Научная статья на тему 'ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ'

ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
147
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАКОННЫЕ ИНТЕРЕСЫ / ПОПЕЧЕНИЕ / ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО / УСЫНОВЛЕНИЕ (УДОЧЕРЕНИЕ) / ЗАЩИТА ПРАВ ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Михайлов И.П.

Статья посвящена понятию, сущности, порядку и особенности обеспечения государственной правовой защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены: обоснование института государственно-правовой защиты, его принципы, механизм осуществления защиты, сравнительно-правовой анализ законодательной и источниковедческой баз, относящихся к государ ственно-правовой защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения, правовые методы, средства и способы государственно-правовой защиты, анализ содержания семейного, гражданского, уголовного, административного и трудового права, принципы, нормы и отдельные правовые институты, которые используются для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННО-ПРАВОВОЙ ЗАЩИТЫ ПРАВ И ЗАКОННЫХ ИНТЕРЕСОВ ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА

УДК 347.64

И. П. Михайлов

Особенности государственно-правовой защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения

родителей

I. P. Mikhailov. Peculiarities of state and legal protection of rights and lawful interests of orphaned children

Статья посвящена понятию, сущности, порядку и особенности обеспечения государственной правовой защиты прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей. Представлены: обоснование института государственно-правовой защиты, его принципы, механизм осуществления защиты, сравнительно-правовой анализ законодательной и источниковедческой баз, относящихся к государственно-правовой защите прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения, правовые методы, средства и способы государственно-правовой защиты, анализ содержания семейного, гражданского, уголовного, административного и трудового права, принципы, нормы и отдельные правовые институты, которые используются для обеспечения защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан.

Ключевые слова: законные интересы, попечение, попечительство, усыновление (удочерение), защита прав детей.

The article is devoted to defenition, nature, order and peculiarities of state and legal procurement of orphaned children rights and legal interests. It presents substantiation of legal and stae protection institutions, its princuples, mechanism of protection procurement, comparative and legal analysis of legislation and historical bases, referring to state and legal protection of orphaned children rights and legal interests, legal methods, means and ways of state and legal protection, analysis of Family, Civil, Criminal, Administrative and Labor Rights, principles, norms and separate legal institutes which are used for legal interests and rights of under-aged citizens procurement.

Key words: lawful interests, custody, patronage, adoption, childrens' rights protection.

Игорь Павлович Михайлов — Уполномоченный по правам человека в Санкт-Петербурге, действительный государственный советник Санкт-Петербурга 2 класса. © И. П. Михайлов, 2009.

Контактные данные: 191002, Санкт-Петербург, Щербаков пер., д. 1-3; раб. т.: (812) 764-00-54; та11@отЬ^зтап-spb.ru.

Contact information: 191002, Яат^Ре-ЯеИегЬакоу регеи1ок, 1-3; оГ Пее рИопе: (812) 764-00-54; таП@от-budsmanspb.ru.

Без попечения дети могут остаться в силу различных причин, как-то: смерти, гибели родителей, лишения их родительских прав либо ограничения в правах; признания родителей недееспособными; болезни родителей и их длительного отсутствия; уклонения родителей от воспитания детей и от защиты их прав и интересов; отказа родителей взять своих детей из воспитательных учреждений, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты. Во всех указанных случаях проблемы воспитания и содержания детей возлагаются на органы опеки и попечительства. Ими согласно ст. 121 СК РФ являются органы местного самоуправления. В этой связи необходимо помнить, что органы опеки и попечительства вправе требовать от органов местного самоуправления принятия всех надлежащих мер в целях организации выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей, их воспитания, образования, содержания, трудоустройства, обеспечения жильем и др.

Ст. 122 СК РФ обязывает должностных лиц дошкольных образовательных учреждений, общеобразовательных учреждений, лечебных и иных учреждений, а также иных граждан сообщать органам опеки и попечительства о месте нахождения таких детей. Орган опеки и попечительства, получив такое сообщение, обязан в трехдневный срок со дня его получения провести обследование условий жизни ребенка и обеспечить защиту его прав и интересов до решения проблемы его устройства. В свою очередь, руководители воспитательных учреждений, лечебных учреждений и учреждений социальной защиты населения, в которых находятся дети, оставшиеся без попечения родителей, обязаны в семидневный срок со дня, когда им стало известно, что ребенок может быть передан на воспитание в семью, сообщить об этом в орган опеки и попечительства по месту нахождения такого учреждения.

Орган опеки и попечительства, получив сообщение о детях, оставшихся без попечения родителей, в течение месяца со дня поступления таких сведений обязан решить вопрос об устройстве ребенка, обращаясь в этой связи в орган исполнительной власти любого уровня (федерального, субъекта Федерации, местного самоуправления) с тем, чтобы положительно решить вопрос об устройстве таких детей. Неисполнение обязанностей по устройству детей, предоставление заведомо недостоверных сведений, иные действия, направленные на сокрытие ребенка от передачи на воспитание в семью, влекут наступление юридической ответственности для виновных в этом руководителей вышепоименованных учреждений и должностных лиц органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов опеки и попечительства.

