Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БАШКОРТОСТАНА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (к 100-летию образования Башкирской автономии)'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БАШКОРТОСТАНА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (к 100-летию образования Башкирской автономии) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
325
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
политико-трансформационный процесс / право наций на самоопределение / национальнотерриториальная автономия / федерализм / советизация / стадии автономизации / союзная территория / ограниченный суверенитет / укрепление вертикали власти / political transformation process / right of nations to self-determination / national and territorial autonomy / federalism / Sovietization / stages of autonomy / union territory / political nation / limited sovereignty / strengthening of the vertical power structure

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Аюпов Мансур Анварович

В статье осуществлена периодизация государственного развития Республики Башкортостан с момента ее учреждения. Теоретически обосновано выявление качественного состояния Башкирской автономии (государственности) в тот или иной период как постоянно меняющегося политического процесса. В зависимости от форм устройства власти, способов их взаимодействия с действующими тогда российскими структурами власти, формирующимися общественными институтами, социальными и национальными группами самой автономии, а также с властными органами соседних губерний выделяются стадии, особенности и основные тенденции развития Башкирской республики как части демократической, затем советской России. Исследуется логика и полнота реализации самоопределения башкир по большевистским планам. Аргументируется тезис о том, что возникшая одной из первых в Российской Федерации Башкирская автономия имела широкие полномочия и в последующем стала моделью для строительства новых национальных государственных образований. Территориальная автономия, постоянно меняясь в ходе социалистических преобразований, сумела сохранить свою первоначальную, более самостоятельную государственную сущность, а в 1990-е годы возродилась в качестве суверенного Башкортостана в рамках Российской Федерации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PECULIARITIES OF THE STATE DEVELOPMENT OF BASHKORTOSTAN IN MODERN TIMES (TO THE CENTENARY OF THE BASHKIR AUTONOMY)

The article deals with the periodization of the state development of Bashkortostan since its establishment. It is theoretically substantiated to identify the qualitative state of the Bashkir autonomy (statehood) in a given period as a constantly changing political process. According to the forms of government, political regime, ways of their interaction with the then existing Russian structures, authorities and local governments, emerging public institutions, social and national groups of the autonomy itself, as well as with the authorities of the neighboring provinces, the author highlights the stages, features and the main trends in the development of the Bashkir republic as a part of the democratic, then Soviet Russia. The logic and range of realization of self-determination of the Bashkirs according to the Bolshevik plans are being investigated. The author sets for a thesis that the Bashkir autonomy that emerged as one of the first ones in the Russian Federation had broad powers and later became a model for the construction of new national state entities. It is emphasized that the territorial autonomy, constantly changing in the course of Socialist transformations was able to preserve its original, more independent state entity, and in the 1990s it has reemerged as sovereign Bashkortostan within the Russian Federation.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БАШКОРТОСТАНА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (к 100-летию образования Башкирской автономии)»

Башкортостан: 1917-1919 гг.

DOI 10.24411/2223-0564-2019-10104 М.А. Аюпов УДК 94(470.57)

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ БАШКОРТОСТАНА В НОВЕЙШЕЕ ВРЕМЯ (к 100-летию образования Башкирской автономии)

Аннотация

В статье осуществлена периодизация государственного развития Республики Башкортостан с момента ее учреждения. Теоретически обосновано выявление качественного состояния Башкирской автономии (государственности) в тот или иной период как постоянно меняющегося политического процесса. В зависимости от форм устройства власти, способов их взаимодействия с действующими тогда российскими структурами власти, формирующимися общественными институтами, социальными и национальными группами самой автономии, а также с властными органами соседних губерний выделяются стадии, особенности и основные тенденции развития Башкирской республики как части демократической, затем советской России. Исследуется логика и полнота реализации самоопределения башкир по большевистским планам. Аргументируется тезис о том, что возникшая одной из первых в Российской Федерации Башкирская автономия имела широкие полномочия и в последующем стала моделью для строительства новых национальных государственных образований. Территориальная автономия, постоянно меняясь в ходе социалистических преобразований, сумела сохранить свою первоначальную, более самостоятельную государственную сущность, а в 1990-е годы возродилась в качестве суверенного Башкортостана в рамках Российской Федерации.

