Научная статья на тему 'Туристский кластер как механизм развития сельских территорий'

Туристский кластер как механизм развития сельских территорий Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
1423
533
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР / ТУРИСТСКИЕ УСЛУГИ / RURAL TOURISM / SOCIAL AND ECONOMIC DEVELOPMENT / TOURIST CLUSTER / TOURIST SERVICES

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Морева Светлана Николаевна

Сельский туризм создает новые рабочие места и приносит реальный доход регионам, а также позволяет найти средства и способы для сохранения природы. Кризис в сельскохозяйственном секторе также является одной из причин современного развития сельского туризма. В статье автор обосновывает значимость развития сельского туризма, который может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села в России. Зарубежный опыт развития сельского туризма имеет несколько моделей развития, преследующих разные цели, ориентированных на разные задачи и учитывающие национальный колорит и экономическую политику различных стран. Территориальный туристский кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующие рекреационный потенциал территории. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Основными критериями туристского образа дестинации признаны эффективность стимулирования у потенциальных туристов ассоциаций, связанных с эстетизированностью, аттрактивностью, безопасностью, релаксацией, комфортом и т. д.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOURIST CLUSTER AS MECHANISM OF RURAL TERRITORIES DEVELOPMENT

Rural tourism creates new workplaces and brings in the real income to regions, and also allows to find means and ways for nature preservation. Crisis in agricultural sector also is one of the reasons of modern development of rural tourism. In article the author proves the importance of development of rural tourism which can become the self-organizing rule, capable to solve the main social and economic problems of the village in Russia. Foreign experience of development of rural tourism has some models of development pursuing the different aims, focused on different tasks and considering national colour and economic policy of various countries. The territorial tourist cluster represents group of geographically adjoining interacting companies, public organizations and related state bodies forming and serving tourist streams and territories using recreational potential. Criterion for allocation of a key branch of a cluster is ability to make production, competitive at the world market. As the main criteria of a tourist image of a destination efficiency of stimulation at potential tourists of the associations connected with aesthetics, attractiveness, safety, relaxation, comfort etc. are recognized.

Текст научной работы на тему «Туристский кластер как механизм развития сельских территорий»

ТУРИСТСКИЙ КЛАСТЕР КАК МЕХАНИЗМ РАЗВИТИЯ СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ

С. Н. МОРЕВА

Сельский туризм создает новые рабочие места и приносит реальный доход регионам, а также позволяет найти средства и способы для сохранения природы. Кризис в сельскохозяйственном секторе также является одной из причин современного развития сельского туризма. В статье автор обосновывает значимость развития сельского туризма, который может стать самоорганизующейся системой, способной решать основные социально-экономические проблемы села в России. Зарубежный опыт развития сельского туризма имеет несколько моделей развития, преследующих разные цели, ориентированных на разные задачи и учитывающие национальный колорит и экономическую политику различных стран. Территориальный туристский кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующие рекреационный потенциал территории. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке. Основными критериями туристского образа дестинации признаны эффективность стимулирования у потенциальных туристов ассоциаций, связанных с эстетизированностью, аттрак-тивностью, безопасностью, релаксацией, комфортом и т. д.

Ключевые слова: сельский туризм, социально-экономическое развитие, туристский кластер, туристские услуги.

В России на протяжении многих десятилетий основной путь развития сельских территорий, независимо от их аграрного потенциала, сводился к узкоотраслевому аграрному подходу, которому было свойственно сохранение «функциональной чистоты» деревни и недопущение развития иных производств, кроме сельскохозяйственного. Отсутствие дифференцированного подхода к развитию сельских территорий привело к формированию преимущественно аграрного сектора сельской экономики, зачастую нерациональному размещению производительных сил, неразвитости социально-бытовой инфраструктуры и другим серьезным проблемам. Имплицитность «аграрного производства» и «сельского хозяйства» приводит к стиранию различий между «сельскими» и «сельскохозяйственными» территориями. Поэтому сельская местность как объект изучения требует комплексной оценки, учитывающей одновременно и территориальный аспект, и совокупность общественных отношений, включающих в себя экономические, социальные, культурные, демографические, экологические и другие индикаторы.

При отнесении изучаемого субъекта к категории «сельский», как правило, используется критерий «отрицательного суждения», основывающий-

ся на противопоставлении «сельского» «городскому». Позиция «село - это все то, что не город» прослеживается в публикациях, нормативно правовых документах, словарных формулировках. Основная территория России, сельская и приравненные к ней леса, водоемы, не имеют аграрных регламентов, позволяющих создавать условия эффективного развития сельской экономики и прогнозировать будущее государства.

