Научная статья на тему 'Особенности функционирования системы образования в условиях информационной цивилизации: смена парадигмы'

Особенности функционирования системы образования в условиях информационной цивилизации: смена парадигмы Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
234
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАНИЕ / НАУКА / ПАРАДИГМА / УСЛУГА / СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Михалёнок Н.О.

Статья посвящена вопросам функционирования системы образования в условиях информационной цивилизации. Подробно рассматриваются проблемы современной образовательной парадигмы, представлена рационально обоснованная когнитивная модель образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования системы образования в условиях информационной цивилизации: смена парадигмы»

39 (246) - 2011

Стратегия развития системы образования

УДК 37.014.54

ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: СМЕНА ПАРАДИГМЫ

Н. О. МИХАЛЁНОК,

кандидат экономических наук, доцент, заведующая кафедрой бухгалтерского учета, анализа и статистики E-mail: byas75@mail.ru Самарский государственный университет путей сообщения

Статья посвящена вопросам функционирования системы образования в условиях информационной цивилизации. Подробно рассматриваются проблемы современной образовательной парадигмы, представлена рационально обоснованная когнитивная модель образования.

Ключевые слова: образование, наука, парадигма, услуга, система.

Современные условия развития образования являются следствием перехода человечества к новому типу цивилизационной динамики, к новому этапу цивилизации. В большинстве экономических исследований она получила название постиндустриальной. Это определение, по сути, совершенно бессодержательно, ибо приставка «пост» говорит о месте явления, но не о его сущности. Чтобы иметь верное представление о сущности этого явления, необходимо раскрыть особенности цивилизаци-онного подхода и содержание составляющих его категорий. Наибольшим эвристическим потенциалом, по мнению автора, обладает представление

о цивилизации как о форме сознательного рационального регулирования взаимодействия человека с природой, что обеспечивает креадаптацию человека к окружающей среде [4]. Этот подход позволяет представить в динамичном взаимодействии социально-экономическую и технологическую составляющие природоосваивающей деятельности людей, которая приобретает решающее значение в понимании всех процессов экономического, социального и культурного плана.

Технологичная динамика составляет основное содержание цивилизационного процесса, в котором можно выделить четыре цивилизационных типа и, соответственно, этапа цивилизационной динамики: архаичный, аграрный, индустриальный и информационно-технологический.

Как известно, индустриальная цивилизация базировалась на машинной технологии. Машина представляет собой систему механизмов, объединенных одним конструктивным решением и практическим назначением. Если механизм способен изменить форму, состояние или положение предмета, то ма-

шина может преобразовывать энергию одного вида в другой, благодаря чему она опредмечивает ряд двигательных и рабочих функций человека, сужая сферу применения живого труда.

С появлением машины изменяется не только соотношение овеществленного и живого труда в пользу первого, но и качество живого труда. Машина оставляет за живым трудом интеллектуально регулирующие функции, уменьшая одновременно мускульно-энергетическую деятельность человека. Овеществленные в машине человеческий труд и интеллект начинают преобладать над непосредственным живым трудом, подчиняя его себе.

Постепенное превращение системы машин в определяющее условие производства свидетельствует о возрастании роли интеллектуально-рациональной составляющей стороны экономической деятельности в жизни общества. В основе четвертого цивилизационного типа (информационно-технологического) лежит автоматическая технология, базирующаяся на особого рода машинах-автоматах, которые выполняют все операции в процессах получения, преобразования, передачи и распределения энергии, материалов и информации.

Автоматическая техника, таким образом, опредмечивает не только двигательно-физические, но и контрольно-логические функции работника. Автомат способен сам регулировать соблюдение заданного программой режима труда. Если машина преобразовала физическую энергию, то автомат, ускоряя нервно-психические процессы трудовой деятельности, по сути, преобразовывает биоэлектрическую энергию. Автоматы способны кардинально изменить структуру труда. Овеществленный труд в рамках автоматических технологий занимает доминирующую позицию по отношению к живому труду, а сам живой труд существенно изменяется. Он интеллектуализируется и усложняется, специализируется и алгоритмизируется. Интеллектуальная его сторона превращается в системно-детерменирующий фактор.

