Научная статья на тему 'Особенности государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Ставропольском крае'

Особенности государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Ставропольском крае Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / SMALL ENTREPRENEURSHIP / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОДДЕРЖКА / STATE SUPPORT / РАЗВИТИЕ МАЛОГО БИЗНЕСА / SMALL BUSINESS DEVELOPMENT / ИНФРАСТРУКТУРА ПОДДЕРЖКИ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / INFRASTRUCTURE / ФОРМЫ И СПОСОБЫ ПОДДЕРЖКИ МАЛОГО И СРЕДНЕГО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА / FORMS AND WAYS OF SUPPORT OF SMALL AND MEDIUM-SIZED BUSINESSES / BUSINESS SUPPORT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Свечинская Татьяна Алексеевна, Нечаева Светлана Викторовна

В данной статье рассмотрены формы, способы и инструменты поддержки и развития малого бизнеса со стороны государства и региональных властей, исследовано на сколько развита и эффективна инфраструктура поддержки предпринимательства в Ставропольском крае

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Свечинская Татьяна Алексеевна, Нечаева Светлана Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article describes the approach, methods and tools for support and development of small business by the state and regional authorities, investigated how developed and efficient infrastructure to support entrepreneurship in the Stavropol territory.

Текст научной работы на тему «Особенности государственной поддержки и развития малого предпринимательства в Ставропольском крае»

особенности государственной поддержки и развития малого предпринимательства в ставропольском крае

Свечинская Татьяна Алексеевна

Канд. соц наук, доцент

кафедры экономики, управления,финансового права и информационных технологий,

г. Ставрополь

Нечаева Светлана Викторовна

Канд. соц наук, доцент

кафедры экономики, управления,финансового права и информационных технологий,

г. Ставрополь

АННОТАЦИЯ

В данной статье рассмотрены формы, способы и инструменты поддержки и развития малого бизнеса со стороны государства и региональных властей, исследовано на сколько развита и эффективна инфраструктура поддержки предпринимательства в Ставропольском крае.

ABSTRACT

This article describes the approach, methods and tools for support and development of small business by the state and regional authorities, investigated how developed and efficient infrastructure to support entrepreneurship in the Stavropol territory.

Ключевые слова: малое предпринимательство, государственная поддержка, развитие малого бизнеса, инфраструктура поддержки предпринимательства, формы и способы поддержки малого и среднего предпринимательства.

Keywords: small entrepreneurship, state support, small business development, infrastructure, business support, forms and ways of support of small and medium-sized businesses.

Во всех экономически развитых странах малому и среднему бизнесу со стороны государства оказывается различная организационная и финансовая поддержка, результатом которой являются значительные поступления в бюджет, эффективное функционирование экономики и в конечном счете высокий уровень жизни населения [8]. В развитых западных странах доля малого и среднего бизнеса составляет 80 процентов от общего количества предприятий, а в России - только 20 [9].

В мировой практике считается нормой государственное поощрение малого бизнеса в интересах общества и государства. При этом задача государства состоит не в том, чтобы просто передать малым предприятиям финансовые, технические и иные ресурсы, и не в том, чтобы поддерживать их любой ценой, а в том, чтобы создать правовые и экономические условия для их выживания, способности расти и саморазвиваться в условиях рынка.

Помощь с точки зрения финансов наиболее сложна и важна. В условиях кризиса государство готово протянуть руку помощи перспективным проектам. Способов у государства много: денежные субсидии; организация обучающих семинаров для предпринимателей; льготный лизинг; поддержка предприятий, участвующих в экспорте; стажировки; льготные условия аренды помещений; льготное бухгалтерское или юридическое обслуживание (аутсорсинг); льготное участие в выставках/ярмарках; создание гарантийных и венчурных фондов; льготные кредиты; гранты и другие инструменты [4, с. 163].

Особое внимание уделяется предприятиям, внедряющим и разрабатывающим инновационные технологии. В современных условиях эффективное развитие экономики неразрывно связано с внедрением современных коммуникационных технологий.

