Научная статья на тему 'Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности'

Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2953
470
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гаймелетдинова Г.М., Яруллин Р.Р.

В статье раскрыты теоретические положения государственного регулирования инвестиционной деятельности, предложены его методы воздействия на экономику.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности государственного регулирования инвестиционной деятельности»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

формируется чувство уверенности, а также определяет стабильность котировок акций.

ПАО «Татнефть» и ПАО АНК «Башнефть» также можно отнести к тому же типу что ПАО «Роснефть» и ПАО «Лукойл». Темпы роста чистой прибыли характеризуются относительной нестабильностью. Темпы роста дивидендных выплат относительно стабильны.

Данные колебания можно объяснить главным образом нестабильностью курса рубля и нестабильным положением на нефтяном рынке.

Тем не менее, в заключении отметим, что все из перечисленных компаний придерживаются политики стабильных выплат дивидендов, несмотря на уменьшение, чисто прибыли в последние годы. Список использованной дитературы:

1. Антонян Д. Г., Беломытцева О. С. «Особенности дивидендной политки российских акционерных обществ», Вестник Томского государственного университета. Экономика, 2014, № 3 (27), с. 79-88

2. Бочарова И. Ю. «Дивидендная политика в системе корпоративного управления компанией», Научно-практический и теоретический журнал «Финансы и кредит», №47 (479), 2011, с. 2-9

3. Долинская В. В. «Дивиденды: проблемы теории и правоприменительной практики». Вестник Омского университета. Серия «Право», 2013, № 2 (35), с. 141-148

4. ПАО «Лукойл», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.lukoil.ru/

5. ПАО «НК» Роснефть»», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://rosneft.ru/

6. ПАО «Газпром нефть», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.gazprom-neft.ru/

7. ПАО «Сургутнефтегаз», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.surgutneftegas.ru/

8. ПАО «Татнефть», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://tatneft.ru/

9. ПАО АНК «Башнефть», [Электронный ресурс]. - Режим доступа: - http://www.bashneft.ru/

© Волошин А.И., Гребенникова В. А., 2016

УДК 336.025

Г.М. Гаймелетдинова ,студентка Р.Р. Яруллин, д.э.н., профессор Финансовый Университет при Правительстве Российской Федерации

(Уфимский филиал)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация

В статье раскрыты теоретические положения государственного регулирования инвестиционной деятельности, предложены его методы воздействия на экономику.

Ключевые слова Инвестиции, инвестиционная деятельность, инвестиционная политика, государственное регулирование, методы регулирования.

Современное развитие экономической системы невозможно представить без инвестиций. В экономическом развитии страны инвестиции выполняют ведущую роль по достижению экономического роста, изменению структуры капитала, что существенно влияет на уровень жизни, стабильности и повышению конкурентоспособности.

Сложность государственного регулирования в инвестиционной сфере российской экономики связана с ослаблением системы государственного управления в условиях формирования рыночных механизмов, усиливающих эффективность рыночного управления внутренними и внешними денежными потоками по

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070_

обеспечению повышения экономической роли государства в развитии страны.

Инвестиционная деятельность на микро- и макроэкономическом уровне всегда связана с процессом инвестирования экономических ресурсов.

На макроэкономическом уровне инвестирование рассматривается как процесс государственной поддержки хозяйствующих субъектов по вложению в производство или социальные объекты экономических ресурсов. Инвестиционная деятельность на макроэкономическом уровне связана с регулированием процесса инвестирования. Следовательно, регулирование инвестиционной деятельности со стороны государства направлено на стимулирование инвестиционного спроса и предложения, также может быть направлено на сдерживание инвестиционной активности.

Государство в регулировании инвестиционной деятельности принимает участие в зависимости от состояния экономики страны (стадии цикла, дефицитности государственного и региональных бюджетов, уровня инфляции, возможности мобилизовать финансовые ресурсы внутри страны) применяя концепции, социальные программы, влияя и контролируя процессы развития, целесообразности исполнения и эффективности этих программ. В зависимости от состояния экономики концепции на двухуровневой системе определяют: во-первых, конечные цели (увеличение валового внутреннего продукта, рост объема производства и реализацию продукции, рост занятости населения, снижение темпов инфляции, повышение общего благосостояния населения); во-вторых, промежуточные цели (соотношение между инвестиционным спросом и предложением на капитал, динамику денежной массы, процентные ставки, курс национальной валюты).

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется напрямую через государственный сектор экономики, так и опосредовано - через институциональную систему (органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов федерации и местного самоуправления, а также различные финансово - экономические, денежно-кредитные и организационно-управленческие институты), которые влияют на инвестиционный процесс на макро- и микроэкономическом уровне.

Государство всегда осуществляет инвестиционное регулирование в экономическом секторе в соответствии с определенной инвестиционной политикой, выраженной комплексом правовых, административных и экономических действий государства, направленных на расширение и активизацию инвестиционных процессов. Для активизации инвестиционных процессов авторы «Стратегии 2020» предлагают создать при правительстве Национальный совет по инвестициям и контролю норм для повышения эффективности нормативно-правового регулирования предпринимательской активности. Целью государственной политики России является создание конкурентной среды, реализация программ структурированной перестройки экономики.

