Научная статья на тему 'Реализация идей политики импортозамещения с использованием потенциала сельского туризма'

Реализация идей политики импортозамещения с использованием потенциала сельского туризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
225
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТУРИЗМ / ЭФФЕКТ / РЕКРЕАЦИЯ / ГОСТЕПРИИМСТВО / СЕРВИС / TOURISM / EFFECT / RECREATION / HOSPITALITY / SERVICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков В. К., Дорожкина Т. В., Костогрызова Е. А.

Тема. Статья посвящена особенностям развития российского туристического рынка, формирующегося в условиях ослабления рубля, применения санкций, возникновения проблем в развитии экономики страны. Цели. Определение основных подходов в развитии мировой индустрии туризма, а также использование положительных практик для решения проблем социально-экономического развития российских сельских территорий в целях успешной реализации задач замещения импорта. Методология. В ходе исследования использовались абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный методы и др. Результаты. Обоснован вывод о том, что сложившиеся в настоящее время обстоятельства предоставляют исключительные возможности для прорыва в деятельности по становлению единой системы туристической индустрии на сельских территориях России. Разработаны рекомендации, связанные с практической деятельностью по формированию соответствующей понятийной базы, стандартов, регламентов, а также компетенций при подготовке кадров, отличающихся креативностью. Проанализирован опыт Китая, Португалии и Польши в секторе сельского туризма. Определены проблемы, мешающие динамичному развитию российского сельского туризма. Разработаны рекомендации, связанные с практической деятельностью по формированию соответствующей понятийной базы, стандартов, регламентов, а также компетенций при подготовке кадров, отличающихся креативностью. Выводы. Обоснован вывод о том, что сложившиеся в настоящее время обстоятельства предоставляют исключительные возможности для прорыва в деятельности по становлению единой системы туристической индустрии на сельских территориях Российской Федерации. Проведенные исследования позволят усовершенствовать социально-экономические отношения, возникающие в процессе устойчивого и многофункционального развития сельской экономики в современных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementing the ideas of import substitution policies, involving the potential of rural tourism

Importance The article focuses on specifics of developing the Russian tourism market, which is formed concurrently with the weakening ruble, sanctions imposed and challenges in the economic development of the country. Objectives The objectives of the research are to determine the main approaches to developing global tourism, and apply positive practices for addressing the issues of socio-economic development of the Russian rural areas for import substitution purposes. Methods We used abstraction, logic, monographic, economic, statistical, estimation and constructive methods, etc. Results We prove that the current circumstances provide unique opportunities for breakthrough in setting up the single tourism industry in rural areas of Russia. We articulate practical recommendations for forming the appropriate conceptual framework, standards, regulations and competence in training creative staff. The article analyzes the experiences of China, Portugal and Poland in rural tourism and determines the issues impeding dynamic growth of the Russian rural tourism. Conclusions and Relevance The research will allow improving the socio-economic relationships arising from sustainable and mixed-use development of rural economy in the current circumstances.

Текст научной работы на тему «Реализация идей политики импортозамещения с использованием потенциала сельского туризма»

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Рекреация и туризм

реализация идей политики импортозамещения с использованием потенциала сельского туризма

валерий константинович кРутиков"*, татьяна викторовна дорожкинАь, Елена Александровна костогРЫЗовА<:

a доктор экономических наук, профессор, проректор по научной и методической работе Института управления,

бизнеса и технологий, профессор кафедры финансов, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации

(Калужский филиал), Калуга, Российская Федерация

[email protected]

b кандидат экономических наук, доцент кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий,

Калуга, Российская Федерация

[email protected]

c аспирантка кафедры менеджмента, Институт управления, бизнеса и технологий, Калуга, Российская Федерация [email protected]

* Ответственный автор

История статьи:

Принята 25.02.2015 Принята в доработанном виде 27.03.2015 Одобрена 14.05.2015

удк 332.021

JEL: D60, F20, Н80, J23, J43, 015, 018, К23

ключевые слова: туризм, эффект, рекреация, гостеприимство, сервис

Аннотация

тема. Статья посвящена особенностям развития российского туристического рынка, формирующегося в условиях ослабления рубля, применения санкций, возникновения проблем в развитии экономики страны.

Цели. Определение основных подходов в развитии мировой индустрии туризма, а также использование положительных практик для решения проблем социально-экономического развития российских сельских территорий в целях успешной реализации задач замещения импорта.

