К вопросу о дарении предметов роскоши, как изменчивой составляющей этапов развития общества...
УДК 342:35 ; 343.3
Гафурова Альфия Хасибулловна
Российский государственный гуманитарный университет, г. Москва
К ВОПРОСУ О ДАРЕНИИ ПРЕДМЕТОВ РОСКОШИ,
КАК ИЗМЕНЧИВОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ ЭТАПОВ РАЗВИТИЯ ОБЩЕСТВА. ОСОБЕННОСТИ ПОЛУЧЕНИЯ ПОДАРКОВ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ СЛУЖАЩИМИ
Актуальным вопросом современности является получение подарков государственными служащими. Повышенное внимание к данному вопросу со стороны общественности ставит законодателя перед необходимостью правового регулирования данной сферы правоотношений.
В статье приведена правовая конструкция норм, раскрывающих как возможность получения подарков государственными служащими, так и ограничения, налагающие на них определенные запреты. При этом запрет на получение подарков, установленный законодательством о государственной службе, имеет свои исключения в виде обычных подарков и подарков, полученных в связи с протокольными мероприятиями. Причем отдельно раскрыт вопрос о совершенно новом порядке сообщения наймодателю отдельными категориями лиц о получении подарка, возможности сдачи и оценки подарка для последующей реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации. В работе также рассмотрены примеры ограничений, связанных с получением подарков в зарубежных странах.
Противопоставление понятий «подарок» и «предметыроскоши», как и отсутствие по данным понятиям законных определений, позволило найти их общие черты, признаки, а также их схожесть. На основе проведенного анализа установлено, что контроль со стороны государственного регулятора за получением подарков есть ни что иное, как контроль за предметами роскоши. В связи с чем предложено на законодательном уровне предусмотреть декларирование полученных роскошных подарков государственными служащими.
Ключевые слова: подарок, запрет на дарение, предметы роскоши, излишество, сообщение о получении подарка, исключительность, демонстративное получение, государственный служащий, противодействие коррупции, договор дарения, государственный контроль, взятка, декларирование.
Весьма волнующим для общества и немаловажным для государства является вопрос о дарении предметов роскоши. Именно данный предмет дарения в силу своей притягательности был интересен на протяжении всех этапов развития общества. При этом, как и раньше, определить признаки, в частности, размер, стоимость, содержание предметов роскоши, входящих в состав дарения, довольно сложно.
Так, в действующем законодательстве отсутствует единое определение предметов роскоши. На практике роскошью считается что-то, без чего вполне можно обойтись, а когда это становится широкодоступным, оно теряет значение исключительности. Казалось бы, определить роскошь довольно просто и легко, но это далеко не так. Ведь понятие роскоши является относительным и зависит от того, кто мы, где мы находимся, и кто нас окружает.
Так, например, кофе и шоколад сейчас могут находиться на столе у каждого человека, однако, к примеру, во время Великой Отечественной войны они были труднодоступны и считались продуктами класса «люкс». Некоторое время назад было распространено мнение, что роскошная жизнь не может быть достигнута в результате упорного труда, даже при условии наличия таланта, считалось, что роскошь не может быть завоевана справедливым образом [7]. То есть можно сказать, что ранее преобладала такая закономерность получения предметов роскоши, как переход её в собственность по наследству либо, в редких случаях, обретение по счастливой случайности.
В последнее время восприятие роскоши изменилось, и то, что было роскошью для поколения
XX века, в XXI веке уже не роскошь. Это результат роста уровня жизни, ведь те же импортные продовольственные товары (манго, бананы, киви) для современного человека вполне привычны и не считаются экзотикой.
На каждом этапе человеческой жизни были свои предметы роскоши. Современный мир невозможно представить без роскоши. «Роскошь есть всякая трата, выходящая за пределы необходимого», - считал немецкий философ Вернер Зомбарт, посвятивший роскоши целый научный труд под названием «Любовь, роскошь и капитализм» [4]. «Роскошь - это излишество удобств, хвастливой тороватости, расточительность на насущное, на убранства, пищу, на все жизненные потребности», - так определял это понятие выдающий русский лингвист и этнограф В. Даль. Судя по этим толкованиям, к роскоши следует относить все, без чего можно прожить. Однако это совсем не значит, что все предметы, без которых человек может обойтись, можно отнести к предметам роскоши. Для того чтобы прослыть «роскошником», недостаточно просто сверхпотреблять - нужно делать это демонстративно [16].
