Научная статья на тему 'Сельский туризм: классификации и особенности организации'

Сельский туризм: классификации и особенности организации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
11430
1358
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
RURAL TOURISM / TYPES OF RURAL TOURISM / THE ORGANIZATION SYSTEM OF RURAL TOURISM

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Полякова Ирина Леонидовна, Григорьева Мария Петровна

Предметом исследования, представленного в статье, является сельский туризм как специальный вид туризма, имеющий особенности развития и организации. В статье рассматриваются подходы к понятию «сельский туризм», составлена иерархия признаков классификации сельского туризма с выделением типа и категории туризма, а также типа территории и функционального вида туризма. В рамках изучения классификаций видов сельского туризма представлена его комплексная система основных и дополнительных услуг. Предложена система организации сельского туризма, базирующаяся на моделях его развития (организация и создание специальных крупных и средних сельских туристических объектов, сельских туристических сетей, государственных и частных сельскохозяйственных объектов). Подробно описаны особенности организации сельского туризма (подбор персонала, организация системы приёма, проживания и питания туристов, предоставление развлекательных и дополнительных услуг, обеспечение безопасности туристов, разрешение конфликтных ситуаций). Рассмотрена специфика маркетинга услуг сельского туризма (организация системы продвижения услуг сельского туризма, исследование потребительских предпочтений, разработка оптимального механизма ценообразования и пр.). Выделены преимущества и недостатки развития сельского туризма в Российской Федерации, определены перспективы развития данного вида туризма. Представленные в статье особенности организации сельского туризма могут быть полезными для представителей туристского бизнеса, региональных и муниципальных органов власти, а также для исследователей, изучающих сельский туризм с организационной и экономической стороны. Дальнейшей перспективой исследования является разработка механизма развития сельского туризма на локальном уровне, а также оценка социально-экономической эффективности развития данного вида туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Полякова Ирина Леонидовна, Григорьева Мария Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RURAL TOURISM: CLASSIFICATION AND PECULIARITIES OF ORGANIZATION

The article is focused on the rural tourism. It is type of tourism with specific features of development and organization. The article considers approaches to the concept of "rural tourism". The authors elaborate a hierarchy of signs of the rural tourism classification by the type and category of tourism, as well as by the types and functional form of tourism. As part of the study of agricultural tourism classifications, a complex system of basic and additional services of rural tourism is presented. The authors propose the system of rural tourism organization based on rural tourism development models. They include creation of special large and medium-sized rural tourism facilities, organization and creation of rural tourist networks, creation of public and private agricultural facilities. The article descript in detail the organization of rural tourism features, namely the personnel selection, the organization of the tourists reception, the organization of accommodation and food for tourists, the entertainment and additional services, ensuring the safety of tourists, conflict mitigation. The authors also consider services marketing peculiarities of rural tourism, among them the organization of the promotion system of rural tourism services, the study of consumer preferences, the development of an optimal pricing mechanism, etc. The advantages and disadvantages of the rural tourism development in the Russian Federation are revealed, and prospects for the development of this type of tourism are determined. The article present the features of the rural tourism organization that can be useful for representatives of the tourist business, regional and municipal authorities, as well as for researchers studying rural tourism from the organizational and economic sides. A further prospect of the research is the creating a development mechanism of rural tourism at the local level, and the socioeconomic efficiency assessment of the development of this type of tourism.

Текст научной работы на тему «Сельский туризм: классификации и особенности организации»

УДК 338.48:63 Р01: 10.22412/1995-042Х-11-5-3

ПОЛЯКОВА Ирина Леонидовна

Оренбургский государственный университет (Оренбург, РФ);

кандидат экономических наук, доцент;

[email protected]

ГРИГОРЬЕВА Мария Петровна

Оренбургский государственный университет (Оренбург, РФ);

магистрант; [email protected]

Сельский туризм: классификации и особенности организации

Предметом исследования, представленного в статье, является сельский туризм как специальный вид туризма, имеющий особенности развития и организации. В статье рассматриваются подходы к понятию «сельский туризм», составлена иерархия признаков классификации сельского туризма с выделением типа и категории туризма, а также типа территории и функционального вида туризма. В рамках изучения классификаций видов сельского туризма представлена его комплексная система основных и дополнительных услуг. Предложена система организации сельского туризма, базирующаяся на моделях его развития (организация и создание специальных крупных и средних сельских туристических объектов, сельских туристических сетей, государственных и частных сельскохозяйственных объектов). Подробно описаны особенности организации сельского туризма (подбор персонала, организация системы приёма, проживания и питания туристов, предоставление развлекательных и дополнительных услуг, обеспечение безопасности туристов, разрешение конфликтных ситуаций). Рассмотрена специфика маркетинга услуг сельского туризма (организация системы продвижения услуг сельского туризма, исследование потребительских предпочтений, разработка оптимального механизма ценообразования и пр.). Выделены преимущества и недостатки развития сельского туризма в Российской Федерации, определены перспективы развития данного вида туризма.

