АРИПОВМ.Г.
ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ТЕНЕВОЙ ЭКОНОМИКИ В РОССИИ, МЕТОДЫ ПРОТИВОДЕЙСТВИЯ
В статье осуществлен анализ возникновения и функционирования теневой экономики в России, оцениваются факторы, способствующие ее развитию. Предложены методы снижения уровня теневой составляющей российской экономики, обоснована необходимость регионального регулирования этих процессов и их взаимосвязанность с развитием инвестиционной деятельности.
AШPOV M.G.
FEATURES OF FUNCTIONING OF SHADOW ECONOMY IN RUSSIA, METHODS OF COUNTERACTION
In the article the analysis of the appearance and functioning of the shadow economy in Russia is carried out, the factors contributing to its development are estimated. The methods of reducing the level of the shadow component of the Russian economy are offered, the necessity of regional regulation of these processes and their interconnection with the development of investment activity is proved.
Ключевые слова: теневая экономика, инвестиционная деятельность, коррупция, регион, экономические процессы, предпринимательство, конкуренция.
Keywords: shadow economy, investment activity, corruption, region, economic process, entrepreneurship, competition.
В отечественной науке и экономической практике интерес к проблемам теневой экономики отчетливо проявился в 80-е годы. Это было обусловлено возрастанием ее доли в народном хозяйстве и криминализацией. К моменту распада СССР теневая экономика стала уже сформировавшимся экономическим институтом советского общества. Распад единой правоохранительной системы и единого правового поля на территории бывшего СССР предоставил еще большие возможности для дальнейшего развития теневого сектора экономики.
В эпоху горбачевской перестройки общепринятым было мнение, что теневая экономика - это порождение присущих советской системе особенностей, дефектов, которые можно устранить либерализацией и введением частной собственности в рамках «перехода к рынку». Считалось, что по мере продвижения страны к капитализму масштабы теневой экономики будут сокращаться, а легальной - возрастать. Произошло же все наоборот.
Пик развития теневой экономики пришелся на 1994 год, когда был осуществлен первичный передел государственной собственности. В этом же году отмечался более чем четырехкратный рост доли теневого сектора в ВВП
и почти 100-кратный рост абсолютных его объемов. В 2001 году уже до 40% ВВП российской экономики создавалось в теневом секторе, а нелегальный вывоз капитала из страны ежегодно составлял около 20 млрд долларов. За прошедшие годы ситуация с теневым сектором экономики в России коренным образом не изменилась, а наоборот, более усугубилась [1].
За период, начиная с 1990-х годов, Россия во многом потеряла свой индустриальный потенциал, технологический уровень производства все больше отстает от конкурентов, энергетическая и транспортная инфраструктура находится в критическом, грозящем технологическими катастрофами, состоянии. Главными субъектами нашей экономики по-прежнему являются управляемые в «ручном режиме» 30-40 крупнейших сырьевых компаний и банков, а также бюрократия, по влиянию уже сравнимая с бюрократией советских времен. Обрабатывающий сектор, притом, что и так был невелик - менее 15% в 2008 году, за 2009 год потерял еще почти 2% в структуре ВВП [2].
Определяющую роль в резком росте масштабов теневой экономики в России сыграли явные просчеты и ошибки в проведении экономических преобразований: асоциальный характер рыночных реформ; массовая приватизация; одномоментная либерализация цен; слабые государственные институты; неэффективная денежно-кредитная политика; отсутствие стабильных условий для ведения бизнеса; жесткая налоговая нагрузка на производителей; незащищенность от криминала и т.д. Именно это привело к дестабилизации материального положения основной массы населения, лишило миллионы людей привычных социальных ниш, уровня жизни и сбережений.
В то же время следует отметить, что в переходный период теневая экономика оказывала двойное влияние на социально-экономическое положение в стране: стабилизирующее и дестабилизирующее.
Считается, что основными проявлениями стабилизирующего влияния теневой экономики на российскую экономику являлись: 1) формирование более эффективных форм экономической деятельности, обеспечивающих выживание хозяйствующих субъектов в критических ситуациях; 2) создание в деятельности традиционных сфер новых рыночных ниш в период спада официальной экономики и падения уровня жизни населения; 3) формирование негосударственной финансовой базы для решения социальных задач.
