ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
РОССИИ
Т. Г. ОСАДЧАЯ
В настоящее время в российской экономике активно развиваются процессы ее модернизации и формирования инновационной модели. В данной статье рассматриваются приоритетные направления государственной инновационной политики России, ее достоинства и недостатки.
Ключевые слова: государственная инновационная политика, государственное регулирование инновационной сферы, модернизация экономики, приоритетные направления развития экономики.
Государственная инновационная политика представляет собой определение органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ целей инновационной стратегии и механизмов поддержки приоритетных инновационных программ и проектов; является важной составной частью государственной социально-экономической политики страны. Создание эффективных механизмов стимулирования технологической модернизации российской промышленности и сферы услуг является ключевой целью государственной инновационной политики России. Инновационная политика является мощным рычагом, с помощью которого предстоит осуществить структурную перестройку экономики и насытить рынок разнообразной конкурентоспособной продукцией.
В связи с этим развитие современной науки в условиях научно-технической революции стало фактором глобального значения. Если раньше техника обладала безусловным приоритетом перед наукой, то ныне наука становится ведущей силой, дает мощный стимул прогрессу техники и производства в целом. В результате этого происходят качественные изменения в технической базе производства, осуществляется внедрение новых технологий. В развитых странах идет снижение металлоемкого и энергоемкого производства, внедряются прогрессивные методы обработки первичных материалов, ресурсосберегающие технологии.
Доля научно-технического прогресса в насыщении экономического роста в развитых странах составляет более 90 % [3; 5]; фактически экономический рост происходит за счет освоение но-
вых технологий, а в конкурентной борьбе выигрывают те, кто в состоянии эти технологии создавать и использовать.
В настоящее время большинство экспертов дают негативную оценку текущего инновационного потенциала России, в особенности на фоне развитых стран. Ведущие же позиции занимают страны, рост ВВП в которых на 50-90 % определяет развитый научно-технический комплекс страны [3]. В качестве одной из основных причин сложившейся ситуации называют экономические реформы 1990-х гг., оказавшие влияние на резкое снижение спроса на продукты инновационной деятельности. Таким образом, одна из первоочередных задач России заключается в ускорении прохождения инновационной разработки от научной лаборатории непосредственно до рынка. В реализации ее государство обязано создавать необходимые условия и стимулы, обеспечивая тем самым конкурентоспособность производимой продукции как на внутреннем, так и на внешних рынках.
Для достижения этих целей необходимо использовать сложившийся опыт реализации инновационных программ в высокоразвитых странах. Там для ускорения инновационного процесса сформированы и успешно функционируют национальные инновационные системы (НИС), суть которых заключается в создании государственно-частного инновационного партнерства. Где государство с помощью НИОКР и образования оказывает поддержку и содействие частным компаниям в использовании результатов научных исследований, создает необходимую инновационную структуру, систему подготовки квалифицированных кадров и нормативно-правовую базу для стимулирования иннова-
ционного процесса. Со своей стороны, бизнес берет на себя все риски по внедрению новых технологий, получая за это свою прибыль. Государство же свои фискальные интересы видит в получении дивидендов от налогов, решении социально-экономических проблем, но основной дивиденд - выход на международные рынки со сбытом передовой наукоемкой продукции.
На сегодняшний день сложилась ситуация, когда большая часть выпускаемой в Российской Федерации высокотехнологичной продукции является скорее усовершенствованной или просто современной, но никак не радикально новой. С более широкой точки зрения это является губительным для внутреннего производства высокотехнологичной продукции. В частности, Президент РФ Д. А. Медведев на прошедшем 26 декабря 2009 г. заседании комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики заявил, что экономике Российской Федерации нужны прорывные технологии, новые решения.
В то же время нельзя отрицать и тот факт, что Россия остается страной, владеющей огромной научно-технической базой. В ХХ в. около 2/3 мировых инноваций, внедренных в экономику развитых стран, было реализовано при использовании достижений и идей Российской фундаментальной науки. Нельзя забывать и про колоссальные наработки ВПК еще в советские времена, которые необходимо учитывать при реализации инновационно ориентированного пути развития российской экономики.
Государственное регулирование инновационной сферы осуществляется на основе разработки прогнозов, стратегий, целей, задач, механизмов и инструментов, которые находят свое выражение в издаваемых министерствами и ведомствами нормативных документах.
Основы государственной инновационной политики России были заложены еще 1990-е гг. и сформулированы в федеральном законе «О науке и государственной научно-технической политике»; основные термины и положения инновационной политики впервые были изложены в «Концепции инновационной политики РФ на 1998-2000 гг.».
