Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
208
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ФРАНЧАЙЗИНГ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / ФРАНЧАЙЗИ / МСП / ГОСПРОГРАММА / ФРАНЧАЙЗЕР / ФРАНШИЗА / СТАРТАПЫ / НАЧИНАЮЩИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛИ / FRANCHISING / GOVERNMENT SUPPORT / FRANCHISEES / SMES / GOVERNMENT PROGRAMS / FRANCHISORS / FRANCHISES / STARTUPS / ASPIRING ENTREPRENEURS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов А.В., Ковальчук Ю.В.

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП странах с развитой экономикой занимает 50-60%. В то время как в России данный показатель находится в диапазоне 20-25% в зависимости от года. Ввиду этого, на сегодняшний день правительство РФ заинтересованно в быстром и эффективном развитии малого бизнеса и увеличении доли МСП в экономике. Для этой цели существуют государственные системы поддержки предпринимателей как на федеральном, так и на локальном уровнях. В статье проводится оценка эффективности государственной программы поддержки для начинающих предпринимателей. В частности, рассматривается поддержка предпринимателей в сфере стартап проектов-начинающие предприниматели без опыта, и предпринимателей, приобретающих франшизу - предприниматели не имеющий опыта, но при поддержке крупной компании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF STATE SUPPORT FOR START-UP ENTREPRENEURS IN RUSSIA

The share of small and medium-sized businesses in the GDP of developed economies is 50-60%. While in Russia this indicator is in the range of 20-25%, depending on the year. In view of this, today the government of the Russian Federation is interested in the rapid and effective development of small business and an increase in the share of SMEs in the economy. For this purpose, there are state systems for supporting entrepreneurs at both the federal and local levels. The article assesses the effectiveness of the state support program for start-up entrepreneurs. In particular, it considers support for entrepreneurs in the field of start-up projects - beginner entrepreneurs without experience, and entrepreneurs purchasing a franchise - entrepreneurs without experience, but with the support of a large company.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ НАЧИНАЮЩИХ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ В РОССИИ»

Особенности государственной поддержки начинающих предпринимателей в России

Кузнецов Артем Вадимович

аспирант, кафедра «Международного сотрудничества», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, opasnostic2@mail.ru

Ковальчук Юрий Вадимович

аспирант, кафедра «Корпоративные финансы», Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, opasnostic2@mail.ru

Доля малого и среднего бизнеса в ВВП странах с развитой экономикой занимает 50-60%. В то время как в России данный показатель находится в диапазоне 20-25% в зависимости от года. Ввиду этого, на сегодняшний день правительство РФ заинтересованно в быстром и эффективном развитии малого бизнеса и увеличении доли МСП в экономике. Для этой цели существуют государственные системы поддержки предпринимателей как на федеральном, так и на локальном уровнях. В статье проводится оценка эффективности государственной программы поддержки для начинающих предпринимателей. В частности, рассматривается поддержка предпринимателей в сфере стартап проектов-начинающие предприниматели без опыта, и предпринимателей, приобретающих франшизу - предприниматели не имеющий опыта, но при поддержке крупной компании. Ключевые слова: Франчайзинг, государственная поддержка, франчайзи, МСП, госпрограмма, франчайзер, франшиза, стар-тапы, начинающие предприниматели.

В России с каждым годом происходит расширение государственных программ по поддержке малого и среднего предпринимательства. Существующая система поддержки осуществляется в виде финансовых программ, имущественной поддержки, информационного обеспечения, консультационных и образовательных услуг.

На практике государственная поддержка зачастую оказывается предпринимателям занятым в приоритетных для государства отраслях экономики, такие как социальное предпринимательство, сельское хозяйство и т.д. Но, помимо этого малые и средние предприятия (далее - МСП) должны отвечать и общим условиям, а именно соответствовать определению малого и среднего бизнеса.

Обращаясь к статье федерального закона N209 от 24.07.2007 к субъектам малого и среднего предпринимательства относятся зарегистрированные в соответствии с законодательством Российской Феедерации хозяйственные общества и индивидуальные предприниматели, удовлетворяющие следующим условиям: микропредприятия - до 15 человек в компании и годовой оборот до 120 млн. руб, малый бизнес - не более 100 сотрудников и годовой оборот компании до 800 млн. руб, средний бизнес - от 101 до 250 сотрудников с годовым оборотом менее 2 млрд. руб [1, с. 8].

Особое место в структуре МСП занимают стартапы. Под стартапом обычно понимается молодая компания, с короткой историей операционной деятельности, созданная для реализации проекта.

