МОДЕРНИЗАЦИЯ ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА
ББК 65.305.08 Л. Г. СОКОЛОВА
УДК 334.012.64 доктор экономических наук, профессор,
Байкальский государственный университет экономики и права
О. В. СЕЛЕЗНЕВА
Байкальский государственный университет экономики и права
СТРАТЕГИЯ АДАПТАЦИИ МАЛОГО БИЗНЕСА РЕГИОНА В РАМКАХ ВСЕМИРНОЙ ТОРГОВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ
Рассматриваются условия, которые приняла на себя Россия при вступлении во Всемирную торговую организацию (ВТО), а также их влияние на субъекты малого предпринимательства региона в зависимости от их специализации. Описываются преимущества и риски присоединения России к ВТО. Предлагается комплекс мер, направленных на поддержку малого бизнеса региона, в условиях функционирования России в ВТО.
Ключевые слова: малый бизнес; условия Всемирной торговой организации; стратегия адаптации.
L. G. SOKOLOVA
Doctor of Economics, Professor, Baikal State University of Economics and Law
O. V. SELEZNEVA
Baikal State University of Economics and Law
ADAPTATION STRATEGIES FOR THE REGION’S SMALL BUSINESSES WITHIN THE WORLD TRADE ORGANIZATION FRAMEWORKS
The authors study the terms which Russia accepted when it entered the World Trade Organization (WTO) and these terms' influence on the region's business entities depending on their spheres. The advantages and risks of Russia's accession to the WTO are characterized and a set of measures aimed at supporting the region's small businesses in these circumstances is proposed.
Keywords: small businesses; terms of the World Trade Organization; adaptation strategy.
Присоединение России к Всемирной торговой организации (ВТО) оформлено 16 декабря 2011 г. подписанием Протокола о присоединении к Марракешскому соглашению об учреждении Всемирной торговой организации (процесс переговоров был начат в 1993 г.). Ратификация российским парламентом договоренностей о присоединении России к ВТО завершена в июле 2012 г., а 22 августа 2012 г. Российская Федерация официально стала 156-м членом ВТО.
Присоединение России к ВТО имеет как свои преимущества, так и определенные риски. Ряд условий выгоден как России, так
и ее партнерам. К преимуществам можно отнести интеграцию в мировую экономику, устранение барьеров для российского экспорта, ослабление дискриминации России на международных рынках, стимулирование экономики, а также рост производства. Тем не менее, существуют и риски, обусловленные тем, что после присоединения страны к ВТО усилится конкуренция. Российскому бизнесу придется конкурировать не просто со среднестатистическими зарубежными компаниями, а с серьезными международными структурами. И это в условиях, когда Россия не приняла на себя ряд обязательств:
© Л. Г. Соколова, О. В. Селезнева, 2013
выравнивание внутренних и мировых цен на энергоносители; доступ иностранных компаний к природным ресурсам; отказ от регулирования импорта или экспорта; прекращение деятельности компаний с государственным участием; разрешение ввоза продовольственных товаров или медикаментов, употребление которых может нанести ущерб здоровью; доступ на российский рынок финансовых услуг компаний со 100-процентным иностранным капиталом.
Членство России в ВТО и соответствие всем требованиям и правилам, установленным данной организацией, существенно изменяет условия, в которых предприятиям малого бизнеса предстоит функционировать, поскольку вхождение в торговое пространство, объединяющее более 150 стран мира, открывает перед малым бизнесом огромные возможности для выхода на международные рынки. Российские предприятия должны стать конкурентоспособными наряду с зарубежными компаниями в условиях ВТО [3, с. 12-25].
Итоги различных исследований показывают, что малый бизнес пока не осознал всех возможностей и последствий, которые принесет для данного сектора российской экономики в целом присоединение России к ВТО и последующее открытие внутренних рынков для более конкурентоспособных международных предприятий1.
По результатам исследований, проведенных Торгово-промышленной палатой Российской Федерации, отрицательные последствия для бизнеса в рамках вступления России в ВТО будут зависеть от размера компании. Так, отрицательные последствия отразятся на 24% предприятий крупного бизнеса, 60% — среднего бизнеса и 56% — малого бизнеса. Вместе с тем, положительные последствия от вступления России в ВТО ощутят 45% предприятий крупного бизнеса и по 21% — малого и среднего бизнеса2. Таким
1 Модернизация и инновации как стратегия успешной интеграции малого и среднего бизнеса России в мировое экономическое пространство в условиях ВТО : материалы междунар. конф. (Москва, 15 февр. 2012 г.). — URL : http://www.cfe.ru/upload/iblock/ 961/961f675c27d151b82a1fe4bfc50a471a.doc.
