Научная статья на тему 'Трудовая политика советского государства в годы Великой Отечественной войны'

Трудовая политика советского государства в годы Великой Отечественной войны Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
456
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трудовая политика советского государства в годы Великой Отечественной войны»

1,1 Там же. С.35. ш Там же.

113 Степанов П. Наделение землей горнозаводского населения Урала. СПб., 1914. С.64.

114 См.: Мокеров И.П., Кузьмин А.И. Экономико-демографическое развитие семьи. М., 1990. С. 16-17.

115 Там же.

116 См.: Бакунин A.B., Бедель А.Э. Уральский промышленный комплекс. Екатеринбург, 1994. С.35.

Г.А. Гончаров

Трудовая политика советского государства в годы Великой Отечественной войны

Вступление СССР в войну с фашистской Германией в июне 1941 г. поставило на повестку дня вопрос о мобилизации всех имеющихся сил и средств. Одной из важнейших и сложных проблем явилось обеспечение народного хозяйства трудовыми ресурсами. Отечественная война потребовала, с одной стороны, огромной армии, в связи с чем из общественного производства была отвлечена значительная часть производительного населения, а с другой стороны - широкого развёртывания военного производства и, следовательно, большого количества работников в тылу. В директиве СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 29 июня 1941 пив речи Председателя ГКО И.В.Сталина 3 июля 1941 г. была намечена программа мобилизации сил страны на борьбу с агрессором, определены направление, характер и масштабы практических мероприятий по созданию в короткие сроки быстрорастущего военного хозяйства. Её цель - «укрепить тыл Красной Армии, подчинив интересам фронта всю свою деятельность, обеспечить усиленную работу всех предприятий...»1.

Решение задачи требовало организационного оформления. 30 июня 1941 г. при Бюро СНК СССР был создан Комитет по распределению рабочей силы (позднее - Комитет по учёту и распределению рабочей силы). В феврале 1942 г. при областных и городских комитетах депутатов трудящихся были учреждены Бюро по учёту и распределению рабочей силы. В их обязанность входила организация учёта неработающего населения, мобилизация трудоспособных, отраслевое и территориальное перераспределение рабочей силы в пользу оборонного комплекса. В апреле 1942 г. при советских органах управления были созданы отделы, занимавшиеся мобилизацией на сельхозработы2. В первые дни войны, в течение второй половины июня - в июле 1941 г., был издан ряд законодательных и подзаконодательных актов, которые предоставляли дополнительные права военным и гражданским властям в области осуществления трудовой политики в условиях военного времени. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 22 июня 1941 г «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, военным властям было предоставлено право привлекать гражданское население к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны объектов народнохозяйственного значения, для участия в борьбе с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями. Указ Президиума Верховного Совета СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» предоставлял директорам предприятий право устанавливать (с разрешения СНК) обязательные сверхурочные работы продолжительностью от 1 до 3 часов в день, к которым могли привлекаться и лица, не достигшие 16 лет, Союзные и автономные республики, исполнительные комитеты краевых и областных Советов получили в июле 1941 г. право перераспределения рабочей силы независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения (постановление СНК СССР от 23 июля 1941 г «О предоставлении Совнаркомам республик и край(обл)исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу»). В течение войны в близких к фронту районах право на мобилизацию гражданского населения передавалось военным комиссарам3.

С началом войны совершенствовалась система организации принудительного труда через систему ГУЛАГа и ГУПВИ, входящих в состав НКВД. До Великой Отечественной войны ГУЛАГ представлял не только централизованную систему изоляции социально-опасных элементов, но и являлся производственно-хозяйственным главком НКВД, в функции которого входила организация трудового использования, воспитания трудовых навыков и приобщения заключённых к социалистическому строительству. Для осуществления последней задачи в составе ГУЛАГа действовали специальные производственные управления (с 1939-1940 гг. -производственные главки). Начавшаяся Великая Отечественная война, прервав выполнение

программы социалистического строительства, подчинила всю производственную деятельность ГУЛАГа интересам вооружённой борьбы. Была значительно расширена сеть исправительно-трудовых лагерей, основным звеном которых, согласно нормативным документам ГУЛАГа НКВД, являлся отдельный лагерный пункт («ОЛП»), Лагпункты создавались при наличии контингента не менее 300 человек и объединялись в лаготделения численностью около 3000 человек. В 1939 г. в составе НКВД было создано Главное управление по делам военнопленных и интернированных (ГУПВИ). Постановлением СНК СССР № 1798-800 С от 1 июля

