Научная статья на тему 'Особенности функционирования страховых компаний: интенциональный подход'

Особенности функционирования страховых компаний: интенциональный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
404
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
страховые компании / сетевые корпо-рации / интенциональный подход / институциональная структура / конкуренция / стратегии развития. / insurance companies / grid of the Corporation / net-work of the Corporation / intentional approach / institutional structure / competition / development strategy

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Ионов Амир Чагбанович

Сетевая компания как один из основных инсти-тутов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Деятельность сетевой корпорации ха-рактеризуется спонтанной, мощной интенциональной со-ставляющей. Конкуренция на рынке становится все интен-сивнее. Конкурентную стратегию компании изменяют но-вые технологии ведения страхового бизнеса, маркетинга. Системная парадигма выявления интенциональной состав-ляющей стратегии развития предполагает проведение раз-вернутого исследования институциональной структуры сетевой организации, при этом основное внимание должно быть сосредоточено на системных событиях или процессах, главным образом, на системных институтах, развивающих-ся эволюционным путем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FEATURES OF FUNCTIONING OF INSURANCE COMPANIES: INTENTIONAL APPROACH

Grid company, as one of the main institutions of the modern economic system is primarily a separate economic entity, performing its functions in the external economic envi-ronment, which includes consumers, suppliers, government, competitors, natural environment and society as a whole. The activity network of the Corporation is characterized by sponta-neous powerful intentional component. Market competition is becoming more intense. The competitive strategy of the com-pany change new technologies in the insurance business, mar-keting. The system paradigm of identifying intentional compo-nent of the development strategy involves conducting a com-prehensive study of the institutional structure of the network organization, the main attention should be focused on events or processes, mainly at the system institutions, developing in an evolutionary way.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования страховых компаний: интенциональный подход»

4. ФИНАНСЫ, ДЕНЕЖНОЕ ОБРАЩЕНИЕ И КРЕДИТ, УЧЕТ, ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ

4.1. ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ: ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Ионов Амир Чагбанович, профессор, доцент, доктор экономических наук

Место работы: Ставропольский институт кооперации, г. Ставрополь

[email protected]

Аннотация: Сетевая компания как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. Деятельность сетевой корпорации характеризуется спонтанной, мощной интенциональной составляющей. Конкуренция на рынке становится все интенсивнее. Конкурентную стратегию компании изменяют новые технологии ведения страхового бизнеса, маркетинга. Системная парадигма выявления интенциональной составляющей стратегии развития предполагает проведение развернутого исследования институциональной структуры сетевой организации, при этом основное внимание должно быть сосредоточено на системных событиях или процессах, главным образом, на системных институтах, развивающихся эволюционным путем.

Ключевые слова: страховые компании, сетевые корпорации, интенциональный подход, институциональная структура, конкуренция, стратегии развития.

FEATURES OF FUNCTIONING OF INSURANCE COMPANIES: INTENTIONAL APPROACH

Ionоv Amir Сh., Professor, associate professor, Doctor of Science in Economics

Work place: Stavropol Institute of cooperation. Stavropol

[email protected]

Annotation: Grid company, as one of the main institutions of the modern economic system is primarily a separate economic entity, performing its functions in the external economic environment, which includes consumers, suppliers, government, competitors, natural environment and society as a whole. The activity network of the Corporation is characterized by spontaneous powerful intentional component. Market competition is becoming more intense. The competitive strategy of the company change new technologies in the insurance business, marketing. The system paradigm of identifying intentional compo-

nent of the development strategy involves conducting a comprehensive study of the institutional structure of the network organization, the main attention should be focused on events or processes, mainly at the system institutions, developing in an evolutionary way.

Keywords: insurance companies, grid of the Corporation, network of the Corporation, intentional approach, institutional structure, competition, development strategy

Национальные страховые компании, реализуя модель сетевого развития, активно используют опыт, позволяющий улучшить результаты. В развитии национального страхового сегмента есть свои особенности, сформирована собственная история, происходит изменение структуры капитала. При этом в нем следует разделять тенденции и особенности развития в области структуризации процессов формирования организационного, информационного, финансового капитала и нематериальных активов страховых операторов и влияния институциональной матрицы страхового бизнеса на особенность предоставления страховых услуг.

