон, поскольку относится законом к исключительной подсудности (п.2 ст.38 АПК РФ)11.
10 Постановление ФАС Московского округа от 28 июня 2001 г. №КГ-А40/3221-01. Правовая база «Консультант плюс».
11 Синенко А.Ю. Воздушные суда: регистрация и сделки с ним // Государство и транспорт. 2006. №7. - С. 13.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что возникновение права собственности, других прав на воздушное судно в настоящее время не может быть обусловлено государственной регистрацией по смыслу п.1 ст.131 ГК РФ, поскольку порядок регистрации самого воздушного судна как объекта недвижимости и порядок регистрации прав на него не установлен, ни один государственный орган не наделен полномочиями по такой регистрации, а осуществляется лишь специальная регистрация воздушных судов.
В отличие от порядка регистрации воздушных судов, в отношении морских судов разработана регистрация, в соответствии с которой право собственности может считаться зарегистрированным. Так, согласно статье 12 Кодекса торгового мореплавания, право собственности на судно или часть судна возникает с момента государственной регистрации такого права в Г осу-дарственном судовом реестре Российской Федерации или судовой книге. Согласно п. 3 ст. 16 Кодекса внутреннего водного транспорта РФ под государственной регистрацией судна и прав на него понимается акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода или прекращения прав на судно в соответствии с гражданским законодательством. Такая формулировка идентична формулировке государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, закрепленной в ст. 2 Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». В соответствии с п.3 Правил регистрации судов рыбопромыслового флота и прав на них в морских портах (утверждены приказом Госкомрыболовства России от 31 января 2001 г. № 30), регистрация судна в Государственном судовом реестре или судовой книге, права собственности и иных вещных прав на него, а также ограничений (обременений) прав на судно является единственным доказательством существования зарегистрированного права, которое может быть оспорено только в судебном порядке.
Действующее законодательство в отношении воздушных судов содержит противоречивые нормы и пробелы в регулировании. Возникают ситуации, когда лицо, действовавшее вполне добросовестно и с достаточными предосторожностями, не имеет возможности юридическими средствами обеспечить эффективную защиту своих прав на имущество.
Основные цели регистрации воздушных судов и объектов недвижимости, перечисленных в абз. 1 п. 1 ст. 130 ГК (земельных участков, участков недр, обособленных водных объектов и всего, что прочно связано с землей), различны. Изначально регистрация воздушных судов имела прежде всего публично-правовое значение. Так, упомянутые Правила определяют регистрацию гражданских воздушных судов как документальное подтверждение государственным органом распространения юрисдикции государства на данный экземпляр воздушного судна с вытекающими из этого обязательствами собственника, эксплуатанта и государства в соответствии с требованиями Воздушного кодекса и международных договоров. Но с принятием первой части ГК РФ регистрация воздушных судов в Российской Федерации приобрела также частноправовое значение - как и для вещей недвижимых de facto. Момент, с которого воздушное судно признается объектом недвижимости, законодателем не определен. Статьей 130 ГК к недвижимым вещам отнесены воздушные суда, подлежащие регистрации. В связи с этим возникает вопрос - является ли недвижимостью незарегистрированное воздушное судно? Существуют две основные точки зрения на данную проблему. Если исходить из буквы закона, то на основании п. 2 ст. 130 ГК нужно сделать вывод, что определяющим фактором признания воздушного судна недвижимым имуществом является не факт его регистрации, а лишь установленная законодательством необходимость соответствующей регистрации. Когда конкретное воздушное судно по закону требуется регистрировать, то его следует считать объектом недвижимости независимо от того, зарегистрировано оно или нет. Согласно второму подходу воздушное судно становится объектом недвижимости с момента регистрации судна. Его сторонники полагают, что по смыслу ст. ст. 130, 131 ГК выражения "подлежащие регистрации воздушные суда" и "зарегистрированные воздушные суда" неравнозначны. Делается вывод о том, что до оформления государственной регистрации судна его создателю принадлежит право собствен-
