Научная статья на тему 'Начало Великой Отечественной войны и перестройка народного хозяйства страны на военный лад'

Начало Великой Отечественной войны и перестройка народного хозяйства страны на военный лад Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
10533
671
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА / ПЕРЕСТРОЙКА ЭКОНОМИКИ СТРАНЫ НА ВОЕННЫЕ РЕЛЬСЫ / "ЗЕЛЕНАЯ ПАПКА" ГЕРИНГА / "ОЛЬДЕНБУРГ" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОМИТЕТ ОБОРОНЫ / ТАНКОВАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ВОЕННО-МОБИЛИЗАЦИОННАЯ РАБОТА / ИНСТИТУТ УПОЛНОМОЧЕННЫХ / УЖЕСТОЧЕНИЕ ВЛАСТИ / КАРТОЧНАЯ СИСТЕМА РАСПРЕДЕЛЕНИЯ / ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ / GREAT PATRIOTIC WAR / REBUILDING THE COUNTRY'S ECONOMY ON A WAR FOOTING / "GREEN FOLDER" GOERING / "OLDENBURG" / RESTRUCTURING THE SYSTEM OF POWER AND ADMINISTRATION / STATE DEFENSE COMMITTEE / TANK INDUSTRY / MILITARY AND MOBILIZATION WORK / INSTITUTION EMPOWERED / TIGHTER POWER RATIONING / REDISTRIBUTION MANPOWER

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Мунчаев Ш.М., Журавлева Г.П.

Исследованы задачи и методы перестройки всей жизни страны на военный лад, жесткость власти, перебазирование мест предприятий оборонной промышленности на восток, введение новой структуры управления, распределение продовольственных и промышленных товаров населению по карточкам, перераспределение трудовых ресурсов, организация отпора врагу, роль Ставки Главного Командования Вооруженных Сил, Государственного Комитета обороны.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Beginning of the Great Patriotic War and rebuilding the country’s economy on a war footing

Authors study the problems and methods of restructuring the entire life of the country on a war footing, stiffness authorities relocated a place of defense industry enterprises to the East, introduction of a new management structure, distribution of food and industrial goods to the population on the cards, reallocation of labor, organization of enemy resistance, role of Command Headquarters of the Armed forces of the State Defense Committee.

Текст научной работы на тему «Начало Великой Отечественной войны и перестройка народного хозяйства страны на военный лад»

1С 70-летиш Победы в Великой Отечественной войне

Начало Великой Отечественной войны и перестройка народного хозяйства страны на военный лад

Ш.М.Мунчаев, Г.П.Журавлева

Исследованы задачи и методы перестройки всей жизни страны на военный лад, жесткость власти, перебазирование мест предприятий оборонной промышленности на восток, введение новой структуры управления, распределение продовольственных и промышленных товаров населению по карточкам, перераспределение трудовых ресурсов, организация отпора врагу, роль Ставки Главного Командования Вооруженных Сил, Государственного Комитета обороны.

Ключевые слова: Великая Отечественная война, перестройка экономики страны на военные рельсы, «Зеленая папка» Геринга, «Ольденбург», Государственный Комитет Обороны, танковая промышленность, военно-мобилизационная работа, институт уполномоченных, ужесточение власти, карточная система распределения, трудовые ресурсы

Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 4 (21). С. 93-110.

Великая Отечественная война с самого начала явилась исключительно серьезным испытанием для нашего государства и народа. В ходе этой войны ценой огромных, невероятных усилий и жертв советский многонациональный народ и его армия защитили свое Отечество от фашистского порабощения. Мы выиграли Великую Отечественную войну, вышли победителями из Второй мировой войны. И эта победа не была случайна, ее закономерный исход был отмечен важными шагами, которые были предприняты советским государством с первых дней. Как отметил В.В.Путин на встрече с молодыми учеными и преподавателями истории в Музее современной истории России 5 ноября 2014 г.

Мунчаев Шамиль Магомедович — доктор исторических наук, профессор, заслуженный деятель науки Российской Федерации, профессор кафедры истории Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова. Адрес для корреспонденции: cspgo@mail.ru.

Журавлева Галина Петровна — доктор экономических наук, профессор, Заслуженный деятель науки Российской Федерации, научный руководитель факультета экономики и управления Международного института экономики и права.

Адрес для корреспонденции: galinaguravleva@rambler.ru.

в Москве, войну мы выиграли и потому, что «сыграла определенную роль и жесткость, а может быть и жестокость власти. Можно сейчас спорить и давать оценки политические. Просто трудно сказать, смогли бы мы выиграть войну, если бы власть не была такой жесткой».

Поэтому одной из центральных задач, которая встала перед советским государством с первых дней и часов начавшейся войны, была быстрейшая перестройка всего народного хозяйства, всей экономики страны на военные рельсы. А решать столь сложные, жизненно важные задачи обычными методами мирного времени, тем более в исключительно короткие сроки, было невозможно. Требовались иные формы и методы работы, которые во многом граничили бы с жесткостью, а порой и жестокостью принимаемых решений, ибо, как известно, в создавшихся условиях речь шла о жизни или смерти советского государства.

