Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
193
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СОВЕТСКИЙ СОЮЗ / ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ / КОНСТИТУЦИЯ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ДЕЛА

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Баранова И. В., Погольская М. С.

В данной статье мы рассматриваем особенности государственного управления СССР, а именно в годы Великой Отечественной Войны (1941-1945 гг.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 ГГ.)»

И С Т О Р И Ч Е С К И Е

НАУКИ

УДК 93

И.В. Баранова, М.С. Погольская

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ СССР В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ (1941-1945 гг.)

В данной статье мы рассматриваем особенности государственного управления СССР, а именно в годы Великой Отечественной Войны (19411945 гг.).

Ключевые слова: государственное управление, советский союз, органы управления, Конституция, государственные дела.

В предвоенные и военные годы управление государством строилось исключительно на основе Конституции СССР, принятой в 1936 году [1], и конституции республик, которые теоретически позволяли создание более демократической, нежели раньше, системы формирования и деятельности органов управления и органов государственной власти.

Согласно Конституции, Верховный совет СССР был высшим органом государственной власти, но его права и функции, как и местных советов, были весьма ограничены: они главным образом выполняли решения партийных органов. В военное время выборы в Верховный совет ни разу не проводились, а сессия Верховного совета созывалась всего трижды (в 1942, 1944 и 1945 гг.). Нерегулярно созывались сессии верховных советов и в союзных республиках, поскольку существенная часть депутатов, в особенности местных, была мобилизована на фронт.

Законодательно была закреплена такая основа управления и власти, как роль ВКП(б), согласно которой по ст. 126 Конституции СССР представляла собой руководящее ядро всех государственных и общественных организаций трудящихся. Сложилась реальная система партийно-государственной власти и управления с приоритетной, но на практике диктаторской ролью партии. Структура партии представляла собой пирамиду, вершину которой занимали высшие органы. А на вершине этой пирамиде находился И.В.

© Баранова И.В., Погольская М.С., 2018.

Научный руководитель: Симонова Ольга Васильевна - доцент кафедры теории и истории, государства и права, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

ISSN 2223-4047

Вестник магистратуры. 2018. № 12-2(87)

Сталин, который был главой правящей партии, Верховным Главнокомандующим Вооруженных Сил, а также председателем Совнаркома СССР и ГКО. В состав высших органов входили лица из ближайшего окружения И.В. Сталина, которые концентрировали в своих руках власть не только партии, но и законодательную, исполнительную, гражданскую и военную. Например, Л.П.Берия был заместителем председателя СНК, нарком внутренних дел и член ГКО. В.М.Молотов -заместитель председателя ГКО и СНК СССР, нарком иностранных дел, член политбюро, член Ставки ВГК. Все постановления, которые касались назначения руководящих кадров, материально-технического обеспеченья армии, организации вооруженных сил, работы транспорта и т.п. подписывал Сталин. Распоряжения по частным вопросам санкционировались Берия, Молотым и Микояном.

В условиях войны государственное управление приобрело экстремальный и чрезвычайный характер. Произошла произвольная милитаризация основ государственного управления. Была создана система чрезвычайных, внеконституционных органов, которые обладали особыми полномочиями и функционировали на чрезвычайной нормативно-правой основе. Через неделю после начала войны, 30 июня 1941 г. Президиум Верховного Совета, СНК и ЦК ВКП(б) издали постановление о создание высшего чрезвычайного органа. Таким органом был Государственный Комитет Обороны (ГКО) [2]. ГКО был органом, который сосредотачивал всей полноты власти в одних руках. Здесь не было разделения на партийные, государственные и военные органы, и все вопросы управления решались быстро и авторитетно. Этот орган обладал неограниченными полномочиями и его решения имели силу законов военного времени. Все организации- партийные, хозяйственные, общественные- обязаны беспрекословно выполнять все постановления и распоряжения ГКО. Своего специального аппарата ГКО не имел и действовал через существующие государственные, партийные, общественные органы и своих уполномоченных.

Политбюро, Оргбюро и Секретариат, как постоянные органы собирались нерегулярно. Пленум ЦК был созван лишь один раз, в январе 1944 г., для того что бы утвердить повестку дня очередной сессии Верховного совета СССР и новый Государственный гимн. Фактически руководство партией, а через нее и страной было полностью сосредоточено в высших исполнительных органах ЦК - политбюро, секретариате и оргбюро, но коллегиальность в них была свернута до предела.

Политбюро принимало решение по чрезвычайному широком кругу вопросов, начиная от мобилизации военнообязанных и объявление военного положения в первый день войны до многочисленных до многочисленных награждений, таких как присвоение высших воинских и различных почетных знаний. Все важнейшие государственные и партийные дела и кадровые перестановки в высшем звене, за исключением тех, которые считались с компетенцией ГКО, проходил через политбюро и скреплялись подписью Сталина. Так же политбюро определяло внешнюю и внутреннюю политику Советского Союза

