УДК 338.2
Реймер В.В., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ, г. Благовещенск ИННОВАЦИОННАЯ АКТИВНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ФОРМИРОВАНИЯ КЛАСТЕРНОЙ МОДЕЛИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ИНСТИТУТОВ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В статье рассматривается формирование кластерной модели развития инновационно-ориентированной экономики и инновационная активность молодежи в данной модели.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: КЛАСТЕР, КЛАСТЕРНАЯ МОДЕЛЬ, ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА, ИННОВАЦИОННАЯ активность, инновАЦионно-ориентированная ЭКОНОМИКА
UDC 338.2
Reymer V.V., Candidate of Economic Sciences, Associate Professor, FESAU INNOVATION ACTIVITY IN THE CONTEXT OF CREATION OF THE CLUSTER MODEL OF COOPERATION AMONG THE INSTITUTIONS OF THE INNOVATION ACTIVITIES
The article considers the creation of the cluster development model of innovation-oriented economics and innovation activity of the youth in this model.
KEY WORDS: CLUSTER, CLUSTER MODEL, INNOVATION SYSTEM, INNOVATION ACTIVITY, INNOVATION-ORIENTED ECONOMICS
Анализ опыта развитых стран Западной Европы, а также США, Канады и отдельных азиатских стран - Японии и Южной Кореи в построении экономики и общества, основанных на знаниях, позволяет утверждать, что переход государств на инновационные рельсы развития определяется темпами формирования национальных инновационных систем. В качестве основных элементов инновационной системы выделяются подсистемы:
- производства, передачи и использования знаний;
- образования и профессиональной подготовки;
- инновационной инфраструктуры и ее финансового обеспечения;
- производства наукоемкой продукции и услуг;
- рынка наукоемкой продукции и услуг.
В современных условиях экономическое развитие России объективно связано с переходом на инновационный путь. Одним
из важнейших инструментов решения этой задачи является интеграция инноваций, инвестиций и производства с целью формирования эффективной национальной инновационной системы, способствующей реализации инновационных проектов, производству высокотехнологичной продукции, диверсификации национальной экономики, повышению ее конкурентоспособности.
Сегодня проблематика национальных инновационных систем еще недостаточно полно изучена как зарубежной, так и отечественной наукой. Однако сформировалось мнение, что каркасом инновационной экономики любого государства являются структурные компоненты или подсистемы национальной инновационной системы, объединенные «единым архитектурным замыслом», а ее содержанием - инновационная деятельность различных рыночноориентированных институтов.
В этом контексте национальная инновационная система является не только совокупностью институтов, деятельность ко-
65
торых направлена на генерирование и диффузию инноваций, но и комплексом сопряженных экономических механизмов и отдельных видов деятельности, обеспечивающих инновационные процессы в экономическом развитии. Необходимо также отметить, что в работах последних лет формируется фактологическая база и выдвигаются предположения, что одной из движущих сил и дополнительных источников формирования и развития национальных инновационных систем может стать социальная активность молодежи, трансформирующаяся в последующем при определенных условиях в устойчивое инновационное поведение. Эта точка зрения подчеркивает динамизм взаимодействия субъектов национальных инновационных систем, переход к нелинейной модели инновационного цикла, выдвигая на первый план движущие силы инновационных процессов в экономическом развитии.
Другой сложной проблемой, относящейся к сфере государственного управления и регулирования инновационной активностью, в настоящее время является определение и разработка эффективной модели взаимодействия между институтами инновационной деятельности в стране. В качестве одной из таких моделей предлагается модель кластера, в рамках которого профильный технопарк способен объединить в единый высокотехнологичный кластер, призванный составить основу инновационно-ориентированной экономики, представителей науки, образования, бизнеса и органов государственной власти. Подобное объединение должно происходить на базе взаимовыгодного сотрудничества и интереса, поскольку оно одновременно позволит усилить связь создателей и производителей наукоемкой и высокотехнологичной продукции с ее конечными потребителями, обеспечить конкурентоспособность отдельных отраслей экономики на мировых рынках, сформировать дополнительный интерес бизнеса к высокотехнологичным решениям и продуктам, стимулировать востребованность молодых специалистов в инновационно-ориентированных секторах экономики.
Результаты анализа опыта стран Европейского Союза показывают, что
кластерная модель развития является одним из наиболее эффективных инструментов организации взаимодействия институтов высшего образования, научноисследовательских учреждений,
государства и бизнеса в целях поддержки инновационной активности молодежи в обществе. В этом смысле система сертификации кадрового персонала по профессиональным квалификациям
способна стать важным элементом инновационного кластера в инновационноориентированной экономике.
