Научная статья на тему 'Концепция реинжиниринга как новая стратегия развития финансовых операторов на российском рынке'

Концепция реинжиниринга как новая стратегия развития финансовых операторов на российском рынке Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
127
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Economicus
WOS
Scopus
ВАК
RSCI
ESCI
Область наук

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гавринев О. В.

В условиях экономической глобализации Россия должна приступить к институциональному моделированию новых финансовых отношений, новых правил поведения субъектов страхового, кредитно-финансового и инвестиционного рынков. Критический разрыв между экономическими и институциональными реформами определяет необходимость использования проектного подхода в стратегии формирования финансовых институтов в условиях глобализации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концепция реинжиниринга как новая стратегия развития финансовых операторов на российском рынке»

та индексации является экономия финансовых ресурсов, направляемых на выплату пенсий. Более того, данный факт демонстрирует наличие различий в размере пенсии в зависимости от даты назначения, что, по мнению автора, не допустимо в принципе.

Для устранения подобного факта необходимо законодательно закрепить установление одинаковых коэффициентов индексации для всех пенсий независимо от их даты и видов.

Таким образом, сложившаяся в настоящее время система пенсионного обеспечения обладает целым рядом существенных недостатков, и главное, не обеспечивает исполнение обязательств государства перед пенсионерами. И если вопрос задержки выплат пенсий в какой-то степени решен, то проблема неадекватности размера пенсии социальным потребностям пенсионеров стоит сейчас весьма остро. Для того чтобы институт пенсионного обеспечения соответствовал принципам социального страхования и решал свои основные задачи, новый порядок установления пенсии необходимо уже корректировать посредством проведения указанных в данной работе мероприятий.

ГАВРИНЕВ О.В.

КОНЦЕПЦИЯ РЕИНЖИНИРИНГА КАК НОВАЯ СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ ФИНАНСОВЫХ

ОПЕРАТОРОВ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

П

В условиях экономической глобализации Россия должна приступить к институциональному моделированию новых финансовых отношений, новых правил поведения субъектов страхового, кредит-2 но-финансового и инвестиционного рынков. Критический разрыв между экономическими и институциональными реформами определяет необходимость использования проектного подхода в стратегии формирования финансовых институтов в условиях глобализации. □ Сращивание страхового, банковского, инвестиционного и финансового капитала является след-

^ ствием перелива капитала, с одной стороны, с другой - заинтересованности в универсализации об-<;> служивания клиентов и использовании сети продаж страховых услуг для продаж банковских услуг и наоборот, а также появлением новых финансовых услуг, призванных обеспечить комплексную защи-£ ту страхователей. Теория экономической синергетики в качестве универсальных показателей разви-^ тия рынка выдвигает именно такие, которые ориентируют страховые компании на обеспечение ин-^ новационности, информационной оснащенности, транспарентности, увеличения экономического про-§ странства страховых операторов.

^ К ключевым факторам конкурентоспособности национальных банков и страховых компаний 2 можно отнести: объем инвестиций в новые технологии, в собственный бизнес и "человеческий капи-х тал". Например, если руководство банка намеревается создать новую экономическую структуру, спо-£ собную функционировать в современных условиях, подход к реинжинирингу должен быть комплекса сным. Для того чтобы создать предпосылки для качественного скачка во всем, что касается внутрен-< них процедур, методов, систем и технологий, подход этот должен быть многоплановым и охватывать о все элементы банковской структуры без исключения.

^ Время всесторонних перемен в экономической среде заставляет организации корректировать

о свою внешнюю и внутреннюю политику, технологический процесс, информационную инфраструкту-о ру, способы взаимодействия между подразделениями и др. Часто руководство идет по самому легко° му пути - начинает наводить порядок на тех участках, где обозначились острые проблемы. Но легкий о путь не всегда правильный. Такую сложную систему, какой является современная организация, необ-^ ходимо изменять как целостный организм, состоящий из связанных между собой частей. Реинжиниринг бизнес-процессов позволяет учитывать множество важных факторов при изменениях в функци-® онировании организации, поскольку дает возможность создавать или модифицировать до нужного уровня информационную инфраструктуру, тесно связанную с производственными процессами.