Несколько иных подходов идентификации сельских территорий придерживаются государства мирового цивилизованного сообщества. Так, Совет Европы характеризует сельские территории как «внутренние или прибрежные районы, которые включают малые города и деревни, служат в роли заповедников или поселенческих территорий, где используются сельское и лесное хозяйство, аквакультура и рыболовство, существуют возможности экономической и культурной деятельности для сельских жителей, возможности для отдыха и проведения свободного времени».

Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) к сельским регионам относит население, землю и другие ресурсы открытого ландшафта и мелких поселений за пределами непосредственных экономических областей влияния

крупных городских центров. Они состоят из общин с небольшой плотностью населения и не имеют крупного городского центра. При этом одним из приоритетных направлений государственной политики Европейского Союза и ряда стран Западной Европы является создание условий для устойчивого развития сельских территорий [6].

Во Франции, Испании, Италии, Австрии, Германии, Польши сельский туризм является неотъемлемой частью комплексного социально-экономического развития села и обосновывает необходимость использования природного потенциала для расширения сферы занятости сельского населения и совершенствования инфраструктуры экономического развития сельских местностей. Стимулирование развития малого предпринимательства в сельской местности «осовременили» ночлежную базу и приблизило стандарты сельского гостеприимства общепринятым «городских» стандартов гостиничного бизнеса. Зарубежный опыт развития сельского туризма имеет несколько моделей развития, преследующих разные цели, ориентированных на разные задачи и учитывающие национальный колорит и экономическую политику различных стран, которые можно классифицировать следующим образом:

а) развитие сельского туризма на базе малого семейного гостиничного хозяйства и существующих туристских ресурсов местности без существенного изменения социокультурной среды территории;

б) строительство крупных и средних частных туристских объектов в сельской местности: специализированные частные отели в форме стилизованных «исторических или национальных деревень», культурно-этнографических центров, дворянских или купеческих усадьб и т. п.;

в) создание государственных (или, реже, частных) сельскохозяйственных парков.

Важным документом, регламентирующим перспективное развитие сельских территорий России, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., пришедшая на смену теории экономического роста. Она является перспективной базой для стратегических исследований на селе, где устойчивое развитие сельских территорий - одна из основных декларируемых целей государственной аграрной политики в долгосрочной перспективе и один из главных факторов повышения уровня жизни сельского населения, в том числе за счет развития инфраструктуры индустрии туризма, а также обеспечения качества, доступности и конкурентоспособности национальных туристских услуг [9].

Кластер является одной из наиболее эффективных форм развития экономики регионов и в полной мере выражает триединство: природа -население - хозяйство. В его основе лежит два принципа - кооперация и конкуренция. Территориальный туристский кластер представляет собой группу географически соседствующих взаимодействующих компаний, общественных организаций и связанных с ними органов государственного управления, формирующих и обслуживающих туристские потоки и использующие рекреационный потенциал территории.

Главный тезис М. Портера заключается в том, что перспективные конкурентные преимущества создаются не извне, а на внутренних рынках. На раннем этапе, считает М. Портер, главная задача правительства - улучшение инфраструктуры и устранение неблагоприятных условий, затем его роль должна концентрироваться на устранении ограничений к развитию инноваций. Критерием для выделения базовой отрасли кластера является способность производить продукцию, конкурентоспособную на мировом рынке.

Создание конкурентоспособного туристско-рекреационного кластера приводит к созданию и продвижению бренда рекреационно-туристского района.

Проблемы конкуконкурентоспособности территорий отличаются большой сложностью, обусловленной их масштабностью и многосторонностью. М. Портер утверждает, что конкурентоспособность регионов основывается «либо на макроэкономической политике (дефицит бюджета управления, валютная политика, открытие рынков и приватизация), либо на сравнительных преимуществах, обеспечиваемых за счет таких источников, как трудовые ресурсы, природное сырье или капитал» [4].

В развитии сельского туризма заинтересованы все субъекты рынка туристско-рекреационных услуг: туристы - удовлетворение потребностей граждан в активном и полноценном отдыхе в экологически чистой местности, способствующем укреплению здоровья, приобщению к культурным и историческим ценностям, укладу жизни населения сельских территорий; органы местного самоуправления - привлечение инвестиций с использованием механизмов государственно-частного партнерства, увеличение налоговых поступлений; местное население - возрождение традиционного уклада жизни, основанного на народных и православных традициях; хозяйствующие субъекты -получение дополнительного дохода за счет организации туристских услуг, услуг проживания, пи-

тания, транспорта, торговли сувенирной продукцией.