Даже по итогам сложного 2015 года субъекты малого биз-

неса показали рост. Владимир Путин привел в своей речи статистические данные, в соответствии с которыми общая выручка российских МСП за девять месяцев 2015 года выросла на 8%, объем выручки в сфере оптовой торговли показал рост на 4,7%. Глава государства пообещал продолжать и расширять применение всех инструментов для поддержки малого бизнеса, имеющихся в распоряжении государства. Нужно приложить все усилия для сохранения стабильности в сфере малого бизнеса...Мы продолжим формировать механизмы, которые позволят продолжить движение вперед. Новые возможности для поддержки малого бизнеса есть и у регионов [10].

Кроме того, главной поддержкой предпринимателей должна стать недавно созданная Корпорация развития малого и среднего предпринимательства (образована с октября 2015 года). Аналогичная организация Администрация малого бизнеса (АМБ) существует в США, созданная в 1953 году при Белом доме. Очевиден разрыв, будем надеяться, что результаты работы отечественной Корпорации не заставят себя долго ждать.

Кроме федеральных, в каждом регионе применяются свои программы развития малого бизнеса. Для этого созданы специальные департаменты поддержки малого бизнеса, они работают практически во всех субъектах РФ. Именно на сайтах этих организаций можно найти актуальную информацию о возможностях, которые предоставляются государством мелкому и среднему предпринимательству.

В рамках Программы для представления инвестиционных возможностей Ставропольского края и формирования единого информационного пространства для инвесторов, осуществляющих деятельность на территории региона, в крае созданы:

государственная информационная система Ставропольского края «Мониторинг реализации инвестиционных про-

ектов Ставропольского края» [6];

инвестиционный интернет-портал Ставропольского края [3];

интерактивная инвестиционная карта Ставропольского края, в которой отражена информация о наиболее значимых инвестиционных проектах [2].

Рост объема инвестиций не возможен без создания комфортных условий для ведения бизнеса. В крае сформирована законодательная система, регламентирующая порядок осуществления инвестиционной деятельности, определяющая основные гарантии и льготы для инвесторов и основанная на максимальной открытости и готовности к сотрудничеству.

Формы и механизмы государственной поддержки инвесторов в зависимости от величины проекта можно разделить на две группы: поддержка крупных инвесторов и поддержка малого и среднего бизнеса.

За последние годы в регионе сформировалась тенденция кластерного развития экономики на базе региональных индустриальных и туристско-рекреационных парков, позволяющих инвесторам вести бизнес на льготных условиях [1, с. 11].

С 2010 года в крае создано 13 региональных парков, зарегистрировано 20 резидентов с проектами на сумму 35 млрд. рублей, предполагающими создание более 9 тысяч новых рабочих мест.

Однако результаты деятельности резидентов парков позволяют сделать следующие выводы. Предприятия всего 2-х резидентов (ООО «Терминал» и ЗАО «Лиссант-Юг») введены в эксплуатацию, до конца текущего года еще 3 резидента (ООО «Невинномысский профиль», «СтавСталь» и «ЮСК») планируют приступить к производству продукции.

Показатели их бюджетной эффективности также невысоки: за 2012 год в бюджеты всех уровней поступило порядка 20 млн. рублей, из них в региональный бюджет - 4,2 млн. рублей, создано 325 новых рабочих мест.

Оценивая необходимость расширения возможности применения налоговых льгот, в настоящее время Правительством края взят курс на поддержку инвестиционных проектов, реализуемых вне границ парков.

Изменения в закон № 55-кз «Об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае», принятые Думой 13 июня 2013 года позволяют предоставлять налоговые льготы инвесторам, реализующие особо значимые инвестиционные проекты, стоимостью свыше 300 млн. рублей и заключившие инвестиционное соглашение с Правительством края.

Важной стороной внесенных поправок является то, что теперь правом льготного режима налогообложения могут воспользоваться инвесторы, реализующие проекты, предусматривающие не только новое строительство, но и реконструкцию и модернизацию основных производственных средств.

Система льгот позволяет инвестору претендовать на освобождение от уплаты налога на имущество организации, а также на существенное (до 4,5 %) снижение ставки налога на прибыль организации.

В перспективе основным направлением развития системы стимулирования инвестиционной активности в регионе станет субсидирование части понесенных инвестиционных затрат за счет налоговых платежей фактически поступивших от инвестора в бюджет Ставропольского края.