К числу приоритетных направлений развития науки, техники технологий РФ сегодня относятся:
- информационно-телекоммуникационные системы и электроника;
- индустрия наносистем и материалов;
- живые системы;
- экология и рациональное природопользование;
- энергетика и энергосбережение;
- безопасность и противодействие терроризму;
- перспективные вооружения, военная и специальная техника [1].
В свою очередь, реализация этих направлений отражается в периодически разрабатываемых стратегиях развития страны. Так, в ноябре 2008 г. была принята Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 г., в который были определены основные этапы научно-технического развития в Российской Федерации.
Формирование наукоемкой инновационной системы в России было предусмотрено «Стратегией» до 2010 г., которая вобрала в себя уже накопленный иностранный опыт в этой сфере; в ней предусмотрено обеспечение объединения усилий органов государственного управления всех уровней, организаций научно-технической сферы и предпринимательского сектора экономики в интересах ускоренного использования достижения науки в целях осуществления стратегических национальных интересов страны.
Сегодня основными задачами национальной инновационной системы являются:
- освоение в производстве и создание рыночных предпосылок осуществления высокотехнологичной конкурентной продукции;
- создание условий для динамичного и эффективного обновления изношенных основных фондов в сфере создания конкурентоспособной наукоемкой продукции;
- создание условий для тесного взаимодействия между наукой, образованием и производством в целях продвижения новых российских технологий как на внутренний, так и на внешний рынок;
- проведение действенной экономической политики в отношении участников инновационного процесса, стимулирование внебюджетного финансирования, создание институциональных и правовых условий для развития венчурного инвестирования в наукоемкие проекты;
- создание и развитие объектов инновационной инфраструктуры, сети организаций по оказанию консалтинговых услуг в области инновационной деятельности, содействие созданию и развитию в научно-технической сфере малых инновационных предприятий, специальных бирж интеллектуальной собственности и научно-технических услуг.
Согласно прогнозам Правительства РФ, программа перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» экономического развития будет проводиться в два этапа.
Первый этап - консолидация конкурентных преимуществ (2009-2012 гг.):
1) реализация конкурентных преимуществ в «традиционных» секторах;
2) адаптация к кризисным процессам в мировой экономики;
3) создание условий и технологических заделов, обеспечивающих перевод экономики в режим инновационного развития;
4) опережающие инвестиции в человеческий капитал и инфраструктуру.
Второй этап - инновационный прорыв (20132020 гг.).
Ознаменовывается рывком в повышении конкурентоспособности на основе:
1) перехода на новую технологическую базу;
2) улучшения качества человеческого потенциала и социальной среды;
3) формирования структуры диверсификации экономики и завершения модернизации инфраструктурных секторов;
4) формирования общества доверия и социального благополучия, смягчения социальной и региональной дифференциации.
Основные противоречия на начальном этапе реализации «Стратегии» связаны, прежде всего, с неконструктивностью и неспособностью власти организовать осуществление объявленных научных и инновационных приоритетов. Современная формирующаяся НИС принципиально отличается от передовых мировых аналогов высокой долей государственного сектора, отсутствием крупных наукоемких корпораций.
Ключевым вопросом в реализации любой инвестиционной деятельности является привлечение ресурсов (финансовых, технологических, человеческих). При реализации инновационных проектов решение этой задачи становится еще более сложной, учитывая, что любые инновации (как правило) являются трудозатратными, обладают высокими рисками и сложностью оценки экономических результатов, полученных в ходе их воплощения в жизнь.
Общеизвестны проблемы с финансированием российской науки в целом. Но ситуация осложняется еще и тем, что в бюджете России отсутствует строка «Финансирование инновационной деятельности». Да и определение самого термина «инновационная деятельность» страдает неточностью. Это создает существенные трудности. В настоящее время не ясно, до какой стадии фундаментальные исследования, особенно если они прямо связаны с практическим использованием, можно финансировать из средств Российского фонда фундаментальных исследований (РФФИ).
Из-за высоких рисков инновационной деятельности научным коллективам и инновационным компаниям обычные коммерческие кредиты, как правило, недоступны. Зачастую единственным видом их активов является интеллектуальная собственность в форме патентов и ноу-хау. Поэтому для финансирования приходится искать другие источники, среди которых можно выделить различные некоммерческие фонды и гранты, коммерческие венчурные фонды, средства частных инвесторов, в том числе иностранных, и промышленных компаний. Немалый вклад вносят различные государственные фонды, создаваемые под определенные целевые программы.
