Научная статья на тему 'Роль франчайзинга в формировании системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства'

Роль франчайзинга в формировании системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
304
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / ENTREPRENEURSHIP / МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL BUSINESS / КРУПНОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / LARGE BUSINESS / ФРАНЧАЙЗИНГ / FRANCHISE / ФРАНЧАЙЗИ / ФРАНЧАЙЗЕР / FRANCHISENEHMER / FRANCHISEGEBER

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколова Юлия Александровна, Кузнецова Анна Михайловна

В статье рассмотрены особенности развития и конкурентные преимущества малого и крупного предпринимательства, а также франчайзинга как эффективной формы их интеграции. Проанализированы недостатки законодательного регулирования франчайзинга в России и выделены основные проблемы и факторы, препятствующие его развитию. Предложены принципы организации государственной политики в отношении системы франчайзинга, направленные на повышение репутации и статуса малого предпринимательства и подтверждение значимости на рынке крупных компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Franchise role in formation for system of interaction of large and small business

In this article features of development and competitive advantages of small and large business, and also a franchise as effective form of their integration are considered. Lacks of legislative regulation of franchise in Russia are analysed and the basic problems and the factors interfering its development are allocated. Principles of the organization of a state politics concerning for franchise system, directed on the reputations increase and the status of small business and importance acknowledgement in the market of the large companies are offered.

Текст научной работы на тему «Роль франчайзинга в формировании системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства»

0

1

о ^

о о;

s <

со s

с; <

О

s >

о

Роль франчайзинга в формировании системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства

Franchise role in formation for system of interaction of large and small business

УДК 339.187.44

Соколова Юлия Александровна

доцент Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат экономических наук 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Sokolova Yuliya Aleksandrovna

190103, 8а1п1-Ре1егзЬигд, Ьегтопйувйу рг.,

44,

. A

Кузнецова Анна Михайловна

специалист Центра молодежной научной инициативы Санкт-Петербургского университета управления и экономики 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44, лит. А

Kuznetsova Anna Mikhaylovna

190103, Saint-Petersburg, Lermontovskiy pr., 44, lit. A

В статье рассмотрены особенности развития и конкурентные преимущества малого и крупного предпринимательства, а также франчайзинга как эффективной формы их интеграции. Проанализированы недостатки законодательного регулирования франчайзинга в России и выделены основные проблемы и факторы, препятствующие его развитию. Предложены принципы организации государственной политики в отношении системы франчайзинга, направленные на повышение репутации и статуса малого предпринимательства и подтверждение значимости на рынке крупных компаний.

In this article features of development and competitive advantages of small and large business, and also a franchise as effective form of their integration are considered. Lacks of legislative regulation of franchise in Russia are analysed and the basic problems and the factors interfering its development are allocated. Principles of the organization of a state politics concerning for franchise system, directed on the reputations increase and the status of small business and importance acknowledgement in the market of the large companies are offered.

Ключевые слова: предпринимательство, малое предпринимательство, крупное предпринимательство, франчайзинг, франчайзи, франчайзер

Keywords: entrepreneurship, small business, large business, franchise, franchisenehmer, franchisegeber

Современная экономика представляет собой совокупность крупных, средних и малых предприятий. Уровень развития каждого из предприятий определяется сочетанием принадлежащих ему экономических ресурсов, степенью эффективности их использования и тем, насколько приемлемыми являются условия для экономической интеграции с другими предприятиями. При осуществлении взаимодействия малых и крупных предприятий решается задача оптимального использования потенциала каждого из них, чего невозможно было бы достичь при независимом функционировании участников процесса [1; 2].

Крупному предпринимательству присущ ряд экономических преимуществ: возможность осуществлять крупномасштабное финансирование НИОКР, наличие эффективных механизмов использования человеческого капитала, способность обеспечить экономию на

трансакционных издержках и завоевание конкурентных преимуществ на отраслевых, национальных и мировых рынках. Кроме того, крупный бизнес способен достичь существенной технологической экономии на масштабах производства. Такие предприятия играют существенную роль в реализации государственных социальных программ в сфере медицинского обеспечения, профессионального образования и охраны материнства и детства.

