Научная статья на тему 'Влияние маркетинговых технологий на развитие конкурентной стратегии сетевых корпораций'

Влияние маркетинговых технологий на развитие конкурентной стратегии сетевых корпораций Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
195
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ КОМПАНИИ / КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ / СЕТЕВАЯ МОДЕЛЬ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА / НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Лысенко Ю. А.

В статье рассматриваются конкурентные стратегии развития крупных транснациональных и российских компаний в области производства табачной продукции, оцениваются перспективы развития сетевой модели ведения бизнеса на основе формирования конкурентных нематериальных активов (человеческий, информационный и организационный капитал).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние маркетинговых технологий на развитие конкурентной стратегии сетевых корпораций»

участия заемщиков в объекте будет недостаточно, поскольку ликвидность недостроенного дома невелика. Чтобы обезопасить инвестора от риска срыва сроков строительства со стороны подрядчика, логично оформить поручительство со стороны регионального агентства по ипотечному жилищному кредитованию, производившей подбор строительной компании для участия в системе инвестиционной ипотеки жилья и, соответственно, отвечающей за свой выбор.

Для оценки стоимости принимаемого в залог прежнего жилья региональное агентство по ипотечному жилищному кредитованию назначает оценщика (риэлтерскую фирму). Оценщик несет ответственность за корректность оценки рыночной стоимости прежнего жилья заемщика, то есть гарантирует возможность его продажи при наступлении срока по указанной цене. С другой стороны, реализацию прежнего жилья заемщик вправе осуществлять самостоятельно (с отсрочкой выселения до готовности нового жилья), если предложенная оценщиком цена его не удовлетворяет. Стоимость оценки оплачивает заемщик.

Прежнее и вновь построенное жилье должно быть обязательно застраховано в пользу залогодержателя. Прежнее жилье страхует заемщик за собственный счет, новое жилье в процессе строительства (до сдачи объекта) страхует строительная компания, новое жилье после сдачи страхует заемщик за счет средств от реализации старого жилья. Становление системы инвестиционной деятельности в сфере предпринимательства в ипотеке жилья в настоящее время осложнено целым рядом обстоятельств, а именно отсутствием необходимых рыночных механизмов и инструментов. Произошедшие за последние годы кардинальные изменения в экономическом и социальном укладе страны вызвали резкие изменения, в частности произошло изменение Ш источников финансирования строительства жилья, и возникла необходимость, с учетом сложившейся прак-jfl тики в регионе, совместно с федеральными органами исполнительной власти осуществить реализацию ряда (j изменений в действующий Закон «Об ипотеке (залоге недвижимости)», которые установили бы более рас® ширенный круг обязательств, являющихся основанием для возникновения ипотеки в силу закона, сократили бы существующий продолжительный срок установленной для осуществления государственной регистрации ипотеки Учреждением юстиции, и уменьшили бы существующий срок на предоставление органами опеки и Z попечительства разрешения на передачу в ипотеку жилого помещения; а также закрепили бы норму, фиксирующую единый разумный срок для страхования залогодателем заложенной недвижимости.

Внесение данных изменений в законодательство на федеральном уровне позволит должным образом б защитить интересы как лиц предоставляющих займы, кредиты, рассрочки платежа по приобретению гражданами жилья, так и интересы населения, для которого в первую очередь была создана система по пред-

00 принимательству в ипотеку жилья. □

° ЛИТЕРАТУРА

-О 1. Крувшиц Л. Инвестиционные расчеты / Пер. с нем. под общей ред. В.В. Ковалева, З.А. Собова. СПб. Пи-

D тер, 2001. 324с.

ф 2. Лаврушин О.И. О роли кредита как инвестиционного ресурса развития экономики России // Научный

s альманах фундаментальных и прикладных исследований. М.: Финансы и статистика. 2004. Ч.2. 316с.

