Научная статья на тему 'Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах Европейского союза'

Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах Европейского союза Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
222
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
туризм / сфера услуг / внутренний туризм / въездной туризм / туристская услуга / рынок гостиничных услуг / рекреация / сельский туризм / нормативно­правовое регулирование туризма / государственная политика. / tourism / services / domestic tourism / inbound tourism / tourism services / hotel services market / recreation / rural tourism / tourism legal and regulatory framework / government policy.

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Ишбулатов Риф Фанилевич, Матвеева Любовь Дмитриевана, Шайгарданова Вероника Юрьевна

В статье рассмотрены и проанализированы особенности государственного регулирования раз­ вития сельского туризма в зарубежных странах. приведен сравнительный анализ инструментария, применяемого в различных странах с целью развития предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ExPERIENCE OF EUROPEAN PUBLIC POLICY IN RURAL TOURISM

The article reviewed and analyzed the features of state regulation of rural tourism development in some countries. A comparative analysis of tools used in various countries with the aim of entrepreneurial activities development in the field of rural tourism is given.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной политики в сфере сельского туризма в странах Европейского союза»

Ишбулатов Риф Фанилевич,

кандидат технических наук, доцент кафедры туризма, гостиничного и ресторанного сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета; Матвеева Любовь Дмитриевана, доктор исторических наук, зав. кафедрой туризма, гостиничного и ресторанного сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета; Шайгарданова Вероника Юрьевна, кандидат экономических наук, доцент кафедры туризма, гостиничного и ресторанного сервиса Уфимского государственного нефтяного технического университета

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА В СТРАНАХ ЕВРОПЕЙСКОГО СОЮЗА

УДК:338.24

ИШБУЛАТОВ Р.Ф., МАТВЕЕВА Л.Д., ШАЙГАРДАНОВА В.Ю. ЕВРОПАНИНГ К,ИШЛОК, ТУРИЗМИ СОЦАСИДАГИ ДАВЛАТ СИЁСАТИ ТАЖРИБАСИ

Мак,олада хорижий мамлакатларда к,ишлок, туризмининг ривожланишининг давлат томонидан тартибга солиш хусусиятлари мух,окама ва тах,лил килинган. Турли мамлакатларда к,ишлок, туризмида тадбиркорлик фаолиятини ривожлантириш учун кулланиладиган воситаларнинг киёсий тах,лиллари берилган.

Таянч иборалар: туризм, хизматлар сох,аси, ички туризм, кириш туризми, туристик хизмат, мех,монхона хизматлари бозори, рекреация, к,ишлок, туризми, туризмни меъёрий-х,ук,ук,ий тартиб-лаш, давлат сиёсати.

ИШБУЛАТОВ Р.Ф., МАТВЕЕВА Л.Д., ШАЙГАРДАНОВА В.Ю. ЕВРОПЕЙСКИЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОЛИТИКИ В СФЕРЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА

В статье рассмотрены и проанализированы особенности государственного регулирования развития сельского туризма в зарубежных странах. Приведен сравнительный анализ инструментария, применяемого в различных странах с целью развития предпринимательской деятельности в сфере сельского туризма.

Ключевые слова: туризм, сфера услуг, внутренний туризм, въездной туризм, туристская услуга, рынок гостиничных услуг, рекреация, сельский туризм, нормативно-правовое регулирование туризма, государственная политика.

ISHBULATOV R.F., MATVEEVA L.D., SHAIGARDANOVA V.U. THE EXPERIENCE OF EUROPEAN PUBLIC POLICY IN RURAL TOURISM

The article reviewed and analyzed the features of state regulation of rural tourism development in some countries. A comparative analysis of tools used in various countries with the aim of entrepreneurial activities development in the field of rural tourism is given.

Keywords: tourism, services, domestic tourism, inbound tourism, tourism services, hotel services market, recreation, rural tourism, tourism legal and regulatory framework, government policy.

По данным статистических наблюдений Всемирной туристкой организации (UNWTO) по итогам 2015 года, количество туристских прибытий в мире достигла уровня 1,189 млн. (рис. 1).