Малое предпринимательство — это необходимый элемент рыночной экономики, позволяющий решать важные социально-экономические задачи. Данное положение подтверждается опытом развитых стран, в которых малый бизнес играет важнейшую роль с точки зрения функционирования национальных хозяйств. Экономическая роль малого предпринимательства в странах с рыночными системами определяется тем, что его представители способны быстро адаптироваться к изменениям во внешней среде. Малое предпринимательство участвует в решении социальных вопросов, связанных с занятостью населения, позволяет быстро переналаживать производство и оперативно реагировать на потребности рынка, производит экономически конкурентоспособную продукцию. Его преимущества заключаются в гибкости, мобильности и быстроте реакции на изменения параметров внешней среды [3].

Надо заметить, что мировая экономика характеризуется многообразием взаимосвязей между крупными и малыми предприятиями. Стремление к эффективному партнерству между субъектами хозяйствования вызвано особенностями современного этапа развития мировой и отечественной экономики: глобализацией хозяйственных систем, возрастающей открытостью рынков, ограниченностью ресурсов, внедрением информационных технологий и др. Данные обстоятельства создают предпосылки и обусловливают потребность в качественно новом уровне адаптивности предпринимательства к быстрым изменениям рыночных условий. Структурная перестройка экономики обеспечивает сбалансированность хозяйства и является основой устойчивого и эффективного экономического роста и развития. Сбалансированная структура эконо-

Таблица 1

Малые предприятия в экономике Российской Федерации

Показатели На 01.01.2008 г. На 01.01.2009 г. На 01.01.2010 г.

Количество предприятий и организаций в РФ, тыс. в том числе малых предприятий, тыс. 4 674,9 1 137,4 4 771,9 1 347,7 4 907,8 1 602,5

Доля малых предприятий в общем количестве предприятий и организаций в РФ, % 24,3 28,2 32,7

Оборот предприятий и организаций в РФ, млрд руб. в том числе малых предприятий, млрд руб. 59 795,2 15 468,9 74 180,9 18 727,6 67 657,1 16 873,1

Доля оборота малых предприятий в общем обороте предприятий и организаций в РФ, % 25,9 25,2 24,9

о о со к

X <

со

X <

О

X ^

>

мики формирует рациональные пропорции в развитии крупных и малых предприятий. В связи с этим возникает необходимость в изучении закономерностей формирования системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства [4].

В отечественной и зарубежной экономической науке накоплено большое количество работ фундаментального и прикладного характера в области предпринимательской деятельности, опирающихся на теоретическое наследие как классиков, так и современных авторов. Анализ значительного количества работ различных авторов позволяет сделать вывод о том, что партнерские отношения субъектов малого и крупного предпринимательства обеспечивают конкурентоспособность товаров и услуг, что является одной из предпосылок организации системы их взаимодействия. Соотношение крупного и малого бизнеса в странах Западной Европы и США составляет примерно 1:500, в то время как в России данный показатель колеблется в региональном измерении от 1:5 до 1:25 [5].

В российской системе хозяйствования крупные субъекты предпринимательства являются главными элементами рыночного хозяйства, определяющими его развитие и уровень эффективности. Доминируя в наукоемких, инфраструктурных и сырьевых отраслях экономики, промышленные гиганты обеспечивают технологический прогресс и экономический рост. По мере изменения объективных условий хозяйствования, возрастания степени неопределенности и неустойчивости рыночной среды возрастает важность таких качеств хозяйствующего субъекта, как гибкость, быстрота реакции, скорость внедрения и освоения новых технологий. Данные факторы объясняют переход промышленного производства к использованию гибких производственных линий, на которых продукция изготавливается более мелкими партиями, но с применением разнообразных модификаций, что обусловливает растущую привлекательность малого бизнеса для крупных хозяйственных структур.

Малые предприятия сокращают издержки за счет узкой специализации, быстрых темпов разработки и внедрения НИОКР, применения гибких технологий, оптимального использования производственных фондов, преобладания горизонтальных связей в структуре управления. Эффективность их работы достигается также за счет снижения степени бюрократизации, более низкого уровня заработной платы, что делает их продукцию более дешевой и создает дополнительное конкурентное преимущество перед крупными предприятиями. Наличие достаточного количества малых предприятий и их высокое качество стимулируют инновационную активность [Там же].

