Научная статья на тему 'Проблемы развития инновационно-ориентированной экономики в России'

Проблемы развития инновационно-ориентированной экономики в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
691
88
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / INNOVATION SYSTEM / ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / INNOVATION POTENTIAL / ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ / INNOVATION ACTIVITY / ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / INNOVATION INFRASTRUCTURE / ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА / INNOVATION-ORIENTED ECONOMICS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Реймер Валерий Викторович

В статье рассматриваются проблемы связанные с развитием инновационного потенциала в российской экономике. Определены основные направления государственной инновационной политики, обеспечивающие формирование базиса инновационно-ориентированной экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEMS OF THE DEVELOPMENT OF THE INNOVATION-ORIENTED ECONOMICS IN RUSSIA

The article considers the problems connected with the development of the innovation potential in Russian economics. The article has also determined the main directions of the state innovation policy that provide the formation of the base for the innovation-oriented economics.

Текст научной работы на тему «Проблемы развития инновационно-ориентированной экономики в России»

Распределение прибыли в агрохолдинге

Таблица 2

Продукция Нормативные затраты Прибыль, руб./кг Дополнительная прибыль, руб./кг

руб./кг % в общих затратах по нормативу Распределен- ная

Молокопродукция

Сельхозпроизводитель 43 77,3 4,3 10, 19 5,89

Переработчик 9,46 17,0 5,68 2,24 -3,44

Продавец 3,16 5,7 3,2 0,75 -2,45

ИТОГО 55,62 100,0 13,18 13,18

Картофель

Сельхозпроизводитель 15 90,9 1,5 6,82 5,32

Продавец 1,5 9,1 6 0,68 -5,32

ИТОГО 16,5 100,0 7,50 7,50

Мясопродукция

Сельхозпроизводитель 190 84,8 19 57,68 38,68

Переработчик 20,9 9,3 23 6,34 -16,66

Продавец 13,1 5,8 26 3,98 -22,02

ИТОГО 224 100,0 68,00 68,00

Таким образом, доказана необходимость создания агрохолдинга на территории Магаданской области и возможность его эффективной деятельности. Это является актуальным именно на этапе принятия решения о перспективности реализации такого проекта в регионе. Особенности экономических взаимоотношений между участниками интегрированного формирования позволят расширять ассортимент

выпускаемой продукции и усилить ее конкурентные преимущества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Карамнова Н.В. Совершенствовать интеграционные процессы в свеклосахарном производстве // Экономика сельского хозяйства России. -2011. - №3.

2. Родионова О.А., Юрков Е.П., Кормаков Л.Д и др. Агрохолдинги: организационное построение и механизм функционирования (Методическое пособие). - М.: ФГНУ «Росинформагротех», 2003 -276с.

УДК

Реймер В.В., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ

ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ

В статье рассматриваются проблемы связанные с развитием инновационного потенциала в российской экономике. Определены основные направления государственной инновационной политики, обеспечивающие формирование базиса инновационноориентированной экономики.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ИННОВАЦИОННЫЙ ПОТЕНЦИАЛ, ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА, ИННОВАЦИОННО-ОРИЕНТИРОВАННАЯ ЭКОНОМИКА.

Сегодня инновации являются одним из наиболее значимых факторов, определяю-

66

щих успешное развитие любого государства. От инновационной и инвестиционной

активности во многом зависят качественные показатели экономического роста. Главным условием успешного инновационно-ориентированного развития экономики любого государства является наличие эффективной системы управления инновационным процессом. В России данная система складывается из четырех уровней: федеральный; отраслевой; региональный; институциональный.

Субъектами инновационной политики выступают предприятия и организации, относящиеся к государственному сектору экономики, федеральные, региональные и местные органы власти, учреждения науки, самостоятельные хозяйствующие субъекты (в т. ч. малые инновационные предприятия, инвестиционные фонды и т.д.), общественные организации.

Содержательный аспект управления инновационным процессом включает в себя:

- организационную структуру - органы управления и распределение власти, а также ответственность между ними;

- систему сбора и обработки данных, их анализ;

- механизм реализации решений и контроль за их выполнением;

- систему кадрового менеджмента.