Ключевые слова: политико-трансформационный процесс, право наций на самоопределение, национальнотерриториальная автономия, федерализм, советизация, стадии автономизации, союзная территория, ограниченный суверенитет, укрепление вертикали власти

Mansur A. Ayupov

peculiarities of the state development of Bashkortostan

IN MODERN TIMES (to the Centenary of the Bashkir Autonomy)

Abstract

The article deals with the periodization of the state development of Bashkortostan since its establishment. It is theoretically substantiated to identify the qualitative state of the Bashkir autonomy (statehood) in a given period as a constantly changing political process. According to the forms of government, political regime, ways of their interaction with the then existing Russian structures, authorities and local governments, emerging public institutions, social and national groups of the autonomy itself, as well as with the authorities of the neighboring provinces, the author highlights the stages, features and the main trends in the development of the Bashkir republic as a part of the democratic, then Soviet Russia. The logic and range of realization of self-determination of the Bashkirs according to the Bolshevik plans are being investigated. The author sets for a thesis that the Bashkir autonomy that emerged as one of the first ones in the Russian Federation had broad powers and later became a model for the construction of new national state entities. It is emphasized that the territorial autonomy, constantly changing in the course of Socialist transformations was able to preserve its original, more independent state entity, and in the 1990s it has reemerged as sovereign Bashkortostan within the Russian Federation.

Аюпов Мансур Анварович, доктор политических наук, профессор, член-корреспондент АН РБ (Уфа), e-mail: [email protected]

Mansur A. Ayupov, Prof. Dr.Sc. (Political Science), Associate Member of the Academy of Sciences of the Republic of Bashkortostan (Ufa), e-mail: [email protected]

Key words: political transformation process, right of nations to self-determination, national and territorial autonomy, federalism, Sovietization, stages of autonomy, union territory, political nation, limited sovereignty, strengthening of the vertical power structure

С точки зрения политологии переход (транзит) из одной общественной системы в другую представляет собой процесс завоевания, удержания и реализации власти. Данный процесс, на наш взгляд, осуществляется не иначе как последовательная смена состояний, представляет собой непрерывное, целостное движение, главными признаками которого являются взаимодействие участников, факторов и элементов, изменение, приводящее к адаптации системы или полному ее преобразованию [1, с. 11-15].

Мы полагаем, что генезису автономизации башкир положило начало политизация общественной жизни на заключительном этапе распада Российской империи. Институты власти в ходе Первой мировой войны постепенно теряют влияние на политическую и социальноэкономическую жизнь в стране. Возникает острая необходимость, с одной стороны, повышения роли государства (смены правительства), с другой - замены властных структур общественными комитетами и советами.

В этих условиях институционализация мусульманского движения на I Всероссийском съезде в Москве (1-11 мая 1917 г.) поставила на повестку дня вопрос о национальнотерриториальной автономии. Представители молодых наций: башкиры, казахи, а также азербайджанцы высказались за строительство новой России на началах федерализма. Нерешенность земельных вопросов подтолкнула башкирскую делегацию тут же образовать бюро союза башкирского народа в составе С. Мрясова, А. Ягафа-рова и А.-З. Валидова с поручением созвать башкирский съезд в июне 1917 г. Далее происходит политизация этого вопроса внутри башкирского общества как резкий рост притязаний и требований разных сословий и классов на власть и ее устройство. В ходе I и II всебашкирских съездов (Оренбург, 20-27 июля; Уфа, 25-29 августа 1917 г.) учреждается Башкирское областное шуро как партия-учреждение, возглавляющее политическое движение башкир за национальную государственность. Обсуждаются основные идеи, положения и акты, составляющие программу автономизации территорий, где в основном проживают башкиры, и принимаются соответствующие постановления. III Всебашкирский учреди-

тельный съезд (Оренбург, 8-20 декабря 1917 г.) утвердил предыдущие решения и высказался за федеративное будущее России и государственную автономию Башкортостана как ее части. В принятых государственных документах декларировалась форма автономного управления парламентского типа при обеспечении равенства граждан. Избирается Центральное шуро и предпарламент, в состав которых входили будущие большевики, эсеры, представители интеллигенции, духовенства, а также военные. Многие были избраны от Шуро членами Учредительного собрания России [2, с. 67-76].