2 Мониторинг состояния малого и среднего
предпринимательства в субъектах Российской Федерации. — URL : http://www.tpprf.ru/common/ upload/03-07- Rezultaty_monitoringa_TPP_RF_za_1-e_polugodie_2012g-03-07-20121.doc.
образом, малый бизнес оказывается в неблагоприятных условиях: в большей степени сказываются отрицательные последствия вступления в ВТО и в меньшей степени — положительные.
Согласно условиям вступления в ВТО Российская Федерация взяла на себя обязательства по снижению таможенных пошлин на импортные товары, ограничению пошлин на экспорт, обязалась допустить на российский рынок товары иностранных поставщиков (табл. 1), а также, что немаловажно в данных условиях, предоставить государственную поддержку определенным видам деятельности [2].
Таблица 1
Средневзвешенные ставки импортных пошлин в России
Перечень товаров Ставка пошлин (вне ВТО) Максимально допустимый уровень ставок пошлин в рамках ВТО:
с даты присоединения России к ВТО по истечении переходных периодов
Номенклатура 10,293 11,850 7,147
Сельскохо- зяйственные товары 15,634 15,178 11,275
Промышленные товары 9,387 11,256 6,410
Составлено по Справке Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО.
Переходные периоды от начального уровня до конечного уровня таможенных ставок, как правило, составляют 2-3 года, а по наиболее чувствительным товарам — 5-7 лет. В целом снижение средневзвешенной ставки от текущего уровня до конечного уровня, согласованного в переговорах по присоединению России к ВТО, составит порядка 3 процентных пунктов. Аналогичное снижение наблюдается в части промышленных товаров, среди сельскохозяйственных товаров и продовольствия — 4,4 процентных пункта3.
Сельское хозяйство, является, пожалуй, одним из самых уязвимых секторов экономики при вступлении в ВТО. В среднем импортная пошлина по сельскохозяйствен-
3 Справка Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО. — URL : http: / / wto.ru / content / documents / docs / spravka_ mert.doc.
ным продуктам не будет превышать 11,3% (сейчас — 15,6%), однако по отдельным видам деятельности снижения будут еще значительнее.
Россия в целях защиты отечественного рынка сохранила тарифные квоты на говядину, свинину и мясо птицы. Однако для свинины, например, внутри установленной квоты пошлина будет обнулена (сейчас — 15%), вне квоты — до 65% (сейчас — 75%). Срок окончания действия режима тарифных квот на свинину — 31 декабря 2019 г. Импортная пошлина на готовые мясные изделия снижается до 20% (сейчас — 25%). Данное снижение пошлин грозит массовым импортом животного сырья в Россию. Заметно уменьшатся ставки на молочную продукцию (с 19,8 до 14,9%), злаки (с 15,1 до 10%), масличные культуры и растительные масла (с 9 до 7,1%). Снижение пошлин на ввоз также затрагивает текстильную продукцию, включая одежду, производство кожи и изделий из нее1.
На примере Иркутской области проанализируем влияние условий ВТО на малый бизнес региона. Учитывая промышленную специализацию предприятий малого бизнеса Иркутской области, негативные последствия из-за снижения ставок импортных пошлин
’ Справка Минэкономразвития России по обязательствам России в качестве члена ВТО. — URL : http: / / wto. ru / content / documents / docs / spravka_ mert.doc.
повысят уязвимость в ряде секторов экономики. В первую очередь это коснется сельского хозяйства, пищевой промышленности, а также текстильного и швейного производства, предприятий производства кожи и изделий из нее. На основе показателей 201 1 г. спрогнозируем деятельность предприятий в рамках ВТО по двум сценариям — реалистичный и пессимистичный (табл. 2). В основу прогноза заложены сценарные условия для формирования вариантов прогноза социально-экономического развития в 2013-2015 гг.2
При рассмотрении реалистичного сценария использованы следующие условия:
- снижение отгруженной продукции в сельском хозяйстве — 20%; пищевой промышленности — 10%; текстильном и швейном производстве, а также производстве кожи и изделий из нее — 30%;
- снижение объема инвестиций в основной капитал — на 30%.