1941 г. было утверждено «Положение о военнопленных», в соответствии с которым на ГУПВИ возлагалось создание приёмных пунктов и лагерей, приём и эвакуация военнопленных, их содержание, трудовое использование, проведение с ними политической работы. С 1945 г. серьёзным направлением его деятельности стала работа с интернированными иностранными гражданами4.27 декабря 1941 г. ГКО издал постановление, которое расширяло сеть лагерей для содержания лиц, лишённых свободного передвижения: для фильтрации вышедших из-за линии фронта военнообязанных создавались сборно-пересыльные пункты, в 1944 г для этих же целей в соответствии с приказом НКВД СССР № 001063 от 28 августа 1944 г. были созданы проверочно-фильтрационные лагеря. С 1945 г. серьезным направлением деятельности ГКО стала работа с интернированными иностранными гражданами.

12 августа 1941 г. принято совместное постановление Совнаркома СССР и ЦК ВКП(б) № 2060-9350 «О переселении немцев, проживающих в районах Поволжья», которое положило начало процессу массовой депортации народов СССР. На НКВД СССР возложена обязанность его осуществления. В течение осени 1941-1945 гг. были переселены граждане СССР национальностей воюющих с Советским Союзом стран - немцы, румыны, финны, а также карачаевцы, калмыки, чеченцы, ингуши, балкарцы, кабардинцы, крымские татары и другие народы. Депортированные направлялись в спецпосёлки. Тех, кого направляли работать в сельское хозяйство, обычно размещали среди местных жителей в порядке уплотнения. Административное управление спецпосёлками осуществлялось районными и поселковыми комендатурами НКВД через комендантов. Наряду с органами изоляции в системе ГУЛАГа были созданы Бюро исправительных работ, задачей которых являлась не изоляция осуждённых, а обеспечение судебных решений в отношении лиц, приговорённых к отбыванию на принудительных работах без лишения свободы.

Организационное оформление системы функционирования трудовых ресурсов в условиях войны довершили органы следствия и наказания. Нарушившие трудовой режим приговаривались или к лишению свободы или к принудительным работам на своём рабочем месте. Данные преступления попадали под юрисдикцию как гражданских, так и военных судов. Военные трибуналы были обязаны уголовные дела данной категории «рассматривать немедленно по их получении во внеочередном порядке» (постановление СНК СССР от 3 января

1942 г. «О порядке направления в военные трибуналы дел, предусмотренных указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г.»), В период с июля 1941 г по апрель 1942 г. возможность уголовного наказания за нарушение трудового режима была распространена на всё гражданское трудоспособное население СССР, что и было законодательно подтверждено в постановлении СНК СССР от 10 августа 1942 г. «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время». В этом документе отмечалось, что «виновные в отказе или уклонении от трудовой повинности ... подлежат ответственности по законам военного времени»5.

Создание системы являлось одним из условий успешного осуществления милитаризации труда: перевода рабочих и служащих на положение мобилизованных.

22 июня 1941 г. указом Президиума ВС СССР «О военном положении» в местностях, объявленных на военном положении, военным властям предоставлялось право привлекать граждан к трудовой повинности для выполнения оборонных работ, охраны путей сообщения, сооружения средств связи и других важнейших объектов, регулировать время работы учреждений и предприятий, объявлять автогужевую повинность. Указом Президиума ВС СССР от 26 июня 1941 г. «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время» временно отменялись очередные и дополнительные отпуска рабочим и служащим с заменой их денежной компенсацией (с апреля 1942 г. выплата денежных компенсаций за неиспользованные отпуска была прекращена до окончания войны), а также законодательно разрешалось введение сверхурочных работ.