Государство ясно осознавало, что поднять миллионные массы народа на борьбу с врагом, мобилизовать его в Вооруженные Силы — это еще полдела. Не менее сложна была задача быстро вооружить многомиллионную армию военного времени современной боевой техникой и всем необходимым. Между тем решение именно этой задачи в первые дни войны было сопряжено с большими трудностями.

С самого начала войны под ударом врага оказалась главная военно-промышленная база Советского Союза. Огромная потеря производительных сил могла парализовать всю экономику СССР, иметь катастрофические последствия для его обороноспособности. На это и делали главную ставку фашистские правители Германии. Планируя молниеносную войну против СССР, они никак не могли предположить, что советскому государству удастся быстро провести перестройку, осуществить громадное перебазирование своих производительных сил на Восток, вывести из-под удара врага и не дать ему воспользоваться ими.

Фашистская Германия рассчитывала с первых же дней вторжения в максимальной степени использовать экономические ресурсы СССР. С этой целью гитлеровским командованием еще заблаговременно было изучено состояние и география всего хозяйства СССР и определены конкретные задачи по его экономическому грабежу. Эти задачи были изложены в специальном документе под названием ЕС-472/ СССР «Директивы по руководству экономикой» (зеленая папка) [1, Т. 1. С. 152-195].

Первый раздел этого плана прямо предусматривал: «Согласно приказу фюрера, необходимо принять все меры к немедленному и полному использованию оккупированных областей в интересах Германии, все

мероприятия, которые могли бы воспрепятствовать этой цели, должны быть отложены или вовсе отменены. Использование подлежащих оккупации районов должно проводиться в первую очередь в области продовольственного и нефтяного хозяйства. Получить для Германии как можно больше продовольствия и нефти — такова главная экономическая цель компании». Выступая на совещании в ставке Вермахта 09.01.1941, Гитлер заявил: «Цель операции должна состоять в уничтожении русских вооруженных сил, в захвате важнейших экономических центров и разрушении остальных промышленных районов, прежде всего в районе Екатеринбурга; кроме того, необходимо овладеть районом Баку». «Гигантские пространства России, — продолжал он, — таят в себе неисчислимые богатства. Германия должна экономически и политически овладеть этими пространствами, но не присоединять их к себе. Тем самым она будет располагать всеми возможностями для ведения в будущем борьбы против континентов, тогда никто больше не сможет ее разгромить» [2].

«План Барбаросса» имел экономический раздел под кодовым названием «Ольденбург». Основные его цели еще до начала войны были детализированы в «Директиве по руководству экономикой во вновь оккупированных восточных областях» и предназначались для хозяйственного руководства на оккупированных территориях СССР. Существовал тщательно разработанный план действий монополий почти в каждой отрасли народного хозяйства, рассчитанный на максимальный грабеж ресурсов Советского Союза. 10.07.1941 было проведено совещание правления концерна «ИГ Фарбениндустри» по вопросу «О работе химических предприятий России». Было предусмотрено максимальное использование химических предприятий советских городов: Ярославля, Воронежа, Еревана, Казани и др. Нефтью в России должна была заниматься фирма «Континенталь», образованная еще в марте 1941 г. Соответствующие планы были намечены для ограбления и других отраслей народного хозяйства СССР [1, С. 621, 622, 627, 754, 755].

Как видно, фашистская Германия рассчитывала использовать захваченный экономический потенциал Советского Союза не только в борьбе с ним, но и в борьбе за мировое господство.

Молниеносным захватом природных богатств нацисты надеялись получить в свое владение неиссякаемый источник не только минерального сырья, но и продовольственных ресурсов, которые были особенно узким местом в Германии. 20.06.1941, за два дня до нападения, один из видных гитлеровских главарей и идеологов фашизма Альфред Розенберг в своей речи о политических целях Германии в предстоящей

войне против Советского Союза указывал: «Обеспечение продовольствием германского народа в течение этих лет несомненно будет главнейшим германским требованием на Востоке».

Нападение гитлеровской Германии на Советский Союз 22.06.1941 поставило Советское государство на грань катастрофы. Уже через неделю войны немецкими войсками был взят Минск, в августе — Смоленск, в сентябре — Киев, а в октябре танковые дивизии Гудериана и Гота стояли уже под Москвой.

Громадные сложности для Советской власти в этих условиях представляла перестройка всей жизни страны на военный лад — перебазирование массы предприятий на восток, налаживание народного хозяйства, труда и быта населения, функционирования социально-хозяйственных и административно-политических институтов власти на местах. Но главное — необходимо было в кратчайшие сроки выработать новую структуру управления, новые формы, пути и средства достижения поставленных целей, сформировать эффективный механизм выполнения государственных решений.

Каковы же были основные направления перестройки системы государственной власти и управления с началом войны?

Первое направление — это изменение структуры государственной власти, т.е. создание, наряду с конституционными, чрезвычайных властных органов, наделённых самыми широкими полномочиями. Такими органами явились: в центре — Государственный Комитет Обороны, на местах, в прифронтовых районах — городские комитеты обороны.

Второе направление — изменение содержания деятельности органов власти всех ветвей и уровней. Главными в их работе теперь стали военные вопросы, т.е. те, от решения которых зависело дело защиты государства.

