Научная статья на тему 'Особенности гражданско-правового положения сотрудников уголовно-исполнительной системы'

Особенности гражданско-правового положения сотрудников уголовно-исполнительной системы Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
325
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ СТАТУС / CIVIL STATUS / СОТРУДНИКИ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ / EMPLOYEES OF PENAL SYSTEM / ОГРАНИЧЕНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО СТАТУСА / RESTRICTIONS OF THE CIVIL STATUS

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Хильман Дмитрий Вадимович

В статье выявляются отличия гражданско-правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы от положения обычных граждан, проявляющиеся в наличии определенных ограничений, которые классифицируются на несколько групп. Анализируются основания и причины таких ограничений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of civil position of employees of penal system

In article differences of the civil status of staff of criminal and executive system from position of ordinary citizens, shown available certain restrictions which are classified on some groups come to light. The bases and the reasons of such restrictions are analyzed.

Текст научной работы на тему «Особенности гражданско-правового положения сотрудников уголовно-исполнительной системы»

УДК 347.155

Д. В. Хильман

ОСОБЕННОСТИ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОГО ПОЛОЖЕНИЯ СОТРУДНИКОВ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

D. V. Hilman

FEATURES OF CIVIL POSITION OF EMPLOYEES OF PENAL SYSTEM

В статье выявляются отличия гражданско-правового статуса сотрудников уголовно-исполнительной системы от положения обычных граждан, проявляющиеся в наличии определенных ограничений, которые классифицируются на несколько групп. Анализируются основания и причины таких ограничений.

In article differences of the civil status of staff of criminal and executive system from position of ordinary citizens, shown available certain restrictions which are classified on some groups come to light. The bases and the reasons of such restrictions are analyzed.

Ключевые слова: гражданско-правовой статус; сотрудники уголовно-исполнительной системы; ограничения гражданско-правового статуса.

Keywords: civil status; employees of penal system; restrictions of the civil status.

Несмотря на то, что имеется ряд научных исследований, посвященных анализу правового статуса или правового положения сотрудников уголовно-исполнительной системы (УИС), традиционно практически не обращается внимание на особенности их гражданско-правового статуса (в данной статье будем рассматривать категории «правовое положение» и «правовой статус» как синонимы). Гражданско-правовой статус (положение) сотрудников УИС приравнивается к статусу обычных граждан, однако этот статус имеет некоторые ограничения. Эти ограничения, в силу понятных причин, специально не перечисляются в каком-либо отдельном акте. Анализируя российское законодательство, такие ограничения можно выделить как установленные на уровне федеральных законов, так и определяемые на уровне подзаконных нормативных актов Правительства РФ и ведомственных нормативных актов ФСИН России, принятых во исполнение федерального законодательства.

Согласно ст. 9.1 Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации [6] на сотрудника органов внутренних дел распространяются ограничения, запреты и обязанности, установленные Федеральным законом «О противодействии коррупции» от 25 декабря 2008 г. № 27Э-ФЗ (ред. от 22.12.2014) [4] и ст. 17, 18 и 20 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) [2], за исключением ограничений, запретов и обязанностей, препятствующих выполнению сотрудником органов внутренних дел обязанностей по осуществлению оперативно-розыскной деятельности.

К деятельности сотрудников УИС применяются, помимо того, положения постановления Правительства Российской Федерации от 9 января 2014 г. № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о

© Хильман Д. В., 2015.

получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» [3], а также приказа ФСИН России от 3 апреля 2014 г. № 161 «Об организации в Федеральной службе исполнения наказаний работы по реализации Постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 "О Порядке сообщения отдельным категориям лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации"» [5].

Все ограничения гражданско-правового статуса сотрудников УИС можно классифицировать на четыре различные группы.

Первая группа включает в себя ограничение сотрудников в осуществлении отдельных видов деятельности:

- осуществлять предпринимательскую деятельность;

- быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы, если иное не предусмотрено законом;

- заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.

Ко второй группе можно отнести ограничения имущественных прав сотрудников:

- сотрудник не вправе получать в связи с должностным положением или в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения), за исключением обычных подарков, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.