Представленные в статье особенности организации сельского туризма могут быть полезными для представителей туристского бизнеса, региональных и муниципальных органов власти, а также для исследователей, изучающих сельский туризм с организационной и экономической стороны. Дальнейшей перспективой исследования является разработка механизма развития сельского туризма на локальном уровне, а также оценка социально-экономической эффективности развития данного вида туризма.

Ключевые слова:

сельский туризм, виды сельского туризма, система организации сельского туризма

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Введение. Разнообразие туристских и рекреационных потребностей обусловливает развитие большого количества видов и направлений развития туризма. Среди специализированных видов выделяются как уже привычные спортивный, образовательный, лечебно-оздоровительный, экстремальный, сельский туризм, так и более экзотичные -научный, гастрономический, орнитологический и пр. Россия имеет богатый ресурсный потенциал для развития фактически всех видов туризма [14]. Одним из перспективных направлений является сельский туризм (агро-туризм, зелёный туризм), который оказывает эффективное воздействие на экономическое и социальное развитие сельской территории, а также предоставляет туристам возможность познакомиться с сельским бытом, принять участие в традиционных занятиях жителей, провести время на природе и др.

В настоящее время сельский туризм набирает обороты довольно большими темпами и во многих зарубежных странах привлекает значительную часть туристов. Развитие сельского туристического хозяйства напрямую зависит от социально-экономических условий, состояния инфраструктуры и привлекательности определённого туристического региона.

В связи с настоящими изменениями предпочтений потребителей рекреационных услуг формируется спрос на новые виды туристических продуктов, которые ранее не были задействованы, либо мало использовались в жизненной практике. К числу таких продуктов можно отнести ресурсы сельских территорий, которые являются достаточно новым направлением для России.

В связи с целым комплексом, которым представлен возможный отдых на территории сельских местностей, отдельной научной и практической проблемой является определение самого понятия «сельский туризм», а также выявление его особенностей.

Методология

Анализ научной и периодической лите-

ратуры позволил выделить примеры трактовки понятия сельского туризма:

1) сельский туризм - путешествие и отдых горожан на сельских территориях в гостевых домах, созданных сельской семьёй, имеющей собственную сельскую территорию и расположенную на ней усадьбу, представляющая в общем фермерское хозяйство. Именно сельская семья в данном случае обеспечивает проживание, питание и знакомство с местными сельскими достопримечательностями [11];

2) сельский туризм - путешествие за пределами городской жизни в пределах местности с малой численностью населения [8];

3) сельский туризм - отрасль туристического бизнеса, главной особенностью которого являются рекреационные виды деятельности на природе, например, фотографирование и наблюдение за природой, рыбалка и охота, спортивная и приключенческая деятельность1

4) сельский туризм - это комплекс различных услуг, включающих в себя проживание, организацию туристических походов, предусматривающее непосредственное участие туриста в жизни сельского населения [9];

5) сельский туризм - это целенаправленное путешествие туристов на сельской территории, включающее в себя ряд таких услуг как: отдых, проживание, организация экскурсионного обслуживания и спортивных мероприятий, а также целый ряд активных видов туризма2.

Таким образом, сельский туризм - это специализированный вид туризма, включающий в себя элементы организованного и неорганизованного отдыха путешественников на сельской территории с целью их приобщения к местной природе, образу жизни населения и ознакомления с местными этнокультурными

1 Всемирная туристская организация при ООН (ЮНВТО). URL: http://www2.unwto.org/ru/home (Дата обращения: 28.09.2016).

2 Национальная ассоциация организаций сельского туризма. URL: www.naturs.ru (Дата обращения: 28.09.2016).

комплексами и их ценностями.

На основе представленных понятий можно сказать о том, что привлекательными чертами сельского туризма является его уютная атмосфера, чистая природа и воздух, натуральные продукты, а также тихая и умиротворённая жизнь. Особенно удобен такой вид отдыха для тех туристов, которые по различным причинам не могут позволить себе другие виды туризма. Также данный вид туризма пользуется спросом у такого сегмента потребителей как родители с детьми, бабушки, дедушки и внуки: взрослые стремятся показать детям сельский быт, дать возможность пообщаться с животными, увидеть, как растут овощи и фрукты, и пр. Как правило, данный вид туризма позволяет городским жителям приобщаться к традициям и жизненному укладу сельских жителей. Сельский туризм позволяет городскому жителю отдохнуть от динамичного ритма жизни, сменить обстановку на более спокойную, пообщаться с природой.

Актуальность этого вида туризма обуславливается его воздействием, как на экономическое, так и на социально-демографическое развитие сельских территорий. Развитие сельского туризма является дополнительным драйвером для экономики сельского хозяйства, прежде всего, за счёт диверсификации агропроизводства, увеличения доли экопро-дукции, повышения уровня доходов фермеров, в целом благосостояния сельского населения.