ности не на объект недвижимости как таковой, а на использованные для его постройки материалы. Поскольку момент регистрации недвижимой вещи становится правопорождающим фактом, то до момента такой регистрации вновь созданная вещь юридически не существует. Таким образом, указание в ст. 130 ГК на то, что к объектам недвижимости относятся подлежащие регистрации воздушные суда, имеет смысл только в случае, когда последние не только подлежат регистрации, но и уже зарегистрированы. Оба подхода, если их рассматривать в контексте действующего законодательства, имеют серьезные недостатки. В первом случае вопрос о том, является ли то или иное воздушное судно недвижимой вещью, каждый субъект правоприменительной деятельности должен решать самостоятельно. Задача эта не настолько проста, как может показаться. По смыслу п. 1 ст. 33 ВК государственной регистрации подлежат только воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов. Но критерии "предназначенности" в ВК не приводятся, что дает основание толковать ее по-разному. При втором подходе государственная регистрация воздушного судна будет равносильна официальному приданию объекту статуса недвижимости. Однако тогда возникают неопределенности с правовым режимом воздушного судна (например, в случае, когда оно уже исключено из соответствующего реестра одного государства, но еще не включено в реестр другого государства). Очевидно, эти вопросы требуют урегулирования международным договором.
Пункт 9 ст. 33 ВК устанавливает, что государственная регистрация прав собственности и иных вещных прав на воздушное судно, ограничение этих прав, их возникновение, переход и прекращение, а также установление порядка государственной регистрации и оснований для отказа в государственной регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним осуществляются в соответствии со ст. 131 ГК. Согласно п. п. 1, 6 ст. 131 ГК такая регистрация должна производиться в Едином государственном реестре; порядок регистрации и основания отказа в регистрации устанавливаются в соответствии с ГК законом о регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним.
По смыслу ГК, как уже отмечалось выше, регистрация прав на воздушные суда должна осуществляться в Г осударственном реестре, являющемся общим как для вещей недвижимых de facto, так и для объектов движимых, но признаваемых недвижимостью de jure. Однако Федеральный закон от 21 июля 1997 г. "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним" касается только объектов, недвижимых по своей природе. Согласно п. 1 ст. 4 этого Закона воздушные суда (а также морские суда, суда внутреннего плавания и космические объекты) исключены из сферы его действия. Тем самым предполагается некий особый порядок регистрации прав на эти вещи.
Порядок регистрации прав на вещи недвижимые de facto и прав на воздушные суда в практическом плане несовместимы в силу присущей тем и другим специфики. Например, в соответствии с п. 4 ст. 2 Закона от 21 июля 1997 г. регистрация прав всегда осуществляется по месту нахождения имущества в пределах регистрационного округа. Местожительство заявителя -гражданина или место нахождения заявителя - организации значения не имеют. Понятно, что к воздушным судам территориальный принцип регистрации неприменим. Таким образом, имеется пробел в правовом регулировании регистрации прав на воздушные суда.
Действующие Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов РФ регламентируют вопросы регистрации самих воздушных судов, но не прав на них. (Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации (утв. приказом Минтранса РФ от 2 июля 2007 г. № 85).
Внесение в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ сведений о собственнике судна не может считаться регистрацией права собственности. В п. 5 Правил прямо указано, что акт регистрации гражданского воздушного судна в Г осударственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним.
В п.7 Свидетельства о регистрации гражданского воздушного судна, указывается, что оно выдается только для целей регистрации и не является документом, удостоверяющим право
собственности на воздушное судно.
Интересно, что в соответствии с п.10 ст.33 Воздушного кодекса в Государственный реестр гражданских воздушных судов РФ подлежат включению также сведения о залоге воздушных судов. По смыслу указанной нормы регистрация залога в этом реестре правового значения не имеет. Однако ее информационная ценность для заинтересованных лиц очевидна. Из всего сказанного можно сделать вывод, что возникновение права собственности, другого вещного права на воздушное судно в настоящее время не может быть обусловлено государственной регистрацией соответствующего права, несмотря на требование п. 1 ст. 131 ГК, поскольку порядок регистрации прав не установлен и ни один государственный орган не наделен полномочиями по осуществлению такой регистрации.
