-ПРАВО-
ПРАВОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ
ДИПЛОМАТИЧЕСКИХ
РАБОТНИКОВ:
ОБЯЗАННОСТИ,
ОГРАНИЧЕНИЯ, ЗАПРЕТЫ,
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ
Т.А. Занко
Московский государственный институт международных отношений (университет) МИД России. Россия, 119454, Москва, пр. Вернадского, 76.
В статье проводится анализ таких элементов правового статуса и дипломатических работников, как обязанности, запреты, ограничения, и меры ответственности. Элементы правового статуса представляются через призму сравнительно-правового исследования, учитывая опыт правового регулирования вопросов дипломатической службы как на постсоветском пространстве, так и в странах дальнего зарубежья. Практически во всех законах иностранных государств о дипломатической службе содержится перечень дисциплинарных наказаний, распространяющихся на дипломатических работников и учитывающих специфику внешнеполитической деятельности.
В законодательстве Российской Федерации о дипломатической службе не содержится систематизированного перечня дисциплинарных наказаний. Вместе с тем Законом № 205-ФЗ предусмотрены основания досрочного прекращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучреждении (ст. 10), среди которых виновными (то есть которые зависели от его воли) являются: несоблюдение сотрудником дипломатической службы законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали; невыполнение сотрудником дипломатической службы обязанности по обеспечению соблюдения членами его семьи законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали, режимных ограничений, правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении; однократное грубое нарушение должностных обязанностей, режимных ограничений.
Рассмотренные в статье элементы правового статуса дипломатических работников в очередной раз подчёркивают ярко выраженную специфику дипломатической службы по сравнению с другими видами и подвидами государственной службы, её значение для реализации внешнеполитических функций государства. Проведённый анализ свидетельствует, что механизм регулирования правового статуса дипломатических работников представляется достаточно сложным с точки зрения выстраивания и соблюдения баланса между правами и социальными гарантиями, с одной стороны, и обязанностями, запретами и ограничениями - с другой.
Ключевые слова: дипломатическая служба, дипломатический работник, Министерство иностранных дел, государственная служба, государственная гражданская служба, правовой статус.
агпломатическая служба выполняет зажнейшую задачу по обеспечению исполнения функций государства в сфере еполитической деятельности. Организационно-правовым основам дипломатической службы в последнее время уделяется все большее внимание. Не случайно Президент Российской Федерации В.В. Путин на традиционном совещании послов и постоянных представителей, которое прошло в Москве 1 июля 2014 г., отметил, что «непредсказуемая ситуация в мире предъявляет повышенные требования к профессиональному уровню российских дипломатов» [20], что ставит задачи по совершенствованию правового статуса сотрудников дипломатической службы.
Неотъемлемыми составляющими правового статуса дипломатических работников выступают обязанности, ограничения и запреты, а также предусмотренные за их несоблюдение меры юридической ответственности. Перечисленные элементы создают необходимые условия для функционирования российской дипломатической службы, определяют функции, которые возлагаются на дипломатических работников, пределы дозволенного в служебной деятельности и повседневном поведении. Особенностью как в целом правового статуса дипломатического работника, так и отдельных его элементов является сочетание норм российского и международного права. Таким образом, статус дипломатического работника является многоуровневым, причём в значительной степени изменяющимся в зависимости от условий прохождения дипломатической службы. При этом объём обязанностей, запретов и ограничений, который налагается на дипломатических работников при нахождении на территории Российской Федерации и в заграничной командировке, в некоторой степени отличается.
Опыт зарубежного правового регулирования статуса дипломатических работников представляет значительный научный и практический интерес, поскольку позволяет понять специфику организации дипломатической службы иностранных государств, особенности и тонкости служебного поведения иностранных дипломатов. Законодательство зарубежных стран о дипломатической службе, пройдя долгий путь становления и развития, является отражением накопленного бесценного опыта, представляющего несомненный интерес для развития отечественной дипломатической службы.
Стоит учитывать, что Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ «Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации» [16] является первым в истории современной России законом о дипломатической службе, в отличие от законов зарубежных стран, которые действуют уже на протяжении многих десятилетий (например, Закон США 1980 года «О дипломатической службе» [8] был принят взамен действовавше-
го Закона США 1946 года «О дипломатической службе»). В то же самое время на постсоветском пространстве большая часть законов о дипломатической службе была принята в конце1990 -начале 2000-х.
Дипломатическая служба не стоит на месте и, отвечая вызовам времени, приобретает новые формы. Например, в процессе становления с 2009 г. находится уникальное ведомство Европейского союза - Европейская служба внешнеполитической деятельности [17], которая должна исполнять по сути функции надгосудар-ственного «министерства иностранных дел», а его сотрудники будут обладать уже своими особенностями правового статуса, нести специфические, свойственные только им, обязанности, подчиняться определённым ограничениям и запретам.
Обязанности дипломатических работников
Обязанности дипломатического работника неразрывно связаны с правами, являются их логичным продолжением, и если последние определяют меру официально дозволенного, то обязанности - это мера должного. По содержанию и целевой направленности обязанности имеют чётко выраженный управленческий характер и направлены на решение внешнеполитических задач. Они складываются из трёх крупных блоков:
- предусмотренных федеральным законодательством о государственной гражданской службе;
- введённых законодательством о дипломатической службе;
- предусмотренных нормами международного права.
Причём обязанности, предусмотренные ст. 15 Федерального закона от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» [6] можно также классифицировать на обязанности:
- по обеспечению основ конституционного строя, прав и свобод граждан;
- функциональные обязанности;
- обязанности профессионально-должностного развития;
- обязанности по соблюдению установленных требований и ограничений [18].
