Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ'

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
44
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Шаг в науку
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ГОТОВНОСТЬ / ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫЕ РИСКИ / СТУДЕНТЫ-ПСИХОЛОГИ / СЕМАНТИЧЕСКИЙ ДИФФЕРЕНЦИАЛ / КОРРЕЛЯЦИОННЫЙ АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Глущенко Ю.С.

Автор статьи обозначает необходимость изучения профессиональной готовности будущих психологов в связи с возрастанием экзистенциальных рисков. В статье рассмотрены понятие, компоненты и условия профессиональной готовности. Указано место профессиональной готовности в процессе становления профессионализма. Проведено исследование путём анкетирования и методом семантического дифференциала профессиональной готовности студентов специальности «Психология служебной деятельности», приближающихся к завершающему этапу обучения. В результате статистического анализа критерием Манна-Уитни были обнаружены различия в оценке собственных навыков, в уверенности работы психологом по окончании университета у студентов 3 и 4 курса. В результате корреляционного анализа выявлена зависимость между Оценкой «Я», Оценкой «Моего будущего» и желанием работать психологом по завершении обучения, а также зависимость между Активностью «Я», Активностью «Моего настоящего», Оценкой «Я» и уверенностью в сформированности профессиональных навыков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Глущенко Ю.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF STUDENTS’ READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE PSYCHOLOGISTS IN CONDITIONS OF EXISTENTIAL RISKS

The authors of the article indicates the need to study the professional readiness of future psychologists in connection with the increase in existential risks. The article considers the concepts, components and conditions of professional readiness. The place of professional readiness in the process of formation of professionalism is indicated. The study was carried out by means of questioning and the method of semantic differential of professional readiness of students of the specialty “Psychology of official activity”, approaching the final stage of education. As a result of the statistical analysis of the Mann-Whitney criterion, differences were found in the assessment of one’s own skills, in the confidence of working as a psychologist after graduation from the 3rd and 4th year students. As a result of the correlation analysis, the relationship between the Assessment of “I”, the Assessment of “My future” and the desire to work as a psychologist after graduation, as well as the relationship between the Activity of “I”, the Activity of “My present”, the Assessment of “I” and confidence in the formation of professional skills.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ»

Шаг в науку • № 2, 2023

УДК 159.9.07

ОСОБЕННОСТИ ГОТОВНОСТИ К ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ПСИХОЛОГОВ В УСЛОВИЯХ ЭКЗИСТЕНЦИАЛЬНЫХ РИСКОВ

Глущенко Юлия Сергеевна, студент, специальность 37.05.02 Психология служебной деятельности, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: glushchenko.y.s@gmail.com

Научный руководитель: Болдырева Татьяна Александровна, кандидат психологических наук, доцент кафедры общей психологии и психологии личности, Оренбургский государственный университет, Оренбург e-mail: ttatianna@yandex.ru

Аннотация. Автор статьи обозначает необходимость изучения профессиональной готовности будущих психологов в связи с возрастанием экзистенциальных рисков. В статье рассмотрены понятие, компоненты и условия профессиональной готовности. Указано место профессиональной готовности в процессе становления профессионализма. Проведено исследование путём анкетирования и методом семантического дифференциала профессиональной готовности студентов специальности «Психология служебной деятельности», приближающихся к завершающему этапу обучения. В результате статистического анализа критерием Манна-Уитни были обнаружены различия в оценке собственных навыков, в уверенности работы психологом по окончании университета у студентов 3 и 4 курса. В результате корреляционного анализа выявлена зависимость между Оценкой «Я», Оценкой «Моего будущего» и желанием работать психологом по завершении обучения, а также зависимость между Активностью «Я», Активностью «Моего настоящего», Оценкой «Я» и уверенностью в сформированности профессиональных навыков.

Ключевые слова: профессиональная готовность, экзистенциальные риски, студенты-психологи, семантический дифференциал, корреляционный анализ.

Для цитирования: Глущенко Ю. С. Особенности готовности к профессиональной деятельности будущих психологов в условиях экзистенциальных рисков // Шаг в науку. - 2023. - № 2. - С. 25-28.

