ISSN 2311-875X (Online) Социальная сфера и образование
ISSN 2073-2872 (Print)
SWOT-АНАЛИЗ ПОТЕНЦИАЛА СЕЛЬСКИХ ТЕРРИТОРИЙ ОРЛОВСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ПРИРОДООРИЕНТИРОВАННЫХ ВИДОВ ТУРИЗМА
Руслан Владимирович КЛИМОВ
кандидат технических наук, доцент, заведующий отделом инноваций и научно-образовательных проблем,
ВНИИ социального развития села, Орловский государственный аграрный университет, г. Орёл, Российская Федерация
История статьи:
Принята 02.11.2015 Одобрена 19.11.2015
УДК 338.48:332.14 JEL: C89, O13, O18, R22
Ключевые слова: сельские территории, туризм, SWOT-анализ, ресурсы, потенциал региона
Аннотация
Тема. В связи с усиливающимися проблемами села необходим поиск альтернативных источников повышения качества жизни населения и развития инфраструктуры. Одним из возможных путей является развитие несельскохозяйственных видов деятельности, в том числе туризма на сельских территориях. Для России это относительно новое и перспективное направление, позволяющее, с одной стороны, горожанам приобщаться к традиционному укладу жизни сельских жителей, с другой - развивать альтернативные виды занятости для последних.
Цели. Определение условий и факторов формирования конкурентоспособного туристического продукта на сельских территориях в сфере культурно-познавательного, экологического и приключенческого, охотничьего и рыболовного, сельского, аграрного и спортивного туризма с учетом экологически ориентированного использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона и регулирования антропогенных нагрузок на экосистемы.
Методология. В работе методом SWOT-анализа проанализированы слабые и сильные стороны развития туризма на сельских территориях, его возможности и обстоятельства, которые оказывают на отрасль негативное влияние.
Результаты. Выявлен природно-рекреационный и культурно-исторический потенциал региона, проблемные вопросы развития, поставлены задачи для формирования конкурентоспособного туристического продукта на сельских территориях. Наиболее значимыми мероприятиями в сфере туризма являются создание благоприятных условий для развития регионального туризма, рекламно-информационное обеспечение его развития, преумножение материально-технической базы туризма, формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта, кадровое и научное обеспечение развития туризма. Выводы. Сделан вывод о том, что при целенаправленной и обеспеченной ресурсами региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон и сформировать конкурентоспособный продукт. Среди ожидаемых результатов развития отрасли - рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности, улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона.
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2015
В соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., утвержденной распоряжением Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р, и Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2012 г., утвержденными распоряжением Правительства РФ от 17.11.200 № 1663-р, Основными направлениями деятельности Правительства РФ на период до 2018 г., утвержденными председателем Правительства РФ 31.01.2013, одним из главных направлений перехода к инновационному социально ориентированному типу экономического развития страны является создание условий для улучшения качества жизни граждан Российской Федерации. Это должно быть достигнуто в том числе и за счет развития инфраструктуры отдыха и туризма, а также обеспечения качества, доступности и
156 №р://йп-^й.г
конкурентоспособности туристских услуг в Российской Федерации.
Одним из частных инструментов такого перехода и диверсификации сельской экономики в условиях демографических, культурных и экономических проблем села1 [1] является развитие сельского туризма [2, 3]. Последний является относительно новым и перспективным направлением, позволяющим горожанам приобщиться к традиционному укладу жизни сельских жителей [4]. Суть данного вида туризма заключается в отдыхе в сельской местности, где все организационное обеспечение проживания туристов (в том числе питание, досуг, обслуживание и др.) берет на себя принимающая семья. Сельский туризм предоставляет
1 Логвинова Р.М., Полухина М.Г. Экономический анализ демографического потенциала Орловской области // Образование, наука и производство. 2014. № 2. С. 38-42.
возможности отдыха для тех, кто по каким-либо причинам иные виды туризма позволить себе не может. Его привлекательными чертами являются чистый воздух, домашняя атмосфера, нетронутая природа, натуральные продукты питания, тишина и неторопливый быт2 [5].
Туризм в различных своих формах на протяжении ряда лет остается одним из наиболее динамично развивающихся видов экономической
деятельности во многих странах [6], что указывает на целесообразность изучения известного опыта с целью его адаптации к условиям России.
Очевидным фактором государственной важности такого вида туризма является то, что он может стать существенным источником дополнительного, а иногда и основного дохода для сельского населения3 [7].
В экономическо-хозяйственном комплексе Орловской области, имеющем высокий культурно-исторический потенциал, развитие туристско-рекреационных ресурсов представляет собой проблему, требующую тщательного анализа, определения стратегических механизмов управления и разработки комплекса мероприятий для ее реализации. Особенно остро данный вопрос стоит для сельских территорий с развивающейся несельскохозяйственной деятельностью4. Развитие туристско-рекреационного комплекса стимулирует подъем ключевых отраслей экономики [8], способствует социально-экономическому
развитию общества, что ведет к росту благосостояния населения [9]. Кроме того, это повышает имидж региона, является инструментом сохранения культурно-исторического и
природного наследия, его репутации в отечественных и зарубежных общественно-политических и деловых кругах. Это отмечают в своих работах как отечественные5 [10], так и зарубежные авторы [11, 12].
Для анализа природного туристско-рекреационного потенциала сельских территорий Орловской области нами был проведен SWOT-анализ, являющийся одним из универсальных инструментов исследования ситуации в рассматриваемой несельскохозяйственной сфере
2 Рупошев А.Р. О новых возможностях развития туризма на селе // Ваш сельский консультант. 2011. № 3. с. 23-25.
3 Здоров А.Б. Экономические аспекты аграрного туризма: учеб. пособие. М.: Финансы и статистика, 2001. С. 30-34.
4 Климов Р.В., Панарина В.И. Социально-экономическое значение развития несельскохозяйственной сферы деятельности на сельских территориях Орловской области // Вестник сельского развития и социальной политики. 2014. № 1. С. 12-16.
5 Панкрухин А.П. Маркетинг территорий: учеб. пособие. СПб: Питер, 2006. 416 с.
http://fin-izdat.r
деятельности. При этом его можно эффективно использовать для дальнейшей разработки стратегии развития туристической отрасли на сельских территориях региона6 [13, 14]. SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала природоориентированных видов туризма на сельских территориях Орловской области представлен на рис. 1.
В соответствии с проведенным SWOT-анализом нами была поставлена цель - формирование конкурентоспособного туристического продукта на сельских территориях в сфере культурно-познавательного, экологического и
приключенческого, охотничьего и рыболовного, сельского, аграрного и спортивного туризма с учетом экоориентированного использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона и регулирования антропогенных нагрузок на экосистемы. В ходе осуществления поставленной цели необходимо решить ряд задач.
В сфере культурно-познавательного туризма:
— создать туристско-экскурсионные зоны регионального значения, подготовить и провести добровольную (после принятия соответствующего законодательного акта на федеральном уровне - обязательную) аккредитацию гидов-экскурсоводов на территории туристско-экскурсионных зон или объектов показа;
— разработать перспективные планы развития туристской инфраструктуры исторических населенных мест, которые являются или могут стать популярными туристскими центрами;
— провести анализ состояния объектов историко-культурного наследия для определения возможности их использования в туристских целях;
— провести маркетинговое исследование по анализу спроса на продукты культурного туризма на внутреннем и внешнем рынках для формирования адекватного спроса туристского предложения;
— провести научно-исследовательские работы по истории районов и наиболее перспективных объектов культурного туризма, издать методические материалы по вопросам развития культурно-познавательного туризма, включая научные разработки;
6 Климов Р.В. Проведение социологического исследования актуальности развития сельского туризма в Орловской области // Экономика и социум. 2013. № 1. С. 357-368.