Как было отмечено выше, такой вид туризма как сельский включает в себя совокупность различных видов туризма, которые осуществляются в сельских территориях и включают деятельность лиц, непосредственно путешествующих здесь и пребывающих не только с целью отдыха, но и с другими целями. В группе сельского туризма выделяют такие виды туризма как аграрный, экологический и туризм с целями охоты. Можно составить полноценную последовательность признаков классификации сельского туризма.

На рис. 1 представлена иерархия признаков классификации сельского туризма (тип

туризма, категория туризма, тип территории, функциональный вид туризма).

Таким образом, сельский туризм может проходить в рамках внутреннего (жители страны посещают сельские территории своей страны), въездного (иностранные граждане потребляют услуги сельского туризма на территории какой-либо страны) и выездного туризма (жители какой-либо страны выезжают в другую страну в рамках сельского туризма).

Указанные типы туризма по-разному сочетаются между собой, образуя категории туризма: туризм в пределах страны; национальный туризм; международный туризм. Функциональная классификация видов туризма определяется целью поездок, указанные на рисунке виды туризма могут быть напрямую связаны с сельским (экологический, оздоровительный, рекреационный, спортивный, культурно-познавательный, этнический, образовательный и другие).

В социально-экономическом плане миссия сельского туризма решает ряд целых задач [3, 4, 10, 12]: обеспечение социально-экономического развития сельских территорий за счёт относительно нетрадиционных видов деятельности; создание и увеличение рабочих мест (обеспечение занятости населения); сплочение жителей сельских территорий, снижение оттока молодёжи с сельских территорий (сокращение процесса урбанизации в сельских территориях; сохранение и популяризация традиционного сельского уклада, ремёсел, способов возделывания земли и пр.; возрождение национальных традиций, обычаев, национальной культуры; решение экологических проблем, связанных с охраной природы; развитие сельской инфраструктуры; создание и активное функционировал туристических предприятий в удалённых, малонаселённых и неиндустриальных районах и регионах и др.

Сельский туризм имеет важное место в сфере туристической деятельности, динамично развиваясь и принося неплохие доходы. В России же данная сфера туризма только начи-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

нает набирать обороты, и поэтому многие имеющиеся ресурсы сельских территорий, а именно климатические, природные, культурные используются не в полной мере. Ведь именно данный вид туризма предполагает использование потенциалов сельских территорий, а также создание, продвижение и реа-

лизацию комплексного сельского туристического продукта. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о том, сельский туризм, с имеющимися в нём ресурсами, потенциалом, вполне может стать важным фактором экономического, культурного и социального развития отдельных территорий страны.

Тип туризма

Категория туризма

Тип территории

Внутренний

В пределах страны

н р

а р

Въездной

Выездной

Национальный

Сельский

й

ы

н

ь

л

й е

и т

к и

с со

е о

Т р

и о

г о д з

л о о

к о

т н

ю

е

Т

е

ы н н о

и ц

а

е р

к е

о.

ы н

со

р о

С

ы н ь л е т а

со

а н з о п

о

н р

у

т ь

л у

К

к с е

т

и н т

т

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ы н ь л е т а

со

о з

а р

ю

о

Международный

Рис. 1 - Иерархия признаков классификации сельского туризма

Рис. 2 - Классификация видов сельского туризма

Полученные результаты

Как любой вид туризма, сельский туризм базируется на ресурсной базе, основу которой составляют природные ресурсы, так или иначе используемые в сельском хозяйстве (сельско-

хозяйственные угодья, приусадебные участки, фермерские строения и пр.)

Особенно важно для изучения особенностей организации сельского туризма рассмотреть такие классификационные признаки

как средство размещения и характер отдыха туристов (рис. 2).

Помимо рассмотренных классификационных признаков, некоторые авторы выделяют такой признак как «Принадлежность и виды транспорта»: собственные или арендованные транспортные средства различных видов.

На развитие сельского туризма влияют некоторые факторы, такие как природно-климатические, социально-экономические, экономико-географические, социальные, организационные, экологические и пр. Основной целью развития сельского туризма на территории РФ является формирование конкурентоспособности и высокого дохода от данной сферы при полном использовании имеющихся ресурсов сельских регионов, их

сохранение, воспроизводство и сбережение.

Учёт факторов, положительно и отрицательно влияющих на развитие сельского туризма и включение в хозяйственную деятельность максимум ресурсов - это основа формирования турпродукта сельского туризма.

Ведение сельского бизнеса занятие сложное, предполагающее в первую очередь наличие предпринимательских качеств и ответственности со стороны организатора данных услуг, а также упорство, настойчивость и желание быть вовлечённым в весь процесс. Туристический продукт - ряд услуг, которые предоставляют предприятия туристско-экскурсионного комплекса, исходя из цели поездки.

На рис. 3 представлена комплексная система услуг сельского туризма.