Малое предпринимательство — наиболее мобильная и динамично развивающаяся часть российской

экономики, быстро адаптирующаяся к внешним условиям. Оно обеспечивает значительную долю занятости, способствует усилению конкуренции и является альтернативой крупному бизнесу. В Российской Федерации по состоянию на 1 января 2010 г количество зарегистрированных малых предприятий составляло 1602,5 тыс. (см. табл. 1).

Из данных, представленных в табл. 1, следует, что доля малых предприятий в общем количестве предприятий и организаций России неуклонно растет, и на начало 2010 г она достигла 33%. В экономиках развитых странах предприятия малого бизнеса обычно преобладают как с точки зрения количества, так и занятости населения (около 50% рабочих мест). Несмотря на то что малое предпринимательство вносит значительный вклад в развитие отечественной экономики, его роль, по сравнению с развитыми странами, не столь велика. Вклад предпринимателей в ВВП России достигает 20%, в то время как доля малого предпринимательства в валовом продукте европейских государств, таких как Франция, Великобритания, Германия и Италия, превышает 50% (в некоторых странах — более 70%). Кроме того, одним из результатов глобального кризиса стала тенденция к снижению доли малых предприятий в общем обороте предприятий и организаций России (уменьшилась с 25,9 до 24,9%) и ухудшению их финансового положения. Это вызвано ростом издержек малых предпринимателей, затрат на лицензирование и разработку нормативной документации, увеличением стоимости электроэнергии, на 40-60%, повышением арендных ставок и т. д.

В сложившейся ситуации возрастает риск сокращения доли малого предпринимательства вплоть до его полного исчезновения на отдельных локальных рынках. Поэтому в течение последних лет предпринимаются различные меры, направленные на устранение проблем, препятствующих развитию малого предпринимательства. Например, федеральный закон от 26 ноября 2008 г № 224-ФЗ «О внесении изменений в часть первую, часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» предусматривает снижение налоговой нагрузки. Субъекты РФ получили право устанавливать дифференцированные налоговые ставки по единому налогу при применении УСН в пределах от 5 до 15% в случае использования объекта налогообложения «доходы минус расходы». Для снижения уровня административных барьеров был принят федеральный закон от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации». В 2009 г. по инициативе предпринимателей был принят закон, освобождающий компании, применяющие единый налог на вмененный доход, от обязательного применения

^ контрольно-кассовой техники. В течение полугода ^ после вступления закона в действие с учета было о снято 239 тыс. единиц контрольно-кассовой техники, ^ что позволило предпринимателям сэкономить более ^ 7,0 млрд руб. Кроме того, на региональном уровне к существует множество программ поддержки малого =Ц бизнеса, на которые выделяются значительные госу-

< дарственные средства. Предпринимавшиеся меры ^ обеспечили:

< • внедрение системы «одного окна» с целью сокра-о щения времени предпринимателей при поиске не-=Ц движимого имущества в аренду, оформлении раз-^ решительных документов на предпринимательскую ¡Е деятельность и т. д.;

^ • финансовую поддержку субъектов малого предпри-^ нимательства посредством предоставления предпринимателям субсидий на возмещение части их затрат по разработке бизнес-планов и процентных ставок по кредитам и т. п.;

• имущественную поддержку субъектов малого бизнеса с целью удовлетворения растущих потребностей в нежилых помещениях, отвечающих современным качественным, технологическим и функциональным требованиям;

• формирование эффективной системы информационной поддержки малого предпринимательства посредством проведения просветительской работы в области финансовой грамотности начинающих и действующих предпринимателей и т. д.;

• меры по препятствию коррупции и неэтичному поведению с целью снижения административных барьеров.

Помимо осуществляющихся и запланированных мер по поддержке малого предпринимательства, необходимы дополнительные усилия, направленные на его эффективное развитие. Опыт развитых стран свидетельствует о том, что успешное развитие экономики определяется интеграцией крупных и малых компаний. Крупные фирмы привносят в эту систему стабильность и управляемость, а малый бизнес, формирующий конкурентную среду, обеспечивает гибкость и индивидуализацию производства [2]. Одной из эффективных форм такой интеграции малого и крупного предпринимательства является франчайзинг В данном случае предприниматель получает соответствующую поддержку крупного предприятия и при реализации продукции имеет право воспользоваться именем компании, обладающей хорошей репутацией на рынке.