)игпа1/пайопа1/ 157
— разработать концепцию завоевания доли на рынке культурно-познавательного туризма, провести конкурс на разработку маршрутов культурно-познавательного туризма по географическому и тематическому принципам с привлечением учебных заведений и общественности;
— провести на конкурсной основе ремонтно-реставрационные работы на приоритетных объектах историко-культурного наследия, находящихся на туристских маршрутах в основных туристских центрах области;
— сформировать туры на предприятия народных художественных промыслов и к мастерам традиционных промыслов и ремесел и организовать изготовление сувенирной продукции для туристов с акцентом на историческую тематику;
— привлечь инвесторов к созданию объектов гостинично-туристской инфраструктуры музейно-туристских комплексов (мини-гостиниц, сувенирных лавок, кафе, ресторанов, сервисных центров и пр.), восстановить усадьбы и парковые ансамбли Орловской области;
— подготовить и распространить рекламно-информационные материалы, представляющие продукт культурно-познавательного туризма на языках приоритетных потребительских рынков;
— активизировать участие в специализированных выставках;
— организовать рекламно-информационные туры для представителей средств массовой информации (пресс-туры) и туроператоров по базовым маршрутам, являющимся основой турпродуктов в сегментах въездного и внутреннего туризма;
— создать единый туристический информационный портал Орловской области.
В сфере экологического и приключенческого
туризма:
— разработать продукт экологического и приключенческого туризма;
— разработать систему оценки антропогенных нагрузок на экосистемы и механизмов их регулирования, разработать и принять нормативные акты по системе мониторинга влияния антропогенных нагрузок на сохранение биоразнообразия наземных и водных экосистем;
— разработать правила использования особо охраняемых природных территорий и иных
природных ресурсов в туристских целях с жесткой регламентацией условий использования;
— определить для ряда объектов экологический пропускной потенциал - уровень посещаемости, превышение которого связано с наступлением неприемлемых экологических последствий либо в результате действий самих туристов, либо как следствие функционирования обслуживающей инфраструктуры;
— разработать сеть экологических и эколого-приключенческих маршрутов по видам туризма с различными формами передвижения, призванных направить туристские потоки в регулируемых направлениях;
— провести научно-исследовательские работы по истории объектов экотуризма;
— привлечь местное население к работе в сфере экотуризма (в качестве гидов-проводников, экскурсоводов, инструкторов), а также к обеспечению функционирования туристских стоянок и организации досуга прибывающих туристов;
— подготовить базу для развития инфраструктуры экотуризма (построить смотровые вышки, проложить (обновить) экотропы, благоустроить прилегающие территории);
— организовать и провести эколагеря для детей школьного возраста и студентов в целях проведения природоохранных и восстановительных мероприятий на территории объектов экотуризма;
— привлечь инвесторов для строительства кемпингов и стоянок за пределами особо охраняемых природных территорий;
— организовать сервисные центры для приема туристов;
— организовать взаимодействие с туроператорами г. Орла по активным видам туризма в целях переориентации на экотуризм;
— провести маркетинговые исследования по анализу потребительского спроса в сегменте экотуризма в целях определения приоритетных потребительских ниш;
— разработать рекомендации по формированию турпродуктов экотуризма;
— издать рекламно-информационные материалы по объектам и маршрутам экотуризма;
— организовать просветительскую работу с населением по вопросам культуры поведения на отдыхе;
— провести семинары и конференции по вопросам развития экотуризма;
— разработать и организовать туры для фотоохоты «Красная книга Орловской области» на особо охраняемых природных территориях;
— содействовать развитию сопутствующего туризму малого и среднего бизнеса (развитие сети мини-гостиниц, гостевых домов, традиционных промыслов и ремесел, производства экологически чистых продуктов, сувенирных изделий и др.);
— содействовать налаживанию партнерских связей заповедников и национальных парков с крупными российскими и иностранными туристическими компаниями и другими организациями, заинтересованными в развитии познавательного туризма.
В сфере охотничьего и рыболовного туризма:
— провести маркетинговые исследования по анализу спроса на услуги охотничьего и рыболовного туризма в целях разработки рекомендаций по формированию адекватного спроса на турпродукт;
— подготовить инвестиционные предложения по строительству рыболовно-охотничьих парков (специально отделенных территорий для проведения регулируемой лицензиями охоты и любительского рыболовства) или охотничьих и рыболовных домиков;
— содействовать развитию инженерной, транспортной инфраструктуры охотничьего и рыболовного туризма в приоритетных центрах;
— провести консультации по вопросам государственной регистрации в качестве предпринимателей без образования юридического лица владельцев частных домов, оказывающих услуги по размещению рыбаков и охотников;
— подготовить рекламно-информационные материалы по охотничьему и рыболовному туризму на русском и английском языках;
— привлечь местное население к работе в сфере охотничьего и рыболовного туризма (услуги размещения, организация питания, работа гидом-проводником);
— разместить информацию по получению путевок и разрешений на добычу охотничьих ресурсов на портале госуслуг;
— законодательно ужесточить штрафные санкции за нарушения правил охоты и
— разработать программный комплекс автоматизированной проверки уровня подготовки и знаний сотрудников охотхозяйств и охотников. Аналогичные программные комплексы последние шесть лет активно используются в различных регионах (в том числе и в Астраханской области - программа Indigo7) при аттестации педагогических работников, зарекомендовав себя на очень высоком уровне;
— в процедуру выдачи путевок и/или разрешений внедрить систему электронного документооборота с предоставлением полной информации о добытых охотничьих ресурсах и их количестве;
— разработать и реализовать программу-тур «Школа начинающего охотника и рыболова». Тур предназначен для начинающих охотников и рыболовов и имеет познавательно-охотничью направленность.
В сфере сельского туризма:
— законодательно закрепить выдачу единовременных подъемных средств на строительство инфраструктуры для сельского туризма;
— найти возможность выделения грантов на поддержку организаций в сфере сельского туризма;
— внедрить систему микрокредитования сельского населения, в том числе на строительство и переоборудование жилья под размещение туристов, приобретение оборудования и транспорта;
— провести информационные учебно-практические семинары для сельского населения по вопросам развития сельского туризма, консультации по вопросам государственной регистрации владельцев частных гостиниц, сертификации услуг сельских домов и частных гостиниц, по организации домашнего питания (домашняя/русская кухня), формированию пакета экскурсий и спектра дополнительных услуг;
— разработать в рамках региональных полномочий нормативную базу и технологическую документацию, регулирующую взаимоотношения субъектов сельского туризма с туроператорами и клиентами в Орловской области;
— разработать и внедрить систему классификации жилья, используемого для сельского туризма;
7 URL: http://mdigotech.ru http://fin-izdat.ru/journal/national/ 159
— создать базу данных объектов сельского туризма по Орловской области (проведение фотосъемки, оформление туристского предложения по каждому дому и району);
— подготовить и издать каталог по сельскому туризму;
— централизованно продвигать сельский туризм на российском туристском рынке;
— разработать учебные программы для подготовки кадров для сельского туризма и сопутствующих отраслей;
— проводить дифференцированную политику на внутреннем туристском рынке в отношении разных социальных групп;
— создать специализированные структуры по поддержке развития туризма и рекреации (туристско-информационного центра, агентства по развитию сельского туризма и т.д.).