PECULIARITIES OF STUDENTS' READINESS FOR PROFESSIONAL ACTIVITY OF FUTURE PSYCHOLOGISTS IN CONDITIONS OF EXISTENTIAL RISKS

Glushchenko Yuliya Sergeevna, student, specialty 37.05.02 Psychology of official activity, Orenburg State

University, Orenburg

e-mail: glushchenko.y.s@gmail.com

Research advisor: Boldyreva Tatyana Aleksandrovna, Candidate of Psychological Sciences, Associate Professor of the Department of General Psychology and Personality Psychology, Orenburg State University, Orenburg e-mail: ttatianna@yandex.ru

Abstract. The authors of the article indicates the need to study the professional readiness of future psychologists in connection with the increase in existential risks. The article considers the concepts, components and conditions of professional readiness. The place of professional readiness in the process of formation of professionalism is indicated. The study was carried out by means of questioning and the method of semantic differential ofprofessional readiness ofstudents of the specialty "Psychology of official activity", approaching the final stage of education. As a result of the statistical analysis of the Mann-Whitney criterion, differences were found in the assessment of one's own skills, in the confidence of working as a psychologist after graduation from the 3rd and 4th year students. As

Контент поступай nod лицензией Creative Commons Attribution 4.0 International License. This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 International License. СОЮ. С. Глущенко, 2023

a result of the correlation analysis, the relationship between the Assessment of "I", the Assessment of "My future" and the desire to work as a psychologist after graduation, as well as the relationship between the Activity of "I", the Activity of "My present", the Assessment of "I" and confidence in the formation ofprofessional skills.

Key words: professional readiness, existential risks, psychology students, semantic differential, correlation analysis.

Cite as: Glushchenko, Yu. S. (2023) [Peculiarities of students' readiness for professional activity of future psychologists in conditions of existential risks]. Shag v nauku [Step into science]. Vol. 2, pp. 25-28.

В последние несколько лет человечество столкнулось с рядом глобальных экзистенциальных рисков: пандемия covid-19, самоизоляция, специальная военная операция, - эти события разделили жизнь современного человека на до и после и стали тяжелейшими глобальными кризисами. В условиях неопределенности, неизвестности, чувства безысходности и неспособности повлиять на происходящие в мире события человек всё острее испытывает необходимость в профессиональной психологической помощи и поддержке. По данным, предоставленным российским общественно-политическим интернет-изданием «Газетами», отмечается рост обращений к психологам. Так, в апреле 2022 года спрос по стране вырос на 81% по сравнению с апрелем 2021 г.1 В связи с этим считаем актуальным исследование психологической готовности к профессиональной деятельности студентов, приближающихся к заключительному этапу обучения в ВУЗе.

«Профессиональная готовность - субъективное состояние личности, считающей себя способной и подготовленной к выполнению определенной профессиональной деятельности и стремящейся ее выполнять наилучшим образом (К.К. Платонов)» [2, с.1].

Чаще всего в структуре профессиональной готовности выделяют когнитивный, мотивационный, оценочный и деятельностный компоненты. То есть, будучи интегрированным образованием, профессиональная готовность включает в себя и представления студентов о наиболее значимых профессиональных качествах, и содержание учебной и профессиональной направленности студентов, и уровень сформированности адекватной оценки собственных, актуальных профессиональных и личностных качеств, и содержательную полноту представлений о профессиональных навыках, о профессиональных действиях и операциях, стремление к профессиональному развитию и реализации себя как специалиста [6, с. 16-17]. Именно за счет интегри-рованности компоненты профессиональной готовности имеют тесные смысловые и содержательные переплетения между собой. Так, например, автоно-

мия как основа контроля собственного поведения, выполнения возлагаемых на профессионала задач является содержанием деятельностного компонента психологической готовности, и, в свою очередь, «первостепенной психологической потребностью, которая лежит в основе внутренней мотивационной активности» [1, с. 3].