Отсутствие действенных инструментов, управление рисками у национальных страховщиков, а также недостаточный уровень капитализации страховых компаний относятся к его институциональным конкурентным недостаткам.

Сетевая компания как один из основных институтов современной экономической системы представляет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом.

Деятельность сетевой корпорации характеризуется спонтанной, мощной интенциональной составляющей. Сетевой корпорации соответствует система стратегических целей, намерений, планов. В каждый момент времени существует определенный круг намерений, относящихся к желательному будущему предприятия и как бы опережающих (и определенной степени направляющих) вектор развития стратегии.

Функциональная сфера влияет на формирование интенциональной, и наоборот. Нормативная компонента системной концепции интенционального развития также может быть сформулирована в положениях, отражающих обобщенную характеристику желательного внутреннего состояния, рыночной позиции сетевой структуры или их взаимодействия. Рост является весьма привлекательной стратегией по следующим причинам.

Ионов А. Ч.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ: ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

Во-первых, растущая сетевая компания нивелирует ошибки управления гораздо быстрее, чем стабильная. Растущий поток доходов создает запас ресурсов, который может быть использован для решения проблем или стратегического маневра. Растущая корпорация с большей вероятностью получит финансовую поддержку в случае надвигающегося банкротства. Во-вторых, растущая сетевая компания более привлекательна для инвесторов. В-третьих, сетевая компания, имеющая квалифицированный персонал, новые бизнес-технологии демонстрирует свои преимущества, как фактор успешности.

Целостные теории роста корпорации предложены Р. Маррисом [4,5], В. Баумолем [1,2], С. Берри [3] и Р. Ру-мельтом [6] на основе интенциональной составляющей. Их общим недостатком является, во-первых, наличие допущений, сделанных для возможности формализации выводов, и, во-вторых, сфокусированность на одной составляющей стратегии, например, на лидерстве или на совершенствовании инновационных процессов. Вместе с тем, в сети одновременно происходит много процессов, создающих стоимость, поэтому важнейшие стратегические процессы должны быть сформированы в стратегические направления в зависимости от типа организации сетевой корпорации.

Стратегическая и операционная части маркетинга взаимно дополняют друг друга: структура стратегического плана должна быть тесно связана с операционным маркетингом. Исходя из разработки и прогнозов стратегического маркетинга, операционный маркетинг устанавливает конкретные цели по завоеванию доли рынка, а также маркетинговый бюджет, необходимый для их достижения.

Свою эффективность и жизнеспособность на основе концепции интенционального роста подтвердила сетевая стратегия развития страховых компаний. В ней объединяются две концепции построения бизнеса: крупномасштабная стратегическая мощь и близость к клиенту, характерная для небольших предприятий.

Для реализации стратегии роста особое значение имеет сетевая организация бизнеса, которая активно развивается в сфере финансового ритейла. Ориентация экономики на потребителя формирует условия для развития ритейла, особенно в сетевой форме. Степень развития сетевого ритейла служит индикатором наступления новой фазы в сфере организации потребления - ступени господства крупномасштабных розничных торговых сетей, способных соединять изобилие товаров и услуг с индивидуальными запросами каждого покупателя.

Поддерживать действенную сеть филиалов и агентств возможно лишь, максимально наполняя ее новыми ликвидными страховыми продуктами и консалтинговыми услугами, усиливая централизацию информационных и финансовых потоков на основе системы риск-

менеджмента. Такая стратегия в условиях высокого уровня трансформационных рисков обеспечивает холдингу проведение успешной сегментации рынка. Новой конкурентной стратегией на рынке обязательного страхования автогражданской ответственности (ОСАГО) выступила активная политика формирования страховых посредников, создания сети внештатных агентов, использование новейших методов ведения налогового планирования[7] и накопления стратегической информации по клиентской базе.