В сфере аграрного туризма:
— субсидировать содержание одной условной головы животных при использовании их в целях агротуризма;
— провести информационные учебно-практические семинары для фермеров и владельцев личных подсобных хозяйств по вопросам развития аграрного туризма, консультации по вопросам государственной регистрации, сертификации услуг, по организации домашнего питания (домашняя/русская кухня), формированию пакета экскурсий и спектра дополнительных услуг.
В сфере спортивного туризма:
— привлечь инвесторов в рамках государственно-частного партнерства к созданию объектов спортивного туризма;
— подготовить и распространить рекламно-информационные материалы, представляющие продукт спортивного туризма на языках приоритетных потребительских рынков.
Среди ожидаемых результатов развития отрасли -рост налоговых поступлений в бюджеты всех уровней от туристской деятельности до 140 млн руб. к 2017 г., улучшение показателей, характеризующих состояние природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона.
В целях развития туристической отрасли в настоящее время в регионе реализуется комплекс мероприятий, вошедших в государственную программу Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 гг.)»,
утвержденную постановлением Правительства Орловской области от 07.11.2012 № 400.
Согласно данной программе, наиболее значимыми мероприятиями в сфере туризма являются:
1) создание благоприятных условий для развития регионального туризма;
2) рекламно-информационное обеспечение развития туризма;
3) развитие материально-технической базы туризма;
4) формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;
5) кадровое и научное обеспечение развития туризма.
В совокупности перечисленные программные мероприятия должны позволить успешно развивать сферу регионального сельского туризма и достигнуть к 2020 г. значений целевых индикаторов реализации Стратегии социально-экономического развития Орловской области.
Проведенный SWOT-анализ позволяет сделать обобщающий вывод, что при целенаправленной и ресурсообеспеченной региональной политике можно нейтрализовать большинство слабых сторон туристического потенциала территории и сформировать конкурентоспособный продукт с учетом экологически ориентированного использования природно-рекреационного и культурно-исторического потенциала региона.
Рисунок 1
SWOT-анализ туристско-рекреационного потенциала природоориентированных видов туризма на сельских территориях Орловской области
Сильные стороны развития природоориентированных видов туризма - S
Слабые стороны развития природоориентированных видов туризма - W
Правовое обеспечение. Общие моменты
1. Создана действенная нормативная правовая база. Конституцией Российской Федерации установлена всеобщая обязанность сохранения природы и окружающей среды, бережного отношения к природным богатствам, а вопросы пользования и распоряжения природными ресурсами, природопользование и охрана окружающей среды отнесены к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 28.12.2013) (с изм. и доп., вступ. в силу с 10.01.2014), ст. 258. Незаконная охота. В данной статье дается характеристика незаконной охоты и наказание, которое она может за собой повлечь. Особое внимание уделяется незаконной добыче и обороту особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов, принадлежащих к видам, занесенным в Красную книгу. Федеральный закон от 24.11.1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации». Федеральный закон от 06.01.1999 № 7-ФЗ «О народных художественных промыслах».
Федеральный закон от 25.07.2002 № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации».
Федеральный закон от 11.06.2003 № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве».
Федеральный закон от 24.07.2009 № 209-ФЗ «Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Сформирован фонд общедоступных охотничьих угодий региона общей площадью 442,3 тыс. га, или 21% всех охотничьих угодий области. Федеральный закон от 13.12.1996 № 150-ФЗ «Об оружии» (в ред. 08.03.2015). Регулирует правоотношения, возникающие при обороте гражданского, служебного, а также боевого ручного стрелкового и холодного оружия на территории РФ.
Федеральный закон от 14.03.1995 № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях».
Распоряжение Правительства РФ от 12.03.2013 № 331-р (ред. от 10.04.2015) «О проекте Федерального закона «Об основах государственно-частного партнерства в Российской Федерации». Приказ Минприроды России от 31.08.2010 № 335 «Об утверждении порядка составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, а также требований к ее составу и структуре», определяющий регламент составления схемы размещения, использования и охраны охотничьих угодий на территории субъекта Российской Федерации, и основные требования к ее составу и структуре.
Приказом Минприроды России от 16.11.2010 № 512 «Об утверждении Правил охоты» (в ред. от 29.09.2014) утверждены Правила охоты. Они устанавливают требования к ее осуществлению и сохранению охотничьих ресурсов на всей территории России. Приказом Минприроды России от 30.06.2011 № 568 «Об утверждении Требований охотничьего минимума» утверждены требования охотничьего минимума. В частности, установлены требования техники безопасности осуществления охоты и обращения с ее орудиями. Приказом Министерства природных ресурсов и экологии РФ от 29.08.2014 № 379 «Об утверждении порядка оформления и выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов, порядка подачи заявок и заявлений, необходимых для выдачи таких разрешений, и утверждении форм бланков разрешений на добычу копытных животных, медведей, пушных животных, птиц» определен новый порядок выдачи разрешений на добычу охотничьих ресурсов. Новый порядок вступил в силу с 17.07.2015._
1. Слабый уровень квалификационной подготовки и тренированности обслуживающего персонала.
2. Недостаток квалифицированных специалистов в туристической индустрии.
3. Недостаточно эффективное использование существующих на данный момент преимуществ экономико-географического положения.
4. Недостаточный брендинг области и туристского продукта, в том числе в сети Интернет.
5. Отсутствие информационной базы, содержащей субъекты туристической деятельности в сфере природоориентированных видов.
6. Преобладание культурно-познавательного туризма, в то время как общемировые тенденции демонстрируют популярность специализированных видов, где ознакомление с достопримечательностями является частью разнообразной программы туров.
7. Недостаточная конкурентоспособность областного туристского продукта (соотношение цена - качество не соответствует принятым стандартам).
8. Слабая информированность населения о туристском потенциале области, недостаток специальной туристской информации на улицах, сервисных объектах и объектах показа.
9. Недостаток стимулирующих факторов для развития въездного и внутреннего туризма.
10. Отсутствие программы поддержки фирм, занимающихся въездным туризмом.
11. Недостаточные темпы развития полноценной туристской инфраструктуры
Федеральная целевая программа «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018 гг.)» предусматривает создание точек роста в регионах Российской Федерации на основе кластерного подхода. Планируются мероприятия по формированию туристско-рекреационных кластеров вблизи исторических и культурных центров, заповедников и других ориентированных на туристов мест и объектов показа, а также создание сети автотуристских кластеров.
Концепция развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г. и план мероприятий по реализации Концепции развития системы особо охраняемых природных территорий федерального значения на период до 2020 г. Познавательный туризм определен как один из специальных видов экологического туризма, основной целью которого является ознакомление с природными и культурными достопримечательностями. Стратегия развития туризма в Российской Федерации на период до 2020 г. В качестве основного механизма реализации Стратегии следует рассматривать государственно-частное партнерство как наиболее перспективный способ объединения усилий органов государственной власти и частного бизнеса с целью создания объектов туристской инфраструктуры.