Запрет на дарение государственным служащим не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями. Подарки, которые получены государственными служащими, и стоимость которых превышает три тысячи рублей, признаются соответственно федеральной собственностью, собственностью субъекта Российской Федерации или муниципальной собственностью и передаются служащим по акту в орган, в котором указанное лицо замещает должность. Государственный служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Сотрудник обязан уведомлять обо всех случаях получения подарка в связи с должностным положением или исполнением им служебных (должностных) обязанностей уполномоченное (финансовое) подразделение соответствующего органа, в котором он проходит службу. Уведомление о получении подарка представляется не позднее 3-х рабочих дней со дня получения подарка. К уведомлению прилагаются документы (при их наличии), подтверждающие стоимость подарка (кассовый чек, товарный чек, иной документ об оплате (приобретении) подарка). В случае, если подарок получен во время служебной командировки, уведомление представляется не позднее 3-х рабочих дней со дня возвращения лица, получившего подарок, из служебной командировки. Уведомление составляется в 2-х экземплярах, один из которых возвращается лицу, представившему уведомление, с отметкой о регистрации. Подарок, стоимость которого подтверждается документами и превышает 3 тыс. рублей либо стоимость которого получившим его служащему, работнику неизвестна, сдается ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения (уполномоченной организации), которое принимает его на хранение по акту приема-передачи не позднее 5-ти рабочих дней со дня регистрации уведомления в соответствующем журнале регистрации;

- сотрудник не вправе приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;

- в случае если сотрудник владеет ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций), он обязан в целях предотвращения конфликта интересов передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с законодательством Российской Федерации;

- сотрудник не вправе использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам.

К третьей группе относятся ограничения прав сотрудников на участие в управлении юридическими лицами:

- сотрудник не вправе участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;

- сотрудник не вправе входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;

- сотрудник не вправе создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;

- сотрудник не вправе использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;

- сотрудник не вправе использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;

- сотрудник обязан соблюдать нейтральность, исключающую возможность влияния на свою профессиональную служебную деятельность решений политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций;

- сотрудник не вправе в случае замещения должностей гражданской службы, перечень которых установлен нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет замещать должности, а также выполнять работу на условиях гражданско-правового договора в коммерческих и некоммерческих организациях, если отдельные функции государственного управления данными организациями входили в должностные обязанности гражданского служащего, без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов, которое дается в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Четвертую группу составляют ограничения личных неимущественных прав сотрудников:

- сотрудник не вправе допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором замещает должность, если это не входит в его должностные обязанности;

- сотрудник не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.

Таким образом, в гражданско-правовом статусе сотрудников УИС можно выделить ограничения в осуществлении ими отдельных видов деятельности, ограничения имущественных прав сотрудников,

ограничения их личных неимущественных и корпоративных прав, отличающие их от «обычных» граждан.

Необходимо отметить, что такие изъятия из правового положения устанавливаются в силу необходимости противодействия коррупционным рискам, могущим возникнуть при исполнении служебных обязанностей, и не связаны с ущемлением гражданских прав сотрудников как физических лиц. При этом, в отличие от «обычных» граждан, для сотрудников УИС предусмотрены дополнительные выплаты и социальное обслуживание, что призвано компенсировать их тяжелые условия труда и установленные законодательством ограничения имущественных и личных неимущественных прав сотрудников УИС.

Литература

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 31. - Ст. 4398.

2. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ (ред. от 31.12.2014) // Российская газета. - 2004. - 31 июля.

3. О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации: постановление Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 // Российская газета. - 2014. - 14 января.

4. О противодействии коррупции: Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ (ред. от 22.12.2014) // Российская газета. - 2008. - № 226.

5. Об организации в Федеральной службе исполнения наказаний работы по реализации постановления Правительства РФ от 09.01.2014 № 10 «О Порядке сообщения отдельным категориям лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации: приказ ФСИН России от 03.04.2014 № 161 // Ведомости уголовно-исполнительной системы. - 2015. - № 3.

6. Об утверждении Положения о службе в органах внутренних дел Российской Федерации и текста Присяги сотрудника органов внутренних дел Российской Федерации: постановление ВС РФ от 23.12.1992 № 4202-1 (ред. от 25.11.2013) // Ведомости СНД и ВС РФ. - 1993. -№ 2. - Ст. 70.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.