Стратегия, нацеленная на консолидацию капитала в рамках интеграционной модели развития национального бизнеса, а также выход интегрированных бизнес-групп не только на новые сегменты, но и на новые рынки страховых услуг, лежат в основе приобретения контрольных пакетов акций крупных страховых компаний.

Конкуренция на рынке становится все интенсивнее. Конкурентную стратегию компании изменяют новые технологии ведения страхового бизнеса, маркетинга. Технологии сопровождения договора позволяют экономить время клиентов, обеспечивать качественное обслуживание и эффективность страховой защиты. Компании, осуществляющие свою деятельность на территории Северо-Кавказского федерального округа, формирует конкурентное преимущество за счет комплексного обслуживания своих страхователей, демонстрируя свою надежность, информируя потенциального клиента о своих услугах и ценах.

В условиях усиления конкуренции сократилось время разработки и внедрения нового продукта. Компания, расширяющая свою рыночную долю, формирует инструменты, направленные на обеспечение эффективности бизнеса, среди которых, определяющая роль принадлежит маркетинговым технологиям. Менеджеры ряда компаний нашли решение, обеспечивающее эффективность работы страховой компании, разделяя стандартный страховой продукт на множество отдельных частей-модулей, которые комбинируются в выбранные клиентом сочетания. В будущем выживут только те страховые компании, которые будут постоянно и пристально отслеживать все изменения в предпочтениях клиентов. Более того, для обеспечения конкурентоспособности страховые компании должны эти предпочтения предугадывать, а еще лучше - формировать. Без постоянного мониторинга страхового рынка у региональных компаний велик риск утратить свое конкурентное преимущество, следовательно, и часть доходов, которые приносят клиенты, доли рынка, «узнаваемость» на нем.

Качественное обслуживание клиента после заключения договора страхования является залогом его приверженности страховой компании в будущем. Такое обслуживание невозможно без оптимально выбранных партнеров, которым страховая компания передает часть функций по обслуживанию договоров

(например, оценку и ликвидацию/уменьшение ущерба). Для повышения эффективности деятельности страховой компании маркетинговые исследования по изучению предпочтений клиентов, выявлению конкурентов, изучению их продуктов, технологий, а также стратегии ведения бизнеса должны проводиться непрерывно с использованием информационных технологий обработки данных.

На российском рынке необходимо стимулировать развитие комплексных страховых услуг, позволяющих брать на удержание финансовые риски. Страхование финансовых рисков и страхование на случай убытков в производственной деятельности являются сравнительно новыми, но достаточно востребованными видами страхования на российском рынке. Практика применения новых видов страхования зависит от вида деятельности и методики оценки недополученного дохода. Практически только начинают развиваться на российском рынке страхование контрактов (в том числе экспортно-импортных), страхование финансово-кредитных операций, страхование изменения конъюнктуры. Эти виды страхования развивают на рынке крупные компании, входящие в рейтинг 10 крупнейших страховщиков России.

Отечественный страховой рынок еще в 2004 г. одним из первых был реформирован под вступление России в ВТО. Несмотря на то, что вокруг сельского хозяйства, электроэнергетики, газовой отрасли шли гораздо более ожесточенные дебаты, иностранный финансовый капитал наиболее перспективной позицией для освоения еще в 1994 г. назвал страховой рынок России, которая подписала соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европой, где оговаривался страховой аспект.

Опыт транснациональных финансовых холдингов показывает, что компании, умело сочетающие поглощение активов и продажу, создают в среднем на 30% больше стоимости, чем их менее активные конкуренты. Максимальный эффект на стоимость компании оказывает объявление ею о сделке, которая является частью программы экспансии на рынке, либо программы по расширению ее деятельности в каком-то регионе или появления у нее новых каналов сбыта, ранее не использованных. Факты доказывают, что рынок гораздо хуже реагирует, если компания начинает экспансию в абсолютно новый для нее бизнес или объявляет о распродаже прибыльных активов. В этом случае инвесторы заинтересованы в игре на понижение.

