Научная статья на тему 'Инновации в развитие сельского туризма: Международный опыт и Российская региональная практика'

Инновации в развитие сельского туризма: Международный опыт и Российская региональная практика Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
551
185
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / КЛАССИФИКАЦИЯ ОБЪЕКТОВ ТУРИЗМА / СТАНДАРТЫ И РЕГЛАМЕНТЫ УСЛУГ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ / НЕКОММЕРЧЕСКИЙ СЕКТОР И РАЗВИТИЕ СЕЛА / RURAL TOURISM / CLASSIFICATION OF TOURISM FACILITIES / STANDARDS AND REGULATIONS SERVICES / REGIONAL POLICY SUPPORT / NON-PROFIT SECTOR AND RURAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков В.К., Зайцев Ю.В, Дорожкина Т.В.

В статье представлен положительный опыт развития сельского туризма в странах Европейского союза, и анализируется практика формирования аналогичной системы в России. На примере Калужской области выявлены проблемы, предложены меры по устойчивому развитию туризма на селе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутиков В.К., Зайцев Ю.В, Дорожкина Т.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIONS IN DEVELOPMENT OF RURAL TOURISM: THE INTERNATIONAL EXPERIENCE AND RUSSIAN REGIONAL PRACTICE

The article presents a positive experience of rural tourism development in the countries of the European Union, and analyzes the practice of establishing a similar system in Russia. On the example of Kaluga region identified problems, proposed measures for sustainable development of tourism in rural areas.

Текст научной работы на тему «Инновации в развитие сельского туризма: Международный опыт и Российская региональная практика»

УДК 330.342.3

ИННОВАЦИИ В РАЗВИТИЕ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА: МЕЖДУНАРОДНЫЙ ОПЫТ И РОССИЙСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ПРАКТИКА

В.К. Крутиков, Ю.В. Зайцев, Т.В. Дорожкина

В статье представлен положительный опыт развития сельского туризма в странах Европейского союза, и анализируется практика формирования аналогичной системы в России. На примере Калужской области выявлены проблемы, предложены меры по устойчивому развитию туризма на селе.

Ключевые слова: сельский туризм; классификация объектов туризма; стандарты и регламенты услуг; региональная политика поддержки; некоммерческий сектор и развитие села.

Результаты анализа развития сельского туризма в странах Европейского союза демонстрируют высокую активность процесса, и прибыльность этого подраздела туристической индустрии, приносящего, по данным Всемирной туристической организации (ВТО), до 20 % общего дохода туриндустрии. При этом в сфере туризма занято свыше 8% от общих показателей занятости в мире.

В Европе самые развитые системы сельского туризма представлены в следующих странах: Франция, Италия, Испания [1., 3.].

Франция первой продемонстрировала пример приема и размещения туристов в сельской местности. И сегодня количество отдыхающих, пользующихся этим видом услуг, достигло показателя свыше 7 млн. человек.

Следует отметить, что бережное отношение к сельским территориям, как к историческому, культурному наследию, является основой французской государственной политики, приносящей свои плоды в виде увеличения темпов прироста сельского населения в три раза. Сформированная система сельского туризма во Франции, основывается на тесном, всестороннем сотрудничестве властных, общественных, и предпринимательских структур.

Государством законодательно четко определены меры структурно-институциональной поддержки, нормы налогового обременения, условия предоставления льгот. В каждом регионе страны созданы в органах власти подразделения, непосредственно занимающиеся координацией деятельности по приему и размещению туристов в сельской местности, оснащенные современными информационно-коммуникационными средствами. Аналогичные структуры, как правило, на межмуниципальном уровне, организованы в органах местного самоуправления. Все подобные подразделения органов государственно-муниципальной власти, обладают исчерпывающей информацией об объектах, занимающихся приемом туристов и спектре оказываемых услуг на их территории.

Общественными объединениями (ассоциациями, союзами) субъектов хозяйствования, занятых в сфере сельского туризма, в принятых нормативных актах, обстоятельно разработаны стандарты, регламенты деятельности. С одной стороны, объединения занимаются всесторонней защитой интересов своих учредителей (правовой, экономической, организационной и пр.), продвижением их товаров и услуг на рынке. С другой стороны, они контролируют неукоснительное соблюдение стандартов и регламентов, от которых зависит конкурентоспособность субъектов предпринимательской деятельности, и уровень репутации всего объединения. Игнорирование установленных требований влечет за собой исключение из рядов объединения.