С конца 1941 г. советское руководство переходит к планомерному поэтапному осуществлению мобилизации гражданского населения. Первыми были мобилизованы рабочие и служащие предприятий военной промышленности. 26 декабря 1941 г. принят указ Прези-

диума Верховного Совета СССР «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий», в соответствии с которым все рабочие и служащие предприятий военной промышленности, в т.ч. эвакуированных, а также других отраслей, обслуживающих военную промышленность по принципу кооперации, были мобилизованы и закреплены для постоянной работы за теми предприятиями, на которых они работали6. В феврале 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР признал необходимым подвергнуть мобилизации трудоспособное городское население («О мобилизации на период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве» от 13 февраля 1942 г.). В число мобилизованных попали мужчины и женщины, не работающие в государственных учреждениях и на предприятиях в возрасте от 16 до 55 лет и от 16 до 45 лет соответственно7. В апреле 1942 г. численность гражданского населения, попадающего под категорию «мобилизованные», была значительно расширена. Постановлением СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1942 г. «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы, в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей» разрешено привлекать в порядке мобилизации для работы на селе трудоспособное население городов и сельских местностей, неработающее на предприятиях промышленности и транспорта. Расширены и возрастные границы лиц, подвергающихся мобилизации: мужчины от 14 до 55 лет, женщины от 14 до 50 лет. Для работы в колхозах, совхозах и МТС данным постановлением были привлечены ученики 6-10 классов неполных средних и средних городских школ, студенты техникумов и вузов. Продолжительность рабочего дня для них была установлена от 6 до 8 часов. Для подростков - членов семей колхозников в апреле 1942 г. был установлен обязательный минимум трудодней - не менее 50 дней в году. Им стали выдаваться трудовые книжки, где фиксировались выработанные ими трудодни. С марта 1943 г. подростки, проживающие на селе, начиная с 14-летнего возраста в обязательном порядке стали привлекаться к выполнению сельхозработ в совхозах (постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 18 марта 1943 г. «О государственном плане развития сельского хозяйства на 1943 г.»). Аналогичные меры по привлечению несовершеннолетних подростков были предприняты для работы в промышленности. В мае 1942 г. принято постановление СНК СССР «Об организации на предприятиях индивидуального и бригадного ученичества». Подростки, достигшие 14-летнего возраста, принимались на предприятия в качестве учеников (сроки обучения устанавливались от 1 до 3 месяцев) с последующим трудоустройством. Рабочий день для учеников устанавливался законом 6 часов8.

Переход к милитаризации труда посредством мобилизации гражданского населения потребовал законодательного обобщения предшествующей деятельности правительства в области трудовой политики. 10 августа 1942 г. принято постановление СНК СССР «О порядке привлечения граждан к трудовой повинности в военное время», где были суммированы основные принципы привлечения граждан к трудовой повинности. Трудовая повинность объявлялась для выполнения оборонных работ и других военных надобностей, для заготовок топлива, выполнения специальных строительных работ и других государственных заданий, борьбы с пожарами, эпидемиями и стихийными бедствиями, охраны объектов. Граждане привлекались к трудовой повинности на срок до 2 месяцев с продолжительностью рабочего времени в размере 8 часов в день и 3 часов обязательных сверхурочных. Лица, привлекаемые к трудовой повинности, могли использоваться на месте их постоянного жительства, так и вне его. Были установлены возрастные границы: мужчины от 16 до 55 лет и женщины от 16 до 45 лет9.

Начиная со второй половины 1942 г. советское руководство предпринимает ряд мер, направленных на вовлечение в производство гражданского населения, ранее не попавшего под категорию «мобилизованные». 28 августа 1942 г. народные комиссары социального обеспечения союзных республик были обязаны в 3-месячный срок направить неработающих инвалидов III группы (мужчин в возрасте до 55 лет и женщин в возрасте до 45 лет) на работу по месту жительства на предприятия и в учреждения с учётом соответствующих заключений ВТЭК. (постановление СНК СССР от 28 августа 1942 г. «О привлечении на время войны инвалидов III группы, получающих пенсию по государственному социальному страхованию, на работу в предприятия и учреждения»). Отказавшимся от работы инвалидам с 1 декабря 1942 г. прекращалась выплата пенсий. В сентябре 1942 г. во изменение указа Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942 г. был увеличен мобилизационный возраст женщин для работы на производстве и строительстве с 45 до 50 лет. В этом же месяце на положение мобилизованных были переведены все работники государственных учреждений в близких к фронту районах. Они были закреплены за предприятиями и учреждениями, в которых они работали10.