Первая Башкирская Республика (декабрь

1917 г. - май 1918 г.). Мирная деятельность Башкирской автономии продолжалась три месяца. В этот период руководство Шуро пытается установить связь с Временным правительством, а затем направляет Ш. Манатова представителем к большевикам. В Оренбурге автономисты взаимодействуют с захватившим город А.И. Дутовым. После его изгнания и восстановления Советов Башкирское правительство телеграфирует Центру о готовности признать его власть при возможности автономии и образовать собственный полк [3, с. 141]. Но Мусульманский военно-революционный комитет во главе с Г.К. Шамигуловым 17 февраля 1918 г. арестовал членов Башкирского центрального шуро и Башкирского правительства, в т.ч. А.-З. Валидова [4, с. 301-302].

Вторая Башкирская Республика (июнь

1918 г. - март 1919 г). После двухмесячного пребывания в подполье Башкирское центральное шуро переезжает в г. Челябинск, издает обращение к башкирскому народу, где объявляет политику Советов в национальном вопросе ложью и враньем. Продолжается создание добровольческих отрядов башкир и объявляется их мобилизация в национальное войско. В июле 1918 г. автономисты начинают борьбу с большевизмом, а выделенное из состава Кэсэ-Курултая Правительство объявляется воюющим. Ко всем низовым организациям (тебэк-шуро) сообщается о начале работы обновленного центрального руководства. При этом подчеркивается, что функции государственного и административного управления передаются Правительству и Предпарламен-

ту. В октябре-ноябре того же года в ходе боевых действий башкирские войска стягиваются к границе восточного и юго-восточного Башкортостана и переходят под непосредственное подчинение Башкирскому правительству.

Почему же автономисты перешли в феврале 1919 г. на сторону своих недавних врагов? На наш взгляд, причины этого вынужденного шага следующие. Состав Башкирского центрального шуро и Башкирского правительства показывает, что их члены в основном разделяли программные установки социалистических партий, выступали против диктатуры как красных, так и белых. Этот третий путь был прерван укреплением власти большевиков и А.В. Колчака. Последний распустил национальные областные правительства и объявил незыблемость единства России.

А.-З. Валидов не был монархистом, он сотрудничал вначале с партией эсеров, а в конце ноября 1918 г. по рекомендации Х.Ю. Юмагулова вступил в ряды РКП(б), но, по его признанию, партийного билета не получил [5]. Обосновывая необходимость перехода на сторону большевиков, лидер автономии надеялся, что федерализм в какой-либо форме будет в РСФСР «всерьез и надолго».

19 февраля 1919 г. в Уфе состоялось заседание, на котором представитель от РСФСР М. Султан-галиев, от Уфимского ревкома - Б. Нимвицкий, от губкома РКП(б) - В. Седенков, от Реввоенсовета V армии - В. Смирнов обсудили условия перехода Башкирского правительства и войска на сторону большевиков [6, с. 209-314]. РСФСР в лице руководящих центральных органов согласилась до Всероссийского съезда Советов (Москва, 5-9 декабря 1919 г.) признать автономию башкир в пределах Малой Башкирии в тех границах и в том административном делении, которые были определены в Положении об Автономном управлении Башкурдистана, принятом в декабре 1917 г. на III Всебашкирском учредительном съезде и дополненном 18 января 1918 г.

Третья Башкирская Автономная Советская Республика (март 1919 г. - июнь 1920 г.). Соглашение центральной Советской власти с Башкирским правительством о Советской Автономии Башкирии от 20 марта 1919 г. определяет условия и направления деятельности Ревкома, созданного на Всебашкирском военном съезде (с. Темясово, 20-21 февраля 1919 г.). Формируются дополнительные части и соединения, которые после комплектования включаются в борьбу про-

тив Колчака на территории республики, а затем на Южном фронте, под Харьковом, в Петрограде и на Польском фронте. Военно-политическое руководство эвакуируется в Саранск и продолжает осуществлять связь с войсками и республикой. А.-З. Валидов устанавливает непосредственные контакты с руководителями РКП(б). Вопреки его просьбе и настояниям оставить войска на Восточном фронте, большевики направляют их за пределы республики. Решения центральных органов все больше носят директивный (обязательный) характер. ЦК, ВЦИК, СНК, Наркомнац, Наркомпрод, Наркомзем РСФСР присылают в республику своих представителей. По Конституции РСФСР

1918 г. власть «должна принадлежать целиком и исключительно трудящимся массам-Советам...» [7, с. 8]. Только рабочие и крестьяне каждой нации имели право принять самостоятельное решение на каких основаниях участвовать в Федерации.