Основные обязанности дипломатических работников установлены законодательством о государственной гражданской службе (ст. 15 № 79-ФЗ):
1) соблюдать Конституцию Российской Федерации, федеральные конституционные законы, федеральные законы, иные нормативные правовые акты Российской Федерации, конституции (уставы), законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации и обеспечивать их исполнение;
2) исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом;
3) исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномо-
чий, установленных законодательством Российской Федерации;
4) соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций;
5) соблюдать служебный распорядок государственного органа;
6) поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей;
7) не разглашать сведения, составляющие государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, а также сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство;
8) беречь государственное имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей;
9) представлять в установленном порядке предусмотренные федеральным законом сведения о себе и членах своей семьи;
10) сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства;
11) соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты, которые установлены настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами;
12) сообщать представителю нанимателя о личной заинтересованности при исполнении должностных обязанностей, которая может привести к конфликту интересов, принимать меры по предотвращению такого конфликта.
Помимо этих требований, на сотрудника дипломатической службы в период работы в загранучреждении в соответствии с законом № 205-ФЗ налагаются следующие обязанности (ст.6):
1) достойно представлять Российскую Федерацию в государстве пребывания; соблюдать законы и обычаи государства пребывания, общепринятые нормы поведения и морали, режимные ограничения, установленные нормативными правовыми актами Российской Федерации для загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации, в том числе касающиеся перемещения по территории государства пребывания и выезда на территорию третьего государства, правила проживания, действующие в соответствующем загранучреждении Министерства иностранных дел Российской Федерации; а также обеспечивать соблюдение всех этих требований членами своей семьи;
2) исполнять в случае наступления в государстве пребывания чрезвычайных обстоятельств (военных действий, катастрофы, стихийного бедствия, крупной аварии, эпидемии и других чрезвычайных обстоятельств), а также в
связи со служебной необходимостью поручения руководителя загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации, связанные с реализацией функций загранучреждения и не входящие в должностные обязанности сотрудника дипломатической службы, в том числе во внеслужебное время и без дополнительной оплаты.
Нормы международного права (ст. 41 Венской конвенции «О дипломатических сношениях» 1961 года [1]) также устанавливает корреспондирующую обязанность уважать законы и постановления государства пребывания, без ущерба для предоставленных привилегий и иммунитетов. В законодательстве зарубежных стран также достаточно полно устанавливаются обязанности дипломатических работников, особенности некоторых из них представляют научный интерес с точки зрения предписаний и формулировок при проведении сравнительно-правового исследования:
- Австралия. Обязанность государственного служащего в течение срока исполнения полномочий за границей вести себя таким образом, чтобы поддерживать хороший образ Австралии; обязанность относится ко всем с уважением и вежливостью, без предвзятого отношения; не предоставлять ложную или вводящую в заблуждение информацию в ответ на запрос об информации, который сделан в служебных целях (ст. 13 Закона Австралии 1999 года № 147 «О государственной службе» [7]); находясь в заграничной командировке, государственные служащие должны проявлять рассудительность и здравый смысл (ст.1.3.; здесь, а также далее -Административный циркуляр Министерства иностранных дел и торговли Австралии от 7 октября 2004 года №Р0591«Кодекс служебного поведения для внешнеполитической службы» [4]); члены семьи служащего также должны поддерживать репутацию Австралии за рубежом (ст. 2.2.); обязанность погасить все финансовые обязательства в стране пребывания до завершения служебной командировки (ст. 3.1.); обязанность сообщать главе заграничной миссии обо всех нарушениях законов страны пребывания государственным служащим и членами его семьи, за исключением незначительных дорожно-транспортных нарушений (3.2.); государственные служащие, живущие и работающие за границей, должны проявлять культурную осмотрительность к народу принимающей страны и понимать местные обычаи, в том числе касающиеся личного поведения (ст. 4.1.); государственный служащий обязан соблюдать законы и обычаи страны пребывания, касающиеся культурных ценностей (ст. 4.2.); не принимать подарки в связи с исполнением должностных обязанностей, но в случае, если отказ от подарка может негативно повлиять на интересы Австралии, работник может принять подарок, но должен незамедлительно сообщить об этом главе миссии (ст. 4.4.); обязанность уведомлять главу
миссии об изменениях в структуре семьи (ст. 6.1.); государственный служащий в заграничной командировке обязан убедиться, что члены его семьи знают местные законы, обычаи и традиции (ст. 6.3.);
- Аргентина. Обязанность принять присягу на верность нации и Конституции до начала исполнения обязанностей; обязанность распространять информацию о Республике Аргентина с целью содействия развитию эффективных политических, экономических, культурных и социальных связей со страной пребывания; периодически отчитываться по различным аспектам жизни государства пребывания; не прекращать исполнения своих должностных обязанностей до замены соответствующим лицом в порядке ротации (ст. 21 Закона Аргентины от 22 мая 1975 года № 20957 «О внешнеполитической службе» [5]);
- Армения. Обязанность соблюдать правила дипломатической этики, установленные Правительством Республики Армения (ст. 43 Закона Республики Армения 21 ноября 2001 года № ЗР-249 «О дипломатической службе» [11]);
- Великобритания. Обязанность взаимодействовать с обществом честно, эффективно, оперативно, деликатно, в полную меру возможностей; вести точные служебные записи и обрабатывать информацию настолько открыто, насколько позволяют нормы права; обязанность излагать факты и имеющие значение вопросы правдиво, исправлять любые ошибки в кратчайшие сроки; использовать ресурсы только для целей, для которых они предназначены; исполнять служебные обязанности вне зависимости от собственных политических убеждений, поддерживая политическую беспристрастность, (ОБЁ 1); обязанность с уважением относится к коллегам, не допускать преследования или дискриминации по любым признакам, включая признаки пола, расы, инвалидности, сексуальной ориентации, религии, личных убеждений, семейного положения или возраста (ОБЁ 2); обязанность соответствовать требованиям международной мобильности, т.е. быть готовым в любой момент быть назначенным в структуры МИД как в стране, так и за рубежом (ОБЁ 8), (Правила Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании «Правила дипломатической службы» [19]);
- Германия. Дипломатические работники обязаны исполнять свои обязанности и во вне рабочее время для поддержания и развития необходимых контактов и оказания помощи и содействия немецким гражданам (раздел 14 Закона ФРГ от 30 августа 1990 года р 1842 «Закон о внешнеполитической службе» [9]);
- Казахстан. Обязанность совершенствовать знание государственного и иностранных языков (ст. 19 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2002 года № 299-11 «О дипломатической службе Республики Казахстан» [10]);
- Китай. Обязанность освещать изменения во внутренней и внешней политике страны с
целью содействия более глубокому пониманию страны в государстве пребывания (ст. 5 Закона КНР от 31 октября 2009 года № 19 «О дипломатическом персонале за рубежом» [13]);
- Мексика. Обязанность поддерживать контакты с соотечественниками, проживающими в стране пребывания; знать страну пребывания, путешествовать по ней в соответствии с утверждённым планом работы (ст. 58); обязанность информировать Министерство о привилегиях и других знаках внимания со стороны государства пребывания с целью обеспечения взаимности к соответствующим иностранным дипломатам в Мексике (ст. 59) (Закон от 23 августа 2002 года «О мексиканской внешнеполитической службе» [14]);
- Молдова. Обязанность преданно и ответственно действовать для проведения внешней политики страны; обязанность воздерживаться от действий и заявлений, способных нанести ущерб образу страны; обязанность проявлять при любых обстоятельствах достойное поведение, безупречный моральный облик и внешний вид (ст. 21 Закона Республики Молдова от 27 декабря 2001 года №761-ХУ «О дипломатической службе»).
