Научная статья на тему 'Развитие сельского туризма: преодоление инерции торможения (анализ отечественного и зарубежного опыта)'

Развитие сельского туризма: преодоление инерции торможения (анализ отечественного и зарубежного опыта) Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
308
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКИЙ ТУРИЗМ / ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ / РОЛЬ ВЛАСТНЫХ СТРУКТУР В ПРОЦЕССЕ / ПОТЕНЦИАЛ АССОЦИАЦИЙ ГРАЖДАН И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ / СТИМУЛИРОВАНИЕ МАЛОГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Крутиков Валерий Константинович, Федорова Оксана Витальевна, Гворыс Веслав

В статье рассмотрены современные проблемы, препятствующие динамичному развитию перспективного направления туриндустрии – сельского туризма. На основе анализа отечественного и зарубежного опыта внесены конструктивные предложения по формированию современной системы туризма на сельских территориях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Крутиков Валерий Константинович, Федорова Оксана Витальевна, Гворыс Веслав

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Development of rural tourism: overcoming the slowdown inertness (analysis of Russian and foreign experience)

The article considers the current problems hindering the development of a dynamic perspective direction of the tourism industry – rural tourism. On the basis of the analysis of domestic and foreign experience made constructive suggestions on formation of a modern system of tourism in rural areas.

Текст научной работы на тему «Развитие сельского туризма: преодоление инерции торможения (анализ отечественного и зарубежного опыта)»

Крутиков Валерий Константинович

проректор по научной и методической работе, Институт управления, бизнеса и технологий, г, Калуга vkkrutikov@mail.ru

Федорова Оксана Витальевна

доцент кафедры финансов и кредита,

Калужский филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ nir@universitys.ru

Гворыс Веслав

ректор,

Высшая школа гостиничного бизнеса и туризма, г, Ченстохов, Польша

развитие сельского туризма: преодоление инерции

торможения (анализ отечественного и зарубежного

опыта)

_Аннотация

В статье рассмотрены современные проблемы, препятствующие динамичному развитию перспективного направления туриндустрии - сельского туризма, На основе анализа отечественного и зарубежного опыта внесены конструктивные предложения по формированию современной системы туризма на сельских территориях,

Ключевые слова: сельский туризм, инновационное развитие, роль властных структур в процессе, потенциал ассоциаций граждан и предпринимателей, стимулирование малого предпринимательства

Родоначальницей первой европейской системы приема и размещения туристов в сельской местности выступила Франция в 1954 г Под гостевым домом в практике существующей системы понимается традиционный сельский дом со всеми удобствами,

арендуемый на неделю или на выходные. В таких гостевых домах туристы полностью независимы. Гостевые дома во Франции позволили фермерам и иным частным лицам, зачастую не связанным с сельским хозяйством, иметь дополнительные доходы.

Развитие сельского туризма

Сегодня посетителями гостевых домов являются свыше двух миллионов постоянных клиентов. Контингент, в основном, включает семейные пары, служащих, врачей, учителей. Из числа клиентов -80% французы, постоянно проживающие в крупных городах. Наблюдается своеобразная тенденция - в среднем каждый парижанин проводит 10 дней в году в сельской местности, тогда как жители других регионов отдыхают в сельской местности всего лишь 2-4 дня. И это закономерно, т.к. само определение сельского туризма -это географическое понятие. Слово «сельский» противопоставляется слову «городской». Во Франции, например, сельским туризмом называется отдых в муниципалитетах численностью менее 2 тыс. жителей. Эти муниципалитеты составляют 80% территории Франции. Не каждая туристическая деятельность в сельской местности может называться «сельской». Большие парки аттракционов, такие как Диснейленд, Парк Порт Авентура, культурно-образовательный центр Этномир (Калужская область) нельзя отнести к сельскому туризму. Они рассчитаны на большое количество посетителей, которые не стремятся узнать регион и его жителей. Таким образом, определение сельского туризма приобретает свои идентификационные черты - социальную и культурную. Общение с жителями, с местной историей и с природой является основным стимулом отдыха в сельской местности. Обязательным условием является то, чтобы средства размещения туристов находились в сельской местности или малых городах без промышленной и многоэтажной застройки (1).