Последние десять лет продвижением России и ее отдельных туристских регионов занимались преимущественно коммерческие структуры и региональные органы власти. Фактически не существовало единой стратегии продвижения, но, несмотря на это, за последние несколько лет на туристский рынок активно вышли Москва, Санкт-Петербург и южные регионы России. Развитие рыночных отношений и повышение деловой активности способствовало активизации деятельности по продвижению России на международном туристском рынке. Вместе с тем, для формирования грамотной коммуникационной политики необходимо определить ряд ключевых позиций: основные целевые рынки; отношение потребителей к национальному туристскому продукту; основных конкурентов; самые эффективные и экономичные каналы распространения информации [8].

Следовательно, для выявления представленных позиций необходимо проводить маркетинговые исследования в рамках стратегического плана развития территории, с разработкой тематики исследования для каждого календарного года и каждого целевого рынка, четко определить рекламные цели и выбрать рекламные средства.

Важным этапом в продвижении туристского региона, как уже отмечалось, является фирменный стиль, разработка которого служит важным шагом во всей коммуникационной политике дестинации.

Формирование и продвижение туристского бренда региона базируется на конкретных средствах распространения информации. В качестве наиболее эффективных элементов национального и регионального маркетинга следует выделить:

- выставочные мероприятия (международные, национальные, региональные, воркшоп);

- реклама в средствах массовой информации;

- издание рекламно-информационной литературы;

- использование новейших электронных технологий (Интернет, мультимедийные диски, E-mail маркетинг);

- организация ознакомительных поездок и рекламных туров.

Туристская деятельность в Российской Федерации осуществляется на огромной территории, характеризующейся большим разнообразием условий. Своеобразные региональные черты в при-родно-географическом, ресурсном, экономическом, социальном, политическом, демографическом аспектах определяют территориальные особенности в развитии туриндустрии. Из этого сле-

дует, что без учета особенностей, интересов и возможностей регионов нельзя эффективно управлять развитием туризма в стране. Важным фактором развития является наличие туристского потенциала территорий, знание которого является одним из главных условий при формировании туристского продукта.

Туристское потребление влечет создание туристских достопримечательностей, комплекса образов мест с наделением их значением туристской дестинации, тем самым туристская достопримечательность становится структурной единицей туризма. Основным критерием туристского образа территории признана эффективность стимулирования у потенциальных туристов ассоциаций, связанных с эстетизированностью, аттрактивностью, безопасностью, релаксацией, комфортом, элементами таинственности. Это легло в основу структурирования туристского пространства как пространства вариаций игры, праздника, коммуникации, физической релаксации.

Благодаря развитию туризма в определенном регионе можно наблюдать структурные изменения, как в хозяйственной, так и в общественной жизни. Особое значение придается разработке комплексных программ, где бы развитие туризма было тесно связано с решением социальных, экономических и культурных задач. При этом основным требованием к таким программам является то, что они, во-первых, должны быть тесно связаны с программой сохранения и использования культурного и природного наследия, а во-вторых, входить в комплексную программу социально-экономического и социокультурного развития региона.

Недостаток современного кластерного подхода при планировании развития туризма в российских регионах состоит в том, что внимание акцентируется на развитии единичных территорий с высоким уровнем туристского потенциала, в то время как многие другие части региона остаются за пределами проектов.

В настоящее время отдельные регионы делают ставку на доктрину «тотального туризма», чтобы каждое муниципальное образование развивало на своей территории объекты туристического показа. Доктрина «тотального туризма» давно и успешно реализуется в Европе и доказывает, что любой европейский город, даже самый маленький, обязательно имеет свои туристические достопримечательности, а туризм во многих европейских странах стал одним из мощных механизмов активизации внутреннего спроса в их периферийных регионах [8]. Следовательно, при

применении кластерного инструментария регион может с эффектом позиционировать свой единый турпродукт на рынке в условиях благоприятного информационного фона и инфраструктурной обеспеченности, если будут организованы ассоциативные формы деятельности и интегрированные структуры управления. На основе проведенного исследования А. Е. Бойко [1] разработана методика, которая может быть использована государственными и муниципальными органами в

процессе организации туристских кластеров, к формированию которых, еще на уровне выработки концепции, необходимо привлечь научное сообщество, предпринимателей, занимающихся вопросами туриндустрии для исследования потенциала территории с точки зрения ее привлекательности и для ведения туристской деятельности и выбора на этой основе модели туристского кластера региона. В таблице 1 представлены этапы формирования туристского кластера.