методология. В ходе исследования использовались абстрактно-логический, монографический, экономико-статистический, расчетно-конструктивный методы и др. Результаты. Обоснован вывод о том, что сложившиеся в настоящее время обстоятельства предоставляют исключительные возможности для прорыва в деятельности по становлению единой системы туристической индустрии на сельских территориях России. Разработаны рекомендации, связанные с практической деятельностью по формированию соответствующей понятийной базы, стандартов, регламентов, а также компетенций при подготовке кадров, отличающихся креативностью. Проанализирован опыт Китая, Португалии и Польши в секторе сельского туризма. Определены проблемы, мешающие динамичному развитию российского сельского туризма. Разработаны рекомендации, связанные с практической деятельностью по формированию соответствующей понятийной базы, стандартов, регламентов, а также компетенций при подготовке кадров, отличающихся креативностью. выводы. Обоснован вывод о том, что сложившиеся в настоящее время обстоятельства предоставляют исключительные возможности для прорыва в деятельности по становлению единой системы туристической индустрии на сельских территориях Российской Федерации. Проведенные исследования позволят усовершенствовать социально-экономические отношения, возникающие в процессе устойчивого и многофункционального развития сельской экономики в современных условиях.

© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015

Проведенный анализ тенденций развития современного российского туристического рынка в условиях ослабления рубля, применения санкций и возникновения проблем в развитии экономики страны позволил выявить следующие особенности:

трендом уходящего 2014 г. стало падение спроса на туристические поездки (по опросам,

проведенным социологами, в ближайшее время 47% россиян откажутся от путешествий в целях экономии средств)1;

ослабление рубля значительно удешевило поездки в Российскую Федерацию иностранным туристам, но их поток не увеличился, а имеет

1 Мерцалова А., МакароваЕ. Россияне оказались невыездными. URL: http://www. kommersant.ru/doc/2612312.

тенденцию к сокращению (до 70% по итогам летнего сезона)2;

- наблюдается падение спроса на выездной туризм (по оценкам ведущих экспертов - от 15 до 20%)3;

прослеживается повышение интереса к местам отдыха внутри страны (до 30%)4;

возникло недоверие к туроператорам, вызванное многочисленными фактами их скоропалительных банкротств;

растет количество граждан, которые стали предпочитать самостоятельные путешествия с альтернативными способами их организации;

остается неизменной стоимость билетов на внутренние рейсы;

- перевозчики уже оценили увеличение спроса на внутренние направления (начался рост доли продаж, а в ряде случаев наблюдается смена типа самолетов).

При самом неблагоприятном стечении обстоятельств такая ситуация может продлиться в течение двух лет, но по некоторым прогнозам ситуация может начать выправляться уже в следующем году, поэтому, по мнению авторов, целесообразно с новых позиций оценить потенциал развития в Российской Федерации системы сельского туризма.

Именно сельский туризм в развитых странах мира обеспечивает получение до 30% общего дохода от индустрии туризма. В странах Европейского союза он занимает по темпам развития 2-е место после пляжного отдыха.

В нашей стране, по данным Минсельхоза России, сельский туризм развивается в 11 регионах. На долю этого сегмента отрасли приходится лишь 2% дохода при наличии потенциала ежегодных поступлений, составляющих до 60 млрд руб.

Наиболее активно сельский туризм развивается в Алтайском крае, Московской, Владимирской, Вологодской, Иркутской, Калужской областях и в окрестностях Санкт-Петербурга [1].

Сложившиеся обстоятельства раскрывают исключительные возможности для прорыва в деятельности по становлению единой системы развития туристической индустрии на сельских

2Мерцалова А., Макарова Е. Россияне оказались невыездными. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2612312.

3 Исаев В. Внутренний туризм поддержит падающий рынок. URL: http://www.fimip.ru/news/1417450020.

4 Там же.

территориях страны. Сельскому туризму выпал шанс продемонстрировать свои возможности, ориентированные на использование природных, культурно-исторических и иных ресурсов сельской местности, а также на ее специфику для создания комплексного туристского продукта.

Сельский туризм выступает сегментом рынка, где наиболее ярко проявляется мультипликативный эффект, способствующий созданию дополнительных рабочих мест в целом сервисном комплексе, включающем 12 подотраслей. [2, 3.] Этот сегмент рынка туристических услуг идеален для реализации целей политики замещения импорта в сельской местности Российской Федерации. При этом территория каждого региона имеет свою историю и культурное наследие, поэтому государственная политика в области туризма должна быть адаптирована к региональным особенностям.

Для успешного развития сельского туризма очень важно уделять внимание наличию следующих факторов [4, 5.]:

политике повышения привлекательности;

высокому качеству туристических услуг;

- разнообразию развлечений;

- безопасности;

- наличию развитой инфраструктуры;

- открытому доступу;

- участию местного населения;

- работе разнообразных информационных каналов.

Это полностью совпадает с мировым опытом строительства систем сельского туризма [6-8], поэтому следует использовать положительные наработки зарубежных стран и придерживаться мнения, сформулированного академиком В.М. Полтеровичем о том, что необходимо противостоять формированию массовой психологии «осажденной крепости», иначе развитие окажется невозможным5.

