Научная статья на тему 'Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса в аграрной сфере: эффективность и перспективы развития'

Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса в аграрной сфере: эффективность и перспективы развития Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
796
107
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАЛОЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО / АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС / ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ / СУБСИДИРОВАНИЕ / ЛЬГОТНОЕ КРЕДИТОВАНИЕ. KEYWORD: SMALL BUSINESS / AGRICULTURE / FORMS OF STATE SUPPORT / SUBSIDIES / CONCESSIONAL LENDING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Абакарова Арина Артуровна

В статье раскрывается роль и место малого предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса, а также значение государственной финансовой поддержки в его развитии. Проанализированы и исследованы приоритетные формы государственной финансовой поддержки аграрных малых предприятий, сформулированы возможности расширения этого вида поддержки в Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article reveals the role and place of small business in the sphere of agriculture. The priority forms of state financial support of agricultural small enterprises are analyzed and investigated, the possibilities of expanding this type of support in the Russian Federation are formulated.

Текст научной работы на тему «Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса в аграрной сфере: эффективность и перспективы развития»

Формы государственной финансовой поддержки малого бизнеса в аграрной сфере: эффективность и перспективы развития Forms of state financial support for small business in the agricultural sector: efficiency and development prospects

Абакарова А. А.1 A.Abakarova

В статье раскрывается роль и место малого предпринимательства в сфере агропромышленного комплекса, а также значение государственной финансовой поддержки в его развитии. Проанализированы и исследованы приоритетные формы государственной финансовой поддержки аграрных малых предприятий, сформулированы возможности расширения этого вида поддержки в Российской Федерации.

The article reveals the role and place of small business in the sphere of agriculture. The priority forms of state financial support of agricultural small enterprises are analyzed and investigated, the possibilities of expanding this type of support in the Russian Federation are formulated.

Ключевые слова: малое предпринимательство, агропромышленный комплекс, формы государственной поддержки, субсидирование, льготное кредитование.

Keyword: small business, agriculture, forms of state support, subsidies, concessional lending.

В любом государстве основным рычагом развития рынка является малое предпринимательство, поскольку именно оно во многом определяет темпы экономического роста, степень занятости населения, структуру и качество валового национального продукта. Малое предпринимательство является относительно самостоятельным сектором экономики, в котором сосуществуют и взаимодействуют различные по размерам и формам собственности предприятия, обеспечивающие динамику рынка, рост

Научный руководитель: к. э. н., доцент Финансового университета при Правительстве Российской Федерации Серегина Е.Ю.

производительности труда, повышение качества продукции и услуг, в том числе в инновационной сфере.

Вместе с тем, финансовая поддержка малых предприятий остается достаточно актуальной проблемой. По данным экспертов более чем 90% малых предприятий не имеют возможности начинать бизнес по причине недостатка финансовых ресурсов. Как правило, у малого бизнеса отсутствуют необходимые собственные средства, однако проблема усугубляется тем, что недоступны кредитные ресурсы. Малый бизнес ежегодно нуждается в 30 млрд. кредитов, но получает только 10-15% от этой суммы. [9] От общего объема всех выдаваемых кредитов только 6% выдается малому бизнесу.[16] Поэтому дальнейшее развитие малого предпринимательства невозможно без увеличения объема финансовой поддержки, так как привлеченные средства являются главным инструментом его функционирования.

Еще одним аспектом, подтверждающим актуальность настоящего исследования, является специфика малого предпринимательства в России по сравнению с развитыми странами Запада. В нашей стране оно начало формироваться только с начала девяностых годов прошлого столетия, причем в условиях преодоления архаичной структуры экономики, в которой доминировали крупные предприятия и импортеры продукции из-за рубежа, жесткого противостояния бюрократическим структурам и несовершенной нормативно-правовой базы. По этим причинам доля малых и средних предприятий в ВВП России на сегодняшний момент составляет 21%, тогда как в других странах - в среднем 58%. [17]

Согласно данным единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства, наконец, 2018 года в Российской Федерации зарегистрировано и действует более 250 тысяч малых предприятий, в которых работает около 6,5 млн. человек. Однако их количество по федеральным округам и отраслям экономики крайне неоднородно. Так, если в Центральном федеральном округе функционирует почти 88 тыс. малых