Третье направление — изменение стиля и методов руководства и управления государственных органов в сторону ещё большей жёсткости, усиления централизма и единоначалия, отмены элементов коллегиальности и демократии в управленческой сфере.

Четвёртое направление — еще большее перемещение центра тяжести государственной власти от законодательно-представительных органов к исполнительно-распорядительным. Законодательная власть СССР — съезды, сессии Советов разных уровней — на период войны как бы замерла, приостановив временно свою деятельность.

Наконец, пятое направление — реформирование в сторону дальнейшего ужесточения правоохранительной, судебной системы в стране. Наряду с органами государственного управления в тот период огром-

ную роль стали играть правоохранительные органы, органы принуждения: НКВД, суд, прокуратура.

В первые же дни войны советское руководство провело ряд неотложных мер, направленных на организацию отпора врагу.

22 июня в 12 часов 15 минут член Политбюро ЦК ВКП(б), заместитель председателя СНК СССР В.М.Молотов по поручению руководства страны обратился по радио к стране. В заявлении выражалась уверенность, что Красная Армия и весь народ «поведут победоносную отечественную войну за Родину, за честь, за свободу», что в этой войне «весь наш народ должен быть сплочён и един как никогда». Заявление завершалось чеканными словами, ставшими историческими: «Наше дело правое. Враг будет разбит. Победа будет за нами». Это звучало как клятва.

В первый же день войны были приняты указы Президиума Верховного Совета СССР «О военном положении» и «О мобилизации военнообязанных». Данные нормативные акты вводились в действие в полном соответствии с Конституцией страны. На территории европейской части СССР с 23 июня была объявлена мобилизация военнообязанных 1905-1918 гг. рождения и введено военное положение. Все государственные функции передавались военным властям, которые наделялись чрезвычайными полномочиями, включая право изъятия имущества, объявления трудовой повинности и т.д.

23.06.1941 было принято постановление СНК СССР и ЦК ВКП(б), на основании которого образовывалась Ставка Главного Командования Вооружённых Сил во главе с Наркомом обороны С.Тимошенко. Позднее, 10.07.1941 Ставку Главного Командования возглавил И.В.Сталин, что значительно повысило её политическое значение и вес. В первые дни и недели войны были приняты и другие государственные акты, направленные на организацию защиты страны. Сразу же сработал государственный механизм.

29.06.1941 Сталиным и Молотовым была подписана секретная директива Совнаркома СССР и ЦК партии, предназначенная для партийных и советских организаций прифронтовых областей. В ней открыто были признаны масштабы военных поражений, а главное, содержалась программа перестройки нашего государства и общества на военный лад [3].

03.07.1941 И.В.Сталин обратился к советскому народу по радио. В этот день, по общему мнению, он произнес самую сильную из речей за годы войны.

Создание 30.06.1941 Государственного Комитета Обороны (ГКО) под руководством И.В.Сталина было оформлено совместным поста-

новлением высших государственных и партийных органов. В этом небольшом по объёму документе четко определялись цели, персональный состав, полномочия и функции этого органа.

«Ввиду создавшегося чрезвычайного положения и в целях быстрой мобилизации всех сил народов СССР для проведения отпора врагу, вероломно напавшему на нашу Родину, Президиум Верховного Совета СССР, Центральный Комитет ВКП(б) и Совет Народных Комиссаров СССР признали необходимым:

1. Создать Государственный Комитет Обороны в составе т. Сталин И.В. (председатель), т. Молотов В.М. (заместитель председателя), т. Ворошилов К.Е., т. Маленков Г.М., т. Берия Л.П.

2. Сосредоточить всю полноту власти в государстве в руках Государственного Комитета Обороны.

3. Обязать всех граждан и все партийные, советские, комсомольские и военные органы беспрекословно выполнять решения и распоряжения Государственного Комитета Обороны.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

М.И.Калинин

Председатель Совнаркома Союза СССР и Секретарь ЦК ВКП(б)

И.В.Сталин».

Таким образом, ГКО стал высшим партийно-государственным органом, постановления которого имели высшую юридическую силу как законы военного времени. Характерно, что члены этого органа занимали ключевые посты в государственно-партийной иерархии. Так, В.М.Молотов был вторым человеком в партии после И.В.Сталина, членом Политбюро, Наркомом иностранных дел, К.Е.Ворошилов — членом Политбюро, членом Ставки, Г.М.Маленков — кандидатом в члены Политбюро, Секретарём ЦК ВКП(б), курировавшим кадровые вопросы, Л.П.Берия — кандидатом в члены Политбюро, Наркомом внутренних дел.

Никогда ещё — ни до, ни после войны — в стране не имелось органа с такими неограниченными полномочиями, существовавшего более 4 лет. Иногда его уподобляют Совету Рабочей и Крестьянской Обороны времён Гражданской войны. Правда, последний был предусмотрен Конституцией РСФСР 1918 г., и полномочия его были скромнее.