Проведение реинжиниринга целесообразно только в тех случаях, когда требуется достичь резкого, скачкообразного улучшения показателей деятельности организации путем замены старых методов управления на новые. Можно выделить три типа финансовых организаций, для которых применение реинжиниринга целесообразно:

о

о

х О

^ - организации, находящиеся в неустойчивом положении;

- организации, не находящиеся в текущии момент в затруднительном положении, но столкнувшиеся на рынке с появлением новых конкурентов, изменением требовании клиентов, изменением экономического окружения;

- мощные финансовые организации, не имеющие проблем сеИчас и не ожидающие их в ближаИ-шем обозримом будущем. Это транснациональные финансовые корпорации, банкостраховые группы, финансовые институты- лидеры, проводящие агрессивную политику.

Реинжиниринг дает более высокие результаты в тех областях деятельности, для которых характерны следующие особенности:

- диверсификация продуктов и услуг (ориентация на различные сегменты рынка), вызывающая многообразие бизнес-процессов;

- работа по индивидуальным заказам, требующая высокоИ степени приспособляемости базового бизнес-процесса к потребностям клиентов;

- ограниченность внедрения новых технологии (инновационных проектов), затрагивающих все основные процессы организации;

- многообразие кооперативных связеИ с партнерами, обусловливающих альтернативность построения бизнес-процесса;

- сложность бизнес-процесса, высокиИ уровень неопределенности вследствие недостаточной формализации правил принятия решениИ;

- нерациональность организационноИ структуры, запутанность документооборота, вызывающие дублирование операциИ финансового института.

Реинжиниринг не применяется в тех случаях, когда необходимо получить улучшение лишь некоторых показателеИ финансового бизнеса. В этих случаях используют более традиционные методы (например, управление качеством, реструктуризация бизнес-процессов и т.п.), применение которых не сопряжено со значительным риском и кардинальными изменениями. Чтобы выжить в современ-

ен

01

г

ных условиях, фирма должна адаптироваться и постоянно приспосабливаться к изменяющемуся ок- □ ружению. Быстрая адаптация, соответствующая высокому уровню конкуренции, предполагает нали- О чие методов и средств, ее поддерживающих. Реинжиниринг бизнес-процессов предлагает новыИ способ реконструирования наиболее важных процессов финансового бизнеса с использованием новых ^ информационных технологиИ. а

Чтобы ускорить получение результатов от реинжиниринга при формировании, например, бан- ®

костраховых моделеИ, краИне важно зафиксировать первые ростки повышения эффективности, поэтому о

в банке активно применялись: новая система вознаграждения за успехи в работе и проектах, на саИте ®

СО

постоянно приводились яркие примеры высоких результатов, работа лидеров подчеркивалась топ- | менеджерами в их выступлениях на совещаниях. ^

Специфика проведения реинжиниринга в банкостраховоИ группе основана на том, что в такого о рода организациях очень высока доля заработноИ платы, маркетинговых затрат на продвижение про- ^ дуктов и услуг, а также накладных расходов. Существующая бухгалтерская система учета разносит ^ накладные расходы пропорционально заработноИ плате, что ведет к очень большим искажениям в ^ оценке деятельности подразделениИ банка и страховоИ группы. В результате руководство банкостра- ^ ховоИ группы не имеет точноИ информации об эффективности работы подразделениИ. Чтобы решить о эту проблему, необходимо провести процессно-ориентированныИ анализ, которыИ позволяет дать 0 более точную картину об эффективности работы персонала. Процессно-ориентированныИ анализ о позволяет разделить операции:

1) операции, которые создают ценность для клиента;

2) операции, без которых организация не может обоИтись;

3) операции, которые не относятся к первым двум группам.

