УДК 338.486
Г. В. Сулейманова
ИССЛЕДОВАНИЕ ПЕРСПЕКТИВ РАЗВИТИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ТУРИЗМА
В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН
Ключевые слова: эколого-экскурсионный туризм,экологическая компетентность,эколого-ориентированное обучение, туристский потенциал, рекреационные ресурсы, особо охраняемые природные территории.
Дана оценка природно-рекреационного потенциала Республики Татарстан. Исследованы условия развития эколого-ориентированного туризма в Республике Татарстан,проблемы и перспективы развития экологического туризма на данной территории,SWOT анализ, позволяющий выделить сильные и слабые стороны туристского потенциала республики, возможные угрозы и вероятность его применения в развитии эколого-ориентированной отрасли в регионе.
Keywords: eco-excursion tourism, ecological expertise, environmental-oriented training, tourist potential, recreational resources,
protected areas.
The estimation of natural and recreational potential of the Republic of Tatarstan. We study the conditions for the development of ecological-oriented tourism in the Republic of Tatarstan, the problems and prospects of development of eco-tourism in the area, SWOT analysis, allowing highlight the strengths and weaknesses of the tourism potential of the country, the potential threats and the likelihood of its use in the development of eco-oriented industries in the region.
Туризм является самостоятельным, мощным сектором экономики и занимает лидирующее положение среди крупнейших мировых отраслей.В туристской индустрии экологический туризм представляет собой относительно новое направление и является инновационным способом решения экологических проблем, имеющий высокий потенциал развития. В узком смысле он подразумевает путешествие, экскурсию или посещение и пребывание в неосвоенных человеком уголках природы в целях ее изучения, наблюдения и общения с ней. Основными целями эколого-экскурсионного туризма являетсягармоничное сосуществование человека с окружающей его природной средой, экологическое образование и воспитание различных групп населения. Основные задачи предусматривают соблюдение строгих норм и правил в использовании и сохранении природных ресурсов[1].
Объектами эколого-ориентированного туризма являются уникальные природные комплексы, в том числе особо охраняемые природные территории, а именно: национальные и природные парки; государственные природные заказники; памятники природы; дендрологические парки и ботанические сады; лечебно-оздоровительные местности и курорты; заповедники. Отличительной особенностью эколого-экскурсионных маршрутов является слабое негативное влияние на природную среду, чему свидетельствует его второе название - «мягкий туризм». данные маршруты используют природные ресурсы в пределах особо охраняемых природных территорий[2].
При этом перспективы развития связаны с соблюдением основных принципов данного вида туризма: посещение и рациональное применение природных ресурсов, природных территорий; сохранение природного, социального и культурного разнообразия; соблюдение предписанных правил
поведения; экологическая компетентность туристов; интеграция эколого-ориентированного туризма в планы территориального развития региона; эколого-ориентированное обучение персонала, занятого в данной сфере.
Индустрия туризма эксплуатирует природные, культурные и исторические ресурсы, нуждается в собственности на землю, производит отходы, загрязняет воздух, воду и почву, оказывает мощное негативное влияние на природу).
Россия, несмотря на высокий туристский потенциал, пока занимает скромное место на мировом туристском рынке [5]. Природно-познавательный или, по-современному
определению, экологический туризм в России начинал развиваться еще с конца XIX века, хотя и не отличался массовостью, и не являлся значимой экономической категорией. Наша страна определенное время не испытывала потребности в защите и охране своих рекреационных ресурсов. Способствовали этому, в большей степени, сложившиеся традиции и обычаи народа, выработанные общинным укладом жизни и щадящим подходом к использованию природных ресурсов.По оценкам специалистов ВТО, при должном уровне развития туристской сферы, Российская Федерация будет способна принять до 40 млн. иностранных туристов в год. Положение развития туристской инфраструктуры в России можно объяснить политической и социально-экономической модернизацией последних десятилетий. Рынок внутреннего туризма нашей страны сохраняет приоритет в спросе на традиционные виды отдыха - пляжный на юге России, круизный в Поволжье, оздоровительный и горнолыжный в предгорных территориях. Однако наблюдается возвращение интереса к культурно-познавательному туризму, городскому туризму и разновидностям специализированного туризма, таким как охота, рыбалка, а также событийному,
приключенческому, спортивному и экологическому туризму. Разнообразие природных зон, ландшафтов, большое количество заповедников, заказников, национальных парков, культурных памятников, относительно низкая плотность и традиционное гостеприимство населения - все это ресурсы эколого-ориентированного туризма в России [3]. Имея колоссальные возможности для развития в эколого-экскурсионном направлении, страна сегодня практически не применяет их, упуская значительные прибыли.
