Распределение прибыли в агрохолдинге
Таблица 2
Продукция Нормативные затраты Прибыль, руб./кг Дополнительная прибыль, руб./кг
руб./кг % в общих затратах по нормативу Распределен- ная
Молокопродукция
Сельхозпроизводитель 43 77,3 4,3 10, 19 5,89
Переработчик 9,46 17,0 5,68 2,24 -3,44
Продавец 3,16 5,7 3,2 0,75 -2,45
ИТОГО 55,62 100,0 13,18 13,18
Картофель
Сельхозпроизводитель 15 90,9 1,5 6,82 5,32
Продавец 1,5 9,1 6 0,68 -5,32
ИТОГО 16,5 100,0 7,50 7,50
Мясопродукция
Сельхозпроизводитель 190 84,8 19 57,68 38,68
Переработчик 20,9 9,3 23 6,34 -16,66
Продавец 13,1 5,8 26 3,98 -22,02
ИТОГО 224 100,0 68,00 68,00
Таким образом, доказана необходимость создания агрохолдинга на территории Магаданской области и возможность его эффективной деятельности. Это является актуальным именно на этапе принятия решения о перспективности реализации такого проекта в регионе. Особенности экономических взаимоотношений между участниками интегрированного формирования позволят расширять ассортимент
выпускаемой продукции и усилить ее конкурентные преимущества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Карамнова Н.В. Совершенствовать интеграционные процессы в свеклосахарном производстве // Экономика сельского хозяйства России. -2011. - №3.
2. Родионова О.А., Юрков Е.П., Кормаков Л.Д и др. Агрохолдинги: организационное построение и механизм функционирования (Методическое пособие). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003 -276с.
УДК
Реймер В.В., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ
ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ
В статье рассматриваются проблемы связанные с развитием инновационного потенциала в российской экономике. Определены основные направления государственной инновационной политики, обеспечивающие формирование базиса инновационноориентированной экономики.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА.
Сегодня инновации являются одним из наиболее значимых факторов, определяю-
66
щих успешное развитие любого государства. От инновационной и инвестиционной
активности во многом зависят качественные показатели экономического роста. Главным условием успешного инновационно-ориентированного развития экономики любого государства является наличие эффективной системы управления инновационным процессом. В России данная система складывается из четырех уровней: федеральный; отраслевой; региональный; институциональный.
Субъектами инновационной политики выступают предприятия и организации, относящиеся к государственному сектору экономики, федеральные, региональные и местные органы власти, учреждения науки, самостоятельные хозяйствующие субъекты (в т. ч. малые инновационные предприятия, инвестиционные фонды и т.д.), общественные организации.
Содержательный аспект управления инновационным процессом включает в себя:
- организационную структуру - органы управления и распределение власти, а также ответственность между ними;
- систему сбора и обработки данных, их анализ;
- механизм реализации решений и контроль за их выполнением;
- систему кадрового менеджмента.
В настоящее время рынок инноваций в России по уровню активности и развития значительно отстает от мирового. Исходя из этого, а также учитывая уровень экономико-технологического развития страны, можно сделать вывод о неэффективности инновационной политики как инструмента развития научно-технического потенциала и формирования современных технологических укладов в отраслях экономики. Наличие мощного инновационного потенциала в виде ресурсно-технической и научной баз нивелируется отсутствием эффективной системы практической реализации имеющихся научных достижений. Кроме того, слабый рост инновационной активности предприятий в настоящее время во многом обусловлен проблемой ограниченности и нехваткой финансовых ре-
сурсов - как собственных и заёмных, так и бюджетных.
Одним из приоритетных направлений повышения инновационной активности является развитие инновационной инфраструктуры: организация бизнес-
инкубаторов, инновационных центров, технопарков, наукоградов и других структур, обеспечивающих развитие национального рынка инноваций. Но следует отметить, что наличие инновационной инфраструктуры не является достаточным условием, обеспечивающим инновационноориентированное развитие экономики.
Успешность инновационно-
ориентированного развития экономики и формирования ее инновационного потенциала как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах, в первую очередь зависит от оптимизации инновационной политикой государства. Одной из главных задач которой является обеспечение положительной динамики качественных показателей экономического роста за счет освоения производства новых видов продукции, а также расширения рынков сбыта отечественной высокотехнологичной продукции и наукоемких технологий.
Государственная политика в сфере развития науки и высоких технологий согласно «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 г.», должна обеспечить переход страны к инновационно-ориентированному развитию, на основе выбранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития рынков наукоемких технологий и имеющихся в России заделов в научно-технологической сфере, так и исходя из современных тенденций глобализации национальных рынков.
Развитие фундаментальных исследований в науке и модернизация системы образования должны быть приоритетным направлением социально-экономической политики Правительства страны, поскольку они формируют базис национальной инновационной системы. Одним из основных принципов инновационной политики является гармонизация интересов частного и государственного секторов экономики не
67
зависимо от формы собственности предприятий и их отраслевой принадлежности.