Сегодня руководителеИ россиИских банков и страховых компаниИ волнует вопрос не только формирования конкурентоспособности, устоИчивости и достаточности капитала, важным методом для усиления позиционирования на рынке финансовых услуг является система реструктуризации информационного капитала. В стратегии реструктуризации информационного капитала финансовых институтов, когда условия принятия управленческих решениИ на россиИском рынке банковских услуг заметно усложнились, технологии информационного и финансового аутсорсинга были признаны ведущими в обеспечении технологии реинжиниринга банковских бизнес-процессов, в том числе систем формирования транспаретных технологиИ моделирования отношениИ "банк-клиент". о

о

Национальные страховые компании, реализуя модель сетевого развития, активно используют зарубежныИ опыт. В развитии национального страхового сегмента есть свои особенности, сформирована собственная история, под давлением наднациональных финансовых операторов происходит изменение структуры капитала. При этом в нем следует разделять тенденции и особенности развития в области структуризации процессов формирования организационного, информационного, финансового капитала и нематериальных активов страховых операторов и влияния институциональноИ матрицы страхового бизнеса на особенность предоставления страховых услуг.

Отсутствие деИственных инструментов управление рисками у национальных страховщиков, а также недостаточныИ уровень капитализации страховых компаниИ относятся к его институциональным конкурентным недостаткам, потому что рынок страхования вследствие ограниченности финан-совоИ емкости проявляет склонность к схемам налоговоИ оптимизации.

Сетевая компания как один из основных институтов современноИ экономическоИ системы представляет собоИ, прежде всего, обособленныИ субъект экономическоИ деятельности, осуществляющиИ свои функции во внешнеИ экономическоИ среде, к котороИ относятся потребители, поставщики, государство, конкуренты, природные условия и общество в целом. ЗападныИ опыт свидетельствует, что сетевые корпорации, например, страхового бизнеса развиваются на основе интенциональноИ состав-ляющеИ. СетевоИ корпорации соответствует система стратегических целеИ, намерениИ, планов. В каж-дыИ момент времени существует определенныИ круг намерениИ, относящихся к желательному будущему предприятия и как бы опережающих (и определенноИ степени направляющих) вектор развития стратегии.

Функциональная сфера влияет на формирование интенциональноИ, и наоборот. Нормативная 3компонента системноИ концепции интенционального развития также может быть сформулирована в ¡Ё положениях, отражающих обобщенную характеристику желательного внутреннего состояния, рыноч-ноИ позиции сетевоИ структуры страховоИ компании или их взаимодеИствия. Рост является весьма 0] привлекательноИ стратегиеИ по следующим причинам.

□ Во-первых, растущая сетевая компания на финансовом рынке нивелирует ошибки управления

^ гораздо быстрее, чем стабильная. РастущиИ поток доходов создает запас ресурсов, которыИ может быть -<> использован для решения проблем или стратегического маневра. Во-вторых, растущая сетевая компания, основанная, например, на интеграции банковского и страхового капитала, или банковского и ® инвестиционного капитала более привлекательна для инвесторов. В-третьих, сетевая финансовая и компания, имеющая квалифицированны™ персонал, новые бизнес-технологии демонстрирует свои ф преимущества, как фактор успешности.

СО

| Существуют различные варианты организации сетеИ на рынках инвестиционных, кредитно-финансовых и страховых услуг. Одну из простеИших форм образует "зонтичная" структура. В этом слу-о чае финансовая корпорация должна иметь глобальную информационно-финансовую сеть для операх тивного распределения финансовых услуг. По каналам обратноИ связи сетевая фирма получает мар-ЕЕ кетинговую информацию (относительно новых рисков, изменения запросов потребителеИ) и прини-о. мает соответствующие решения.

< Внедрение информационно-финансовоИ стратегии в компании предполагает регулярную рабо-

^ ту общего аналитического отдела, осуществление котороИ предполагается на основе плана маркетинга,

о согласующегося с бизнес-планом развития компании. Рост информационно-финансового капитала

о компании превращается в задачу ее всестороннего развития, многократного повторения хорошо оп-

^ ределенноИ стратегии ведения бизнеса на многих территориях. Свою эффективность и жизнеспособ-

£ ность на основе концепции интенционального роста подтвердила на россиИском рынке финансовых

£ услуг сетевая стратегия интегрированного взаимодеИствия банков и страховых компаниИ. В неИ объединяются две концепции построения бизнеса, формирующиеся после процессов слияниИ и поглоще-

^ ниИ: крупномасштабная стратегическая мощь и близость к клиенту.