Отсутствие финансирования в полном объеме увеличивает время реализации конкурентоспособных проектов, снижая качество инноваций. Решение данной проблемы для госпредприятий полностью зависит от запланированного бюджета Российской Федерации. Финансирование инновационных проектов частных предприятий в основном зависит от возможности получить заемные средства, что в условиях кризиса и с учетом особенностей отечественного рынка кредитных продуктов заставляет предпринимателей обращаться к иностранным кредитным организациям. Мировая практика показывает, что инновационный процесс и внутреннее производство инновационных технологий оказываются более эффективными при максимальном вовлечении бизнеса. А для этого одной из приоритетных задач государства становится обеспечение равных возможностей для вхождения на рынок инновационных технологий как крупным предприятиям, так и небольшим частным компаниям. В России был введен ряд налоговых нововведений, которые в теории должны были способствовать развитию инновационных исследований и разработок в частном секторе. Но в связи с отсутствием комплексности и согласованности российской налоговой системы предпринятые меры в настоящий момент малоэффективны. Ситуация осложняется тем, что были отменены налоговые льготы по уплате имущественного и земельного налогов для государственных научных организаций, а это, напротив, способствует ослаблению материально-технической базы данных организаций.
Отсутствие согласованности относится и к законодательной базе РФ: так, был принят закон № 217-ФЗ [4], который разрешает создание хозяйственных обществ на базе бюджетных учреждений науки и образования с целью получения дохода от создаваемых идей, что способствует активному развитию инновационных технологий
(как показывает практика иностранных государств). В соответствии с законом № 217-ФЗ бюджетные научные и образовательные учреждения получают возможность самостоятельно распоряжаться дивидендами и доходами от участия в хозяйственных обществах и направлять их на указанные в законе цели. Но это противоречит действующему законодательству, например, ГК РФ, содержит прямой запрет бюджетному учреждению на распоряжение имуществом, закрепленным за этим учреждением собственником или приобретенным за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества. Кроме того, эффективной реализации закона препятствует отсутствие экономических преференций и налоговых льгот (как уже было отмечено ранее) у создаваемых бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ.
Наиболее привлекательными для частных инвесторов оказываются инвестиции в «малозатратные» технологии (например, информационные технологии). Из них наиболее перспективными считаются прикладные программные средства, интеллектуальные системы поддержки работы сложных комплексов и комплексной автоматизации предприятий, системы для единой телекоммуникационной сети, включающей Интернет, телевидение, радио, мультимедийные системы. Широкое применение и развитие информационно-коммуникационных технологий (Далее - ИКТ) открывает большие возможности для развития национальной экономики, увеличения занятости населения как в самом секторе ИКТ, так и в областях, в которых они применяются.
Кроме того, стоит отметить, что в России отсутствуют эффективные механизмы оценки и проработки коммерческой составляющей инноваций. В условиях рыночной экономики, кроме наличия возможности создать качественно новый продукт, необходимо уметь дать ему «коммерческую» оценку, так как именно она помогает участникам инновационного процесса ответить на главный вопрос: будет ли та или иная инновация прибыльной и на что она будет направлена: в массовое производство или на реализацию некоммерческих задач. Для многих предпринимателей и частных компаний вопрос об использовании (внедрении) инноваций встал только после резкого падения спроса на производимую ими продукцию и обострения конкуренции на рынке.
Налаживание эффективного диалога и взаимодействия (партнерства) частного сектора в лице
бизнеса и власти для целей совместной успешной реализации государственной экономической, инновационно ориентированной стратегии развития требует определенных «правил поведения» и со стороны так называемого предпринимательского сообщества, в том числе формализованных (например, налоговые обязательства, обязательства в сфере социальной защиты работников, экологии и пр.) и неформализованных (например, принятие на себя дополнительных форм социальной ответственности). Безусловно, это возможно только вкупе с подготовкой нормативной (законодательной) и методологической (в том числе прогнозной) базы, и в этом смысле необходимо отметить наличие определенных положительных сдвигов в данном направлении. Так, согласно прогнозам, завершение перевода российской экономики на новые, инновационные «рельсы» к концу 2020 г. (в рамках завершения второго этапа) будет характеризоваться следующими пунктами:
- доля предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40-50 %;
- удельный вес инновационной продукции в общем объеме промышленной продукции должен составлять до 25-35 %;
- объем затрат на исследования и разработки должно составлять до 2,5-3 % ВВП.
В ходе реализации данной программы планируется:
- стимулирование инвестиций в технологии, в НИОКР, их коммерциализация, капитализация интеллектуальной собственности, передача малому и среднему инновационному бизнесу части госзаказа на НИОКР, инновационная направленность государственных закупок, реализация системы технологических и научно-исследовательских инициатив (проектов), обеспечивающих прорывные позиции России в научно-технологической конкуренции на мировых рынках;
- введение института независимой оценки деятельности государственных научных организаций, увеличение доли конкурсного финансирования, создание 5-7 национальных исследовательских центров («национальных лабораторий»), 20-30 исследовательских университетов;
- радикальное повышение эффективности инновационной инфраструктуры (ОЭЗ, центров трансферта технологий, бизнес-инкубаторов и технопарков и т. д.), развитие финансовой инновационной инфраструктуры [2];
- поддержка вхождения российских предприятий как в секторах высоких технологий, так и в иных секторах в бизнес-альянсы, участие Рос-
сии в глобальных технологических проектах, международных программах и исследовательских сетях.