Анализ научной литературы позволяет выявить, что условием формирования и развития психологической готовности является наличие профессионального самосознания [5, с. 8]. И действительно, без осознания собственных личностных качеств и психических особенностей, понимания и осознания образа субъекта деятельности точно был бы невозможен оценочный компонент профессиональной готовности, а без него и формирование ее, в целом.

Психологическая готовность является важной основой для становления профессионализма. «Психологическая готовность к профессиональной деятельности занимает в структуре профессионализма первую ступень, необходимую для последующего проявления профессиональной компетентности и достижения мастерства» [3, с. 3]. Как часть предметной компетентности, психологическая готовность не может идти в разрез с общей образованностью, что формирует новые аспекты подготовки высококвалифицированных специалистов [7, с. 2]. Профессиональная готовность развивается, изменяется в процессе обучения, проходя самые разные этапы и видоизменяя свое качество [4].

Цель предпринятого нами исследования - изучение психологической готовности к профессиональной деятельности студентов специальности «Психология служебной деятельности».

В исследовании приняли участие 41 студент специальности «Психология служебной деятельности», из них 21 - студенты 3 курса очного отделения, 17 - студенты 4 курса очного отделения и 6 -студенты 4 курса заочного отделения.

Использовались следующие методики:

1. Авторский опросник, в котором исследовался уровень уверенности работы психологом по окончании университета, оценивался сформиро-

1 Акулов А. В регионах объявлений стало больше на 150%: почему растет рынок психотерапии в России // Интернет-издание «www.gazeta.ru» - 2022. - URL: https://www.gazeta.ru/business/2022/05/24/14898320.shtml (дата обращения: 18.03.2023).

Особенности готовности к профессиональной деятельности будущих психологов в условиях экзистенциальных рисков

ванный набор профессиональных навыков, а также уточнялась вероятность получения дополнительной профессии и реализации полученных при обучении навыков в ней. Шкала оценки: полностью согласен, скорее согласен, скорее не согласен, полностью не согласен.

2. Метод семантического дифференциала. При помощи данного метода предлагалось оценить следующие понятия: «Я», «Психолог», «Мое прошлое», «Мое настоящее», «Мое будущее».

3. Непараметрический критерий Манна-Уитни (и).

4. Корреляционный анализ Спирмена.

Результаты, полученные при анализе авторского

опросника при помощи непараметрического критерия Манна-Уитни (и):

1) Выявлены достоверные различия в ответах студентов 4 и 3 курса очного отделения на «Я уверен, что по окончании университета найду место работы в должности психолога». У студентов 4 курса наблюдаем полный диапазон ответов. У студентов 3 курса очного отделения диапазон ответов сужен: «Полностью согласен», «Скорее согласен», «Скорее не согласен».

2) Были определены достоверные различия в ответах студентов 3 курса очного отделения и студентов 4 курса заочного отделения на «Считаю, что уже сейчас владею достаточным набором профессиональных навыков для работы психологом». У студентов 3 курса чаще встречаемым ответом является «Скорее не согласен», диапазон ответов полный, студенты 4 курса чаще отвечали «Полностью не согласен», диапазон ответов сужен от «Скорее не согласен» до «Полностью не согласен».

3) Кроме того, по результатам опросника выявлены различия между ответами студентов очного и заочного отделений на вопросы «Думаю, что навыки психолога мне больше нужны для того, чтобы работать по другой профессии». У студентов 3 и 4 курса чаще встречаемым ответом является «Скорее не согласен». Студенты 4 курса чаще отвечали «Полностью согласен». Однако, вероятно, из-за значимой разности в количестве респондентов разных групп, эти различия не обладают статистически достоверной значимостью.

Результаты, полученные при корреляционном анализе семантического дифференциала и авторского опросника, позволяют констатировать следующее:

1) Достоверно выявлена положительная корреляция между Оценкой «Я», с одной стороны, и уверенностью в работе психологом в будущем, а также в сформированности достаточного набора профессиональных навыков, с другой. Чем по-

ложительнее оценивает респондент собственное Я, тем больше уверенность в работе психологом в будущем и в сформированности достаточного набора навыков.