В мировой практике заметен прорывной характер расширения рынка

сельского туризма в Польше, которая даже превосходит по ряду показателей родоначальницу системы приема. Это связано с тем, что руководство страны считает приоритетным направлением сельской экономики туризм, приносящий из всех видов непрофильной деятельности на селе наибольший доход. Сфера деятельности «туризм в сельской местности» дает около 4% общего валового продукта, поэтому государство считает необходимым выделять на ее развитие до 40% всех субсидий (2).

Формирование системы сельского туризма в России

В нашей стране формируется система сельского туризма, но существуют серьезные проблемы, связанных с отсутствием единой нормативно-правовой базы, классификации и стандартов, тормозящие процесс. Это порождает в регионах страны определенное недоверие к органам власти. И если, официальные данные свидетельствуют, что сегодня в России всего 1,5 тысячи сельских домов, принимающих туристов, то ведущие эксперты считают, что их более 4 тысяч. Индивидуальные предприниматели не хотят легализироваться, боясь непосильных обреме-нений. События, связанные с непродуманным увеличением размера страховых взносов, говорят о том, что опасения не лишены оснований. Между тем, ситуацию на сельских территориях страны вызывает серьезную озабоченность. За годы проведения рыночных реформ в России уровень жизни сельского населения существенно снизился. Возросло отставание от города и в общих социальных условиях жизни в сельской местности. Реализация целевых программ правительства, в которых декларировалось

проведение изменений в этом направлении аграрной политики, к масштабным сдвигам не привела. За порогом бедности по денежным доходам находится более половины сельского населения. В сельской местности проживает свыше 40% всего малоимущего населения России, хотя на долю села приходится 27% общей численности населения страны. Интенсивность выбытия населения, особенно молодежи, из сельской местности остается значительной. Это определяет общую отсталость, низкую эффективность и конкурентоспособность сельского хозяйства, его фактическую неспособность обеспечить продовольственную безопасность страны (3).

Мировой опыт успешного решения накопившихся проблем

Для успешного решения накопившихся проблем следует учитывать мировой опыт, т.к. состояние сельских территорий - самый верный показатель развитости аграрного сектора стран - членов Европейского союза (ЕС), степени их цивилизованности. Поучительно остановиться на исто-рико-экономических особенностях развития Польши, которая в советские времена входила в Совет экономичес-

под гостевым домом в практике существующей

системы понимается традиционный сельский дом со всеми удобствами, арендуемый на неделю или на выходные

кой взаимопомощи (СЭВ), но в отличие от других социалистических стран не проводила поголовную коллективизацию. Сельское население в подавляющем большинстве не являлось членами колхозов, а сохраняло хозяйственную мелкотоварную самостоятельность, которая и в настоящее время остается основой национального сельского хозяйства. В сельской местности страны проживает около 38% населения, из которого исключительно в сельском хозяйстве трудится менее 6% поляков. Долгосрочная государственная политика на сельских территориях направлена на развитие мелких хозяйств, которые рассматриваются как эффективное средство занятости населения и решения социально-экономических проблем. Базовыми элементами аграрного сектора Польши выступают микро-хозяйства, которые обрабатывают по 5-10 га земли. Средний размер земельного владения 2,9 млн крестьянских хозяйств составляет 5,9 га. В распоряжении крупных хозяйств, а их не более 9%, земельные наделы площадью свыше 100 га. Интересно отметить, что в мелких хозяйствах производят основной объем сельскохозяйственной продукции страны, ежегодный прирост которой составляет 20%. Более 10% польской сельхозпродукции реализуется на внешних рынках, главным потребителем выступает Германия.

Для сравнения, в среднем по ЕС на одно хозяйство приходится около 14 га земли, тогда как в США - 190 га, а в Австралии - 3700 га. Главное различие между фермерскими секторами ЕС и США связано с разными принципиальными подходами государства и общества к решению фермерских проблем. В странах Евросоюза считается, что общество несет моральную ответс-

твенность за обеспечение граждан работой в той местности, в которой они выросли, в соответствии с полученной ими специальностью и, в особенности, поддерживается наследственная традиция фермерского труда. В США общество не берет на себя такого морального обязательства. Каждый отдельный фермер, сталкивающийся с ухудшением экономической ситуации, сам решает свои проблемы, вплоть до продажи своего бизнеса и смены сферы занятости.