Высокотехнологичная организация как «ядро» инновационного кластера за счет собственного потенциала и ресурсов обеспечивает центростремительные
динамики и концентрацию вокруг себя других экономических субъектов кластера. При этом такая организация представляет собой, с одной стороны, систему добровольной сертификации персонала, который обеспечивает ей инновационно ориентированное развитие, и с другой стороны - кооперирование (в отдельных случаях и интегрирование) ключевых партнеров в лице профессиональных сообществ, профильных университетов, научных центров, инновационных предприятий, венчурных фондов и т.п.
Сервисные предприятия формируют «оболочку» кластера и обеспечивают предоставление качественных услуг инновационным фирмам. Органы
государственной власти, ответственные за реализацию инновационной политики и обеспечивающие содействие развитию отдельных высокотехнологичных отраслей экономики также могут быть отнесены к «оболочке» кластера.
Система добровольной сертификации персонала представляет собой
совокупность ее субъектов, среди которых функционируют органы сертификации и учебные центры, готовые предоставить подобные услуги. Объединяющим все эти компоненты документом является
профессиональный стандарт как часть
нормативно-правовой базы, регулирующей функционирование системы подготовки и переподготовки кадров, что в конечном итоге может стать базой для внедрения системы эффективного контракта.
66
Система добровольной сертификации персонала на соответствие профессиональному стандарту является важным инструментом сопряжения требований работодателя и сферы образования в рамках заключения эффективного контракта и может стать ориентировочной основой для самостоятельного построения своей карьерной траектории молодым специалистом. Совместно с обучением, основанном на компе-тентностном подходе, такая система в целом способствует повышению инновационной активности молодежи и через повышение квалификации обеспечивает рост ее конкурентоспособности на рынке труда.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Зверев, А.Л. Основные результаты исследования по проблеме формирования инновационного поведения российской молодежи
[Текст] /А.Л. Зверев // Проблемы формирования инновационного поведения молодежи в современной России: тр. Всероссийской науч. конф. - М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова. -С. 139-171.
2. Национальная рамка квалификаций Российской Федерации [Текст]: рекомендации / О.Ф. Багрова, В.И. Блинов, И.А. Волошина [и др.]. - М.: Федеральный институт развития образования, 2008. - 14 с.
3. Олейникова, О.Н. Модульные технологии: проектирование и разработка образовательных программ [Текст]: учеб. пособ. - Изд. 2-е, перераб. и доп. / О.Н. Олейникова [и др.]. -М.: Альфа-М, Инфра-М, 2010. - 256 с.
4. Сташевская, Г.Н. Формирование механизма инновационного кластера на базе профильного технопарка [Текст]: автореф. дис. ... канд. экон. наук: 08.00.05 / Г.Н. Сташевская. -СПб., 2009. - 16 с.
УДК 331.1 +332.01
Маштаков А.И., канд.экон.наук, доцент, ДальГАУ ТЕХНОЛОГИИ РАЗРАБОТКИ СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ РЕГИОНА
Социально-нравственная составляющая регионального развития должна рассматриваться как ключевой фактор экономического роста. При построении региональных стратегий необходимо предусматривать решение совокупности социальных, нравственных и экономических задач территорий. Важным при этом становится формирование предпосылок для наращивания потенциала развития региона за счет вовлечения в процесс преобразований социально-нравственного инструментария. Их обоснованный выбор определяет перспективы и темпы экономического роста региона.
КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: СОЦИАЛЬНО-НРАВСТВЕННЫЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ, ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ, ДЕПРЕССИВНЫЕ ТЕРРИТОРИИ, СТРАТЕГИЯ, УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ, ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ
UDC 331.1+332.01
Mashtakov A.I., Cand. Econ. Sci., assistant professor, FESAU TECHNOLOGY DEVELOPMENT OF SOCIAL MORAL TOOLS OF SUSTAINABLE DEVELOPMENT IN THE REGION
The socially-moral component of regional development should be considered as the key factor of economic growth. At construction of regional strategy it is necessary to provide the decision of set of social, moral and economic problems of territories. Important thus there is a formation of preconditions for escalating potential of development of region due to involving in process of transformations of socially-moral toolkit. Their proved choice defines prospects and rates of economic growth of region.
KEYWORDS: SOCIALLY-MORAL TOOLKIT, THE HUMAN CAPITAL, DEPRESSIVE TERRITORIES, STRATEGY, STEADY DEVELOPMENT, ECONOMIC GROWTH
67