Изменяется качественная наполненность живого труда. В других цивилизационных типах машины и механизмы увеличивали мощь телесных человеческих усилий. Сама сердцевина живого труда - мозг человека и его работа - оставалась без каких-либо вспомогательных средств. Компьютер дополняет возможности человеческого мозга, освобождая его от рутинных операций.

Возрастание роли интеллектуальной наполненности живого труда приводит к тому, что эффектив-

ность и качество производственной деятельности начинают напрямую зависеть от науки и научной деятельности. Наука приобретает характер решающей производительной силы. Научные достижения, воплощенные в технике, предъявляют растущие требования к качеству живого труда. Образование, занимающееся подготовкой рабочей силы, начинает играть роль важнейшего фактора производственной деятельности, которая сама должна соответствовать новому цивилизационному качеству, ибо она становится инструментом производства человеческого капитала. Рост значимости образования в современных условиях проявляется в увеличении числа занятых в этой сфере (см. таблицу).

В качестве деятельностной стороны современной парадигмы образовательной деятельности избран компетентностный подход или компетент-ностное образование. Компетентностный подход рассматривается государством как один из главных путей повышения качества не только профессионального, но и общего среднего образования, как ключевая методология его модернизации. При этом компетенция трактуется как система ценностей и личностных качеств, знаний, умений, навыков и способностей человека, обеспечивающая его готовность к компетентному выполнению профессиональной деятельности. Соответственно, компетентность - это реализованная на практике компетенция [13].

В основе этого подхода лежит системно-де-ятельностный принцип. Это требует серьезных институциональных изменений всех элементов системы образования. Должен измениться набор правил поведения вузов в экономической, социальной и культурной сферах, измениться институт собственности на условия и средства образовательного производства. Должны измениться строй и характер образовательного процесса. Должна стать другой система оценивания уровня готовности специалиста. Если представить все проблемы, от решения которых зависит создание новой, соответствующей информационной цивилизации, системы образования, в виде упорядоченного комплекса, то в качестве его составляющих можно увидеть:

- определение цели эволюционной динамики системы образования и обусловленных ею задач;

- характер, структуру системообразующих констант, новых институциональных форм;

- свойства и качества кадрового потенциала;

Распределение занятости в сфере образования от общего числа занятых, %

Год США Япония Германия Франция Италия Великобритания Канада

1920 - 0,9 - - - - -

1921 - - - 1,3 1 - 2

1930 3,5 1,3 - - - - -

1931 - - - 1,4 1,1 - 2,7

1940 3,8 1,5 - - - - -

1941 - - - - - - 2,7

1950 5,4 2,2 1,5 - - - -

1951 - - - - 2 - 2,9

1960 8,6 2,4 - - - - -

1961 - - - - 2,7 - 4,4

1962 - - - 2,4 - - -

1967 - - 2,1 - - - -

1968 - - - 3,5 - - -

1970 8,5 2,7 3 - - 5,8 -

1971 - - - - - 6,4 7,3

1980 8,3 3,6 - - - 6,7 -

1981 - - - - 7,4 7,5 6,6

1985 7,8 3,7 - - - - -

1987 - - 4,9 - - - -

1990 7,9 4,5 - - - 7,8 -

1992 8 - - - - 8,2 7

2007 21 13,5 17,4 19 13,7 21 18

- финансовые основания функционирования и

развития образования.

Эти макрозадачи в свою очередь могут быть редуцированы к сложным комплексам составляющих их подзадач.

Необходимость развития инновационной науки, отвечающей требованиям информационной цивилизации, определяет стратегические перспективы эволюции системы образования, которая призвана диверсифицировать процесс подготовки кадров, чтобы иметь возможность динамично и адекватно реагировать на запрос технологической, социальной и информационной цивилизационных сфер.

Организационно образование, безусловно, принадлежит инфосфере, но специфика информационной цивилизации такова, что все ее сферы, их динамика системно обусловлены состоянием науки и образования, которые продуцируют субъекта для всех видов деятельности, в том числе и для наукоемкого производства. Специфика информационной цивилизации как раз и заключается в этом новом системообразующем свойстве и качестве взаимообусловленности этих двух феноменов, их роли в функционировании цивилизационного организма в целом.