® После того как реинжиниринговая программа по перепроектированию кредитно-финансовых и >| страховых бизнес-процессов завершается, к работе по моделированию новоИ сетевоИ структуры 5 объединенного финансового института должны приступить подключались специалисты по информа-® ционным технологиям, которые доводят информационные системы до стадии прототипов. Сформиро-2 вав информационны™ капитал, менеджмент финансового оператора рынка должен приступить к ре-§ альным изменениям структуры управления, начать процесс информационноИ подготовки и переобует^ чения персонала финансового института. Например, реинжиниринг бизнес-процессов в банкостра-

ховом или кредитно-финансовом институте позволяет:

1) сократить время выполнения процесса и его стоимости;

2) уменьшить расхода на оплату банковского персонала;

3) сократить бумажный документооборот;

4) объединить ряд совместимых функций и разграничить зоны ответственности банковского персонала;

6) минимизировать цикл принятия решений;

7) создать общие базы информационного капитала.

В итоге проведения процессов реинжиниринга позволяет выйти на заданные руководством параметры работы и существенно повысить собственную конкурентоспособность, реализовать потенциальные возможности повышения эффективности работы. Это означает создание базы для развития конкурентных преимуществ финансового института, которые могут быть использованы для увеличения стоимости бизнеса и рыночной доли.

Кроме того, дополнительным преимуществом принципа реинжиниринга интегрированных кредитно-финансовых и страховых институтов является возможность мобилизации финансовых и организационных ресурсов, направление их на осуществление фундаментальных изменений. Проектная модель реинжиниринга должна представлять не просто систему сокращения затрат, сопровождающихся рефлекторной реакцией руководства на краткосрочные колебания прибыли.

Учитывая сложные взаимозависимости, имеющиеся в пределах банкостраховых групп, реинжиниринг финансовых институтов будет не по силам ни руководству, ни сотрудникам. Фундаментальные решения, касающиеся управления компанией в целом, управления рисками, системами, сетевой архитектурой, организационной структурой и т.п., должны исходить от высшего руководства. Эффективная реорганизация предполагает сочетание лидирующей роли высшего руководства в насаждении ^ радикально новых подходов к управлению банком с инициативой по изменению фундаментальных методов, технологий и должностных обязанностей, идущей "снизу". □

Разрабатывая конкурентную стратегию, финансовые операторы стремятся найти и воплотить в О реальность способ выгодно и долговременно конкурировать в своей отрасли. Универсальной конкурентной стратегии финансовых институтов на глобальном рынке не существует: только стратегия, ^ согласованная с условиями развития информационного и финансового капитала может принести ус- а пех. При выборе конкурентной стратегии учитываются: структура отрасли, в которой действует фир- ® ма; позиция, которую фирма занимает в пределах отрасли; уровень развития информатизации биз- о нес-процессов, качество информационного капитала и уровень капитализации. ®

СО

Поскольку движение капитала между странами приняло в последние годы огромные масштабы |

и протекает оно как в легальных, так и в нелегальных формах, то весьма актуальными становятся ^

проблемы последовательности государственной экономической политики в области регулирования о

национальных финансовых институтов. В условиях глобализации в новом качестве возникает вопрос ^

"старого" противостояния двух направлений экономической мысли по поводу степени свободы наци- ^

онального финансового рынка и возможности формирования в условиях финансовой глобализации ^

отношений крупных национальных компаний. В реальной практике противоречия формирования ^

национальных финансовых институтов, их финансовой устойчивости переплетаются с проблемами о

увеличения их филиальных сетей на основе развития информационного капитала, что создает дей- 0

ствительную картину современной, все более глобализирующейся мировой экономики. о

Например, высоко капитализированные финансовая компания, банк, банкостраховые группы т

имеющие транснациональные сети, получают преимущество за счет масштабности поставленных це- £ лей: конкурируя по всему миру, и обеспечивая приоритеты за сетевой глобальной конкуренции или, £

конкурируя только на своем национальном рынке. Вид конкурентного преимущества и сферу, в кото- ;=

рой оно достигается, необходимо объединить в понятие типовых стратегий, то есть совершенно раз- ^

ных подходов к определению сетевых конкурентных стратегий на финансовом рынке, от чего они £