В западных странах эколого-экскурсионный туризм получил широкое распространение еще в 70-е годы прошлого столетия. В нашей же стране данный вид туризма является новшеством и требует детального изучения.
Если рассматривать территорию Республики Татарстан как потенциальный объект экологического туризма, то данный регион обладает перспективной и подающей большие надежды характеристикой.
Татарстан расположен в центре Российской Федерации на Восточно-Европейской равнине, в месте слияния двух крупнейших рек -Волги и Камы. Общая площадь Татарстана - 67 836 км2. Протяженность территории Республики - 290 км с севера на юг и 460 км с запада на восток. Территория республики представляет собой равнину в лесной и лесостепной зоне с небольшими возвышенностями на правобережье Волги и юго-востоке республики. 90 % территории лежит на высоте не более 200 м над уровнем моря. Климат умеренно-континентальный, отличается тёплым летом и умеренно-холодной зимой. Средняя температура воздуха в тёплый период года (апрель - октябрь) за анализируемый промежуток времени (2009-2013 гг.) составила 13,3°С, что на 1°С выше среднего показателя за последние 30 лет. Среднее количество осадков от 460 до 520 мм. Вегетационный период составляет около 170 суток.
На середину 2014 года природно-заповедный фонд Республики Татарстан включает 154 особо охраняемых природных объекта, среди них: Волжско - Камский государственный природный биосферный заповедник; Национальный парк «Нижняя Кама»; 24 государственных природных заказника регионального значения
разного профиля; 127 памятников природы регионального значения, в том числе наземных - 63, водных - 64 (озёра, реки, родники); особо охраняемая природная территория местного значения.
Волжско - Камский государственный заповедник имеет площадь более 8 тыс. га. Территория его характеризуется большим биологическим разнообразием и расположена в долинах Волги и Камы. Выделено семь групп лесных формаций, охватывающих все основные зональные таксоны широколиственных, смешанных и таежных лесов. Благодаря особенностям рельефа на территории Раифского участка их размещение составляет географическую поясность всех лесных
зон Европейской России. Хвойные насаждения 250-летнего возраста - бывшие монастырские леса, в которых не проводилось рубок главного пользования, являются уникальными для нашего края. В настоящее время площадь особо охраняемых природных территорий на РТ составляет 1,03%. ООПТ Татарстана расположены, в основном, на севере и северо-западе. Общая площадь природно-заповедного фонда составляет 133625 гектар, или 1,97 % к общей площади республики. Более 16 % территории республики покрыто лесами, состоящими из деревьев преимущественно лиственных пород (дуб, липа, береза, осина), хвойные породы представлены сосной и елью.
Местная фауна представлена 430 видами позвоночных животных и сотнями видов различных беспозвоночных.
Наша республика занимает первое место в Поволжъе по густоте речной сети. Волга и Кама являются крупнейшими реками нашей республики, а также не менее крупными являются два притока Камы - Вятка и Белая, обеспечивающие общий сток 234 млрд м3/год (97,5 % общего стока всех рек). На территории республики, помимо них, протекают ещё около 500 малых рек длиной не менее 10 км и многочисленные ручьи. В двух
крупнейших водохранилищах - Куйбышевском и Нижнекамском сосредоточены большие запасы водных ресурсов. Более 8 тысяч небольших озер и прудов также насчитывается в нашей республике.
В целом экологическое состояние нашей республики можно охарактеризовать как удовлетворительное. После 2000 года наметилась тенденция ухудшения состояния окружающей среды, а состояние атмосферного воздуха особенно ухудшилось к 2009 году. Однако, для развития туризма важна не только природная среда. Современные политические и социально-экономические условия объективно предоставляют более благоприятные условия для развития туризма по сравнению с предшествующими десятилетия-ми.Высокий рейтинг Татарстана основанан на политической стабильности, многообразии культурного богатства (Татарстан располагается на стыке двух крупных цивилизаций: восточной и западной), быстром росте сети кафе, ресторанов, развлекательных и оздоровительных центров, гостиниц, магазинов. За последние годы в республике появились аквапарк, ипподром, горнолыжный центр. Республика Татарстан стала регионом, способным принять гостей со всего света, и имеющим возможность проводить культурные и спортивные мероприятия мирового уровня.