Одним из признаков роскоши, помимо исключительности, является демонстративное получение предмета. Смоделируем ситуацию, в которой чиновник на торжественном мероприятии демонстративно получает подарок. Причем не простой подарок, а весьма дорогостоящий, обладающий признаками роскоши, например, картину известного художника, часы известного бренда, бронзовую статуэтку, гаджеты и пр. То есть данный дорогостоящий подарок обладает признаками роскоши.
© Гафурова А.Х., 2015
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
169
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
В российском законодательстве по этому вопросу имеется правовая коллизия, которая заключается в том, что, с одной стороны, законодательство в области гражданской службы устанавливает запрет на получение подарков, с другой стороны, гражданское законодательство содержит исключение из общего правила и позволяет получать обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей. Остановимся подробнее на нормах указанного законодательства.
Запрет на получение подарков зафиксирован и в законе «О противодействии коррупции» от 25.12.2008 № 273-ФЗ [12] (ст. 12.1), и в законе «О государственной гражданской службе Российской Федерации» от 27.07.2004 № 79-ФЗ [13] (ст. 17). Этими законами установлен запрет для должностных лиц государственных и муниципальных органов на получение подарков от физических и юридических лиц в связи с исполнением служебных обязанностей (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения).
Подобные ограничения существуют и в других странах. Для чиновников установлены четкие правила, по которым они принимают презенты не дороже определенной суммы. Все иные предметы заносятся в декларацию. Причем сами госслужащие знают чёткую грань между подарком и взяткой, и стараются эту грань не переступать. [1]
Например, во Франции предельная стоимость подарка, который не может считаться взяткой, составляет 35 евро (более дорогие презенты предписано возвращать дарителю), в Великобритании - 140 фунтов (если министр захочет оставить подарок себе, он обязан выплатить в казну разницу между его реальной стоимостью и 140 фунтами), в США и Молдавии - 50 долларов, на Украине -100 гривен [1; 3; 15].
К примеру, в Молдавии государственным служащим вообще запретили принимать подарки во время исполнения служебных обязанностей. Об этом говорится в кодексе поведения госслужащего, который принял парламент республики. На Западе система контроля за подарками госслужащим действует давно. К примеру, в США любой подаренный чиновнику сувенир стоимостью свыше 50 долларов считается взяткой. Если же служащий желает взять презент себе, ему необходимо обратиться за специальным разрешением к сотруднику своей организации, занимающемуся вопросами деловой этики. Во Франции предельная стоимость подарка составляет всего 35 евро. Более дорогие презенты предписано возвращать дарителю. В Великобритании стоимость «безвозмездного» подарка члену правительства не может превышать 140 фунтов (примерно 250 долларов). Если министр захочет оставить подарок себе, он обязан выплатить в казну разницу между его реальной сто-
имостью и 140 фунтов. Премьер-министр Латвии может получить свои подарки лишь после ухода с поста и только на условии выкупа. Но более радикальными методами действуют в Китае. Там законодательно установлен перечень предметов, запрещенных к дарению. Принятие входящих в него подношений расценивается как взятка и карается смертной казнью [1; 14].
Интересен опыт Сингапура, где чиновники могут принимать презент определенной стоимости, свыше которой подарки полагается отправлять на аукцион, а полученные деньги сдавать в бюджет. «Это одна из мер борьбы с коррупцией, и такая мера позволила Сингапуру стать одним из наименее коррумпированных государств» [3].
Примечательно, что еще десять лет назад, после посещения Сингапура Министр финансов России заявил, что для борьбы с коррупцией необходимо системно контролировать, какие подношения получают чиновники. С его слов, любой госслужащий может принимать подарки, однако если их стоимость превышает установленную сумму, презенты придется отдать в пользу государства [3]. Интересно, что спустя как раз 10 лет мы пришли к тому, о чем сказал Министр финансов России.
Итак, многие положения законодательства о государственной службе, в том числе предусматривающие рассматриваемый запрет, должны анализироваться во взаимосвязи с положениями других законодательных актов. Поскольку подарки передаются на основании договора дарения, необходимо обратиться к рассмотрению специальных положений, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации [2].