Кроме предоставления льгот и преференций предприни-

мателям, реализующим инвестпроект на территории края, минэкономразвития края реализует ряд других механизмов государственной поддержки, обеспечивающих благоприятные условия для развития малого и среднего бизнеса в крае.

В крае сформирована развитая и эффективная инфраструктура поддержки предпринимательства, в том числе Фонд микрофинансирования, Гарантийный Фонд, Фонд поддержки предпринимательства.

Высокую бюджетную эффективность показывает Фонд микрофинансирования, при вложении 1 рубля средств бюджета Ставропольского края на реализацию механизма приходится 1,5 рубля дополнительных поступлений в краевой бюджет в виде налоговых поступлений от предпринимателей, воспользовавшихся данным механизмом. В том числе и по этой причине в текущем году уставный капитал Фонда будет увеличен на 35 млн. рублей.

Гарантийный фонд, предоставивший 434 поручительства, на сумму 3 млрд. рублей, что позволило субъектам предпринимательства привлечь кредитные ресурсы в объеме, превышающем 5 млрд. рублей, при этом бюджетная эффективность составила 1,8 рублей дополнительных налоговых поступлений в краевой бюджет от реализации механизма при вложении 1 рубля бюджетных средств на реализацию механизма.

Еще одним действенным механизмом государственной поддержки является субсидирование уплаты субъектами предпринимательства первого взноса (аванса) при заключении договоров лизинга оборудования. На его реализацию в текущем году из краевого и федерального бюджетов будет выделено 190 млн. рублей. На субсидирование уплаты процентов по кредитам, привлеченным субъектами предпринимательства в российских кредитных организациях планируется направить 68 млн. рублей.

Продолжается формирование правовой основы экономического развития края. Разработано и принято 5 краевых законов, 60 постановлений Губернатора и Правительства края, 22 распоряжения Губернатора и Правительства края.

Разработаны и утверждены:

План подготовки документов стратегического планирования, предусмотренных Федеральным законом от 28 июня 2014 года № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», в соответствии с которым в 2016 году планируется продолжить разработку нормативно-правовых актов;

Инвестиционная стратегия Ставропольского края до 2020 года;

Внедрен Стандарт деятельности органов исполнительной власти субъекта Российской Федерации по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в Ставропольском крае.

Повышается качество нормотворчества в крае. По итогам 2014 года процедура оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов края, разрабатываемых органами власти края, была проведена в отношении 64 проектов актов.

В результате применения процедуры оценки регулирующего воздействия были снижены необоснованные расходы субъектов предпринимательства на 5,3 млн. рублей, из бюджета Ставропольского края - на 10,6 млн. рублей.

Положений, необоснованно затрудняющих осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности, в нормативных правовых актах Ставропольского края не

выявлено.

В настоящее время это особенно важно - чем меньше административных барьеров, тем легче привлечь бизнес, в том числе и малый, к решению важнейших задач социально-экономического развития региона при минимизации рисков для предпринимателей со стороны государства.

В первом квартале 2015 года в Ставропольском крае было зарегистрировано 123720 субъектов малого и среднего предпринимательства. В сравнении с 2014 годом число субъектов предпринимательства увеличилось на 273 единицы, или на 0,2% [7].

В целях принятия государственных решений, обеспечивающих ускоренное развитие малого и среднего предпринимательства, Ставропольстат в 2016 году готовит организацию сплошного федерального статистического наблюдения за деятельностью субъектов малого и среднего бизнеса. Такая процедура проводится один раз в пять лет. Ее необходимость продиктована изменяющейся ситуацией в экономике города, края и страны в целом. Официальные данные войдут в систему сплошного федерального статистического наблюдения и позволят сделать необходимые расчеты. По результатам наблюдений будут актуализированы сведения о численности занятых в малом бизнесе, выручке по видам экономической деятельности, наличию основных фондов, расходам на производство и реализацию продукции [11].

Малый бизнес вносит существенный вклад в развитие экономики региона, формируя порядка 30% валового регионального продукта, количество занятых на предприятиях малого и среднего предпринимательства составляет 306,5 тыс. человек.

В 2014 году на финансовую поддержку малого и среднего бизнеса было направлено 276,28 млн. рублей.