Каждый субъект хозяйствования имеет прямой интерес к действиям в рамках установленного нормативного поля, так как его положения имеют направленность на стимулирование совершенствования услуг. Например, при строительстве в гостевом

домике камина, повышается стоимость проживания, и соответственно, доход предпринимателя [4.].

В последние годы отмечается прорыв в развитии туризма на сельских территориях Польской Республики. В сельской местности, занимающей 93% общей территории страны, проживает около 38% населения. Экономико-социальной особенностью национального сельского хозяйства Польши является вековое сохранение хозяйственной мелкотоварной самостоятельности. Около 3 млн. крестьянских хозяйств имеют земельное владение до 6 га.

Показательно, что в Польше фермеров больше, чем в США, поэтому государственная политика польского правительства направлена на диверсификацию предпринимательской деятельности мелких хозяйств.

Важнейшим направлением политики государства стало и стимулирование процесса формирования системы сельского туризма. Практика подтвердила верность избранного курса. Сегодня именно этот вид непрофильной деятельности на селе приносит наибольший доход. Более того, становление туризма обеспечивает мультипликативный эффект устойчивого, комплексного развития сельских территорий, принося около 4% общего валового продукта страны.

Законодательством Польской Республики определены следующие базовые положения.

Установлено равенство видов деятельности, осуществляемой на сельских территориях. Определены единые правила регистрации и расчета публичных обязанностей в земледельческих хозяйствах, рассматриваемых как единый социально-экономический комплекс. В законе содержится равнозначное отношение к производственной деятельности в земледельческом хозяйстве в области сельскохозяйственных культур, животноводства, садоводства, овощеводства, лесоводства и речного рыболовства, и к найму земледельцами комнат и мест для расположения палаток, продажи домашнего питания и предоставления земледельческими хозяйствами других услуг, связанных с пребыванием туристов.

Правила, предусмотренные законом о туристических услугах, распространяются также на хозяйства, оказывающие указанные услуги в сельской местности.

Определен понятийный аппарат и регламентируется деятельность по предоставлению гостиничных услуг фермерами: сдача в наем номеров, коттеджей, квартир, установка палаток, аренда других объектов в которых оказываются гостиничные услуги.

Установлены минимальные требования к объектам деятельности, в частности, обязанность постановки объекта на учет в органах муниципальной власти, контролирующих соблюдение санитарных, противопожарных и других правил.

Обеспечена бесплатная регистрация гостевых домов и ферм, занятых в приеме туристов. Решены вопросы освобождения доходов, получаемых в результате ведения этого вида деятельности от подоходного налога, взимаемого с физических лиц.

Сохранены прежние ставки налога на недвижимость, возможность ведения неземледельческой хозяйственной деятельности в рамках социального страхования земледельцев.

Польским фермерам предоставлено право выбора, полностью заниматься только организацией сельского туризма, или совмещать предоставление туристских услуг с основной сельскохозяйственной деятельностью.

Разработка экономической, организационной и правовой базы обеспечила принятие единой классификации сельских домов приема туристов, стандартов для объектов сельского туризма, повысила безопасность туристов, отрегулировала ценовую политику в сфере сельского туризма.

Дополнительной системой по отношению к правилам предоставления гостиничных услуг, введенных законом о туристических услугах, является добровольная система

оценки сельских гостевых домов. Управлением этой системой занимается Польская федерация сельского туризма «Гостевые хозяйства» как национальная организация сельского туризма.

Система категоризации сельских домов охватывает дополнительные требования, которые подчеркивают специфический характер туристической деятельности в сельской местности Польши. Гостиничные услуги в сельских районах предоставляются, в основном, в гостевых комнатах, в квартирах во время каникул, в отдельных дачных домах, в групповых палатах и на площадях для расположения палаток в пределах хозяйства. Категоризация позволяет создать четкую систему предложений туристических продуктов, соответствующих требованиям.

Все более сильная конкуренция на рынке туристических услуг, а также исследования потребностей и ожиданий клиентов, указывают на необходимость более точного определения предоставляемых туристических услуг, их объема, стандарта технического оборудования и качества обслуживания. Требования по категоризации определяют, прежде всего, технические условия оборудования здания или комнаты, а также объем услуг, удобств или возможности интересного проведения свободного времени.