Кроме передачи детей, оставшихся без попечения родителей, в государственные учреждения, они могут передаваться физическим лицам для усыновления (удочерения), установления над ними опеки и попечительства либо в приемные семьи. Каждый из названных вариантов имеет свои особенности в сфере соблюдения прав, свобод и интересов детей и их защиты. При усыновлении (удочерении) важно помнить, что: братья и сестры не могут быть переданы разным лицам; оно предпринимается только в интересах несовершеннолетних детей; передача иностранным гражданам и лицам без гражданства может быть осуществлена только в том случае, если детей не удается передать для воспитания гражданам Российской Федерации; разница в возрасте между усыновителем, не состоящем в браке, и усыновляемым ребенком не должна быть менее шестнадцати лет; необходимо получение согласия родителей на усыновление (удочерение) и усыновляемых (удочеряемых); разглашение тайны усыновления (удочерения) карается по закону.

Юридические науки правового государства Ученые записки...

Важно также помнить, что усыновителями не могут быть:

• лица, признанные судом недееспособными или ограниченно дееспособными;

• супруги, один из которых признан судом недееспособным или ограниченно дееспособным;

• лица, лишенные по суду родительских прав или ограниченные судом в родительских правах;

• лица, отстраненные от обязательств опекуна (попечителя) за ненадлежащее выполнение возложенных на него законом обязанностей;

• бывшие усыновители, если усыновление (удочерение) отменено судом по их вине;

• лица, которые по состоянию здоровья не допускаются к осуществлению родительских прав (перечень заболеваний, препятствующих усыновлению, опеке, попечительству, передаче в семью, устанавливается Правительством Российской Федерации);

• лица, не состоявшие между собой в браке, в случае желания усыновить (удочерить) одного и того же ребенка.

Усыновление (удочерение) осуществляется только по решению суда и в полном соответствии с требованиями ст. 125 СК РФ. Основанием для рассмотрения судом вопроса об усыновлении (удочерении) является письменное заявление лиц, желающих усыновить (удочерить) ребенка. Судебное заседание осуществляется только при участии органов опеки и попечительства. Суд обязывается в течение 3 дней со дня вступления решения об усыновлении ребенка в законную силу направить выписку из такого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения.

Ст. 130 СК РФ предусматривает возможность усыновления (удочерения) ребенка без согласия на то его родителей в следующих случаях: а) когда они неизвестны либо признаны судом безвестно отсутствующими; б) признаны судом недееспособными; в) лишены судом родительских прав; г) более шести месяцев не проживают с ребенком и уклоняются от его воспитания и содержания.

Усыновление (удочерение) ребенка влечет следующие правовые последствия:

• усыновляемые (удочеряемые) дети и их потомство по отношению к усыновителям и их родственникам, а усыновители и их родственники по отношению к усыновленным (удочеряемым) и их потомству приравниваются в личных неимущественных и имущественных правах и обязанностях к родственникам по происхождению;

• усыновляемые дети утрачивают личные неимущественные и имущественные права и освобождаются от обязанностей по отношению к своим родителям (близким родственникам);

• усыновление ребенка одним лицом сохраняет за ним личные неимущественные/имущественные права и обязанности по желанию матери, если усыновитель — мужчина, или по желанию отца, если усыновитель — женщина;

• личные неимущественные и имущественные права и обязанности по отношению к родственникам умершего родителя могут быть сохранены, если родители умершего родителя (дедушки или бабушки ребенка) об этом просят суд и этого требуют интересы ребенка;

• сохранение отношений усыновленного ребенка с одним из родителей или с родственниками умершего родителя указывается в решении суда об усыновлении ребенка;

• ребенок, имеющий к моменту своего усыновления право на пенсию и пособия, полагающиеся ему в связи со смертью родителей, сохраняет это право и при его усыновлении.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, лишенные родительских прав, а также лица, в отношении которых имеются сведения о их нравственных и иных личных качествах, о сомнении в способностях к исполнению обязанностей опекуна (попечителя), отсутствия наличия желания ребенка об установлении над ним опеки (попечительства) при достижении им 10-летнего возраста. Не могут быть назначены опекунами (попечителями) лица, больные хроническим алкоголизмом или наркоманией, отстраненные от выполнения обязанностей опекунов (попечителей), ограниченные в родительских правах, бывшие усыновители, если оно отменено по их вине, и лица, которые по состоянию здоровья не могут осуществлять обязанности по воспитанию ребенка.

