Научная статья на тему 'Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании'

Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2877
247
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНЦИЯ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / ОБЪЕКТ И ПРЕДМЕТ В ОБРАЗОВАНИИ / COMPETENCE / COMPETENCY / OBJECT AND SUBJECT IN EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Калекин А. А.

Для усиления практической ориентации сегодняшнего российского образования в педагогической литературе появились иноязычные термины, в основе которых стоят два слова «компетенция» и «компетентность». Излагается авторский подход к формулированию слов «компетенция», «компетентность», «объект и предмет в образовании».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE COMPETENCY AND COMPETENCE: SENSE-FORMING CONCEPTS OF EDUCATION

In order to strengthen a practical orientation of todays Russia education, in the pedagogical literature the foreign terms have emerged, underlying of them two words «competency» and «competence». The authors approach to formation of words is set forth: the competency, competence, the object and the subject of education

Текст научной работы на тему «Компетенция и компетентность: смыслообразующие понятия в образовании»

А.А. КАЛЕКИН, профессор, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета Тел.(4862)76-38-15; kalekmogu(a)yandex.ru

КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ

Для усиления практической ориентации сегодняшнего российского образования в педагогической литературе появились иноязычные термины, в основе которых стоят два слова — «компетенция» и «компетентность». Излагается авторский подход к формулированию слов «компетенция», «компетентность», «объект и предмет в образовании».

Ключевые слова: компетенция, компетентность, объект и предмет в образовании.

Каждая значительная историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образованности, воплощаемую в специфически присущем ей типе «образованного человека». Сегодня рафинированный академизм в образовании практически у всех вызывает растущее чувство неудовлетворенности. Вот почему направление модернизации российского образования немыслимо без сильной практической составляющей, ориентированной на базовые социокультурные потребности современного общества — на компетентностный подход в образовании [4, 5].

Комптентностный подход в образовании — ориентация образования не только на усвоение обучающимися (студентами, школьниками) определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда. Решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения, воспитания и развития, т.е. образования.

Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, потому что она концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, которая часто называется антропологической, поскольку вектор па-радигмального сдвига направлен в сторону гуманизации социальной практики.

Актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования — они стали более интегрированными, менее специальными [4].

Все рассмотренные выше факторы диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Стало ясно, что уже недостаточно для успешной профессиональной деятельности получить высшее образо© А.А. Калекин

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

вание и на том остановиться, — возникает потребность пополнять свои знания, добавлять по возможности информацией из совсем другой области. Как результат такого явления — актуальность и востребованность концепции непрерывного образования [9].

Системной парадигме современного научного знания и образования не соответствует традиционная предметная структура содержания, отражающая, как принято считать, «основы наук». Эти «основы» так же далеки от представляемых ими наук, как и от практики реальной жизнедеятельности человека. Требуется иная конструкция содержания образования, отвечающая основным феноменам единого и целостного мира и формирующимся общечеловеческим ценностям [I].

Комплекс способов деятельности, полученных в разных предметных областях на разных возрастных этапах, в конечном счете должен привести к формированию у обучающегося на выходе из учебного заведения обобщенных способов деятельности, применимых в любой действительности независимо от предметной области. Эти обобщенные способы деятельности можно назвать компетентностями [8,9].

В этой связи все чаще возникает вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора специфических терминов и понятий.

В последние годы в педагогической литературе все чаще можно встретить понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «профессиональная компетентность» и др. [2, 3].

Новые иноязычные термины, в основе которых стоят два слова — «компетенция» и «компетентность», пугают сегодняшних и будущих педагогов, которые не до конца понимают, что это такое, и не уверены, правильно ли они их используют. Непонимание не связано с их «отсталостью», сами термины слишком абстрактны, чтобы с ними можно было сопоставить реально существующие объекты, предметы, процессы или явления в педагогической среде.

Известно несколько версий появления в педагогической литературе двух главных слов: компетенция и компетентность.

По версии Е. Зачесовой [6], компетентностный подход в бизнесе (не в образовании!) появился в середине XX века, когда в 1959 году Р. Уайт (R. White) в книге «Motivation reconsidered: the concept of competence (Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности)» использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Выяснилось,

что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько знаниями, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками. Уэбстеровский словарь утверждает, что само слово competence в английском языке появилось еще в 1596 году.

В докладе Генеральной конференции ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1996 г.) были сформулированы четыре основополагающих принципа, четыре «столпа» образования в XXI веке.