Учитывая, что действенные преобразования управления экономикой Российской Федерации реализуются достаточно медленно, а меняющаяся конъюнктура рынка заставляет вносить изменения в намеченные программы, полезно обратиться к опыту Китая.

В реструктуризации экономики Китая значительное место занимает динамичное развитие индустрии

5 Полтерович В.М. Куда идти: двадцать четыре тезиса // Экономическая наука современной России. 2014. № 3. С. 7-17.

услуг, которая привлекает к себе большое внимание. По прогнозам мировых аналитических центров, к 2020 г. суммарный объем глобального рынка туристической индустрии достигнет 1 трлн долл. Значительная доля этого денежного потока окажется в Китае. Правительство КНР объявило о создании 25 интегрированных зон комплексного отдыха. Евросоюз планирует открыть в ближайшие годы только три таких комплекса.

В 2013 г. доля индустрии услуг в валовом внутреннем продукте Китая составила 46,6%, превышая темпы роста промышленности. В 2014 г. доля индустрии услуг Китая имеет показатели, аналогичные 2013 г., т.е. тенденция сохраняется6. Это означает, что китайская экономика о суще ствляет переход от старой модели развития, при которой промышленность занимала господствующее положение, к новой модели, при которой приоритет отдается индустрии услуг.

Подобное развитие народного хозяйства, по мнению китайских ученых, имеет следующие особенности:

оно может содействовать замедлению темпов роста экономики, так как производственная цепочка индустрии услуг является сравнительно короткой, уровень инвестиций уступает подобному показателю в промышленности, а в краткосрочной перспективе производительность труда ниже, чем в промышленности;

будет благоприятно для повышения стабильности экономического роста, так как индустрия услуг в основном удовлетворяет внутренний спрос и на нее оказывают незначительное влияние колебания валютного курса и цен на мировом рынке;

уровень занятости может иметь тенденцию к росту, так как индустрия услуг является трудоемкой отраслью, обладающей высокой способностью к привлечению рабочей силы;

- будет способствовать росту доходов населения, улучшению ситуации с трудоустройством, повышению пропорциональности распределения труда в социальном богатстве, также благоприятна для содействия урегулированию распределения доходов;

может содействовать рационализации взаимоотношений между потреблением и инвестициями, так как индустрия услуг в основном

6 Шаньшань Ю. Стабильный рост экономики // Китай. 2014. № 8. С. 26-29.

призвана удовлетворить потребительский спрос, поэтому она благоприятна для повышения потребительских предпочтений и потенциала7.

Следует обратить внимание на то, что в Китае большинство населения проводит отпуск с семьей. В сознании китайцев семья - это самая важная часть жизни. Если для россиян иметь дачу - это нормальное явление, то для огромного населения Китая - это проблема, так как в пригородах находятся пахотные земли, на которых выращивают зерновые и овощи. Поэтому в последнее время все больше деревень на окраинах Пекина и других крупных городов открывают места для отдыха и развлечений. Эти деревни обычно находятся в горах или у озер, где люди могут наслаждаться чистым воздухом и пейзажами. Отдыхающие могут собирать свежие фрукты и овощи, знакомиться с домашними животными, обитающими в деревне. Путешествие с детьми стало необходимой частью жизни многих родителей:

путешествовать 1-2 раза в год хотели бы 48% опрошенных;

путешествовать 3-4 раза в год - 40% респондентов;

- более 5 раз в году - 11% респондентов.

Одно из лучших развлечений, по мнению отдыхающих китайцев, гастрономия. Гурманы подбирают необходимые пищевые ингредиенты для готовки в разных местах мира, полны энтузиазма и любви к еде8.

Показателен пример развития сектора сельского туризма в португалии, жители которой по-прежнему оказываются лидерами толерантности в европейских опросах по любому поводу. По данным Всемирного экономического форума, Португалия входит в десятку самых гостеприимных стран в мире (Российская Федерация - на 138-м месте). Не случайно туризм там является одной из главных отраслей экономики [9].

Однако не стоит идеализировать ситуацию, так как уровень безработицы в Португалии очень высок. Особенно это проблема касается молодого поколения: среди людей до 25 лет уровень безработицы составляет 37%, и на каждое освобождающееся место претендует несколько человек. Поэтому в стране высок уровень эмиграции: до 100 тыс.

7 Шаньшань Ю. Стабильный рост экономики // Китай. 2014. № 8. С. 26-29.

8 Чжу Таотао. Опыт Китая в ВТО: уроки для России // Китай. 2012. № 10. С. 29-31.

чел. ежегодно покидают страну. В Российской Федерации, где население в 15 раз больше, чем в Португалии, эмиграция в 10 раз меньше9.