Законодательные акты периода Великой Отечественной войны предусматривали не только поэтапную мобилизацию отдельных категорий гражданского населения, но и срочную мобилизацию местного населения и специалистов для выполнения определенного вида работ. В январе 1942 г. для восстановления железных дорог было мобилизовано местное население, в апреле 1942 г в районы, освобожденные от немецко-фашистской оккупации, были направлены мобилизованные специалисты-зоотехники. В январе 1943 г. облисполкомы, крайкомы и совнаркомы республик получили право проводить призыв (мобилизацию) для обучения на курсах и школах механизации трудоспособного населения сельских местностей, не занятого на работе в промышленности и на транспорте. Впоследствии были мобилизованы рабочие и специалисты для работы на складах топлива на железных дорогах, в сельском хозяйстве, в освобожденных от оккупации районах, угольной, металлургической промышленности, на стройках Главного строительного управления наркомата станкостроения, Главного управления электрификации сельского хозяйства Наркомзема СССР и др. (постановление ГКО от 3 января 1942 г. «О мерах увеличения поголовья скота в колхозах и совхозах и повышения его продуктивности»; постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 января 1943 г. «О подготовке трактористов, комбайнеров, механиков и бригадиров тракторных бригад для МТС и совхозов»; постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 21 августа 1943 г. «О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации»; постановление ГКО от 26 октября 1943 г. «О первоочередных мероприятиях по восстановлению угольной промышленности Донецкого бассейна»; постановление ГКО от 25 февраля 1944 г. «О развитии производства металлорежущих станков на предприятиях наркомата станкостроения»; постановление СНК СССР от 8 февраля 1945 г. «О развитии сельской электрификации» и др.)11. В условиях нехватки рабочих кадров руководство страны не только произвело поголовную мобилизацию гражданского населения, но и осуществило демобилизацию квалифицированных специалистов из вооруженных сил и их перераспределение. Так, например, в связи с восстановлением и развитием угольной промышленности в декабре 1941 г. были возвращены в Подмосковный угольный бассейн шахтеры и шахтостроители, мобилизованные ранее на трудовой фронт; в начале 1943 г. была запрещена мобилизация в армию рабочих и ИТР, занятых на восстановлении и эксплуатации угольных шахт Донбасса, по решению СНК СССР возвращены для работы на транспорте железнодорожники; в ноябре 1943 г. была проведена демобилизация квалифицированных рабочих, техников и инженеров, работавших ранее в топливной промышленности, металлургии, машиностроении и строительстве и т.д. (постановление СНК СССР от 29 декабря 1941 г. «О восстановлении угольных шахт в подмосковном бассейне», письмо СНК и ЦК ВКП(б) от 20 января 1943 г. «Об оказании помощи железным дорогам»)12.

В условиях милитаризации труда советское руководство осуществляет наряду с мобилизацией гражданского населения военно-трудовые мобилизации. С одной стороны, ГКО и СНК СССР даёт задание наркомату обороны об использовании труда военнообязанных, не годных к строевой службе в промышленности, строительстве и на транспорте, с другой стороны - осуществляется перевод личного состава ряда гражданских формирований на положение состоящих в рядах Красной Армии. На эту категорию мобилизованных было распространено действие уставов Красной Армии - дисциплинарного, караульного и внутренней службы, статей Уголовного кодекса «О военных преступлениях»13.

В годы Великой Отечественной войны в результате законодательной деятельности советского правительства и партийных органов была создана совершенная система принудительного труда, охватывающая в различных формах все категории (половозрастные и социальные) гражданского населения СССР.

Накануне Великой Отечественной войны в Союзе существовала ещё одна категория населения - лица, содержавшиеся в исправительно-трудовых лагерях и колониях. Общая их численность на этот период, по данным НКВД, составляла 2 300 ООО человек. Эти лица именовались «заключенными». По своему социальному статусу от них мало чем отличались «спецпереселенцы» («трудпоселенцы»), И первые, и вторые до войны решали производственные задачи социалистического строительства. После 22 июня 1941 г. данные категории были направлены на строительство объектов, осуществляемых НКВД, в распоряжение других наркоматов. Лица, лишённые свободы и передвижения, работали в тяжелой промышленности, на строительстве железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий и аэродромов14.

