13.3. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В УСЛОВИЯХ ВТО
Чекунов Андрей Сергеевич, кандидат экономических наук, главный специалист-эксперт по развитию кооперации Место работы: Ростовский областной союз потребительских обществ
Аннотация
Задача. Основная цель исследования - выявить особенности государственной поддержки российской промышленности в условиях ВТО.
Методология. В ходе исследования применялся компаративный метод. Сопоставляются статистические данные, анализируется структура форм, методов и направлений государственной поддержки, последствия от вступления ВТО для некоторых отраслей промышленности.
Выводы. Для обеспечения конкурентоспособности товаров национальной промышленности и ее долгосрочного устойчивого развития необходимо существенно увеличить объемы государственной нетарифной поддержки. Оригинальность. Результаты исследования могут быть использованы при совершенствовании мер государственной поддержки промышленности, а также для долгосрочного планирования развития соответствующей отраслей. Ключевые слова: ВТО, промышленность, защитные меры, государственная поддержка.
FEATURES OF STATE SUPPORT OF NATIONAL INDUSTRY IN THE CONTEXT OF THE WTO
Chekunov Andrey S., PhD in Economics, chief expert on development of cooperation Work place: Rostov regional union of consumer societies
Annotation
Task. The main objective of the study is to identify the features of state support for Russian industry in the context of the WTO.
Methodology. The study used a comparative method. Statistical data are compared, the structure of forms, methods and directions of state support, the consequences of WTO accession for some industries are analyzed.
Findings. To ensure the competitiveness of products of the national industry and its long-term sustainable development, it is necessary to significantly increase the volume of state non-tariff support.
Originality. The results of the study can be used to improve measures of state support for industry, as well as for long-term planning of the development of relevant industries.
Keywords: WTO, industry, protective measures, government support.
Вступление в ВТО ограничило возможности применения РФ защитных мер по отношению к национальной промышленности. Принятые Россией обязательства предусматривают снижение уровня тарифной защиты промышленных предприятий путем уменьшения ставок импортных пошлин.
Однако существующая ситуация в отрасли крайне неблагоприятна для дальнейшей либерализации таможенного тарифа. Уровень тарифной защиты промышленности в РФ в настоящее время является невысоким и варьируется по группам товаров от 2,80 до 5,7% (рис. 1).
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
Рисунок 1. Импорт, экспорт и уровень тарифной защиты отечественной промышленности по группам товаров[ЮНКТАД].
з Машины и транспортное оборудование ■ Промышленныетовары ■ Химическая продукция
После вступления в ВТО промышленный экспорт по всем товарным группам снизился, несмотря на то, что в течение 3-лет (2010-2012 гг.) показывал положительную динамику. В то же время существенный разрыв между импортом и экспортом по 2 группам товаров (машины и транспортное оборудование и промышленные товары), который составляет 3-6 раз, до настоящего времени не преодолен. Снижение импорта в 2015 году было обусловлено значительным повышением курса доллара США, что привело к его резкому удорожанию. Однако девальвация рубля не способствовала росту отечественного экспорта: по результатам за 2015 год экспорт по всем товарным группам снизился относительно показателей предыдущего года. Данное обстоятельство неоспоримо свидетельствует о том, что, даже имея курсовое преимущество, национальная промышленность не в состоянии на равных конкурировать с иностранными производителями. Кроме того, стабильно высокий уровень импорта фактически утверждает импортозависимость национальной экономики, что актуализирует вопрос о ее самостоятельности и дальнейшем развитии. Последующее ослабление уровня тарифной защиты отрасли приведет к усилению зависимости отечественной экономики от зарубежных предприятий промышленности и потере пока еще имеющихся конкурентных преимуществ национальных производителей. В рамках обязательств ВТО предусматривается снижение импортных пошлин на промышленные товары с 9,5% до 7,3%, на электрическое машинное оборудование с 8,4% до 6,2% [Якубов: 83-85]. Уровень тарифной защиты для химической продукции в целом снизится с 10% до 6,5% (5%), при этом для товарных позиций с наиболее существенным снижением предусмотрен 5-6 летний переходный период[Обзор условий...].