Гармонично поведение представителя индустрии туризма - компании «Пестана» (Pestana). Потенциальные возможности компании вряд ли чем-то ограничены. Для нее не представляет труда организовать в соответствии с самыми высокими стандартами любое обслуживание: от сети ресторанов всех видов многонациональных кухонь до разнообразного транспортного сервиса. При этом торжествуют законы гармонии, которая может проявляться только в этичном и цивилизованном бизнесе. Крупнейший игрок на поле туристической индустрии работает в контакте с представителями малого бизнеса, выступая в роли координатора деятельности и гаранта предоставления высококачественных туристических услуг, а также их диверсификации10.

Непосредственно организацию посещения объектов культуры, отдыха и развлечений, реализации сувенирной продукции и т.д. обеспечивают представители малого бизнеса из числа местных жителей. Расположенные вдоль берега океана многочисленные ресторанчики, где готовят свежие морепродукты по очень умеренным ценам; пункты проката автомашин, мотоциклов и велосипедов, размещенные для туристов в шаговой доступности; небольшие магазинчики на любой вкус; зоопарк, таксомоторы и микроавтобусы; объекты сельского туризма - все это принадлежит представителям малого бизнеса.

Как правило, короткая прогулка как услуга включает посещение сельских гостевых домов, видовых площадок на океанские просторы, небольшого зоопарка, природных объектов, связанных с геологическими процессами, а также отреставрированных старинных ветряных мельниц. Особое внимание отдыхающих привлекают изысканные рестораны с традиционной португальской кухней, широким выбором морепродуктов, расположенные на пляже с отличным видом на океан.

В сельских домах восстановлена натуральная старинная обстановка (мебель, камин, очаг, кухонная утварь, пр.). В придворных постройках и дворах представлены объекты и предметы

9 Черницкий О. Португалия, которую мы догнали/ URL: http:// www.kommersant.ru/doc/2277730.

10 Лучшие статьи деловых изданий и информагентств. URL: http://polpred.com/?cnt=125&ns=1&sector=13.

реального сельского быта и сельскохозяйственные животные. Там же организованы лавки для торговли сувенирами, блюдами, напитками домашнего производства.

Вся эта экзотика демонстрируется с жестким соблюдением правил безопасности, начиная с состояния подъездных дорог, качества продуктов и напитков, заканчивая организацией круглосуточного наблюдения за гостевыми домами и другими объектами с использованием видеокамер. Важную роль имеет поведение самого гида, осознающего ответственность за туристов, но умеющего создать непринужденную и неформальную (почти семейную) обстановку, чему способствует малочисленность туристических групп (до 5 чел.).

В любом случае международный опыт Португалии демонстрирует, что идеи, связанные с созданием высокоэтичного бизнеса, опирающегося на нормальный предпринимательский климат, реализуются благодаря социально-экономической интеграции государства и социума [10-13.]

Общепризнанно, что Франция является основателем европейской сети приема и размещения туристов в сельской местности. Страну ежегодно посещают в среднем 37 млн иностранных туристов, из них 7 млн предпочитают отдыхать на селе. В сельской местности (59% территории страны), представляющей сельскохозяйственные угодья, проживает каждый четвертый француз. Темпы прироста сельского населения Франции за последние 10 лет (по сравнению с 1990-ми гг.) увеличились в 3 раза. В настоящее время сельский туризм в Европе приносит, по разным данным, от 10 до 20% общего дохода туристической индустрии.

Кроме Франции наибольшее развитие сельский туризм получил в Италии и Испании, а из стран, ранее входивших в Совет экономической взаимопомощи, -в Польше [7], где развитие сельского туризма отличается прорывным характером, превосходящим по темпам высокоразвитые страны.

Несущей конструкцией аграрного сектора Польши выступают микрохозяйства, которые обрабатывают по 5-10 га земли. Средний размер земельного владения 2,9 млн крестьянских хозяйств составляет до 6 га. Встречаются хозяйства размером чуть более 1 га. Крупные хозяйства представлены земельными наделами свыше 100 га, но их не более 9%. Долгосрочная польская государственная политика, осуществляемая на сельских территориях, направлена на развитие мелких хозяйств, которые

рассматриваются как эффективное средство занятости населения и решения социально-экономических проблем.

Другим приоритетным направлением государственной политики в сельской экономике Польши выступает туризм, приносящий из всех видов непрофильной деятельности на селе наибольший доход. Кроме того, он является отраслью, где наиболее ярко проявляется мультипликативный эффект, который обеспечивает создание дополнительных рабочих мест в иных сферах экономики. По оценке экспертов, туризм в сельской местности дает около 4% общего валового продукта, поэтому органы государственной власти и управления Польши считают необходимым выделять на его развитие до 40% всех субсидий. За последние 27 лет сельский туризм стал полноценной составляющей индустрии туризма страны.

