Научная статья на тему 'Юношеский максимализм'

Юношеский максимализм Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
445
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Бизнес-журнал
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Наталья Крякова

Пять иллюзий, которые могут повредить начинающему франчайзи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Юношеский максимализм»

Юношеский максимализм

Пять иллюзий, которые могут повредить начинающему франчайзи.

По формальным признакам российский франчайзинг вполне достиг совершеннолетия: в этом году ему как раз исполнилось восемнадцать, если отправной точкой считать год запуска первой российской концепции — «Дока-Пицца»1. Сейчас же на отечественном рынке представлено, по разным оценкам, от шестисот до восьмисот концепций. Многие уже успели по достоинству оценить этот способ ведения бизнеса: франчайзеры — за возможность быстро и без значительных инвестиций расширять свою сеть и географический охват, франчайзи — как проторенный путь к открытию собственного дела. Однако и те и другие нередко имеют иллюзии по поводу франчайзинга. Вполне, впрочем, объяснимые молодостью самого этого инструмента на российском рынке.

Иллюзия #1 «Франшиза — путь к суперприбылям»

В бизнесе есть железное правило: доходность любого предприятия и отдельной сделки на-

ходится в прямой зависимости от степени риска. Чем меньше опасность проиграть, тем ниже доходность. Что это означает применительно к франчайзингу? Риски предприятия, которое открывается по франшизе, как это вполне обоснованно декларируют многие франчайзеры, значительно ниже, чем у обычного стартапа. Оно и понятно: бизнес-модель (в идеале) отработана до мелочей, апробирована на многих франчайзи и — что немаловажно — «освящена» общим сетевым брендом. Все это способно обеспечить стабильный бизнес и доходы,если франчайзи в точности следует принятым в сети стандартам. Российской статистики на этот счет нет, поэтому обратимся к результатам исследования Британской ассоциации франчайзинга за 2011 год: 90% английских франчайзи прибыльны, а доля обанкротившихся предприятий не превышает 4% в год.

За такую стабильность оператору франшизы, естественно, приходится платить — паушальный взнос, роялти и т. д. На Западе, откуда к нам пришел франчайзинг, покупатели франшиз в массе своей прекрасно понимают с самого начала правила игры и отдают приоритет не доходности, а защите капитала и снижению рисков.

1 «Дока-Пицца» была создана в 1994 году предпринимателем Владимиром Довганем, который в тот момент занимался производством оборудования для пиццерий. За короткое время сеть разрослась до 750 франчайзи в различных регионах России. Как единая структура она прекратила свое существование уже в 1995 году, однако отдельные заведения автономно работают под вывеской «Дока-Пицца» и по сей день.

Тяги к рискованному креативу и нестандартным шагам в расчете на сверхприбыли у них, как правило, нет.

В России же предприниматель, особенно обладающий опытом ведения бизнеса, при покупке франшизы обычно заранее ожидает высокой отдачи от своих вложений. И бывает весьма разочарован, когда его завышенные ожидания не вполне оправдываются. Настолько, что может стать «головной болью» для своего франчайзера, которого он начинает укорять в том, что тот утаил от него реальное положение дел с доходностью. Бывают и счастливые исключения: чрезмерно оптимистичный франчайзи начинает прилагать столь значительные старания для развития своего бизнеса, что может удивить самого франчайзера и стать лучшим предприятием в сети.

Излишний оптимизм нередко можно встретить и у компаний, запускающих франчайзинговую программу Они нередко ожидают стремительного расширения сети и моментальных дополнительных доходов. При формировании своего франчайзингового предложения такие компании не особенно задумываются о создании конкурентных преимуществ франшизы, делают условия сотрудничества «стандартными по рынку», боясь «недозаработать» и зачастую неадекватно оценивая свою бизнес-систему, концепцию, бренд и другие составляющие проекта.

64

бизнес-журнал март #3 2012

г

Иллюзия #2

«Популярная франшиза— гарантированный доход»

Безусловно, сильный бренд франчайзера делает товар или услуги более востребованными среди покупателей, а франшизу — более привлекательной для потенциальных франчайзи. Однако это еще не означает, что бизнес под вывеской популярного бренда обеспечит последним гарантированный доход. Во-первых, популярность относительна: например, известность бренда на европейском рынке не обязательно автоматически распространится и на российский, а московского — на регионы. Во-вторых, общая тенденция такова, что чем популярнее бренд, тем жестче условия, на которых предлагает сотрудничество франчайзер. Это выражается и в более строгих требованиях к франчайзи, и в повышенном размере паушального взноса и роялти. В-третьих, независимо от популярности фран-чайзингового бренда, начинающим предпринимателям не стоит питать иллюзии #3...