К основным дестабилизирующим факторам относились: 1) вытеснение официальных механизмов налогообложения и соответственно снижение объемов собираемых налогов; 2) дезорганизация производственных процессов в официальной экономике и препятствие созданию нормально работающих, «здоровых» экономических организаций; 3) усиление криминогенной обстановки в обществе, порождающей многочисленные конфликты, разрешаемые в том числе с применением насилия (рэкет, вымогательство и т.д.); 4) расширение «размытости» принципов социального поведения, когда не работает механизм поощрения за следование социальной норме и наказания за ее нарушение [3].
Быстрый рост теневой экономики в России был обусловлен, прежде всего, фискальной политикой правительства. Предприятия старались избе-
жать уплаты налогов из-за чрезмерно высоких ставок, стремились максимизировать прибыль в условиях небывалого экономического кризиса в затянувшийся переходный период.
Проблеме теневой экономики и борьбы с ней в России в последние годы уделяется пристальное внимание со стороны ученых, политиков, практиков, поскольку она превратилась в общегосударственную, политическую проблему, в составную часть нашей экономики. Теневые экономические процессы и связанные с ними организованная экономическая преступность и коррупция разлагают государство изнутри, парализуют все сферы жизнедеятельности современной России.
Уровень теневой экономики в России оценивается в пределах от 1416% (данные Росстата) до 48-52% (данные ВБ). Естественно, официальные государственные органы склонны занижать оценку размеров теневой экономики. Более достоверной, на наш взгляд, является оценка Всемирного банка. Такие же цифры (45-50%) постоянно дают специалисты МВД РФ. Опираясь на косвенные показатели, можно предположить, что этот процент еще выше.
Самыми теневыми отраслями российской экономики, по данным независимых аналитиков, являются торговля, производство продуктов питания, сфера услуг, сельское хозяйство, а также, самое главное, незаконные виды деятельности и та часть экономики, которая легализуется через откаты и взятки [4].
В настоящее время теневая экономика присутствует почти повсюду, ее основа - это недекларирование части деятельности. Невозможно сказать, сколько работников сейчас занято теневой экономикой, потому что работник такого «серого» предприятия не знает, какая часть его труда декларируется предприятием, а какая нет.
«В российской экономике в той или иной степени «серостью» охвачены 77% экономических агентов, - считает научный руководитель Института национальной стратегии Н.Кричевский. - Это и не вполне «обеленные» зарплаты, и не всегда прозрачные схемы приобретения материалов и оборудования, и перевод средств в офшоры. Социальные внебюджетные фонды РФ в 2008 году недополучили 45% страховых взносов, а бюджет - примерно половину налогов» [5].
Существование и развитие теневой экономики как преступной экономической системы, через которую проходят потоки производимых в стране ресурсов, резко деформирует происходящие в России экономические и неразрывно связанные с ними политические и социальные процессы.
Эти процессы привели к тому, что сформировалась новая, теневая инфраструктура экономики и политики, где личности и группы, являющиеся участниками теневой экономической системы, а также принадлежащие им или контролируемые ими капиталы и собственность, становятся важнейшими звеньями жизнедеятельности российской экономики.
По мнению Г. Сатарова, теневая экономика в России выгодна, прежде всего, представителям власти. В российском бизнесе выстроены теневые це-
почки, где первичным звеном выступают чиновники, что не позволяет полностью легализовать экономику [6].
В числе других причин нежелания большинства предпринимателей работать легально на 100% можно отметить, что нахождение бизнеса в тени -это своего рода страховочный фонд от постоянной смены правил игры. Частые изменения законодательства не позволяют предпринимателям вести бизнес «чисто», поскольку они не могут планировать дела на долгосрочную перспективу.
Государство само играет не по правилам, изменяет их, поэтому у населения нет доверия к правительству, и возникают как бы моральные оправдания участия в теневой экономике. У значительной части населения сохранилось чувство, что государство их обмануло в ходе реформ, многие считают, что у них нет никаких обязательств по отношению к государству.
Одной из основных причин роста теневой экономики является также относительная лояльность органов правосудия к лицам, совершившим экономические преступления. Факты безнаказанности не только снижают эффективность деятельности государства, правоохранительных и контролирующих органов, но и порождают у населения негативное отношение к ним и закону, чувство вседозволенности.
Еще одной особенностью российской действительности, способствующей развитию теневой экономики, на наш взгляд, является отсутствие достоверного учета во всех сферах жизнедеятельности страны (уровень инфляции, темпы роста экономики, численность населения, и т.д.).