Единовременное снижение тарифа при вступлении в ВТО на новые импортные автомобили составило 5% (с 30% до 25%) при целевом уровне в 15%[Россия стала.]. Также была установлена пошлина на импортные автомобили, с момента выпуска которых прошло не более 7 лет, в размере 25%, которая подлежит снижению до 20%[Рго:осо1...]. Для косвенной поддержки отечественного автомобилестроения государством был введен утилизационный сбор на иностранные автомобили, который должен компенсировать снижение тарифной защиты отрасли. Кроме того, значительному снижению подлежат импортные пошлины на иностранные лекарства с 15% до 6,5%, медицинское оборудование и лекарственные субстанции до уровня 2-3%[Условия...]. Значительное снижение или полная отмена импортных пошлин предусмотрены для строительного, технологического, научного и измерительного оборудования. В настоящее время уже полностью отменены импортные пошлины на компьютеры, их элементную базу и средства производства. В отношении бытовой техники и электроники снижение пошлин составит почти 50%: с 15% до 7-9%. Снижение таможенных пошлин, безусловно, требует адаптации соответствующих отраслей промышленности к новым условиям ведения своей деятельности. В связи с этим, актуализируется вопрос о государственной поддержке отраслей промышленности, наиболее чувствительных к снижению уровня тарифной защиты. Наиболее уязвимыми в этом смысле являются: автомобилестроение, пищевая и легкая промышленность, тяжелая промышленность, самолетостроение. Соглашением ВТО, к которому присоединилась РФ, запрещено прямое субсидирование экспортеров, а также предоставление субсидий условием получения которых является использование
отечественных товаров. В то же время оказание поддержки в государственной программы Российской Федерации «Разви-рамках государственных программ субсидированием в смыс- тие промышленности и повышение ее конкурентоспособно-ле, придаваемом ВТО, не является, и может осуществляться сти»[СЗ РФ...] предусмотрены следующие формы (направле-без каких-либо ограничений. Постановлением Правительства ния) и методы поддержки (табл. 1). РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 31.03.2017) «Об утверждении
Таблица 1
Формы (направления) и методы государственной поддержки отдельных отраслей промышленности РФ.
Наименование отрасли Метод поддержки Форма (направление) поддержки
Автомобилестроение Детерминистско-сбытовой Стимулирование внутреннего спроса на продукцию
Инфраструктурный Разработка мероприятий по поддержке экспорта
Торгово-ограничительный Разработка тарифных и нетарифных мер, ограничивающих импорт
Технико-технологический Стимулирование производства продукции, отвечающей международным требованиям
Стимулирование повышения уровня локализации высокотехнологичных производств
Транспортное машино-строен ие Инвестиционный Поддержка инвестиционной деятельности предприятий
Детерминистско-сбытовой Обеспечение роста внутреннего потребления продукции
Инфраструктурный Поддержка экспорта предприятий
Технико-технологический Стимулирование производства инновационной продукции
Сельскохозя йственное машиностроение, машиностроение для пищевой и перерабатывающей промышленности Технико-технологический Стимулирование производства конкурентоспособной продукции
Детерминистско-сбытовой Поддержка приобретения инновационной продукции
Торгово-ограничительный Совершенствование мер технического регулирования
Разработка тарифных и нетарифных мер, ограничивающих импорт
Технико-технологический Стимулирование создания и содержания высокопроизводительных рабочих мест
Машиностроение специализированных производств Инвестиционный Поддержка инвестиционной деятельности предприятий
Детерминистско-сбытовой Обеспечение роста внутреннего потребления продукции
Инфраструктурный Поддержка экспорта
Технико-технологический Стимулирование развития производства компонентной базы отрасли
Стимулирование производства инновационной техники
Инфраструктурный Развитие кадрового потенциала
Станкоинструментальная промышленность Субъект- ориентированный Субсидирование затрат на проведение НИОКР
Субсидии ФГАУ «Российский фонд технологического развития» для реализации проектов в отрасли