Стратегия социально-экономического развития Центрального федерального округа на период до 2020 г. Планируется сформировать современные туристско-рекреационные кластеры, соответствующие международным требованиям к уровню инфраструктуры, материально-технической базе, сервисному обслуживанию и обеспечивающие удовлетворение потребностей в разнообразных туристских услугах. Предусматривается создание современной системы подготовки кадров для туристского бизнеса и смежных отраслей.
Стратегия социально-экономического развития Орловской области до 2020 г.
Государственная программа Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 гг.)». Подпрограмма «Долгосрочная областная целевая программа «Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 годы». Основная цель Программы - создание в Орловской области современного и конкурентоспособного туристского комплекса, вносящего вклад в развитие экономики и социальной сферы региона за счет поступлений налоговых платежей из сферы туризма и смежных отраслей, притока дополнительных инвестиций, образования новых рабочих мест. Общие цели Программы:
- развитие въездного туризма;
- развитие внутриобластного туризма. Задачи Программы:
• создание благоприятных условий для развития регионального туризма;
• развитие рекламно-информационного обеспечения туристской отрасли;
• развитие материально-технической базы туризма;
• формирование конкурентоспособного регионального туристского продукта;
• кадровое и научно-методическое обеспечение развития туризма. Государственная программа Орловской области «Устойчивое развитие сельских территорий Орловской области на 2014-2017 гг. и на период до 2020 г.». Государственная программа Орловской области «Развитие предпринимательства и деловой активности в Орловской области». Постановление Правительства Орловской области «О внесении изменений в постановление Правительства Орловской области от 07.11.2012 № 400 «Об утверждении государственной программы Орловской области «Развитие культуры и искусства, туризма, архивного дела, сохранение и реконструкция военно-мемориальных объектов в Орловской области (2013-2017 гг.)». Подпрограмма «Развитие внутреннего туризма в Орловской области на 2014-2020 гг.». Всего по подпрограмме выделено 7 005 тыс. руб. Расходы по годам реализации: 2015 г. - 300 тыс. руб., 2018 г. - 1 970, 2019 г. - 2 220, 2020 г. - 2 260 тыс. руб.
Подпрограмма «Охрана атмосферного воздуха в Орловской области на 2013-2016 гг.» в составе государственной программы Орловской области «Охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов и экологическая безопасность Орловской области на 2013-2016 гг.», утвержденная постановлением Правительства Орловской области от 15.12.2012 № 471. В рамках реализации подпрограммы запланирована разработка проекта сети мониторинга состояния атмосферного воздуха на территории Орловской области. Постановление Правительства Орловской области от 04.03.2013 № 74 «О внесении изменения в постановление Правительства Орловской области от 13.10.2009 № 199 «Об утверждении Перечня рыбопромысловых участков на территории Орловской области и регламента их эксплуатации». В Перечень рыбопромысловых участков (РПУ) включено 750 водных объектов, из них 513 (68,4%) для товарного рыбоводства и 237 (31,6%) - для любительского и спортивного рыболовства.
Постановление Правительства Орловской области от 17.02.2014 № 50 «Об утверждении Порядка финансирования мероприятий по развитию семейных животноводческих ферм на базе крестьянских (фермерских) хозяйств и Порядка финансирования мероприятий по поддержке начинающих фермеров».
Постановление Правительства Орловской области от 13.04.2010 № 109 «Об утверждении территорий государственных природных биологических заказников». Государственные природные биологические заказники утверждены в целях формирования экологической сети Орловской области, направленной на сохранение природного потенциала, восстановление природных комплексов, повышение биологического разнообразия и поддержание экологического баланса территорий, обеспечение сохранения и восстановления редких и исчезающих видов растений и животных, в том числе видов, ценных в хозяйственном, научном и культурном отношении.
Закон Орловской области от 06.04.2004 № 391-ОЗ «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры), расположенных на территории Орловской области». Долгосрочная областная целевая программа «Развитие отрасли культуры в Орловской области на 2011-2015 гг.».
2. Наличие инфраструктуры поддержки малого и среднего предпринимательства: некоммерческая организация «Фонд поддержки предпринимательства Орловской области» (НО «ФППОО»); некоммерческая организация «Фонд микрофинансирования Орловской области» (НО «ФМОО»).
3. Потенциал подготовленных менеджеров-специалистов в сфере туризма в вузах области (ГУ-УНПК, ОГУ). По туристским специальностям обучаются более 350 чел.; ежегодно выпускается до 80 студентов, которые трудоустраиваются в турфирмы и ресторанно-гостиничные хозяйства региона.
4. Наличие большого количества ресурсов для развития нескольких видов туризма: исторического, познавательного, экологического, спортивного, приключенческого.
5. Выгодное географическое положение и хорошая транспортная доступность. Географически территория области уникальна водоразделом трех речных бассейнов - Деснянского, Волжского и Донского, что создает идеальные условия для сухопутных путешествий. Область характеризуется разнообразием рельефов, климатических зон, животного и растительного мира, значительным рекреационным потенциалом.
6. Протяженность железнодорожных путей общего пользования составляет более 596 км; автомобильных дорог с твердым покрытием -около 5 700 км, т.е. практически до каждого населенного пункта. Крупными железнодорожными узлами Орловской области являются станции Орел, Ливны, Мценск, Верховье, Лужки.
7. Развитая транспортная инфраструктура: по территории области проходят важнейшие железнодорожные и автомобильные магистрали федерального значения, 1 нефтяной и 3 газовых международных трубопровода.
8. Событийные мероприятия, связанные с культурой и историей области.