Рис. 3 - Комплексная система услуг сельского туризма

Сельский туризм как отдельный вид туристического бизнеса имеет свои особенности организации [1, 5, 13]:

1) сельский туризм условно является одним из самых экономичных видов туристического бизнеса, в котором, как правило, нет

особых затрат на содержание штата сотрудников, нет большого хозяйства, только небольшие затраты на сезонный ремонт и различного рода работ;

2) ресурсная база и сама специфика сельского туризма обусловливает возмож-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

ность создания тихой и уютной атмосферы, то есть клиент не турист, а гость. Это позволяет формировать постоянную клиентуру, которая выбирает отдых в сельской местности ежегодно;

3) относительная безопасность вкладываемых инвестиций в сельском туризме, так как здесь инвестиции для хозяина будут осуществляться в собственное дело. Однако если речь идёт о заёмных средствах, необходимо производить оценку рисков, для того, чтобы обеспечить загрузку и эффективное использование инфраструктуры;

4) основным направлением обеспечения эффективного функционирования сельского гостевого хозяйства является соотношение «цена-качество», которое либо позволяет удерживать конкурентоспособные цены относительно низкие цены, либо обосновывать повышение цены за счёт улучшения качества. Ценовой фактор является одним из самых важных при формировании потребительского спроса. Если цена за услуги гостевого дома будет конкурентоспособной, а условия проживания и питания будут на достойном

уровне для данной цены, то нет оснований полагать, что предлагаемые услуги не будут пользоваться спросом.

В рамках законодательства РФ организацией гостевых домов могут заниматься граждане, имеющие в своей собственности жилые помещения, предназначенные размещения и питания путешественников. Причём предоставление жилых помещений гостям никаким образом не будут препятствовать основному роду деятельности граждан. Для гостя вполне достаточно занять чистое помещение и питание, что может организовываться в течение дня, в свободное время, либо в вечернее членами семьи, предоставляющих проживание туристу. Для занятия таким видом бизнеса можно зарегистрироваться как индивидуальным предпринимателем, так и создать юридическое лицо.

Система организации сельского туризма включает в себя такие составляющие как определение модели развития сельского туризма и управление сельским туристическим хозяйством (рис. 4).

Модели развития сельского туризма

Создание специальных крупных и средних сельских туристических объектов

Организация и создание сельских туристических сетей

Создание государственных и частных сельскохозяйственных объектов

Подбор обслуживающего персонала Организация системы приёма туристов Организация проживания туристов Организация питания туристов

1 к /1 1^ 1 ь

1

Управление сельским туристическим хозяйством

' г 1 г 1 г 1

Предоставление услуг досуга и анимации

Дополнительные услуги сельских хозяйств

Организация

системы безопасности проживания

Разрешение конфликтов и спорных ситуаций

о;

х

О)

I X I-

2С О.

го

5

X

и

X

I

II ^

со го о.

с >-

5

Организация

системы продвижения услуг сельского туризма

Исследование потребительских предпочтений

Разработка оптимального механизма ценообразования

Рис. 4 - Система организации сельского туризма

В качестве моделей развития сельского могут выступать создание специальных крупных и средних сельских туристических объектов, организация и создание сельских туристических сетей, создание государственных и частных сельскохозяйственных объектов. Кроме того, вне зависимости от того, какая модель выбрана для развития, необходимо помнить о необходимости воспроизводства и создания историко-культурного наследия, а также иных элементов туристской индустрии, которые могут быть интересны для туристов, а также быть включены в туристский продукт сельского туризма.

Система управления сельским туристическим хозяйством включает в себя достаточно широкий перечень направлений работы, основные из которых представлены на рис. 4.

Одним из главных критериев качественной организации управления сельским гостевым хозяйством, конечно же, является обслуживающий персонал. В отличие от обычных городских гостиниц, персонал сельских гостевых домов может варьироваться от 2 до 4-5 человек, все будет зависеть от площади, количества номеров и динамики прибытия самих туристов. Но, как и в любых гостиницах, к персоналу сельского хозяйства предъявляется ряд определённых требований.

Если в городских гостиницах есть определённая организационная структура, и каждый её работник выполняет конкретные функции, например, служба приёма и размещения, служба охраны, служба питания, то в случае сельских гостевых домов один работник может выполнять сразу несколько функций. К примеру, сама хозяйка может принимать, размещать и даже организовывать питание для прибывших туристов, а хозяин заниматься организацией работ с туроператорами, вести бухгалтерский учёт, выполнять хозяйственные функции и организовывать систему безопасности.

Также в обычных гостиницах персоналу уделяется достаточно большое внимание, особенное его подготовке, квалификации,

проводятся различные обучающие курсы, мастер-классы, а затем аттестация и проверка усвоенного материала. Но в РФ для сельских хозяйств такие мероприятия не проводятся, потому что сами хозяйства разобщены и не имеют достаточно материальных средств для того чтобы обучить свой персонал или пригласить специального мастера для обучения.

Кроме профессиональной квалификации, к персоналу сельского туристического хозяйства предъявляются требования к их физическому состоянию. Также весь персонал должен знать определённые базовые навыки по оказанию первой медицинской помощи, правила пожаротушения и эвакуации.