Социосфера современной цивилизации включает: открытое гражданское общество, правовое государство, мегаполисы, концентрирующие адми-

нистративные, производственные, менеджерские функции в планетарном масштабе. Эти вертикальные структуры заполняются гибкой горизонтально организованной сетевой логикой социальной структуры: сетями поставщиков, производителей, потребителей, сетями технологической кооперации, виртуальными сообществами, сетевыми и менеджерскими субкультурами.

Корпоративно-стратное разделение труда, индивидуально-корпоративная собственность, собственность на информацию определяют социальную структуру этого общества. Корпоративные центры, сосредоточивающие персонал и оборудование для управления финансовой сетью, отличают социальность новой цивилизации.

Очевидно, что функционирование этой сферы требует соответствующей готовности субъекта к овладению всем комплексом сложных социальных отношений. Задачу ее формирования также решает система образования. Она призвана соответствовать логике этой социальной динамики и одновременно работать на опережение, т. е. направлять ее.

Обеспечение этой фьючерсности, опережающей готовности к решению задач будущего должно стать приоритетным направлением стратегии развития системы образования. Она призвана избавиться от психологии догоняющей динамики. Ее задача -достижение определенного опережающего лага

предложения в сравнении с запросами наличной практики. Инструментом его обеспечения должна стать вершина образовательного комплекса, элитное образование, производящее эксклюзивный продукт, который всегда будет очень небольшим по количеству и востребован независимо от экономической конъюнктуры. Его свойства будут обеспечивать тот ресурс, который можно назвать кадровым стабилизационным фондом информационной цивилизации. Он будет создаваться государством, ведущими экономическими структурами во взаимодействии с теми учебными заведениями, от средних до высших, которые способны эту элиту подготовить.

Техносфера информационной цивилизации также обретает особое качественное наполнение обеих своих подсистем: производства средств производства и производства средств потребления. Их взаимообусловленность становится не функциональной, а системной в силу электронно-вычислительной автоматизированности всех видов экономико-производственной деятельности, включающих продуцирование средств производства и средств потребления. Былая групповая индустриальная специализация в настоящее время становится практически незначимой.

Это требует особого универсализма работника, который является следствием высокотехнологичного образования как базы, на которую органично могут быть «заземлены» многочисленные специализации. Работник диверсифицированной логики, способный к динамичной перестройке деятельности и пожизненному обучению в избранной профессиональной среде, - таково требование информационной цивилизации. Подготовка такого субъекта -задача современной системы образования.

Инфосфера современного цивилизационного типа, кроме новых составляющих (спутниковых систем связи, телекоммуникаций, компьютерных систем, виртуальной реальности), включает в себя и традиционные элементы - технико-технологические проекты и проектные практики, организованные в инновационные центры, технопарки, все виды транспорта и связи, обеспечивающие функциональную структуру цивилизационного организма. И самое главное, систему образования в единстве всех звеньев, приобретающую новое качество - пожизненность обучения. Эта ситуация должна быть отмечена особо, ибо пожизненное обучение делает систему образования востребованной в жизни человека на очень длительный период. Это обстоятельство оп-

ределяет еще одну задачу современного образования и перспективу его институционального развития. Кроме формальных критериев компетентности в модель выпускника вуза должны быть включены блоки его подготовки к будущей профессиональной эволюции. О последней необходимо говорить особо. В любом возрасте человек должен быть востребован обществом, если не профессионально, то социально. Современные информационные технологии потенциально ориентированы на продление трудовой активности, на ее диверсифицированность. Дело остается за системой образования - формированием у человека в процессе обучения способностей освоения новых видов деятельности, порождаемых интенсивным развитием информационной цивилизации. В условиях демографического кризиса это может служить источником дополнительных трудовых ресурсов. Гибкая система пожизненного обучения, основанная на идее опережающей подготовки к профессиональной востребованности в будущем, должна быть обеспечена современной системой образования.