В статье 575 ГК РФ предусматриваются запреты на дарение. Так, в силу подп. 3 п. 1 ст. 575 ГК РФ, не допускается дарение подарков лицам, замещающим государственные должности РФ, государственные должности субъектов РФ, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей. Однако в абзаце 1 п. 1 ст. 575 ГК РФ указывается, что данный запрет не распространяется на обычные подарки, стоимость которых не превышает трех тысяч рублей.
Таким образом, на сегодняшний день финансовый предел разрешенного чиновникам подарка определен ст. 575 Гражданского кодекса Российской Федерации. Так, подарки, полученные чиновниками (лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственными служащими, муниципальными служащими, служащими Банка России), в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных
170
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015
К вопросу о дарении предметов роскоши, как изменчивой составляющей этапов развития общества...
обязанностей, стоимость которых превышает 3 тыс. руб., признаются не личной собственностью госслужащего, а собственностью Российской Федерации.
Толкование положений ст. 575 ГК РФ позволяет сделать однозначный вывод о том, что согласно положениям гражданского права, допускается преподнесение подарков государственным и муниципальным служащим в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей, но в пределах указанной выше стоимости.
Следует отметить, что изначально стоимость обычных подарков не должна была превышать пяти установленных законом минимальных размеров оплаты труда. Учитывая, что до настоящего момента минимальный размер оплаты труда, установленный для исчисления размеров гражданских обязательств, составляет 100 руб. (абз. 2 ст. 5 Федерального закона от 19 июня 2000 г. № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» [10]), то максимальная стоимость допустимого подарка не могла превышать 500 руб. [9].
Однако в законодательстве в области гражданской службы имеется исключение. Так, запрет на дарение указанным лицам не распространяется на случаи дарения в связи с протокольными мероприятиями, служебными командировками и другими официальными мероприятиями.
Так, в Законе № 79-ФЗ отмечено, что подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственной орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных ГК РФ. В данном случае гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.
В 2014 году вышло в свет постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 [6], которым утверждено типовое положение о сообщении отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации.
Так, чиновники обязаны в течение трех рабочих дней после получения подарка на официальном мероприятии или в командировке уведомить об этом руководство и сдать подарок, если его стоимость превышает 3 тыс. руб. Если стоимость презента неизвестна, рекомендуется также сдавать его.
Подарки сдаются «ответственному лицу уполномоченного структурного подразделения, которое принимает его на хранение по акту приема-передачи» [6]. «Сведения о рыночной цене подарка подтверждаются документально, а при невозможности документального подтверждения - экспертным путем», - говорится в типовом положении [6]. Подарок возвращается, если его стоимость не превышает 3 тыс. руб.
Если подтверждается, что стоимость подарка превышает 3 тыс. руб., то он может быть продан на аукционе с зачислением средств от продажи в бюджет. Дорогой подарок также может быть безвозмездно передан в благотворительную организацию. За несоблюдение этой нормы одаренный чиновник должен быть привлечен к дисциплинарной ответственности вплоть до увольнения. Если чиновник утаил дорогое подношение, такие действия могут быть квалифицированы и как получение взятки (ст. 290 УК РФ [10]) или посредничество при взяточничестве (ст. 291.1 УК РФ [10]).
Как известно из средств массовой информации, в ходе официальных мероприятий между чиновниками высшего ранга разных стран зачастую происходит обмен подарками. На практике чиновникам дарят мобильные телефоны, различные гаджеты, часы, картины и пр. Многие считают, что регламентация процедуры получения подарков - мера необходимая, но работать она будет в ограниченных случаях, когда подарок вручен публично, на официальном мероприятии. Однако есть вероятность, что подарки будут брать тайно или получать подношения при посредничестве родственников, ведь это и сейчас является обычной практикой.
Итак, мы видим, что «официальные» подарки делятся на те, которые чиновники должны сдать государству, те, с которых должны заплатить подоходный налог, и те, которые могут со спокойной душой оставить себе [8]. Согласно нормам закона о государственной службе, подарки, полученные «во время протокольных мероприятий, служебных командировок, других официальных мероприятий, признаются федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в госорган, в котором он занимает свою должность, за исключением случаев, предусмотренных Гражданским кодексом» [13]. При желании чиновник может выкупить свой подарок, но только в порядке приватизации, то есть на аукционе. В то же время ГК РФ позволяет чиновникам брать подарки, врученные даже за рамками протокольных мероприятий. Но только если их стоимость не превышает трех тысяч рублей. Также в законе о государственной службе допускаются «поощрения и награждения за безупречную и эффективную гражданскую службу» [13]. Одной из форм такого поощрения может стать вручение ценного подарка. Но грань
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова «S> № 6, 2015
171
ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ
между подарками и различными формами поощрения, как правило, является довольно иллюзорной, и, значит, риск остаться без сувениров добросовестным чиновникам практически не грозит.