Нужды войны требовали создание новых союзных наркоматов. Президиум Верховного Совета СССР образовал ряд новых наркоматов: в первую очередь это промышленные наркоматы по отрасли промышленности, производившим вооружение: с сентября 1941 года по октябрь 1945 года действовал Наркомат танковой промышленности СССР, возглавлявший В.Л. Малышевым, а затем И.М. Зальцманом. С ноября 1941 года по февраль 1946 года работал Наркомат минометного вооружения СССР (нарком П.И. Паршин). Руководство различными отраслями экономики- решалась путем создания новых наркоматов. Так, 8 декабря 1936 года на базе Наркомата тяжелой промышленности был образован Наркомат оборонной промышленности, а позже Наркомат машиностроения. В январе 1939 года первый из них разделился на четыре самостоятельных комиссариата: авиационной промышленности, судостроительной, вооружения и боеприпасов. В феврале этого же года Наркомат машиностроения так же разделился, но уже на три самостоятельных наркомата: тяжелого машиностроения, среднего и общего машиностроения. Созданный в ноябре Наркомат топливной промышленности в октябре того же года был поделен на два: Наркомат нефтяной промышленности и Наркомат угольной промышленности [3].

Большая ответственность в годы войны легла на карательные органы страны. В июле 1941 года был воссоздан единый НКВД, в апреле 193 года выделился самостоятельный Наркомат госбезопасности. В это же время непрерывно увеличивались масштабы, объемы государственного управления, конкретизировались функции его органов. В период Великой Отечественной войны действовала особая система военной юстиции. В соответствии с указом 1941 г. в местностях, находящихся на военном положении, и в районах военных действий функционировали военные трибуналы. Из воинских подразделений трибуналы образовывались при армиях, корпусах, гарнизонах, дивизиях, бригадах. Кроме того, они действовали на железных дорогах и речных (морских) бассейнах. Надзор за действиями трибуналов осуществляли военная, военно-железнодорожная, военная воднотранспортная Коллегии Верховного Суда СССР и Пленума Верховного Суда СССР. Часть территориальных судов и органов прокуратуры также преобразовывалась в военные трибуналы, прежде всего в местностях, объявленных на осадном положении. Состав трибуналов до 1943 г. включал трех постоянных членов, а затем в них стали участвовать заседатели. 10 августа 1942 г.

Совнарком СССР установил порядок привлечения граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ и других военных надобностей: заготовки топлива, выполнения специальных строительных работ и других важнейших государственных заданий, охраны путей сообщения, сооружений, средств связи, электростанций, электросетей и других важнейших объектов, борьбы с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями. Трудовая повинность вводилась каждый раз по постановлению Совнаркома СССР, а в местностях, объявленных на военном положении, также военными властями. Привлечение граждан к трудовой повинности допускалось на срок до двух месяцев с продолжительностью рабочего времени восемь часов в день и три часа обязательных сверхурочных. Тем же постановлением устанавливался порядок оплаты труда мобилизованных.

23 января 1942 г. Совнарком СССР принял постановление «Об устройстве детей, оставшихся без родителей». Правительство СССР обязало совнаркомы союзных и автономных республик, исполкомы краевых, областных, городских и районных Советов под личную ответственность их председателей обеспечить устройство детей, оставшихся сиротами или потерявших родителей при переезде в другую местность, не допуская оставления детей беспризорными. При исполкомах были образованы комиссии по устройству детей, оставшихся без родителей, увеличена сеть приемников-распределителей и других детских учреждений. В 1942 г. вводится военный налог, которым облагались все граждане СССР, достигшие 18 лет, кроме военнослужащих, членов их семей, получающих пособия от государства, и некоторых иных категорий населения.

В целях привлечения дополнительных средств на финансирование мероприятий, связанных с войной, правительство СССР выпускало военные займы, успешно распространявшиеся среди населения. В связи с окончанием войны и прекращением чрезвычайного положения в стране Президиум Верховного Совета СССР упразднил Государственный Комитет Обороны и передал его дела Совету Народных Комиссаров СССР. В тяжелые годы войны Коммунистическая партия и Советское правительство проявляли постоянную заботу о людях на фронте и в тылу. Об этом, в частности, свидетельствует огромная работа по пенсионному обеспечению семей военнослужащих, инвалидов Отечественной войны, их трудовому и бытовому устройству, по обеспечению добровольцев и их семей, по обеспечению пособиями многодетных матерей и т.д.

Именно в годы войны завершается становление культа личности И.В. Сталина, Генерального секретаря ЦК ВКП(б), председателя ГКО и Верховного Главнокомандующего.

В 1945 г., после победоносного окончания войны СССР против фашистской Германии, милитаристской Японии и их союзников, Государственный комитет обороны был расформирован, как и Ставка Верховного Главнокомандования.

Библиографический список

1.О Комитете Обороны. Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР. 9 апреля 1941г.// Известия ЦК КПСС. 1990. № 2. С.203.

2.Сукиасян М.А. Власть и управление в России: диалектика традиций и инноваций в теории и практике государственного строительства. -М., 1996. С. 231-237.

3.См.: Законодательство и административно-правовые акты военного времени. (С 22 марта 1942 г. по 1 мая 1943 г.), с.91-93.

4.См.: СП СССР, 1942, № 2, ст.26.

ПОГОЛЬСКАЯ МАРИНА СЕРГЕЕВНА - студент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

БАРАНОВА ИРИНА ВЛАДИМИРОВНА - студент, Государственный морской университет имени адмирала Ф.Ф. Ушакова, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.