Ограничения, связанные с дипломатической службой
Установление ограничений, связанных с прохождением государственной, а вместе с ней и дипломатической службы, является одним из наиболее распространённых в мировой практике механизмов обеспечения интересов государства и эффективной служебной деятельности, препятствования злоупотреблениям властными полномочиями, противодействия коррупции и предотвращения конфликта интересов. Так, в России гражданин не может быть принят на гражданскую службу, а служащий не может находиться на гражданской службе в случаях, установленных ст. 16 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации»:
1) признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;
2) осуждения его к наказанию, исключающему возможность исполнения должностных обязанностей по должности государственной службы (гражданской службы), по приговору суда, вступившему в законную силу, а также в случае наличия не снятой или не погашенной в установленном федеральным законом порядке судимости;
3) отказа от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную и иную охраняемую федеральным законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по должности гражданской службы, на замещение которой претендует гражданин, или по замещаемой гражданским служащим должности гражданской службы связано с использованием таких сведений;
4) наличия заболевания, препятствующего поступлению на гражданскую службу или ее прохождению и подтвержденного заключением медицинского учреждения;
5) близкого родства или свойства (родители, супруги, дети, братья, сестры, а также братья, сестры, родители, дети супругов и супруги детей) с гражданским служащим, если замещение должности гражданской службы связано с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
6) выхода из гражданства Российской Федерации или приобретения гражданства другого государства;
7) наличия гражданства другого государства (других государств), если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;
8) представления подложных документов или заведомо ложных сведений при поступлении на гражданскую службу;
9) непредставления сведений или представления заведомо ложных сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера при поступлении на гражданскую службу;
10) утраты представителем нанимателя доверия к гражданскому служащему в случаях несоблюдения ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнения обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции;
11) признания его не прошедшим военную службу по призыву, не имея на то законных оснований, в соответствии с заключением призывной комиссии (за исключением граждан, прошедших военную службу по контракту).
Помимо ограничений, действующих для всей системы государственной гражданской службы, законодатель предусмотрел ограничения, связанные с поступлением на дипломатическую службу и прохождением дипломатической службы (ст. 4 № 205-ФЗ):
- гражданин не может быть принят на дипломатическую службу в качестве дипломатического работника, а дипломатический работник не может находиться на дипломатической службе в случае наличия гражданства другого государства или отсутствия гражданства Российской Федерации у его супруги (супруга);
- выхода из гражданства Российской Федерации его супруги (супруга);
- приобретения гражданства другого государства его супругой (супругом).
В законодательстве зарубежных государств о дипломатической службе практически не находит закрепление категория «ограничений» (за исключением некоторых стран постсоветского пространства), причём зачастую за ограничениями по сути скрываются запреты, которые будут рассмотрены далее.