Иллюзия #3

«Бизнес по франшизе работает на автопилоте»

К сожалению, далеко не все соискатели франшиз понимают, что за большими доходами на бумаге, в цифрах и таблицах стоят немалые старания самих франчайзи, даже если они открыли предприятия под известным брендом федерального или мирового уровня. Между тем дело обстоит именно так: чем успешнее бренд, тем большие усилия будут требоваться от франчайзи по договору.

Франчайзеры заявляют, что все бизнес-процессы проверены и полностью отработаны; это обнадеживает, но не гарантирует нормального «полета». Потому что франчайзи нужно еще обеспечить работу в соответствии с этими бизнес-стандартами.

Этой же иллюзией тешат себя и многие российские франчайзеры, которые делают ставку на количественное развитие сети в ущерб контролю качества работы своих партнеров. Замечательно, когда все бизнес-процессы выверены, за-

фиксированы на бумаге и доведены до партнеров, но ведь за любыми процессами всегда стоят люди.

Иллюзия #4

«Франшиза—мое дело, здесь я сам себе хозяин»

Нередко франчайзеры сами способствуют укоренению этой иллюзии в среде своих потенциальных франчайзи, говоря им: «Это будет ваш собственный бизнес, вы станете распоряжаться им сами». И забывают акцентировать, что хотя предприниматель и будет «монархом» на своем предприятии, однако «монархия» эта будет «конституционной» — строго регламентированной общими правилами и требованиями сети. Склонным к «абсолютизму» франчайзи в процессе ведения бизнеса нередко бывает очень тесно в заданных рамках, они жалуются на «диктат» франчайзера и начинают нарушать условия договора, который, как им кажется, «душит» их. Как правило, такие предприятия закрываются или меняют вывески. В этом случае франчайзи разрывает договор партнерства, решая, что ему не подходят традиционные варианты франшиз.

Такой тип партнера, не готового к жесткому следованию стандартам и принципам системы, до сих пор очень распространен в России, с ним приходится иметь дело почти каждой франчайзинговой сети. Такие предприниматели, как правило, не понимают, что строгость ведения бизнеса является не просто данью партнерству с успешной компанией, но и залогом успешного функционирования бизнеса самого франчайзи.

Иллюзия #5

«Я не имею опыта в этой сфере бизнеса, поэтому франшиза— не для меня»

Любопытно, но большинство франчайзеров со временем приходят к выводу, что наиболее предпочтительный для них франчайзи — это предприниматель, не имеющий какого-либо предшествовавшего опыта в той сфере бизнеса, к которой относится франшиза. Такой опыт не только не помогает, но и мешает правильно выстроить биз-

нес и партнерские отношения. Дело в том, что предприниматель с опытом, даже принимая на себя роль франчайзи, пребывает в уверенности, что он лучше понимает свой локальный рынок. Причем эта уверенность у него еще больше крепнет, если ожидания отдачи от вложений не оправдываются. Столкнувшись с такими «самовольными» франчайзи в сети, многие франчайзеры сейчас предпочитают учить бизнесу начинающих предпринимателей — «с чистого листа».

В целом все иллюзии о франчайзинге уже давно известны. Но они особенно актуальны для российского предпринимателя, который, как правило, не боится рисковать, имеет исключительную уверенность в собственных силах, склонен к самостоятельности и автономности, ориентируется чаще на краткосрочный период в бизнесе, чем на долгосрочный. Такой типичный русский бизнесмен изначально по своим характеристикам мало подходит для франчайзинга. Поэтому, принимая решение о покупке франшизы, оцените прежде всего свои возможности, определите цели и соотнесите их с возможностями франчайзинга. ■

Структура интереса

региональных предпринимателей по сферам франчайзинга во второй половине 2011 года в целом по стране

Источник: компания «Франкон»

бизнес-журнал март #3 2012

65

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.