Клиенты пользуются услугами, четко обозначенными знаком качества, присваиваемым общенациональной организацией сельского туризма, что обеспечивает клиентам юридическую и иную защищенность, гарантированную Польской федерацией сельского туризма [5-8.].

В России до сих пор не снято противоречие между пониманием таких явлений, как «агропромышленный комплекс» и «сельское хозяйство», с одной стороны, и «индустрия туризма» и «сельский туризм» - с другой.

Практическая деятельность по формированию систем сельского туризма в регионах требует разработки соответствующей понятийной базы, стандартов, регламентов, а также, рекомендаций для подготовки кадров, отличающихся компетентностью и креативностью.

Руководство субъектов федерации, зачастую увлекается масштабными проектами, как например «Этномир» в Калужской области. Но не следует путать объекты вложений крупного капитала, безусловно, интересные и престижные для властных структур регионов, с развитием сельского туризма, основу которого составляют представители малого и среднего бизнеса. Последние обеспечивают максимальное вовлечение жителей села в предпринимательскую деятельность, формируют «средний класс», тот самый «социальный тонус» устойчивого, комплексного развития сельских территорий [9.].

Сегодня существует определенное недоверие к органам власти регионов. Именно этой причиной можно объяснить тот факт, что официально в стране зарегистрировано свыше 1,5 тыс. сельских гостевых домов, в то время как, по мнению ведущих экспертов, их насчитывается свыше 4 тысяч [2.].

Особенности развития системы сельского туризма на территории Калужской области связаны со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой средовой подход может стать отличительным признаком формирующейся системы. Органами региональной власти разработан и принят ряд программ по развитию индустрии туризма, в том числе и сельского. Реализация программ активизировала процесс, но до настоящего времени не устранены проблемы, препятствующие динамичному становлению системы, адекватной требованиям времени и положительному мировому опыту [3., 4.].

Положительный опыт развития сельского туризма во Франции и Польше, проблемы, мешающие динамичному становлению системы сельского туризма в российских регионах, подтверждают необходимость ведения активной научно-исследовательской деятельности для методологического и методического обеспечения процесса формирования системы.

Требуется совершенствование законодательной базы, развитие организационных и экономических механизмов, реализация иных мер по стимулированию развития этого направления индустрии туризма на сельских территориях нашей страны.

The article presents a positive experience of rural tourism development in the countries of the European Union, and analyzes the practice of establishing a similar system in Russia. On the example of Kaluga region identified problems, proposed measures for sustainable development of tourism in rural areas.

Key words: rural tourism; classification of tourism facilities; standards and regulations services; regional policy support; non-profit sector and rural development.

Список литературы

1. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. -2009. -№12.

2. Крутиков В.К., Федорова О.В. Развитие сельских территорий: инновации, диверсификация. - Калуга: Изд-во «Эйдос».- 2011.

3. Крутиков В.К. Малое предпринимательство и социально-экономический рост: Анализ отечественного и зарубежного опыта.- М.: Изд-во «Ноосфера», 2006.

4. Леонова Н.В. Организационно-экономические аспекты развития сельских территорий в ЕС (на материалах Франции и Германии). Москва, 2009.

5. Николаевич А. Обусловленности юридически - организационной деятельности в туризме сельской местности. Wydaw. MGiP, Департамент Туризма, Москва 2005.

6. Raciborski J. Оказание туристических услуг в сельской местности в свете законодательства Польши и Европейского Союза/ Центр Сельскохозяйственного Консультирования в Brwinowie - Филиал в Краков, Краков, 2005.

7. Распоряжение Министра Экономики и Труда от 19 августа 2004 года, в отношении объектов, гостиничных и других объектов, в которых предоставляются гостиничные услуги //Деян. Вестник № 188 с 2004 г.

8. Официальный сайт научно-практического журнала. Заворска Тереза. Условия организации агротуристического предприятия. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.org.pl.

9. Портал органов власти Калужской области. Электронный ресурс [Режим доступа]: http://www.admoblkaluga.ru/main/.

Об авторах

Крутиков В.К. - доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе, Институт управления, бизнеса и технологий, профессор Финансового университета при Правительстве РФ (Калужский филиал), vkkrutikov@mail. ru

Зайцев Ю.В. - кандидат экономических наук, генеральный директор ОАО «МРСК Северного Кавказа», доцент кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий, nir@universitys. ru.

Дорожкина Т.В. - кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий, tvd3103@mail.ru.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.