Образование ГКО было объективно необходимо. Спасти сложившееся с началом войны положение могла только твёрдая и решительная власть. С целью её создания и был образован ГКО, который, в свою очередь, в октябре-ноябре 1941 г. учредил более чем в 60 городах прифронтовой полосы чрезвычайные местные органы власти — городские

комитеты обороны, возглавляемые первыми секретарями обкомов или горкомов ВКП(б). В состав данных органов власти также входили председатель областного или городского совета (в качестве заместителя), начальник местного управления НКВД, военный комиссар и военный комендант области или города. Опираясь в своей работе на аппарат обкома или горкома партии, комитеты обороны проявили себя как действительные органы власти. Через своих уполномоченных и оперативные группы они руководили мобилизацией населения и материальных ресурсов, организовывали производство и ремонт боевой техники и вооружения, строили оборонительные рубежи, создавали отряды народного ополчения.

С образованием ГКО была осуществлена полная централизация власти, окончательно ликвидировано разграничение функций высших государственных и партийных органов.

В многогранной деятельности ГКО в годы войны можно выделить три основных направления:

1) военно-организаторская деятельность ГКО. Это, прежде всего, военно-мобилизационная работа (формирование новых военных контингентов и боевых резервов), а также строительство оборонительных сооружений, охрана тыла, добровольческое движение, противовоздушная оборона и другие вопросы;

2) военно-хозяйственная деятельность ГКО. Это, прежде всего, перестройка всей экономики на военный лад, т.е. резкое увеличение производства, военной продукции, проведение эвакуационных мероприятий, обеспечение работы транспорта, вопросы жизнеобеспечения населения, восстановление разрушенного хозяйства и т.д.;

3) правоохранительная деятельность — принятие соответствующих законов военного времени, укрепление исполнительской дисциплины всех органов власти и должностных лиц, усиление воинской и трудовой дисциплины, наведение порядка в советском тылу, борьба с преступностью, антисоветскими выступлениями и решение других аналогичных вопросов.

В ходе войны, в связи с увеличением круга решаемых задач, состав ГКО менялся. В 1942 г. И.В.Сталин ввёл туда Н.А.Вознесенского — кандидата в члены Политбюро, председателя Госплана СССР, специалиста в области управления экономикой, А.И.Микояна — члена Политбюро, Наркома внешней торговли, курировавшего вопросы снабжения Красной Армии, и Л.М.Кагановича — члена Политбюро, Наркома путей сообщения, ведавшего железнодорожными перевозками. В 1944 г.

К.Е.Ворошилова сменил Н.А.Булганин — член ЦК ВКП(б), заместитель Наркома обороны.

В феврале 1942 г. И.В.Сталин распределил обязанности между членами ГКО, определив, таким образом, их персональную ответственность за порученный участок работы. В.М.Молотову, например, был поручен контроль за выполнением решений ГКО по производству танков. Г.М.Маленков контролировал вопросы производства самолётов и авиамоторов, Л.П.Берия курировал производство вооружения и миномётов, Н.А.Вознесенский следил за выполнением решений ГКО по производству боеприпасов, А.И.Микоян ведал вопросами снабжения Красной Армии горючим, продовольствием и вещевым имуществом [4].

Такой подход позволил ГКО вести свою работу более оперативно, скоординировано, целенаправленно. Но, главное, была установлена персональная ответственность каждого члена ГКО за порученный участок работы перед председателем ГКО И.В.Сталиным. Очень коротко следует рассказать и о работе самого ГКО.

Как работал этот государственный орган? Регулярные заседания ГКО в полном составе не проводились, протокольные записи не велись. Фактически все вопросы решались в кабинете Сталина, куда вызывались, кроме членов ГКО, наркомы, военные, партийные и государственные руководители при решении соответствующих вопросов. За время войны до своей ликвидации 04.09.1945 ГКО принял 9971 постановление и распоряжение, определявшие, главным образом, вопросы мобилизации народного хозяйства на нужды фронта: перевод предприятий на выпуск военной продукции, организацию военного производства, разработку новых видов военной техники. Наряду с военными вопросами ГКО контролировал производство металла, топлива, электроэнергии, работу транспорта. Он оперативно руководил эвакуацией промышленных предприятий, а затем, по мере освобождения оккупированных территорий, реэвакуацией и восстановлением производства. Большое внимание уделялось формированию новых частей и соединений Красной Армии, назначению руководящих кадров в армию и народное хозяйство.

В первые, самые напряженные дни войны этот высший государственный орган рассматривал и оперативно принимал наиболее важные, животрепещущие вопросы, касавшиеся организации обороны страны. По их содержанию и даже названию можно судить о направлениях деятельности партийно-государственного руководства в то тяжелое время, о приоритетах и тенденциях в управлении страной и армией. Приведем только некоторые примеры.

Так, постановления ГКО от 01.07.1941 были посвящены организации производства танков Т-34 на заводе «Красное Сормово» в Горьком и танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе.

Забегая несколько вперед, хотелось бы подробнее сказать о том, как решалась танковая проблема в стране в условиях военного времени.

Потери танков, построенных еще в 30-е гг., с неудачным началом войны были для нашей армии очень существенными, если не сказать катастрофическими. К этому времени старые центры танкостроения СССР — Ленинградский, Московский и Харьковский находились под угрозой оккупации или в зоне активных действий немецкой авиации. Поэтому уже в первые дни войны советское правительство обратило самое серьезное внимание на развитие танковой промышленности. В этих целях в сентябре 1941 г. был учрежден Народный комиссариат танковой промышленности во главе с В.А.Малышевым, сделавший очень многое для ускорения постройки в начале войны новых предприятий для создания на востоке страны, в ходе эвакуации, танкостроительных заводов, сыгравших огромную роль в обеспечении воюющей армии необходимым количеством первоклассных танков и другого боевого оружия, громившего врага.