Культурно-познавательный туризм
Наличие 1 360 объектов культурного наследия, из которых 25 объектов - федерального значения, 1 229 объектов - регионального, и 106 -местного значения. Из общего числа объектов культурного наследия памятников археологии - 307, памятников архитектуры и градостроительства - 515, памятников истории и монументального искусства - 976. В Орловской области родились, жили и создавали свои произведения классики русской литературы и поэзии: И.С. Тургенев, Н.С. Лесков, А.А. Фет, Л.Н. Андреев, И.А. Бунин, Б.К. Зайцев, М.М. Пришвин, И.А. Новиков, А.Н. Апухтин. Орловская область является родиной таких народных промыслов и ремесел, как чернышенская глиняная игрушка (д. Чернышино Новосильского района), плешковская глиняная игрушка (с. Плешково Ливенского района), ливенская гармошка (г. Ливны и Ливенский район), мценское кружево (г. Мценск). Кроме того, на территории Орловской области традиционны такие виды народных промыслов, как вышивка «орловский спис», гончарное производство, резьба по дереву, производство изделий из лозы, плетение из соломки и рогозы, ткачество, ковроткачество, изготовление тряпичных кукол Малая доступность объектов для туристов. Неудовлетворительное состояние объектов археологии. Низкая безопасность путешествий к природным памятникам. Недостаток выставочных залов, демонстрирующих товары народных художественных промыслов. Недостаточное продвижение народных художественных ремесел
Охотничий и рыболовный туризм
Осуществляют деятельность по ведению охотничьего хозяйства 31 охотпользователь, из них 20 - на основании охотхозяйственных соглашений и 11 - на основании долгосрочных лицензий на пользование объектами животного мира. Водный фонд Орловской области насчитывает 2 100 водотоков общей протяженностью 9 100 км, 177 водотоков имеют длину, равную 10 и более км общей протяженностью 4 493 км, свыше 1 900 относятся к малым рекам. Общая площадь земель лесного фонда региона на 01.01.2014 составила 197,691 тыс. га, или 6,9% всей территории региона. Практически все леса Орловской области выполняют в основном водоохранные, санитарно-гигиенические, рекреационные и другие защитные функции, более 35,5 тыс. га лесонасаждений выделено в особо охраняемые природные территории. Орловский осетровый рыбоводный завод ФГУ «Центррыбвод». Цель создания - искусственное воспроизводство наиболее ценных видов рыб для зарыбления естественных водоемов области и в первую очередь р. Оки и ее притоков. Территория среды обитания диких животных составляет 2 183,5 тыс. га, в том числе: лесные угодья - 210 тыс. га (9,3%), полевые угодья -1 969 тыс. га (90,2%), болота - 4,5 тыс. га (0,2%). По учетным данным 2013 г. на территории области было учтено: 253 особи зубра, 485 особей лося, 194 особи оленя благородного, 250 особей оленя пятнистого, 4 435 особей косули, 3 426 особей кабана, 7 213 особей зайца-русака, 15 особей волка, 4 897 особей лисицы, 1 328 особей куницы, 588 особей хоря, 1 439 особей белки, 5 652 особи тетерева, 7 309 особей серой куропатки, 2 262 особи сурка-байбака, 90 особей выдры, 44 особи европейской и американской норок, 9 917 особей речного бобра, 939 особей барсука и 439 особей енотовидной собаки. Сильная расчлененность рельефа области формирует огромное количество различных ландшафтных урочищ, которые создают широкий спектр условий для формирования различных экологических ниш, пригодных для обитания значительного числа видов животных. Высокодоходный и перспективный сегмент туристского рынка Отсутствуют исследования по анализу спроса на услуги. Отсутствуют инвестиционные предложения по строительству охотничьих и рыболовных домиков в приоритетных районах области. Неразвитые инженерная, транспортная инфраструктуры охотничьего и рыболовного туризма. Отсутствие предоставляемых услуг Управлением Росприроднадзора по Орловской области через систему «Госуслуги» на портале «Электронное правительство». Отсутствие полной информации по отстреленной дичи из-за несвоевременной подачи охотниками сведений о добытых охотничьих ресурсах и их количестве
Сельский туризм
Имеются три действующих объекта сельского туризма: база отдыха «Экоостров» (с. Шахово, Кромской район), спортивно-оздоровительный комплекс «Гармония» (п. Первомайский, Верховский район), гостевой дом «Другая жизнь» ИП Шпакова ГА. (Бородинское с.п., с. Бородино, Дмитровский район) и 1 в стадии проекта: туристический комплекс (с. Вяжи-Заверх, Новосильский район). Наличие свободного жилищного фонда, доступного для переоборудования. Требует минимальных затрат, которые могут окупиться через несколько лет. Забота и внимание хозяев. На основе соцопроса выявлена заинтересованность населения области в развитии сельского туризма Не проводится микрокредитование сельского населения, в том числе на строительство и переоборудование жилья под размещение туристов, приобретение оборудования и транспорта. Слабое использование возможностей туризма выходного дня. Отсутствие правовой базы и четкой классификации туров и услуг в данном виде туризма. Существующие объекты сельского туризма имеют закрытый круг клиентов, с которыми они работают и не работают в правовом поле. Туристические фирмы не работают по данному направлению в связи с отсутствием информации о таком предложении, невозможностью иметь официальные договорные отношения с хозяевами домов, неуверенностью в качестве обслуживания. Отсутствие специализированных структур по поддержке развития туризма и рекреации (туристско-информационного центра, агентства по развитию сельского туризма и т.д.)
Аграрный туризм
Наличие 1 336 крестьянских (фермерских) хозяйств и 182,3 тыс. личных подсобных хозяйств с общей площадью сельскохозяйственных угодий 287,3 тыс. га. Наличие природных ресурсов растительного и животного происхождения для создания мини-предприятий по их переработке. Дополнительный доход для фермерских хозяйств и «страховка» на случай падения цен, неурожая и т.п. Дополнительная реклама с/х продукции агропредпринимателей. Национальная кухня из натуральных продуктов Недостаточность государственной поддержки и частных инвестиций в отрасль. Недостаточная осведомленность потенциальных субъектов-организаторов о возможностях расширения несельскохозяйственных видов деятельности. Обремененность владельцев крестьянских (фермерских) и личных подсобных хозяйств решением вопросов их основного вида деятельности
Экологический туризм
Одна особо охраняемая природная территория федерального значения, 24 особо охраняемых природных территорий регионального значения и 6 особо охраняемых природных территорий местного значения, из них: - 13 памятников природы регионального значения общей площадью 802,74 га в 8 районах области; - 1 государственный природный комплексный заказник площадью 46 681,6 га в Залегощенском районе; - 9 государственных природных биологических заказников площадью 145 096 га в 9 районах области; - 1 природный парк «Нарышкинский» в Урицком районе площадью 8 548 га. Экологическая ситуация в Орловской области характеризуется относительной устойчивостью. Это связано с отсутствием в регионе индустриальных гигантов и крупных разработок полезных ископаемых. Возможность использования меньших капитальных и организационных затрат (по сравнению другими видами туризма). Уникальное географическое положение. На сравнительно небольшой территории находятся сразу несколько природных зон: от хвойно-широколиственных лесов до лесостепей, обусловивших разнообразие ландшафтов и удивительное сочетание растительного и животного мира. Национальный парк «Орловское Полесье». Общая площадь парка составляет 77,745 тыс. га. В зависимости от особенностей рельефа и почвообразующих пород встречаются участки различных лесных сообществ: бореальных сосновых лесов, ельников, хвойно-широколиственных лесов, широколиственных лесов с преобладанием липы и примесью клена платановидного, дуба, ясеня. Представлены различные болотные, водные сообщества, виды пойменных и суходольных лугов, лесных опушек и вересковых пустошей. Флора территории национального парка включает в себя более 900 Отсутствие механизма регулирования антропогенных нагрузок. Отсутствие оборудования на экологических тропах, стоянках. Отсутствие смотровых площадок. Недостаточность инвестиций на природоохранное строительство. Инвестиции в основной капитал, направленные на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, составили 86,2 млн руб., или 0,4% в объеме инвестиций в основной капитал крупных и средних организаций. Инвестиции на природоохранное строительство расходуются только на охрану и рациональное использование водных ресурсов
видов, из них 130 видов редких и исчезающих растений, а 31 вид встречается в Орловской области только в национальном парке. Животный мир «Орловского Полесья» включает 203 вида позвоночных животных: 51 вид млекопитающих, 5 видов пресмыкающихся, 11 видов земноводных, 17 видов рыб. Орнитофауна национального парка насчитывает 147 гнездящихся видов, из них 45 редкие, 9 встречаются единичными парами. В Орловской области только в лесах Хотынецкого и Знаменского районов сохранились глухарь и рябчик. Изучение, охрана и контроль популяции европейского зубра в рамках программы сохранения этих животных в России являются основными направлениями научной деятельности национального парка. Созданы три вольноживущие группы зубров общей численностью около 180 животных. Уникален тот факт, что на территории парка наряду с типично таежными видами животных и птиц (глухарь, рябчик, черный дятел) встречаются представители степной фауны (крапчатый суслик, серая куропатка, перепел, щурка золотистая). Значительное место занимают лесные виды: лось, благородный олень, косуля, речной бобр, волк, заяц-беляк, лисица. Создан вольерный зоопарк (более 30 видов различных животных и птиц). Животные содержатся в открытых вольерах. Гуанако, страусы, муфлоны и верблюды совершенно нетипичны для этих мест, но прекрасно акклиматизировались. Зарегистрировано 70 видов млекопитающих (самое крупное дикое животное - лось. Водятся дикий кабан, медведь, волк, рысь, лисица, енотовидная собака, барсук, белка, куница, ондатра, черный хорь, выдра речная, заяц-русак, еж, крот, суслик, лесная мышь). Гнездятся 256 видов птиц (глухари, тетерева, рябчики, лесные голуби, вальдшнепы, грачи, жаворонки, дрозды, чижи, зяблики, ласточки, коноплянки, коростели, скворцы, сороки, дикие утки, сова ушастая, ястреб-стервятник, лунь полевой). В водоемах обитает 38 видов рыб (лещ, карп, судак, голавль, щука, сом, окунь, красноперка и др.). Леса состоят из лиственных и хвойных пород, здесь растут: дуб, осина, береза, липа, ольха, ясень, вяз, сосна, ель, реже лиственница. На лугах Орловской области произрастает 57 редких видов растений. Большое количество родников и малых рек делают ландшафты более разнообразными и создают условия для формирования насыщенных экосистем.