В целом для качественного изменения существующего положения дел в сфере инвестиционно-инновационного потенциала России в рамках обозначенной правительством новой экономической, инновационно ориентированной стратегии развития в лучшую сторону, необходимо постоянное взаимодействие всех участников экономических процессов. В частности, со стороны государства в лице органов власти (в том числе его политических и экономических регуляторов) необходимо осуществлять следующее:
- создавать условия для свободы предпринимательства и конкуренции, для развития механизмов саморегулирования предпринимательского сообщества;
- снижать административные барьеры в экономике, проводить меры, способствующие снижению коррупции;
- формировать условия для массового создания новых частных компаний во всех отраслях экономики, для совместной с бизнесом работы по повышению общественного статуса и значимости предпринимательства и собственности;
- оптимизировать государственное регулирование экономических процессов, устраняя избыточное влияние и осуществляя косвенное вмешательство в те процессы, где это необходимо;
- поэтапно сокращать государственное участие в управлении собственностью в конкурентных отраслях экономики путем применения прозрачных и эффективных приватизационных процедур, основанных на принципах рыночной оценки, равного доступа к имуществу и открытости деятельности органов государственной власти;
- участвовать главным образом в отраслях, связанных с обеспечением обороноспособности и национальной безопасности, с развитием инфраструктуры при безусловном обеспечении равных условий конкуренции в тех секторах, где, наряду с государственными, функционируют частные компании, включая использование механизма частного предпринимательства для оказания социальных услуг населению на основе соответствующего государственного и/или муниципального заказа;
- поддерживать инициативы бизнеса в развитии социальной сферы, в сохранении и умножении человеческого капитала в России;
- расширять участие предпринимательского сообщества (в лице его общественных представи-
телей) в подготовке решений органов государственной власти, связанных с регулированием экономических процессов;
- поэтапно осуществлять внедрение и реализацию механизма частно-государственного партнерства в наиболее важных отраслях экономики; обеспечивать привлекательность условий для участников частно-государственного партнерства;
- обеспечить повышение и поддержание высокого статуса ключевых институтов развития, осуществляя с их непосредственным участием ключевые этапы реализации государственной экономической, в том числе инновационно ориентированной стратегии развития.
Роль частного сектора в успешной реализации государственной экономической, инновационно ориентированной стратегии развития, на наш взгляд, заключается в обеспечении содействия реализации отдельных программ, участии в «общественных» обсуждениях находящихся в разработке и утвержденных нормативных (законодательных) документов (включая направление общественными представителями бизнеса своих рекомендаций, предложений и поправок), а также поддержании диалога с властью путем организации и принятия участия в конференциях, форумах и выставках, посвященных различным проблемам экономического развития. Необходимо отметить, что сохранение руководством страны инновационных планов развития России в относительно тяжелых экономических условиях, разработка и принятие актуальных нормативных (законодательных) документов и методологических концепций - это один из ключевых шагов в создании благоприятных политических и экономических условий для всех участников экономических процессов. Надеемся, что это станет серьезным стимулом для постепенного реального повышения инвестиционной привлекательности России (на внутреннем и внешнем рынках) и соответственно для реального продвижения и поддержки российской науки и промышленности как на общероссийском, так и на международном уровне.
Литература
1. Алекперов В. Ю. Выступление на заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России // Стенографический отчет о заседании Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики России. 11 февраля 2010 г. Томск. URL: httр://www.kremlin.ru
2. Михеев О. Л., Осипов В. И. Финансовые и правовые проблемы частно-государственного партнерства. М., 2009.
3. Новосельцев В. С. Национальные интересы России / социально-экономический аспект. М., 2007.
4. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам создания бюджетными научными и образовательными учреждениями хозяйственных обществ в целях практического применения (внедрения) результатов интеллектуальной деятельности: федер. закон Рос. Федерации от 2 августа 2009 г. № 217-ФЗ.
5. Степичева О. А., Юрьев В. М., Осадчая Т. Г. Диалектика инвестиционных и инновационных процессов в Российской экономике. Тамбов, 2009.
* * *
FEATURES OF THE STATE INNOVATIVE POLICY OF RUSSIA
T. G. Osadchaya
Now in the Russian economy processes of its modernization and formation of innovative model actively develop. In this article the priority directions of the state innovative policy of Russia, its merits and demerits are considered.
Key words: state innovative policy, state regulation of the innovative sphere, economy modernization, priority directions of development of economy.