Перечисленные задачи остро ставят проблему не просто реформирования образования, но радикального изменения основ его функционирования и соответствующей им перестройки всей образовательной системы. В связи с этим необходимо дать характеристику основных образовательных парадигм, которые являлись основой формирования систем образования в условиях предшествовавших цивилизационных типов. При этом следует отметить, что парадигма представляет собой повторяющиеся и типичные проявления различных теорий в их концептуальном, исследовательском и инструментальном применении [2].

В период архаичной цивилизации образование не было институализировано и существовало в форме традиции, рациональные смыслы которой передавались в наглядно-образной форме посредством обрядов и ритуальных действий.

С наступлением аграрной цивилизации возникло логосное знание и появилось классическое образование, которое возникло в античной Греции в виде авторских школ (академия Платона, лицей Аристотеля). Позднее, в христианскую эпоху, оно институализировалось в специальные учреждения -школы и университеты.

Классическая парадигма определяла ведущую роль гуманитарно-философского знания в течение многих столетий. В недрах ее созрел диалектичес-

кий метод, на базе которого сформировался естественнонаучный, физико-математический метод, который лег в основу европейского естествознания, во многом обусловившего формирование индустриального цивилизационного типа.

Для системы образования индустриальной эпохи была характерна политехническая образовательная парадигма. В дореволюционной России ею руководствовались так называемые реальные училища и политехнические институты. Своего апогея она достигла в системе образования Советского Союза, которую можно считать образцовым воплощением политехнической парадигмы, позволившей обеспечить прорыв в космос, создание ядерной энергетики и т. п.

В настоящее время необходима новая парадигма, создающая перспективы развития системы образования и достойного выполнения ею циви-лизационной миссии в формировании техно - и социосферы информационной цивилизации.

В литературе можно встретить много описательных попыток сформулировать эту парадигму. Ключевым словом при этом избрано понятие компе-

тенции, хотя само по себе это слово обозначает только одну из сторон образовательной деятельности, а именно - операциональную. В то время как речь должна идти, по сути, об изменении мировоззренческого контекста деятельности, ее теоретической парадигмы (см. рисунок).

Путь формирования образовательной парадигмы предполагает предварительное осознание аномалии в функционировании системы, динамика которой и станет объектом новой парадигмизации. На этой основе разворачивается процесс понятийно-опытного признания сущности нового состояния и только затем уже изменения парадигмальных категорий и процедур.

Следуя этой модели, можно констатировать, что в условиях современной цивилизации когнитивная сторона образовательной деятельности претерпела качественные изменения. Скорость накопления знаний, которые должны быть усвоены обучающимися, растет в геометрической прогрессии, что влияет на когнитивную составляющую модели образования: получить представление ^ быть ознакомленным ^ ^ знать. Соотношение этих элементов должно быть

Приоритетпарадигмы в системе современного образования

динамичным и соответствовать синергетической логике. Последняя должна определять содержательные направления, представляющие собой возможные траектории актуализации конкретных видов знания и степени овладения ими.

Анализ научных публикаций на эту тему [1, 3, 5, 9, 12] не дает основания утверждать, что в настоящее время существует рационально обоснованная когнитивная модель образования. Все представления этого уровня носят фактуально-описательный характер и останавливаются на фазе констатации того, что современная экономика носит знаниевый характер. Но очевидно, что индустриальная экономика тоже основывалась на знаниях, только модель этих знаний была иной. Встает вопрос: в чем отличие когнитивной составляющей информационной технологии от индустриальной? Профессор Ю. Г. Татур полагает, что знаниевая составляющая нового образования включает в себя три вида знаний - знания ориентирования, знания-копии и системные знания [11].

В работах российских ученых ведется активная дискуссия о методах и средствах, обеспечивающих эффективность обучения. Здесь дискуссия ведется более предметно, но разброс мнений очень велик. Психологи и педагоги предлагают выбор из ассоциативно-рефлекторной, бихевиористской, когнитивной психологии и соответствующих этим подходам методов обучения [6, 7].

Деятельностно-мотивационная составляющая модели наиболее артикулирована и получила название компетентностного подхода. Чем компетенция отличается от умения и навыков прежней индустриальной парадигмы? Профессор Ю. Г. Татур полагает, что на основе государственных образовательных стандартов необходимо создавать модель компетенции для различных специальностей выпускников вузов, ссылаясь при этом на рекомендации Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России, где компетенция - это способность применять знания, умения и личностные качества для успешной деятельности в определенной области [11].