Франчайзинг — это форма отношений между независимыми компаниями и/или физическими лицами, в рамках которой одна сторона (франчайзер), располагающая разработанной системой ведения бизнеса, известной торговой маркой, фирменным стилем, ноу-хау, торговыми и производственными секретами, знаниями, опытом, репутацией и прочими нематериальными активами, разрешает другой стороне (франчайзи) использовать эту систему на оговоренных условиях. Такая трактовка сущности франчайзинга содержится в «Руководстве по франчайзингу» Всемирной организации интеллектуальной собственности. Одной из ключевых структур в системе франчайзинговых отношений выступает франшиза (франчайзинговый пакет), под которой понимается полная бизнес-система, включая пособия по ведению работ, программное обеспечение, документацию и другие материалы, которую франчайзер передает франчайзи. В обмен на часть прибыли и независимость франчайзи получает достаточно из-

вестный товарный знак, проверенный временем метод ведения бизнеса и целый пакет технологий и ноу-хау.

Заметим, что франчайзи осуществляет свою деятельность под товарным знаком франчайзера, используя его репутацию и имидж. Поэтому большинство конечных потребителей идентифицирует его по фирменному стилю и особенностям работы с франчайзером. Для успешного ведения бизнеса и недопущения негативного воздействия на общий имидж и рыночную репутацию франчайзер обеспечивает франчайзи различными формами поддержки и регулирует определенные аспекты его деятельности. При этом франчайзи сохраняет экономическую и юридическую самостоятельность.

Во всем мире франчайзинг рассматривается как экономический инструмент, применяемый почти во всех сферах предпринимательства, эффективность которого подтверждается следующими данными:

1. По информации Международной ассоциации франчайзинга, из всех создающихся в мире независимых компаний в течение первых трех лет деятельности в среднем около 90% прекращают свое существование, в то время как среди франчайзинговых компаний доля банкротов в первые три года составляет менее 10%.

2. Через год объем клиентской базы у предприятий, открытых с помощью франшизы, в среднем на 30% больше, чем у единичных предприятий и магазинов, что, в первую очередь, связано с узнаваемостью бренда франчайзера.

В настоящее время больше всего франшиз насчитывается в США, Канаде и Южной Корее. Бесспорным мировым лидером и родоначальником современного франчайзинга являются США. На конец 2009 г в США было создано 883 292 франчайзинговые компании. Они обеспечили 9,5 млн рабочих мест, а объем производства составил 844,7 млрд долл. Среди европейских стран лидерами по количеству франчайзеров являются Германия, Франция и Великобритания.

Российская франчайзинговая система сравнительно молода, а уровень осведомленности о франшизах в предпринимательской среде недостаточно высок. В настоящее время в нашей стране распространена точка зрения, согласно которой франчайзинг применим только к малому предпринимательству, тогда как многие мировые крупные компании используют его не только в общепринятом понимании, но и как «инструмент» для приватизации государственных предприятий, скупки контрольных пакетов акций и совершения других приобретений [5, с. 45]. Таким образом, франчайзинг можно охарактеризовать как гибкую систему, имеющую многообразные специфические формы, адаптируемые к конкретным условиям в различных сферах бизнеса, к разнообразным товарам и услугам, что подтверждает необходимость развития франчайзинга в современных российских условиях и актуальность изучения данного экономического инструмента с целью формирования системы взаимодействия крупного и малого предпринимательства.

В результате анализа зарубежного франчайзин-гового рынка можно утверждать, что высокая эффективность франчайзинга обусловлена следующими факторами: эффектом масштаба в сферах маркетинга, производства и управления; низкозатратным доступом к ресурсам; низкими транзакционными издержками; более эффективным распределением рисков между субъектами франчайзинговых отношений; легитимно-

стью франчайзинга, его признанием и одобрением со стороны действующих институтов [Там же, с. 15].

Франчайзинг обеспечивает высокую эффективность в отраслях с незначительной степенью риска, вход в которые не является дорогостоящим. Если стоимость создания отдельного предприятия составляет сотни миллионов долларов, франчайзинг применяется крайне редко. В целом для эффективного развития франчайзинга отрасль экономики должна удовлетворять определенным условиям:

• производство и реализация продукции осуществляются в пределах ограниченных географических районов;

• удобное для обслуживания клиентов месторасположение предприятия;

• высокий уровень стандартизации и кодификации операционных процессов;

• трудоемкость;

• приобретаемый бизнес не должен быть дорогостоящим и рискованным [Там же, с. 21].