Запреты, связанные с дипломатической службой
Под запретами в системе государственной службы понимаются закреплённые нормами административного законодательства положения, не дающие возможности государственному служащему отклоняться от установленного служебного поведения под угрозой применения мер уголовного, административного, дисциплинарного и материального принуждения. Анализ правовой базы показывает, что зачастую запреты в системе государственной службы устанавливаются не только на законодательном уровне, но и в форме ведомственных нормативных правовых актов, в так называемых «Кодексах этики и служебного поведения». Основной объём запретов, распространяющихся на дипломатических работников, установлен ст. 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе в Российской Федерации». Таким образом, на законодательном уровне установлены запреты:
1) участвовать на платной основе в деятельности органа управления коммерческой организацией, за исключением случаев, установленных федеральным законом;
2) замещать должность гражданской службы в случае: а) избрания или назначения на государственную должность; б) избрания на выборную должность в органе местного самоуправления; в) избрания на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе;
3) осуществлять предпринимательскую деятельность;
4) приобретать в случаях, установленных федеральным законом, ценные бумаги, по которым может быть получен доход;
5) быть поверенным или представителем по делам третьих лиц в государственном органе, в котором он замещает должность гражданской службы;
6) получать в связи с исполнением должностных обязанностей вознаграждения от физических и юридических лиц (подарки, денежное вознаграждение, ссуды, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов и иные вознаграждения). Подарки, полученные гражданским служащим в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями, признаются соответственно федеральной собственностью и собственностью субъекта Российской Федерации и передаются гражданским служащим по акту в государственный орган, в котором он замещает должность гражданской службы, за исключением случаев, установленных Гражданским кодексом Российской Федерации. Гражданский служащий, сдавший подарок, полученный им в связи с протокольным мероприятием, служебной командировкой или другим официальным
мероприятием, может его выкупить в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации;
7) выезжать в связи с исполнением должностных обязанностей за пределы территории Российской Федерации за счёт средств физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок, осуществляемых в соответствии с законодательством Российской Федерации, по договорённости государственных органов Российской Федерации, государственных органов субъектов Российской Федерации или муниципальных органов с государственными или муниципальными органами иностранных государств, международными или иностранными организациями;
8) использовать в целях, не связанных с исполнением должностных обязанностей, средства материально-технического и иного обеспечения, другое государственное имущество, а также передавать их другим лицам;
9) разглашать или использовать в целях, не связанных с гражданской службой, сведения, отнесенные в соответствии с федеральным законом к сведениям конфиденциального характера, или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей;
10) допускать публичные высказывания, суждения и оценки, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей, включая решения вышестоящего государственного органа либо государственного органа, в котором гражданский служащий замещает должность гражданской службы, если это не входит в его должностные обязанности;
11) принимать без письменного разрешения представителя нанимателя награды, почетные и специальные звания (за исключением научных) иностранных государств, международных организаций, а также политических партий, других общественных объединений и религиозных объединений, если в его должностные обязанности входит взаимодействие с указанными организациями и объединениями;
12) использовать преимущества должностного положения для предвыборной агитации, а также для агитации по вопросам референдума;
13) использовать должностные полномочия в интересах политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений и иных организаций, а также публично выражать отношение к указанным объединениям и организациям в качестве гражданского служащего, если это не входит в его должностные обязанности;
14) создавать в государственных органах структуры политических партий, других общественных объединений (за исключением профессиональных союзов, ветеранских и иных органов общественной самодеятельности) и
религиозных объединений или способствовать созданию указанных структур;
15) прекращать исполнение должностных обязанностей в целях урегулирования служебного спора;
16) входить в состав органов управления, попечительских или наблюдательных советов, иных органов иностранных некоммерческих неправительственных организаций и действующих на территории Российской Федерации их структурных подразделений, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации;
17) заниматься без письменного разрешения представителя нанимателя оплачиваемой деятельностью, финансируемой исключительно за счет средств иностранных государств, международных и иностранных организаций, иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации или законодательством Российской Федерации.
В случае, если владение гражданским служащим ценными бумагами, акциями (долями участия, паями в уставных (складочных) капиталах организаций) приводит или может привести к конфликту интересов, гражданский служащий обязан передать принадлежащие ему ценные бумаги, акции (доли участия, паи в уставных (складочных) капиталах организаций) в доверительное управление в соответствии с гражданским законодательством.
Гражданин после увольнения с гражданской службы не вправе разглашать или использовать в интересах организаций либо физических лиц сведения конфиденциального характера или служебную информацию, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей.
Гражданин, замещавший должность гражданской службы, включенную в перечень должностей, установленный нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с гражданской службы не вправе без согласия соответствующей комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликтов интересов замещать на условиях трудового договора должности в организации и (или) выполнять в данной организации работу (оказывать данной организации услуги) на условиях гражданско-правового договора в случаях, предусмотренных федеральными законами, если отдельные функции государственного управления данной организацией входили в должностные (служебные) обязанности гражданского служащего.
В связи с прохождением дипломатической службы на сотрудника дипломатической службы налагается запрет выезжать за пределы территории Российской Федерации по частным делам без уведомления представителя нанимателя, а
также приобретать доли участия в уставном капитале иностранных юридических лиц (ст.5 № 205-ФЗ). Венская конвенция «О дипломатических сношениях» 1961 года устанавливает запрет на осуществление дипломатическим агентом профессиональной или коммерческой деятельности на территории государства пребывания в целях личной выгоды (ст.42), а также вмешательство во внутренние дела государства пребывания (ст.41). Дипломатические работники не могут при осуществлении своих полномочий в экономической, социальной, технической и торговой областях осуществлять:
- вмешательство во внутренние или внешние дела государства пребывания;
- пренебрегать правом государства пребывания свободно определять свою собственную политическую, экономическую, культурную и социальную систему;
- развивать свои международные отношения и осуществлять неотъемлемый суверенитет над территорией.
Интересным представляется опыт зарубежных государств по установления различных видов запретов на дипломатической службе:
- Австралия. Запрет на покровительство и фаворитизм на государственной службе (ст. 17 Закона Австралии 1999 года № 147 «О государственной службе»); деньги ни при каких обстоятельствах не должны приниматься в качестве подарка (ст. 4.4.; здесь, а также далее -Административный циркуляр Министерства иностранных дел и торговли Австралии от 7 октября 2004 года №Р0591«Кодекс служебного поведения для внешнеполитической службы»); личное поведение государственных служащих по отношению к домашнему обслуживающему персоналу и нанятому местному персоналу не должно носить эксплуататорский характер или иметь основания быть воспринято таким образом (ст. 5.5.); запрет на использование членами семьи дипломатического работника, занимающимися деятельностью, приносящей доход, адреса посольства (ст. 8.4.);
- Аргентина. Запрет представлять интересы третьей страны и её граждан в государстве пребывания (ст. 24 Закона Аргентины от 22 мая 1975 года № 20957 «О внешнеполитической службе»);
- Великобритания. Запрет находиться под влиянием третьих лиц с целью извлечения личной выгоды; запрет на игнорирование неудобных фактов и имеющих отношение к делу обстоятельств при предоставлении консультации или принятии решения; запрет срывать реализацию принятых решений, отказываясь осуществлять или воздерживаясь от действий, которые следуют из этих решений; запрет действовать в интересах политической партии или использовать официальные ресурсы для способствования целям деятельности партий; запрет на преобладание политических взглядов при даче любых рекомендации либо при совершении действий (Б8К 1, здесь и далее - Правила Министерства
иностранных дел и по делам Содружества Великобритании «О дипломатической службе»); запрет принимать меры гостеприимства, которые могут повлиять на объективность и непредвзятость или дать основания полагать, что это произошло (Б8К 4); запрет принимать участие в мероприятиях или делать публичные заявление, которые могут повлечь разглашение служебной информации; запрет на публикацию мемуаров, содержащих сведения о работе в государственных структурах, без предварительного согласования; дипломатические работники при осуществлении служебных полномочий не должны принимать участие в опросах или исследованиях, если они касаются их мнения по политическим вопросам (Б8К 5).