В настоящее время рынок инноваций в России по уровню активности и развития значительно отстает от мирового. Исходя из этого, а также учитывая уровень экономико-технологического развития страны, можно сделать вывод о неэффективности инновационной политики как инструмента развития научно-технического потенциала и формирования современных технологических укладов в отраслях экономики. Наличие мощного инновационного потенциала в виде ресурсно-технической и научной баз нивелируется отсутствием эффективной системы практической реализации имеющихся научных достижений. Кроме того, слабый рост инновационной активности предприятий в настоящее время во многом обусловлен проблемой ограниченности и нехваткой финансовых ре-

сурсов - как собственных и заёмных, так и бюджетных.

Одним из приоритетных направлений повышения инновационной активности является развитие инновационной инфраструктуры: организация бизнес-

инкубаторов, инновационных центров, технопарков, наукоградов и других структур, обеспечивающих развитие национального рынка инноваций. Но следует отметить, что наличие инновационной инфраструктуры не является достаточным условием, обеспечивающим инновационноориентированное развитие экономики.

Успешность инновационно-

ориентированного развития экономики и формирования ее инновационного потенциала как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективах, в первую очередь зависит от оптимизации инновационной политикой государства. Одной из главных задач которой является обеспечение положительной динамики качественных показателей экономического роста за счет освоения производства новых видов продукции, а также расширения рынков сбыта отечественной высокотехнологичной продукции и наукоемких технологий.

Государственная политика в сфере развития науки и высоких технологий согласно «Стратегии инновационного развития России на период до 2020 г.», должна обеспечить переход страны к инновационно-ориентированному развитию, на основе выбранных приоритетов, которые определены как с учетом общемировых тенденций развития рынков наукоемких технологий и имеющихся в России заделов в научно-технологической сфере, так и исходя из современных тенденций глобализации национальных рынков.

Развитие фундаментальных исследований в науке и модернизация системы образования должны быть приоритетным направлением социально-экономической политики Правительства страны, поскольку они формируют базис национальной инновационной системы. Одним из основных принципов инновационной политики является гармонизация интересов частного и государственного секторов экономики не

67

зависимо от формы собственности предприятий и их отраслевой принадлежности.

С учетом современного состояния производственно-технологической и научно-технической сфер экономики России инновационная политика государства должна включать в себя следующие направления:

- организационно-экономическое развитие и модернизацию имеющихся структурных элементов и звеньев национальной инновационной системы;

- создание недостающих звеньев в национальной инновационной системе;

- совершенствование, укрепление и

гармонизацию организационно-

экономических связей между звеньями и структурными элементами национальной инновационной системы;

- создание необходимых условий для поступательного развития национальной инновационной системы и реализации её конкурентных преимуществ в глобальной экономике.

Реализация государственной политики в сфере развития науки и высоких технологий должна быть нацелена на эффективное функционирование целостной, способной к воспроизводству и саморазвитию национальной инновационной системы, ориентированной на интенсивную разработку и производство наукоемких товаров и услуг, конкурентоспособных на мировых рынках.

В целях эффективной реализации инновационной политики государство должно разработать комплекс мер, включающий в себя следующие направления:

- совершенствование инновационной инфраструктуры;

- создание инновационной среды во всех секторах экономики;

- поддержка перспективных направлений научно-технологической сферы.

Одним из перспективных направлений развития национального рынка инноваций является венчурный бизнес. В настоящее время венчурный рынок в России переживает подъем, как и мировой. В 2013 г. количество инвестиционных проектов в сфере инноваций увеличилось на 174% по

сравнению с 2012 г. В прошлом году с участием частных инвесторов было профинансировано более 90 проектов, из них 4 -на сумму 10 млн. долл. США и более. Общая сумма инвестиций в проекты ранней стадии с участием российских бизнес-ангелов по итогам 2013 г. составила более 116 млн. долл. США.

Частные инвесторы, финансирующие инновационные проекты, с интересом смотрят на венчурный рынок в России, прогнозируя его рост в краткосрочной перспективе. По мнению экспертов, в ближайшие 5-7 лет наибольшим спросом на рынке инноваций будет пользоваться ИТ-продукция, в частности, в медицине, биоинформатике, образовании.