Надо заметить, что сущность франчайзинга в различных источниках значительно варьируется в зависимости от того, в какой стране происходит оценка и с каких позиций он анализируется: с позиции франчайзера или франчайзи. Наличие многочисленных альтернативных или псевдофраншизных предпринимательских договорных форм требуют идентификации франчайзинга как отдельного вида договорных отношений. Идентификация франчайзинга и определение четкой границы между ним и другими договорами, такими как коммерческая концессия и лицензионное соглашение, представляются особенно важными, поскольку франшиза существенно отличается от традиционных инструментов менеджмента [6, с. 100].

Франшизное соглашение — основа целостности франчайзинговой системы, интегрирующий инструмент, определяющий меру автономии франчайзинго-вого предприятия и меру ответственности франчайзи. Но, в отличие от традиционных и гибких в использовании инструментов менеджмента, франшиза является также срочным контрактом, форма и содержание которого регулируются принятым в данной стране законодательством. Поэтому при его составлении невозможно учесть все риски, с которыми в будущем столкнутся субъекты франчайзинговых отношений. Кроме того, внесение необходимых изменений и дополнений в франшизное соглашение представляет собой длительную процедуру, требующую согласований интересов сторон, в результате чего утрачивается его стратегическая гибкость.

В силу того что законодательство, регламентирующее франчайзинговые отношения, варьируется от страны к стране, представляется возможным сделать вывод о специфичности развития франчайзинговых систем в разных странах, а также о наличии связанных с этим трудностей при выходе франчайзинговой компании на рынки других государств. Исторически сформировалось три региона с соответствующим законодательным регулированием франчайзинга: североамериканский (США и Канада), европейский (страны ЕС) и постсоветское пространство [5, с. 53]. В 2010 г специальные законы о франчайзинге существовали только в трех странах (США, Румыния и Республика Молдова). В других государствах, например во Франции, Германии и России, правовое регулирование франчайзинга осуществляется с помощью норм, закрепленных в кодифицированных актах (например, в Гражданском Кодексе России), законах, связанных с предпринимательской деятель-

ностью, различных подзаконных нормативных актах, ^ принятых исполнительным органами исполнительной ^ власти или обычаями делового оборота, изложен- о ными в документах специализированных неправи- ^ тельственных организаций, и т. д. В Европе едино- ^ образному использованию дефиниций франчайзин- к га способствует принятый в 1972 г Европейский кодекс этики франчайзинга. <

В России в настоящее время правовое регулиро- ^ вание франчайзинга осуществляется на основе по- < ложений гл. 54 ГК РФ, которой, по нашему мнению, о присущи следующие особенности:

• приводится некорректное наименование франшизы ^ как «договора коммерческой концессии». Тем са- ^ мым подразумевается исторически первоначальная ^ и низшая форма франчайзинга. В результате целые ^ группы отношений, относящиеся к понятию франчайзинга, оказались за пределами законодательного регулирования (отношения по преддоговорному раскрытию информации правообладателем; по поводу производства и продажи франшизной продукции; вопрос об исключительных правах и т. д.);

• не способствует формированию и совершенствованию франчайзинговой системы в стране (за исключением деятельности известных крупных корпораций типа «Макдоналдс»). Следует отметить, что некоторые ведущие специалисты по франчайзингу критикуют сам факт наличия гл. 54 ГК РФ, считая, что строгие регламентации сдерживают развитие франчайзинга в России, особенно международные контакты. В отличие от общепринятой мировой практики, в гл. 54 применена новая терминология: франчайзинг называется «коммерческая концессия», франчайзер — «правообладатель», франчай-зи — «пользователь».