После ареста в январе 1920 г. Ревкомом ряда членов Башкирского областного комитета РКП(б), в частности Г. Шамигулова и А. Измайлова, обостряется борьба руководства автономии с представителями Центра в республике, обкомом РКП(б), фракцией коммунистов в БашЧК и Башвоенкомате. После обсуждения 16 февраля 1920 г. в Политбюро вопроса о политическом состоянии Башкирской республики на Ф.Э. Дзержинского возлагается обязанность «борьбы с контрреволюцией». С согласия ЦК РКП(б) Артем (Ф.А. Сергеев) назначается уполномоченным ВЧК по борьбе с башкирской контрреволюцией с подчинением ему всех ЧК и особых отделов, находящихся на территории республики и прилегающих к ней губерний. Подчеркивается необходимость немедленно произвести аресты всех замешанных и подозреваемых в контрреволюционной деятельности [8].

После возвращения из Саранска в августе

1919 г. Ревком был реорганизован, увеличился его персональный состав. Отделы объединились в семь комиссариатов, в ведение которых входили вопросы внутренних дел, включая организацию административной деятельности, милиции, здравоохранения, социального обеспечения, народного образования, почты и телеграфа, юстиции, внешних сношений, народного хозяйства (земледелие, лесная и горная отрасли, промышленность, транспорт, строительство, финансы, торговля, кооперация, продовольствие, труд, статистика), а также по военным и национальным

делам, контролю. Члены президиума Ревкома в составе семи человек были назначены комиссарами.

Вопросы финансового обеспечения республики, в т.ч. в связи с организацией Советской власти и проведением культурно-просветительных мер, обеспечивались органами власти РСФСР, а структура и направления деятельности нового Ревкома подчеркивали полную его автономность по всем вопросам, кроме решения общегосударственных задач. Это противоречило Соглашению от 20 марта 1919 г., названному сторонами Конституцией Башкирской республики. Между тем руководство РКП(б), ВЦИК и Совнаркома РСФСР после объединения советских республик в вопросах военной организации и военного командования, создания Советов народного хозяйства в 1919 г. продолжало централизацию власти в руках единых коллегий. Были разработаны процедуры назначения комиссаров, утверждения бюджета, ведения общехозяйственных и продовольственных дел в пределах, установленных соответствующими органами РСФСР.

После отзыва председателя Башревкома Х.Ю. Юмагулова в январе, А.-З. Валидова в апреле 1920 г. в Москву усилия руководства Башкирской республики по защите прав автономной республики не увенчались успехом. Актуализируется со стороны ЦК и ВЧК борьба с контрреволюцией. Многие руководящие работники из башкир были заменены коммунистами. В спешном порядке без участия представителей республики было подписано постановление ВЦИК и СНК РСФСР от 19 мая 1920 г. «Об отношениях Автономной Советской Башкирской Республики к Российской Советской Республике», в котором полномочия республики были сведены к решению задач национально-культурного характера.

Соглашение от 20 марта 1919 г. превращается «в клочок бумаги» [9, c. 120]. Члены Башревкома во главе с А.-З. Валидовым в июне 1920 г. покидают свои посты «ввиду недоверия Центра к башкирским коммунистам» и уезжают в Туркестан для создания «самостоятельной восточной коммунистической партии» [10].

Четвертая Башкирская Автономная Советская Республика (июль 1920 г. - январь 1922 г.). Смена состава Ревкома и избрание на I Всебашкирском съезде Советов (Стерлитамак, 2528 июля 1920 г.) Г.К. Шамигулова председателем ЦИК и Совнаркома БАСР вызвали массовые протесты. Дальнейшие репрессии и террор по

отношению к башкирскому населению привели к повстанческому движению в восточных и юговосточных, затем в западных и северо-западных кантонах. Ценой огромных жертв со стороны башкирского населения, совместными усилиями партийных, советских, хозяйственных органов РСФСР и республики достигается переход к мирной жизни и строительству основ советской автономии.