Одна из основных сложностей при создании стар-тапа - это финансирование. Для начинающих предпринимателей существует несколько возможностей получить необходимое финансирование для начала деятельности и дальнейшего развития. В первую очередь это кредиты и займы. Но, для компании без истории и без опытных руководителей, данный способ крайне затруднителен. Второй - это получить государственную поддержку. Учитывая тот факт, что для государства получение прибыли не является приоритетной целью, а на её место ставится развитие МСП, которое сможет создать новые, современные рабочие места. Этот вариант может стать наиболее подходящим для начинающих предпринимателей [2, с. 3].

Государственную поддержку стартап может получить по следующим программам:

- «Ты-предприниматель» - федеральный проект под руководством «Росмолодежь». Критерии для участия - это молодые предприниматели от 14 до 30 лет, начавшие или только готовящиеся открыть свое дело. При поддержке данной программы стартапы имеют возможность реализовать свою бизнес-идею при полной поддержке на всех стадиях проекта;

- «Умник» - государственная программа поддержки молодых предпринимателей (14-30 лет), созданная при

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о см о см

СП

о ш т

X

<

т о х

X

фонде содействия инновациям, направленная на поддержку научно-технических компаний. Принимать участие в конкурсе по данной программе могут физические лица. Возможное финансирование - 500 тыс. руб;

- «Старт» - еще одна программа Фонда содействия инновациям, направленная на поддержку молодых стартапов. В зависимости от стадии, на которой находится стартап, меняется и сумма возможного финансирования от 2 до 5 млн.руб.

- «Бизнес-старт». В программе «Бизнес-Старт» могут принимать участие компании, завершившие любой этап программы «Старт». Максимальный размер гранта был увеличен до 10 млн. рублей. В конкурсе могут принимать участие юридические лица, соответствующие критериям отнесения к субъекту малого предпринимательства.

- «Развитие» - совокупность региональные программ развития малого и среднего предпринимательства. Сумма финансирования и условия получения меняются в зависимости от конкретного региона, в котором находится предприниматель;

- «Коммерциализация» - программа для молодых компаний заканчивающих стадию становления и планирующих дальнейшее расширение. Один из ключевых критериев отбора - инновационность. Размер гранта -не более 20 млн рублей [3, с. 1].

Предприниматели мСп могут также выбрать форму ведения собственного бизнеса. Частным случаем выступает форма ведения бизнеса по системе франчайзинга.

Определение франчайзинга на сегодняшний день в российском законодательстве отсутствует. Регулирование франчайзинговой деятельности тем не менее осуществляется в соответствии с 54 статьей ГК РФ «Коммерческая концессия», положения который наиболее подходят концепции франчайзинга [4]. Под самой же франчайзинговой деятельностью принято понимать систему партнерских отношений, при которой продавец (франчайзер) передает покупателю (франчайзи) франшизы право на использование бренда и действующую бизнес-модель.

Так как самого определения франчайзинга в законодательстве нет, то и целенаправленных мер всероссийской государственной поддержки франчайзинга нет. Тем не менее, франчайзи зачастую является субъектом МСП. Следовательно, франчайзи может рассчитывать на программы государственной поддержки, направленные на поддержание сектора МСП. Необходимо отметить, что в частных случаях встречаются локальные меры поддержки франчайзи, примером выступает частичная компенсация затрат франчайзи на открытие бизнеса правительством Москвы. Но, данная поддержка является не системной и массово распространенной. Следовательно, рассматривать её как полноценную поддержку франчайзи нецелесообразно.

Возникает вопрос, нужна ли поддержка предпринимателям, работающим по схеме франчайзинга отличная от «стандартных» программ поддержки МСП? Для этого разберём с какими проблемам сталкивается фран-чайзи и рассмотрим варианты господдержки, оказываемой для решения данных проблем. Для начала отметим, что при отсутствии законодательного описания франчайзинга нет, не ведётся официальной статистики по франчайзи и франчайзерам работающим в России. Получить информацию по сегменту франчайзинга можно

только через неофициальные источники, которые зачастую не имею достаточной информационной базы для точной оценки.

Самая актуальная проблема МСП при начале фран-чайзинговой деятельности, та же что и у остальных предпринимателей - недостаток финансовых вложений и опыта ведения собственного дела. На практике, к системе франчайзинга прибегают именно начинающие предприниматели, у которых недостаточно финансов для несения расходов за неправильные стартовые решения, принимаемые ввиду отсутствия опыта. Для того, чтобы снизить риски закрытия МСП, а следовательно, и франчайзи, в России существует целый комплекс мер для их поддержки. На сегодняшний день существуют как федеральные, так и региональные госпрограммы для поддержки МСП, финансируемые за счет федерального бюджета. Рассмотрим составляющие государственной поддержки [5, с. 26]:

1) Финансовая поддержка субъектов МСП, включающая в себя:

- Предоставление субсидий - под которой понимается безвозмездная передача средств на ведение предпринимательской деятельности. Отметим, что потенциальный получатель должен отвечать определенным критериям, на основе которых также определяется размер предоставляемой субсидии. Это могут быть субсидии предпринимателям для участия на экономических выставках, размером от 300 до 700 тысяч рублей, субсидии экспортерам, могут достигать до 3 млн.руб, субсидии на ведение социально-предпринимательской деятельности, а также локальные субсидии.