Представляется, что российское законодательство в области коммерческой концессии не полностью соответствует целям правового регулирования франчайзинга и требует усовершенствования по следующим направлениям:

• адаптация российского законодательства к имеющейся международной практике в данной области;

• разработка отдельного самостоятельного законодательства о франчайзинге, включающего в себя специальный федеральный закон;

• повышение надежности охраны прав и интересов франчайзи как более экономически зависимой стороны отношений;

• включение положения, регулирующего досрочное прекращение франшизы по инициативе франчайзера;

• закрепление франшизы как пакета исключительных прав франчайзера, которая продается, покупается или возвращается правообладателю;

• совершенствование антимонопольного законодательства с целью формирования многоуровневой франчайзинговой системы.

Особенности функционирования франчайзинговых сетей в сочетании с высокой вариативностью законодательных норм разных стран, регулирующих франчайзинговую деятельность, делают составление франшизного соглашения сложной задачей. Поэтому на практике часто используют готовые типовые сбалансированные контракты, например, разработанный Международной торговой палатой (МТП) «Типовой контракт франчайзинга», который может применяться без внесения изменений и дополнений. Цель предложенного МТП «Типового контракта» в том, чтобы его

g положения можно было бы в равной мере исполь-^ зовать в отношении франчайзера и франчайзи из о разных стран, не предоставляя преимуществ одной g стороне и не ущемляя интересов другой. Для Рос-^ сии это особенно важно, поскольку в большинстве к случаев в настоящее время франчайзеры являются =Ц нерезидентами. Правильно составленный договор < о франчайзинге может стать основой для создания ^ устойчивого и надежного бизнеса. с Функционирование системы франчайзинговых ото ношений основывается на выполнении таких осно-=Ц вополагающих принципов, как самостоятельность, ^ независимость, качество, постоянное сотрудниче-¡5 ство, открытость. Выполнению этих принципов спо-^ собствуют добровольные ассоциации франчайзинга, ^ созданные во многих странах и объединяющие франчайзеров и франчайзи. В России накоплен опыт создания различного рода коммерческих и некоммерческих организаций, способствующих развитию франчайзинга. Еще в 1997 г лидерами российского франчай-зингового сообщества была создана Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) как некоммерческая организация для поддержки и защиты интересов своих членов и в целях создания более благоприятной правовой и экономической среды для распространения франчайзинга в России. Однако уже через 10 лет после появления франчайзинга в стране насчитывалось не более 50 франчайзеров и около 300 франчайзи. В настоящее время их значительно больше, хотя несовершенное законодательство и другие факторы сдерживают многих предпринимателей от выхода на российский рынок. В России также принят Кодекс этики, дающий определение франчайзинга, устанавливающий обязательства сторон, положения по отбору франчайзи, процедуру раскрытия информации и методику составления франчайзингового договора.

Помимо несовершенного законодательства, регулирующего франчайзинг, в настоящее время основная проблема, с которой сталкивается практически каждое малое предприятие в России, решившее стать фран-чайзи, заключается в «дорогих», а иногда недоступных кредитных ресурсах. Так, по данным Российской ассоциации франчайзинга, для того чтобы стать франчайзи, необходимо от 30 до 70 тыс. долл. США, а общая стоимость переключения прежнего бизнеса на работу под новым брендом может варьироваться в пределах от 100 до 300 тыс. долл. США. За рубежом франчайзеры активно помогают своим партнерам, а каждая четвертая компания-франчайзер предоставляет те или иные финансовые льготы. Например, за рубежом компания Baskin Robbins (первая из всех франчайзинговых компаний, которая открыла представительство в России и начала продавать право на торговлю мороженым под своей маркой) активно поддерживает своих франчайзи, вплоть до предоставления им кредитов на развитие. Компания пыталась применить эту практику и в России, но в настоящее время ограничивается лишь продажей франшизы, и новый партнер может рассчитывать лишь на возможность оплатить поставляемое оборудование не сразу, а в течение месяца с момента получения.

В развитых странах кредитование франчайзи является одной из наиболее выгодных банковских операций. Когда малое предприятие вступает в кооперацию с крупным и надежным оператором, риск его банкротства (а значит, и кредитный риск банка) сводится к минимуму. По мнению специалистов банковской сферы, высокие кредитные риски являются основ-

ной проблемой кредитного обслуживания субъектов малого бизнеса. Эта проблема обусловлена, прежде всего, значительной долей разоряющихся и ликвидируемых предприятий в сфере предпринимательства. Коммерческие банки ряда стран с экономикой переходного периода, определившие обслуживание субъектов франчайзинга как стратегическое направление своей деятельности, в настоящее время имеют возможность многократного увеличения клиентской базы за счет новой, перспективной, стабильной и быстро растущей категории клиентов. Однако в России в настоящее время банков, имеющих в своей организационной структуре отдел обслуживания субъектов франчайзинга, практически нет, что обусловлено отсутствием значительного числа субъектов коммерческой концессии и сохранением выжидательной позиции ряда иностранных франчайзеров по выходу на российский рынок. Между тем, деятельность ряда коммерческих банков Западной Европы доказывает, что работа с франчайзи и франчайзерами способна стать основой деятельности кредитной организации и обеспечить высокий уровень рентабельности операций.