Пятая Автономная Башкирская Социалистическая Советская Республика (январь 1922 г. -июнь 1937 г.). 8 января 1922 г. принимаются «Директивы ЦК РКП(б) партийной организации в Башреспублике и уполномоченному ЦК РКП(б)». В них определялись меры по ускорению рассмотрения вопроса о границах Башкирии, по выработке взаимоотношений хозяйственных органов республики и РСФСР, выдвижению башкир на руководящие должности, решению земельного вопроса и др. 14 июня 1922 г. издается Декрет ВЦИК «О расширении границ Автономной Башкирской Социалистической Советской Республики». Происходит слияние органов власти и управления Уфимской губернии и Малой Башкирии; определение границ Большой Башкирии. Башкирский язык объявляется наравне с русским государственным языком. Председатель СНК республики М.Д. Халиков участвует в составе делегации РСФСР в подписании Договора об образовании СССР на I Всесоюзном съезде Советов 30 декабря 1922 г. V Всебашкирский съезд Советов (Уфа, 21-27 марта 1925 г.) принимает Конституцию БАССР, которая не была утверждена ВЦИК, но многие ее положения де-факто явились основой для регулирования общественных отношений в республике.

В июне 1937 г. X Чрезвычайный Всебашкирский съезд Советов принимает новую Конституцию БАССР. Хотя в течение прошедших 10-12 лет в Центре несколько раз менялась формальная конфигурация союзного федеративного государства, предложения о повышении статуса Башкортостана и Татарстана не получили поддержки по личной инициативе И.В. Сталина [11, с. 528-529].

Шестая Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (июнь 1937 г. -июнь 1941 г.). Происходит законодательное закрепление происшедших в БАССР за истекшее время изменений в политическом строе, экономике, культуре, классовых и национальных отношениях. Окончательно определяется правовое

положение автономной республики как социалистического государства рабочих и крестьян. Законы СССР и РСФСР объявляются обязательными на территории БАССР. Полномочия республики по управлению отраслями народного хозяйства ограничиваются руководством местной промышленностью, здравоохранением, дошкольным воспитанием, начальным и средним образованием, культурно-просветительными и научными учреждениями. Высшим органом государственной власти объявляется Верховный Совет БАССР. Органами управления становятся наркоматы, подотчетные Совнаркому республики, а восемь из них напрямую подчиняются соответствующим наркоматам РСФСР.

4-6 октября того же года на пленуме обкома ВКП(б), проходившего под руководством секретаря ЦК ВКП(б) А.А. Жданова, было положено начало массовым политическим репрессиям по очистке руководящих партийных, советских, хозяйственных работников, деятелей культуры и образования от «националистов» и иных «врагов народа» [12, с. 255].

Седьмая Башкирская Автономная Советская Республика (июнь 1941 г. - февраль 1946 г.). С началом Великой Отечественной войны коренным образом меняются функции и деятельность государственных органов БАССР. Усиливается централизм, происходит перераспределение сил и средств в интересах военно-боевых действий, ужесточается дисциплина руководителей и работников во всех отраслях народного хозяйства, изменяется структура, содержание, формы и методы деятельности высших органов, повышение роли исполнительных и распорядительных структур, создание чрезвычайных и специальных органов. Сужаются функции законодательных, исполнительных и судебных органов в пользу военных и чрезвычайных инстанций.

Принятие чрезвычайных мер позволило с первых дней войны перестроить народное хозяйство на выпуск военной продукции, организованно провести мобилизацию населения в ряды РККА и успешно сформировать соединения и части, обеспечить фронт всем необходимым. Была проведена гигантская работа по размещению более 170 промышленных предприятий, цехов и установок с инженерно-техническими и рабочими кадрами, около 280 тыс. эвакуированного населения [13, с. 7].

Восьмая Башкирская Автономная Советская Социалистическая Республика (февраль 1946 г. -

апрель 1990 г.). Под руководством партийных и советских органов осуществляется послевоенное восстановление народного хозяйства. На полную мощность начинают действовать эвакуированные предприятия, развивается промышленность и сельское хозяйство, формируется многоотраслевая экономика. Возросший в несколько раз промышленный и интеллектуальный потенциал становится основой для ускоренного социальноэкономического развития республики и духовнокультурного развития трудящихся. БАССР стала крупной индустриально-аграрной республикой не только среди автономных, но и союзных государственных образований. Партийные руководители Башкирии (С.А. Вагапов, З.Н. Нуриев) стали избираться депутатами и членами Президиума Верховного Совета СССР. В парламенте РСФСР, кроме депутатов, также был представитель республики в качестве заместителя Председателя Верховного Совета РСФСР. В 50-е годы Центр реально рассматривал возможность о преобразовании БАССР в союзную республику. Об этом свидетельствует создание Указом Президиума Верховного Совета СССР от 29 мая

1952 г. Уфимского и Стерлитамакского областей, затем этим же органом упраздненных 30 апреля

1953 г.