зависят, какие компании способны их реализовать. >|

В целом структура российского финансового рынка ограничивает выбор возможных вариантов о

стратегии в условиях глобализации, однако, даже самой крупной компании успех и финансовую ус- |

тойчивость не может принести реализация одной стратегии. На практике обычно происходит сочета- ^

ние дифференциации и лидерства по издержкам, но, по нашему мнению, в большинстве случаев воз- о

можность для эффективного сочетания стратегий имеется только у крупных финансовых операторов о

с высоким уровнем развития информационного и финансового капитала. Для небольших компаний ошибка в выборе стратегического направления развития может стоить очень дорого, вплоть до полной потери бизнеса. Каждый бизнес-процесс должен быть отлажен и его роль должна четко вписываться в ту сферу конкуренции, которую финансовый оператор для себя выбрал - в ином случае появится более сильный конкурент и отнимет у компании ее рынок, поглотив большую часть информационного капитала.

В основе концепции типовых стратегий лежит идея, что каждая из них основана на конкурентном преимуществе и для того, чтобы добиться его, финансовые операторы должна выбрать свою стратегию. Страховые компании и банки должны решить, какой тип конкурентного преимущества необходимо получить и в какой сфере это возможно. Стратегическая ошибка заключается в желании использовать все конкурентные стратегии одновременно. Последовательность и этапность реализации стратегий финансовых операторов предполагает и определенную их институционализацию: страховым компаниям и банкам как финансовым институтам необходимо выполнять требования национальных и глобальных регуляторов рынка. Прежде всего, эти требования касаются соблюдения качества и уровня развития информационного, организационного и финансового капитала.

Для построения эффективной системы управления процессами в финансовых компаниях необходимы:

1) решение руководства финансового института;

2) координация работ основных участников преобразований 3) обучение всего персонала, включая руководство;

4) командная работа всех подразделений; П 5) составление и соблюдение плана разработки и внедрения системы управления бизнес-про-

□I

цессами;

6) создание системы показателей, адекватно отражающих ход и результат деятельности процесса сов;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

□ 7) создание четко действующего механизма управления по обратным связям, включая контроль

^ за исполнением и эффективностью принятых решений на всех уровнях управления финансового -<> института.

Российский финансовый рынок в целом, отдельные его части (фондовый рынок, банковский и ® страховой секторы) характеризуются сегодня высокой степенью нестабильности, малым спектром и инструментов, отсутствием комплексных финансовых услуг. В результате - рынок финансовых услуг ф обладает низким качеством и эффективностью с точки зрения вклада в экономический рост. Осново-

со -

| полагающим свойством финансовой системы является ее целостность, которая обеспечивается информационно-организационными, финансово-кредитными, сетевыми и социальными связями. Развитие о связей осуществляется в интересах сохранения устойчивости финансовой системы и обеспечения

Ее позитивной динамики ее количественных и качественных изменений.

®

ЕЕ Сетевое взаимодействие и интеграция банков и страховых компаний совершенствует формы

о

а накопления капитала, создает дополнительные инвестиционные возможности для этих операторов, о

< значительно расширяет долю рынка, а также совершенствует систему управления рисками каждого

^ из них.

о Преимущества продажи страховых продуктов через банки заключаются, во-первых, в наличии у

о банков крупных дистрибьюторских сетей в виде отделений. Важным фактором является и доверие

^ клиентов к людям, с которыми они уже давно работают, а также то, что банки имеют более сильную

£ связь с клиентом, чем страховые компании [1].

£ В России в отличие от Европы банкострахование больше рассчитано на юридических лиц. Это объясняется тем, что юридические лица гораздо активнее взаимодействуют с банками, чем физичес-

^ кие лица, сотрудничество которых ограничивается снятием наличных денежных средств с пластико-

® вой карты. Кроме того, работа с юридическими лицами менее рискованна и более прибыльна как для

>| банка, так и для страховой компании. Наиболее распространенным банкостраховым продуктом сегодня

5 является страхование залогового и лизингового имущества для юридических лиц. Для физических лиц

® данный вид страхования сопровождается страхованием жизни заемщика.

Л Способ реализации полисов через банк зависит от уровня его интеграции со страховой компа-

§ нией. В России наиболее распространена продажа стандартных страховых продуктов (зеленая карта,

<т) страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств) через "банковские окна".