Цифры «рисуют» с целью «выбивания» дополнительных бюджетных ресурсов, субвенций и субсидий на образование, здравоохранение, создание инженерной и социальной инфраструктуры, господдержку той или иной отрасли (сельское хозяйство, малый бизнес и т.д.), получения иных преференций, «подгоняют» под существующие методики расчета объемов бюджетных средств, предоставляемых на исполнение тех или иных государственных полномочий. Имеет место и политическая составляющая, когда информация о достигнутых показателях искажается с целью получения каких-либо политических бонусов (очередные выборы, международные отношения и т. д.).
Эффективное управление экономикой страны невозможно без знания ее параметров. Отсутствие надлежащего статистического учета, значительные объемы теневой экономики вносят существенные ошибки в оценку состояния и прогнозирование правительством развития экономики.
Следует заметить, что с 2003 года Россия занимала уверенные позиции среди стран с наиболее высокими темпами экономического роста. Но некоторые аналитики связывали наши экономические успехи исключительно с благоприятной внешнеэкономической конъюнктурой, экспортно-сырьевой моделью российской экономики. На наш взгляд, с ними нельзя не согласиться. Высокие цены на ресурсы привели к тому, что заработная плата росла не пропорционально производительности труда. Как отмечает Всемирный банк - в России рост заработной платы в период 2005-2008 гг. составлял 12-17%
ежегодно при увеличении ВВП на одного работающего не более 5-8% [7], что подтверждает официальная статистика (см. табл. 1).
Отсталость российской экономики ярко проявилась во время мирового кризиса 2008-2009 гг. Темпы роста инвестиций в основной капитал за 2008 год снизились на 12,8%, а ВВП - на 3,3%. В 2009 году падение объема инвестиций составило 16,2%, ВВП - почти 8%.
Теневые экономики страдают от кризиса меньше легальных и даже могут помочь последним легче перенести рецессию, пришли к выводу экономисты Deutsche Bank на примере европейских стран. Только для этого нужно, чтобы неучитываемая государством часть экономики была развитой. Например, ВВП Греции, премьер-министр которой в декабре признал, что госсектор страны пронизан коррупцией, в 2009 году сократился лишь на 1%. Экономика всего Евросоюза при этом потеряла 4% [8].
Таблица 1
Динамика некоторых показателей социально-экономического развития в Российской Федерации
(в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году) [9]
Год Темпы роста инвестиций в основной капитал Темпы роста ВВП Темпы роста заработной платы
всего на одного работающего
2003 112,5 107,3 106,6 110,9
2004 113,7 107,2 106,0 110,6
2005 110,9 106,4 106,3 112,6
2006 116,7 108,2 107,6 113,3
2007 122,7 108,5 107,1 117,2
2008 109,9 105,2 104,9 111,5
2009 83,8 92,2 94,2 96,5
2010 106,0 101,0 103,3 105,2
Наличие «серого» сектора, скорее, сыграло для России в кризис негативную роль, считает аналитик ПК «ФИНАМ» С.Фильченков. «Например, реальное снижение доходов населения оказалось, скорее всего, выше официального, т.к. компании, опасаясь санкций со стороны властей, снижали именно неофициальные зарплаты, тогда как «белые» доходы сокращались менее значительно», - говорит эксперт. В итоге, заключает он, у нас как бы все относительно благополучно, хотя в реальности кризис сильно ударил по доходам населения [8].
Следует принципиально согласиться с позицией ученых, считающих, что сокращение теневой экономики до десятипроцентного уровня должно быть выдвинуто в качестве стратегической задачи российского государства.
Теневая экономика, связанные с ней коррупция и взяточничество, отрицательно влияют на жизнестойкость предприятий, носят деструктивный характер. Длительное время борьба с ними носила вялотекущий характер. И лишь после того, как они достигли колоссальных размеров, превратившись в
элемент, угрожающий национальной безопасности страны, стали применяться противодействующие меры.
Последние годы органы государственной власти, в том числе регионального уровня, применяют последовательную политику по формированию нормативной правовой базы, системы мер государственного регулирования, способствующих снижению теневой составляющей российской экономики. Здесь и пакет антикоррупционных мер, и снижение административных барьеров, стимулирование развития конкуренции и совершенствование системы государственных закупок, значительные преференции субъектам малого и среднего предпринимательства, гуманизация уголовного законодательства в сфере экономики и т.д. Однако переломить ситуацию не удается, так как легальная экономика не в состоянии конкурировать с теневой, которая также, несмотря на принимаемые меры, все же развивается.