Девятая Башкирская Автономная Советская Республика (апрель 1990 г. - декабрь 1993 г.). После демократических выборов в апреле 1990 г. Верховный Совет БАССР и его Президиум во главе с М.Г. Рахимовым наделяются широкими представительными, законодательными, распорядительными и контрольными функциями. Начинается формирование собственной системы законодательства. Происходит переход к самостоятельному правовому регулированию государственного устройства, административнотерриториального деления, обеспечению деятельности государственных органов и органов местного самоуправления в новых условиях, постепенное осуществление рыночных преобразований. В декабре 1993 г. принимается новая Конституция РБ, согласно которой избирается президент. Им становится в результате альтернативных выборов М.Г. Рахимов. Республика приобретает широкий круг полномочий в организации государственной, хозяйственной и культурной жизни.

Десятая суверенная Республика Башкортостан (декабрь 1993 г. - июль 2010 г.). Происходит полное обеспечение юрисдикционной са-

мостоятельности РБ в рамках Конституции РФ и Конституции РБ 1993 г., Федеративного договора и Приложения к нему от РБ от 31 марта 1992 г., Договора РФ и РБ «О разграничении предметов ведения и взаимном делегирования полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти Республики Башкортостан» от 3 августа 1994 г., включая создание органов местной власти и местного самоуправления, формирование самостоятельной системы судопроизводства и обеспечение правопорядка, осуществление собственного варианта реформ во всех областях государственной и общественной жизни с учетом местных особенностей. На новых принципах реализуются рыночные преобразования и социальная защита населения, обеспечение полнокровной культурно-духовной жизни населения. Осуществляются государственные программы по социально-экономическому развитию республики и обеспечению на этой основе развития здравоохранения, образования, науки, культуры и спорта, расширения социальной защиты и повышения уровня жизни населения.

Одиннадцатая Республика Башкортостан (июнь 2010 г. - октябрь 2018 г). Приведение в полное соответствие Конституции и других законодательных актов РБ с российской правовой системой. Постепенное ограничение ресурсов в условиях централизации налогов и других платежей в федеральный бюджет. Усиление кризисных явлений в экономике, особенно в АПК, жилищно-коммунальном хозяйстве, строительстве, инвестиционной, банковской системе, в сферах демографического развития, здравоохранения, образования, культуры.

Республика Башкортостан превращается из региона-донора в депрессивную территорию.

Таким образом, Башкирская автономия как тип государственности в условиях российского федерализма прошла ряд стадий, которые можно рассматривать как политическую трансформацию с переменами, схожими в узловых моментах. Их содержание, основные направления развития и, как результат, политико-правовое положение РБ определялись взаимодействием двух уровней власти: Российской Федерации и Республики Башкортостан, но качество трансформаций складывалось в результате политики и деятельности региональных лидеров. Такой вывод позволяет рассматривать динамику развития республики

как период важных политических трансформаций, меняющих ее государственность и имеющих важное историческое значение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аюпов М.А. Региональные особенности политико-трансформационных процессов в современной России. Уфа: Гилем, 2003. 326 с.

2. Касимов С.Ф. Национально-государственное строительство в Башкортостане. XX век. Уфа: Гилем, 2013. 575 с.

3. Кульшарипов М.М. Башкирское национальное движение (1917-1921 гг.). Уфа: Китап, 2000. 364 с.

4. Юлдашбаев Б.Х. Национально-государственное устройство Башкортостана: док. и материалы в 4-х т. Т. 1. Уфа: Китап, 2002. 605 с.

5. РГАСПИ. Ф. 5. Оп. 1. Д. 938.

6. Образование Башкирской Автономной Советской Социалистической Республики: сб. док. и материалов / под ред. Б.Х. Юлдашбаева. Уфа: Башк. кн. изд-во, 1959. 989 с.

7. Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерк истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1980. 160 с.

8. Фонд А.Н. Яковлева. Центральный архив ФСБ России. Ф. 1. Оп. 4. Д. 711. Л. 115-115об. Рукописная копия. URL: www.alexandeyakovbw.org/fond/issues. doc/10186613 (дата обращения: 14.02.2019).

9. Ахметзаки Валиди Тоган. Не сочтите за пророчество: Письма, обращения, выступления / сост. А. Юлдашбаев. Уфа: Китап, 1998. 192с.