- Создание гарантийных фондов - цель данных фондов помочь предпринимателям получить кредиты в коммерческих банках путем предоставления обеспечения по кредитам предпринимателей. Основой выступает Национальная гарантийная система.

- Кредитование МСП - кредиты под определенные цели, выдаваемые для важных для экономики страны бизнес-проектов по сниженным процентным ставкам выдаются предпринимателям из средств «Корпорации МСП»

- Налоговые льготы - включают в себя налоговые каникулы, упрощенную систему налогообложения, патентная система налогообложения, снижение налоговые ставки и т.д. Основная задача данного рода поддержки снизить налоговую нагрузку на МСП.

2) Имущественная поддержка заключающаяся в предоставлении МСП государственного имущества, на правах владения или пользования, на возмездной, безвозмездной основе или льготных условиях:

- Помощь в обеспечении МСП современным оборудованием и технологиями на основе передачи государственного имущества.

- Создание и производство оборудования для нужд МСП или субсидирование компаний, оказывающих такие услуги для МСП.

- Создание технопарков, бизнес-инкубаторов, производственно-технологических центров и иных объектов инфраструктуры создаваемых для поддержки МСП.

- Формирование рынков, организация ярмарок, иных мероприятий с целью предоставления МСП торговых площадок для реализации товаров и услуг.

Помимо финансовой и имущественной поддержки предпринимателям необходима и информационно-консультационная поддержка. В частности, для франчайзи

данный вопрос не стоит остро, так как одно из преимуществ франчайзинговой деятельности - это получения предпринимателем своего рода «наставника». Продавец франшизы заинтересован в том, чтобы его фран-чайзинговая сеть развивалась. По этой причине в первые месяцы работы франчайзер занимается консультацией и обучением покупателя франшизы. Тем не менее, франчайзи имеет возможность получить господдержку и в данном вопросе, а именно:

3) Обучение и консультация представителей МСП:

- Проведение бесплатных курсов, семинаров и иных обучающих программ в государственных центрах занятости, университетах, обучающих центрах с целью обучения предпринимателей определенным составляющим предпринимательской деятельности.

- Проведение собраний с привлечением экспертов для повышения квалификации предпринимателей в области налогов, управления, кадровой политики и т.д

- Оказание консультационных услуг через государственные центры занятости, фонды поддержки МСП, горячей линии, где предприниматели могу получить ответы на интересующие их вопросы от специалистов (бухгалтеров, юристов, экономистов).

Предприниматели, работающие по системе франчайзинга, имеют возможность получить вышеперечисленные меры поддержки на равных условиях с другими предпринимателями, работающими по собственным бизнес моделям. Однако, учитывая особенности фран-чайзинговой деятельности, данную систему нельзя назвать справедливой. Франчайзи имея также поддержку франчайзера нивелирует часть своих рисков, а следовательно, снижает и вероятность закрытия бизнеса в течении первых лет, по сравнению с предпринимателями, работающими по иным системам.

Тем не менее обращаясь к статистическим данным Всемирного совета по франчайзингу (негосударственная организация, осуществлявшая сбор и систематизацию информации о франчайзинге) Россия сильно отстает от мировых лидеров. На 2020 год в России зарегистрировано от 1700 до 2200 франчайзеров, в которых доля российских компаний занимает 60% [6]. В то время как в среднем в развитых странах данный показатель составляет 4000-8000 тысяч с долей собственных компаний 80-95%. Следовательно, даже с учетом меньших рисков чем у обычных предпринимателей, франчайзин-говая деятельность в России нуждается в поддержке, для выхода на уровень мировых показателей.

Подводя итоги вышесказанного, следует сделать выводы, что государственная поддержка франчайзинга в России необходима и требует изменений. Первым шагом для построения экономически благополучной среды для ведения франчайзинговой деятельности следует предпринять внесения в законодательство самого понятия франчайзинга. Существующий ныне закон «Коммерческой концессии» не покрывает всю систему фран-чайзинговой деятельности [7].

После юридического закрепления франчайзинга, можно предпринимать следующие шаги для его поддержки. В частности, изменения системы субсидирования и кредитования. Обращаясь к схеме кредитования субъектов МСП, в процент по кредиту включается «премия за риск» банков, в которую рационально закладывается вероятность закрытия бизнеса начинающего предпринимателя в первые месяцы работы. Вероятность закрытия бизнеса франчайзи имеется, но значительно

ниже обычных предпринимателей. Следовательно, необходимы изменения и в данном вопросе.