Таблица 7

Этапы формирования туристского кластера

Направление Показатели

Показатели деятельности турфирм - объем оказанных туристских услуг; - число туристских фирм; - средняя численность работников; - число турфирм, занимающихся внутренним туризмом; - выручка от оказания туристских услуг; - средняя продолжительность пребывания туристов в регионе.

Показатели развития инфраструктурных отраслей

Размещение - количество коллективных средств размещения (гостиницы и аналогичные средства размещения; специализированные средства); - номерной фонд/количество мест; - качественные характеристики (территориальное размещение, категория).

Питание - количество мест общественного питания; - вместимость (человек); - качественные характеристики (территориальное размещение, категория).

Транспорт - протяженность дорог различной категории; - плотность железнодорожных путей общего пользования; - плотность автомобильных дорог общего пользования с твердым покрытием; - удельный вес автомобильных дорог с твердым покрытием и усовершенствованным покрытием в общей протяженности автомобильных дорог общего пользования; - обеспеченность транспортными средствами; - объем транспортных услуг населению; - количество, доступность, пропускная способность пассажирских терминалов (вокзалов, аэропортов, речных портов).

Досуг - количество по видам, в том числе: - число спортивных сооружений; - сооружения спортивно-массового назначения; - учреждения здравоохранения (лечение) исследования; - учреждения образования; - объекты делового туризма; - количество мест проведения досуга; - численность зрителей театров на 1000 человек населения; - число посещений музеев на 1000 человек населения.

Поддерживающие (обслуживание) туризм отрасли

- розничная торговля (включая сувенирную продукцию); - производство и продажа туристского снаряжения; - финансовые институты; - услуги связи (включая интернет); - строительство; - страховые услуги; - услуги ЖКХ; - сельское хозяйство; - медицинские услуги.

Следовательно, существующие на конкретных территориях туристские фирмы, объекты размещения и досуга, транспортные развязки, образовательные и научные учреждения способны стать базой для формирования туристского кластера.

По мнению исследователей, в России нет региона, в котором не было бы потенциала для развития сельского туризма [2; 3; 5; 6; 7; 8]. На данном этапе развитию агротуризма препятствует ряд проблем: недостаточное развитие инфраструктуры в регионах страны, низкий уровень сервиса, отсутствие специального федерального законодательства, регулирующего деятельность в области сельского туризма в РФ, отсутствие стандартов и нормативов.

В качестве примера формирования туристского кластера можно привести Воскресенский район Нижегородской области. Он первым в России успешно прошел сертификацию по международному стандарту и с 2005 г. имеет статус «Экологически чистый район». Туристская деятельность района постепенно превращается в главную его специализацию: растет число объектов размещения туристов, восстанавливаются старинные усадьбы, памятники деревянного зодчества, осваиваются туристские маршруты, проводятся фестивали, обрядовые праздники. В числе 19 особо охраняемых природных территорий находится природный парк «Вос-кресенское Поветлужье».

Большое внимание в Воскресенском районе уделяется сохранению и приумножению достопримечательностей, среди которых озеро Светлояр -памятник природы федерального значения, «Музей эпох» в деревне Русениха, церковь в селе Троицкое постройки 1667 г., строящийся музейно-туристский комплекс «Град-Китеж» с уникальным оптическим театром в селе Владимирское и другие.

В районе завершается разработка концепции развития туризма до 2020 г., согласно которой поток туристов увеличится с 10 тысяч (2011 г.) до 30 тысяч. В «портфеле» кластера уже имеется более 10 инвестпредложений по развитию его туристской инфраструктуры. Координирует действия участников кластера совет, а вскоре многие его функции будут переданы некоммерческой организации, членами которой станут участники кластера.

По информации, представленной региональными органами управления АПК, на сегодняшний день объекты сельского туризма имеются в 61 субъекте Российской Федерации. Большая их часть сосредоточена в таких регионах, как: Иркутская область (210 объектов), Калужская область (115), Алтайский край (110), Воронежская область (около 100), Пермский край (93), Псковская область (68), Ярославская область (67), Краснодарский край (60),

Белгородская область (42), Ленинградская область (37), Республика Алтай (37). В отдельных регионах реализуются достаточно интересные проекты по развитию сельского туризма, например, в Ленинградской области - проект «Дорога к дому», в Горном Алтае - «Зеленый дом», в Прибайкалье -работает сеть «В&В», в Ярославских деревнях практикуются мастер-классы по различным народным промыслам.