Советское руководство в процессе начавшейся эвакуации правильно определило территорию, куда необходимо вывозить предприятия танковой промышленности, и продуманно были подобраны необходимые производственные площадки для новых танковых заводов. В этом направлении в кратчайшие сроки была проделана огромная работа.

Если в прошлые годы конкретные данные по эвакуационным танковым предприятиям были засекречены и доступ исследователей к изучению и использованию этих данных был очень ограничен, то сегодня мы имеем возможность широко пользоваться этими материалами, поскольку они имеются в открытом доступе. Сравнительно недавно, в конце ноября - начале декабря 2014 г. на страницах «Военно-промышленного курьера» (№ 44) были впервые опубликованы интересные документы по данным вопросам, которые заслуживают того, чтобы и мы в нашей статье привели некоторые из этих данных.

В ходе начавшейся перестройки в условиях эвакуации оборонных предприятий на востоке страны в короткие сроки возникли следующие танковые предприятия:

1. Уральский танковый завод № 183 - крупнейший в мире комбинат по производству наиболее массовых и востребованных в сражениях средних танков Т-34. Здесь на площадях самого большого на евразийском континенте Уральского вагоностроительного завода было слито воеди-

но 12 эвакуированных предприятий. Наиболее крупными из них являлись Харьковский танковый завод № 183 им. Коминтерна, Московский станкостроительный завод им. Орджоникидзе, Орджоникидзеградский сталелитейный завод и бронекорпусное производство Мариупольского завода им. Ильича; Челябинский Кировский завод (ЧКЗ) появился в результате слияния Челябинского тракторного, Ленинградского Кировского и Харьковского дизельного (№ 75) заводов, а также станкостроительного завода «Красный пролетарий» и завода шлифовальных станков № 7. ЧКЗ выпускал сначала танки КВ, затем Т-34, за ними последовали тяжелые самоходные орудия: СУ-152, ИСУ-122, ИСУ-152 и танки ИС. К указанному следует добавить добрую половину произведенных в СССР танковых дизелей и всю дизельно-топливную аппаратуру.

2. Гигант советского тяжелого машиностроения — Свердловский Уралмашзавод включил в себя эвакуированный броневой Ижорский завод и поставлял ЧКЗ и заводу № 183 броневые корпуса и башни тяжелых и средних танков. А после эвакуации сюда же танкостроителей из Сталинграда на предприятии началась самостоятельная сборка «тридцатьчетверок», а затем и самоходных артиллерийских установок среднего класса.

3. Здесь же, в Свердловске, на площадках основанных еще в первой половине XIX в. машиностроительных предприятий возникли новые предприятия, которые выпускали легкие танки Т-60 и Т-70, а затем переключилось на комплектующие для средних танков и САУ, и в итоге эти предприятия превратились в крупный агрегатный завод;

И еще два примера:

4.Завод № 174 разместился на площадке Омского паровозоремонтного завода и вобрал в себя Ленинградский завод с тем же номером и Ворошиловградский паровозоремонтный завод. Поначалу здесь пробовали делать легкие танки Т-50, но затем освоили Т-34 и выпускали их до конца войны.

5. Завод № 38 в городе Кирове, созданный на местной базе коллективом эвакуированного Коломенского паровозостроительного завода, в 1942-1945 гг. производил легкую бронетехнику — танки Т-70 и самоходки СУ-76.

На появившихся в результате эвакуации предприятиях была построена основная часть бронетехники военного времени. Из старых же танковых центров в конце 1941 г. и в 1943 г. удалось восстановить производство в Московском районе [5].

Несмотря на серьезные проблемы, возникшие с первых дней войны, быстрейшее перемещение в ходе перестройки и развертывания в

восточных районах оборонной промышленности являлось непревзойденным по масштабам и сложности решенных задач. В мировой истории никто и никогда не мог сделать ничего подобного. К примеру, в годы Первой мировой войны для эвакуации нескольких предприятий из Риги потребовалось больше года. Как правило, промышленность оккупированных районов России и Франции в тот период доставалась немцам в неповрежденном виде. Гитлеровская же Германия в 1941 г., планируя быструю победу примерно к осени 1941 г., рассчитывала на захват всей экономики СССР и использование ее в своих дальнейших планах. Когда же немецкое командование выяснило, что эвакуированные заводы не просто перемещены, но уже работают и работают ускоренно, то эффект оказался неожиданным и шокирующим.

Вернемся все же к начальному периоду Великой Отечественной войны. В течение первого полугода войны (до 1 января 1942 г.) ГКО СССР, как отмечалось выше, было принято около 1100 постановлений и различных распоряжений. Из этого количества 24% было посвящено вопросам военно-мобилизационной работы, 22% — кадровым вопросам, 20% — организации производства боевой техники, боеприпасов и вооружения, 15% — принятию репрессивных мер и укреплению дисциплины, 8% — переселению отдельных категорий населения вглубь страны, 7% — строительству линий обороны, 4% — вопросам снабжения фронта.