Эта способность проявляется в настойчивости в овладении своей профессией, стремлении к деятельности в данной области, к постоянному усовершенствованию, в упорстве при достижении цели, творческом подходе к порученному делу, готовности принимать самостоятельные решения в ситуациях неопределенности, нести ответствен-

ность за свою деятельность. Для всех, кто так или иначе связан с системой образования, совершенно очевидно, что именно в этой мотивационной части скрывается новизна современной образовательной ситуации, ибо трудно предположить, что когда-либо могло существовать «беззнаниевое образование». Оно, по определению, всегда ориентировано на передачу знаниевой традиции. Поэтому современная экономика основывается не просто на знании (как и индустриальная), она стимулирует скорость его приращения, соответственно, требует активно-творческого отношения к нему и навыков быстрого реагирования на его пополнение.

Изменение мотивационной составляющей является отличительным свойством компетентностной части образовательной парадигмы информационной цивилизации. Сказанное позволяет заключить, что парадигма современного образования не сводится к компетентностному подходу, а, наоборот, он является ее проявлением.

Основными чертами, характеризующими ядро современной образовательной парадигмы, выступают типичные проявления различных подходов, составляющие фундамент современной системы образования. Прежде всего образовательная парадигма нацелена на овладение информационными технологиями сбора, хранения и обработки информации, позволяющими генерировать новые знания, а не просто на овладение информацией, предназначенной для воздействия на технологию. Отсюда необходимость перехода к формированию компетенций, что является ключевым условием возможности работать с информацией как с сырьем, используя для этого информационные технологии

Второй значимой чертой парадигмы современного образования предстает всеобщая зависимость образовательных процессов от информационно-технологических факторов. Поскольку информация - интегральная часть всякой человеческой деятельности, постольку информационные технологии формируют все процессы индивидуального и коллективного образования,

Третья черта парадигмы образования связана с базовой структурой информационной экономики, которая предопределяет процессы формирования сетей и в системе образования. Сетевая логика совокупности отношений субъектов и структур образования, обусловленная сетевой логикой информационных технологий, порождает новые формы существования, освоения и применения знаний.

Гибкость образовательного процесса выступает четвертой отличительной чертой современной образовательной парадигмы. Она находит свое воплощение в таких явлениях, как самостоятельность студента в выборе траектории образования, дистанционное взаимодействие субъектов образования, распределение во времени формирования компетенций и т. п.

Синергетичность и возможность взаимообучения составляют пятую характерную черту парадигмы образования информационной эпохи [10]. В деятельности высших учебных заведений наблюдаются разнообразные синергетические эффекты. Во-первых, студенту в условиях аудиторной самостоятельной работы, обеспеченной электронным сопровождением учебного материала, всегда доступна проблемная (профессиональная) среда, и в этом смысле его реакция на проблему публична. Происходит сближение моделей реальности, целей, точек зрения, видения проблемы. Такая технология обучения превращает студентов в команду единомышленников. В этих условиях решается проблема обеспечения разнообразия взаимодействий студентов между собой, между студентами и преподавателем в соответствии с конкретной (фактически существующей) конфигурацией профессиональной проблемы. Это имеет прямое отношение к самоорганизации, обеспечивая гибкость отношений, способность меняться (перегруппировываться^ в соответствии с возникшей проблемой.

Во-вторых, систематическое взаимодействие в электронной среде, дополняемое непосредственным общением студентов и преподавателя, ведет к формированию социальных эффектов (социально-культурных компетенций). Сложная сеть человеческих отношений, в которую органично вплетена изучаемая проблема, неизвестная полностью никому из участников, является реальной движущей силой, основой профессионализма. В этих отношениях зарождаются такие тонкие материи, как доверие, солидарность, надежность, преданность. Это сближает ожидания и является основанием (даже гарантом) эффективности мягких правил, методов, инструментов профессионального взаимодействия.