Кроме того, одним из наиболее сложных проблем организации системы франчайзинга России является вопрос о возможности франчайзера регулировать ценообразование на предприятиях франчайзи и лишать его возможности самостоятельно устанавливать цену на реализуемую продукцию. Согласно регламенту ЕС, принятому еще в 1988 г, франчайзер не имеет права навязывать компании-клиенту продажную цену, он может только ее рекомендовать. В условиях, сложившихся в России, в более чем трети анализируемых предприятий, функционирующих на основе франчайзинга, франчайзеры устанавливают цены на реализуемые франчайзи товары или услуги.

Анализируя проблемы развития отечественного франчайзинга, необходимо отметить, что, в связи с трудностями в осуществлении долгосрочного прогнозирования в условиях российской действительности, отечественные предприниматели не могут позволить себе заключать договор на 15-20 лет, и срок действия договора обычно сокращается до 3 лет. Это объясняется также тем, что франчайзинг в России используется большинством франчайзеров с тем, чтобы занять как можно большую долю рынка, а франчайзи воспринимают его как способ получить первоначальный капитал, чтобы в перспективе заняться независимым бизнесом. Однако за рубежом договор франчайзинга заключается на сравнительно длительный срок, достигающий нескольких десятков лет, что лишает предпринимателя возможности попробовать организовать бизнес и прекратить работать на основе приобретенной франшизы, не понеся при этом значительных финансовых потерь.

На основе анализа сложившейся практики можно выделить следующие проблемы и факторы, замедляющие темпы роста франчайзинговой системы в России:

1. Отсутствие единого механизма регулирования фран-чайзинговых отношений на российском рынке, вызванное несовершенством законодательства, в котором нет утвержденных терминов «франчайзинг» и «франчайзинговый договор».

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Неравномерное развитие франчайзинга. Наиболее благоприятные условия для развития франчайзин-говых отношений сложились в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, Свердловской области, Краснодарском крае, Самарской области, респуб-

ликах Татарстан и Башкортостан, Тюменской, Челябинской и Ростовской областях.

3. Закрытость франчайзинговых предложений: большинство предприятий не могут сделать выбор в пользу франчайзинга из-за отсутствия данных о существующих франшизах и опыте их функционирования из-за ограниченности информации, представляемой франчайзерами.

4. Ограниченный доступ к кредитным ресурсам для начинающих франчайзи. Если в зарубежных странах банки представляют льготы для данной категории предпринимателей, то в России франчайзи попадает под категорию малого предпринимателя, которому достаточно трудно получить кредит.

5. Неурегулированность вопроса о возможности франчайзера влиять на ценообразование на предприятиях франчайзи.

6. Короткий, по меркам мировой практики, срок договора франчайзинга.

Для того чтобы устранить негативное влияние перечисленных выше факторов, необходимо обеспечить создание полноценной системы нормативно-правовых актов, регулирующих франчайзинг, включить в федеральную программу поддержки предпринимательства программу развития франчайзинга, совершенствовать систему налоговых льгот для франчайзера и франчайзи [7, с. 6]. В основу государственной политики в отношении системы франчайзинга должны быть положены следующие принципы:

• снижение административных барьеров при осуществлении франчайзинговой деятельности;

• расширение доступа субъектов франчайзинга к кредитным и финансовым ресурсам;

• упрощение процедур налогообложения франчай-зи;

• формирование единой информационной базы о состоянии франчайзинга;

• создание сети учебно-консультационных центров по франчайзингу [8, с. 24].