Согласно результатам исследований можно приблизительно определить, какие структурные изменения в компании воспринимаются инвесторами и аналитиками рынка позитивно, а какие нет. Как правило, финансовые рынки всегда пессимистично относятся к непрозрачным, сложно структурированным и избыточно диверсифицированным компаниям. Инвесторы

не открывают позиции на покупки их бумаг, потому что им не понятно, как оценивать, например, акции конгломератов, объединяющих компании разных отраслей. В то же время инвесторы внимательно следят за крупными сделками компании по приобретению или продаже активов и оценивают их влияние на общую стоимость бизнес-портфеля.

Российский страховой рынок очень перспективный, низко концентрированный по финансовому и информационному капиталу, следовательно, привлекательный для реализации стратегии роста с точки зрения иностранных страховых компаний и банкостраховых групп. Крупная иностранная компания может его захватить полностью с относительно небольшими издержками. При этом у иностранных страховщиков есть серьезное преимущество - 400 лет развития страхования. Опыт функционирования на рынке и высокий уровень капитализации - это устойчивые позиции в глазах российских страхователей, особая экономическая роль, сложившиеся и надежные взаимоотношения с правительствами, с законодателями.

Под давлением глобальных игроков и крупных иностранных операторов, правительство России постепенно раскрывает страховой рынок. Сегодня на российский рынок заходят крупные европейские страховые компании, стремящиеся закрепиться на нем, использую конкурентные преимущества, связанные с более высоким качеством и ликвидностью страховых, финансовых и консалтинговых услуг, обеспечивающих рост клиентской базы. Интегрируясь с другими российскими компаниями или иностранными операторами, национальным компаниям, занимающиеся классическим страхованием, возможно, удастся повысить уровень страховой защиты экономических агентов и населения, объединяя свои сети с капиталом и технологиями иностранных операторов, повышая структуру организационного капитала и уровень системы менеджмента.

Стратегия транснациональных сетевых компаний направлена на создание ценности для акционеров. Оценка деятельности корпорации предполагает моделирование стратегии создания стоимости. Для описания стратегии создания стоимости в новой экономике используется сбалансированная система показателей (ССП), предложенная Робертом С. Капланом и Дейви-дом П. Нортоном в 1996 г. Используя этот показатель, компании оценивают свои нематериальные активы. Структура ССП включает: финансовую деятельность, взаимодействие с целевыми клиентами, реинжиниринг внутренних бизнес-процессов на основе конкурентных нематериальных активов (человеческий, информационный и организационный капитал)[8].

В новой экономике нематериальные активы являются основным источником стоимости для сетевых корпораций. Стоимость создается в эффективном внут-

Ионов А. Ч.

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ: ИНТЕНЦИОНАЛЬНЫЙ ПОДХОД

реннем бизнес-процессе на основе интенциональной стратегии развития стратегических групп видов профессиональной деятельности, стратегического портфеля информационных технологий, плана организационных изменений и стратегического маркетинга. Для формирования механизма развития интенциональной стратегии развития сети необходимо исследовать системные события, отвечающие крупным изменениям, глубоким трансформациям сетевой структуры.

С точки зрения проведения деловых операций информационные магистрали (и Интернет как Сеть сетей в частности) решают важную задачу - сводят к минимуму зависимость транзакций от времени и пространства, что создает фундамент для перехода к новым формам экономической деятельности. Как пишет М. Кастельс: «Освобождение общества от временной зависимости ускоряется новыми информационными технологиями и встроено в структуру сетевого общества» [9].

Таким образом, можно сделать вывод, что современный мир переживает кардинальные изменения, и ядро трансформаций связано с технологиями обработки информации и коммуникацией. По мнению М. Кастельса, революция в информационных технологиях является «отправным пунктом в анализе сложностей становления новой экономики, общества и культуры», они определяют картину настоящего и будут определять картину будущего.