В современном быту сложилось несколько мнений относительно возможности и особенностей получения подарков государственными служащими. Так, одни специалисты считают, что подарки, получаемые чиновниками, необходимо унифицировать с точки зрения налогообложения, другие предлагают запретить принимать подарки вовсе [8].
Таким образом, предлагается в качестве меры, послужившей бы унификацией происхождения подарков, в том числе роскошных презентов, декларировать материальные блага для объяснения происхождения богатства. Финляндия и Швеция сделали доходы своих граждан прозрачными, и теперь жители этих стран просто не хотят давать взятки [5].
Следует отметить, что ввиду отсутствия в действующем законодательстве Российской Федерации понятия «предметы роскоши», в его содержание вкладываются на каждом этапе человеческой жизни различные ориентиры, предметы, вещи, представления. В связи с этим следует констатировать, что правовое регулирование процесса дарения подарков государственным служащим, содержащих, в том числе, предметы роскоши, является определенным видом контроля со стороны государства за роскошью. Определяя границы дозволенного содержания подарков государственных служащих, государственный регулятор координирует данное направление правоотношений и, тем самым, делает определенные шаги к определению признаков, размера стоимости «современных» предметов роскоши. Однако предусмотрев на законодательном уровне декларирование подарков, возможно будет еще более усилить со стороны государства контроль за содержанием подарков и источником их получения.
Библиографический список
1. Взятка в красивой обертке [Электронный
ресурс]. - Режим доступа: http://www.ippnou.ru/ artide.php?idartide=002983/ (дата обращения:
5.10.2015).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. - 1996. - № 5. - Ст. 410.
3. Елена Панфилова: Косметика против коррупции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// ulitskaya.viperson.ru/wind.php?ro=457692&soch=1/ (дата обращения: 10.10.2015).
4. Налог на роскошество [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://fingazeta.ru/taxes/nalog-na-
roskoshestvo-174755/ (дата обращения: 01.10.2015).
5. О вопросе отношений к подаркам в системе противодействия коррупции [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.e-notabene.ru/ pr/article_827.html/ (дата обращения: 01.10.2015).
6. Постановление Правительства Российской Федерации от 09.01.2014 № 10 «О порядке сообщения отдельными категориями лиц о получении подарка в связи с их должностным положением или исполнением ими служебных (должностных) обязанностей, сдачи и оценки подарка, реализации (выкупа) и зачисления средств, вырученных от его реализации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2014. - № 3. - Ст. 279.
7. Предметы роскоши [Электронный ресурс]. -
Режим доступа: http://vkalach.ru/page.php?829/
(дата обращения: 01.08.2015).
8. С подарком к чиновникам вход запрещен [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.lawlinks.ru/view_data.php?id=153413/ (дата обращения: 01.10.2015).
9. Степанюк А.В. Запрет на получение подарков государственными гражданскими служащими: некоторые вопросы и недостатки регламентации // Степанюк А.В., Степанюк О.С. Актуальные проблемы противодействия коррупционным преступлениям: Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции. - Хабаровск, 2013. - С. 29-43.
10. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. - № 25. - Ст. 2954.
11. Федеральный закон от 19.06.2000 № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» // Собрание законодательства Российской Федерации. -2000. - № 26. - Ст. 2729.
12. Федеральный закон от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» // Собрание законодательства РФ. - 2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
13. Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
14. Цена подарка [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.ridcom.ru/publications/37/ (дата обращения 23.07.2015).
15. Чиновники, получившие подарки дороже 3000 рублей, должны сдавать их государству [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.gazeta.ru/business/2014/01/10/5843157.shtml/ (дата обращения 03.07.2015).
16. Что относится к роскоши (налог на роскошь) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.torglocman.com/folders/po-viedieniiu-bukhghaltierskogho-uchieta-i-naloghooblozhieniiu/ documents/chto-otnositsia-k-roskoshi-nalogh-na-roskosh/ (дата обращения 03.08.2015).
172
Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова jij- № 6, 2015