При более тесноИ интеграции наблюдается вариант открытия при банке представительства страхо-воИ компании, которое предлагает практически весь набор страховых услуг, начиная от страхования жизни и кончая страхованием имущества. Наличие взаимных финансовых потоков у компаниИ-учре-дителеИ приводит к завышению величины совокупных финансовых поступлениИ и финансовых расходов в отчете о движении денежных средств новоИ структуры.

Рост капитализации позволяет финансовым корпорациям и банкостраховым группам реализо-вывать стратегию оптимальных издержек, основанную на развитии филиальноИ сети с учетом клиен-тоориентированноИ стратегии роста. Стратегия оптимальных издержек позволяет максимизировать свои конкурентные преимущества и уменьшить конкурентные риски. ДанныИ тип стратегии особенно привлекателен для россиИских финансовых институтов по нескольким причинам, наиболее важ-ноИ из которых является возможность сочетания позитивных сторон остальных базовых стратегиИ.

Литература.

1. Петров В.В. Банкостраховые группы - будущее мировых финансов // Банковское дело в Москве. 2002. № 11 (71).

ЕРЕМЕЕВ С.С.

МАРКЕТИНГОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ СТРАХОВЫХ КОМПАНИЙ НА РОССИЙСКОМ РЫНКЕ

МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ

>

о о

П

□I

Коммерческое страхование существует на рынке медицинских услуг немногим более 15 лет. За

Ш

это время можно отметить несколько периодов развития рынка, которые в тоИ или иноИ степени ха- 0 рактерны для любоИ отрасли. На начальном этапе в фокусе внимания страховщиков находился про- □ дукт. Страховые компании стремились уметь и иметь право страховать имущество, автомобили или ^ финансовые риски. От сотрудников ожидали знания продукта и умения с ним обращаться. Соответ- <С> ственно были организованы и структуры компаниИ. НаглядныИ итог этому этапу был подведен тогда, когда усилиями ВсероссиИского союза страховщиков были унифицированы правила страхования по ® большинству видов. Таким образом, рамки страхового продукта были определены, и компетенция в ^ этом вопросе уже не является источником конкурентного преимущества страховоИ компании. ^

Следующим этапом становления национальных страховщиков стала система формирования тех- | нологии продаж. До этого страховые компании не делали ставку на региональное развитие и на массовых клиентов, а штаб-квартира являлась центром большинства операциИ по заключению договоров

страхования. Проблемы разделения полномочиИ и координации работы региональных подразделениИ, х

®

задачи, связанные с созданием агентских сетеИ и управлением ими перечень актуальных вопросов, £ которые пришлось решать страховщикам, работающим на классических страховых схемах. а В современных условиях конкуренция за каналы сбыта усилилась. Формирование филиальноИ < сети и эффективность логистических каналов источник важнеИшего конкурентного преимущества ^ страховщика в краткосрочноИ перспективе. Однако те страховые организации, которые не решили проблему структурирования каналов продаж, едва ли смогут быть конкурентоспособны в перспективе среднесрочноИ и уже сегодня вынуждены ориентироваться на нишевые стратегии, выбирая фор- ^ мы рыночноИ специализации. 2 Особенно на страховом рынке оказались востребованы сегодня специалисты по организации ° продаж и управлению персоналом; страховщикам удалось построить взаимовыгодные партнерские ^ отношения с коллегами из других отраслеИ бизнеса, особенно кредитно-финансового и медицинско- ^ го. Подобные шаги в существенноИ степени диктовались рынком, важность произошедшего культур- ® ного перелома нельзя недооценивать.

Услуги также можно классифицировать по степени контактности с человеком. Различают услу- ^

ги высокоИ и низкоИ контактности. Рынок медицинских услуг относится, как и страховоИ рынок к ®

рынкам услуг высокоИ контактности. На рынке медицинских услуг выделяют услуги, предоставляе- 2

мые высококвалифицированными специалистами и услуги по неотложноИ медицинскоИ помощи. Боль- ^

шое разнообразие предоставляемых медицинских услуг означает, что для создания и сохранения ^

о

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.