Для того чтобы быть современным, нужно научиться:

1) сосуществовать (что проявляется в осуществлении совместных проектов или разумном и мирном решении неизбежных конфликтов);

2) учиться (сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин);

3) работать (совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть);

4) жить (поскольку XXI век требует от всех большой самостоятельности, способности к оценке и усиления личной ответственности в коллективных проектах).

В русском языке уже больше века слово компетенция (строго в единственном числе) означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Но из англоязычных источников к нам проникли другие его значения, например, область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Оттуда же пришла странная для русского уха форма множественного числа — компетенции.

У слова компетентность тоже появилось множество новыхзначений:

1) степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности;

2) глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков;

3) совокупность знаний, позволяющих профессионально судить о чем-либо;

4) черта личности государственного служащего, менеджера, специалиста, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата;

5) совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.

В России в «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагается распределять компетентность по сферам:

— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;

— компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности;

— компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;

— компетентность в бытовой сфере;

— компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.

По версии акад. А. М. Новикова, история основополагающего термина «компетенция» идет от разработанной в отечественной педагогике и психологии теории формирования умения.

Начиная с работ Е.А. Милеряна (70-е гг. XX в.) умения стали рассматриваться не в узком технологическом смысле, а как сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Но теория формирования умений оказалась невостребованной.

В английском же языке аналога нашему понятию «умение» не существует. И когда образовательная практика столкнулась с проблемой деятельностной направленности образования, в англо-американской образовательной среде стали использовать термин «competence», а наши российские авторы быстро его подхватили.

К настоящему времени в публикациях зарубежных и отечественных авторов (Дж. Равен, В. Гутма-хер, К. Скала, В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской, А.В. Баранников, О.Е. Лебедев, М.А. Холодная, Т.И. Шамо-ва, В. Байденко, П.В. Беспалов, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур и др.) представлены различные точки зрения, создающие разные терминологические аппараты, но в одном их главная интенция — усилить практическую ориентацию образования, вый-

дя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства.

Рассмотрим подходы ряда авторов к понятию «компетенция»:

— компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.);

— компетенция — индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии (Маркова А.К.);

— компетенция — способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и ... понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи (Милованова Н.Г., Прудаева В.Н.);

— компетенция — способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (Шишов С., Агапов А.);

— компетенция — рациональное сочетание знаний и способностей, которыми обладает работник данной организации (Волгин Н.А.).

Теперь обратимся к понятию «компетентности». Разные авторы данное понятие определяют следующим образом:

— компетентность — специфическая способность, необходимая для эффективного выявления конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециализированные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия (Равен Дж.);

— «компетентность» альтернативна понятию «профессионализм» (Новиков А.М.).

Как отмечает Петров А., термин «компетенция» следует толковать как готовность специалиста к деятельности, основанной на знаниях и умениях, которые приобретены в процессе обучения и направлены на успешное включение в профессиональную деятельность. Что же касается понятия «компетентность», то оно связывается прежде всего с определенной областью деятельности.

В большинстве работ ученые относят компетентность к общей характеристике индивида и не связывают ее с разрозненными умениями. Как отмечает Митина Л.М., в основе западноевро-

УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ

1>сш

пеиских моделей компетентности лежат такие качества, как умение самостоятельно находить пути решения комплексных задач, овладение новыми знаниями, навыками, положительное представление о своеИ личности, способность гармоничного общения, умение вести себя в коллективе.

Как пишет Акулова О.В., видение компетентности специалиста для XXI века должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Признаются очень важными способности синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального характера, пополнять свои знания в течение всеИ трудовоИ жизни и адаптироваться к быстрым изменениям в социальной сфере.

Шишов С.Е. и КальнеИ В.А. считают, что «компетенция» не может быть определена через определенную сумму знаниИ и умениИ, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данноИ ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетентностях только тогда, когда они проявляются в какоИ-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальноИ, не является компетенцией а самое большее - скры-тоИ возможностью.

Обобщая отечественные и зарубежные исследования компетентности, Акулова О.В. понимает под компетентностью интегральную характеристику личности, определяющую ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаниИ, учебного и жизненного опыта, ценностеИ и наклонностеИ.

Далее рассмотрим различные подходы к определению выражения «профессиональная компетенция»:

— осведомленность педагога, своИство его личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные, в свою очередь, на формирование другого человека (Кузьмина Н.В.);

— интегративное многофакторное состояние человека, обеспечивающее качество профессио-нальноИ деятельности и коэволюционное взаимо-деИствие с миром (Романов С.П.);

— совокупность профессиональных знаниИ, а также владение способами выполнения деятельности (Зеер Э.Ф., Веденников В.А.) [7];

— уровень сформированности у специалиста системы психологических своИств и состояниИ, в

котором выражается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности (т.е. умения и возможности) производить необходимые для этого действия (Варданян Ю.В., Савинова Т.В., Яшкова А.Н.).