В экономическом отношении Запад представляет собой «глобальную систему информационно-виртуального финансового ультраимпериализма» [11], отличительной чертой которого, как отмечает профессор Ю.М. Осипов, является глобальный стоимостный менеджеризм, принимающий облик сетевых структур. Информационно-сетевая модель стратегии транснациональной корпорации основывается на глобальном финансовом контроле, на глобальном кредите, на глобальных сетях. Для интенциональной стратегии развития, направленной на обеспечение создания стоимости в транснациональных организациях формируются стандарты управления нематериальными активами.

Как отмечает Кастельс М., социальная и экономическая логика основана на механизмах, совершенно отличных от используемых в глобальной, информа-циональной экономике. Например, японские сетевые корпорации, разработали сбалансированную систему показателей, которая стала основой стратегического менеджмента (практики бизнес-процессов) и оценки результатов деятельности. Интенциональная стратегия японских транснациональных сетевых операторов основана на интеграции методологии контроля влияния делового окружения на различные операционные процессы и ССП.

Количественные изменения систем вызвали качественные трансформации, которые, как отмечает В.Д.

Могилевский, «нашли отражение в реализации принципа иерархии, т.е. в возникновении в системе транснациональных структур нескольких уровней, подчиненными по нисходящей с зонами ответственности, ресурсами, локальными целями»[10].

Следует разделять, на наш взгляд, институциональные инструменты, обеспечивающие выход российской компании на иностранный рынок и приход транснациональных страховых операторов в Россию. Процессы транснационализации производства и капитала, отражающие динамику глобализации финансового капитала структурируются на страховом рынке в различных организационных формах на основе стратегических альянсов страховых компаний с другими финансовыми институтами. Транснациональные страховые компании, интегрируя в свои сетевые структуры финансовый, информационный и организационный капитал, приводят организационную структуру современного страхового бизнеса в соответствие с задачами обеспечения конкурентоспособности на глобальном страховом рынке.

В XXI человеческая цивилизация вступила в новую информационную эпоху своего развития, которая характеризуется быстрым распространением информационных технологий, глобализацией общественных процессов, международной конвергенцией, а также возникновением информационных угроз и необходимостью обеспечения информационной безопасности. В основу новой научной парадигмы, адекватно выражающей современные особенности общественного развития, должен быть положен информационный принцип.

Важно отметить, что М. Кастельс [9] делает существенное различение между известными концепциями «информационного общества» (information society) и собственной концепцией «информацио-нального общества» (informational society). Если в первом случае подчеркивается определяющая роль информации в обществе, то, по мнению М. Кастельса, информация и обмен информацией сопровождали развитие цивилизации на протяжении всей истории человечества и имели критическую важность во всех обществах. В то же время зарождающееся «инфор-мациональное общество» строится таким образом, что «от способности генерировать, обрабатывать и эффективно использовать информацию зависят производительность и конкурентоспособность факторов или агентов в этой экономике (будь то фирма, регион или нация). И, наконец, информациональная и глобальная - потому что в новых исторических условиях достижение определенного уровня производительности и существование конкуренции возможно лишь внутри глобальной взаимосвязанной сети»[9]. Особенностью современного общества в трактовке М. Кастельса стало не столько доминирование информации, сколько преобразование вариантов ее

использования, когда ведущую роль в обществе приобретают глобальные сетевые структуры, вытесняющие традиционные формы взаимоотношений. Сегодня относительно жесткие и вертикально ориентированные институты замещаются гибкими и горизонтально ориентированными сетями, через которые осуществляется власть и обмен ресурсами.

Возникает новая организационная форма в условиях глобальной экономики, определяемая как сетевое предприятие. Система корпоративного бизнеса в сетевой экономике строится на определенном сочетании жестких и гибких связей. Если в модели управления превалируют жесткие (вертикальные) связи, ее определяют как административную, если горизонтальные (гибкие) - как рыночную.

Сетевые структуры развивается в силу, как законов собственной эволюции, так и вследствие институциональных внешних и внутренних изменений. Системная парадигма выявления интенциональной составляющей стратегии развития предполагает проведение развернутого исследования институциональной структуры сетевой организации, при этом основное внимание должно быть сосредоточено на системных событиях или процессах, главным образом, на системных институтах, развивающихся эволюционным путем.