Начавшаяся Великая Отечественная война значительно расширила контингент «подопечных» НКВД. Трудовое законодательство военного времени за нарушение его положений предусматривало уголовное наказание гражданского населения. Первыми в заключение попадали граждане, которые самовольно покидали место работы в отраслях военной промыш-

ленности. В соответствии с указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 декабря 1941 г. «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятий» они подвергались тюремному заключению сроком от 5 до 8 лет. Их уголовные дела рассматривались военными трибуналами. Аналогичному наказанию подвергались граждане, отказавшиеся работать на предприятиях, переведенных на положение мобилизованных в близких к фронту районах. Категорию приговоренных к тюремному заключению пополняли руководители предприятий и учреждений, не обеспечившие организованной и полной эвакуации рабочих, служащих и инженерно-технических работников (постановление СНК СССР от 23 июля 1941 г. «О предоставлении Совнаркомам республик и край- (обл-) исполкомам права переводить рабочих и служащих на другую работу»; указ Президиума Верховного Совета СССР от 29 сентября 1942 г. «О переводе на положение мобилизованных рабочих, служащих и инженерно-технических работников в близких к фронту районах»). К уголовной ответственности стали привлекаться граждане СССР, уклоняющиеся от мобилизации для работы на производстве, строительстве и сельхозработах, а также лица, самовольно оставившие учебу на трактористов, комбайнёров, механиков и бригадиров тракторных бригад для МТС и совхозов. Они приговаривались народными судами к принудительным работам на срок от 6 месяцев до 1 года без лишения свободы (указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 февраля 1942п «О мобилизации на период военного времени городского населения для работы на производстве и строительстве»; постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 13 апреля 1941 г «О порядке мобилизации на сельскохозяйственные работы в колхозы, совхозы и МТС трудоспособного населения городов и сельских местностей»; постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б) от 9 января 1943 г. «О подготовке трактористов, комбайнеров, механиков и бригадиров тракторных бригад для МТС и совхозов»)15.

Дополняли данную категорию депортированные, которых НКВД использовало как «трудмобилизованных» Приступив к массовому переселению советское правительство ориентировало исполнителей на переселение трудоспособного населения. Мобилизации подлежали мужчины депортированных национальностей в возрасте от 15 до 55 лет и женщины в возрасте от 16 до 45 лет (постановление ГКО № 1123 СС от 10.01.1942 г.; № 1281 СС от 14.02.1942; № 2383 СС от 7.10.1942 г.; № 2409 от 14.10.1942 г. и др.). В документах НКВД отмечалось, что нетрудоспособные мужчины и женщины старше 60 лет выселению не подлежали16. Депортации подлежали и военнослужащие Красной Армии. В соответствии с приказом Наркома Обороны И.В.Сталина от 8 сентября 1941 г. в строительные части были направлены изъятые из частей, академий, военно-учебных заведений и учреждений Красной Армии все военнослужащие немецкой национальности. В 1943-1944 гг. на восток были отправлены демобилизованные из армии граждане депортированных национальностей: в декабре 1943 г. -демобилизованные калмыки; в марте 1944 г. - карачаевцы. В ряде случаев по месту прибытия депортированных рекомендовалось использовать в конкретных отраслях народного хозяйства: карачаевцев - на полевых работах, калмыков - «главным образом в сельском хозяйстве, животноводстве и рыболовстве»17. С начала войны в системе ГУЛАГа увеличилась численность «спецконтингента НКВД» за счёт лиц, проходивших проверку и фильтрацию: военнопленные и окруженцы, деревенские старосты и гражданские лица, подозреваемые в изменнической деятельности, рядовые полицейские и гражданские лица (мужчины) призывных возрастов, проживавшие на территории, занятой противником.

Три категории населения ГУЛАГа - заключенные, «мобилизованные немцы» и спецпереселенцы - имели различный правовой статус, но все вместе создавали контингент дешевой рабочей силы, используемый в народном хозяйстве. В соответствии с решением ГКО и приказом Народного Комиссара внутренних дел Союза СССР все они направлялись на строительство объектов, осуществляемых НКВД, в распоряжение других наркоматов, на сельскохозяйственные работы. Заключенные работали в различных областях тяжёлой промышленности, на строительстве железных и шоссейных дорог, промышленных предприятий, аэродромов, на лесозаготовках и т.д. Прошедшие через сборно-пересыльные пункты (фильтрационные лагеря) и «трудмобипизованные» направлялись на военно-промышленные, строительные и хозяйственные объекты, осужденные народными судами к исправительно-трудовым работам за нарушение трудового законодательства использовались по основному месту работы.