В этой связи, по нашему мнению, наряду с принятием мер по снижению уровня теневой экономики необходимо наращивание объемов легальной экономики, в том числе путем создания новых производств, расширения и модернизации существующих предприятий.
Для масштабного экономического роста необходим кардинальный рост предпринимательской активности и огромные инвестиции. При этом, многочисленные опросы и международные рейтинги показывают низкий уровень инвестиционного климата в России, и особенно - некомфортность административной, регуляторной и контрольной среды для бизнеса. Так, согласно исследованию Всемирного банка «Doing Business», проведенному в 2010 году, по комфортности ведения бизнеса Россия занимает только 120 место из 183 (между Бангладеш и Коста-Рикой). Из стран СНГ ниже России в общем рейтинге лишь Украина (142), Узбекистан (150) и Таджикистан (152) [10].
«Нужно изменить к лучшему инвестиционный климат. Для этого необходимо усиливать борьбу против коррупции, она в первую очередь препятствует притоку иностранного капитала, - считает Е.Примаков. - В результате сращивания чиновничьего аппарата с бизнесом появляются структуры в госорганах, лоббирующие интересы тех или иных компаний, с которыми они связаны. Это не способствует конкурентной борьбе и технико-технологическому прогрессу» [11].
Наличие коррупции одновременно является следствием и причиной существования теневой экономики. С одной стороны, бизнес уходит в тень, в числе прочего, и для того, чтобы спрятаться от произвола коррумпированных чиновников, которые лоббируют интересы теневого сектора экономики. С другой стороны, теневая экономика представляет дополнительную питательную среду для коррупции. Тем самым одно из этих явлений поддерживает другое и ведет к его росту, то есть возникает положительная обратная связь.
В связи с чем, необходимо внедрение механизмов противодействия коррупции в сферах деятельности государственных и муниципальных органов, предоставления предприятиям и предпринимателям мер государственной поддержки с минимальной зависимостью от чиновников при принятии решения по ее оказанию. Должны быть четко определенные, установленные
правила игры, при строгом соблюдении которых производители вправе рассчитывать на получение соответствующих преференций.
Осуществление эффективной политики повышения инвестиционной привлекательности страны требует создания не только общей нормативной правовой базы, обеспечивающей благоприятные условия работы инвесторов в национальной экономике, способствующей развитию легальной деятельности производителей, но и использования механизмов стимулирования таких процессов на региональном уровне.
Каждый регион обладает факторами производства, уникальное сочетание которых определяет его международную специализацию и конкурентоспособность. Органы власти региона располагают более достоверной информацией о состоянии спроса и предложения на рынке, о перспективах и возможностях развития тех или иных отраслей, их степени «тенизации». Без активного участия самих регионов в решении этих проблем невозможны ни преодоление инвестиционного кризиса, ни экономическая стабилизация в целом.
В российской экономике в структуре инвестиций в основной капитал все еще значительной остается доля бюджетных средств (20-22%). В этой связи, на данном этапе государственные инвестиции, их рациональное и эффективное использование остаются существенным фактором экономического роста и снижения уровня теневой экономики.
При этом меры федеральной поддержки инвестиционной деятельности, на наш взгляд, целесообразно применять, в первую очередь, в регионах, подготовленных к эффективному использованию федеральных финансовых средств, вкладывающих свои собственные и активно привлекающих негосударственные источники финансирования.
Конкуренция регионов за привлечение прямых инвестиций и федеральные меры поддержки инвестиционной деятельности должны стать главной движущей силой улучшения инвестиционного климата в России. Здоровая конкуренция регионов в этих вопросах сконцентрирует ресурсы страны на наиболее эффективных и подготовленных направлениях, приведет к быстрому распространению лучших механизмов.
На наш взгляд, движущей силой рыночной экономики является современное предпринимательство. Предприниматели - это особый социальный слой населения, обладающий уникальными способностями, исключительной энергией и другими качествами, позволяющими лучше других предвидеть и прогнозировать перспективный спрос населения, быть активным субъектом конкуренции на инновационном этапе развития экономики, владеть навыками эффективного риск-менеджмента.
В этой связи, по нашему мнению, в рамках формирования и реализации инвестиционной политики наряду с проведением мероприятий, направленных на привлечение крупных инвесторов, необходимо принятие мер, способствующих легальному развитию малого и среднего предпринимательства, а также решение социальных вопросов, стимулирующих само население отдавать предпочтение работе на легальных предприятиях.