По мере реализации данных принципов франчайзинг в России будет становиться более сложным и системным, перенимая лучшие черты западной деловой культуры. Франчайзеры будут создавать уникальные франчайзинговые программы с учетом специфики российского рынка. В итоге отечественная франчайзинговая система будет способствовать тому, чтобы малое предпринимательство в кратчайшие сроки повышало свою репутацию и статус, а более крупные компании подтверждали значимость на рынке и приумножали капитал [7, с. 6].

В современный посткризисный период российские предприниматели зачастую отказываются от франчайзинга, потому что не считают выгодным начинать бизнес в сложное время. Однако многие компании, которые не уверены в своей конкурентоспособности в данных условиях, наоборот, заинтересованы в покупке франшизы крупной компании, потому что это поможет остаться в бизнесе и позволит присоединиться к мировой корпорации, чья репутация не может сильно пострадать даже в результате кризиса. В период финансового кризиса 2008 г. повысилась деловая активность как российских франчайзеров, так и франчайзи. На фоне проблем с получением кредитов, замедления роста сетей, снижения оборотов и ухода с рынка некоторых предприятий возросла заинтересованность франчайзеров в привлечении инвестиций независимых юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Многие российские компании, которые раньше отвергали франчайзинг,

начали формировать предложения по продаже фран- ^ шиз, наиболее востребованными из которых являются ^ франшизы эконом-класса, в том числе предприятий о общественного питания, торговых точек, предлага- ^ ющих товары по сниженным ценам, и т. п. [Там же, ^ с. 10]. Это объясняется преимуществами, которые к обеспечивает франчайзинговая система крупным и малым предпринимателям. <

Таким образом, анализ особенностей, проблем и ^ тенденций взаимодействия малого и крупного пред- < принимательства на основе франчайзинга позволяет о сделать следующие выводы:

1. Для подъема российской экономики необходимо ^ содействовать максимальному увеличению коли- ^ чества малых предприятий, стимулировать развитие ^ взаимосвязей между малым и крупным бизнесом, ^ использовать соответствующий зарубежный опыт. Все это должно стать составной частью общей политики в сфере реструктуризации отечественной экономики, поскольку предпринимательство

в целом, независимо от масштабов отдельных предприятий, представляет собой единый и взаимосвязанный механизм.

2. Франчайзинг можно рассматривать как один из инструментов развития российской экономики по инновационному пути, поскольку применение и развитие в России франчайзинга с участием крупных иностранных компаний способствует содействию инновационного развития, внедрению новых стандартов организации бизнеса и повышению деловой культуры на российском рынке.

3. Франчайзинг является эффективным механизмом, приводящим к увеличению роли крупного бизнеса в укреплении позиций малого предпринимательства, к уменьшению доли предприятий, ориентированных на экспорт сырья, в пользу стимулирования развития отечественного производства и построению взаимовыгодных отношений между крупным и малым бизнесом. Кроме того, франчайзинг способствует интенсивному взаимодействию отечественных франчайзи с зарубежными франчайзерами, что оказывает позитивное влияние на внедрение инноваций в российскую экономику.

Литература

1. Шубин А. В. Значение малых предприятий для крупных компаний // Экономические науки. 2008. № 10.

2. Брялина Г. И. Франчайзинг как форма взаимодействия малого и крупного бизнеса // Корпоративное управление и инновационное развитие Севера: Вестник Научно-исследовательского центра корпоративного права, управления и венчурного инвестирования Сыктывкарского государственного университета. 2011. № 1.

3. Никонова О. Е. Взаимодействие малого и крупного предпринимательства: системный подход // Проблемы современной экономики. 2007. № 4 (24).

4. Карманов Л. Л. Организация системы взаимодействия предпринимательских структур крупного и малого предпринимательства в современных экономических условиях России: Дис. канд. экон. наук. М., 2004.

5. Байрамов Э. Э. Франчайзинг как эффективный метод развития ресторанно-гостиничного бизнеса. М.: Информ-Знание, 2009.

6. Бараненко С. П., Дудин М. Н., Лясников Н. В. Основы предпринимательства. М.: ЗАО Центрполиграф, 2010.

7. Устюжанин А. А. Зарубежный опыт и российская практика развития франчайзинга: Дис. канд. экон. наук. М.: 2010.

8. Качканов В. П. Франчайзинг как форма связи крупного и малого бизнеса в сфере торговли. М.: 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.