Тяжелое машиностроение Инфраструктурный Организационная поддержка
Имущественный взнос РФ в ГК «Ростех» на оказание поддержки АО «ВО «Тяжпромэкспорт» для завершения чугуноплавильного завода в Мьянме
Силовая электротехника и энергетическое машиностроение Субъект- ориентированный Субсидирование части затрат на передачу промышленной продукции, относящейся к средствам производства, в опытно-промышленную эксплуатацию
Субсидирование в виде имущественного взноса РФ в ГК «Ростех» на оказание поддержки АО «ВО «Тяжпромэкспорт» для погашения задолженности перед российскими поставщиками в связи с расторжением контракта по строительству теплоэлектростанции «Бар» в Индии
Инженерное программное обеспечение Технико-технологический Поддержка технологического и инновационного потенциала
Субъект- ориентированный Субсидии для реализации ФГУП «Российский федеральный ядерный центр - Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики» на проектов по разработке отечественного программного обеспечения
Робототехника, цифровое производство и аддитивные технологии Субъект- ориентированный Субсидирование части затрат на передачу промышленной продукции, относящейся к средствам производства, в опытно-промышленную эксплуатацию
Легкая и текстильная промышленность Инфраструктурный Поддержка продвижения продукции на розничные рынки
Народные художественные промыслы Субъект- ориентированный Субсидии из федерального бюджета организациям на производство и реализацию продукции
Детские товары Субъект- ориентированный Предоставление субсидий из федерального бюджета
Металлургия и промышленность редких и редкоземельных металлов Инфраструктурный Выполнение геолого-разведочных работ для обеспечения сырьем создаваемых промышленных производств
Аналитическое и методическое обеспечение отрасли
Нормативно-правовое стимулирование отрасли
Технико-технологический Разработка технологий получения металлов, материалов и высокотехнологичной продукции
Субъект- ориентированный Субсидирование процентных кредитных ставок по инвестиционным проектам
Лесопромышленный комплекс Субъект- ориентированный Субсидии на возмещение части затрат на обслуживание кредитов
Субсидии на реализацию инвестиционных проектов по созданию высокотехнологичных производств
Субсидии на возмещение части затрат на обслуживание кредитов на цели формирования сезонных запасов сырья, материалов и топлива
Субсидии предприятиям Дальневосточного федерального округа на возмещение части затрат в рамках реализации приоритетных инвестиционных проектов в области освоения лесов
Химический комплекс Субъект- ориентированный Субсидии предприятиям и организациям на уплату процентов по кредитам на реализацию инвестиционных проектов
Инфраструктурный Имущественный взнос РФ в ГК «Ростех» для проведения мероприятий в интересах ПАО «Химпром»
Проблемы экономики и юридической практики
6'2018
Таблица 1 (продолжение)
Производство композитных материалов (композитов) и изделий из них Инфра структурн ы й Создание инструментов и нормативно-техническое обеспечение практического использования полученных результатов, востребованных для коммерческого и (или) социального применения
Техн и ко-технол огический Проведение общесистемных исследований и разработок
Инфра структурн ы й Разработка нормативных документов в отношении композитных материалов (композитов) для гражданских отраслей промышленности
Техн и ко-технол огический Разработка технологий по утилизации продукции отрасли
Инфра структурн ы й Разработка отраслевой системы каталогизации и унификации
Продвижение полученных результатов на рынках
Поддержка развития производства в рамках реализации инновационных проектов по созданию высокотехнологичной продукции