Положительная динами туристских прибытий в течении 1990 - 2015 гг. является свидетельством устойчивого развития мировой туристской индустрии, по прогнозам к 2030 г. уровень туристских прибытий достигнет 1,800 млн., сохраняя средний темп прироста 4,5% ежегодно.

Лидерами по количеству туристских прибытий в 2015 г. европейские страны на долю которых приходятся 49,9% всего туристского потока. Страны Азии 25% или 308,4 млн. прибытий, страны Северной и Южной Америки 13,3%. Государства, расположенные в Африке и на Среднем Востоке приняли около 9% туристов.

При этом на долю государств, входящих в состав Европейского союза, пришлось 40,5%.

Наиболее популярными направлениями стали: Франция - 82,6 млн., Испания - 75,6 млн., Италия - 52,4 млн., Великобритания - 35,8 млн и Германия - 35,6 млн.

Совокупная доля этих стран в структуре туристского потока Европы составила 45,5%, доля Российской Федерации составила 4% или 24,5 млн. туристских прибытий.

Страны-лидеры туристкой отрасли Европейского союза - Франция, Германия, Италия, Испания и Великобритания являются не только привлекательными с точки зрения историко-культурного потенциала и природно-климатических ресурсов, но также обладают наиболее развитой туристской инфраструктурой.

В этих странах сосредоточенно около 70% всех средств размещений с суммарным номерным фондом 20 880 655 койко-мест. (рис. 2.)

По состоянию на 2016 год на долю Франции, Германии, Италии и Испании пришлось 61% всех туристских ночевок (более 930 млн.), которые были проданы различными средствами размещения расположенных на территории ЕС (рис. 3).

Одним из лидирующих туристских направлений в странах-лидерах является сельский туризм, о чем свидетельствует также территориальное

расположение средств размещений и структура проданных ночевок (рис.4).

Более 42% номерного фонда Франции, Италии, Великобритании Испании и Германии расположены в сельской местности, 32% в пригородах и лишь 25% в городах.

Кроме того, около 37% проданных ночевок приходится на средства размещения расположенных в сельской местности, 31% в пригородах и 32% находящихся в городах.

В течение 2012-2015 гг. в этих странах наблюдался умеренный рост продаж ночевок в сельской местности, за период составил более 5%.

Высокая степень развития сельского туризма в Европейских странах является результатом долгосрочной и последовательной государственной политики, направленной на стимулирование развития и дифференцирование предпринимательской деятельности в сельской местности. Для привлечения требовательных европейских туристов необходима развитая инфраструктура и комфортные условия для отдыха, а также качественно подготовленные кадры в сфере гостеприимства.

Государственная стратегия регулирования экономической деятельности является основополагающим условием развития, как отдельных хозяйствующих субъектов, так и отрасли в целом, так как оно определяет условия его функционирования.

Регулирование сферы сельского туризма в различных странах осуществляется по-разному в зависимости от проводимой государством экономической политики и поставленных стратегических целей.

Государственную политику в сфере развития сельского туризма зарубежных стран условно можно классифицировать по степени государственного вмешательства (табл. 1).

Несмотря на различную степень вмешательства и методы государственного регулирования, во всех странах с развитым или активно развивающимся сельским туризмом разработаны и действуют правовые нормы, регулирующие отношения в сфере сельского туризма и реализуются специальные программы, целью которых явля-

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

Рис. 1. Динамика туристских прибытий в мире 1990-2015 гг.

Рис. 2. Распределение номерного фонда в странах Европейского союза в 2015 г.

Рис. 3. Количество проданных ночевок в отелях стран Европейского союза в 2015 г.

Рис. 4. Распределение номерного фонда в сельских, пригородных и городских средствах

размещения в 2015 г.

6000000

5000000

4000000

3000000

2000000

1000000

III

Франция Италия Великобритания Испания Германия

■ В пригоде В сельской местности ■ В городе

Таблица 1. Государственная политика в сфере сельского туризма в зарубежных странах по

степени вмешательства.