о. 3. Сбербанк России признан Банком года / Пресс-служба Сбербанка России // Северо-Кавказский банк. ф

2004. №8(146). с.1.

4. Суворов Г. Об ипотечном агенте замолвите слово...// Рынок ценных бумаг. 2004. №19. с.46.

££ Коды классификатора JEL: M 31

а ВЛИЯНИЕ МАРКЕТИНГОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА РАЗВИТИЕ

| КОНКУРЕНТНОЙ СТРАТЕГИИ СЕТЕВЫХ КОРПОРАЦИЙ

I___

о

^ Лысенко Ю.А. РГУПС, докторант,

g старший научный сотрудник лаборатории экономических исследований

вНИИТТИ (г. Краснодар), [email protected]

ЛЫСЕНКО Ю.А.

о

о ф

т

I

В статье рассматриваются конкурентные стратегии развития крупных транснациональных и российских компаний в области производства табачной продукции, оцениваются перспективы развития сетевой модели ведения бизнеса на основе формирования конкурентных нематериальных активов (человечес-

Ф кий, информационный и организационный капитал).

Ключевые слова: транснациональные компании, конкурентные стратегии, сетевая модель ведения бизнеса, нематериальные активы

о Система корпоративного бизнеса в сетевой экономике строится на определенном сочетании жестких и

о гибких связей. Если в модели управления превалируют жесткие (вертикальные) связи, ее определяют как 0) административную, если горизонтальные (гибкие) - как рыночную. Рыночный обмен всегда эквивалентен

rn

n

ш

по субъективному основанию и неэквивалентен по объективному основанию. Сетевая экономика трансформирует вертикальные иерархические субъект-объектные (властные) экономические отношения, характеризующиеся неэквивалентным обменом, в горизонтальные, сетевые субъект-субъектные отношения.

Стратегия транснациональных сетевых компаний направлена на создание ценности для акционеров. Оценка деятельности корпорации предполагает моделирование стратегии создания стоимости. Для описания стратегии создания стоимости в новой экономике используется сбалансированная система показателей (ССП), предложенная Робертом С. Капланом и Дейвидом П. Нортоном в 1996 г. Используя этот показатель, компании оценивают свои нематериальные активы. Структура ССП включает: финансовую деятельность, взаимодействие с целевыми клиентами, реинжиниринг внутренних бизнес-процессов на основе конкурентных нематериальных активов (человеческий, информационный и организационный капитал) [3].

В глобальной экономике нематериальные активы являются основным источником стоимости для сетевых корпораций. Стоимость создается в эффективном внутреннем бизнес-процессе на основе конкурентной стратегии развития стратегических групп видов профессиональной деятельности, стратегического портфеля информационных технологий, плана организационных изменений и стратегического маркетинга. Для формирования конкурентной стратегии необходимо исследовать системные события, отвечающие крупным изменениям, глубоким трансформациям сетевой структуры.

В условиях сетевой экономики национальные хозяйственные системы попадают под власть глобального капитала и транснациональных корпораций. В.Л. Иноземцев в рецензии на книгу Лестера К. Туроу отмечает, что, анализирую различия между второй и третьей революциям, автор концепции акцентирует внимание на пространственно- количественных их параметрах. В доказательство В. Иноземцев приводит ^ цитату: «Третья промышленная революция ознаменовывает переход от национальных хозяйственных сис- tJ тем к глобальной экономике...точно так же, как вторая промышленная революция ознаменовала смену j локальных хозяйственных систем национальными» [2].