Имеются ли особенности в обращении к социально-правовой защите прав и законных интересов в связи с передачей детей, оставшихся без попечения родителей в семью? Да, конечно, имеются. К числу таковых (особенностей) относятся: обязательное составление договора о передаче ребенка (детей) на воспитание в семью, в котором должны быть предусмотрены условия содержания, воспитания и образования ребенка (детей), права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства, а также основания и последствия прекращения договора; приемные родители, как правило, должны быть совершеннолетними; разъединение братьев и сестер не допускается; согласие ребенка на передачу в семью обязательно (особенно в возрасте 10 лет и более); передача в семью не лишает такого ребенка права на полагающиеся алименты, пенсию, пособия, жилое помещение, социальные выплаты, любые виды собственности; выплата на содержание ребенка приемной семье ежемесячно денежного пособия; обязанность органа опеки и попечительства оказывать приемной семье, с одной стороны, помощь, с другой — осуществление контроля за выполнением обязанностей по договору передачи.

Итак, исследовав сущность и особенности обращения к институту государственно-правовой защиты прав и законных интересов в сфере алиментных отношений, можно утверждать о том, что его знание, умение им пользоваться в значительной степени облегчит решение многих вопросов, возникающих в процессе взаимоотношений субъектов семейных правоотношений. Особое внимание при этом следует обратить на освоение методики осуществления правовой защиты прав и законных интересов граждан в сфере алиментных отношений. Государственно-правовая защита прав и законных интересов детей, оставшихся без попечения родителей, требует особой подготовки, ответственности и стремления помочь им в реализации их насущных прав, свобод и интересов, восстановлении и защите их в случае нарушения. Предложенные авторами способы, средства и методы государственно-правовой защиты прав и законных интересов участников семейных правоотношений будут способствовать, прежде всего, желанию воспользоваться своим законным правом, а в случае необходимости со знанием дела его защитить.

Семейные правоотношения в силу своих особенностей требуют твердого знания нескольких отраслей права: конституционного, административного, уголовного, трудового, жилищного, гражданского, уголовно-процессуального и гражданско-процессуального, земельного и некоторых других.

Государственно-правовая защита (самооборона) в сфере семейных правоотношений зависит от множества факторов. К их числу относятся: категория субъектов, участников правоотношений; виды реализуемых, восстанавливаемых и защищаемых прав, свобод и интересов; формы и способы допущенных нарушений; уровень подготовки субъекта семейных отношений; средства и методы правовой самообороны, избранные в целях реализации либо восстановления и защиты прав,

Юридические науки правового государства

Ученые записки.

свобод и интересов; правовая подготовка представителей органов, занимающихся реализацией прав и интересов субъектов семейных правоотношений.

Большие сложности при обращении к государственно-правовой защите (самообороне) возникают в сфере алиментных отношений. С тем, чтобы их можно было избежать вовсе либо частично, прежде всего, необходимо твердо усвоить предложенный авторами материал. Во-вторых, в случае появления сомнений в части, касающейся самостоятельной защиты нарушенных алиментных прав, желательно обратиться в юридическую консультацию за помощью к подготовленному специалисту.

Механизм государственно-правовой защиты (самообороны) прав и интересов различных категорий (групп) участников алиментных отношений имеет значительные особенности, не учитывая которые, сложно ожидать положительных результатов, поэтому его изучение, освоение и использование должно стать первостепенным, обязательным специальными компетентными органами, занимающимися государственно-правовой защитой прав, свобод и интересов членов семей, юристами, правозащитниками и, конечно, самими гражданами.

УДК 342.7:37

А. М. Прокофьева

Правовое регулирование деятельности образовательных учреждений по обеспечению реализации образовательных прав граждан (на примере Республики Саха (Якутия))

A. M. Prokofieva. Legal regulation of educational establishments activity in procurement of educational rights of citizens (as exemplified by the Republic

of Sakha (Yakutiya))

Статья посвящена сущности, содержанию и особенностям правовой регламентации деятельности образовательных учреждений в сфере обеспечения реализации образовательных прав граждан. В ней представлена: классификация образовательных учреждений, занимающихся реализацией права граждан в культурно-досуговой сфере; их полномочия и предметы везения; порядок и особенности взаимоотношений с органами государственной и местной власти; механизм обеспечения защиты нарушенных прав и законных интересов субъектов культурно-досуговых правоотношений;

Алла Михайловна Прокофьева — в Санкт-Петербурге.

© А. М. Прокофьева, 2009.

The article is devoted to the nature, content and peculiarities of educational institutions legal regulation in realization of citizens' educational rights. It presents a classification of educational institutions which realiza citizens' rights in cultural and leisure sphere, their their spheres and subjects of responsibility, order and peculiarities of their relations with state and local bodies, mechanism of culture and leisures legal relationship subjects' violated rights and legal interests protection, problems existing int e mechanism of culture and leisure legal relationship orgalization

Советник Уполномоченного по правам человека

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.