98

предприятий, в Поволжском федеральном округе - около 48 тыс., СевероЗападном федеральном округе - 31,5тыс., то в Северо-Кавказском федеральном округе - только 5,2 тыс. По видам экономической деятельности лидирующее положение занимают малые предприятия оптовой и розничной торговли - 33,4% от общего количества, затем следуют строительные предприятия и обрабатывающие производства - по 12,5%, предприятия, осуществляющие деятельность по операциям с недвижимым имуществом - 7,1% и, наконец, предприятия общественного питания и предприятия, специализирующиеся на сельскохозяйственной, транспортной и информационной деятельности - около 3,5% по каждой отрасли.[14]

Особое место в системе малого предпринимательства России занимает малое предпринимательство в сфере агропромышленного комплекса, поскольку его деятельность направлена на решение важнейших социально-экономических задач: во-первых, сохранение и преобразование сельскохозяйственных территорий за счет создания новых рабочих мест и повышения уровня жизни сельского населения, а во-вторых, обеспечение продовольственной безопасности государства в целом в результате импортозамещения и применения новых технологий производства и переработки сельхозпродукции.

Специфика функционирования аграрных малых предприятий заключается в том, что, как правило, они осуществляют простое воспроизводство без капитализации полученной прибыли и значительных финансовых вложений в совершенствование материально-технической базы, руководящий состав обладает достаточно низким уровнем подготовки ведения бизнеса в условиях ограниченного доступа к информационным и финансовым ресурсам. Поэтому им жизненно необходимы различного рода поддержки - имущественная, информационная и консультационная, а также многопрофильный агросервис, транспортно-логистические коммуникации и др., но прежде всего, требуется финансовая поддержка, поскольку именно она предопределяет возможности ведения бизнеса.

!!!!!! 99!

Проблема финансового обеспечения малых предприятий АПК усугубляется тем, что коммерческие банки все еще предоставляют кредит под высокие процентные ставки до 16% и под залог имущества, которое, как правило, у малого бизнеса отсутствует. Единственно-реальной формой поддержки в настоящее время являются различного рода субсидии и гарантии по обязательствам, но объем этой помощи недостаточен, а это, в конечном счете, не позволяет предприятиям осуществлять свою главную миссию - диверсифицировать свою хозяйственную деятельность и наращивать объемы товарного производство, в конечном счете, увеличивать роль ВВП государства.

Предметом исследования являются формы государственной финансовой поддержки в нашей стране. Объект - малое предпринимательство в агропромышленном комплексе.

Инфраструктура агропромышленной отрасли экономики России, обусловленная территориальными особенностями и наследием предшествующего уклада, включает крупные сельскохозяйственные предприятия, сельскохозяйственные производственные и потребительские кооперативы, малые формы хозяйствования - личные подсобные хозяйства (ЛПХ), крестьянские (фермерские) хозяйства (КФХ), индивидуальные предприниматели (ИП), сельскохозяйственные организации с численностью менее 100 человек, сельскохозяйственных потребительских кооперативов (далее - СПоК). Распределение труда между участниками агропромышленного бизнеса зависит от масштаба и степени механизации сельскохозяйственного производства. В секторах, ориентированных на производство зерновых культур и семян подсолнечника доля, преобладают крупные сельскохозяйственные предприятия, обеспечивающие около 70% объема производства, хотя доля КФХ тоже достаточно значительная - около 30% объема производства (рис. 1). В секторах, в которых преобладает ручной труд - выращивание, например, овощей и картофеля, ЛПХ, КФХ и ИП обеспечивают70-80%объемапроизводства. [5]

Рис. 1. Удельный вес крестьянских (фермерских) хозяйств в общем объеме производства основных видов сельскохозяйственной продукции (в процентах от общего объема производства в хозяйствах всех категорий) [12]

Дальнейшее развитие столь важной для страны отрасли экономики, как малое предпринимательство в сфере АПК, возможно только при эффективной финансовой поддержке государства, поскольку уровень инвестиций в малый бизнес остается низким и основным источником финансирования хозяйственной деятельности являются собственные средства малых предприятий, ограниченность которых у большинства из них препятствует технологической модернизации и снижает рентабельность производства.