Как отмечает Кастельс М., социальная и экономическая логика основана на механизмах, совершенно отличных от используемых в глобальной, информациональной экономике [4]. Например, японские сетевые Z корпорации, разработали сбалансированную систему показателей, которая стала основой стратегического менеджмента (практики бизнес-процессов) и оценки результатов деятельности. Конкурентные стратегии японских транснациональных сетевых операторов основана на интеграции методологии контроля влия- q ния делового окружения на различные операционные процессы и ССП. Ь

Либерализации экономического пространства и отмене барьеров в торговле отводится большая роль, щ так как эти меры способствуют развитию сетей европейских операторов, усиливают конкуренцию, приво- □ дят к снижению издержек производства для производителей и цен для потребителей и в итоге способс- О твуют укреплению конкурентных позиций как Евросоюза в целом, так и корпоративных структур стран базирования. О

Сетевая компания как один из основных институтов современной экономической системы представля- Q ет собой, прежде всего, обособленный субъект экономической деятельности, осуществляющий свои функ- £ ции во внешней экономической среде, к которой относятся потребители, поставщики, государство, конку- s ренты, природные условия и общество в целом. На основе системной парадигмы, попытаемся определить q возможность и целесообразность, с точки зрения эффективности деятельности, роста сетевой корпорации $ и выявить факторы, на него влияющие. х

Сетевой корпорации соответствует система стратегических целей, намерений, планов. В каждый мо- ^ мент времени существует определенный круг намерений, относящихся к желательному будущему пред- q приятия и как бы опережающих (и определенной степени направляющих) вектор развития стратегии. Рост является весьма привлекательной стратегией по следующим причинам. Существуют различные варианты $ организации сетей. Одну из простейших форм образует «зонтичная» производственно-сбытовая структу- о ра. В этом случае фирма может иметь глобальную сеть магазинов во всем мире для эксклюзивного распре- о деления продукции под своим контролем. По каналам обратной связи сетевая фирма получает маркетин- ^ говую информацию (относительно требуемых запасов, изменения запросов потребителей) и принимает g соответствующие решения. Внедрение стратегического и операционного маркетинга в компании пред- q полагает регулярную работу отдела маркетинга, осуществление которой предполагается на основе плана о маркетинга, согласующегося с бизнес-планом развития компании. о

Основой стратегического маркетинга сетевой корпорации является стратегическая карта, выявляющая о внутренние процессы, которые создают стоимость, и определяющая нематериальные активы, необходимые о для их поддержки. Технологический подход к анализу сетевой корпорации позволяет выявить производс- ol твенные ограничения распространения сети вширь и вглубь, установить естественные границы ее разме- Ц ров, определить технические условия эффективности ее функционирования. Товары и услуги будут произ- Е водиться внутри корпорации, если издержки совокупного производства меньше, чем при их покупке: ф

Стратегия - это выбор таких видов деятельности, в которых имеет устойчивое конкурентное преиму- >s щество на рынке. М. Портер отмечает, что «дифференциация возникает вследствие как выбора вида де- § ятельности, так и полученных результатов; это может быть предоставление клиентам потребительского ф предложения, более ценного, чем конкурентное, или сопоставимого по ценности, но с более низкой стои- s мостью» [5]. Стратегией развития сетевых структур необходимо эффективно управлять на основе марке- q тинговых технологий, так как они позволяют бизнесу увеличивать долю рынка компаний и формировать § опыт корпоративной модели ведения бизнеса. Конечным этапом цикла разработки и развития продукта ^

является его реализация на рынке. Инновационный процесс конкретного проекта завершается, когда компания достигает запланированного объема продаж и производства на установленном уровне функциональности, качества и себестоимости.

В настоящее время торговые сети на табачном рынке России отличаются агрессивной стратегий развития. Характерной особенностью торговой сети является ее расположение в пространстве, которое она организует как торговое пространство, обладающее определенной инфраструктурой. Торговое пространство должно максимизировать выручку и минимизировать издержки, поэтому магазины сети обычно располагаются ближе к местонахождению клиентов с соответствующим уровнем дохода. Одни российские компании стремятся предложить клиентам максимальный набор продуктов и услуг, другие, которые придерживаются политики низких цен, имеют минимальный ассортимент, но придерживаются брендов, выбираемых клиентами.