Спортивный туризм
Наличие природных ресурсов для развития пешеходного, лыжного, водного, велосипедного туризма. Наличие биоресурсов для развития охотничье-рыболовного туризма. Наличие инфраструктуры для планерного туризма в Новосильском районе. Опыт проведения соревнований по различным видам спорта. Ежегодное проведение парусных регат в Орловском районе Изношенность материально-технической базы. Отсутствие рекламных материалов для продвижения туристических продуктов на внутреннем и международном рынках
Возможности - O
Угрозы - T
1. Законодательная база, предопределившая развитие областного туризма.
Приказ Минприроды России от 06.09.2010 № 344 «Об утверждении порядка осуществления государственного мониторинга охотничьих ресурсов и среды их обитания и применения его данных». Государственный мониторинг охотничьих ресурсов и среды их обитания (далее - Государственный мониторинг) представляет собой систему регулярных наблюдений за численностью и распространением охотничьих ресурсов, размещением их в среде обитания, состоянием охотничьих ресурсов и динамикой их изменения по видам, состоянием среды обитания охотничьих ресурсов и охотничьих угодий. Приказ Минприроды России от 30.04.2010 № 138 «Об утверждении нормативов допустимого изъятия охотничьих ресурсов и нормативов численности охотничьих ресурсов в охотничьих угодьях». Установлены нормативы допустимого изъятия охотничьих ресурсов. Так, по лосю, благородному оленю и европейской косуле норматив допустимого изъятия составляет от 3 до 18%, а по кабану - от 3 до 80%. Конкретный процент изъятия определенного вида рассчитывается по каждому конкретному участку охотничьих угодий исходя из численности особей по состоянию на 1 апреля текущего года, на 1 тыс. га свойственных угодий для обитания конкретного вида животных. Закон Орловской области от 24.09.1999 № 123-ОЗ «О туристской деятельности на территории Орловской области». Концепция долгосрочной областной целевой программы «Развитие туризма в Орловской области на 2011-2015 гг.». Долгосрочная областная целевая программа «О развитии и поддержке малого и среднего предпринимательства в Орловской области на 2009-2011 гг.».
Постановление Правительства Орловской области от 07.09.2011 № 301 «Об утверждении долгосрочной областной целевой программы «Развитие крестьянских (фермерских) хозяйств и других малых форм хозяйствования в сельской местности в Орловской области на 2012-2015 гг.». В рамках решения задачи развития несельскохозяйственной деятельности в сельской местности предусмотрено субсидирование затрат на развитие направлений несельскохозяйственной деятельности в сельской местности: а) развитие народных промыслов; б) бытовое и социально-культурное обслуживание населения.
2. Развитие государственно-частного партнерства на основе существующего опыта взаимодействия с инвесторами.
3. Возможность для развития разнообразных видов туризма и сочетания несколько видов.
4. Возможность привлечения туристов из областей ЦФО и других регионов.
5. Выигрыш конкурентных позиций за ресурсы другим областям ЦФО.
6. Возможность развития туристической инфраструктуры за счет привлечения инвестиций.
7. Рост количества туроператоров, работающих на приеме туристов, для быстрого освоения рынка туристских услуг в Орловской области.
8. Рост экономического потенциала за счет развития рынка услуг.
9. Повышение привлекательности области на основе стабильной тенденции реализации маркетинговой политики территории.
10. Создание в Орловской области сети частных гостиниц.
11. Возможность при модернизации производственной базы вписаться в общую стратегия развития России.
12. Проведение обучающих семинаров по распространению опыта в сфере туризма на сельских территориях.
13. Увеличение вклада туристской отрасли в ВРП региона и налоговых отчислений в бюджеты всех уровней на 5-10%.
14. Улучшение имиджа Орловской области как региона, привлекательного для туризма и инвестиций.
15. Оздоровление населения региона.
16. Фактическая Ш-^ зона рыбоводства, естественная рыбопродуктивность русловых прудов не превышает 150-190 кг/га. Нормы зарыбления (плотность посадки) данных водных объектов:
40 кг рыбопосадочного материала на 1 га водной поверхности (400 шт.
1. Социально-экономическая и политическая дестабилизация в стране.
2. Неблагоприятные демографические процессы.
3. Снижение спроса платежеспособного населения вследствие сокращения доходности основных отраслей экономики. Соотношение среднеобластных значений доходов и заработной платы с прожиточным минимумом составило 3,25 и 3,28 (по России, соответственно - 3,57 и 4,2).
4. Несовершенство нормативно-правовой базы.
5. Низкий уровень культуры отдыха.
6. Жесткая конкуренция со стороны других регионов ЦФО.
7. Разрыв между имеющимся туристским потенциалом и его фактическим использованием.
8. Слабые взаимодействия отраслей, формирующих туристский продукт, с туристской индустрией.
9. Недостаточное понимание на уровне отдельных муниципальных районов и городских округов Орловской области значения природоориентированных видов туризма для экономического развития.
10. Отсутствие финансовых ресурсов и квалификации у администрации муниципальных районов, необходимых для разработки маркетинговой стратегии и программы развития туризма и рекреации.
11. Недостаточно отработанный механизм научного планирования развития отрасли.
12. Слабое развитие государственно-частного партнерства в туристском бизнесе.
13. Недостаточность государственной поддержки и частных инвестиций в отрасль.
14. Недостаточность рычагов воздействия на развитие отрасли и сложность в осуществлении контроля за ее деятельностью.
15. Слабый обмен информацией между участниками туристского рынка.
16. Недостаточное финансирование развития отрасли.
17. Отток населения трудоспособного возраста в другие регионы Российской Федерации.