Богатство природного наследия Татарстана позволяет проводить разнообразные тематические экскурсии не только для гостей, но и для жителей Татарстана. Кстати, национальная кухня - очень привлекательный для туристов фактор, который надо максимально и умело использовать. В мире есть опыт специальных туристических маршрутов, основанных на презентации национальной кухни [6].
Для большей наглядности можно сделать SWOT-анализ изучаемой территории, что позволит
выявить ее сильные и слабые стороны, а также возможности дальнейшего развития.
Таким образом, сильные стороны: Республика Татарстан богата историко-культурным и научным наследием; на территории имеется наличие естественных природных зон, что позволяет не только развивать различные виды туризма, но и проводить научно - познавательные экскурсии; наличие особо охраняемых памятников природы и нескольких крупных городов; сравнительно хорошее состояние дорог.
Слабые стороны: неравномерность в развитии районов; слабый прием сотовой связи в отдельных регионах; экологические проблемы промышленных районов
Из вышеизложенного можно вывести следующие возможности развития: экологический туризм может дать сильный толчок в развитии республики. Богатый природный потенциал определяет возможность развития туризм в различных направлениях. Тем не менее, несмотря на доминирующее положение сильных сторон, существует и потенциальные риски, которые заключаются в небрежном отношении к окружающей среде жителей и гостей региона, вымирании местных деревень, ввиду неблагоприятной демографической ситуации, а также немалый уровень преступности.
Необходимость развития эколого-экскурсионного туризма в нашем регионе обусловлена и социальным заказом - потребностями населения в более целостном, системном подходе к проблемам здоровья и использования свободного времени, созданию приемлемых условий для ведения здорового образа жизни, духовного и экологического воспитания населения.
Для того чтобы сделать экологический туризм в регионе востребованным, его нужно продвигать в массы, в первую очередь, путем повышения уровня осведомленности о данном направлении среди самого населения.
Возникаетвопрос, как правильно продвигать эколого-экскурсионные туры?
Существует пять основных форматов продвижения товара, в том числе и туристического: реклама наружная; реклама на телевидении; радиореклама; интернет реклама; реклама в прессе. Одним из неоспоримых достоинств наружной рекламы является возможность ее размещения непосредственно рядом с рекламируемым объектом. Однако работает это преимущество только для небольшого количества компаний, так как, очевидно, что все фирмы не могут позволить себе размещать свою рекламу непосредственно рядом со своим офисом или магазином. Средняя стоимость изготовления и размещения рекламного баннера поверхностью 3х6 в месяц составит 40000,00 рублей. Потенциальная аудитория здесь достаточно велика, однако чем дальше от центра города или мест массового скопления людей (например, крупных торговых центров, станций метро) расположены рекламные площади, тем быстрее падает процент потенциальной аудитории.
Безусловно, реклама на телевидении обладает наибольшей потенциальной аудиторией среди всех других видов рекламы. Но так ли велика ее эффективная аудитория? По статистике, около 80% зрителей переключают канал во время рекламы, причем у большинства это срабатывает уже на уровне подсознания, как рефлекс. Фактически, все перечисленное для телевидения можно отнести и к радиорекламе, с некоторыми поправками в цифрах. Потенциальная аудитория радиорекламы значительно меньше, чем у телевидения, однако вполне сопоставима с аудиторией наружной рекламы (радио сейчас слушают в основном только в машинах или маршрутках, иногда в офисах и крупных магазинах). Реклама в прессе частично объединяет в себе достоинства и недостатки других видов рекламы. Изображение и текст здесь, как и в наружной рекламе, статичны, а само сообщение ограничено площадью страницы, в связи с этим информативность рекламы в прессе обычно не очень высока, поскольку большой объем текста воспринимается читателями достаточно тяжело.
В настоящее время довольно большой популярностью пользуются интернет сайты, продвижение в поисковых системах. Интернет реклама заметно отличается от всех других форматов рекламы. В первую очередь - за счет возможности сразу же получить всю необходимую информацию о товаре, услуге или компании, просто кликнув один раз по соответствующей ссылке (баннеру) и перейдя на сайт или страницу в каталоге. Другим достоинством данного формата рекламы является возможность ярко и наглядно донести до пользователя все преимущества своего товара. Современные технологии (flash) позволяют сделать рекламный баннер анимированным, очень красивым и, что самое главное, «цепляющим» внимание пользователя.