Анализ условий хозяйствования и существующих маркетинговых технологий свидетельствует о том, что развитие отечественного производства товаров и услуг в современных экономических условиях во многом зависит от способа их продвижения на рынок и формирования лояльности потребителей к маркам отечественной продукции.

Период действия открытых рынков закончился, на их место пришли российские сетевые структуры, однако с 2000 г. национальным розничным сетям приходится конкурировать с транснациональными операторами с помощью новых организационно-экономических инструментов - инноваций.

Инновации предполагают разработку новых продуктов, процессов и услуг, часто способствующих про-Ш никновению транснационального оператора на новые рынки и завоеванию новых сегментов потребитель-jfl ского рынка. Управление инновациями, по мнению экспертов, заключается в следующем [7]: (j • определение возможностей новых продуктов и услуг;

® • управление портфелем разработки и продвижения новых продуктов и услуг;

• разработка и продвижение новых продуктов и услуг на рынки;

• внедрение и продвижение новых продуктов и услуг на рынок;

• подбор и обучение персонала, отвечающего стратегии бизнеса.

Разработчики продуктов и менеджеры генерируют новые идеи, расширяя возможности уже имеющихся продуктов и услуг, применяя новые технологии и открытия, а также учитывая предложения и пожелания б клиентов. После разработки проекта нового продукта или услуги, менеджеры должны принять решение о его финансировании, а также определить источники финансирования. Если затраты на разработку нового 00 продукта высоки, то эти разработки фирма проводит совместно с другой компанией или разработку новых □ продуктов или бизнес-процессов передает на аутсорсинг.

^ Развитие технологий новой экономики связано с сокращением трансакционных издержек. Достигается это благодаря устранению географических, отраслевых и корпоративных препятствий к экономической

0 интеграции. Развитие компьютеризации бизнеса и сетевого программного обеспечения, либерализация g рынков, повышение мобильности капитала, введение единых стандартов качества, финансового учета и ф отчетности способствовало детализации информации и унификации технологий ведения бизнеса, персо-s нификации клиентов и развитию сетевых структур.

о. Радикальное снижение трансакционных издержек обеспечивает возможность роста производительна ности труда в сетевых структурах. При росте фирмы растет численность занятых работников и расчле-

1 ненность производственного процесса. Одна из важнейших предпосылок формирования конкурентоспо-о собности национального производства табачных изделий в России - стабилизация и рост производства в о среднеценовом сегменте.

Заинтересованность предприятий в результатах своей деятельности усиливает необходимость по-со вышения конкурентоспособности выпускаемой продукции, что требует совершенствования работы всех о служб и подразделений хозяйствующего субъекта. Инструментарием для решения стратегических задач о повышения конкурентоспособности может служить комплексный подход по разработке и построению мо-^ дели конкурентоспособности предприятия по производству табачных изделий.

о Целью разработки и построения модели конкурентоспособности предприятия является правильное о определение конкурентной стратегии на рынке табачных изделий, согласованной с условиями отрасли, о навыками и капиталом, которыми обладает конкретное предприятие. Инструментарием для разработки и о построения модели может служить применение математического моделирования, позволяющего выявить о особенности функционирования экономического объекта, и на основе этого предсказывать будущее пове-g дение объекта при изменении каких-либо параметров. Для любого экономического субъекта возможность ^ прогнозирования ситуации означает, прежде всего, получение лучших результатов или избежание потерь. s В модели все взаимосвязи переменных могут быть оценены количественно, что позволяет получить более ^ качественный и надежный прогноз.

ю При построении экономической модели для рассматриваемой экономической категории, «конкурен->s тоспособность предприятия», выделяются структурные элементы, такие как категория конкурентоспособ-g ности фирмы и конкурентоспособности товара, соответствующие данной цели, выявляются наиболее важ-ф ные качественные характеристики этих элементов.