При рассмотрении пессимистичного сценария использованы следующие условия:
- снижение отгруженной продукции в сельском хозяйстве — 40%; пищевой промышленности — 30%; текстильном и швейном производстве, а также производстве кожи и изделий из нее — 50%;
2 URL : http://www.economy.gov.ru/minec/ activity/sections/macro/prognoz/doc20120511_003.
Таблица 2
Деятельность субъектов малого предпринимательства в Иркутской области в условиях ВТО по двум сценариям, млн р.
Деятельность Факт 2 (в услов ВТО) 011 г. иях вне [1] Прогноз (в условиях ВТО) Потери (в условиях ВТО)
Отгруз- ка Инвес- тиции Отгрузка Инвестиции Отгрузка Инвестиции
Реалис- тический сцена- рий Песси- мисти- ческий сценарий Реалис- тический сцена- рий Песси- мисти- ческий сценарий Реалис- тический сцена- рий Песси- мисти- ческий сценарий Реалис- тический сцена- рий Песси- мисти- ческий сценарий
Сельское хозяйство 1161,4 10,4 929,1 696,8 7,30 5,2 232,3 464,6 3,10 5,2
Пищевая промышленность 2 241,6 2,7 2 017,0 1569,1 1,90 1,4 224,6 672,5 0,80 1,3
Текстильное и швейное производство, производство кожи и изделий из нее 459,9 0,2 311,9 229,9 0,14 0,1 148,0 230,0 0,06 0,1
Всего 3 862,9 13,3 3 258 2 495,8 9,34 6,7 604,9 1 367,1 3,96 6,6
- снижение объема инвестиций в основной капитал — на 50 %.
В условиях ВТО общее снижение отгруженной продукции предприятиями малого бизнеса Иркутской области по трем отраслям (сельское хозяйство, пищевая промышленность, текстильное и швейное производства, а также предприятия производства кожи и изделий из нее) составит по реалистичному варианту 604,9 млн р., по пессимистичному — 1 367,1 млн р., инвестиции снизятся с 3,96 млн р. до 6,6 млн р. (см. табл. 2). Таким образом, рассчитанные потери по нашему прогнозу в данных отраслях, несомненно, будут ощутимы и окажут негативные последствия на деятельность предприятий малого бизнеса региона.
- снижение рентабельности продукции в некоторых отраслях;
- наполнение рынка зарубежными аналогами отечественных товаров по более низким ценам;
- сокращение рабочих мест в целях снижения себестоимости производимой продукции, либо полное закрытие предприятий малого бизнеса;
- поглощение отечественного малого бизнеса крупными зарубежными компаниями.
В целях избежания полного закрытия и банкротства своего предприятия малому бизнесу необходимо адаптироваться в условиях возросшей конкуренции.
В свою очередь, меры поддержки малого бизнеса в рамках ВТО должны быть приняты как региональными, так и местными властями. Разработанную нами стратегию адаптации малого бизнеса в условиях ВТО предлагаем осуществлять на следующих стимулах:
1. Экономические стимулы:
- снижение налоговой нагрузки на малый бизнес — введение льготных налоговых ставок, либо введение инвестиционного налогового кредита, либо полное освобождение от налогообложения предприятий малого бизнеса региона на период от года до трех лет. Решение о предоставление полного освобождения от налогообложения малого бизнеса должно приниматься органами государственной власти при проведении анализа и выявления негативных последствий функционирования в условиях ВТО;
- предоставление адресной поддержки малому бизнесу в виде субсидии для приори-
тетных отраслей экономики региона, которые оказываются в неблагоприятных условиях в рамках ВТО. Для этого необходимо адаптировать региональное законодательство в сфере поддержки малого бизнеса под требование ВТО. Действующая мера предоставления субсидий конкретному субъекту малого предпринимательства противоречит условиям ВТО. Таким образом, необходимо перенаправить бюджетные средства в инфраструктуру поддержки малого бизнеса (микрофинансовые организации, гарантийные фонды, лизинговые организации для малого бизнеса, бизнес-инкубаторы и др.) Данные меры приветствуются ВТО, так как создают условия для развития малого бизнеса в условиях конкуренции.
2. Административные стимулы — снятие административных барьеров и создание прозрачного законодательства являются необходимым условиям функционирования малого бизнеса региона в условиях возрастающей конкуренции. Органам государственной власти региона необходимо снизить административные барьеры для бизнеса, а также упростить процедуру получения государственных услуг. Данная работа уже ведется в части перевода государственных услуг в электронный вид посредством создания на территории области многофункциональных центров по оказанию государственных и муниципальных услуг (г. Шелехов, г. Ангарск, в планах открытие в г. Иркутске).