В-третьих, классическая технология обучения и соответствующий ей статус преподавателя предполагает наличие абсолютного знания только у него. Обучающиеся подчинены его воле. При таком подходе при аудиторной самостоятельной работе

царит контекст доступности осознания сверхцелей решения проблемы или методов ее решения только преподавателю. В условиях электронного сопровождения занятий обеспечена доступность к исчерпывающей информации, к необходимому контенту знаний. Нет места ощущению, что знание сконцентрировано только в голове преподавателя. Оно рассеяно между всеми участниками группы, фрагменты этого знания у разных людей часто не согласуются, а порой и противоречат друг другу. В силу такого распределения знания и информации решения могут зарождаться у каждого участника, а не только у преподавателя. Равномерность распределения информации активизирует спасительную самоорганизацию интеллектуальных усилий [8].

Как известно, обучение связано с трансляцией знаний. Обученный, т. е. знающий, и образованный -не одно и то же. Образование преобразует базовые операции познания, формы восприятия и представления, способы осмысления и понимания, характер проявления эмоционально-волевой и интуитивно-образной сторон психической жизни человека, его ценностный мир. В силу этого модель парадигмы образования строится в когнитивной своей части на таких понятиях, как информация, синергетика, кибернетика, инновации. В операциональной своей части -на креативном педагогическом воздействии. В моти-вационной части - на личностно-компетентностном подходе. Сказанное позволяет определить эту парадигму как информационно-синергетическую, мотива-ционно-деятельностный уровень которой представлен инновационно-компетентностным подходом.

Образование в настоящее время должно строиться на комплексной парадигме, включающей в себя когнитивную, аксиологическую и мотивационную составляющие. Дело в том, что переход от индустриального типа цивилизации к информационному привел к созданию принципиально новых форм информационных технологий кибернетического типа, наукоемкого производства, к перемещению основной массы производства в сферу интеллектуального труда и наукоемких производств. В этих условиях интеллектуальная собственность заняла равные, а иногда и первенствующие позиции в системе экономических отношений, обеспечивая не только горизонтальную, но и вертикальную мобильность субъектов трудовой деятельности. Тем самым она радикально изменила характер трудовой активности людей, их отношения в сфере экономики, потребления и обмена.

Список литературы

1. Болонский процесс: концептуально-методологические проблемы качества высшего образования / под ред. В. И. Байденко. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2009.

2. БрагинаЗ. В. Освоение модульной системы организации учебного процесса. URL: http://www. umoman. ru/news. html?show_all=0&from=10.

3. Вербицкий А. А. Контекстно-компетентностный подход к модернизации образования // Высшее образование в России. 2010. № 5.

4. Груздева В. В. Проблемы развития человечества в контексте взаимодействия цивилизации и культуры. Методический аспект: монография. Н. Новгород: ННГУ, 1996.

5. Делокаров К. Х. Синергетика и новая образовательная парадигма // Синергетическая парадигма. Синергетика образования. М.: Прогресс-Традиция, 2007.

6. Кун Т. Структура научных революций / пер. с англ. М.: АСТ, 2001.

7. Новиков А. Н. Проблемы подготовки кадров для постиндустриальной экономики // Высшее образование. 2010. № 5.

8. Российское образование: Тенденции и вызовы: сб. статей и аналитических докладов. М.: Дело АНХ, 2009.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9. Сулакшин С. С., ПинтаеваМ.Ю., Малчинов А. С. Проблемы формирования кадрового ресурса в России. М.: Научный эксперт, 2009.

10. Суровицкая Г. В., ЧернецовМ. В. Диагностика системы менеджмента качества университета: теория построения, анализа и управления: монография. Пенза: Пенз. ин-та эк. развития и антикриз. управления, 2008.

11. Татур Ю. Г. Как повысить объективность измерения и оценки результатов образования // Высшее образование в России. 2010. № 5.

12. Шкабара И. Е. Познавательная активность будущего специалиста в свете подходов новой образовательной парадигмы // Стандарты и мониторинг в образовании. 2009. № 3.

13. Якунин В. И., Сулакшин С. С., Багдасарян В. Э., НетесоваМ. С. Образование как фактор экономического развития. М.: Научный эксперт, 2008.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.