Нормативно-правовым фундаментом государственной финансовой поддержки малого предпринимательства являются следующие законы и подзаконные правовые акты: Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. 28 ноября 2018 года), «Бюджетный кодекс Российской Федерации» от 31.07.1998 №145-ФЗ (ред. от21.07.2014), Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 №178 (ред. от26.05.2014) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской

Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

В соответствие с Федеральным законом 209-ФЗ оказание финансовой помощи малым предприятиям осуществляется за счет средств федерального, регионального и муниципального бюджетов. При этом анализ региональных программ поддержки малого предпринимательствам показывает, малым сельскохозяйственным предприятий оказывается финансовая помощь по двум направлениями - субсидии и гарантии по обязательствам, которые являются наиболее распространенными в нашей стране.

Ученые-экономисты и практики имеют различные мнения по поводу приоритетных форм государственной финансовой поддержки. Одни считают, что льготное кредитование и субсидирование «позволит динамично развиваться небольшим фермерским хозяйствам, причем речь идет о качестве, оказывающим положительное влияние на конкурентоспособность производимой продукции». [7]

Другие полагают, что «возмещение процентной ставки по кредитам» является самой востребованной формой поддержки.[8] В работах Ф. И. Шамхаловой, В. А. Рубе, Б. Н.И Читовкиной, А.О. Блиновой, А. В. Виленского, А. Ю. Чепуренко, В. С. Лазаревой, А. А. Колесниковой, и др. также была сделана попытка оптимизировать формы финансовой поддержки, но, в конечном счете, авторы пришли к выводу, что сделать это в условиях отсутствия единого системного подхода к совершенствованию развития и поддержки малого предпринимательства невозможно. [11]

На практике у предпринимателей наиболее востребованным видом государственной финансовой поддержки является субсидирование, оно предоставляется на конкурсной основе. Как правило, в выигрышном положении оказываются те малые предприятия, которые являются приоритетными для развития региона. Причем этот вид финансовой поддержки не может быть предусмотрен в федеральном бюджете, так как

субсидии малому бизнесу предоставляются из местных или региональных бюджетов.[1]

Основными формами субсидирования являются: льготное кредитование; единая региональная субсидия; компенсация прямых понесённых затрат на строительство и модернизацию объектов АПК; субсидия на оказание несвязанной поддержки в области растениеводства и ряд других, которые будут рассмотрены далее.[6]

Государственная финансовая поддержка крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных потребительских кооперативов, начиная с 2017 года, осуществляется путем выделения грантов для поддержки начинающих фермеров и грантов для модернизации материально технической базы семейных животноводческих ферм и СПоК.

В 2017 году начинающим фермерам было выделено 2582 гранта на общую сумму 3,7 млрд. руб., на модернизацию материально технической базы семейных животноводческих ферм - 724 гранта на общую сумму 3,7 млрд. рублей и на модернизацию материально технической базы СПоК -174 гранта на общую сумму 1,5 млрд. руб.

Таким образом, средний размер грантов, начинающих фермеров составил 1,8 миллиона рублей, семейных животноводческих ферм - 6,1 млн. руб. и СПоК - 10,8 млн. руб. Такой объём ассигнований из Федерального бюджета обеспечил прирост производства и реализации сельскохозяйственной продукции на 30% и способствовал созданию более 6000 новых рабочих мест.[18]

Этот вид финансовой поддержки направлялся в субъекты Российской Федерации, как «единая» субсидия, а субъект самостоятельно определял приоритетные направления субсидирования и объем финансирования гранта. Так, в 2017-2018годах основными направлениями субсидирования в Краснодарском крае являлись: содержание товарного маточного поголовья крупного рогатого скота мясных пород (45,1 млн. руб.), поддержание племенного животноводства (250,0 млн. руб.), приобретение племенных