18. Отсутствие в большинстве малых городов и поселков региона очистных сооружений, перегрузка и неэффективная работа имеющихся мощностей привели к тому, что удельный вес загрязненных в общем объеме сброшенных вод составляет 96,4%, то есть сбрасываемые загрязненные стоки воды практически не обезвреживаются очистными сооружениями.
19. Весенние палы сухой растительности.
20. Нарушение естественных путей миграции животных из-за активной человеческой деятельности.
21. Высокая степень трансформированности территории на сельхозугодьях приводит к активизации эрозионных процессов и смыву почвенных компонентов в водные объекты и заиливанию малых рек.
22. Недостаточное количество крупных разнопородных лесных массивов, благоприятствующих расселению зверей и птиц, создающих места для укрытия животных и активного воспроизводства.
23. Изменение породного состава лесов в северозападных районах области приводит к сокращению численности и видового_
средней навеской 100 г). Прогноз общих допустимых ежегодных уловов: сазана - 7,8 т, или 21,3 кг/га; щуки - 0,3 т; леща - 1,2 т.
17. С 2009 по 2012 г. в водоемы Орловской области (рыбопромысловые участки) выпущено около 605 т рыбопосадочного материала (карпа, сазана, толстолобика, белого амура) (в 2009 г. - 40 т, 2010 г. - 160, 2011 г. - 180, 2012 г. - 225 т).
18. В прудовых хозяйствах выращено более 2 730 т рыбы.
19. Ежегодно на сезон охоты указом губернатора Орловской области утверждаются лимиты и квоты добычи охотничьих ресурсов.
20. В 2011 г. Орелоблэконадзором привлечено инвестиций в охотничье хозяйство области в размере 2 546,964 тыс. руб.
21. В 2012 г. общие затраты на ведение охотничьего хозяйства составили 33 629,3 тыс. руб., включая проведение учета численности охотничьих ресурсов, биотехнические мероприятия по сохранению охотничьих ресурсов и среды их обитания (расселение охотничьих ресурсов, подкормка охотничьих ресурсов и улучшение кормовых условий среды их обитания).
22. Создание охотничьей базы, включающей гостиницу на 25 номеров, объект общественного питания (кафе-столовая), а также баню (сауну) и бильярдный зал, с предоставлением в аренду плавательных средств, охотничьего и рыболовного снаряжения, а также услуг профессионального егеря создает около 30 новых рабочих мест.
23. Увеличение доходов местных хозяйствующих субъектов за счет оплаты туристами услуг проживания, питания, транспорта, сувенирной продукции.
24. Повышение занятости местного населения, особенно женщин и молодежи в сельских районах.
25. Повышение культурного уровня сельского населения, возрождение местных традиций.
26. Развитие малого предпринимательства на селе.
27. Остановка миграции сельского населения в города.
28. Создание новых объектов социальной инфраструктуры села и восстановление ветхого фонда.
29. Увеличение количества реализованной продукции фермерских хозяйств, расширение ассортимента продукции приусадебных хозяйств.
30. Привлечение местного населения к работе в сфере охотничьего и рыболовного туризма (услуги размещения, организации питания, гидов-проводников).
31. Возрождение национальных традиций, народных промыслов и ремесел, сохранение природных и историко-культурных памятников.
32. Плата в федеральный бюджет за одну особь вида дичи (руб.): лось взрослый - 1 500; лось сеголеток - 750; кабан взрослый - 450; кабан сеголеток - 225; глухарь - 100; тетерев - 20; бобр, барсук - 60.
33. Организация туристического коттеджного комплекса из 5 домиков создает от 5 до10 новых рабочих мест.
34. Создание рыболовно-охотничьих парков.
35. Внедрение в практику услуги удаленного получения путевок (разрешений) значительно бы увеличило приток туристов-охотников как местных, так и из других регионов.
36. Создание агентства (службы) по поддержке развития туризма и рекреации в регионе
разнообразия лесных птиц и мелких млекопитающих: исчез медведь, стали редки рябчик и глухарь.
24. Необходимость преодоления конкурентного отставания в борьбе за привлечение инвестиционных ресурсов с ведущими регионами страны.
25. Ограниченные возможности инженерной, коммуникационной и дорожно-транспортной инфраструктуры. Около половины дорог регионального значения не отвечают нормативным требованиям
26. Неудовлетворительное состояние коммунальной инфраструктуры в сельских населенных пунктах. Оборудовано водопроводом лишь 37%, и канализацией - 4% сельских населенных пунктов. Среднесуточный отпуск воды населению в расчете на одного жителя в сельской местности почти в 3 раза меньше, чем в городской.
27. Ухудшение условий в местах массового отдыха в связи с загрязнением окружающей среды и естественное разрушение памятников историко-культурного наследия.
28. Неудовлетворительное техническое состояние большей части объектов культурного наследия.
29. Визуальное нарушение ландшафтов территории памятников и зон их охраны, а также незаконная застройка.
30. Отсутствие эффективных пользователей памятников и их бесхозное состояние. Угрозе утраты подвержены бесхозные объекты культурного наследия: Сабуровская крепость в Орловском районе, усадьбы Новосильцевых в Мценском районе, Дмитрия Кантемира в
г. Дмитровске и Сухотина - в Залегощенском районе.
31. Природные катаклизмы.
32. Нарушение правил техники безопасности при обращении с оружием.
33. Несоблюдение правил техники безопасности при рыболовстве.
34. Отсутствие независимой оценки знаний охотминимума как у специалистов, так и у обычных охотников.
35. Низкие штрафные санкции, стимулирующие развитие браконьерства в регионе.
36. Износ и выбытие основных фондов по охране окружающей среды из-за недостаточности инвестиций в природоохранную деятельность
Список литературы
1. Студенникова Н.С. Оценка демографического потенциала сельских территорий федеральных округов Российской Федерации: материалы Международной научно-практической конференции «Тенденции развития экономики и менеджмента». Казань: Инновационный центр развития образования и науки, 2014. С. 155-158.
2. Агаларова Е.Г., Косинова Е.А. Особенности формирования агротуристического рынка в России // Молодой ученый. 2012. № 11. С. 140-143.
3. Абряндина В.В., Здоров М.А. Концептуальные модели агротуристической интеграции в России // Экономика сельского хозяйства России. 2014. № 10. С. 50-55.
4. Лебедько Е.Я., Кислова Е.Н., Ториков В.Е. Сельский туризм - новый шанс для возрождения и развития села // Международный журнал экспериментального образования. 2012. № 5. С. 43-44.
5. Уланов Д.А. Туризм на сельских территориях: опыт, проблемы, перспективы // Молодой ученый. 2013. № 6. С. 455-459.
6. Анисимова Н.Н., Демерчян Н.С., Зотова С.В., Кантемиров Д.А. Сельский туризм как фактор повышения конкурентоспособности рекреационной сферы России // Известия Сочинского государственного университета. 2013. № 1-2. С. 108-115.
7. Шарыбар С.В. Агротуризм как направление устойчивого развития сельских территорий: новые идеи: материалы II Международного форума «Сельский туризм в России». М.: Росинформагротех, 2013. С. 67-70.
8. Бенько Е.В. Методические подходы к определению потенциала развития туристско-рекреационной сферы экономики Российской Федерации // Вопросы экономики и права. 2011. № 1. С. 311-316.
9. Татаркин А.И. Саморазвитие территориальных социально-экономических систем как потребность федеративного обустройства // Экономика региона. 2014. № 4. С. 9-26.