В настоящее время одни польские фермеры полностью занимаются только организацией сельского туризма, другие - совмещают предоставление туристских услуг с основной сельскохозяйственной деятельностью. Органы государственной и муниципальной власти обеспечили бесплатную регистрацию гостевых домов и ферм, занятых в приеме туристов. Кроме того, решены вопросы:

- освобождения доходов, получаемых в результате ведения этого вида деятельности, от подоходного налога, взимаемого с физических лиц;

сохранения прежних ставок налога на недвижимость;

ведения неземледельческой хозяйственной деятельности в рамках социального страхования земледельцев.

В соответствии с нормами права большинство польских фермеров освобождены от обязанности ведения бухгалтерского учета. Его обязаны вести лишь те хозяйства, которые имеют годовой доход, составляющий 1,2 млн евро и выше. В то же время требования целевого использования и высокие цены на гектар земли сельскохозяйственного назначения повлияли на жесткость закона о наследовании. Наличие специального аграрного образования неразрывно связано с правом наследования земли, его отсутствие лишает детей права на наследование.

Разработка экономической, организационной и правовой базы в Польше позволила сформировать единую классификацию сельских домов приема туристов, а также стандарты для объектов сельского

туризма, что позволило повысить безопасность туристов, отрегулировать ценовую политику в сфере сельского туризма. Однако сильная конкуренция на рынке туристических услуг, а также исследования ожиданий клиентов потребовали точного определения предоставляемых туристических услуг, их объема, стандарта технического оборудования и качества обслуживания. В стране разработана добровольная система категоризации сельских гостевых домов, которая внедрена в предпринимательскую практику. Управлением этой системы занимается польская федерация сельского туризма «Гостевые хозяйства». Эта же организация принимает решения об ее корректировке.

Требования по категоризации определяют технические условия оборудования здания или комнаты, объем услуг и удобств, а также возможности интересного проведения свободного времени [1].

Мировой опыт показывает, что сельский туризм выгоден как местным предпринимателям и сельским жителям, так и органам власти, поскольку развитая туристическая инфраструктура оказывает благоприятное воздействие на экономическую жизнь территорий, позволяет увеличить налоговые сборы [14].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Концентрация производства и урбанизация вызывают естественную потребность проводить отдых в малоизмененной природной среде. Поэтому туристические потоки в значительной степени устремляются в такие районы, в которых производительные силы развиты относительно слабо, а природная среда подвергалась меньшим воздействиям [15, 16]. С этих позиций и следует рассматривать перспективы развития системы сельского туризма, который будет способствовать устойчивому и комплексному развитию сельских территорий.

В калужской области важнейшей предпосылкой для развития туризма и рекреации является складывающаяся благоприятная внешняя ситуация. В настоящее время регион граничит даже не с Московской областью, а непосредственно с Москвой, которая генерирует мощный поток туристов. Градостроительная деятельность по развитию московской агломерации и «Большой Москвы» является важнейшим социально-экономическим фактором, влияющим на темпы экономического роста и конкурентоспособность экономики области. Исследования процесса регионализации, проходящего в нашей стране, позволили получить результаты, отличающиеся новизной подходов.

Так, группой ученых, возглавляемой сопредседателем экспертного совета «Потенциал России» А. Крыловским, осуществлена научно-практическая работа «Индекс конкуренции регионов - полюса роста России» (2013 г.). Проведен анализ регионов страны, отличающихся наиболее высоким рейтингом, которые, по мнению сообщества экспертов, должны взять на себя ответственность за экономический рост Российской Федерации. Исследователи выделили следующие агломерации: Москва, Московская и Свердловская области, Санкт-Петербург, Республика Татарстан, Краснодарский и Красноярский края.

Калужская область не включена в «полюс роста», так как, по мнению исследователей, она является составной частью московской агломерации, а по оценке разносторонности и плотности социально-экономических связей в агломерации - они выступают как единое целое11.

Следует отметить, что градостроительная деятельность по развитию московской агломерации и «Большой Москвы» является важнейшим социально-экономическим фактором, который влияет на темпы экономического роста и конкурентоспособность экономики Калужской области.

Органы власти субъектов Федерации и экспертное сообщество должны решить вопросы использования логистической методологии и региональной экономики в целях стратегического планирования развития единой инфраструктуры Москвы и прилегающих областей, представляющие собой основу перспективной социально-экономической деятельности [17]. Столица выступает источником потока отдыхающих, которые являются потребителями всего комплекса туристических и рекреационных услуг.

На территории Калужской области имеются инновационные ядра, которые смогут обеспечить конкурентоспособность туристической индустрии, ее динамичное развитие.

Основные перспективные инновационные зоны в развитии туризма и рекреации связаны в области со способами интерпретации среды, соединения природы и культуры. Именно такой средовой подход может стать отличительным признаком индустрии туризма и рекреации на территории региона.