103

телок и (или) нетелей молочных пород (90,0 млн. руб.), возмещение части затрат на закладку и уход за виноградниками(420,0 млн. руб.), возмещение части затрат на приобретение элитных семян(75,5 млн. руб.); возмещение части затрат на закладку и уход за многолетними плодовыми и ягодными насаждениями(502,0 млн. руб.), возмещение части затрат на услуги по подаче и отводу воды на посевы риса - (200,0 млн. руб.). В Костромской области денежные средства «единой» субсидии были распределены не только на такие традиционные для региона направления, как приобретение и содержание племенного и маточного поголовья сельскохозяйственных животных и молочного товаропроизводства, но и на развитие системы интенсивного биологического земледелия и производство семенного картофеля. В Астраханской области значительная часть «единой» субсидии направлена на развитие и воспроизводство региональной аквакультуры, а Иркутской и Магаданской областях средства «единой» субсидии были израсходованы и на развитие оленеводства.

Кроме того, регионы, как показывает практика, из своих бюджетов оказывают дополнительную финансовую поддержку малым предприятиям агропромышленной сферы в виде: субсидирования части затрат, связанных с приобретением оборудования, субсидирования части затрат связанных с уплатой платежей по лизинговым договорам, поддержки начинающих фермеров (гранты), субсидирования части затрат на участие в выставочно-ярмарочной деятельности.

И хотя наблюдается тенденция снижения объема государственной поддержки в форме «единой субсидии», что видно на примере Краснодарского края (Рис.2), такой подход позволяет диверсифицировать развитие агропромышленного комплекса региона, повысить оперативность движение финансовых средств для поддержки малых сельскохозяйственных предприятий, также дает возможность производить перераспределения денежных ресурсов из менее в более востребованные направления в течение года без согласования с Минсельхозом.

3000 2500 2000 1500 1000 500 0

874

500

1661 1582,3

Краевой бюджет

Федереальный бюджет

2017

2018

Рис. 2. Единая субсидия, предоставляемая Краснодарскому краю в 2017-2018 г. (млн. руб.) [13]

Еще одной формой субсидирования малого предпринимательства в сфере АПК с 2017 года является льготное кредитование (постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 (ред. от 16.10.2018) под 5% годовых на краткосрочные и инвестиционные кредиты. В соответствии с этим постановлением банки получают компенсацию из Федерального бюджета в виде субсидий на возмещение недополученных ими доходов по кредитам аграриев. При этом доля субсидий, направляемых на возмещения недополученных доходов по льготным кредитам малым сельскохозяйственным предприятиям, в каждом уполномоченном банке не может быть меньше 20% от общего объема субсидий. На сегодня Министерством сельского хозяйства совестно с Министерством финансов утвержден список уполномоченных банков, которые осуществляют льготное кредитование предприятий АПК. По данным Минсельхоза для реализации механизма льготного кредитования предприятиям агропромышленного комплекса в 2017 было выделено 663,7 млрд. руб., а в 2018 - 1 трлн. 123,8 млрд. рублей. За два года было заключено 23,7 тыс. льготных кредитных договоров, в том числе краткосрочных 17,9 тыс., а инвестиционных - 5,8 тыс. Наибольшее количество этих договоров 11,4 тыс. руб. выделено малым сельскохозяйственным предприятиям. [15]

При этом объем государственных субсидий в 2017 году составил 25,4

млрд. руб., а в 2018 около 45 млрд. руб. Наиболее крупными из них

являются: «Россельхозбанк» и ПАО «Сбербанк».

Реализация еще одной формы государственной финансовой

поддержки малого предпринимательства в сфере АПК в виде гарантий по

обязательствам предприятий при получении различного рода кредитов,

включая ипотечный, осуществляется при участии гарантийных фондов

поддержки или центров (агентств) развития предпринимательства, созданных

во всех субъектах России. Эти структуры выдают поручительство в размере

от 50-90% выдаваемого кредита под 1,5-2% комиссионных от годовой суммы

поручительства.[10]

Проведенное исследование позволяет сделать следующие выводы.

Существующая система государственной финансовой поддержки аграрных

малых форм предпринимательства, во-первых, позволяет малым предприятиям

осуществлять материально-техническое перевооружение и модернизацию

технологического обеспечения и за счет этого наращивать денежное

наполнение производства и увеличивать объем выпускаемой продукции, а во-

вторых, способствует замедлению депопуляции сельских территорий.

