А.А. КАЛЕКИН, профессор, кандидат технических наук, заслуженный работник высшей школы РФ, заведующий кафедрой технологии и предпринимательства Орловского государственного университета Тел.(4862)76-38-15; kalekmogu(a)yandex.ru
КОМПЕТЕНЦИЯ И КОМПЕТЕНТНОСТЬ: СМЫСЛООБРАЗУЮЩИЕ ПОНЯТИЯ В ОБРАЗОВАНИИ
Для усиления практической ориентации сегодняшнего российского образования в педагогической литературе появились иноязычные термины, в основе которых стоят два слова — «компетенция» и «компетентность». Излагается авторский подход к формулированию слов «компетенция», «компетентность», «объект и предмет в образовании».
Ключевые слова: компетенция, компетентность, объект и предмет в образовании.
Каждая значительная историческая эпоха вырабатывает свою собственную модель образованности, воплощаемую в специфически присущем ей типе «образованного человека». Сегодня рафинированный академизм в образовании практически у всех вызывает растущее чувство неудовлетворенности. Вот почему направление модернизации российского образования немыслимо без сильной практической составляющей, ориентированной на базовые социокультурные потребности современного общества — на компетентностный подход в образовании [4, 5].
Комптентностный подход в образовании — ориентация образования не только на усвоение обучающимися (студентами, школьниками) определенной суммы знаний, но и на развитие их личности, познавательных и созидательных способностей, успешную социализацию в обществе и активную адаптацию на рынке труда. Решение этих задач должно стать органической составляющей педагогической деятельности, интегрированной в общий процесс обучения, воспитания и развития, т.е. образования.
Тема компетентностного подхода в образовании является принципиально важной, потому что она концентрирует в себе идеи зарождающейся новой образовательной парадигмы, которая часто называется антропологической, поскольку вектор па-радигмального сдвига направлен в сторону гуманизации социальной практики.
Актуализация компетентностного подхода в последние десятилетия обусловлена целым рядом факторов. Переход от индустриального к постиндустриальному обществу сопряжен с увеличением уровня неопределенности окружающей среды, с возрастанием динамизма протекания процессов, многократным увеличением информационного потока. Активнее заработали рыночные механизмы в обществе, возросла ролевая мобильность, появились новые профессии, произошла демаркация прежних профессий, потому что к ним изменились требования — они стали более интегрированными, менее специальными [4].
Все рассмотренные выше факторы диктуют необходимость формирования личности, умеющей жить в условиях неопределенности, личности творческой, ответственной, стрессоустойчивой, способной предпринимать конструктивные и компетентные действия в различных видах жизнедеятельности. Стало ясно, что уже недостаточно для успешной профессиональной деятельности получить высшее образо© А.А. Калекин
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
вание и на том остановиться, — возникает потребность пополнять свои знания, добавлять по возможности информацией из совсем другой области. Как результат такого явления — актуальность и востребованность концепции непрерывного образования [9].
Системной парадигме современного научного знания и образования не соответствует традиционная предметная структура содержания, отражающая, как принято считать, «основы наук». Эти «основы» так же далеки от представляемых ими наук, как и от практики реальной жизнедеятельности человека. Требуется иная конструкция содержания образования, отвечающая основным феноменам единого и целостного мира и формирующимся общечеловеческим ценностям [I].
Комплекс способов деятельности, полученных в разных предметных областях на разных возрастных этапах, в конечном счете должен привести к формированию у обучающегося на выходе из учебного заведения обобщенных способов деятельности, применимых в любой действительности независимо от предметной области. Эти обобщенные способы деятельности можно назвать компетентностями [8,9].
В этой связи все чаще возникает вопрос о формировании в процессе образования некоторого набора специфических терминов и понятий.
В последние годы в педагогической литературе все чаще можно встретить понятия «компетенция», «компетентность», «компетентностный подход», «профессиональная компетентность» и др. [2, 3].