Но следует понимать, что в реальных условиях это не гарантирует от безработицы. Безработица в Польше составляет около 10%, при общеевропейском уровне - 8%. И хотя во многих регионах Европы не стремятся отдать этот вопрос «на откуп рынку», но даже при реализации единой сельскохозяйственной политики, существуют значительные отличия в разных странах. Так в Польше наличие специального аграрного образования неразрывно связано с законом о наследовании земли. Отсутствие подобного образования лишает детей права наследовать землю. Это не случайно, так как с 2004 г. траектория цен за один гектар земли резко пошла вверх. От 8 тыс. злотых в 2006 г., 12 тыс. злотых - в 2007 г., 14 тыс. злотых - в 2008 г., и динамика роста продолжается. В то же время, аграрное образование не обязательно экономическое. В результате большинство польских фермеров не ведут бухучета, тем более, что в соответствии с польским законодательством, его обязаны вести лишь те хозяйства, которые имеют годовой доход в 1,2 млн евро. Результаты успешной работы в течение года фермеры оценивают по остатку денег в кармане. Чиновники Евросоюза ставят вопрос о необходимости введении бухучета для

обеспечения достоверности информации об аграрном секторе страны. Но это, как считается, вопрос будущего. Думается, что польские фермеры прекрасно владеют бухучетом, но не в документах официальной отчетности, а в головах. Они непосредственно на себе ощущают всю тяжесть трудов, и прекрасно знают, что чего стоит. Также как и наши владельцы сельских домов, принимающих туристов, и индивидуальные предприниматели, «оглушенные» непродуманными страховыми взносами. Если хотите, это мудрость сельского труженика. Может быть, он не изучал «Риск-менеджмент», но он на собственной шкуре ощущает риски. Для него они равнозначны по последствиям: неурожай, наводнение, чума свиней, пожар, птичий грипп и чиновничья глупость, т.к. зарабатывать деньги и содержать семью за него никто не будет. Чиновники от Евросоюза с их трогательной заботой представления не имеют, в какое светлое будущее пытались завести польского фермера их предшественники - чиновники от СЭВ. Но последних благодетелей смыло волной истории, а мелкотоварный собственник и ныне здравствуют. А одним из дополнительных способов трудиться на селе является развитие различных видов непрофильной деятельности. Сельские районы в Польше занимают свыше 93% общей территории страны, а количество ферм практически одинаковое с США. За последние двадцать лет на этих территориях и фермах сельский туризм стал полнокровной составляющей сектора туристических услуг страны. Отдых загородом можно организовать и в небольших местных отелях или частных домах, но в основной массе это размещение на фермах. Сегодня одни польские фермеры полностью занимаются только

организацией сельского туризма, другие используют этот вид туризма как источник дополнительного дохода, совмещая его с основной сельскохозяйственной деятельностью. Избрание такого приоритета, как сельский туризм вызвано тем, что в сельскохозяйственном секторе Польши работает свыше 27% населения, в то время как во Франции только 5%. А обеспечить Польше лидерство в Центральной Европе по ряду показателей в развитии этого вида туризма позволила долгосрочная государственная политика, которая выступила рычагом преодоления многочисленных проблем юридического, экономического, организационно-кадрового, экологического и иного характера, как в интересах хозяйств, занимающихся бизнесом в сфере сельского туризма, так и в интересах туристов. И противоречий здесь нет, потому, что стимулирование предпринимателей к повышению качества, диверсификации услуг, в свою очередь повышает привлекательность объектов сельского туризма, а конечном итоге их доходность. Властные структуры обеспечили бесплатную регистрацию гостевых домов и ферм, занятых в приеме туристов. Решили вопросы освобождения доходов, получаемых в результате ведения этого вида деятельности от подоходного налога, взимаемого с физических лиц, сохранение прежних ставок налога на недвижимость, возможность ведения не земледельческой хозяйственной деятельности в рамках социального страхования земледельцев. Взяли на себя развитие инфраструктуры дорог, связи, образовательных учреждений, объектов благоустройства и пр. Оказывают информационную поддержку.