ц Категории конкурентоспособности фирмы и конкурентоспособности товара взаимосвязаны. В качестве о основных критериев конкурентоспособности предприятия можно в обобщенном виде предложить две оце-о ночные категории: «ценность производимых предприятием товаров (услуг)» и «ценность предприятия как (Т) хозяйствующего субъекта». Быстрые изменения внешней среды отечественных предприятий стимулируют

появление новых методов, систем и подходов к управлению конкурентоспособностью. Наиболее распространенными являются методы оценки возможностей конкурентов посредством специальных экспертных исследований и косвенных расчетов на основе известных данных. Широко используется на практике для анализа конкурентов и «метод отражения», заключающийся в выявлении информации об интересующей фирме у клиентов или посредников данной фирмы.

Еще одной важной стратегией, направленной на обеспечение конкурентных условий, является стратегия интеграционного взаимодействия. В настоящее время на табачном рынке началась консолидация крупных дистрибуторов, например, объединились компании СНС и «Тюсом» - эксклюзивные дистрибуторы сигарет British American Tobacco (BAT) на российском рынке. Можно предположить, что примеру СНС и «Тюсом» последуют и дистрибуторы остальных крупных табачных корпораций - Philip Morris и Japan Tobacco International. Объединенная компания сохранила название СНС, скорее всего, решение было продиктовано стремлением сократить затраты на управление и снизить издержки. В 2005 г. выручка СНС составила 1,22 млрд долларов, а компании «Тюсом» - 576 млн долларов, ожидаемая выручка объединенной компании в 200б г. составляет 2,2 млрд долларов [1].

Слияние СНС и «Тюсом» было ожидаемым: у компаний были совместные центральный склад и офис. Объединение полностью устраивает как СНС, так и BAT, так как дистрибутор получит возможность увеличить выручку, а производитель - оптимизировать управление продажами собственных сигарет через одну структуру. Долгосрочные и взаимовыгодные отношения с ключевым дистрибутором позволят компании «БАТРоссия» гибко и быстро расширять свою дистрибуцию во всех регионах страны. Слияние СНС Ш и «Тюсом» явилось первым объединением крупных табачных дистрибуторов, о грядущей консолидации ^ участники этого рынка заговорили еще в начале года, когда была ликвидирована ассоциация табачных tJ дистрибуторов «Грандтабак». Тогда отказ учредителей ассоциации, крупнейших дистрибуторов сигарет, в j том числе СНС, «Мегаполис», «Тюсом», «Бизнес-табака», от ее лоббистских услуг в «Грандтабаке» связывали с грядущим укрупнением дистрибуторского бизнеса.

Тенденция по консолидации табачной дистрибуции, на наш взгляд, в среднесрочной перспективе будет Z продолжена, другие крупные компании-дистрибьютеры, например, Philip Morris - «Меркурий», «Тен-трейд» и «Аноксис», а также партнеры Japan Tobacco International (11 компаний - «Бизнес») также проявляют тенденцию к интеграционному взаимодействию. Отметим, что для позиционирования на рынке маркетин- q говые исследования конкурентов должны быть направлены на те сферы, которые были предметом анализа Ь потенциала вновь создаваемого предприятия. Удобным инструментом сравнения возможностей вновь со зданного предприятия и основных конкурентов является построение многоугольников конкурентоспособ- □ ности, представляющих собой графическое отображение оценок положения предприятия и конкурентов О по наиболее значимым направлениям деятельности, изображенным в виде векторов-осей. На первом этапе построения модели, предлагается построение многоугольника конкурентоспособности внутренних конку- О рентных преимуществ вновь созданного предприятия, на основе следующих методических предпосылок. Q

В качестве оцениваемых направлений деятельности предприятия и основных конкурентов может быть £ выбрано определенное четко ограниченное число параметров. Перечень используемых параметров и сте- s пень их конкретизации определялись следующими методическими предпосылками. q