Связующим звеном ГКО с отраслями военной экономики и важнейшими предприятиями стал институт уполномоченных. Уполномоченные ГКО назначались из числа партийных, советских и хозяйственных руководителей для контроля за осуществлением того или иного государственного мероприятия. Со стороны ГКО был организован жёсткий контроль за выполнением принятых решений и планов выпуска продукции для фронта.

Надо сказать, что ГКО не имел специального аппарата, его решения готовились в различных наркоматах. Однако по мере надобности при ГКО создавались различные структурные подразделения. Так, был создан Транспортный комитет. Контроль за текущей работой осуществляло Оперативное бюро ГКО. Действовали постоянные комиссии — для предварительной подготовки к рассмотрению вопросов снабжения продовольственными и промышленными товарами, по организации ремонта танков. В начале 1943 г. был образован Трофейный комитет, которым руководил К.Е.Ворошилов. Важнейшими научно-техническими проблемами ведали Совет по радиолокации, специальный комитет по вопросам использования атомной энергии. В конце войны был создан Особый комитет по репарациям.

Наряду с ГКО в годы войны в качестве чрезвычайных были созданы и другие органы, подчинённые ГКО: Совет по делам эвакуации, преобразованный в Комитет по эвакуации, а затем в Управление по делам эвакуации при СНК СССР (декабрь 1941 г.); Комитет по учёту и распределению рабочей силы при СНК СССР (июнь 1941 г.); Центральный штаб партизанского движения при Ставке ВГК (май 1942 г.); Чрезвычайная государственная комиссия по установлению и расследованию злодеяний немецко-фашистских захватчиков (ноябрь 1942 г.). Они создавались ГКО, Совнаркомом СССР, Президиумом Верховного Совета и выполняли свои специфические функции.

Следует отметить, что характерными чертами системы государственной власти в СССР в военное время были:

♦ усиление авторитаризма власти, т.ес.перенесение жёсткой субординации с военной сферы на гражданскую;

♦ выстраивание параллельной структуры власти — чрезвычайной;

♦ резкое усиление полномочий внесудебных карательных органов;

♦ введение в жизнь и быт населения тотального нормированного снабжения.

Следует подчеркнуть, что руководящей силой в советском обществе осталась коммунистическая партия. Фактически руководство партией, а через неё — страной было сосредоточено в высших органах ЦК: Политбюро, Оргбюро, Секретариате, но в условиях войны коллегиальность была свёрнута до предела. Постановления принимались чаще всего в опросном порядке.

Политбюро рассматривало очень широкий круг вопросов — начиная от мобилизации военнообязанных и объявления военного положения в первый день войны до многочисленных награждений, присвоения высших воинских и различных почётных званий в конце её. Практически все важнейшие партийные дела и кадровые вопросы в высшем звене, за исключением тех, которые считались компетенцией ГКО, проходили через Политбюро, Оргбюро, и решения скреплялись подписью Сталина. Характерно, что значительная их часть имела форму указов Президиума Верховного Совета СССР или постановлений СНК СССР. Деятельностью Политбюро руководил лично И.В.Сталин как Первый секретарь ЦК ВКП(б). В состав Политбюро входили те же лица, что и до войны, избранные в 1939 г. на XVIII съезде партии. Поскольку в годы войны партийные съезды не проводились, то и состав Политбюро не менялся.

Усилилась роль местных партийных органов, которые и в мирное время концентрировали в своих руках руководство всей жизнью на подведомственной территории, выполняли функции исполнительной власти. Производственно-отраслевые отделы, институт секретарей партийных органов, контролировавших отдельные отрасли экономики, были значительно расширены. Первые секретари партийных органов действовали, кроме того, в качестве уполномоченных ГКО, членов Военных советов округов, фронтов, армий, председателей городских комитетов обороны.

Через местные партийные организации руководство ВКП(б) применяло чрезвычайные формы, позволяющие осуществлять перекрёстную систему контроля. На важнейшие предприятия были направлены парторги ЦК, число которых к концу войны выросло до 1377. В конце 1941 г. была создана сеть политорганов на селе и транспорте — политотделы совхозов, МТС, отделений железных дорог.

С началом войны были внесены коррективы в деятельность Правительства СССР и его органов. Совнарком СССР и наркоматы проводили в жизнь постановления ГКО. СНК занимался вопросами эвакуации промышленных предприятий и восстановления их на новых местах, объединял и направлял работу наркоматов, ведавших производством продукции для населения, занимался вопросами капитального и жилищного строительства, сельского хозяйства, ведал социально-культурной сферой, статистикой, кредитной и денежной системой.

Война потребовала внести изменения в сложившуюся структуру СНК и наркоматов. Возникли новые наркоматы: в сентябре 1941 г. — Наркомат танковой промышленности, в ноябре того же года—Наркомат миномётного вооружения. Была создана Комиссия по текущим делам при СНК, которой поручалось решать все оперативные вопросы, а в необходимых случаях вносить свои предложения на утверждение Сталина. Помимо вышеупомянутого Совета по эвакуации были созданы Управления по снабжению народного хозяйства нефтепродуктами, лесоматериалами, топливом, по трудоустройству инвалидов войны, Государственный комитет по учету и распределению рабочей силы, Центральное управление по делам репатриации и их территориальные органы.

