Научная статья на тему 'Современное состояние развития туризма в зарубежных странах'

Современное состояние развития туризма в зарубежных странах Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
2785
454
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНДУСТРИЯ ТУРИЗМА / ВСЕМИРНО ТУРИСТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / МЕЖДУНАРОДНЫЙ ТУРИЗМ / СФЕРА ЭКОНОМИКИ / TOURISM / THE WORLD TOURISM ORGANIZATION / INTERNATIONAL TOURISM / THE SPHERE OF ECONOMY

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Абдихалыков А. А.

Туризм в зарубежных странах является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Многие страны стали ведущими в сфере туризма тем самым, они внесли большой вклад в развитие туризма во всем мире.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CURRENT STATUS of DEVELOPMENT of TOURISM IN FOREIGN COUNTRIES

Tourism in foreign countries is one of the most dynamically developing sectors of economic activity. Many countries have become leading in tourism thus contributed greatly to the development of tourism around the world.

Текст научной работы на тему «Современное состояние развития туризма в зарубежных странах»

УДК 796.5 (-4)

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Абдихалыков А.А. - аспирант Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

e-mail: abu_amir_09@mail.ru

Ключевые слова: индустрия туризма, всемирно туристическая организация, международный туризм, сфера экономики.

Key words: tourism, the World Tourism Organization, international tourism, the sphere of economy.

Туризм в развитых странах рассматривается как движущая сила экономики, которая позволяет

задействовать не только весь комплекс рекреационных ресурсов, но и наибольшей отдачей использовать совокупный производственный и социально-культурный потенциал региона, сохраняя при этом экологической и культурной особенности

этой местности. Во многих странах туристическая индустрия, является одной из наиболее доходных отраслей, занимая значительное место в формировании ВВП, создавая дополнительные рабочие места, тем самым обеспечивая занятости населения [1].

Таблица 1- Страны лидеры по международным туристским прибытиям (млн. чел.)

Место Страна Междунар. туристические прибытия 2012 год. Междунар. туристические прибытия 2011 год. Изменения (в %) 2012/2011 Изменения (в %) 2011/2010

1 Франция 83.0 млн. 81.6 млн. +1.8% +5.0%

2 США 67.0 млн. 62.7 млн. +6.8% +4.9%

3 Китай 57.7 млн. 57.6 млн. +0.3% +3.4%

4 Испания 57.7 млн. 56.2 млн. +2.7% +6.6%

5 Италия 46.4 млн. 46.1 млн. +0.5% +5.7%

6 Турция 35.7 млн. 34.7 млн. +3.0% +10.5%

7 Германия 30.4 млн. 28.4 млн. +7.3% +5.5%

8 Великобритания 29.3 млн. 29.3 млн. -0.1% +3.6%

9 Россия 25.7 млн. 22.7 млн. +13.4% +11.9%

10 Малайзия 25.0 млн. 24.7 млн. +1.3% +0.6%

Согласно прогнозам ЮНВТО ожидается, что к 2020 году число международных туристских прибытий достигнет 1,56 млрд. [2].

Число международных туристских прибытий выросло на 5% в 2013 году, достигнув отметки в 1 млрд. 087 млн. согласно последнему Барометру международного туризма ЮНВТО.

Всемирная туристическая организация прогнозирует, что в 2014 году темпы роста составят 4% - 4,5% и снова будут превышать темпы роста, предусмотренные в долгосрочном прогнозе [3]. Такие страны как Китай, США, Франция, Испания, Германия, Великобритания, Турция стали ведущими в сфере туризма тем самым они внесли вклад в развитие туризма во всем

мире. Теперь, более подробно остановимся этим странам по отдельности. Для этого сначала рассмотрим две таблицы.

Анализируя таблицу можно увидеть, что по темпу роста прибытия лидирует Россия: +13.4% и +11.9% в 2012 году по

Поскольку по международным туристским прибытиям (таблица 1) лидирует Франция, начнем с нее. В 1967 г. во Франции был принят план, где рассматривались вопросы развития сельской местности и туризма в Аквитании. Координацию развития возлагала правительственная комиссия, а сам же план осуществлялось частным сектором. Согласно данному плану прибережья местности разделялась на 16 секторов, 9 из которых должны были развиваться исключительно для туризма. К ним относится такие виды отдыха, как пляжный бизнес, зоны отдыха на озерах и другие виды водного спорта. В остальных секторах, которые назвались зеленными зонами, предполагалось сохранить дикую природу и ландшафт.