Поддержка франчайзи в области консультации и обучения зачастую не требуется. Ввиду этого и особых инициатив в данной области не требуется. Вопросы, связанные с ведением предпринимательской деятельности, франчайзи может задать в центрах помощи МСП, в то время как на вопросы касающиеся франчайзинговой деятельности может ответить франчайзер.

Для улучшения эффективности системы поддержки МСП можно также рассмотреть программу совместной работы франчайзеров и государственных органов для совместной поддержки начинающих предпринимателей.

Подводя итоги, можно сказать, что франчайзи могут получить поддержку от государства почти во всех областях предпринимательской деятельности. Но, данная поддержка не является достаточно эффективной, ввиду отсутствия корректировок на предмет меньших рисков чем у иных предпринимателей. Также следует отметить необходимость законодательного регулирования фран-чайзинговой деятельности и создания статистической базы франчайзи.

Литература

1. Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 N 209-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52l44/

2. Ушакова А.С., Нагель М.П., Губина Н.В. Стартапы: государственная поддержка и факторы, наиболее важные для инвесторов // Материалы VIII Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». Режим доступа: https://files.scienceforum.ru/pdf/2016/24638.pdf.

3. Поддержка стартапов: государственная, юридическая, программы поддержки // Ardma.ru. Режим доступа: https://ardma.ru/predpnnimatelstvo/startapy/324-podderzhka-startapov-gosudarstvennaya-yuridicheskaya-programmy-podderzhki

4. Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 N 51-ФЗ. Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5l42/

5. Чеботарь Ю.М., Безденежных В.И.. Государственная поддержка малого предпринимательства и управление проектами государственно-частного партнерства. - 2016. - 180 с.

6. Сайт Всемирной организации по франчайзингу. Режим доступа: https://www.rusfranch.ru.

7. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26.01.1996 N 14-ФЗ (ред. от 27.12.2019, с изм. от 28.04.2020). Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/1 6e6961f87e03963771dc552b48b5923177b5f8a/.

8. Tyurikov A.G., Kosarenko N.N., Gvozdeva T.B., Voronina M.V., Grishnova E.Y., Solovyeva N.A.New social reality in the context of information and communication technologies // XLinguae. 2018. Т. 11. № 3. С. 67-75.

Features of state support for start-up entrepreneurs in Russia Kuznetsov A.V., Kovalchuk Yu.V.

Russian Academy of National Economy and Public Administration

under the President of the Russian Federation The share of small and medium-sized businesses in the GDP of

developed economies is 50-60%. While in Russia this indicator

is in the range of 20-25%, depending on the year. In view of this,

X X О го А С.

X

го m

о

м о м о

today the government of the Russian Federation is interested in the rapid and effective development of small business and an increase in the share of SMEs in the economy. For this purpose, there are state systems for supporting entrepreneurs at both the federal and local levels. The article assesses the effectiveness of the state support program for start-up entrepreneurs. In particular, it considers support for entrepreneurs in the field of start-up projects - beginner entrepreneurs without experience, and entrepreneurs purchasing a franchise - entrepreneurs without experience, but with the support of a large company.

Keywords: Franchising, government support, franchisees, SMEs, government programs, franchisors, franchises, startups, aspiring entrepreneurs.

References

1. Federal law" on the development of small and medium-sized

businesses in the Russian Federation " of 24.07.2007 N 209-FZ. Access mode:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/.

2. Ushakova A. S., Nagel M. P., Gubina N. V. Startups: state support

and factors most important for investors // Materials of the VIII international student scientific conference "Student scientific forum". Mode of access:

https://files.scienceforum.ru/pdf/2016/24638.pdf.

3. support for startups: state, legal, support programs // Ardma.ru.

Mode of access:

https://ardma.ru/predprinimatelstvo/startapy/324-podderzhka-startapov-gosudarstvennaya-yuridicheskaya-programmy-podderzhki

4. Civil code of the Russian Federation of 30.11.1994 N 51-FZ.

Mode of access:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5142/

5. Chebotar Yu. M., Bezdenezhnykh V. I. State support of small

business and project management of public-private partnership. - 2016. - 180 p.

6. Website of the world franchise organization. Mode of access:

https://www.rusfranch.ru.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. the Civil code of the Russian Federation (part two) from 26.01.1996 N 14-FZ (ed. from 27.12.2019, with ed. from 28.04.2020). Mode of access: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_9027/16e 6961f87e03963771dc552b48b5923177b5f8a/.

8. Tyurikov A.G., Kosarenko N.N., Gvozdeva T.B., Voronina M.V.,

Grishnova E.Y., Solovyeva N.A.New social reality in the context of information and communication technologies // XLinguae. 2018. T. 11. № 3. C. 67-75.

o es o es

O m m

X

<

m O X X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.