Создана система информационной и консультационной поддержки малого и среднего предпринимательства. Благодаря 106 поручительствам Гарантийного Фонда на общую сумму 1,4 млрд. рублей в экономику региона привлечено порядка 2,4 млрд. рублей кредитных ресурсов. Фондом микрофинансирования выдано более 600 микрозаймов на общую сумму около 360 млн. рублей. Консультационной поддержкой специалистов Фонда поддержки предпринимательства воспользовалось более 5 тысяч предпринимателей края, проведено 3255 консультаций по вопросам, касающимся осуществления предпринимательской деятельности.

Развивается инфраструктура государственной поддержки инновационных компаний. Создана некоммерческая организация «Фонд содействия инновационному развитию Ставропольского края», в состав которой вошли центр инжиниринга и центр кластерного развития субъектов малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае, на создание которых в 2014 году бюджету края из федерального бюджета на условиях софинансирования предоставлено 22 млн. рублей (расходы краевого бюджета составили - 5,5 млн. рублей).

На краевом уровне малому бизнесу с 2015 года предоставляются «налоговые каникулы». Речь идет об освобождении вновь зарегистрированных индивидуальных предпринимателей от уплаты налогов на два года (до 2017 года включительно).

Сейчас стало возможным организовать предоставления консультационной помощи субъектам малого и среднего предпринимательства и физическим лицам, желающим ор-

ганизовать собственное дело, по вопросам бухгалтерского учета, кредитования, правовой защиты и развития предприятия, бизнес-планирования в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг Ставропольского края.

Основным показателем инвестиционной деятельности является объем инвестиций в основной капитал. В последние годы наблюдается положительная динамика его роста, так по итогам 2014 года на развитие экономики и социальной сферы осуществлены инвестиции в размере 143 млрд. рублей, что на 3,3 % больше, чем за аналогичный период прошлого года.

В 2014 году реализовано 3 крупных инвестиционных проекта общей стоимостью 11,6 млрд. рублей. Создано около 500 рабочих мест.

Расширены возможности для инвестиционной активности бизнеса:

разработан и утвержден регламент сопровождения инвестиционных проектов в режиме «одного окна»;

разработана «Дорожная карта по внедрению лучших управленческих практик Национального рейтинга состояния инвестиционного климата в субъектах Российской Федерации в Ставропольском крае»;

заключено восемь инвестиционных соглашений, предусматривающих реализацию инвестиционных проектов общей стоимостью более 20 млрд. рублей и предполагающих создание свыше 1000 рабочих мест;

разработан проект Стандарта деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Ставропольского края по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в муниципальных образованиях Ставропольского края.

Основным показателем результатов инвестиционной деятельности является объем инвестиций в основной капитал на развитие экономики и социальной сферы. Проанализировав динамику данного показателя за 2013-2014 год в разрезе муниципальных образований Ставропольского края, определили, что показатели наглядно показывают дифференциацию экономического развития муниципальных образований Ставропольского края по уровню инвестиционной активности [5, с.3].

В современной экономической ситуации заниматься улучшением инвестиционного климата нужно более интенсивно и целенаправленно как органам исполнительной власти Ставропольского края, так и органам местного самоуправления.

Это подтверждает следующий факт - инвестиционный, инновационный, и туристско-рекреационный потенциалы Ставропольского края представлены на 23 международных и российских форумах, выставках, ярмарках и презентациях. В рамках мероприятий было заключено 11 соглашений, 2 меморандума и 1 протокол о намерениях.

Несмотря на положительные показатели развития, Ставропольскому краю еще предстоит не легкий путь, что бы выйти из «середняков» в «передовики» согласно АЯ- и МСП-рейтинга субъектов РФ по развитию межсекторного социального партнерства [12].

Следовательно, вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в первую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной и региональной политики.

Список литературы:

1. Бондаренко Г.В. Анализ состояния малого и среднего предпринимательства в Ставропольском крае // Вестник Северо-Кавказского гуманитарного института. - 2013. - № 2(6). - С. 9-14.

2. Инвестиционная карта России: инвестиционные проекты и бизнес-идеи [Электронный ресурс] // http://www. rusinvestmap.eom/region/338#

3. Интернет портал об инвестиционной деятельности в Ставропольском крае // http://portal.stavinvest.ru/

4. Бабина Е.Н., Бондаренко Г.В. Модернизация регионального инновационного кластера // Актуальные вопросы современной науки: материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. - Нефтекамск: ООО «Наука и образование», 2015. - С. 162-165.