10. История башкирского народа в 7 томах. Т. 5. Уфа: Гилем, 2010. 468 с.

11. Сталин И.В. Вопросы ленинизма. М.: ОГИЗ, 1939. 611 с.

12. Башкортостан с древнейших времен до наших дней. Хроника основных событий / сост. Р.А. Вали-шин. Уфа: Китап, 2007. 480 с.

13. Региональные особенности национальной политики СССР в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. Башкирская АССР: сб. док. и материалов Уфа: Гилем, 2011. 324 с.

REFERENCES

1. Ayupov, M.A. Regional’nye osobennosti politiko-transformatsionnykh protsetstsov v sovremennnoy Ros-sii [Regional Features of Political and Transformation Processes in Modern Russia]. Ufa: Gilem, 2003. 326 p. (in Russ.).

2. Kasimov, S.F. Natsional’no-gosudarstvennoe stroitel ’stvo v Bashkortostane. XX vek [The National and State Construction of Bashkortostan. The 20th Century]. ufa: Gilem press, 2013. 575 p. (in Russ.).

3. Kulsharipov, M.M. Bashkirskoe natsional’noe dvizhenie (1917-1921 gg.) [The Bashkir National Movement (1917-1921)]. Ufa: Kitap, 2000. 364 p. (in Russ.).

4. Yuldashbaev, B.Kh. Natsional’no-gosudarstvennoe ustroystvo Bashkortostana: dok. i materialy v 4-kt t. T. 1 [Bashkortostan’s National and State Structure: Documents and Materials in 4 Vol. Vol. 1]. Ufa: Kitap, 2002. 605 p. (in Russ.).

5. RGASPI. F. 5. Op. 1. D. 938 [The Russian State Archives of Socio-Political History. Fund 5. Bordereau 1. Individual File 938] (in Russ.).

6. Obrazovanie Bashkiskoy Avtonomnoy Sovetskoy Sotsialisticheskoy Respubliki: sb. dok. i materialov [The Formation of the Bashkir Autonomous Soviet Socialist Republic: Collected Documents and Materials]. Ed.

B.Kh. Yuldashbaev. Ufa: The Bashkir Publishing House, 1959. 989 p. (in Russ.).

7. Kukushkin, Yu.S., Chistyakov, O.I. Ocherk istorii Sovetskoy konstitutsii [An Outline on the Soviet Constitution History]. Moscow: Politizdat press, 1980. 160 p. (in Russ.).

8. FondA.N. Yakovleva. Tsentral’nyj arkhiv FSB Ros-sii. F. 1. Op. 4. D. 711. L. 115-115ob. Rukopisnaya kopiya

[The A.N. Yakovlev Fund. The Central Archives of the Federal Security Service of Russia. Fund 1. Bordereau 4. Individual File 711. P. 115-115 Reverso. Manuscript Copy] (in Russ.).

9. Akhmetzaki Validi Togan. Ne sochtite za proro-chestvo: Pis’ma, obrashcheniya, vystupleniya [Do Not Consider it as a Prophesy: Letters, Addresses and Reports]. Compiled by A. Yuldashbaev. Ufa: Kitap press, 1998. 192 p. (in Russ.).

10. Istoriya bashkirskogo naroda v 7 tomakh. T. 5 [A History of the Bashkir Nation in 7 Vol. Vol. 5]. Ufa: Gilem press, 2010. 468 p. (in Russ.).

11. Stalin, I.V Voprosy leninizma [Issues of Leninin-sm]. Moscow: The Union of State Book and Magazine Publishers, 1939. 611 p. (in Russ.).

12. Bashkortostan s drevneyshikh vremyon do nashikh dney. Khronika osnovnykh sobytiy [Bashkortostan from the Most Ancient Times till our Times. A Chronicle of the Main Events]. Comp. by R.A. Valishin. Ufa: Kitap, 2007. 480 p. (in Russ.).

13. Regional’nye osobennosti natsional’noy poli-tiki SSSR v gody Velikoy Otechestvennoy voyny 1941— 1945 gg. Bashkirskaya ASSR: sb. dok. i materialov [Regional Features of the USSR National Policy during the Great Patriotic War of 1941-1945. The Bashkir ASSR: Collected Documents and Materials]. Ufa: Gilem, 2011. 324 p. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.