10. Лапочкина В.В. Привлекательный имидж туристской территории как инструмент сохранения культурно-исторического и природного наследия // Вестник национальной академии туризма. 2008. № 2. С. 39-43.
11. Olins W. Branding Nation - The Historical Context // Journal of Brand Management. 2002. Vol. 9. P. 1-9.
12. Котлер Ф., Асплунд К., Рейн И., Хайдер Д. Маркетинг мест. Привлечение инвестиций, предприятий, жителей и туристов в города, коммуны, регионы и страны Европы. СПб: Стокгольмская школа экономики, 2005. 390 с.
13. Учитель Ю.Г., Учитель М.Ю. SWOT-анализ и синтез - основа формирования стратегии организации. М.: Либроком, 2010. 328 с.
14. Шабалина Н.В., Власов В.С. Эволюция представлений о туристско-рекреационном потенциале как основе формирования и развития туристско-рекреационных систем: материалы Международной научной конференции «Туризм и рекреация: фундаментальные и прикладные исследования». М.: Советский спорт, 2008. С. 391-399.
ISSN 2311-875X (Online) ISSN 2073-2872 (Print)
Social Services and Education
SWOT ANALYSIS OF CAPABILITIES IN RURAL AREAS OF THE OREL OBLAST FOR NATURE-BASED TOURISM DEVELOPMENT
Ruslan V. KLIMOV
Orel State Agrarian University, Orel, Russian Federation [email protected]
Article history:
Received 2 November 2015 Accepted 19 November 2015
JEL classification: C89, O13, O18, R22
Keywords: rural areas, tourism, SWOT analysis, resources, regional capabilities
Abstract
Importance Whereas rural areas face aggravating challenges, it is necessary to find alternative sources for increasing the living standard of rural population and develop rural infrastructure. Rural tourism can become one of possible ways to develop non-agricultural activities there. Objectives The research determines the conditions and factors for making competitive tourism product in rural areas for cultural, educational, ecological, adventure, hunting, fishing, rural, agricultural and sport tourism in line with natural, recreational, cultural and historical background of the regions, and regulation of anthropogenic effects.
Methods Using a SWOT analysis, I analyzed weaknesses and strengths of the tourism development in rural areas, its opportunities and circumstances, which have a strong adverse effect on the industry.
Results I identified natural, recreational, cultural and historical capabilities of the regions, challenging issues of development, and set up goals for forming a competitive tourism product in rural areas.
Conclusions and Relevance Dedicated policies, which are supported with resources, may help eliminate most weaknesses and generate a competitive product. As a result of the industry development, tax revenues will increase at each fiscal levels, and indicators of natural, recreational, cultural and historical capabilities of the regions will improve.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 2015
References
1. Studennikova N.S. [Assessing the demographic potential of rural areas in federal districts of the Russian Federation]. Tendentsii razvitiya ekonomiki i menedzhmenta: materialy mezhdunarodnoi nauchno-prakticheskoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Trends in Development of Economy and Management]. Kazan, Innovative Center of Education and Scientific Development Publ., 2014, pp. 155-158.
2. Agalarova E.G., Kosinova E.A. Osobennosti formirovaniya agroturisticheskogo rynka v Rossii [Specifics of forming an agricultural tourism product in Russia]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2012, no. 11, pp.140-143.
3. Abryandina V.V., Zdorov M.A. Kontseptual'nye modeli agroturisticheskoi integratsii v Rossii [Conceptual models of the agricultural integration in Russia]. Ekonomika sel'skogo khozyaistva Rossii = Economy of Russia's Agriculture, 2014, no. 10, pp. 50-55.
4. Lebed'ko E.Ya., Kislova E.N., Torikov V.E. Sel'skii turizm - novyi shans dlya vozrozhdeniya i razvitiya sela [Rural tourism is a new chance for rural revival and development]. Mezhdunarodnyi zhurnal eksperimental'nogo obrazovaniya = International Journal of Experimental Education, 2012, no. 5, pp. 43-44.
5. Ulanov D.A. Turizm na sel'skikh territoriyakh: opyt, problemy, perspektivy [Tourism in rural areas: experience, challenges, prospects]. Molodoi uchenyi = Young Scientist, 2013, no. 6, pp. 455-459.
6. Anisimova N.N., Demerchyan N.S., Zotova S.V., Kantemirov D.A. Sel'skii turizm kak faktor povysheniya konkurentosposobnosti rekreatsionnoi sfery Rossii [Rural tourism as a factor for increasing the competitiveness of Russia's recreation sector]. Izvestiya Sochinskogo gosudarstvennogo universiteta = Sochi Journal of Economy, 2013, no. 1-2, pp. 108-115.
7. Sharybar S.V. [Agricultural tourism as an area for sustainable development of rural areas: new ideas]. Sel'skii turizm v Rossii: materialy II mezhdunarodnogo foruma [Proc. 2nd Int. Forum Rural Tourism in Russia]. Moscow, Rosinformagrotekh Publ., 2013, pp. 67-70.
8. Ben'ko E.V. Metodicheskie podkhody k opredeleniyu potentsiala razvitiya turistsko-rekreatsionnoi sfery ekonomiki Rossiiskoi Federatsii [Methodological approaches to determining the potential for developing the tourism and recreation sector of the Russian economy]. Voprosy ekonomiki i prava = Economic and Law Issues, 2011, no. 1, pp. 311-316.
9. Tatarkin A.I. Samorazvitie territorial'nykh sotsial'no-ekonomicheskikh sistem kak potrebnost' federativnogo obustroistva [Self-development of local socio-economic systems as a need for federal development].
Ekonomika regiona = The Region's Economy, 2014, no. 4, pp. 9-26.
10. Lapochkina V.V. Privlekatel'nyi imidzh turistskoi territorii kak instrument sokhraneniya kul'turno-istoricheskogo i prirodnogo naslediya [An attractive image of tourism area as a tool to preserve cultural, historical and natural heritage]. Vestnik natsional'noi akademii turizma = Vestnik of National Tourism Academy, 2008, no. 2, pp. 39-43.
11. Olins W. Branding Nation - The Historical Context. Journal of Brand Management, 2002, vol. 9, pp. 1-9.
12. Kotler Ph., Asplund C., Rein I., Haider D. Marketing mest. Privlechenie investitsii, predpriyatii, zhitelei i turistov v goroda, kommuny, regiony i strany Evropy [Marketing Places Europe: How to Attract Investments, Industries, Residents and Visitors to Cities, Communities, Regions and Nations in Europe]. St. Petersburg, Stockholm School of Economics Publ., 2005, 390 p.
13. Uchitel' Yu.G., Uchitel' M.Yu. SWOT-analiz i sintez - osnova formirovaniya strategii organizatsii [SWOT analysis and synthesis are the basis for a corporate strategy]. Moscow, Librokom Publ., 2010, 328 p.
14. Shabalina N.V., Vlasov V.S. [Evolution of views on tourism and recreation capabilities as the basis for forming and developing tourism and recreation systems]. Turizm i rekreatsiya: fundamental'nye i prikladnye issledovaniya: materialy mezhdunarodnoi nauchnoi konferentsii [Proc. Int. Sci. Conf. Tourism and Recreation: Fundamental and Applied Researches]. Moscow, Sovetskii sport Publ., 2008, pp. 391-399.