Трудно переоценить роль общественных организаций на всех уровнях: от

местных ассоциаций сельского туризма до образования Польской федерации сельского туризма «Гостевые хозяйства». Сегодня в Польше более 50 разных ассоциаций, ориентированных на сельский туризм. Существенную роль в развитии туризма на селе выполнили различные формы обучения кадров в области организации и ведения этого вида бизнеса. Молодежь, проживающая в сельских районах, со школьной скамьи получила мотивацию своего поведения, одновременно с новой профессией - техник сельского туризма. Поддержку общественным организациям и учреждения образования, в том числе материальную, в соответствии с законодательством, оказывает Министерство туризма и спорта и сельского хозяйства. Также на уровне министерства принят разработанный «Стандарт качества услуг», который определяет минимальный порог качества предоставляемых услуг в гостевых домов и фермах, занятых в приеме туристов.

Во Франции с 2002 г. классификация гостевых домов производится Федерацией Гостевых Домов (в «Колосьях») и префектурами регионов (в «Звездах»). Количество «Колосьев» не может превышать количества «Звезд». В Польше сильная конкуренция на рынке туристических услуг, а также исследования потребностей и ожиданий клиентов потребовали точного определения предоставляемых туристических услуг, их объема, стандарта технического оборудования и качества обслуживания.

Для чего была разработана добровольная система категоризации сельских домов, которая и внедрена в предпринимательскую практику. Управлением этой системы занимается Польская федерация

сельского туризма «Гостевые хозяйства» как Национальная организация сельского туризма и это она же принимает решения об ее корректировке. Категории распределены по мере возрастания качества услуг. Установлены три категории, которые обозначаются «Солнышком». Обозначения подтверждаются соответствующим сертификатом. Сформулированы требования к усадьбам, предоставляющим услуги в сфере сельского туризма, в частности:

- наличие одного санитарного узла с проточной водой на 15 отдыхающих;

- спальная комната для гостей на 1-2 лица;

- минимальный перечень мебели;

- комнаты должны иметь электрическое освещение;

- помещение, кроме тех которые используются исключительно в летний период, должны быть оборудованы отопительными устройствами и др. Крайне важной задачей является координация совместной деятельности сельских предпринимателей, общественных организаций и государственных структур по совершенствованию процесса формирования системы сельского туризма (4, 5).

Подходы к решению проблем

Целесообразно всем, рассуждающим о необходимости поддержки предпринимательства в России, осознать, что развитие малого бизнеса - это не цель, а совершенствование экономических отношений, характеризуемых сегодня в отличие от корпоративного бизнеса отсутствием заданных материальных, финансовых и иных связей. Как правило, малый бизнес бывает личным и семейным, что делает его участников незащищенными, не позволяет им эффективно планировать стоимостные и объемные показатели

гостевые дома во Франции позволили фермерам и иным частным лицам, зачастую

не связанным с сельским хозяйством, иметь дополнительные доходы

бизнеса. Таким образом, защита собственного бизнеса является важнейшей первой функцией, которая выполняется союзами и ассоциациями. Вторая функция, передаваемая союзам и ассоциациям, связана с формированием и перераспределением материальных и финансовых потоков для своих членов. К сожалению, в нашей стране до сих пор не приняты федеральный и в развитии его региональные законы о регулировании и государственной поддержке сельского туризма. Отсутствуют стандарты и нормативы этого альтернативного вида деятельности на селе. Безусловно, «под лежачий камень вода не течет», и предпринимателям как двигателям инноваций не следует «ждать у моря погоды» или милости от чиновников, которые недобросовестно выполняют возложенные на них функций, в отличие от положительного примера по польскому Министерству туризма, спорта и сельского хозяйства. Требуется активная социально-экономическая позиция. Приведем ряд подходов к решению проблем. Столкнувшись, с вопросами кредитно-финансового обеспечения сельских предпринимателей и граждан, с целью их решения нами были разработаны типовые устав и положение о займах

1услуги

сельскохозяйственного кредитного кооператива. Созданный на их основе кооператив приступил к работе, но требовалось обеспечить ему благоприятную институциональную среду для развития. Для чего нами был разработан проект закона «О государственной поддержке сельскохозяйственных потребительских кредитных кооперативов в Калужской области». В средствах массовой информации федерального и регионального уровня, включая каналы телевидения, организована его поддержка. Кроме научных статей в ведущих журналах, в том числе зарубежных, публиковались статьи в газетах. Сами названия свидетельствуют об их содержании: «Освободить крестьян от кабалы», «Сила и немощь провинции», «Русская борода для Адама Смита», «Дух Шарикова бродит по России» и др.