Новые иноязычные термины, в основе которых стоят два слова — «компетенция» и «компетентность», пугают сегодняшних и будущих педагогов, которые не до конца понимают, что это такое, и не уверены, правильно ли они их используют. Непонимание не связано с их «отсталостью», сами термины слишком абстрактны, чтобы с ними можно было сопоставить реально существующие объекты, предметы, процессы или явления в педагогической среде.
Известно несколько версий появления в педагогической литературе двух главных слов: компетенция и компетентность.
По версии Е. Зачесовой [6], компетентностный подход в бизнесе (не в образовании!) появился в середине XX века, когда в 1959 году Р. Уайт (R. White) в книге «Motivation reconsidered: the concept of competence (Пересмотр понятия мотивации: концепция компетентности)» использовал этот термин для описания особенностей, связанных с превосходным выполнением работы и высокой мотивацией отдельных лиц. Выяснилось,
что успешные и эффективные исполнители отличаются от менее успешных не только и не столько знаниями, сколько эффективной саморегуляцией, самосознанием и развитыми социальными навыками. Уэбстеровский словарь утверждает, что само слово competence в английском языке появилось еще в 1596 году.
В докладе Генеральной конференции ЮНЕСКО «Образование: сокрытое сокровище» (1996 г.) были сформулированы четыре основополагающих принципа, четыре «столпа» образования в XXI веке.
Для того чтобы быть современным, нужно научиться:
1) сосуществовать (что проявляется в осуществлении совместных проектов или разумном и мирном решении неизбежных конфликтов);
2) учиться (сочетать достаточно широкие общие культурные знания с возможностью глубокого постижения ограниченного числа дисциплин);
3) работать (совершенствоваться в своей профессии, а в более широком смысле — приобретать компетентность, дающую возможность справляться с различными ситуациями, многие из которых невозможно предвидеть);
4) жить (поскольку XXI век требует от всех большой самостоятельности, способности к оценке и усиления личной ответственности в коллективных проектах).
В русском языке уже больше века слово компетенция (строго в единственном числе) означает совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного органа или должностного лица. Но из англоязычных источников к нам проникли другие его значения, например, область деятельности, значимая для эффективной работы организации, в которой индивид (кандидат, исполнитель) должен проявить определенные знания, умения, поведенческие навыки, гибкие способности и профессионально важные качества личности. Оттуда же пришла странная для русского уха форма множественного числа — компетенции.
У слова компетентность тоже появилось множество новыхзначений:
1) степень выраженности присущего человеку профессионального опыта в рамках компетенции конкретной должности;
2) глубокое, доскональное знание своего дела, существа выполняемой работы, способов и средств достижения намеченных целей, а также соответствующих умений и навыков;
3) совокупность знаний, позволяющих профессионально судить о чем-либо;
4) черта личности государственного служащего, менеджера, специалиста, заключающаяся в способности правильно оценивать сложившуюся ситуацию, принимать в связи с этим нужное решение и достигать практического или иного значимого результата;
5) совокупность компетенции, наличие знаний и опыта, необходимых для эффективной деятельности в заданной предметной области.
В России в «Стратегии модернизации содержания общего образования» предлагается распределять компетентность по сферам:
— компетентность в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанная на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации;
— компетентность в сфере гражданско-обще-ственной деятельности;
— компетентность в сфере социально-трудовой деятельности;
— компетентность в бытовой сфере;
— компетентность в сфере культурно-досуговой деятельности.
По версии акад. А. М. Новикова, история основополагающего термина «компетенция» идет от разработанной в отечественной педагогике и психологии теории формирования умения.
Начиная с работ Е.А. Милеряна (70-е гг. XX в.) умения стали рассматриваться не в узком технологическом смысле, а как сложные структурные образования, включающие чувственные, интеллектуальные, волевые, творческие, эмоциональные качества личности, обеспечивающие достижение поставленной цели деятельности в изменяющихся условиях ее протекания. Но теория формирования умений оказалась невостребованной.