Во-первых, количество оцениваемых характеристик должно быть достаточно ограниченным с целью $ обеспечения оперативности принимаемых управленческих решений. х

Во-вторых, в силу сложности и многогранности проблемы и отсутствия общепризнанных подходов ^ к оценке конкурентоспособности, которая требует обширных самостоятельных научных исследований, q в предлагаемой модели использованы результаты, полученные ранее отечественными и зарубежными авторами. Группировка параметров опирается на анализ широкого комплекса проблем технического, $ экономического и социального характера, в результате чего выявляются переменные, обеспечивающие о конкурентоспособность. Исходной точкой такого анализа является определение перечня технических и о экономических факторов конкурентоспособности, которые определяют совокупность критериев количес- jj твенной оценки. ^

Внутренние конкурентные преимущества, определяющие рыночные позиции хозяйствующего субъек- q та, необходимо сгруппировать по шести наиболее значимым аспектам: о

- конкурентоспособность выпускаемых табачных изделий; о

- финансовое состояние предприятий; о

- эффективность маркетинговой деятельности; о

- рентабельность продаж; ol

- имидж (марочный капитал) предприятия; s

- эффективность менеджмента. Е

Совокупность качественных и стоимостных характеристик товара способствует созданию превосходс- ф

тва данного товара перед товарами-конкурентами в удовлетворении конкретной потребности покупателя >s и, тем самым, позволяет количественно оценить конкурентоспособность товара. §

Среди качественных показателей можно выделить две категории параметров: «жесткие» и «мягкие». ф «Жесткие» параметры описывают важнейшие функции товара и связанные с ним основные характеристики, s изменение и, тем более, замена которых могут осуществляться в определенных, относительно стабильных q пределах, заданных конструктивными принципами изделия. Особую группу «жестких» параметров состав- § ляют параметры соответствия международным и национальным стандартам, нормативам, законодательным ^

актам и т.п., причем для товаропроизводителя этот аспект чрезвычайно важен, поскольку, прежде всего, необходимо оценить принципиальную возможность реализации производимого товара на рассматриваемом рынке с позиций соответствия характеристик товара нормативным параметрам, регламентируемым стандартами и нормами. Если не все параметры производимого изделия соответствуют регламентированным требованиям покупателя, то это свидетельствует о его неконкурентоспособности.

«Мягкие» параметры характеризуют эстетические свойства товара (дизайн, цвет, упаковку и т.п.). В настоящее время, когда рынок табачных изделий заполнен разнообразными аналогичными товарами, в том числе со схожими «жесткими» показателями, возрастает значение «мягких» параметров, придающих товарам особую привлекательность. Причем данная тенденция проявляется не только на рынках товаров массового спроса, но и для товаров производственного назначения.

Установление совокупности качественных параметров товара - исходный пункт оценки его конкурентоспособности. Далее необходимо эти параметры количественно определить, что просто осуществить для «жестких» параметров, каждый из которых имеет определенные значения (или диапазон предельных величин), выраженные в тех или иных единицах измерения, например, технические параметры: точность, мощность, сила света и т.п. Более сложной проблемой является количественное определение «мягких» параметров, которые не имеют, как правило, естественной физической меры, и поэтому трудно поддаются непосредственной количественной оценке. Эти параметры характеризуют некоторые особенности эргоно-мичности изделия, а также все его эстетические достоинства. Ш Для решения этой проблемы возможна оценка на базе органолептических методов, построенных на J] субъективном восприятии человеком того или иного свойства объекта и выражении результатов восприятия (j в количественной (балльной) форме. Другой способ решения проблемы основывается на использовании экс® пертных методов, ориентирующихся на опыт работы и (или) интуитивное понимание квалифицированными специалистами роли того или иного свойства в удовлетворении конкретной потребности. На основе обобще-^ ния высказанных экспертами мнений строится общая количественная оценка «мягкого» параметра. Z Поскольку конкурентоспособность товара характеризует не само по себе его качество, а степень соот-щ ветствия качества данного товара показателям качества аналогичного по назначению товара конкурента, ^ то оценка конкурентоспособности товара подразумевает сопоставление значений показателей качества О продукции (в данном случае, сигарет) с показателями качества товара конкурента (базовым или эталонным образцом). Причем выбор товара-эталона представляется одним из наиболее ответственных этапов

00 процедуры оценки конкурентоспособности товара.