Исходя из рассмотренных выше подходов, до сих пор в педагогической литературе нет однозначной трактовки терминов «компетенция» и «компетентность» и образующихся от них понятий. Нами предлагается рассматривать их аналогично устоявшимся понятиям в педагогике — предмет и объект изучения (рис. 1).

а) б)

Рис. 1. Объект (а) и предмет (б) изучения; компетентность (а) и компетенция (б) в образовании

Объект изучения — пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.

Предмет изучения — конкретная часть объекта изучения или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который изучается.

В рамках объекта можно говорить о различных предметах его изучения.

По аналогии с вышесказанным предлагается следующая трактовка понятий компетентности и компетенции в образовании.

Компетентность — готовность специалиста к результативной деятельности в определенной области действительности (например, в системе образования), умение самостоятельно находить пути решения комплексных задач, овладения новыми знаниями и навыками, иметь реальное представление о своей личности, понимать ответственность за свои действия, умение вести себя в обществе.

Компетентность — альтернатива «профессионализму».

Компетенция — конкретная часть компетентности, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециализированные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления.

Отсюда если современный профессионализм учителя технологии профильной школы — это его профессиональная компетентность в новом под-

ходе в образовании, то общеинженерная подготовка — это его общеинженерная компетенция, т.е. способность передать полученные в вузе технические знания учащимся в школе с индустриально-технологическим направлением на осуществление их трудовой мотивации и профессионального самоопределения в сфере современного материального производства.

Вообще следует заметить, что для успешной самореализации в условиях рыночной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений каждый гражданин современного российского общества должен обладать компетентностью со следующим набором «ключевых» компетенций:

а) готовность делать осознанный и ответственный выбор;

б) технологическая компетенция;

в) готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);

г) информационная компетенция;

д) социальная компетенция (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);

е) коммуникативная компетенция.

Готовность делать осознанный и ответственный

выбор означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами. Наличие этой компетенции позволяет выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.

Технологическая компетенция означает способность человека понять и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.

Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источни-

ков разных видов, представленных на разнообразных носителях.

Информационная компетенция означает способность выпускника интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Социальная компетенция означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

Коммуникативная компетенция означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.

Почему возникают новые слова? Потому что старые не могут адекватно описать новые реалии. Да, в отечественной педагогике есть классические прототипы: «уровень подготовленности выпускника» и «учебные умения», но... За годы практического использования в знаниевой парадигме их процессуальный потенциал рассеялся как дым, и они скатились от «умею делать» до «знаю, как надо делать». Согласитесь, отличие принципиальное: одно дело — «я умею водить машину» и совсем другое — «знаю, как надо водить машину»!

Содержание понятия «компетентность» не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.

УЧЕНЫЕ

ЗАПИСКИ

Библиографический список

1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. — 2005. — № 2.

2. Баженов В.М., Бишаева А.А., Кривцун Е.А. О соотнесении понятий «компетенция» и «компетентность» в профессиональной подготовке учителя технологии и предпринимательства // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Сб. материалов XII Международной конференции по технологическому образованию школьников. Под. ред. Ю.Л. Хотунцева. — М.: МИОО, 2006.

3. Баженов В.М., Герасин А.В. Технологическая компетентность учителя технологии и предпринимательства: понятийно-терминологические проблемы // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Сб. материалов XII Международной конференции по технологическому образованию школьников. Под. ред. Ю.Л. Хотунцева. — М.: МИОО, 2006.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11.

5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10.

6. Зачесова Е. Ручка от сундука. Компетентностный подход в образовании // Учительская газета. — 2007. — № 17.

7. Зеер Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода // Профессиональное образование. Столица. — 2007. — № 4.

8. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. — 2004. — № 2.

9. Редлих С., Артемова Л., Кручинин В. Состояние и перспективы кадрового обеспечения профильного обучения учащихся // Высшее образование в России. — 2007. — № 3.

THE COMPETENCY AND COMPETENCE: SENSE-FORMING CONCEPTS OF EDUCATION

In order to strengthen a practical orientation of today’s Russia education, in the pedagogical literature the foreign terms have emerged, underlying of them two words — «competency» and «competence». The author’s approach to formation of words is set forth: the competency, competence, the object and the subject of education.

Key words: competence, competency, object and subject in education.

A. A. KALEKIN

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.