В английском же языке аналога нашему понятию «умение» не существует. И когда образовательная практика столкнулась с проблемой деятельностной направленности образования, в англо-американской образовательной среде стали использовать термин «competence», а наши российские авторы быстро его подхватили.
К настоящему времени в публикациях зарубежных и отечественных авторов (Дж. Равен, В. Гутма-хер, К. Скала, В.А. Болотов, В.В. Сериков, И.А. Зимняя, В.В. Краевский, А.В. Хуторской, А.В. Баранников, О.Е. Лебедев, М.А. Холодная, Т.И. Шамо-ва, В. Байденко, П.В. Беспалов, А.К. Маркова, Ю.Г. Татур и др.) представлены различные точки зрения, создающие разные терминологические аппараты, но в одном их главная интенция — усилить практическую ориентацию образования, вый-
дя за пределы ограничений «зуновского» образовательного пространства.
Рассмотрим подходы ряда авторов к понятию «компетенция»:
— компетенция — круг вопросов, явлений, в которых данное лицо обладает авторитетностью, познанием, опытом (Ожегов С.И., Шведова Н.Ю.);
— компетенция — индивидуальная характеристика степени соответствия требованиям профессии (Маркова А.К.);
— компетенция — способность к осуществлению практической деятельности, требующей наличия понятийной системы и ... понимания, соответствующего типа мышления, позволяющего оперативно решать возникающие проблемы и задачи (Милованова Н.Г., Прудаева В.Н.);
— компетенция — способность и готовность личности к деятельности, основанные на знаниях и опыте, которые приобретены благодаря обучению, ориентированные на самостоятельное участие личности в учебно-познавательном процессе, а также направленные на ее успешное включение в трудовую деятельность (Шишов С., Агапов А.);
— компетенция — рациональное сочетание знаний и способностей, которыми обладает работник данной организации (Волгин Н.А.).
Теперь обратимся к понятию «компетентности». Разные авторы данное понятие определяют следующим образом:
— компетентность — специфическая способность, необходимая для эффективного выявления конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециализированные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления, а также понимание ответственности за свои действия (Равен Дж.);
— «компетентность» альтернативна понятию «профессионализм» (Новиков А.М.).
Как отмечает Петров А., термин «компетенция» следует толковать как готовность специалиста к деятельности, основанной на знаниях и умениях, которые приобретены в процессе обучения и направлены на успешное включение в профессиональную деятельность. Что же касается понятия «компетентность», то оно связывается прежде всего с определенной областью деятельности.
В большинстве работ ученые относят компетентность к общей характеристике индивида и не связывают ее с разрозненными умениями. Как отмечает Митина Л.М., в основе западноевро-
УЧЕНЫЕ ЗАПИСКИ
1>сш
пеиских моделей компетентности лежат такие качества, как умение самостоятельно находить пути решения комплексных задач, овладение новыми знаниями, навыками, положительное представление о своеИ личности, способность гармоничного общения, умение вести себя в коллективе.
Как пишет Акулова О.В., видение компетентности специалиста для XXI века должно основываться на развитии интегративных и аналитических способностей человека. Признаются очень важными способности синтезировать и осуществлять нововведения контекстуального характера, пополнять свои знания в течение всеИ трудовоИ жизни и адаптироваться к быстрым изменениям в социальной сфере.
Шишов С.Е. и КальнеИ В.А. считают, что «компетенция» не может быть определена через определенную сумму знаниИ и умениИ, так как значительная роль в ее проявлении принадлежит обстоятельствам. Быть компетентным означает умение мобилизовать в данноИ ситуации полученные знания и опыт. При обсуждении компетенции внимание обращается на конкретные ситуации, в которых они проявляются. Есть смысл говорить о компетентностях только тогда, когда они проявляются в какоИ-нибудь ситуации; непроявленная компетенция, остающаяся в ряду потенциальноИ, не является компетенцией а самое большее - скры-тоИ возможностью.