С сильным государственным вмешательством Греция, Ирландия, Португалия, Испания

Со среднем государственным вмешательством Франция, Италия, Бельгия

Со слабым государственным вмешательством Германия,Великобритания

Таблица 2. Инструменты государственной политики, используемые с целью развития сельского

туризма в зарубежных странах.

я и X го я и ^ н я и л а г ^ т а 3 ь ск ^ я и л го а я ^ г я и 1— го в ь с > ск ^

м р е Г а р е р о П л о П л а т И т с в < ь л е Б р п и ^ и р о X а л е Б с с о о.

Нормативно-правовая база в сфере сельского туризма V V V V V V V V V V V

Определение сельского туризма как вида экономической деятельности V V V V V V V V V V V

Программа развития сельского туризма на государственном уровне V V V V V V V V V V

Программа развития сельского туризма на региональном уровне V V V V V V V V V

Наличие ассоциаций и общественных объединений V V V V V V V V V V V V

Добровольная сертификация V V V V V V V V V V V

Обязательная сертификация V

Льготное кредитование объектов сельского туризма V V V V

Налоговые льготы V V

Информационно-консультационное сопровождение V V V V V V V V V V

государственными органами

ется стимулирование развития сельского туризма (табл. 2).

Несмотря на имеющиеся в России реальные примеры организации деятельности в сфере сельского туризма, следует констатировать практическое отсутствие на федеральном уровне нормативно-правовой базы, специально регулирующей функционирование объектов сельского туризма:

1. В существующих федеральных нормативно-правовых актах, регулирующих деятельность в сфере туризма, пока отсутствует упоминание понятия «агротуризм» (сельский туризм, «зеленый» туризм, «эко-агротуризм», «фермерский туризм» или др. терминов, применяемых в нашей стране и международной практике для обозначения рассматриваемого вида туристической деятельности).

ИКТИСОД ВА МОЛИЯ / ЭКОНОМИКА И ФИНАНСЫ 2019, 6(126)

2. Специальное федеральное законодательство, регулирующее деятельность в области агро-туризма в России, пока отсутствует.

3. Отсутствуют стандарты и нормативы, применимые в сфере сельского туризма как специфического сектора туриндустрии и одновременно приносящей доход дополнительной (несельскохозяйственной) формы занятости сельского населения. Следует особо подчеркнуть, что стандарты и нормативы, действующие в России в сфере гостиничного и рекреационного бизнеса, не могут механически переноситься на сектор малого семейного гостиничного бизнеса на селе в силу специфики

последнего. Исключение составляет пока только ГОСТ Р 56641-2015 «Услуги малых средств размещения. Сельские гостевые дома».

4. Как показывает практика, на федеральном уровне отсутствует интеграция и координация между отдельными инструментами и механизмами государственной политики в области сельского хозяйства и туризма. В результате, с одной стороны, потенциал сельского туризма не используется при решении социально-экономических проблем развития сельских территорий, с другой стороны остаётся неудовлетворённым спрос населения на отдых в сельской местности.

Список литературы:

1. Салишева Э.Г. Государственное регулирование и поддержка деятельности организаций в сфере туризма на региональном уровне. / Э.Г.Салишева, А.Г.Хабибрахманова. - Уфа: Изд-во Уфим. гос. нефт. техн. ун-та, 2014. -С. 109.

2. Лебедев А.И., Усманов И.Ю. Экономический потенциал и роль культурного и природного наследия в развитии туризма на Южном Урале. // Вестник Самарского государственного экономического университета, 2014, № 5. -С. 123-131.

3. Зарипова Д.Ф. Некоторые аспекты организации туристско-экскурсионного обслуживания иностранных гостей в Республике Башкортостан. // Актуальные вопросы современной науки: материалы студенческой международной научно-исследовательской заочной конференции. - Уфа: Уфимский государственный университет экономики и сервиса, 2016. -С.34-40.

4. Остроумов О.В. Туризм. Продвижение российского турпродукта: возможности и реальность: Учебно-методическое пособие. - М.: «Финансы и статистика», 2007.

5. Евразийская экономическая комиссия. Режим доступа: http://www.eurasiancommission.org

6. Всемирная туристская организация. Режим досутпа: http://www2.unwto.org

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.