В случае работы с иностранными туристами желательно, чтобы персонал имел какие-то основы знаний иностранных языков. Если кто-то из персонала владеет иностранным языком, то это будет обеспечивать наиболее тесное общение с хозяевами дома.

Как правило, в любой гостинице и даже в сельских хозяйствах, приём туриста начинается с его регистрации как гостя, а также при работе хозяев дома необходимо учитывать работу учёта вновь прибывших туристов. Для этого хозяевам гостевого дома можно разработать специальный бланк регистрации гостя, который будет включать в себя дату, время прибытия, фамилию, имя, отчество, реквизиты паспорта, закреплённые подписью туриста. Копия такого бланка будет также предоставлена гостю.

После заполнения бланка, работники гостевого дома должны проинформировать вновь прибывших о правилах проживания, а также о требованиях по пожарной безопасности. Также гостю должна предоставляться информация о культурных мероприятиях, транспортной схеме и местных условиях.

Организация размещения туристов - это главная услуга, которую предоставляют все предприятия размещения. Главными критериями проживания является комфорт и удобство, а именно, комнаты, в которых будут проживать прибывшие гости должны быть чи-

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

стыми и не иметь неприятных запахов. Все помещения гостевого дома должны соответствовать требованиям санитарных и противопожарных норм. Чем комфортнее выглядит помещение, тем более высокую цену оно будет иметь.

В случае организации сельского туризма могут иметь место два варианта:

- расселение в комфортных условиях, приближенных к уровню стандартных, комфортных гостиниц (горячая вода, душ, туалет и прочее);

- расселение в условиях, максимально приближенных к реальным условиям проживания в сельской местности.

Для того чтобы ожидания туриста совпадали с конкретным реальным предложением, владельцы гостевых домов должны предупреждать туристов об условиях проживания.

Организация питания туристов также является важным элементом туристского продукта. На больших предприятиях размещения с большим потоком гостей не всегда возможно учесть вкусы каждого, в этом и состоит преимущество сельских домов. Поэтому существуют определённые правила организации системы питания для сельских туристов: необходимо узнать о пожеланиях гостя, не будет ли пища зависеть от его веры, также необходимо об аллергических реакциях; заранее согласовать с гостем меню; необходимо предоставить информацию о фирменных блюдах в меню. Некоторые гостевые дома работают по принципу «что на столе у хозяев -то и у гостей», кроме того актуально предлагать сезонное меню, из местных продуктов. Это важное отличие сельского туризма от других видов туризма, возможность создать привлекательную возможность для продвижения своего турпродукта. Для подачи блюд также необходимо разработать правила этикета и подачи блюд.

Обеспечение безопасности проживания также является неотъемлемой задачей любого предприятия размещения, в том числе сельского гостевого дома. В данном критерии

можно выделить ряд факторов потенциальной опасности сельских гостевых домов в РФ, к ним относятся:

- личная и имущественная безопасность, в данном случае заранее необходимо предупредить гостя о криминогенных ситуациях на территории, селе (правонарушения, эпидемии клеща и т.д.);

- опасности при проживании, т.е. необходимо предупредить о возможном отключении воды, электроэнергии как в доме, так и в населённом пункте;

- питание, предупреждение о возможности недоброкачественных продуктов.

Организация системы безопасности также во многом зависит от внутренних и внешних факторов. Внутренние факторы зависят от самих хозяев гостевого дома, например, несоблюдение санитарно-гигиенических норм, противопожарной безопасности и пр. Внешние факторы, как правило, не зависят от владельцев, например, политическая, социально-экономическая среда ведения бизнеса.

Обеспечение безопасности собственности может быть достигнуто благодаря страхованию, за счёт которого может возмещаться как нанесённый физический, так и моральный ущерб.

Отдельного внимания заслуживают вопросы разрешения конфликтов и спорных ситуаций. Гость - это потребитель, который платит за комфортное пребывание, питание и качественное предоставление услуг. В туристической индустрии различаются околоконфликтные и конфликтные ситуации. Конфликтные ситуации могут возникать из-за чрезмерного требования самого гостя. В таком случае владельцы относятся к гостю очень внимательно и проявляют завидное гостеприимство. Околоконфликтные ситуации возникают из-за различий между ожиданиями и впечатлениями гостя (стоимость услуг оказалась слишком завышенной).

К основным услугам предприятий размещения входят услуги проживания и питания, остальные услуги относят к дополнитель-

ным: коммуникации и связь (телефонная связь, интернет); анимационные услуги (организация культурного досуга); экскурсионные услуги (услуги гида, переводчика).

Стоимость пакета услуг в индустрии сельских гостевых домов может зависеть от следующих факторов [2, 6]:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1) месторасположение гостиницы: те гостевые дома, которые расположены вблизи от автомагистралей, то есть находятся в зоне транспортной доступности пользуются наибольшим спросом среди туристов. Особенно популярно месторасположение в зоне с красивыми пейзажами и видами;

2) качество предоставляемых услуг: особое внимание туристы уделяют платным дополнительным услугам сельских гостевых домов. Чем качественнее предприятие соответствует всем планировочным, архитектурным, санитарно-гигиеническим характеристикам, тем будет выше цена на предоставляемые услуги.