Необходимо отметить, что в законодательстве Российской Федерации, в сравнении с нормативными правовыми актами зарубежных стран, достаточно полно установлен, но в недостаточной степени структурирован весь перечень запретов, распространяющихся на государственных служащих.
Ответственность дипломатических работников
Правонарушения лиц, наделённых властными полномочиями, характеризуются повышенной общественной опасностью, поскольку затрагивают непосредственно интересы государства, права и свободы граждан. За неисполнение (ненадлежащее исполнение) служебных обязанностей в зависимости от степени общественной опасности действующее российское законодательство предусматривает уголовную, административную, дисциплинарную и материальную ответственность дипломатических работников. Следует также отметить, что в настоящее время российское законодательство фактически не предусматривает возможности привлечения гражданского служащего к гражданско-правовой ответственности, поскольку если в результате неправомерных действий конкретного должностного лица был причинён материальный или моральный вред гражданину или организации, то в соответствии с положениями ст. 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации [2] он подлежит возмещению за счёт государства.
Уголовная ответственность
Большая часть составов преступлений, предусматривающих уголовную ответственность государственных служащих, содержится в главе 30 Уголовного кодекса Российской Федерации [22] «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления». В примечании к ст. 285 УК содержится определение должностного лица как лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющего функции представителя власти либо выполняющие организационно-распо-
рядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах.
Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 «О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий» [15] к исполняющим функции представителя власти относит лиц, наделённых правами и обязанностями по осуществлению функций органов законодательной, исполнительной или судебной власти (п.3). Под организационно-распорядительными функциями понимаются полномочия, которые связаны:
- с руководством трудовым коллективом или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками;
- с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников;
- с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий, а также полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия.
Под административно-хозяйственными функциями понимаются полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений. Государственные служащие, не относящиеся к числу должностных лиц, несут уголовную ответственность в случаях, специально предусмотренных соответствующими статьями Уголовного кодекса.
Среди составов уголовных преступлений, распространяющихся на государственных служащих, можно выделить злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285 УК); нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1 УК); внесение в единые государственные реестры заведомо недостоверных сведений (ст. 285.3 УК); превышение должностных полномочий (ст. 286 УК); присвоение полномочий должностного лица (ст. 288 УК); незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289 УК); получение взятки (ст. 290 УК); дача взятки (ст. 291 УК); посредничество во взяточничестве (ст. 291.1 УК); служебный подлог (ст. 292 УК); незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации; а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлёкшие незаконное приобретение гражданства Российской Федерации (ст. 292.1 УК), халатность (ст. 293 УК).
За перечисленные правонарушения в зависимости от состава уголовным законодательством предусматриваются следующие виды наказаний:
- штраф (в том числе кратный);
- лишение права занимать определённые должности либо право заниматься определенной деятельностью;
- принудительные работы;
- обязательные работы;
- арест, лишение свободы;
- лишение специального, воинского или почетного звания, классного чина и государственных наград в качестве дополнительного вида наказания.
Административная ответственность
Государственные гражданские служащие, и тем более дипломатические работники, в качестве самостоятельных специальных субъектов должностных административных правонарушений Кодексом об административных правонарушениях Российской Федерации [3] не выделяются, а подпадают под общую категорию «должностного лица». КоАП устанавливает аналогичное Уголовному кодексу определение должностного лица (ст. 2.4. КоАП), при этом указывается, что административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
КоАП не содержит систематизированного перечня преступлений государственных служащих, более того, существует значительная проблема разграничения административной и дисциплинарной ответственности государственных служащих ввиду близости формулировок административного правонарушения и дисциплинарного проступка. Это во многом объясняет приоритетность применения в государственном управлении санкций дисциплинарно-правового характера, с учётом того, что дисциплинарные меру влекут менее существенные правовые последствия для государственных служащих.
Дисциплинарная ответственность
Законодательством о государственной гражданской службе за совершение дисциплинарного проступка, то есть за неисполнение или ненадлежащее исполнение гражданским служащим по его вине возложенных на него служебных обязанностей, предусматриваются следующие дисциплинарные взыскания (ст. 57 № 79-ФЗ):
1) замечание;
2) выговор;
3) предупреждение о неполном должностном соответствии;
4) освобождение от замещаемой должности гражданской службы;
5) увольнение с гражданской службы.
Аналогичные меры предусматривает п. 49
Служебного распорядка МИД России.
Материальная ответственность
Она предполагает, что работник обязан возместить работодателю причиненный ему прямой действительный ущерб, под которым понимается реальное уменьшение наличного имущества
работодателя или ухудшение состояния указанного, а также необходимость для работодателя произвести затраты либо излишние выплаты на приобретение, восстановление имущества либо на возмещение ущерба, причиненного работником третьим лицам (ст. 238 Трудового кодекса Российской Федерации [21]). В данном случае применяются нормы трудового законодательства, субсидиарно дополняющие нормы законодательства о государственной гражданской службе.
За причиненный ущерб работник несет материальную ответственность в пределах своего среднего месячного заработка (ст. 241 ТК). Также возможны случаи, когда материальная ответственность возлагается на работника в полном размере причинённого ущерба (ст. 242-244 ТК; например, в случае умышленного причинения ущерба, разглашения сведений, составляющих охраняемую законом тайну, недостачу ценностей, вверенных на основании специального письменного договора или полученных по разовому документу).