Целью осуществления мероприятий по созданию

11 Скляров И. Вытянут ли «полюса роста» всю Россию // Экономика и жизнь. 2013. № 42. URL: http://www.eg-online. ru/article/228637.

условий для инвестиционной привлекательности и развития туристско-рекреационного комплекса является организация туристского рынка, удовлетворяющего потребности российских и иностранных граждан в качественных туристских услугах. Достижение поставленной цели обеспечивается решением задач по привлечению дополнительных инвестиционных средств, включая инвестиционные банковские кредиты и собственные средства инвесторов в туристско-рекреационный комплекс Калужской области [18].

Возникает потребность в поиске новых направлений сельского туризма, который возможен только на основе инноваций, в том числе в сложившейся сельской социально-экономической территориальной системе.

По сравнению с 2009 г. в 2014 г. в области поток туристов увеличился практически в 2 раза и составил свыше 1 млн туристов12.

В то же время в регионе отсутствует нормативная правовая база, регламентирующая осуществление деятельности этого перспективного направления индустрии туризма. В Российской Федерации до сих пор не устранено противоречие между понятиями «агропромышленный комплекс», «сельское хозяйство» и «индустрия туризма», «сельский туризм».

Для формирования системы сельского туризма в регионах необходимо разработать соответствующую понятийную базу, необходимые стандарты и регламенты, а также рекомендации для подготовки кадров, отличающихся компетентностью и креативностью [14-16].

Ситуация в сельском туризме отражает положение дел в индустрии туризма Российской Федерации. В 2014 г. десятки тысяч российских туристов после прибытия по заранее оплаченным путевкам в чужую страну узнали, что туроператоры обанкротились, а деньги не были перечислены отелям, поэтому люди оказались на улице. Только в июле за считанные дни были закрыты восемь крупнейших туристических компаний.

В настоящее время руководство субъектов Федерации зачастую увлекается масштабными проектами, например «Этномир» в Калужской области. Но не следует путать объекты вложений крупного капитала, которые интересны и престижны для властных структур регионов, с развитием сельского

12 Портал органов власти Калужской области. URL: http: www admoblkaluga.ru/main.

туризма, основу которого составляют представители малого бизнеса, так как именно они обеспечивают максимальное вовлечение жителей села в предпринимательскую деятельность, формируют «средний класс», тот самый «социальный тонус» устойчивого, комплексного развития сельских территорий.

Недопонимание ситуации и низкий профессионализм мешают устойчивому развитию сельского туризма и порождают новые проблемы, к основным из которых можно отнести [19, 20]:

низкое качество сервиса и уровня гостеприимства на местах;

ненадлежащее обеспечение безопасности туристов;

- отсутствие должного регулирования ценовой политики в сфере сельского туризма;

недостаточное обеспечение продвижения туристических продуктов и др.

В настоящее время существует определенное недоверие к органам власти регионов. Именно этим можно объяснить тот факт, что официально в стране зарегистрировано свыше 1,5 тыс. сельских гостевых домов, однако, по мнению ведущих экспертов, их насчитывается свыше 4 тыс.

Одним из стратегических средств, способных придать экономике Российской Федерации гибкость, маневренность и мобильность, является развитие

малого предпринимательства, которое легко адаптируется к постоянно изменяющимся внешним и внутренним факторам рыночных отношений, конструктивно реагирует на различные проблемы и вызовы.

В последние годы в мире активизировалась деятельность по становлению системы сельского туризма. Основная часть хозяйствующих субъектов, занятых в этом секторе туризма, относится к малым предприятиям (крестьянские (фермерские) хозяйства, кооперативы и пр.), что открывает значительные перспективы для развития потенциала малого предпринимательства в сфере торговли, гостиничного и ресторанного бизнеса, транспортных и других услуг.

На сельских территориях Российской Федерации туризм получил свое развитие, и появилась определенная тенденция позитивных изменений. Наблюдается увеличение количества усадеб для приема туристов, туристического потока на загородных территориях, предпринимателей, занятых в этом виде деятельности. Органы власти начинают осознавать, что сельский туризм имеет большое значение для развития агропромышленного комплекса и сохранения сельских территорий регионов. Им необходимо преодолеть комплекс проблем, которые препятствуют развитию в Российской Федерации малого предпринимательства в сельском туризме.

список литературы

1. КрутиковВ.К., ГворысВ., Дорожкина Т.В. Инновации в развитии индустрии туризма региона. Калуга: Прайт-К, 2013. 188 с.

2. КозловВ.В., Мерзлое А.В. Методические рекомендации по разработке планов и программ устойчивого развития сельских территорий. М.: Росинформагротех, 2005. 148 с.

3. Леонова Н.В. Новые направления развития сельских территорий в Евросоюзе // Никоновские чтения. 2007. № 12. С. 568-570.

4. Узун В. Аграрная реформа в России: мифы и реальность // Вопросы экономики. 2008. № 10. С.139-148.