В Тамбовской области постановлением администрации от 23.12.2010 № 1521 принята и реализуется долгосрочная целевая программа «Развитие туризма в Тамбовской области на 2011-2015 годы», мероприятия которой направлены на укрепление положительного имиджа области как региона, благоприятного для туризма, и увеличение конкурентоспособности туристского продукта области. В Инжавинском районе в селе Карандеевка открылся туристический комплекс «Русская деревня», который имеет уникальную возможность сочетать различные виды туризма. В настоящее время в туристическом комплексе «Русская деревня» разработаны ряд маршрутов, 4 из которых являются спортивно-оздоровительными: ландшафтный маршрут на автомобилях и мотоциклах в окрестностях сел Караул, Карандеевка, Волково, Паревка, Трескино; конный маршрут; сплав по реке Вороне на байдарках и плотах; походы на лыжах, катание с гор по горнолыжным трассам.

В Тамбовской области открылись сельские гостевые дома: «Медовые просторы» (поселок Ивановка Жердевского района), ООО «Сосновка» (в лесном массиве р.п. Сосновка), сельский гостевой дом (г. Моршанск), фермерское хозяйство Богомоловых в селе Н. Спасском Рассказовского района др.

Таким образом, кластерный подход применительно к развитию туризма в регионе заключается в следующем:

- в определение основных конкурентных туристских преимуществ региона среди других в России (мире) и обозначение территории, где выделенные преимущества проявляются наиболее ярко;

- проведение туристского районирования, с учетом принципа завершенности туристских маршрутов, выделенных конкурентных туристских преимуществ, взаимодополнения друг друга в региональной системе;

- выделение доминанта - объекта, который способен своим появлением и развитием структурировать пространство вокруг себя, что позволит сформировать туристские маршруты и потоки, бизнес-компоненты (туристские предприятия).

Следовательно, что для успешного развития и функционирования регионального туристского

кластера необходимо разработать и внедрить стратегию управления. Концепция должна учитывать результаты анализа основных элементов кластера, специфические черты деятельности организаций туризма и гостеприимства, включать адаптированный зарубежный опыт и входить в стратегию социально-экономического развития региона.

Литература

1. Бойко А. Е. Формирование туристских кластеров как инструмент развития внутреннего туризма в России // Власть и управление на Востоке России. 2009. № 2 (47). С. 224 - 228.

2. Кожевникова Т. М., Мамонтов В. Д. Аграрный вопрос: сквозь призму прошлого к будущему. // Приволжский научный вестник. 2012. № 11.

3. Кострюкова О. Н. Туристско-рекреационные кластерные системы: сущность и значение для экономики региона // Экономика и управление. 2011. № 9 (71). С. 35-39.

4. Портер М. Конкуренция. М., 2005.

5. Плужников И. А. Содержание и границы туристского кластера // Социально-экономические явления и процессы. Тамбов, 2012. № 3 (037). С.78-81.

6. Проблема развития сельских территорий. URL: http://www.webeconomy.ru/

7. Проценко Н. Регион тотального туризма // Эксперт. №22 (707)/ 7 июня 2010. URL: http://expert.ru

8. Соколов С. Н. Туристско-рекреационные кластеры и их конкурентоспособность URL: http:// www.psu.ru

9. Стратегия-2020: Новая модель роста - новая социальная политика. URL: http://www.kommersant.ru

* * *

TOURIST CLUSTER AS MECHANISM OF RURAL TERRITORIES DEVELOPMENT

S. N. Moreva

Rural tourism creates new workplaces and brings in the real income to regions, and also allows to find means and ways for nature preservation. Crisis in agricultural sector also is one of the reasons of modern development of rural tourism. In article the author proves the importance of development of rural tourism which can become the self-organizing rule, capable to solve the main social and economic problems of the village in Russia. Foreign experience of development of rural tourism has some models of development pursuing the different aims, focused on different tasks and considering national colour and economic policy of various countries. The territorial tourist cluster represents group of geographically adjoining interacting companies, public organizations and related state bodies forming and serving tourist streams and territories using recreational potential. Criterion for allocation of a key branch of a cluster is ability to make production, competitive at the world market. As the main criteria of a tourist image of a destination efficiency of stimulation at potential tourists of the associations connected with aesthetics, attractiveness, safety, relaxation, comfort etc. are recognized.

Key words: rural tourism, social and economic development, tourist cluster, tourist services.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.