Незначительное смещение угла зрения, переосмысление конкурентной ситуации позволяет разрабатывать принципиально новые модели соотношения достоинств и недостатков [12], выявлять окна возможностей, скрытые силы той или иной ситуации что, в свою очередь, формирует новые правила игры, соответствующие новым реалиям.

Список литературы:

1. Baumol W. On the Theory of Expansion of the Firm / W. Baumol // The American Economic Review. - 1962. - Vol.52, № 5. - P. 1078 - 1087

2. Baumol W. Entrepreneurship in Economic Theory / W. Baumol // The American Economic Review. - 1968. - Vol. 58, № 2. - P. 64-71

3. Berry C.H. Corporate Growth and Diversification. - Princeton: Princeton legacy library.- University press, 2015.-198 pp.

4. Marris R. A Model of the Managerial Enterprise/ R. Marris // The Quarterly Journal of Economics. - 1963. - Vol.77, № 2.

- P. 185 - 209.

5. Marris R. The Economic Theory of «Managerial» Capitalism // London: Basic Books, 1968. - 346 pp.

6. Rumelt R. Strategy, Structure and Economic Performance.

- Cambridge, Mass.: Harvard Business School Press, 1986. -235 pp.

7. Зайцева С.С., Кононова Н.П. Эффективность налогообложения: методика оценки, практика, зарубежный опыт.-Омск: ИЦ «Омский научный вестник», 2008.- 192 с.

8. Каплан Р. Нортон Д. Стратегические карты. М.: Олимп-Бизнес, 2007.- 512 с.

9. Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура/ Пер. с англ.под ред. О.И. Шкаратана. -М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 458 с.

10. Могилевский В.Д. Методология систем. М: ТЕИС., 2005.- 251 с.

11. Осипов Ю.М. Эпоха Постмодерна / М.:ТЕИС, 2004. С. -676 с.

12. Румельт Р. Хорошая стратегия, плохая стратегия/Перевод с англ.Медведь О.- М: Изд-во Манн, Иванов и Фербер,2014. - 448 с.

РЕЦЕНЗИЯ

на статью «Особенности функционирования страховых компаний: интенциональныи подход» Ионова А. Ч. Представленная научная статья написана на актуальную тему, посвященную особенностям функционирования страховых компаний оцениваемых на основе интенционального подхода. Отражены тенденции и особенности развития в области структуризации процессов формирования организационного, информационного, финансового капитала и нематериальных активов страховых операторов и влияния институциональной матрицы страхового бизнеса на особенность предоставления страховых услуг. Рассмотрены условия проведение успешной сегментации рынка, поддержки сети филиалов и агентств, и усиления централизации информационных и финансовых потоков на основе системы риск-менеджмента.

В настоящее время страхование является важным и необходимым инструментом, обеспечивающим экономическую и социальную стабильность и безопасность государства. Развитие страхового предпринимательства, где компании являются центром аккумуляции всех видов ресурсов, является ключевым в формировании цивилизованного страхового рынка.

Практическая значимость данной статьи заключается в том, что она может служить основой для более детальных исследований особенностей функционирования страховых компаний, разработки перспективных направлений их развития, практического использования в деятельности всех участников страхового рынка и государственного сектора.

Дальнейшее развитие страхования возможно только при наличии единства взаимодействий всех его участников, адекватного реагирования на вызовы изменившейся экономической ситуации, разработки нового видения роли страхования в формировании экономического пространства.

Оценивая работу в целом, следует отметить достаточно высокий научно-методический уровень, важность и значимость изучения функционирования страховых компаний, что особенно актуально в современных условиях. Считаю, что данная статья может быть рекомендована к публикации в открытых рецензируемых СМИ.

Рецензент:

д-р экон. наук, профессор кафедры «Государственного и муниципального управления» Института экономики и управления ФГАОУ ВПО «Северо-Кавказский федеральный университет»

В. А. Фурсов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.