Приоритетной формой государственной финансовой поддержки

малого бизнеса в агропромышленном комплексе является выделение

различного рода субсидий. Однако, уменьшение объема субсидирования

наряду с влиянием таких факторов, как рост стоимости ГСМ, нестабильность

курса рубля, неразвитость инфраструктуры аграрного рынка, санкции,

привело к сокращению количества предприятий малого бизнеса с 266 тысяч в

2017 году до 250 тысяч в 2018 году.

Практика показала, что такая форма государственной финансовой

поддержки, как субсидия, является эффективной. Однако сохраняет свою

актуальность вопрос увеличения ее денежного наполнения. Вместе с тем,

наряду с этой формой государственной финансовой поддержки необходимо

развивать и другие их виды. Государственная финансовая поддержка должна

106

носить комплексный характер, позволяющий аграриям диверсифицировать свою деятельность. Так, целесообразно уделять больше внимания развитию ярмарочно-выставочной деятельности с целью рекламирования сельскохозяйственной продукции малого бизнеса, расширять сеть инвестиционных фондов, консультационных и образовательных центров, снижать требования к предоставлению кредитов, наращивать такую форму, как гарантия по обязательствам. Реализация данных предложений станет импульсом в дальнейшем развитие системы государственной финансовой поддержки малого предпринимательства в аграрной сфере. Литература

1. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 27.12.2018)

2. Федеральный закон от 24.07.2007 №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (ред. 28 ноября 2018 года)

3. Постановление Правительства РФ от 27.02.2009 №178 (ред. от26.05.2014) «О распределении и предоставлении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на государственную поддержку малого и среднего предпринимательства, включая крестьянские (фермерские) хозяйства».

4. Постановление Правительства РФ от 29.12.2016 N 1528 (ред. от 16.10.2018)

5. Бухтиярова Т.И., Новикова Н.Ю. Тенденция развития малого бизнеса АПК Уральского федерального округа// Российское предпринимательство. -2015 - № 14 -С. 65.

6. Иванова К. В. Субсидирование как основной инструмент государственной поддержки предприятий агропромышленного комплекса// Молодой ученый.- 2018 - №18- С. 323-324.

7. Климова Н.В., Шаповалова Г.И. Государственная поддержка в

достижении целевых показателей развития сельского хозяйства//

107

Политематический сетевой электронный науч. журн. Кубанского гос. аграр. ун-та. - 2017- № 130- С. 760-773.

8. Оськина Е. В. Роль государственной поддержки банковского кредитования АПК в России// Молодой ученый. - 2016- №20- С. 399-402.

9. Петровская А. В., Ермакова Ю.С. Финансовые аспекты развития малого бизнеса в России// Сфера услуга: инновации и качество.- 2013- №13- С.10.

10. Руденко Л.Г. Приоритетные формы финансовой поддержки малого предпринимательства на современном этапе развития экономики России// Вестник Московского университет имени С.Ю. Витте / Сер. 1: Экономика и управление.- 2014- №3(9)- С. 17-23.

11. Фролова О.А., Экономическая эффективность государственной финансовой поддержки сельскохозяйственных организаций // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2011- №9- С.52-22.

12. Россия в цифрах. Официальное издание. 2018: Крат.стат сб./ Росстат- М. - 2018 - С. 522.

13. Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств, кооперативов и других малых производителей сельхозпродакции (АККОР) Краснодарского края. http://www.akkor-kuban.ru/news/gospodderzhka-subektov-agropromyshlennogo-kompleksa-v-2018-godu(дата обращения: 24.01.2019)

14. Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства. https://ofd.nalog.ru/(дата обращения: 24.01.2019)

15. Министерство сельского хозяйства Российской Федерации. http://mcx.ru/(дата обращения: 24.01.2019)

16. Министерство экономического развития Российской Федерации. URL:http://economy.gov.ru/minec/main/(дата обращения: 24.01.2019)

17. Некоммерческое партнерство профессионалов и участников внешнеэкономической деятельности. http://proved-np.рщ(дата обращения: 24.01.2019)

18. Работа правительства: факты и цифры. http://government.ru(дата обращения: 24.01.2019)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.