Обобщая отечественные и зарубежные исследования компетентности, Акулова О.В. понимает под компетентностью интегральную характеристику личности, определяющую ее способность решать проблемы и типичные задачи, возникающие в реальных жизненных ситуациях, с использованием знаниИ, учебного и жизненного опыта, ценностеИ и наклонностеИ.
Далее рассмотрим различные подходы к определению выражения «профессиональная компетенция»:
— осведомленность педагога, своИство его личности, позволяющее продуктивно решать учебно-воспитательные задачи, направленные, в свою очередь, на формирование другого человека (Кузьмина Н.В.);
— интегративное многофакторное состояние человека, обеспечивающее качество профессио-нальноИ деятельности и коэволюционное взаимо-деИствие с миром (Романов С.П.);
— совокупность профессиональных знаниИ, а также владение способами выполнения деятельности (Зеер Э.Ф., Веденников В.А.) [7];
— уровень сформированности у специалиста системы психологических своИств и состояниИ, в
котором выражается единство его теоретической и практической готовности к осуществлению профессиональной деятельности и способности (т.е. умения и возможности) производить необходимые для этого действия (Варданян Ю.В., Савинова Т.В., Яшкова А.Н.).
Исходя из рассмотренных выше подходов, до сих пор в педагогической литературе нет однозначной трактовки терминов «компетенция» и «компетентность» и образующихся от них понятий. Нами предлагается рассматривать их аналогично устоявшимся понятиям в педагогике — предмет и объект изучения (рис. 1).
а) б)
Рис. 1. Объект (а) и предмет (б) изучения; компетентность (а) и компетенция (б) в образовании
Объект изучения — пространство, область, в рамках которой находится (содержится) то, что будет изучаться.
Предмет изучения — конкретная часть объекта изучения или процесс, в нем происходящий, или аспект проблемы, который изучается.
В рамках объекта можно говорить о различных предметах его изучения.
По аналогии с вышесказанным предлагается следующая трактовка понятий компетентности и компетенции в образовании.
Компетентность — готовность специалиста к результативной деятельности в определенной области действительности (например, в системе образования), умение самостоятельно находить пути решения комплексных задач, овладения новыми знаниями и навыками, иметь реальное представление о своей личности, понимать ответственность за свои действия, умение вести себя в обществе.
Компетентность — альтернатива «профессионализму».
Компетенция — конкретная часть компетентности, необходимая для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающая узкоспециализированные знания, особого рода предметные навыки, способы мышления.
Отсюда если современный профессионализм учителя технологии профильной школы — это его профессиональная компетентность в новом под-
ходе в образовании, то общеинженерная подготовка — это его общеинженерная компетенция, т.е. способность передать полученные в вузе технические знания учащимся в школе с индустриально-технологическим направлением на осуществление их трудовой мотивации и профессионального самоопределения в сфере современного материального производства.
Вообще следует заметить, что для успешной самореализации в условиях рыночной экономики, смены технологий, динамичного развития социальных отношений каждый гражданин современного российского общества должен обладать компетентностью со следующим набором «ключевых» компетенций:
а) готовность делать осознанный и ответственный выбор;
б) технологическая компетенция;
в) готовность к самообразованию (образованию через всю жизнь);
г) информационная компетенция;
д) социальная компетенция (готовность к продуктивному социальному взаимодействию);
е) коммуникативная компетенция.
Готовность делать осознанный и ответственный
выбор означает способность проанализировать ситуацию, определить свои приоритеты, поставить цели и соотнести их с устремлениями других людей, спланировать результат своей деятельности и разработать алгоритм его достижения, оценить результаты своей деятельности в контексте существующей ситуации и соотнести их со своими жизненными планами. Наличие этой компетенции позволяет выявить проблему, принять взвешенное решение и взять на себя ответственность за него, обеспечить своими действиями воплощение этого решения в жизнь.
Технологическая компетенция означает способность человека понять и реализовать инструкцию, описание технологии, алгоритма деятельности и его установки, не позволяющие нарушать технологию деятельности.