Через представительный орган муниципалитета, в порядке законода-тельской инициативы, проект закона был направлен в Законодательное Собрание области. Для обеспечения прохождения проекта организованы выступления во всех комитетах собрания. Надо понимать, что там широко представлено лобби энергетиков, газовиков, крупного финансово-торгового бизнеса, но только не малого предпринимательства. Для каждого комитета, с учетом его направленности, готовилось отдельное выступление. При подготовке выступлений использованы материалы, начиная с 1872 г., когда князь А.И. Васильчиков, руководитель Императорского Московского общества сельского хозяйства, обратился к Калужскому Губернскому Земскому Собранию «с покорнейшей просьбой» поддержать ссудо-сберегательные товарищества. Представлялись данные о деятельнос-

ти ведущих кооперативных кредитно-финансовых системах Бельгии, Германии, Дании, Ирландии, Канады, США, Франции. Анализировался российский дореволюционный опыт работы Московского народного банка, в том числе на территории Калужской губернии и др.

Закон единогласно в 2003 г был принят, выделены финансы для поддержки кооперативов и определены условия для широкого вовлечения хозяйств в экономику области. В этом же ключе осуществлялось дальнейшее взаимодействие и с федеральными структурами власти. Совсем недавно результатом наших научных исследований стала разработка практических материалов -проекта устава и иных документов по созданию общества по защите прав потребителей. Целями общественной организации являются: содействие защите прав и законных интересов потребителей, содействие совершенствованию правоотношений в области защиты прав потребителей. В соответствии с действующим законодательством, уставом определены следующие направления деятельности общества:

- разработка обязательных требований к товарам (работам, услугам), а также проектов законов и иных нормативных правовых актов федерального и региональных уровней, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;

- проведение независимой экспертизы качества, безопасности товаров (работ, услуг), заявленных продавцами в информации о них;

- распространение информации о правах потребителей и о необходимых действиях по защите этих прав;

- внесение в органы исполнительной власти, организации предложения о

принятии мер по повышению качества товаров (работ, услуг), по приостановлению производства и реализации товаров (выполнения работ, оказания услуг) не соответствующих предъявляемым к ним обязательным требованиям и др. Общество с 2012 г. приступило к реальной деятельности по реализации сформулированных целей (1, 2).

Литература

1. Крутиков В.К., Гворыс В., До-рожкина Т.В., Зайцев Ю.В. Инновации в развитии индустрии туризма региона. -Калуга: ЗАО «Прайт-К», 2013.

2. Официальный сайт администрации Калужской области. - Режим доступа: http://www.admoblkaluga.ru/main/.

3. Официальный сайт Министерства сельского хозяйства РФ. - Режим доступа: http://www.mcx.ru/.

4. Ушачев И.Г., Бондаренко Л.В., Торопов Д.И. Состояние социально-трудовой сферы села и предложения по ее регулированию // Доклад ВНИИЭСХ. - 2009.

5. Официальный сайт Ассоциации развития агротуризма. - Режим доступа: http://www.agritourism.ru.

6. Волков С.К. Сельский туризм в РФ: тенденции и перспективы развития // Экономика, предпринимательство и право. - 2012. - № 6 (17). - с. 30-38. - http://www.creativeconomy.ru/ articles/26919/.

Valery K. Kruticov

Pro-rector for Research and Methodology, Institute of Business, Management and Technologies

Oksana V. Fedorova

Associate Professor of the Academic Department of Finance and Crediting, Russian Presidential Academy of National Economy and Public administration, the Kaluga branch

Veslav Gvorys

Rector, Graduate school of Hotel business and Tourism, Czestochowa, Poland

Development of rural tourism: overcoming the slowdown inertness (analysis of Russian and foreign experience)

_Abstract

The article considers the current problems hindering the development of a dynamic perspective direction of the tourism industry - rural tourism. On the basis of the analysis of domestic and foreign experience made constructive suggestions on formation of a modern system of tourism in rural areas. Keywords: rural tourism, innovative development, the role of power structures in the process, the potential of associations of citizens and entrepreneurs, the promotion of small entrepreneurship

1vcnyru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.