Легализация заработной платы была бы более эффективной, если бы и сами работники не шли на поводу у работодателей. Молчаливое согласие работников из-за боязни потерять работу и хоть какой-то стабильный доход, а в некоторой степени и безграмотность населения позволяют работодателям использовать сложившуюся ситуацию в своих интересах, выплачивая заработную плату в конвертах.
Около 60% россиян готовы работать за «серую» зарплату, - зафиксировали в Исследовательском центре портала SuperJob.ru. Категорически не согласен на неофициальную зарплату 21% опрошенных, 19% - еще не определились [12]. В этой связи, необходимо применение экономических и социальных рычагов в корне меняющих сознание граждан в этих вопросах.
Целесообразно также продолжить гуманизацию уголовного законодательства, в основе которой должен лежать принцип «за экономические преступления - экономические наказания». Кроме того, наделение общественных объединений предпринимателей правом подавать судебные иски в защиту интересов своих членов позволит существенно усилить защищенность малого и среднего бизнеса от правоохранительного и судебного произвола.
Резюмируя вышеизложенное, следует подчеркнуть, что развитие теневой экономики в России явилось реакцией на неразумное государственное регулирование экономических и социальных процессов.
В Советском Союзе не было свободы предпринимательства. Теперь есть, но другие причины мешают работать. Сегодня теневая экономика это уже свершившийся факт и добровольно из «тени» уходить никто не хочет.
С учетом особенностей российского менталитета, для решения задач по снижению уровня теневой экономики, по нашему мнению, в первую очередь необходимы либерализация налогового законодательства, формирование благоприятного инвестиционного климата, снижение административных барьеров и создание условий, способствующих добровольной, экономически целесообразной легализации «серой» экономики, наряду с ужесточением санкций за коррупцию и занятие незаконным, криминальным бизнесом.
Главным фактором борьбы с коррупцией в России, на наш взгляд, должно быть отсутствие у чиновников прав в определении и установлении размеров оказываемой господдержки, возможности регулировать принимаемое решение. В этой связи, органы, участвующие в обеспечении исполнения тех или иных государственных и муниципальных функций и полномочий (установление тарифов и ставок, определение налогового потенциала, администрирование налогов и сборов) не должны участвовать в формировании их правил игры и определении их параметров.
Учитывая высокий уровень теневой составляющей, задача совершенствования управления инвестиционными процессами в российской экономике в целом и в большей степени в субъектах РФ приобрела особую значимость, от ее решения зависят перспективы экономического роста. С учетом основных направлений инвестиционной политики федерального центра в каждом регионе должен быть свой конкретный инструментарий достижения целей, учитывающий специфику региона и решаемых в нем проблем.
_Литература_
1. Черемисина H.B. К вопросу о статистическом измерении теневой экономики на региональном уровне // Вопросы статистики, №1, 2007. - С. 6467.
2. Доклад ООО «Деловая Россия» Модернизация экономики России. Кардинальное улучшение инвестиционного климата// http ://www. deloros.ru/FILEB/doklad-2010/pdf/
3. Е.Щукина Теневая экономика. Мафиозные структуры, как сферы теневой экономики // http://referatw.ru/cgi-bin/main.c gi?level=4&p 1 =22 8&p2=210&p3=44171.
4. Всемирный банк: Удельный вес теневой экономики в мире растет с каждым годом.// http://www.rfcor.ru/news_rfc_280.htm (дата обращения: 27.02.2011).
5. Теневой сектор в экономике Европы пошел в наступление// http://www.novopol.ru/66378.html (дата обращения: 05.03.2011).
6. Теневая экономика в России выгодна чиновникам.// http://img.nr2.ru/moskow/87908.html (дата обращения: 07.03.2011).
7. Доклад об экономике России.// World Bank November 2008, №17. http://siteresources.worldbank.org/ INTRUSSIANFEDERATION/Resources/rer17rus.pdf.
8. Теневая экономика спасает от кризиса, выяснили в Deutsche Bank// http://crisis-huisis.ru/news/view/6734.html (дата обращения: 07.03.2011).
9. Российский статистический ежегодник 2011. - М. Росстат, 2011.
10.Гандин М. Инфраструктура поддержки малого бизнеса // Все о финансах для малого бизнеса, №1(3), 2010. - С. 46-47.
11.Олигархов в стране не осталось?// газета «Аргументы и факты», №9, 2011.
12.Россиян подвели к «черной зарплате» // газета «Черновик», №7, 2009.