3) квалификация персонала: особое внимание персонал должен уделять качественному оказанию услуг гостю, особенно дополнительных. Естественно, стоимость услуг, которые оказывает опытный и обученный персонал будут несколько выше. Чем лучше и внимательней персонал будет понимать нужды и потребности гостя, тем больше будет удовлетворений от проживания, питания и в общем, от всего путешествия.

4) сезонность прибытий: главным фактором в развитии предприятий сельского туристического бизнеса является сезонность. Наибольший поток туристов приходится в основном на весну и лето. Но сельский туризм имеет свою отличительную особенность в данном факторе. Прежде всего, этот вид туризма может предоставлять круглогодичный отдых, например, в выходные дни, каникулы, летние и зимние отпуска. Но цены в несезонные периоды должны быть несколько ниже, чем в период активного сезона.

И последним важным критерием этого этапа является маркетинг услуг сельских гостевых домов и управление их качеством.

Маркетинг для сельских туристических хозяйств, означает постоянное продвижение его услуг. Очень важно сделать данный процесс был эффективным, чтобы потенциальный клиент выбрал то или иное предприятие размещения, затратив минимум энергии и времени.

Также важным фактором обслуживания клиента является атмосфера заведения. Гость воспринимает атмосферу при помощи своих чувств, например, сенсорные ощущения: осязание, обоняние, слух, зрение. В том числе визуальные и слуховые аспекты: яркость, цвет, громкость; обонятельные и осязательные аспекты: мягкость, твёрдость, запах.

Таким образом, из выше проанализированного можно сделать вывод о том, что такой бизнес как сельский туризм и организация в нем гостеприимства имеет ряд конкурентных преимуществ, во-первых, это его соответствие мировой тенденции индивидуализации туристических услуг, во-вторых, удовлетворение индивидуальных потребностей и гибкий подход к реализации сельского туристического продукта, когда можно менять мероприятия, программы досуга и развлечений в зависимости от предпочтений туристов, а также от состояния климатических факторов.

Как известно, развитие любого вида туризма оказывает положительное воздействие на социально-экономическое развитие сельской территории, поэтому развитие индустрии туризма становится одной из приоритетных экономических задач нашего государства, особенно в рамках региональной экономики.

Российская Федерация имеет преимущества для развития сельского туризма:

- высокий природный и сельскохозяйственный потенциал регионов;

- наличие культурных и исторических памятников мирового назначения;

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

- наличие большого количества организаций, которые могут содействовать развитию сельского туризма.

Состояние сельского туризма в России и тенденции его развития, позволяют выделить ряд факторов, которые мешают его дальнейшему становлению:

- недостаточная поддержка сельского туризма как отдельной отрасли экономики;

- неразвитая законодательно-нормативная база;

- отсутствие комплексной системы стимулирования сельской туристической деятельности;

- плохо развитая туристская инфраструктура, в т.ч. и транспортная система;

- низкий уровень жизни сельского населения российских регионов;

- недостаточно эффективный механизм управления сельской сферой туризма;

- неблагоприятные климатические условия;

- терроризм, криминальная обстановка;

- недостаточно развитая инфраструктура сельских территорий;

- слабая система продвижения и информирования сельского продукта на внутреннем и международных рынках;

- отсутствие узнаваемого бренда;

- низкий уровень подготовки туристических кадров;

- низкий уровень инвестиций в развитие сельского туризма;

- отсутствие программ поддержки для сельской местности.

Сельский туризм нуждается в поддержке со стороны государства, причём, не столько в финансовой, сколько в правовой и организационной. Отсутствие государственной поддержки и регулирования может привести к негативным последствия, в том числе экологическим и экономическим.

Деятельность в сфере сельского туризма регулируется нормативно-законодательными актами: Конституцией РФ; Налоговым кодек-

сом РФ; Гражданским кодекс РФ; Федеральные законы от 29.12.2006 №264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства», от 11.06.2003 №74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве», от 7.07.2003 №112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве», от 18.06.2001 №78-ФЗ «О землеустройстве», от 24.07.2002 N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», от 04.05.2011 №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», от 24.11.1996 №132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации»; Федеральными целевыми программами «Устойчивое развитие сельских территорий на 2014 - 2017 годы и на период до 2020 года» и «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 -2018 годы)» .

Например, в рамках Федеральной целевой программы «Развитие внутреннего и въездного туризма в РФ на 2011-2018 годы» прорабатывают отдельные элементы развития сельского туризма, в том числе направленного на воссоздание сетей сельских туристических хозяйств и среды исторического наследия сельского туризма с помощью работы с инвесторами.

Однако нормативно-правовая база, специально регулирующая сельский туризм, в настоящее время отсутствует. Например, в Федеральном законе «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» нет понятия «сельский туризм» (специальное федеральное законодательство, регулирующее деятельность в области сельского туризма в РФ отсутствует).