Указанные в таблице данные свидетельствуют о том, что государство при оказании поддержки отраслям промышленности склоняется к использованию косвенных мер. Так, косвенные меры поддержки отраслей составляют 76% в общем объеме принимаемых государством мер. Меры прямой поддержки предусмотрены в основном для отраслей, которые являются относительно новыми (инженерное программное обеспечение, робототехника, цифровое производство и аддитивные технологии), стратегически важными (станкоинструментальная промышленность силовая энергетика и энергетическое машиностроение, металлургия и промышленность редких и редкоземельных металлов, лесопромышленный комплекс, химический комплекс), испытывающими трудности в связи с сильной конкуренцией и существует угроза их существованию (детские товары), а также обеспечивающие сохранение национальной идентичности (народные художественные промыслы). Большинство предусмотренных государством мер поддержки национальной промышленности связано с созданием благоприятных условий для их развития, стимулированием к модернизации их производственных мощностей, расширением действующего производства, выходом на зарубежные рынки. В то же время применение мер, способствующих инновационному развитию промышленности по-прежнему невелико и сопоставимо с мерами прямой финансовой поддержки. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод о том, что говорить об инновационном характере государственной подцерж-
20000 10000 о
-10000 -20000 -30000 40000 -50000 -60000 -70000 -80000 -90000
ки отечественной пока преждевременно. Кроме того, следует отметить незначительное внимание государства к таким важным для национальной экономики отраслям как тяжелое машиностроение и легкая промышленность. В отношении данных отраслей вмешательство государства ограничивается мерами общего характера, направленных на поддержку их текущего состояния, не предусматривающих структурных изменений и совершенствования их технологического уровня. Вместе с тем, данные подотрасли промышленности имеют существенное значение для государства, т.к. производимые ими товары пользуются большим спросом и обеспечивают функционирование других отраслей промышленности, являются наиболее уязвимыми при глобальной конкуренции, что необходимо учитывать при членстве в ВТО. После вступления России в ВТО отечественное тяжелое машиностроение значительно снизило объемы поставляемой на рынок продукции. В 2013 году падение объемов происходило практически по всем видам деятельности, за исключением производства подъемно-транспортного оборудования (+7068 млн. руб. к предыдущему периоду). В 2014 году снижение объемов отгруженных товаров в отрасли составило (рис. 2):
- 1217 млн. руб. (подъемно-транспортное оборудование),
- 14849 млн. руб. (производство машин и оборудования для добычи полезных ископаемых и строительства), -23520 млн. руб. (производство железнодорожного подвижного состава).
7068
-752 -40:
3806
3424
5606
3535:85
4 i~r М
ЮШ -14Ж
"24?485-
-27151
и Производство подъемно-транспортного оборудования
1484
-23520
-15092
-154iH
J -43000 -65743_
и EIp сипе одета о маллш и о б орудо-ваниядпя металлургии
□ Производство мэллтни оборудо-ваниядля добьгчипелезных ископаемых и стр оитепьства
и Пр оизе одств о желеснодор ожног о подвижного состава (локомотивов, трамвайныхмоторньп вагонов и прочего подвижного состава) и Прямые потери отрасли 2013-2020 (пр огноз)
и Всего по отрасли
Рисунок 2. Прирост объема отгруженных товаров (к предыдущему периоду) по видам деятельности тяжелой промышленности и объем государственной поддержки отрасли, млн. руб. [Промышленное производство в России. 2016: 32-34; ВТО информ:40].
Вместе с тем, производство машин и оборудования для металлургии показало рост по сравнению с предыдущим периодом (+3806 млн. руб.). В целом за 2013-2015 гг. отрасль потеряла 78070 млн. руб., при прогнозном значении 40000 млн. руб. Не компенсировал падение даже рост объема отгруженного подъемно-транспортного оборудования (+5606 млн. руб.), что свидетельствует о том, что отрасль остро нуждается в до-
полнительной поддержке со стороны государства. Выделенная государством поддержка не компенсирует даже десятую часть текущих потерь отрасли: без ее увеличения тяжелая промышленность в долгосрочной перспективе может оказаться в кризисном состоянии.
Легкая промышленность РФ, несмотря на негативные прогнозы, не испытала отрицательного влияния от вступления
государства в ВТО в 2013-2015 гг. Это объясняется значительной самостоятельностью отрасли, обусловленной отсутствием пристального внимания государства к проблемам ее суще-
ствования и развития в течение продолжительного времени. За 2013-2015 гг. отрасль обеспечила рост объемов отгруженной продукции (рис. 3).