5. Бабина Е.Н., Костюков К.И., Карасева С. Морально-этические аспекты бизнеса. // Nauka-Rastudent. - 2014. - № 11 (11). - С. 3.

6. Приказ министерства экономического развития Ставропольского края от 02.03.2012 № 58/од // http://7law.info/ stavropol/act7c/n577.htm

7. Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Ставропольскому краю // http:// stavstat.gks.ru/

8. http://www.hanadeeva.ru/biblioteka/knigi_economika/ Cergeev/Gocpoddershka/index.html

9. http://vseproip.com/biznes/malyi/programmy-podderzhki. html

10. http://ppt.ru/news/135246

11. http://staveconom.ru/razvivaem-biznes/

12. http://www.myshared.ru/slide/186771/

молодежная политика как научная категория

Шиголакова Татьяна Борисовна

Кафедра социологии РУДН, г. Москва

АННОТАЦИЯ

В статье рассматривается становление молодежной политики в качестве научной категории. Анализируется понимание молодежи как социальной проблемы в различных теориях. Представлены основные направления исследований молодежи.

ABSTRACT

The article presents a development of youth politics as a scientific category. The author analyzes a realization of youth as social problem in the different theories. The article presents the main directions of youth research.

Ключевые слова: молодежная культура, эволюционная модель, молодежная девиантность, концепции моральных па-ник, конфликтность, типологизация молодежных исследований.

Keywords: youth culture, evolution model, youth deviation, conceptions of moral panics, conflictation, types of youth research.

В основе реализации государственной молодежной политики лежит понимание молодежи как социальной проблемы, что находит отражение в трудах западных и отечественных исследователей.

Классическими западными теориями в подходах к молодежи считаются теории С. Холла, К. Мангейма, Т. Пар-сонса - представителей функционализма - одного из самых фундаментальных течений XX в. Суть которого состоит в том, что функционирование социальной структуры схоже с функционированием живого организма. Каждый социальный институт выполняет присущую ему функцию, и, чтобы понять направленность социальной эволюции, нужно отследить, как изменение функций влияет на трансформацию институтов. В научный обиход понятие «молодежь» привнес Т. Парсонс со своим понятием «молодежная культура».

Т. Парсонс полагал, что молодежная культура - то пространство, в котором молодые люди могли чувствовать себя независимыми, поскольку в школе, семье они лишены этого. Молодежный вопрос описывался им с позиции перехода от традиционного общества к современному. В доиндустри-альных обществах модели семейной социализации давали молодому человеку образец для дальнейшей жизни. С переходом на стадию индустриального развития семья начала частично терять присущие ей до этого функции социализации. Мир начинает предъявлять более высокие узкоспециализированные требования, происходит рост индивидуальной конкуренции. Положение молодежи оказывается на

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

границе двух «ценностных миров». Продление образования способствует отдалению молодых людей от семьи. По мнению Т. Парсонса, подростковый период характеризуется «структурированной безответственностью». Можно сказать, Парсонс заложил основы модели общественной молодежной политики, рассматривая в качестве ее субъекта молодежные субкультуры группы сверстников [9, с. 36].

Эволюционная модель молодежной политики рассматривает молодежь как социальный резерв общества, и эффективная социализация является главным вопросом в политике по отношению к подрастающему поколению. Такой подход ориентирован на занятие определенных социально-статусных позиций и предполагает более или менее безболезненный процесс «смены» поколений. Теоретик эволюционной социологии Г. Спенсер интересовался молодежью как функциональной группой. По его мнению, проблемы молодежи возникают, когда общество переходит к состоянию «относительной определенности» [6, с. 10]. Спенсер делает упор на социальное образование молодежи с целью приобщения ее к социальной жизни, и именно, образование должно быть «вмешательством» государства в дела молодежи. Поскольку образование позволяет передавать знания развития общества, благодаря чему, и держится развивающаяся социальная система: «общество существует для блага его членов, а не его члены для блага общества» [6, с. 11]. Молодежь в процесс социального образования подготавливается для выполнения новых функций в обществе, и в размышлениях

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.