Положительным моментом является то, что начинают появляться новые программы и проекты, направленные на положительную перспективу данного вида туристической деятельности. Например, действуют такие программы поддержки, как «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельской продукции, сырья и продовольствия 20082018 гг.», утверждённая в 2007 г. Правительством РФ. Данная программа направлена на

повышение уровня жизни сельских граждан, при помощи развития сельских территорий.

Также в 2008 г. появилась ассоциация «АгроТуризмАссоциация», задачей которой является установление и расширение взаимоотношений сельскими организациями, занимающихся сельским туризмом, а также установление деловых контактов. Кроме того, данной ассоциацией разрабатываются концепции развития отдельных сельских регионов страны, а также обучающие рекомендации для начинающих предпринимателей.

Но для увеличения доли малого и среднего бизнеса в роли сельского туризма, а в том числе и для комплексного развития сельских местностей, необходимо предпринять основной комплекс мероприятий для привлечения инвестиций в укрепление и развитие сельской инфраструктуры.

Также одной из важных задач государства является поддержка и стимулирование предпринимателей, а особенно местных сельских жителей, к занятию данным видом деятельности.

Список источников:

1. Акимова О.Е., Волков С.К. Особенности мотивации предпринимательской деятельности в сфере туризма в сельской местности // Региональная экономика: теория и практика. 2013. №40(319). С. 32-42.

2. Абряндина В.В. Развитие туризма на сельских территориях регионах России // Экономика, труд, управление в сельском хозяйстве. 2014. №3(20). С. 95-98.

3. Богданова С. Перед российским туризмом открываются новые горизонты // Туризм: практика, проблемы, перспективы. 2013. №10. С. 75.

4. Бадальянц С.В. Зарубежный опыт и отечественная практика развития сельского туризма // Образование и наука в современных условиях. 2015. №3. С. 184-186.

5. Бородин А.Н. Формирование механизма управления сельской туристской дестинацией: дисс. канд.экон.наук. Сочи, 2013. 162 с.

6. Волков С.К. Развитие агротуризма как фактор повышения конкурентоспособности сельской территории // Менеджмент в России и за рубежом. 2014. №3. С. 140-143.

7. Егорова Н.М. Рекреационный туризм на сельских территориях как элемент реабилитации людей с проблемами здоровья // Сборник трудов IV Международной научно-практической конференции. 2015. С. 54-58.

8. Яковенко Н.В. Сельские гостевые дома как перспективное направление развития агротуризма в Ивановской области // Современные проблемы сервиса и туризма. 2015. Т.9. №3. С. 83-90. DOI: 10.12737/12886.

9. Иощенко А.П. Развитие зелёного туризма в России. М.: КНОРУС, 2005. 234 с.

10. Курышева М.В. К вопросу о развитии туризма на сельских территориях // Академия профессионального образования. 2013. №3-4. С. 55-58.

11. Кусков А.С., Джаладян Ю.А. Основы туризма. М.: КНОРУС, 2008. 400 с.

12. Лежнин В.В. Перспективы развития сельского туризма в Республике Марий Эл // Российское предпринимательство. 2013. №17(239). С. 119-124.

13. Трофимова С.М. Территориальная организация сельского туризма в Байкальском регионе (на примере Республики Бурятия): дисс. канд.геогр.наук. Улан-Удэ, 2005. 365 с.

14. Якунин В.Н. Видовые особенности и классификация туризма в отечественной историографии // Наука и туризм: стратегии взаимодействия. 2014. №4(2). С. 65-71.

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т. 11, No. S (7S)

2017

Irina L. POLYAKOVA a, Maria P. GRIGORIEVA b

a-b Orenburg State University (Orenburg, Russia); a PhD in Economics, Associate Professor; e-mail: [email protected];

b Master student; e-mail: [email protected]

RURAL TOURISM: CLASSIFICATION AND PECULIARITIES OF ORGANIZATION

Keywords:

rural tourism, types of rural tourism, the organization system of rural tourism

The article is focused on the rural tourism. It is type of tourism with specific features of development and organization. The article considers approaches to the concept of "rural tourism". The authors elaborate a hierarchy of signs of the rural tourism classification by the type and category of tourism, as well as by the types and functional form of tourism. As part of the study of agricultural tourism classifications, a complex system of basic and additional services of rural tourism is presented. The authors propose the system of rural tourism organization based on rural tourism development models. They include creation of special large and medium-sized rural tourism facilities, organization and creation of rural tourist networks, creation of public and private agricultural facilities. The article descript in detail the organization of rural tourism features, namely the personnel selection, the organization of the tourists reception, the organization of accommodation and food for tourists, the entertainment and additional services, ensuring the safety of tourists, conflict mitigation. The authors also consider services marketing peculiarities of rural tourism, among them the organization of the promotion system of rural tourism services, the study of consumer preferences, the development of an optimal pricing mechanism, etc. The advantages and disadvantages of the rural tourism development in the Russian Federation are revealed, and prospects for the development of this type of tourism are determined.