5. Лазовский В.В. Саморазвитие сельских территорий - важная составляющая продовольственной безопасности страны (Методология построения системы). М.: Росинформагротех, 2004. 468 с.

6. Чайка В.П., Леонова Н.В. Политика устойчивого развития сельских территорий ЕС // Международный сельскохозяйственный журнал. 2008. № 1. С. 3-9.

7. Черников Г.П. Экономика Франции: традиции и новейшие тенденции. М.: Российская политическая энциклопедия. 2002. 416 с.

8. Смоленцев К.Ю. Проблемы управления инвестиционными процессами: зарубежный опыт и современная Россия. М.: Дэллина, 2003. 213 с.

9. Папцов А.Г. Экономика аграрного сектора развитых стран в условиях мирового продовольственного кризиса. М.: Гриф и К, 2009. 288 с.

10. Евстигнеев Р., Евстигнеева Л. Стратегия выхода России из кризиса // Вопросы экономики. 2009. № 5.

11. Бондаренко Л.В. Интегральная оценка уровня жизни сельского и городского населения. М.: Гриф и К, 2009. 88 с.

12. Бондаренко Л.В. Проблемы развития сельских территорий // АПК: экономика, управление. 2009. № 12. С. 24-31.

13. Зыкова Н.В., Иконникова О.В., Кононов О.Д. Диверсификация сельской экономики: проблемы и перспективы // Российское предпринимательство. 2011. № 11-2. С. 151-155.

14. Мешков В. Государственные институты развития и диверсификации // Экономист. 2011. № 1. С. 42-54.

15. УшачевИ.Г. Устойчивое развитие агропродовольственного сектора: основные направления и проблемы // АПК: экономика, управление. 2006. № 4. С. 5-10.

16. Петренко И.Н. Экономическая безопасность России: денежный фактор. М.: Маркет ДС, 2003. 240 с.

17. Акаев А.А. Современный финансово-экономический кризис в свете теории инновационно-технологического развития экономики и управления инновационным процессом. М.: ЛИБРОКОМ, 2010. С. 46-49.

18. Артамонов А.Д. Калужский вектор. Опыт развития региона. М.: Книжный мир, 2011. 347 с.

19. БуздаловИ.Н. Перекачка как отражение социально-экономической ущербности аграрной политики // Вопросы экономики. 2009. № 10. С. 121-130.

20. ШушкевичЮ.А. Восточный шанс. Русско-японская война 1904-1905 гг. в ретроспективе исторического выбора. М.: Спутник+, 2005. 580 с.

С.47-50.

ISSN 2311-8733 (Online) ISSN 2073-1477 (Print)

Recreation and Tourism

IMPLEMENTING THE IDEAS OF IMPORT SUBSTITUTION POLICIES, INVOLVING THE POTENTIAL OF RURAL TOURISM

Valerii K. KRUTIKOV*, Tat'yana V. DOROZHKINAb, Elena A. KOSTOGRYZOVAc

a Institute of Management, Business and Technology, Kaluga Branch of Financial University under Government

of Russian Federation, Kaluga, Russian Federation

[email protected]

b Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russian Federation [email protected]

c Institute of Management, Business and Technology, Kaluga, Russian Federation [email protected]

* Corresponding author

Article history:

Received 25 February 2015 Received in revised form 27 March 2015 Accepted 14 May 2015

JEL classification: D60, F20, H80, J23, J43, O15, O18, R23

Keywords: tourism, effect, recreation, hospitality, service

Abstract

Importance The article focuses on specifics of developing the Russian tourism market, which is formed concurrently with the weakening ruble, sanctions imposed and challenges in the economic development of the country.

Objectives The objectives of the research are to determine the main approaches to developing global tourism, and apply positive practices for addressing the issues of socio-economic development of the Russian rural areas for import substitution purposes.

Methods We used abstraction, logic, monographic, economic, statistical, estimation and constructive methods, etc.

Results We prove that the current circumstances provide unique opportunities for breakthrough in setting up the single tourism industry in rural areas of Russia. We articulate practical recommendations for forming the appropriate conceptual framework, standards, regulations and competence in training creative staff. The article analyzes the experiences of China, Portugal and Poland in rural tourism and determines the issues impeding dynamic growth of the Russian rural tourism. Conclusions and Relevance The research will allow improving the socio-economic relationships arising from sustainable and mixed-use development of rural economy in the current circumstances.

© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015

References

1. Krutikov V.K., Gvorys V., Dorozhkina T.V. Innovatsii v razvitii industrii turizma regiona [Innovation in the tourism development in the region]. Kaluga, Prait-K Publ., 2013, 188 p.

2. Kozlov V.V., Merzlov A.V. Metodicheskie rekomendatsii po razrabotke planov i programm ustoichivogo razvitiya sel 'skikh territorii [Methodological recommendations on outlining plans and programs for sustainable development of rural areas]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2005, 148 p.