воооо боооо
40000 20000 о
-20000 --40000 --60000
21868
21046
220
16727 ,883
J__JE;
2013
2015
иТекстильное и швейное производство
ИПроизводство кожи, изделий из кожи и производство оЕ>уви
UВсего по отрасли
ИПрямыепотери отрасли 2013-2020 (прогноз)
иОйъем государственной поддержкп (20132020)
-50000
Рисунок 3. Прирост объема отгруженных товаров (к предыдущему периоду) по видам деятельности легкой промышленности и объем государственной поддержки отрасли, млн. руб. [Промышленное производство в России. 2016: 27-28; ВТО информ:36]
Наблюдалась следующая динамика объемов отгруженной продукции отрасли:
2013 год - +21868 млн. руб. (текстильное и швейное производство), +3220 млн. руб. (производство кожи, изделий из кожи и производство обуви);
2014 год - +21046 млн. руб. (текстильное и швейное производство), -3185 млн. руб. (производство кожи, изделий из кожи и производство обуви);
2015 год - +16727 млн. руб. (текстильное и швейное производство), +5883 млн. руб. (производство кожи, изделий из кожи и производство обуви);
в целом за 2013-2015 гг. - +59641 млн. руб. (текстильное и швейное производство), +5918 млн. руб. (производство кожи, изделий из кожи и производство обуви): по отрасли за обозначенный период +65559 млн. руб.
Данные показатели свидетельствуют об отсутствии значимого влияния присоединения России к ВТО на положение отрасли. В то же время можно говорить о том, что отрасль, несмотря на существующие в ней проблемы, имеет перспективы роста, который в долгосрочной перспективе способны обеспечить национальный рынок сбыта и относительно низкая по сравнению с зарубежными конкурентами стоимость продукции. Таким образом, государству следует продолжать оказывать поддержку развития отрасли. Необходимо существенно нарастить объем государственной поддержки национальной промышленности в рамках существующих соответствующих мер. Только в этом случае проводимая политика импортозамещения в ее отраслях окажется результативной при дальнейшем снижении уровня тарифной защиты товаров промышленности в рамках обязательств по ВТО.
Статья проверена программой «Антиплагиат». Оригинальность 81,68%.
Список литературы:
1. ЮНКТАД: http://unctadstat.unctad.org.
2. Якубов Ш.Р. ВТО и Россия: Особенности поддержки предприятий в
условиях вступления в ВТО//Вестник Саратовского государственного
социально-экономического университета, 2012.№2. С. 83-85.
3. Обзор условий присоединения Российской Федерации к Всемирной торговой организации. URL: http://www.pandia.ru/text /78/346/588.php.
4. Россия стала полноправным членом ВТО. URL: http://www.vesti-finance.ru/articles/15943.
5. Protocol on the accession of the Russian Federation (Geneva, 16 December 2011)// http://economy.gov.ru/minec/press/news /doc20111216_24.
6. Условия присоединения России к ВТО. URL: http://www.rossahar.ru/RussiaWT0/%D0%A1onditions/.
7. СЗ РФ. - 2014. - №18 (часть 4). - Ст.2173.
8. Промышленное производство в России. 2016: Стат.сб./Росстат. - М., 2016. - 347 c. С. 32-34; прогноз прямых потерь отрасли по: ВТО информ. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. - М., 2012. - 42 с. С. 40. URL: wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf; объем поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 31.03.2017).
9. Промышленное производство в России. 2016: Стат.сб./Росстат. -М., 2016. - 347 c. С. 27-28; прогноз прямых потерь отрасли по: ВТО информ. Последствия присоединения России к Всемирной торговой организации. - М., 2012. - 42 с. С. 36. URL: wto-inform.ru/upload/brochure/brochure_wto.pdf ; объем поддержки в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15.04.2014 №328 (ред. от 31.03.2017).
РЕЦЕНЗИЯ
на статью Чекунова А.С. «Особенности государственной поддержки национальной промышленности в условиях ВТО» Статья А.С. Чекунова посвящена актуальной для современной экономической науки проблеме государственной поддержки национальной промышленности. Она обладает логически выверенной структурой, новизной и свидетельствует о вкладе автора в экономическую науку.
Автор анализирует последствия от вступления РФ в ВТО для некоторых отраслей промышленности и систематизирует меры господдержки по формам, методам и направлениям ее оказания.
Практическая значимость работы заключается в возможности применения ее результатов при формировании мер долгосрочного развития отраслей промышленности. Статья рекомендуется для публикации в открытой печати.
Научный консультант, доктор экон. наук профессор кафедры Экономики и управления, Донбасского государственного технического университета
Коваленко Н.В.