В мировой практике, 70% финансирования инноваций приходится на частных инвесторов и только 30% на государство. Фундаментальная наука, являющаяся теоретической базой инновационного развития, финансируется за счет государственных источников. В России же стратегия инновационного развития предполагает, что финансирование фундаментальной науки идет за счет частных инвестиций, а внедрение прикладных инноваций - за счет средств государства. Такой подход не позволяет обеспечить прибыль для частных инвесторов, что обуславливает их низкую инновационную активность.

Сегодня государству необходимо пересмотреть вектор финансирования инновационной деятельности и переориентироваться на те её сферы, где приложение частного капитала представляется по объективным причинам маловероятным.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Мухамедьяров, А.М. Инновационный менеджмент [Текст]: учеб. пособие / А.М. Мухамедьяров. - Изд. 2-е, перераб. -М.: ИНФРА-М, 2008. - 176 с.

2. МЭР: России грозит «фрагментарное присутствие» на мировом рынке инноваций [Эл. ресурс]. - URL: http://www.rosbalt.ru/main/2012/03/27/96202

0.html

3. Свирина, А.А. Проблемы развития инновационной экономики в Российской

68

Федерации [Текст / А.А. Свирина] // Креативная экономика. - 2007. - № 10 (10). - с. 41-45.

4. Фатхутдинов, Р.А. Инновационный менеджмент [Текст]: учебник / Р.А. Фатхутдинов. - Изд. 6-е, испр. и доп. - СПб.: Питер, 2008. - 448 с.

5. Центр гуманитарных технологий.

Экспертно-аналитический портал

[Эл. ресурс]. -

URL: http:// gtmarket.ru/news/ state/2011/09/07 /3330.

6. Число венчурных проектов в России в 2013 году почти утроилось [Эл. ресурс]. -

URL:http://http://www.rosbalt.ru/business/201 3/12/26/1215943.html

УДК 338.2 Реймер В.В.

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИННОВАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ

В статье рассматривается опыт проведения государственной инновационной политики в западных странах: Франции, Великобритании, Германии, США. Выявлены положительные и отрицательные моменты в инновационной политике этих стран. Определены приоритеты в инновационной политике России.

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: ИННОВАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА, ИННОВАЦИОННАЯ СРЕДА, СТРАТЕГИЧЕСКИЕ НАПРАВЛЕНИЯ, ИННОВАЦИОННОСТЬ, ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Мировое хозяйство движется в направлении усиления наукоемкости производимой продукции. Особенно наглядно это прослеживается на примере экономически развитых стран. Развитые западные страны уже давно создали у себя конкурентную инновационную среду, в которой результаты научных исследований и инновации становятся востребованными промышленностью и обществом. Ключевую роль здесь сыграла целенаправленная научно-технологическая и инновационная политика ОЭСР в 80-90-х годах ХХ в. с ее руководствами (кодексами) «Фраскати» и «Осло». Но новые вызовы глобализации заставили европейские развитые страны проводить согласованную инновационную политику с целью достичь еще большего синергетического эффекта и построить конкурентоспособную экономику в мире, основанную на знаниях. Началом отсчета этой согласованной общеевропейской инновационной политики следует считать 2000 г., когда на мартовской Лиссабон-

ской встрече Совета Европы главы государств и правительств объявили амбициозную цель построения самой конкурентоспособной и динамичной экономики в мировом пространстве, основанной на знаниях к концу первого десятилетия XXI в. В этом же году было принято сентябрьское Коммюнике Европейской Комиссии «Инновации в знание движимой экономики» (Innovation in a knowledge-driven economy). Через два года, в Барселоне, Совет Европы конкретизировал Лиссабонскую цель, предложив увеличить средние расходы на исследования и разработки (ИР) в ЕС до 3% от ВВП к 2010 г., две трети которых должны принадлежать предпринимательскому сектору. Основная мотивация этого сектора в финансировании ИР состоит в уверенности, что их результаты могут быть выгодно коммерциализированы в виде рыночно востребованных продуктов и услуг. Несмотря на это, бизнес расходы на ИР не могут считаться единственным важным источником инно-

69

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.