В годы Великой Отечественной войны, как известно, система органов государственной власти, ввиду объективных причин военного времени, претерпела серьёзные изменения. При сохранении прежних органов законодательной и исполнительной власти, закреплённых в Конституции СССР, появились новые государственные структуры, но-

сившие чрезвычайный характер. Главным же чрезвычайным органом власти, как отмечалось выше, был ГКО во главе с И.В.Сталиным.

Местные Советы и их отделы в ходе войны действовали в уменьшенном составе. Они стали заниматься, в основном, социальными вопросами: устройством детей-сирот, государственным обеспечением семей военнослужащих, местными бытовыми вопросами, а также военным обучением.

С первых дней войны было внесено изменение и в распределение продовольственных ресурсов. Как известно, значительные запасы продовольствия были потеряны во время военных действий. Имевшиеся ресурсы государство вынуждено было направить для снабжения Красной Армии, населения промышленных центров. По решению Политбюро была введена карточная система.

Постановлением СНК СССР от 18.07.1941 были введены карточки на некоторые продовольственные и промышленные товары вначале в Москве, Ленинграде и в других городах. Несмотря на сложность с продовольственным положением в этот период, государство сочло необходимым сохранить существующий порядок снабжения продовольственными и промышленными товарами детских домов, садов, санаториев и других учреждений. С ноября 1941 г. началось государственное снабжение мясом, рыбопродуктами, жирами и другими продуктами населения 43 крупнейших городов страны. С первых месяцев войны население более чем 60 крупных городов централизованно снабжалось через государственную торговлю всеми основными видами продуктов. Население других городов было переведено на государственное снабжение хлебом. Численность населения, находящегося на государственном снабжении хлебом и другими видами продовольствия, за годы войны достигло 76,8 млн человек [6].

В перестройке народного хозяйства и в создании военной экономики большую роль сыграли финансовая и денежно-кредитная система. В срочном порядке перераспределялись финансовые ресурсы. Война вызвала огромный рост финансовых расходов. Потребовались огромные средства на планомерную перестройку всех отраслей хозяйства на военный лад. В первые годы войны доход бюджета заметно снизился с 18 млрд руб. в 1940 г. до 16,5 млрд руб. в 1942 г. Расходы, связанные с финансированием Наркоматов обороны и Военно-морского флота, за 4,5 года войны составили 56,1 млрд руб. (52,2% всех расходов бюджета) [7].

Война вызвала необходимость усиления централизации финансов, концентрации решающей массы денежных средств в союзном бюджете, что позволило более эффективно использовать их на военные нужды.

Одновременно с этим в этот тяжелый период государство смогло не только мобилизовать народное хозяйство на нужды войны, но и привлечь минимально необходимую часть ресурсов на мирное хозяйственное и культурное строительство. Наряду с финансированием обороны за годы войны были выделены большие средства на хозяйственные, культурные и другие мирные цели. За 1941-1945 гг. на финансирование народного хозяйства было направлено 24,4 млрд руб., на социальные и культурные предприятия — 21,3 млрд руб. или 39,9% всех расходов бюджета. За эти же годы было построено 3,5 тыс. новых крупных промышленных предприятий. Расходы на просвещение за период войны составили 8,6 млрд руб., или свыше 40% всех затрат на социально-культурные мероприятия. Расходы только на социальное обеспечение за период войны составили свыше 5,8 млрд руб. и почти в 6 раз превысили довоенный уровень [7]. Перераспределение финансовых ресурсов в пользу военного производства явилось одним из важных рычагов перевода экономики страны на военные рельсы. Параллельно решались и другие задачи военно-оборонного значения. В их числе большое значение приобретала проблема трудовых ресурсов.

Военная перестройка народного хозяйства потребовала централизованного перераспределения трудовых ресурсов страны. Если в начале 1941 г. в стране имелось 31,5 млн рабочих и служащих, то к концу 1941 г. их численность сократилась до 18,5 млн. Это привело к серьезным трудностям в работе промышленности. В первые месяцы 1942 г. только по предприятиям девяти наркоматов, связанных с выпуском оборонной продукции, не хватало около 400 тыс. рабочих, из которых 250 тыс. приходилось на Наркомат авиационной промышленности [8].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Для того чтобы обеспечить кадрами военную промышленность и связанные с ней отрасли, необходимо было рационально распределить оставшиеся трудовые ресурсы, вовлечь новые слои населения в производство. 30.06.1941 при Совнаркоме СССР был образован Комитет по распределению рабочей силы. Был принят указ «О режиме рабочего времени рабочих и служащих в военное время», по которому вводились обязательные сверхурочные работы и отменялись отпуска. Это позволило на треть увеличить загрузку производственных мощностей, не увеличивая численности рабочих и служащих. 23.07.1941 постановлением СНК СССР Совнаркомам союзных и автономных республик, а также исполкомам краевых и областных Советов депутатов трудящихся было предоставлено право при необходимости переводить в обязательном порядке рабочих и служащих на работу в другие предприятия,

независимо от их ведомственной принадлежности и территориального расположения. Это позволило местным органам более оперативно маневрировать производственными кадрами в интересах войны. Только с июля 1941 г. по январь 1942 г. за счет перевода с предприятий текстильной промышленности, общественного питания, промкооперации, коммунального хозяйства и мобилизации незанятого городского, сельского и эвакуированного населения было направлено в военную промышленность, на предприятия черной, цветной металлургии, на шахты, рудники, машиностроительные заводы и на транспорт 120 850 человек, из них на оборонные предприятия 52 тыс., на железнодорожный транспорт и в строительство — около 50 тыс. человек. В этих условиях правительство особое внимание уделяло планомерной подготовке кадров для всех отраслей промышленности через систему трудовых резервов. За два года в рамках системы подготовки трудовых резервов было подготовлено для работы в военной промышленности около 1100 тыс. человек [9, С. 109, 110].