Особенности наступления юридической ответственности и правовых последствий, распространяющихся на дипломатических работников, находящихся в загранкомандировке, напрямую связаны с дипломатическим иммунитетом. Так, государство пребывания может в любое время, не будучи обязано мотивировать свое решение, уведомить аккредитующее государство, что глава представительства или какой-либо из членов дипломатического персонала представительства является persona non grata или что любой другой член персонала представительства является неприемлемым. В таком случае аккредитующее государство должно соответственно отозвать данное лицо или прекратить его функции в представительстве. То или иное лицо может быть объявлено persona non grata или неприемлемым до прибытия на территорию государства пребывания. Если аккредитующее государство откажется выполнить или не выполнит в течение разумного срока свои обязательства государство пребывания может отказаться признавать данное лицо сотрудником представительства (ст. 9 Венской конвенции «О дипломатических сношениях» 1961 года).
Дипломатический агент пользуется иммунитетом от уголовной юрисдикции государства пребывания. Он пользуется также иммунитетом от гражданской и административной юрисдикции, кроме случаев:
1) вещных исков, относящихся к частному недвижимому имуществу, находящемуся на территории государства пребывания, если только он не владеет им от имени аккредитующего государства для целей представительства;
2) исков, касающихся наследования, в отношении которых дипломатический агент выступает в качестве исполнителя завещания, попечителя над наследственным имуществом, наследника или отказа получателя как частного
лица, а не от имени аккредитующего государства;
3) исков, относящихся к любой профессиональной или коммерческой деятельности, осуществляемой дипломатическим агентом в государстве пребывания за пределами своих официальных функций.
В то же самое время действует норма о том, что иммунитет дипломатического агента от юрисдикции государства пребывания не освобождает его от юрисдикции аккредитующего государства (ст.31).
Законом № 205-ФЗ предусмотрены основания досрочного прекращения работы сотрудника дипломатической службы в загранучрежде-нии (ст. 10), среди которых виновными (то есть которые зависели от его воли) являются:
- несоблюдение сотрудником дипломатической службы законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали;
- невыполнение сотрудником дипломатической службы обязанности по обеспечению соблюдения членами его семьи законов и обычаев государства пребывания, общепринятых норм поведения и морали, режимных ограничений, правил проживания, действующих в соответствующем загранучреждении;
- однократное грубое нарушение должностных обязанностей, режимных ограничений.
Практически во всех законах иностранных государств о дипломатической службе содержится перечень дисциплинарных наказаний, распространяющихся на дипломатических работников и учитывающих специфику внешнеполитической деятельности. Вот некоторые примеры:
- Армения. Дисциплинарные взыскания применяются в том числе при нарушении дипломатической этики; виды наказаний также предусматривают: снижение заработной платы (сроком до трех месяцев) (ст. 39 Закона Республики Армения 21 ноября 2001 года № ЗР-249 «О дипломатической службе»);
- Казахстан. В случае совершения сотрудниками дипломатической службы, а также лицами, уволившимися из Министерства иностранных дел, деяний, влекущих ответственность, предусмотренную законодательными актами Республики Казахстан и страны пребывания, они могут быть понижены в дипломатическом ранге или лишены дипломатического ранга; при увольнении из системы органов дипломатической службы за нарушение государственной и трудовой дисциплины сотрудник дипломатической службы одновременно лишается дипломатического ранга (ст. 13); дисциплинарным взысканием также является: задержка в присвоении дипломатического ранга до одного года (ст.22 Закона Республики Казахстан от 7 марта 2002 года № 299-11 «О дипломатической службе Республики Казахстан»);
- Таджикистан. Дисциплинарным взысканием также является: задержка одного года в присвоении очередного дипломатического ранга или в назначении на более высокую должность; дисциплинарное взыскание не может быть наложено за деяние, совершение которого влечет за собой иную ответственность, предусмотренную нормативными правовыми актами Республики Таджикистан (ст. 25 Закона Республики Таджикистан от 5 ноября 2002 года № 726 «О дипломатической службе» [12]).
Таким образом, в законодательстве Российской Федерации о дипломатической службе, в отличие от законов иностранных государств, не содержится систематизированного перечня дисциплинарных наказаний. Рассмотренные элементы правового статуса дипломатических работников в очередной раз подчёркивают ярко
выраженную специфику дипломатической службы по отношению к другим видам и подвидам государственной службы, её значение для реализации внешнеполитических функций государства.
Проведённый анализ свидетельствует, что механизм регулирования правового статуса дипломатических работников представляется достаточно сложным с точки зрения выстраивания и соблюдения баланса между правами и социальными гарантиями, с одной стороны, и обязанностями, запретами и ограничениями - с другой. Несоблюдение такого баланса, перегибы в ту или иную сторону могут привести к демотивации дипломатических работников, создать предпосылки и условия для служебных злоупотреблений, нарушения служебной дисциплины.
Список литературы
1. Венская конвенция о дипломатических сношениях: заключена в г. Вене 18 апреля 1961 г. // Международное публичное право. Сборник документов. Т. 1. - М., 1996.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая): Федеральный закон Российской Федерации от 26 января 1996 года № 14-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1996. -№ 5. - Ст. 410.
3. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон Российской Федерации от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - № 1. - Ст.1.
4. Кодекс служебного поведения для внешнеполитической службы («Code of Conduct for Overseas Service»): Административный циркуляр Министерства иностранных дел и торговли Австралии от 7 октября 2004 года №P0591 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел и торговли Австралии (Department of Foreign Affairs and Trade) . - 2014. - Режим доступа: http:// www.dfat.gov.au.
5. О внешнеполитической службе («Servicio exterior»): Закон Аргентины от 22 мая 1975 года № 20957 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел и вероисповедания Аргентинской Республики (Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto República Argentina) . - 2014. - Режим доступа: http://www.mrecic.gov.ar.