2) Достоверно определена положительная корреляция между Активностью «Моего настоящего», Активностью «Я», с одной стороны, и оценкой набора сформированных навыков как достаточной, с другой. Чем выше оценивается энергетический потенциал к деятельности «Я» в настоящем, тем более сформированным оценивается набор профессионально важных навыков.

3) Достоверно выявлена отрицательная корреляция между Оценкой «Моего будущего» и нежеланием работать психологом по окончании университета. Чем больше нежелание работать психологом по окончании университета, тем более негативно оценивается будущее студентами.

Таким образом, при рассмотрении особенностей готовности к профессиональной деятельности были обнаружены различия.

Так, у студентов 3 курса очного отделения уверенность в работе психологом по окончании университета выше, чем у студентов 4 курса очного отделения. Этот аспект требует дополнительного изучения, так как он может быть связан, например, с несформированностью когнитивного компонента готовности к профессиональной деятельности: из-за недостаточных знаний, суженных представлений о профессии или некритичности собственных суждений студенты 3 курса более оптимистично настроены.

Оценочный компонент готовности к профессиональной деятельности студентов заочного отделения сформирован хуже, чем у студентов очного отделения.

Имеется тенденция студентами заочного отделения отмечать, что набор сформированных в процессе обучения навыков более необходим им для реализации в другой профессии. Однако данная тенденция является статистически не подтвержденной и также требует дополнительного уточнения.

Развитие деятельного компонента влечет к развитию оценочного компонента готовности к профессиональной деятельности и наоборот.

Недостаточная сформированность деятельност-ного компонента профессиональной готовности влечёт к негативной оценке собственного будущего.

Таким образом, профессиональная готовность -целостное личностное образование, особое состояние, предполагающее наличие образа профессиональной деятельности, постоянное стремление к ней и высокую оценку знаний, умений, навыков. Развитие одних компонентов профессиональной

готовности поддерживает развитие как других компонентов, так и профессиональной готовности, в целом. Сформированность профессионального самосознания, профессиональной готовности у студентов очного отделения находится на более высо-

ком уровне, ввиду постоянного погружения в профессиональную среду, вовлечения в деятельность по профессиональному развитию, что, как мы выяснили, способствует более адекватной оценке себя как субъекта деятельности.

Литература

1. Епанчинцева Г. А., Козловская Т. Н., Чувилина Н. С. Информированность как предиктор автономности и ответственности здоровой личности // Современные проблемы науки и образования. - 2015. -№ 1-1. - С. 1559.

2. Ефимова Н. С. Модель формирования личностной готовности к безопасной профессиональной деятельности и ее реализация в техническом вузе // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. - 2014. - № 20 (4). - С. 120-124.

3. Зубова Л. В., Гирина А. Н. Формирование психологической готовности специалиста к профессиональной деятельности // Вестник ОГУ - 2019. - № 4 (222). - С. 134-138. https://doi.org/10.25198/1814-227-26

4. О динамике развития профессиональных качеств по курсам обучения клинических психологов / Быкова И. С. [и др.] // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в медицинском вузе: материалы итоговой учебно-методической конференции, Оренбург, 1-31 янв. 2005 г. - Оренбург: Оренбургская государственная медицинская академия, 2005. - С. 111-114.

5. Попов Л. М., Пучкова И. М., Устин П. Н. Психологическая готовность к профессиональной деятельности и методы ее формирования // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. - 2015. - Т. 157, № 4. - С. 215-224.

6. Романова И. В. Готовность педагога к воспитательной работе как составляющая готовности к педагогической деятельности // Физическая культура. Спорт. Туризм. Двигательная рекреация. - 2019. - Т. 4, № 1. - С. 14-21.

7. Щербинина О. А. Некоторые аспекты проблемы современного гуманитарного образования // Университетский комплекс как региональный центр образования, науки и культуры: материалы Всероссийской научно-методической конференции, Оренбург, 29-31 янв. 2014 г. - Оренбург: ООО ИПК «Университет», 2014. - С. 2202-2207.

Статья поступила в редакцию: 22.03.2023; принята в печать: 05.06.2023.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.