3. Leonova N .V. Novye napravleniya razvitiya sel 'skikh territorii v Evrosoyuze [New directions of development of rural areas in the EU]. Nikonovskie chteniya = The Nikonov Readings, 2007, no. 12, pp. 568-570.

4. Uzun V. Agrarnaya reforma v Rossii: mify i real'nost' [The agrarian reform in Russia: myths and reality]. Voprosy Economiki, 2008, no. 10, pp. 139-148.

5. Lazovskii V.V. Samorazvitie sel 'skikh territorii - vazhnaya sostavlyayushchayaprodovol 'stvennoi bezopasnosti strany (metodologiya postroeniya sistemy) [Self-development of rural areas as an important component of the country's food security (the methodology for setting up a system)]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2004, 468 p.

6. Chaika V.P., Leonova N.V. Politika ustoichivogo razvitiya sel'skikh territorii ES [The policy of sustainable development of rural territories in the EU]. Mezhdunarodnyi sel 'skokhozyaistvennyi zhurnal = International Agricultural Journal, 2008, no. 1, pp. 3-9.

7. Chemikov G.P. Ekonomika Frantsii: Traditsii i noveishie tendentsii [The economy of France: traditions and the latest trends]. Moscow, Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya Publ., 2002, 416 p.

8. Smolentsev K.Yu. Problemy upravleniya investitsionnymi protsessami: zarubezhnyi opyt i sovremennaya Rossiya [Issues of managing the investment processes: foreign experience and modern Russia]. Moscow, Dellina Publ., 2003, 213 p.

9. Paptsov A.G. Ekonomika agrarnogo sektora razvitykh stran v usloviyakh mirovogo prodovol 'stvennogo krizisa [Economics of agricultural sectors in developed countries, and the global food crisis]. Moscow, Grif i K Publ., 2009, 288 p.

10. Evstigneev R., Evstigneeva L. Strategiya vykhoda Rossii iz krizisa [The strategy for overcoming crisis in Russia]. Voprosy Economiki, 2009, no. 5, pp. 47-50.

11. Bondarenko L.V. Integral'naya otsenka urovnya zhizni sel'skogo i gorodskogo naseleniya [An integrated assessment of the standard of living of rural and urban population]. Moscow, Grif i K Publ., 2009, 88 p.

12. Bondarenko L.V. Problemy razvitiya sel'skikh territorii [Issues of developing rural areas]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2009, no. 12, pp. 24-31.

13. Zykova N.V., Ikonnikova O.V., Kononov O.D. Diversifikatsiya sel'skoi ekonomiki: problemy i perspektivy [Diversification of rural economy: problems and prospects]. Rossiiskoe predprinimatel'stvo = Russian Journal of Entrepreneurship, 2011, no. 11-2, pp. 151-155.

14. Meshkov V. Gosudarstvennye instituty razvitiya i diversifikatsii [Governmental institutions of development and diversification]. Ekonomist = Economist, 2011, no. 1, pp. 42-54.

15. Ushachev I.G. Ustoichivoe razvitie agroprodovol'stvennogo sektora: osnovnye napravleniya i problemy [Sustainable development of the agricultural production sector: main trends and problems]. APK: ekonomika, upravlenie = AIC: Economy, Management, 2006, no. 4, pp. 5-10.

16. Petrenko I.N. Ekonomicheskaya bezopasnost'Rossii: denezhnyifactor [The economic security of Russia: a monetary aspect]. Moscow, Market DS Publ., 2003, 240 p.

17. Akaev A.A. Sovremennyifinansovo-ekonomicheskii krizis v svete teorii innovatsionno-tekhnologicheskogo razvitiya ekonomiki i upravleniya innovatsionnymprotsessom [Modern financial and economic crisis in terms of the theory of innovative and technological development of economy and innovation process management]. Moscow, LIBROKOM Publ., 2010, pp. 46-49.

18. Artamonov A.D. Kaluzhskii vektor. Opyt razvitiya regiona [The Kaluga vector. Experience in the region's development]. Moscow, Knizhnyi mir Publ., 2011, 347 p.

19. Buzdalov I.N. Perekachka kak otrazhenie sotsial'no-ekonomicheskoi ushcherbnosti agrarnoi politiki [Swapping as a reflection of social and economic inferiority of the agrarian policy]. Voprosy Economiki, 2009, no. 10, pp. 121-130.

20. Shushkevich Yu.A. Vostochnyi shans. Russko-yaponskaya voina 1904-1905gg. v retrospektive istoricheskogo vybora [The Eastern chance. The Russo-Japanese War of 1904-1905 in a retrospective view on a historical choice]. Moscow, Sputnik+ Publ., 2005, 580 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.