С учетом современного состояния производственно-технологической и научно-технической сфер экономики России инновационная политика государства должна включать в себя следующие направления:
- организационно-экономическое развитие и модернизацию имеющихся структурных элементов и звеньев национальной инновационной системы;
- создание недостающих звеньев в национальной инновационной системе;
- совершенствование, укрепление и
гармонизацию организационно-
экономических связей между звеньями и структурными элементами национальной инновационной системы;
- создание необходимых условий для поступательного развития национальной инновационной системы и реализации её конкурентных преимуществ в глобальной экономике.
Реализация государственной политики в сфере развития науки и высоких технологий должна быть нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на интенсивную разработку и производство наукоемких товаров и услуг, конкурентоспособных на мировых рынках.
В целях эффективной реализации инновационной политики государство должно разработать комплекс мер, включающий в себя следующие направления:
- совершенствование инновационной инфраструктуры;
- создание инновационной среды во всех секторах экономики;
- поддержка перспективных направлений научно-технологической сферы.
Одним из перспективных направлений развития национального рынка инноваций является венчурный бизнес. В настоящее время венчурный рынок в России переживает подъем, как и мировой. В 2013 г. количество инвестиционных проектов в сфере инноваций увеличилось на 174% по
сравнению с 2012 г. В прошлом году с участием частных инвесторов было профинансировано более 90 проектов, из них 4 -на сумму 10 млн. долл. США и более. Общая сумма инвестиций в проекты ранней стадии с участием российских бизнес-ангелов по итогам 2013 г. составила более 116 млн. долл. США.
Частные инвесторы, финансирующие инновационные проекты, с интересом смотрят на венчурный рынок в России, прогнозируя его рост в краткосрочной перспективе. По мнению экспертов, в ближайшие 5-7 лет наибольшим спросом на рынке инноваций будет пользоваться ИТ-продукция, в частности, в медицине, биоинформатике, образовании.
В мировой практике, 70% финансирования инноваций приходится на частных инвесторов и только 30% на государство. Фундаментальная наука, являющаяся теоретической базой инновационного развития, финансируется за счет государственных источников. В России же стратегия инновационного развития предполагает, что финансирование фундаментальной науки идет за счет частных инвестиций, а внедрение прикладных инноваций - за счет средств государства. Такой подход не позволяет обеспечить прибыль для частных инвесторов, что обуславливает их низкую инновационную активность.
Сегодня государству необходимо пересмотреть вектор финансирования инновационной деятельности и переориентироваться на те её сферы, где приложение частного капитала представляется по объективным причинам маловероятным.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / А.М. Мухамедьяров. - Изд. 2-е, перераб. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 176 с.
2. МЭР: России грозит «фрагментарное присутствие» на мировом рынке инноваций [Эл. ресурс]. - URL: http://www.rosbalt.ru/main/2012/03/27/96202
0.html
3. Свирина, А.А. Проблемы развития инновационной экономики в Российской
68
Федерации [Текст / А.А. Свирина] // Креативная экономика. - 2007. - № 10 (10). - с. 41-45.
4. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - Изд. 6-е, испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.
5. Центр гуманитарных технологий.
Экспертно-аналитический портал
[Эл. ресурс]. -
URL: http:// gtmarket.ru/news/ state/2011/09/07 /3330.
6. Число венчурных проектов в России в 2013 году почти утроилось [Эл. ресурс]. -
URL:http://http://www.rosbalt.ru/business/201 3/12/26/1215943.html
УДК 338.2 Реймер В.В.
ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ
В статье рассматривается опыт проведения государственной инновационной политики в западных странах: Франции, Великобритании, Германии, США. Выявлены положительные и отрицательные моменты в инновационной политике этих стран. Определены приоритеты в инновационной политике России.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИННОВАЦИОННОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Мировое хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Особенно наглядно это прослеживается на примере экономически развитых стран. Развитые западные страны уже давно создали у себя конкурентную инновационную среду, в которой результаты научных исследований и инновации становятся востребованными промышленностью и обществом. Ключевую роль здесь сыграла целенаправленная научно-технологическая и инновационная политика ОЭСР в 80-90-х годах ХХ в. с ее руководствами (кодексами) «Фраскати» и «Осло». Но новые вызовы глобализации заставили европейские развитые страны проводить согласованную инновационную политику с целью достичь еще большего синергетического эффекта и построить конкурентоспособную экономику в мире, основанную на знаниях. Началом отсчета этой согласованной общеевропейской инновационной политики следует считать 2000 г., когда на мартовской Лиссабон-
ской встрече Совета Европы главы государств и правительств объявили амбициозную цель построения самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мировом пространстве, основанной на знаниях к концу первого десятилетия XXI в. В этом же году было принято сентябрьское Коммюнике Европейской Комиссии «Инновации в знание движимой экономики» (Innovation in a knowledge-driven economy). Через два года, в Барселоне, Совет Европы конкретизировал Лиссабонскую цель, предложив увеличить средние расходы на исследования и разработки (ИР) в ЕС до 3% от ВВП к 2010 г., две трети которых должны принадлежать предпринимательскому сектору. Основная мотивация этого сектора в финансировании ИР состоит в уверенности, что их результаты могут быть выгодно коммерциализированы в виде рыночно востребованных продуктов и услуг. Несмотря на это, бизнес расходы на ИР не могут считаться единственным важным источником инно-
69