Готовность к самообразованию означает, что человек, поставив перед собой новую задачу, способен выявлять пробелы в своих знаниях и умениях, формулировать запрос на информацию, оценивать необходимость той или иной информации для своей деятельности, осуществлять информационный поиск с использованием различных средств, извлекать информацию из источни-
ков разных видов, представленных на разнообразных носителях.
Информационная компетенция означает способность выпускника интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию с позиции решаемой им задачи, делать аргументированные выводы, использовать полученную информацию при планировании и реализации своей деятельности в той или иной ситуации, структурировать имеющуюся информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.
Социальная компетенция означает, что человек способен соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.
Коммуникативная компетенция означает готовность ставить и достигать цели устной и письменной коммуникации: получать необходимую информацию, представлять и цивилизованно отстаивать свою точку зрения в диалоге и в публичном выступлении на основе признания разнообразия позиций и уважительного отношения к ценностям (религиозным, этническим, профессиональным, личностным и т.п.) других людей.
Почему возникают новые слова? Потому что старые не могут адекватно описать новые реалии. Да, в отечественной педагогике есть классические прототипы: «уровень подготовленности выпускника» и «учебные умения», но... За годы практического использования в знаниевой парадигме их процессуальный потенциал рассеялся как дым, и они скатились от «умею делать» до «знаю, как надо делать». Согласитесь, отличие принципиальное: одно дело — «я умею водить машину» и совсем другое — «знаю, как надо водить машину»!
Содержание понятия «компетентность» не только шире, чем просто знания, или умения, или навыки, но даже больше их суммы. Кроме когнитивной (что?) и операционной (как делать?) составляющих в компетентность сегодня включаются мотивационные (почему?), этические (как отнесутся?) и социальные (с кем?) элементы.
УЧЕНЫЕ
ЗАПИСКИ
Библиографический список
1. Андреев А. Знания или компетенции? // Высшее образование в России. — 2005. — № 2.
2. Баженов В.М., Бишаева А.А., Кривцун Е.А. О соотнесении понятий «компетенция» и «компетентность» в профессиональной подготовке учителя технологии и предпринимательства // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Сб. материалов XII Международной конференции по технологическому образованию школьников. Под. ред. Ю.Л. Хотунцева. — М.: МИОО, 2006.
3. Баженов В.М., Герасин А.В. Технологическая компетентность учителя технологии и предпринимательства: понятийно-терминологические проблемы // Проблемы технологического образования в школе и вузе: Сб. материалов XII Международной конференции по технологическому образованию школьников. Под. ред. Ю.Л. Хотунцева. — М.: МИОО, 2006.
4. Байденко В. И. Компетенции в профессиональном образовании. (К освоению компетентностного подхода) // Высшее образование в России. — 2004. — № 11.
5. Болотов В.А., Сериков В.В. Компетентностная модель: от идеи к образовательной программе // Педагогика. — 2003. — № 10.
6. Зачесова Е. Ручка от сундука. Компетентностный подход в образовании // Учительская газета. — 2007. — № 17.
7. Зеер Э.Ф. Обновление базового профессионального образования на основе компетентностного подхода // Профессиональное образование. Столица. — 2007. — № 4.
8. Пузанков Д., Федоров И., Шадриков В. Двухступенчатая система подготовки специалистов // Высшее образование в России. — 2004. — № 2.
9. Редлих С., Артемова Л., Кручинин В. Состояние и перспективы кадрового обеспечения профильного обучения учащихся // Высшее образование в России. — 2007. — № 3.
THE COMPETENCY AND COMPETENCE: SENSE-FORMING CONCEPTS OF EDUCATION
In order to strengthen a practical orientation of today’s Russia education, in the pedagogical literature the foreign terms have emerged, underlying of them two words — «competency» and «competence». The author’s approach to formation of words is set forth: the competency, competence, the object and the subject of education.
Key words: competence, competency, object and subject in education.
A. A. KALEKIN