Принудительный труд «подопечных НКВД» осуществлялся в условиях особого режима содержания. 22 июня 1941 г. вышел приказ НКВД и Генерального прокурора СССР за № 00221 об ужесточении лагерного режима. Расконвоированные были возвращены в зоны, отбывших срок перестали освобождать, был введен 11 -часовой рабочий день на тяжелых работах и 12-часовой на остальных, в зонах усилена военная охрана, начальники лагерей и оперуполномоченные по-

лучили право неограниченных действий. 17 октября 1941 г. ГКО законодательно наделил особые совещания при НКВД СССР правом выносить любые приговоры вплоть до расстрела. Для обеспечения рабочей силой развернувшегося строительства в районах их дислокации стали создаваться исправительно-трудовые лагеря НКВД, где были установлены соответствующий режим и охрана, «обеспечивающие наиболее полное использование и изоляцию заключенных как на производстве, так и в колониях». В апреле 1943 г. по решению Президиума Верховного Совета СССР в СССР был введен каторжный труд (указ Президиума Верховного Совета СССР от 22 апреля 1943 г. «О мерах наказания изменникам Родине и предателям и о введении для этих лиц, как меры наказания, каторжных работ»). Режим содержания «спецконтингента НКВД», находившихся в сборно-пересыльных пунктах (проверочно-фильтровочных лагерях), мало чем отличался от содержания заключенных ИТЛ: зона с колючей проволокой, лишение права выхода в город, переписки с родными. После проверки «освобожденно-го»ставили на оперативный учёт по месту его работы. Передача в постоянные кадры в промышленности лишала права самостоятельно изменить место работы и место жительства. Содержание на оперативном учёте фактически являлось формой лишения свободы. Направление к месту работы осуществлялось в специальных эшелонах под конвоем НКВД18. Режим содержания депортированного населения был определен постановлением ГКО СССР N9 1123 СС от 10 января 1942г.: оно должно было размещаться в охраняемых лагпунктах. В лагерях функционировали оперативно-чекистский отдел, учетно-распредилительные и культурно-воспитательные части. Лагеря были окружены колючей проволокой с контрольно-следовой полосой и наблюдательными вышками. Положение «трудмобилизованных» мало чем отличалось от положения заключенных. Формально советское руководство всячески подчеркивало различие статуса заключенных и «трудмобилизованных». В официальных документах побеги «трудмобилизованных» назывались «дезертирством». С июля 1942 г. у данной категории перестали изымать партийные и комсомольские документы. В зонах внутреннего сцепления стройотрядов использовалась «самоохрана» - коммунисты и комсомольцы из числа «трудмобилизованных» помогали стрелкам ВОХР без оружия нести функции охраны. Им начислялась заработная плата по единой тарифной сетке для вольннонаемного состава, которая подлежала выдаче на руки за вычетом удержаний на питание, коммунально-бытовые услуги, по обязательным платежам, сборам и государственными займами. Но в случае замечаний по своей производственной деятельности или дисциплине зарплата «трудмобилизованным» переставала выдаваться. Грань между положением заключенного и «трудмобилизованного» окончательно стиралась в случае применения системы уголовного наказания к последним. Они переводились в пределах общего ограждения из «стройотряда» в «лагучасток», где именовались «з/к» (заключенные)19.

В годы Великой Отечественной войны системой принудительного труда были охвачены все категории населения СССР, как свободного, так и находящегося в условиях заключения или под надзором. Они работали во всех отраслях народного хозяйства, их труд был интегрирован в хозяйственную систему и обеспечивал получение существенной доли валового внутреннего продукта.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК. Т. 7. М.,1985. С.222.

2 См: КПСС в резолюциях... Т. 7. С.285.; Трудовое законодательство военного времени. М.,1943. С.5-6.

3 См: Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам (1917-1968). Т. 3. М., 1968. С.35-37; Трудовое законодательство военного времени. С.8, 31.

4 См.: Иосиф Сталин - Лаврентию Берии: «Их надо депортировать». М.,1992; Конасов А.Б., Те-рещук A.B. К истории советских и немецких военнопленных// Новая и новейшая история. 1996. №5.

5 Решения партии и правительства... Т. 3. С.36, 40, 64, 87; Трудовое законодательство... С.9, 13, 18,29-33.

6 См: Трудовое законодательство... С.29.

7 См: Решения партии и правительства... Т. 3. С.64.

8 См: КПСС в резолюциях... Т. 7. С.282-284; Трудовое законодательство... С.16; Решения партии и правительства ... Т. 3. С.68, 104.

9 См: Трудовое законодательство ... С. 10-12.