The article present the features of the rural tourism organization that can be useful for representatives of the tourist business, regional and municipal authorities, as well as for researchers studying rural tourism from the organizational and economic sides. A further prospect of the research is the creating a development mechanism of rural tourism at the local level, and the socioeconomic efficiency assessment of the development of this type of tourism.

References

1. Akimova, O. E., & Volkov, S. K. (2013). Osobennosti motivacii predprinimatel'skoj dejatel'nosti v sfere turizma v sel'skoj mestnosti [Features of motivation of business activity in tourism sphere in rural territories]. Regional'naja ekonomika: teorija i praktika [Regional Economics: Theory and Practice], 40(319), 32-42. (In Russ.).

2. Abrandina, V. V. (2014). Razvitie turizma na sel'skih territorijah regionah Rossii [The development of tourism in rural areas of the regions of Russia]. Ekonomika, trud, upravlenie vsel'skom hozjajstve [Economy, labor, agriculture management], 3(20), 95-98. (In Russ.).

3. Bogdanova, S. (2013). Pered rossijskim turizmom otkryvajutsja novye gorizonty [The new opportunities are emerging for the Russian tourism]. Turizm: praktika, problemy, perspektivy [Tourism: Practrices, Problems, Prospects], 10, 75. (In Russ.).

4. Badalianc, S. V. (2015). Zarubezhnyj opyt i otechestvennaja praktika razvitija sel'skogo turizma [Foreign experience and domestic practice of rural tourism development]. Obrazovanie i nauka

v sovremennyh uslovijah [Education and Science in Modern Conditions], 3(4), 184-186. (In Russ.).

5. Borodin, A. N. (2013). Formirovanie mehanizma upravlenija sel'skoj turistskoj destinaciej [Creating the management mechanism for a rural tourism destination]: Candidate of Economics thesis. Sochi. (In Russ.).

6. Volkov, S. K. (2014). Razvitie agroturizma kak faktor povyshenija konkurentosposobnosti sel'skoj territorii [The agro-tourism development as a factor of increasing the competitiveness of rural areas]. Menedzhment v Rossii i za rubezhom [Management in Russia and Abroad], 3, 140-143. (In Russ.).

7. Egorova, N. M. (2015). Rekreacionnyj turizm na sel'skih territorijah kak element reabilitacii ljudej s problemami zdorovja [Recreational tourism in rural areas as an element of rehabilitation of people with health problems]. Proceedings of the XXV International scientific-practical conf. St. Petersburg. (In Russ.).

8. Yakovenko, N. V. (2015). Sel'skie gostevye doma kak perspektivnoe napravlenie razvitija agroturizma v Ivanovskoj oblasti [Rural guesthouses as perspective direction of development of agritourism in the Ivanovo region]. Sovremennye problemy servisa i turizma [Service and Tourism: Current Challenges], 9(3), 83-90. doi: 10.12737/12886. (In Russ.).

9. Ioshchenko, A. P. (2005). Razvitie zeljonogo turizma v Rossii [The Green Tourism Development in Russia]. Moscow: KNORUS. (In Russ.).

10. Kurysheva, M. V. (2013). K voprosu o razvitii turizma na sel'skih territorijah [On the issue of the tourism development in rural areas]. Akademija professional'nogo obrazovanija [Academy of Vocational Education], 3-4, 55-58. (In Russ.).

11. Kuskov, A. S., & Dzhaladjan, Yu. A. (2008). Osnovy turizma [The basics of tourism]. Moscow: KNORUS. (In Russ.).

12. Lezhnin, V. V. (2013). Perspektivy razvitija sel'skogo turizma v Respublike Marij El [Development Prospects of Rural Tourism in the Mari El republic]. Rossijskoe predprinimatel'stvo [Russian Journal of Entrepreneurship], 17(239), 119-124. (In Russ.).

13. Trofimova, S. M. (2005). Territorial'naja organizacija sel'skogo turizma v Bajkal'skom regione (na primere Respubliki Burjatija) [Territorial organization of rural tourism in Baikal region (on the base of the Republic of Buryatia)]: Candidate of Geographical thesis. Ulan-Ude. (In Russ.).

14. Yakunin, V. N. (2014). Vidovye osobennosti i klassifikacija turizma v otechestvennoj istoriografii [Specific Features and Classification of Tourism in the Domestic Historiography]. Nauka i turizm: strategii vzaimodejstvija [Science and Tourism: Interaction Strategies], 4(2), 65-71. (In Russ.).

Полякова И.Л., Григорьева М.П. Сельский туризм: классификации и особенности организации // Сервис в России и за рубежом. 2017. Т. 11. Вып. 5. С. 31-43. Р01: 10.22412/1995-042Х-11-5-3.

Polyakova, I. L., & Grigorieva, M. P. (2017). Rural tourism: Classification and peculiarities of organization. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 11(5), 31-43. doi: 10.22412/1995-042X-11-5-3. (In Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.