6. О государственной гражданской службе Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2004. - № 31. - Ст. 3215.
7. О государственной службе: Закон Австралии от 11 ноября 1999 года № 147 [Электронный ресурс] // Сайт Правительства Австралии (Australian Government) . - 2014. - Режим доступа: http://www.comlaw. gov.au.
8. О дипломатической службе («Foreign Service Act»): Закон Соединенных Штатов Америки 1980 года [Электронный ресурс] // Сайт Государственного департамента США (The United Stated Department of State) . - 2014. - Режим доступа: http://www.state.gov.com/.
9. О дипломатической службе («Foreign Service Act»): Закон Федеративной Республики Германия от 30 августа 1990 года p 1842 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Германии (Auswärtiges Amt) . - 2014. - Режим доступа: http://www.auswaertiges-amt.de.
10. О дипломатической службе Республики Казахстан: Закон Республики Казахстан от 7 марта 2002 года № 299-II [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Казахстан (^аза^стан Республикасыньщ Сырт^ы ютер министрлИ) . - 2014. - Режим доступа: http://www.mfa.kz/.
11. О дипломатической службе: Закон Республики Армения от 21 октября 2001 г. № ЗР-249 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республ ики Армения (ZшJшumшG^ шртш^Е qnpbbp^ Еш^шршрпър]пъЕ). - 2014. - Режим доступа: http://www.armeniaforeignministry.am/.
12. О дипломатической службе: Закон Республики Таджикистан 5 ноября 2002 года № 726 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Республики Таджикистан (Вазорати Корхои Хоричии Чумхурии Точикистон) . - 2013. - Режим доступа: http://www.mfa.tj.
13. О дипломатическом персонале за рубежом («Diplomatic Personnel Stationed Abroad»): Закон Китайской Народной Республики от 31 октября 2009 года № 19 [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел КНР . - 2013. - Режим доступа: http://www.fmprc.gov.cn.
14. О мексиканской внешнеполитической службе: Закон Мексики от 23 августа 2002 года [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел Мексики (Secretaría de Relaciones Exteriores) . - 2013. -Режим доступа: http:// www.sre.gob.mx.
15. О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий: Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 октября 2009 года № 19 // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. - 2009. - № 12.
16. Об особенностях прохождения федеральной государственной гражданской службы в системе Министерства иностранных дел Российской Федерации: Федеральный закон от 27 июля 2010 года № 205-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2010. - № 31. - Ст. 4174.
17. Об учреждении Европейской службы внешнеполитической деятельности: Решение Совета Европейского союза от 26 июля 2010 года № 2010/427/EU // Official Journal of the European Union. 2010. - №201/31.
18. Охотский Е.В. Государственный служащий: статус, профессия, призвание: Учебно-методический комплекс / Е.В.Охотский. - Москва: Экономика, 2011.
19. Правила дипломатической службы («Diplomatic Service Rules»): Правила Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании [Электронный ресурс] // Сайт Министерства иностранных дел и по делам Содружества Великобритании (Foreign and Commonwealth Office) . - 2013. - Режим доступа: http://www.fco.gov.uk/en/.
20. Стенограмма выступления В.В. Путина на Совещании послов и постоянных представителей. Москва, 1 июля 2014 г. [Электронный ресурс] // Официальный сайт Президента Российской Федерации. - Режим доступа: http://kremlin.ru/news/46131. Дата обращения 3 июля 2014 г.
21. Трудовой кодекс Российской Федерации: Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2002. - №1. - ст. 3.
22. Уголовный кодекс Российской Федерации: Федеральный закон Российской Федерации от 13 июня 1996 года № 63-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. - № 25. - Ст. 2954.
Об авторe
Занко Тигран Антонович - к.ю.н., преподаватель кафедры государственного управления и права МГИМО(У)
МИД России. Научная специализация: административное право, вопросы системы государственного управления, государственной службы в целом и дипломатической службы, в частности.
Е-mail: [email protected]
LEGAL STATUS OF DIPLOMATS: DUTIES, RESTRICTIONS, PROHIBITIONS,
RESPONSIBILITY
T. Zanko
Moscow State Institute of International Relations (University), 76 Prospect Vernadskogo, Moscow, 119454, Russia
Abstract: This article provides analysis of such elements of the legal status of diplomats as obligations, prohibitions, restrictions and responsibility. Elements of the legal status are evaluated through the lens of comparative research and include the experience of diplomatic service legal regulation in the former Soviet Union countries as well as in other foreign countries.
Key words: foreign service, diplomatic officer, the Ministry of Foreign Affairs, civil service, public civil service, legal status.
References
1. Venskaja konvencija o diplomaticheskih snoshenijah [Vienna Convenction on diplomatic relation]: [done at Vienna on 18 April 1961] Mezhdunarodnoe publichnoe pravo [International public law]. Sbornik dokumentov [Collection of documents]. M., 1996.
2. Grazhdanskij kodeks Rossijskoj Federacii (chast' vtoraja) [Civil Code of the Russian Federation (part two)]: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii [Federal law of the Russian Federation] [Jan 26, 1996] №
14-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the Legislative Acts of the Russian Federation]. 1996. № 5. - Art. 410.
3. Kodeks Rossijskoj Federacii ob administrativnyh pravonarushenijah [Code of Administrative Offences of the Russian Federation]: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii [Federal law of the Russian Federation] [Dec 30, 2001] № 195-FZ Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the Legislative Acts of the Russian Federation]. - 2002. - № 1. - St.1.
4. Code of Conduct for Overseas Service: Administrative Circular of the Ministry of Foreign Affairs and Trade of Australia, on October 7, 2004 № P0591 [e-resource] Department of Foreign Affairs and Trade of Australia. 2014. Access mode: http://www.dfat.gov.au.
5. Servicio exterior: The Law of Argentina on May 22, 1975 N 20957 [e-resource]// Ministerio de Relaciones Exteriores y Culto República Argentina. 2014. Access mode: http://www.mrecic.gov.ar.