В середине шестидесятых годов прошлого века, французское правительство для развития туристкой отрасли специально разработало программу развития региона. По этой программе были запланированы строительство 5 туристских поселений, соединенных между собой

автомобильными трассами. Северная часть

сравнению с 2011 годом и в 2011 г. по сравнению с 2010 годом соответственно. Достаточно не плохие показатели у Германии и США. В следующей таблице показаны страны лидеры по доходам от международного туризма (таблица 2).

курортов занимал морской песчаный берег длиной двадцать километров, где для его освоения было выделено почти % часть всех средств, предназначенных для развития туристского сектора всего региона. По мнению разработчиков данной программы, улучшение автомобильных трасс, должны были дать ожидаемые результаты, стимулировав рост туризма. Осуществление данной программы привело огромному росту количества проведенных тур-дней: с 16 млн. в 1968 году, до 39 миллионов в 1979 году. По сравнению с 1960 годом количество прибытий (30 тыс. человек) увеличилось в 2733,3 раз, т.е. до 83 млн. человек в 2012 г. Гостиницы у французов пользуется не особой популярностью, они предпочитают останавливаться, во время своего отпуска, в других местах размещения. В 1990 году во Франции было 2,79 млн. «вторичных» домов [4].

США. В Соединенных Штатах Америки туризм является одним ведущих отрасли, которая каждый год миллионам туристам предоставляет свои услуги, как

Таблица 2 - Страны лидеры по доходам от международного туризма (млрд. дол.США)

Место Страна 2012 г. 2011 г. Изменения (в %)

2012/2011 2011/2010

1 США 126.2 млрд. 115.6 млрд. +9.2% +11.7%

2 Испания 55.9 млрд. 59.9 млрд. -6.6% +14.0%

3 Франция 53.7 млрд. 54.5 млрд. -1.5% +16.2%

4 Китай 50.0 млрд. 48.5 млрд. +3.2% +5.8%

5 Макао (Китай) 43.7 млрд. 38.5 млрд. +13.7% +38.3%

6 Италия 41.2 млрд. 43.0 млрд. -4.2% +10.9%

7 Германия 38.1 млрд. 38.9 млрд. -1.9% +12.1%

8 Великобритания 36.4 млрд. 35.1 млрд. +3.7% +8.2%

9 Гонконг (Китай) 32.1 млрд. 27.7 млрд. +16.0% +24.6%

10 Австралия 31.5 млрд. 31.5 млрд. +0.2% +8.1%

своим, так и из других стран. Сюда люди приезжают, чтобы посетить разнообразные достопримечательности страны, посмотреть на города, исторические памятники, природу.

Начиная с середины Х1Х столетия и в начале ХХ столетия в США происходил бурный рост, так называемый городской туризм. К концу Х1Х века почти все главные города страны, как Нью-Йорк, Бостон, Вашингтон, а так же Сан-Франциско стали привлекать не бывалого число клиентов.

Широкое распространение

автомобилей в начале прошлого века, сильно повлияло росту числа туристов. После второй мировой войны люди стали путешествовать на самолетах. Число туристов 2012 г. превысило 67 млн. человек, при этом они потратили в совокупности 126,2 млрд. долл. США (115,6 млрд. США в 2011г.) [5]. В США сосредоточено огромный рекреационный потенциал и множество музеев и достопримечательностей. К примеру, в Соединенных Штатах находятся четыре самых известных музеев мира из десяти: Метрополитен в Нью-Йорке, музей искусств в Чикаго, Национальная галерея в Вашингтоне и музей Гетти в Лос-Анджелесе. [3]. Несмотря на непродолжительный отпуск американцев, всего две недели, внутренний туристский рынок США очень велик. Он отражает огромные размеры страны и его населения. Такой большой внутренний рынок туризма обеспечивается в основном за счет туристов-американцев, которые любят совершать по стране в выходные дни.

Китай. В Китае на сегодняшний день самая быстро развивающая экономика, а в свою очередь туризм в ней имеет особое место. Китай, по посещаемости страну туристами занимает 3-место в мире. Если в 2011 г. посетило страну 57,6 млн. туристов, то в 2012 году их число достигло до 57,7 млн. человек. По доходам от туризма находится на четвертом месте с показателем 50,0 млрд. долларов США. Не смотря на то, что Китай является одной из самых древнейших цивилизации мира, его новая история начинается с 1840 года, после войны с европейскими странами, в том числе Британией. Китай, начиная с 1978 года, проводит политику «открытых

дверей». Благодаря проводимым в стране политическим и экономическим реформам, туристская индустрия стала быстро развиваться. В 1987 году в стране насчитывалось 290 млн. внутренних туристов.

Испания. Начиная шестидесятых годов прошлого столетия, когда в стране бурно начал развиваться туризм, Испания стала для туристов Центральной и Северной Европы излюбленным местом отдыха. По данным ЮНВТО, в 2012 году Испания по посещаемости страны туристами, поделило 3-е место после Франции и США, с Китай (57,7 млн. туристов), которые потратили 55,9 миллиард долларов США.