До создания системы регистрации прав на воздушные суда в отношении этого вида недвижимости некоторыми авторами предлагается применять п. 1 ст. 223 ГК, согласно которому право собственности у приобретателя вещи по договору возникает с момента ее передачи, а не с момента государственной регистрации, как это предусмотрено п. 2 ст. 223 ГК12.
В законе при регулировании процесса приобретения права собственности используются два основных термина - «основание» и «способ». Часто эти термины отождествляются как в законе (ст.218 ГК РФ), так и в юридической литературе. Однако «основания» и «способы» приобретения права собственности на недвижимое имущество нельзя употреблять как синонимы, поскольку они обозначают различные юридические факты. К примеру, процесс купли-продажи жилого дома включает в себя совокупность различных юридических действий, таких, как заключение соглашения о купле-продаже, составление технической документации дома, передача дома и государственная регистрация права собственности13.
Г.Ф. Шершеневич отмечал: «Права на имущество, говорит закон, приобретаются не иначе как способами, законом определенными, следовательно, и право собственности на вещи может быть приобретено только указанными в законе способами. Способом приобретения права собственности называется такой юридический факт, с которым по взгляду объективного права соединяется установление права собственности в лице данного субъекта». Далее же он отмечает, что «договор вообще не способ приобретения права собственности, а только основание»14. Из вышеуказанного вытекает, что основание и способ приобретения права собственности и других вещных прав - разные юридические категории.
Несовершенство действующего законодательства в отдельных случаях приводит к судебным ошибкам. Суть в том, что суды в связи с неоплатой покупателем приобретенного имущества принимают решения о расторжении состоявшихся договоров купли-продажи, истребовании имущества от покупателя и возврате его продавцу в таких ситуациях, когда право собственности на вещь уже перешло к покупателю15.
Согласно п. 4 Правил, Государственный реестр содержит данные о гражданских воздушных судах и их собственниках. В соответствии с п.11 Главы II «Порядок проведения государст-
12 Ковальковская Т., Шедогубов И., Правовой режим воздушных судов // Российская юстиция. 2001. № 1.
13. Емелькина И.А. Право собственности и другие вещные права. - Саранск, 2003. - С. 84.
14 Шершеневич Г.Ф. Учебник гражданского права. - М., 1995. - С. 182.
15 «Между организациями был заключен договор купли-продажи нежилого помещения. Договор был оформлен надлежащим образом, право собственности на приобретенное помещение зарегистрировано. Однако покупатель не произвел оплаты. В связи с этим продавец обратился в арбитражный суд с иском о расторжении договора и возврате имущества. Решением арбитражного суда, оставленного в силе апелляционной инстанцией, иск был удовлетворен: договор расторгнут, а нежилое помещение возвращено продавцу. В кассационном порядке решение суда и постановление апелляционной инстанции были отменены, в иске отказано, поскольку право собственности на предмет договора уже возникло у покупателя и оснований для расторжения договора не имелось. Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ отклонил протест заместителя Председателя Высшего Арбитражного Суда РФ, оставив в силе постановление кассационной инстанции (Вестник Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации. 1997. № 4. - С. 52-53).
венной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации», для внесения данных о гражданском воздушном судне в Г осударственный реестр заявитель представляет в орган регистрации следующие документы: заявление в произвольной форме, содержащее данные о воздушном судне и сведения о его собственнике; документы или их заверенные копии, подтверждающие право собственности на гражданское воздушное судно;
«п. 9. При проведении государственной регистрации гражданского воздушного судна органом регистрации осуществляются следующие действия: прием и регистрация документов, необходимых для государственной регистрации гражданского воздушного судна; оценка полноты заявляемых собственником (далее - заявитель) сведений о гражданском воздушном судне и правильности оформления представляемых заявителем документов»;
п. 14. Сведения о собственнике воздушного судна должны включать следующую информацию: полное наименование организации (для физических лиц - фамилия, имя, отчество и данные документа, удостоверяющего личность); юридический и почтовый адрес (для физических лиц - адрес места жительства);
п. 15. На основании представленных документов данные о гражданском воздушном судне включаются в Государственный реестр и заявителю выдается (направляется) Свидетельство о регистрации согласно образцу (приложение № 1 к настоящим Правилам), имеющее степень защиты».