3. Консультативные стимулы — немаловажной задачей государственных органов является содействие международному сотрудничеству через центры поддержки предпринимательства, европейские информационные корреспондентские центры, межрегиональные маркетинговые центры, создание специализированного портала и горячей линии по вопросам вступления в ВТО с целью обеспечения консультационной и правовой поддержки малого бизнеса, повышение доступности помещений (перечни в открытом доступе, выкуп, приемлемые цены для малого бизнеса).
Все предложенные мероприятия целесообразней включить в региональную стратегию развития малого предпринимательства региона, которая позволила бы малому бизнесу адаптироваться в «новых» условиях. При этом малому бизнесу необходимо аккумулировать свои возможности и научиться работать в
условиях конкуренции. Предлагаем наиболее оптимальные решения, которые необходимо предпринять малому предпринимательству для выживания в условиях ВТО.
Во-первых, главной задачей малого бизнеса является создание конкурентоспособной продукции, выполнение качественных работ и оказание услуг за счет повышения качества продукции/услуг, снижения издержек производства в условиях модернизации собственного производства. Данные мероприятия позволят повысить качество продукции, работ, услуг, одновременно снизив цену, что положительно скажется на конкурентоспособности производимой продукции, работ, услуг.
Во-вторых, малый бизнес должен стать наиболее мобильным за счет переориентации/расширения ассортимента продукции собственного производства, оказания услуг и работ, ориентированных на спрос покупателей/заказчиков; поиска и выхода на другие рынки сбыта как внутрирегиональные, межрегиональные, так и международные.
В третьих, в случае невозможности конкурировать с аналогами зарубежной про-
дукции и выходить на другие рынки сбыта, необходимо переориентировать нерентабельный бизнес в другие сферы деятельности. Эти мероприятия должны стать основой для субъектов малого предпринимательства в рамках разработки собственной стратегии адаптации бизнеса в рамках ВТО.
В заключении хотелось бы добавить, предложенная стратегия адаптации малого бизнеса региона в условиях вступления России в ВТО представляет собой комплекс мероприятий, направленный на то, чтобы выгоды и преимущества для малого бизнеса стали реальными и конкретными, а риски и угрозы были минимизированы. Данный комплекс мероприятий включает различные действия как со стороны государства, так и со стороны самих предприятий малого бизнеса, так и бизнес-сообщества в целом.
Таким образом, только совместными усилиями можно снизить негативные последствия для малого бизнеса региона в рамках ВТО: органам государственной власти создать условия для развития конкуренции, малому бизнесу переориентировать свою деятельность под условия ВТО.
Список использованной литературы
1. Вислогузов В. Таможенный союз снижает пошлины / В. Вислогузов / / Коммерсант. — 2012. — 23 авг.
2. Основные показатели работы предприятий малого бизнеса по Иркутской области : стат. бюл. — Иркутск, 2011. — Янв.-Дек. — С. 40-48.
3. Экономические и управленческие проблемы устойчивого развития региона : сб. науч. тр. : в 2 ч. / ред. кол. : И. С. Кородюк [и др.] ; отв. ред. Е. Ю. Богомолова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2011. — С. 12-25.
References
1. Visloguzov V. Tamozhennyi soyuz snizhaet poshliny / V. Visloguzov // Kommersant. — 2012. — 23 Aug.
2. Osnovnye pokazateli raboty predpriyatii malogo biznesa po Irkutskoi oblasti : stat. byul. — Irkutsk, 2011. — Yanv.-Dek. — S. 40-48.
3. Ekonomicheskie i upravlencheskie problemy ustoichivogo razvitiya regiona : sb. nauch. tr. : v 2 ch. / red. kol. : I. S. Korodyuk [i dr.] ; otv. red. E. Yu. Bogomolova. — Irkutsk : Izd-vo BGUEP, 2011. — S. 12-25.
Информация об авторах
Соколова Лариса Георгиевна — доктор экономических наук, профессор, кафедра экономики и государственного управления, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Селезнева Олеся Валерьевна — аспирант, кафедра экономики и государственного управления, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: [email protected].
Authors
Sokolova Larisa Georgievna — Doctor of Economics, Professor, Chair of Economics and Public Management, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].
Selezneva Olesya Valerievna — post-graduate student, Chair of Economics and Public Management, Baikal State University of Economics and Law, 11, Lenin Street, Irkutsk, 664003, e-mail: [email protected].