Испания страна с богатой историей и культурой. Здесь сохранились древние города и поселения разных народностей, которые жили ранее на Пиренейском полуострове. После второй мировой войны туризм стал развиваться в Испании с огромными темпами. Если в 1950 году число туристов насчитывалось всего 3 млн., то в 2012 году их стало, как было сказано выше 57,7 млн. человек. Страна, являясь одним из главных центров международного туризма, специализируется в основном на пляжном туризме. 1992 год для Испании был «звёздным годом»: Олимпийские игры были проведены в Барселоне, Всемирная выставка «Экспо-92» состоялась в Севилье, и европейским городом культуры был признан столица Испании - Мадрид.

Италия. Туризм в Италии считается доходной сферой экономики страны, и используется при этом рекреационные ресурсы, как абсолютная, так и сравнительная преимущества страны. По итогам 2012 года Италия находится на пятом месте в мире по посещаемости страны туристами и на четвертом по доходам от туризма, соответственными показателями 46,4 млн. человек и 41,2 млрд. долл. США (см. таб. 1 и 2). В восьмидесятые годы ХХ века Европейское сообщество выбрало южного региона Италии - Медзожорно для строительства дорогостоящего проекта по развитию туризма, выделив на это 34,9 млн. экю. В итоге были созданы 65 тыс. дополнительных гостиничных номеров для туристов. Италия вовлекает иностранных туристов в необычайное путешествие в

античный мир. Италия сумела сохранить свое прошлое и вкладывает огромные средства в реконструкцию памятников архитектуры [6].

Преобладающая часть иностранных туристов в Италии относится к двум возрастным группам: от 35 до 44 и от 45 до 64. Первая группа интересуется преимущественно культурным туризмом, в то время как во второй преобладает горный туризм, озерный, агротуризм или эногастрономические маршруты. Наиболее популярны центральный и северный районы Италии. По данным на 2012 год, всего 13% туристов предпочли туристические центры в южной части

страны. Здесь туристы предпочитают пляжный отдых. Преимуществом Южной части Италии можно считать также богатую кухню, невысокие цены и климат, способствующий долголетию.

В заключение можно отметить, несмотря на глобальные экономические вызовы, результаты международного туризма превзошли ожидания, учитывая, что в 2013 году дополнительно 52 млн. международных туристов, совершили путешествия в мире [7]. ЮНВТО прогнозирует, что в 2014 году темпы роста составят 4%-4,5% и снова будут превышать темпы роста, предусмотренные в долгосрочном прогнозе.

ЛИТЕРАТУРА: 1. Яковлев Г.А. Экономика и статистика туризма: Учебное пособие. - М.: Издательсво РДЛ, 2007. - 480 с. 2. С.А. Быстров, М.Г. Воронцова. Туризм: макроэкономика и микроэкономика. - СПб.: «Издательский дом Герда», 2008. - 464 с.

3. Интернет ресурс, http://mkt.unwto.org/ru/barometer

4. Интернет ресурс, http://tourlib.net/ Папирян Г.А. Маркетинг в туризме

5. Интернет ресурс, http://ru.wikipedia.org/ Туризм в США

6. Интернет ресурс, http://ru.wikipedia.org/Туризм в Италии

7. Интернет ресурс, http://media.unwto.org/ru/press-release/

СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ РАЗВИТИЯ ТУРИЗМА В ЗАРУБЕЖНЫХ СТРАНАХ

Абдихалыков А.А. Резюме

Туризм в зарубежных странах является одной из наиболее динамично развивающихся отраслей внешнеэкономической деятельности. Многие страны стали ведущими в сфере туризма тем самым, они внесли большой вклад в развитие туризма во всем мире.

CURRENT STATUS of DEVELOPMENT of TOURISM IN FOREIGN COUNTRIES

Abdihalykov A.A. Summary

Tourism in foreign countries is one of the most dynamically developing sectors of economic activity. Many countries have become leading in tourism thus contributed greatly to the development of tourism around the world.

УДК 640.241 (574.243) ГОСТИНИЧНЫЙ БИЗНЕС В КОСТАНАЙСКОЙ ОБЛАСТИ

Абдихалыков А.А. - аспирант; Абдихалыкова К.С. - аспирант Казанский кооперативный институт (филиал) Российского университета кооперации

e-mail: abu_amir_09@mail.ru

Ключевые слова: гостиничный бизнес, объекты размещения, единовременная вместимость, заполняемость мест размешений, количество номеров.

Key words: hotel business, accommodation facilities, time capacity, occupancy placements, number of rooms.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.