Таким образом, исходя из проведенного анализа, можно сделать вывод, что самым эффективным форматом рекламы по воздействию на потребителя является интернет реклама. Однако наиболее эффективной она становится в том случае, когда совмещается вместе с каким-либо другим видом рекламы. За счет этого потребитель всегда сможет найти в Интернете необходимую дополнительную информацию о рекламируемом товаре.
Исходя из сформулированного анализа, можно сделать вывод,что эколого -ориентированная направленность туризма в нашем регионе требует тщательного изучения. Для ее успешного развития необходимо наиболее полное и рациональное использования природа -рекреационного потенциала, а также ограничивать и регулировать поток туристов в заказники и национальные парки. Кроме того, данный вид туризма не требует и строительства новых гостиниц, размещение экотуристов можно организовывать в окружающих их населенных пунктах, а не на охраняемых территориях заповедных зон. Применение изложенных мероприятий к дополнению ко всему позволят свести к минимуму
негативное воздействие экотуризма на охраняемые территории. Все большее число людей смогут посетить ранее недоступные для них территории, в том числе и те, кто способен оказать существенную поддержку и повлиять на общественное мнение. Данный факт является важнейший социальным эффектом развития эколого-экскурсионного туризма. Для большего развития эколого-экскурсионного туризма в соответствии с международными принципами, в рамках концепции устойчивого туризма в Татарстане, нужна координация действий на всех уровнях. Успешную реализацию всех намеченных мероприятий принесут только совместные усилия,
Оценив туристический потенциал, можно выделить ряд рекомендаций по повышению его уровня на территории региона[4].
Рекомендации:
- развитие деятельности по эколого-экскурсионному туризму необходимо координировать на федеральном уровне и уровне региональных ассоциаций заповедников;
- совершенствоватьзаконодательную базу, разработку местных законопроектов регулирующих нормативно-правовую систему развития экотуризма;
-определение норм предельно допустимых нагрузок, для каждого объекта; разработка и применение правил посещения объектов
экотуризма.
- повышение уровня привлекательности объектов, за счет их благоустройства: оборудование маршрутов, разъясняющих указателей,не допускать загрязнения территории и актов вандализма;
- разработка туров, с обязательным включением эколого-познавательного элемента, повышающего уровень экологического познания туристов и воспитания подрастающего поколения;
-единство рекламной и маркетинговой политики, выработка корпоративной этики, единых стандартов обслуживания и организации туризма на особо охраняемых природных территориях.
Эколого-ориентированный туризм способен сберечь и сделать всеобщим достоянием уникальные ландшафты Республики Татарстан, повысить уровень экологического воспитания и просвещения. Это перспективный путь улучшения экологической, экономической и социальной обстановки в регионе и один из гарантов устойчивого развития региона.
Литература
1.Хайбуллин Р.Р., Мухутдинова Т.З., Храпаль Л.Р., Кама-леева А.Р. Стратегия создания интеллектуально-мотивационной образовательной среды в общеобразовательном учреждении. / Вестник Каз. технол. ун-та, 2013, №1, с. 358-3624.
2.Мухутдинова Т.З. Инновационное развитие предприятий нефтегазохимического комплекса и повышение инновационной и экологической культуры специалистов и населения./Вестник Каз. технол. ун-та, 2012, №15, с. 283-286. (Статья ВАК)3.МухутдиноваТ.З.,ХрапальЛ.Р.Культурная глобализация и экологическое образование современного педагогического сообщества./ Вестник Казан.технол. унта, 2012, № 3, с. 200-204.
4.Сулейманова Г.В. Мухутдинова Т.З. Подготовка специалистов в области туризма к использованию эко-туристского потенциала Республики Татарстан. Статья. Казань: Изд-во Отечество, 2013.
5.Колбовский, Е. Ю. Экологический туризм и экология туризма / Е. Ю. Колбовский. - М.: Академия, 2006.
6.Гайсин.И.Т. Эколого-эстетическое воспитание студентов технических вузов. МонографияКазань: Отечество, 2014. -157с.
© Г. В. Сулейманова - канд. пед. наук, профессор РАЕ; доц. каф. моды и технологий, КНИГУ, gvs.88@mail.ru.
© G. V. Suleimanova- candidate ped. sciences, professor RAE; assistant professor of Fashion and Technology Department, KNRTU, gvs.88@mail.ru.