В экономической литературе можно встретить самые различные определения инвестиционной политики, так в «Большом экономическом словаре» отмечается, что инвестиционная политика - это составная часть экономической политики, проводимая государством и предприятиями в виде установления структуры и масштабов инвестиций, определения направлений их использования, источников получения с учетом необходимости обновления основных средств и повышения их технического уровня [1; с. 273]. Несколько по-иному суть государственного инвестиционного регулирования излагается в более ранних изданиях: «Государственное регулирование инвестиционной деятельности - это целенаправленная деятельность государства по обеспечению благоприятных условий для осуществления инвестирования с целью эффективного использования инвестиционного потенциала в целях подъема экономики увеличения ВНП и социально-экономического развития с переходом на новый технологический уклад» [2; с. 103]. На наш взгляд более точное определение государственного регулирования выражается в том, что это часть общей экономической политики государства, направленная на содействие привлечения инвестиций посредством развития социальной и экономической сферы и осуществляется в соответствии с законодательством [3; с. 397].

Таким образом, в экономической литературе существуют различные взгляды на государственную инвестиционную политику и государственное регулирование инвестиционной деятельности.

Обосновывая необходимость оптимизации государством инвестиционного развития, рассмотрим

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

методы государственного регулирования инвестиционной деятельности (рис.1).

Рисунок 1 - Методы государственного регулирования инвестиционной деятельности

Финансовые методы являются методами регулирования через механизм воздействия на экономические и социальные сферы, устраняя диспропорции и гармонизируя процессы стабильного развития, внедряя передовые технологии. Следовательно, в основе государственного регулирования заложены специфические финансовые методы, которые составляют основу государственного регулирования.

Государственное регулирование обеспечивается через совокупность способов и приемов достижения целей инвестиционной деятельности, основанных на денежных отношениях по поводу распределения и перераспределения ВВП и части национального богатства для формирования и эффективного использования финансовых ресурсов.

Следует отметить, что Российская Федерация за последние годы приложила значительные усилия для улучшения инвестиционного климата внутри страны, что подтверждается данными рисунка 2 [4].

14000000,0 13450238,213527683,7

7005 700Л 7.007 700F 7009 7010 7.011 7017 7.013 7014

Рисунок 2 - Инвестиции в основной капитал РФ, млрд. руб.

Инвестиции в основной капитал с 2005 по 2014 гг. возросли на 9916574, 7 млрд. руб. или в 3,7 раза. По данным на 31 декабря 2014 года по объему накопленных иностранных инвестиций Россия находилась на 16 месте в мире.

Государственное регулирование инвестиционной деятельности осуществляется на базе двух принципов: прямого участия в инвестициях (создание условий), стимулирующих инвестиционную деятельность и косвенного. Прямое участие в инвестициях, должно осуществляться по принципу: основная

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №4/2016 ISSN 2410-6070

часть федеральных инвестиционных средств должна поддерживать фундаментальные программы (государственные, социально-экономические), определяющие первоочередные задачи по развитию высокотехнологической экономики.

Следующим принципом является необходимость разработать инвестиционную концепцию регионов, предусматривающую набор альтернатив за счет инвестиций. Такая модель, составленная в регионах, должна иметь обоснованные идеи и критерии выработки системы приоритетов регионального развития. Необходимо также обосновать определенные формы организационного механизма инвестирования через такие принципы как принцип мониторинга и анализа инвестиционной деятельности в регионе, принцип разработки инвестиционной политики с учетом кластеров и регионов, принцип реализации государственного регулирования инвестиционной деятельности. Список использованной литературы

1. Большой экономический словарь / авт. и сост. А.Б. Борисов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Книжный мир, 2005. - 860с.

2. Борщ Л.М. Ипотечное кредитование в системе финансовой безопасности банков / Л.М. Борщ //Научный вестник: финансы, банки, инвестиции. - 2014. - № 3(28). - С. 106-113.

3.Финансовые и денежно-кредитные методы регулирования экономики. Теория и практика: учебник для магистров /Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации ;под ред. М.А. Абрамовой, Л.И. Гончаренко, Е.В. Маркиной. - Москва: Юрайт, 2014. - 551 с.

4. Справка об инвестициях [Электронный ресурс] / Официальный сайт Министерства экономического развития Российской Федерации. - Режим доступа: http://www.economy.gov.ru.

5. Яруллин Р. Р. Банк как участник государственно-частного партнерства в инвестиционных процессах// Сборник научных трудов «Управление. Экономический анализ. Финансы». /Под общей ред. д-ра экон. наук, профессора И. Р. Кощегуловой. - Уфа: УГАТУ, 2014.- с. 225-231.

6. Яруллин Р. Р. О необходимости привлечения иностранных инвестиций в Республику Башкортостан// Современные финансовые инструменты развития экономики регионов: сборник статей Международной научно-практической конференции. (Уфа, 5-6 декабря 2013 г.):/ отв. ред. Р. Р. Яруллин. - Уфа: РИЦ БашГУ, 2013.-С. 250-252.

7. Яруллин Р. Р. Источники обеспечения инновационных процессов в аграрной сфере экономики// Инновационное развитие экономики АПК: теория, история и современная практика. Материалы международной научно-практической конференции /Под общ. ред. Н. Д. Заводчикова.- Оренбург: издательский центр ОГАУ, 2013.- С. 339-345.

© Гаймелетдинова Г.М., Яруллин Р.Р., 2016

УДК 657.1

М.В. Всяких

доцент каф. бухгалтерского учета и аудита Института экономики НИУ «БелГУ» М. С. Галуцких

студентка 4 курса Института экономики НИУ «БелГУ» г. Белгород, Российская Федерация

БЮДЖЕТИРОВАНИЕ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ: ОСОБЕННОСТИ ПЛАНИРОВАНИЯ И КОНТРОЛЯ

Аннотация

В данной статье рассматриваются ограничивающие факторы, влияющие на составление бюджетов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.