10 Там же. С.4, 7-8, 31.

11 См.: Решения партии и правительства ... Т. 3. С.60,87,92,127,160,175,193,219,227.

12 См.: Решения партии и правительства ... Т. 3. С.55, 89,96,175-176.

13 Там же. С.35.38, 60, 193,219.

14 См.: Доклад о работе главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР за годы Отечественной войны // Новая и новейшая история. 1996. № 5. С. 134.

15 См.: Решения партии и правительства ... Т. 3. С. 64, 87, 88; Трудовое законодательство... С.9, 18, 32-33.

16 См.: Иосиф Сталин - Лаврентию Берии...С.216; Сборник законодательных и нормативных актов о репрессиях и реабилитации жертв политических репрессий. М., 1993. С.112.

17 Иосиф Сталин - Лаврентию Берии... С.7-15,94, 97.

18 См.: Доклад о работе главного управления исправительно-трудовых лагерей и колоний НКВД СССР за годы Отечественной войны // Новая и новейшая история. 1995. № 5. С. 137-138; Иванова Г.М. ГУЛАГ в экономической и политической жизни страны // СССР и холодная война. М., 1995. С. 214-215; Полемщиков В.М. Под семью замками: из архива КГБ. Сыктывкар, 1996. С.37; Земсков В.Н. ГУЛАГ (историко-социологический аспект) //Социс. 1991. № 7. С.4-5.

19 См.. Иосиф Сталин-Лаврентию Берии...С. 142; Бугай Н.Ф. Автономию немцев Поволжья ликвидировать // История СССР. № 2. С. 175.

В.Н. Иванов

Номенклатура Южного Урала в годы перестройки

Одним из направлений демократизации политической системы СССР в годы перестройки стала поэтапная реорганизация системы партийной номенклатуры, которая являлась отработанным механизмом формирования советской элиты, принимавшей ключевые решения на всех уровнях государственной власти и управления страны. С помощью номенклатуры партийные организации держали под своим контролем и влиянием все сферы общественной жизни, осуществляя подбор кадров на ключевые посты и управляя карьерным ростом руководящих работников.

Номенклатура имела жёсткую иерархию. Все номенклатурные должности уже в сталинское время имели разграничение на 14 рангов. В номенклатуру Политбюро ЦК КПСС входили первые и в ряде случаев вторые секретари республиканских ЦК компартий, первые секретари обкомов и горкомов крупнейших городов, союзные министры, высшие военные чины, послы, директора крупнейших заводов ВПК, руководители творческих союзов, главные редакторы центральных партийных изданий. Номенклатура Секретариата ЦК КПСС включала чиновников рангом ниже: заместителей министров, вторых секретарей обкомов, секретарей облисполкомов и т.д.1 На момент приостановки деятельности компартии (август 1991 г.) номенклатура ЦК КПСС насчитывала 7 тыс. должностей2.

Все звенья номенклатуры были тесно взаимосвязаны. Ключевые должности могли входить одновременно в номенклатуру двух и более партийных комитетов различных уровней. Например, директора крупнейших предприятий союзного значения могли состоять в одно и то же время в номенклатуре городского, областного комитетов по месту нахождения производства и в номенклатуре ЦК КПСС, исходя из значимости этого поста. Поэтому служебная карьера управленца, чиновника и служащего предполагала последовательное продвижение внутри номенклатуры под жёстким контролем партийных органов. В силу вышеизложенного очевидно, что переход к демократическому устройству общества требовал отказа от номенклатуры как закрытой системы рекрутирования в политическую элиту страны, обеспечивающей интересы одной партии. Процесс этот проходил сложно и противоречиво. В настоящей статье рассматривается его региональный аспект на материалах Южного Урала.

Номенклатура парторганизаций региона включала две категории должностей: основную -работников, утверждаемых бюро партийного комитета, и учетную - кадры, назначаемые по согласованию с отделами партийного комитета, курирующими эту сферу деятельности. В партийных документах они определялись как номенклатура бюро и учетно-контрольная.

Работой с кадрами и контролем за состоянием дел различных отраслей народного хозяйства занимались отраслевые отделы партийных комитетов. Номенклатура этих подразделений охватывала должности от мастера производственной бригады до руководителей федерального уровня. В областных парторганизациях Южного Урала число отраслевых отделов было различно. На 1987 г. в Челябинском обкоме КПСС было 14 отделов, в том чис-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.