□ Правильность результата, полученного в процессе оценки конкурентоспособности, в значительной ^ степени зависит от выбора оценочной базы. В качестве базовых могут быть выбраны следующие параметры: потребность покупателей; конкурирующий товар; гипотетический образец товара; группа аналогич--0 ных товаров; величина полезного эффекта. Если в качестве базы сравнения выступает потребность поку-g пателей, необходимо выбрать номенклатуру и установить величины параметров потребности покупателей ф в отношении оцениваемой и конкурирующей продукции. Перечень данных параметров составляется из тех s показателей, которыми потребитель пользуется при оценке продукции на рынке. При этом необходимо о. учитывать весомость этих параметров в их общем наборе.

m Второй вариант оценочной базы - наличие конкурирующего товара. В этом случае товар-образец

1 моделирует потребность и выступает в качестве материализованных требований покупателей, которым о должна удовлетворять продукция, подлежащая оценке. На практике за базу принимается группа аналогов,

0 отобранных с точки зрения согласования классификационных параметров образца и оцениваемого товара.

1 В этом случае маркетологами выбираются наиболее ликвидные образцы продукции, имеющие наилучшие m перспективы для последующего расширения объема продаж.

о Оценка конкурентоспособности товара производится путем сопоставления параметров анализируемой о продукции с параметрами базы сравнения. При этом могут использоваться дифференциальный, комплекс-^ ный и смешанный методы оценки. При смешанном методе оценки конкурентоспособности товара исполь-о зуется часть параметров, рассчитанных дифференциальным методом, и часть параметров, рассчитанных о комплексным методом.

о Стоимостные показатели конкурентоспособности товара характеризуют цену потребления, то есть о затраты потребителя, необходимые для удовлетворения его потребности. Показатель конкурентоспособен ности продукции для любого предприятия - это зеркало, в котором отражаются итоги работы практически о всех его служб и подразделений, то есть характеристика состояния его внутренней среды, а также мера его ^ реактивности относительно изменений внешних факторов.

s По мнению С.Н. Черногорцевой [6], ориентация на завоевание все новых рынков, удовлетворение за-^ просов покупателей посредством дифференциации продукта побуждает фирмы к стремлению в максимально ® возможной мере отвечать потребительским предпочтениям. Посредством рекламной активности фирм торго->s вая марка как один из инструментов маркетинга, способствует распространению сведений о приоритетности, g престижности и качестве продукта, сокращая дистанцию между производителем и потребителем. ф Главной целью диверсификации является увеличение прибыли и уменьшение рисков за счет ведения ц деятельности в нескольких отраслях, которые могут различаться цикличностью (в то время как одни отрас-о ли переживает спад, другие подъем). Диверсифицированная структура бизнес-групп придает им большую о устойчивость в конкурентной борьбе и уменьшает риск убытков от конъюнктурных, структурных и цикли-(Т) ческих колебаний.

Значительную экономию дает многоцелевое использование производственных мощностей сетевых структур предприятий. Издержки снижаются благодаря стратегии концентрации на динамично растущем сегменте рынка, например, такую стратегию реализует на российском рынке компания «Донской табак». Другой существенный резерв экономии - внутрифирменный трансферт информации, знаний, технического и управленческого опыта. К этому добавляется эффект, достигаемый благодаря многосторонней подготовке работников и уникальности получаемой ими маркетинговой информации. В сетевой структуре диверсификация способна обеспечить конкуренцию материальных и нематериальных ресурсов. Например, стратегическая карта бизнеса, сформированная менеджментом «Донской табак» составлена на основе маркетингового обследования рынков Москвы, Петербурга, Ростова-на-Дону. В ней учтены все удачи и недочеты, накопленные в разных странах и в разное время. Соответственно, сетевые магазины максимально приближены к идеальному с точки зрения компании формату.