При этом п. 5 настоящих Правил устанавливает, что Акт регистрации гражданского воздушного судна в Государственном реестре не является актом регистрации прав на воздушное судно и сделок с ним. Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации регулируют только регистрацию гражданских воздушных судов. Вопросы прав собственности и других прав ими не решаются.
Е. А. Суханов пишет: «Основания приобретения права собственности называются также титулами собственности. Титульное владение-это владение вещью, основанное на каком-либо праве (правовом основании или титуле), вытекающем из соответствующего юридического факта (договора купли-продажи вещи или перехода ее в порядке наследования). Титулы собственности могут приобретаться различными способами»16.
Так может ли лицо, приобретающее воздушное судно, до его государственной регистрации, именоваться собственником? Следует, видимо, применять термины «правообладатель», «приобретатель», вместо используемого в Правилах термина «собственник».
В настоящее время принят Федеральный закон РФ « О регистрации прав на воздушные суда и сделок», который похож на закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», причем сходство это не всегда оправдано, а иногда даже вредно, поскольку не позволяет определить те особенности, которые должны существовать при регистрации прав на воздушные суда. Далее закон регулирует вопросы только регистрации гражданских воздушных судов, тогда как Гражданский кодекс РФ как объект недвижимости рассматривает воздушные суда вообще, а не только гражданские воздушные суда. Кроме того, в законе нет определенности с местом регистрации прав на воздушные суда. В нем предусматривается, что «государственная регистрация прав на воздушные суда осуществляется по месту нахождения органа по государственной регистрации прав на воздушные суда». Однако закон не определяет систему регистрационных округов и критерии, по которым различные категории правообладателей регистрируют свои права в том или ином регистрационном округе. Кроме того, в законе не решен вопрос о регистрации строящихся воздушных судов и ипотеки воздушного судна, что также следует признать существенным недостатком закона.
Ст.8 закона посвящена правовому положению органа, на который должны быть возложены функции по государственной регистрации прав на воздушные суда и сделок с ними. Предполагается учреждение Правительством РФ особого органа, устав (положение) о котором, его пра-
16 Гражданское право / Под. ред. Е.А. Суханова. - М., 1993. Т. 1. - С. 205.
вомочия, права и обязанности регистраторов прав на воздушные суда также должны быть установлены правительственным актом. Такой подход вызывает сомнения. Создание нового органа с единственной функцией регистрации, не имеющего готовой региональной инфраструктуры, вряд ли оправдано с точки зрения целесообразности и как минимум повлечет за собой необходимость дополнительных бюджетных расходов.
INFORMATION CONCERNING THE REGISTRATION OF THE AIRCRAFT OWNERSHIP RIGHTS ACCORDING TO THE LEGISLATION OF THE RUSSIAN FEDERATION
Khalimova G.R.
The following article presents the order of the aircraft ownership registration.
According to the Russian Federal Law “About the state registration of the immovable property ownership rights and dealing with it”, aircrafts are the immovable property and a subject for the state registration.
This low states that ownership and other property rights as well as deals with the property have to be state-registered as it said in the Civil Code of Russian Federation, except the rights for aircrafts, sea crafts, inland sea crafts and space objects. At the present, the order of the ownership rights registration determined by the Federal law actually does not exist.
It has been suggested to establish a special law regulating such order.
Сведения об авторе
Халимова Гульназ Разыйевна, окончила Казанский государственный университет (2002), кандидат юридических наук, юрисконсульт ЗАО «Аэрокосмическая корпорация», автор 8 научных работ, область научных интересов - международное воздушное право.