6. O gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhbe Rossijskoj Federacii [About Public Civil Service of the Russian Federation]: Federal'nyj zakon [Federal law of the Russian Federation] ot 27 ijulja 2004 g. [Jul 27, 2004] № 79-FZ // Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the Legislative Acts of the Russian Federation]. 2004. № 31. Art. 3215.
7. Public Service Act: Law of Australia on November, 11 1999 N 147 [E-resource] Australian Government . -2014. - Access mode: http://www.comlaw.gov.au.
8. Foreign Service Act: the Unites States of America, 1980 [e-resource] The United Stated Department of State . 2014. Access mode: http://www.state.gov.com/.
9. Foreign Service Act: The law of the Federal Republic of Germany 30 August 1990 p 1842 [e- resource] / Auswärtiges Amt. 2014. Access mode: http://www.auswaertiges-amt.de.
10. O diplomaticheskoj sluzhbe Respubliki Kazahstan [About Diplomatic Service of the Republic of Kazakhstan]: Zakon Respubliki Kazahstan ot 7 marta 2002 goda № 299-II [Law of the Republic of Kazakhstan dated March 7, 2002 № 299-II] [e-resource] Sajt Ministerstva inostrannyh del Respubliki Kazahstan (^aza^stan Respublikasyny^ Syrt^y ister ministrligi) [Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Kazakhstan]. 2014. Access mode: http://www.mfa.kz/.
11. O diplomaticheskoj sluzhbe [About diplomatic service]: Zakon Respubliki Armenija ot 21 oktjabrja 2001 g. № ZR-249 Law of the Republic of Armenia on October 21, 2001 N ZR-249 [E-resource] Sajt Ministerstva inostrannyh del Respubliki Armenija [Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Armenia]. 2014. Access mode: http://www.armeniaforeignministry.am/.
12. O diplomaticheskoj sluzhbe [About diplomatic service]: Zakon Respubliki Tadzhikistan 5 nojabrja 2002 goda № 726 [Law of the Republic of Tajikistan November 5, 2002 № 726] [E-resource] Sajt Ministerstva inostrannyh del Respubliki Tadzhikistan (Vazorati Korhoi Horichii Chumhurii Tochikiston) [Ministry of Foreign Affairs of the Republic of Tajikistan]. 2013. Access mode: http:// www.mfa.tj.
13. Diplomatic Personnel Stationed Abroad: Law of the People's Republic of China October 31, 2009, № 19 [E-resource] Ministry of the Foreign Affairs of the People's Republic of China. 2013. Access mode: h ttp://www.fmprc.gov.cn.
14. Reglamento De La Ley Del Servicio Exterior Mexicano: Zakon Meksiki ot 23 avgusta 2002 goda [Law of Mexico, on August 23, 2002] [e-resource] Secretaría de Relaciones Exteriores . 2013. Access mode: http:// www.sre.gob.mx.
15. O sudebnoj praktike po delam o zloupotreblenii dolzhnostnymi polnomochijami i o prevyshenii dolzhnostnyh polnomochij [On judicial practice in cases of abuse of power and abuse of office]: Postanovlenie Plenuma Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii ot 16 oktjabrja 2009 goda № 19 [Resolution of the Plenum of the Supreme Court of the Russian Federation dated October 16, 2009 № 19] Bjulleten' Verhovnogo Suda Rossijskoj Federacii [Bulletin of the Supreme Court of the Russian Federation]. 2009. № 12.
16. Ob osobennostjah prohozhdenija federal'noj gosudarstvennoj grazhdanskoj sluzhby v sisteme Ministerstva inostrannyh del Rossijskoj Federacii [About special features of the federal public civil service within the system of the Ministry of Foreign Affairs]: Federal'nyj zakon ot 27 ijulja 2010 goda № 205-FZ [Federal Law of July 27, 2010 № 205-FZ] Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the Legislative Acts of the Russian Federation]. 2010. № 31. Art. 4174.
17. Council Decision of 26 July 2010 establishing the organization and functioning of the European External Action N 2010/427/EU // Official Journal of the European Union. 2010. №201/31.
18. Ohotskij E.V. Gosudarstvennyj sluzhashhij: status, professija, prizvanie [Public official: status, profession, mission]: teaching materials / E.V.Ohotskij. - Moscow: Jekonomika, 2011.
19. Diplomatic Service Rules: Foreign and Commonwealth Office [E-resource] Foreign and Commonwealth Office . 2014. Access mode: http://www.fco.gov.uk/en/.
T.A. 3aHK0
20. Stenogramma vystuplenija V.V. Putina na Soveshhanii poslov i postojannyh predstavitelej. Moskva, 1 ijulja 2014 g. [Transcript of VV Putin at a meeting of ambassadors and permanent representatives. Moscow, July 1, 2014], [e-resource] Oficial'nyj sajt Prezidenta Rossijskoj Federacii [Transcript of V.V. Putin Speech at the Meeting of ambassadors and permanent representatives. Moscow, July 1, 2014]. - Access mode: http://kremlin.ru/news/46131.
21. Trudovoj kodeks Rossijskoj Federacii [The Labour Code of the Russian Fedeataion]: Federal'nyj zakon ot 30 dekabrja 2001 goda № 197-FZ [Federal Law of 30 December 2001 № 197-FZ] Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the Legislative Acts of the Russian Federation]. 2002. - №1. st. 3.
22. Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii [The Criminal Code of the Russian Federation]: Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 13 ijunja 1996 goda № 63-FZ Sobranie zakonodatel'stva Rossijskoj Federacii [Collection of the Legislative Acts of the Russian Federation]. 1996. № 25. St. 2954.
About the author
Tigran Antonovich Zanko - PhD, lecturer, department of public administration and law, Moscow state institute of international affairs (University), the MFA of the Russian Federation. Scientific specialization: administrative law, system of public administration, public, especially foreign service. E-mail: [email protected]