Сетевым продуктом выступают бренды, используемые для «притягивания» покупателей к предлагаемым сетью товарам и услугам, для создания лояльности покупателей. Покупка потребительских товаров, имеющих узнаваемый бренд, зависит от предпочтения покупателей к ним и доступности этих товаров (наличия в продаже).

ЛИТЕРАТУРА

1. Демчук А. Дистрибуторы BAT объединились//Бизнес, 2006. № 121 (505) от 06 июля http://b-online.ru/ Ш articles/ a_16928.shtml j5

2. Иноземцев В.Л. Расколотая цивилизация. М.: «Наука», 2000. С. 610. tJ

3. Каплан Р. Нортон Д. Стратегические карты. М.: Изд-во Олимп-Бизнес, 2005 С.49. j

4. КастельсМ. Информационная эпоха: экономика, общество и культура / Пер. с англ. ред. О.И. Шкаратана. М.: ГУ ВШЭ, 2000. С.110.

5. Портер М. Международная конкуренция: Пер. с англ. / Под ред. В.Д. Щетинина. М.: Международные Z отношения, 2006. С.240.

6. Черногорцева С.Н. Развитие торговой марки (бренда) как фактор повышения конкурентоспособности // Материалы межрегиональной научной конференции «Экономика и управление: в поиске нового». q Владимир, 2004. С. 56. I-

7. Hax Arnoldo C., Wilde Dean L. The Delta Project: Discovering New Sources of Profitability in a Networked щ

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Economy. New York: Palgrave Macmillan, 2001. Р. 121. □

Коды классификатора JEL: 010

РОССИЙСКИЙ БАНКОВСКИЙ СЕКТОР: ТЕНДЕНЦИИ,

ВАНДЫШЕВА Т.М.

СП

ш

о

I—

ф

ПРОБЛЕМЫ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

I

>

г. Таганрог (ТТИ ЮФУ), аспирантка, e-mail: [email protected]

Вандышева Т.М.Технологический институт Южного федерального университета, §

I

I—

В настоящее время наблюдается расширение масштабов и усложнение характера банковского бизне- О

са, в первую очередь такого из его направлений, как кредитование. Это ведет к концентрации рисков в о

деятельности кредитных организаций, анализу влияния которых уделяется особое внимание на госу- ^

дарственном уровне. О

Ключевые слова: российская банковская система; тенденции развития; кредитный риск 2

О

Стабилизация политической ситуации в России, повышение платежеспособности страны и благо- ^

приятная внешнеэкономическая конъюнктура способствовали интенсивному росту финансовых рынков, о

основными участниками которых являются кредитные организации. Положительная динамика основ- ^

ных макроэкономических показателей деятельности предприятий банковского сектора за последние i

несколько лет, отраженная в Отчетах о развитии банковского сектора и банковского надзора и Годовых о

отчетах Банка России, позволяет сделать вывод о продолжающемся повышении значимости банковского m

сектора в российской экономике. Об этом же свидетельствуют данные Бюллетеней банковской статисти- 's

ки за 2000 -2007 годы. о

Анализ изменений основных макроэкономических показателей развития банковского сектора с 2000 ¥

по 2007 годы на основании статистических материалов, изложенных в [1], позволяет сделать вывод о том, :>

что основным источником увеличения активов стал совокупный объем выданных кредитов, доля которого °

в составе активов увеличивалась с 41,2% до 66,3%. Основную часть ссудной задолженности продолжают 9

0)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.