Одновременно готовили кадры на самих предприятиях. В 1942 г. только предприятиями Наркомата черной металлургии (Наркомчермета) было обучено около 80 тыс. новых рабочих.

Кроме того, для работы в промышленности, на транспорте и в строительстве формировались строительные батальоны и рабочие колонны из числа военнообязанных, но непригодных к строевой службе. Только во второй половине 1941 г. в них было мобилизовано более 700 тыс. человек [9, С. 110].

Одновременно, в феврале 1942 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР «О мобилизации в период военного времени трудоспособного городского населения для работы на производстве и строительстве», который предусматривал мобилизацию неработающих мужчин от 16 до 55 лет и женщин от 16 до 45 лет [10].

Для закрепления кадров на военных предприятиях правительство вынуждено было принять ряд суровых мер. В частности, в декабре 1941 г. был принят Указ «Об ответственности рабочих и служащих предприятий военной промышленности за самовольный уход с предприятия», по которому самовольный уход приравнивался к дезертирству из армии.

Принятые правительством меры дали возможность упорядочить в масштабах всей страны дело обеспечения народного хозяйства кадрами. В результате только в 1941 и 1942 г. было подготовлено около 7640 тыс. квалифицированных рабочих. Только в 1942 г. при средней численности рабочих в промышленности 5491 тыс. человек было под-

готовлено и переподготовлено 4388, 7 тыс., т.е. почти 80% от общего состава [9, С. 111].

С потерей ряда крупных индустриальных районов страны все задачи по обеспечению Красной Армии вооружением, боеприпасами, снаряжением населения и армии предметами потребления были возложены на районы Урала, Сибири, Дальнего Востока, Поволжья, республик Средней Азии, Кавказа и Закавказья. Разработанные в начале войны военно-хозяйственные планы исходили из максимального использования возможностей указанных районов страны. В этих условиях с особой силой проявилась эффективность плановой системы хозяйствования, сочетавшей в себе отраслевой и территориальный принципы планирования и управления. Это обеспечивало небывалое по масштабам перераспределение и маневрирование экономическими ресурсами. Единая плановая система хозяйства позволила уже в начале войны не только определить военно-экономические возможности регионов, но и в максимальной степени использовать возможности всего народнохозяйственного комплекса советского многонационального государства.

Литература

1. Нюрнбергский процесс над главными немецкими военными преступниками. М., 1955. Т. 1. С. 152-195.

2. Банкротство стратегии германского фашизма. Исторические очерки: документы и материалы. М., 1973. Т. 2. С. 93-94.

3. КПСС о Вооруженных Силах Советского Союза. М, 1981. С. 297299.

4. Хрестоматия по Отечественной истории (1941-1945 гг.). М., 1996. С. 527.

5. Устьянцев С. Урок третий: система прежде всего // Военно-промышленный курьер. 2014. № 44. С. 7.

6. Вознесенский Н.А. Военная экономика СССР в период Великой Отечественной войны. М., 1947. С. 123.

7. Финансы СССР. М., 1971. С. 93, 96-98.

8. Великая Отечественная война. Краткий научно-популярный очерк. М., 1970. С. 514.

9. Кравченко Г.С. Экономика СССР в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 г.). М., 1970. С. 109, 110.

10. Решения партии и правительства по хозяйственным вопросам / Под ред. К.М.Боголюбова, М.С.Смиртюкова. М., 1968. Т. 3. С. 64.

Beginning of the Great Patriotic War and rebuilding the country's economy on a war footing

Munchaev Shamil - Doctor of Historical Sciences, Professor, Honored Scientist of Russian Federation, Professor of history of the Plekhanov Russian University of Economics

Address for correspondence: cspgo@mail.ru

Zhuravleva Galina - Doctor of Economic Sciences, professor, Head of the Faculty of Economics and Management of the International Institute of Economics and Law Address for correspondence: galinaguravleva@rambler.ru

Authors study the problems and methods of restructuring the entire life of the country on a war footing, stiffness authorities relocated a place of defense industry enterprises to the East, introduction of a new management structure, distribution of food and industrial goods to the population on the cards, reallocation of labor, organization of enemy resistance, role of Command Headquarters of the Armed forces of the State Defense Committee.

Key words: The Great Patriotic War, rebuilding the country's economy on a war footing, "Green Folder" Goering, "Oldenburg", restructuring the system of power and administration, State Defense Committee, tank industry, military and mobilization work, institution empowered, tighter power rationing, redistribution manpower

For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 4 (21). P. 93-110.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.