Научная статья на тему 'Внедрение методик компетентностного подхода в процесс изучения истории и географии туризма в Беларуси'

Внедрение методик компетентностного подхода в процесс изучения истории и географии туризма в Беларуси Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
133
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ОБУЧЕНИЕ / КОМПЕТЕНТНОСТЬ / МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ / ИСТОРИЯ ТУРИЗМА / ГЕОГРАФИЯ ТУРИЗМА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Якуш Надежда Михайловна

В статье рассмотрены элементы технологии «Обучение как научное исследование», раскрывающие особенности компетентностно-ориентированного подхода при изучении истории и географии туризма в Беларуси. Показаны инновационно-творческие возможности присвоения и адаптации студентами социального опыта решения познавательных и социально-культурных проблем.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Внедрение методик компетентностного подхода в процесс изучения истории и географии туризма в Беларуси»

УДК 37.091.64:338.48(476)

Н. М. Якуш, кандидат исторических наук, доцент (БГТУ)

ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДИК КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ПРОЦЕСС ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ И ГЕОГРАФИИ ТУРИЗМА В БЕЛАРУСИ

В статье рассмотрены элементы технологии «Обучение как научное исследование», раскрывающие особенности компетентностно-ориентированного подхода при изучении истории и географии туризма в Беларуси. Показаны инновационно-творческие возможности присвоения и адаптации студентами социального опыта решения познавательных и социально-культурных проблем.

In article elements of the technology «Training as Scientific Research», opening features of the competence-focused approach when studying history and tourism geography in Belarus are considered. Innovative and creative possibilities of assignment and adaptation of social experience of the solution of informative and welfare problems by students are shown.

Введение. Система образования, особенно высшего, в современном мире выступает ведущим фактором социального и экономического прогресса, обеспечивающим устойчивый рост и развитие общества любой страны. Глобальные изменения цивилизационных основ жизни, связанные с переходом от индустриального к постиндустриальному обществу, поставили задачу обеспечения соответствующего этим изменениям воспитания и образования нового поколения. Тенденции и цели развития образования, актуального с точки зрения современного общества, отражены в основном докладе на Бернском симпозиуме Совета Европы (1999 г.) и сформулированы как «Ключевые компетентности для Европы». Переход от знаниевой к ком-петентностной образовательной парадигме отражает и сущность изменений в рамках Болон-ского процесса.

Основная часть. В соответствии с исследованиями И. А. Зимней, Ю. Г. Татура, Дж. Равен и др., компетентностно-ориентированный подход имеет целью достижение интегрированного результата — компетентности — через приобретение компетенций и поэтому соотносим не только с профессионально-практическими, но и с гуманистическими ценностями образования [1—3]. В образовательном стандарте Республики Беларусь первой ступени высшего образования для цикла социально-гуманитарных дисциплин термин «компетенция» определяется как знания, умения и опыт, необходимые для решения теоретических и практических задач. Компетентность — выраженная способность применять свои знания и умения. В соответствии со стандартом выпускник вуза должен обладать следующим набором компетенций:

— академические, включающие способность и умение учиться, знания и умения, приобретенные в результате изучения дисциплин, предусмотренных учебным планом;

— социально-личностные, включающие культурно-ценностные ориентации, знание идео-

логических, нравственных ценностей общества и государства, умение следовать им;

— профессиональные, включающие знания и умения формулировать проблемы и решать задачи, разрабатывать планы и обеспечивать их выполнение в избранной сфере профессиональной деятельности.

В 2009/2010 учебном году в БГТУ началась подготовка студентов по специальности «Туризм и природопользование», которая включает изучение истории и географии туризма в Беларуси. При разработке базовой учебной программы данной дисциплины в качестве цели было поставлено развитие социально-личностной компетенции в вопросах культурно-гуманитарной оценки состояния и эффективной организации туристской отрасли в Республике Беларусь. Достижение данного результата образования связано с соответствующим построением учебного процесса, определяемого отчетливыми и сопоставимыми параметрами описания того, что студент будет знать и уметь «на выходе».

Параметры научно-информационной компетентности выпускника предполагают знание основных этапов становления путешествий и туризма в мире и Беларуси, истории возникновения и развития основных туристских регионов и их классификации, формирования индустрии туризма и гостеприимства в Беларуси, сущности и составляющих природно-рекреационных и гуманитарных ресурсов туризма на территории Республики Беларусь. Уровень достигнутой компетенции определяют умения:

— анализировать истоки и сущность туризма в истории цивилизационного развития человечества через динамику перемещений и путешествий людей, их цели, задачи и социокультурные последствия;

— характеризовать и понимать связь истории туризма в Беларуси с определенными этапами социально-экономического и политического развития;

124

^БЫ 1683-0377. Труды БГТУ. 2012. № 8. Учебно-методическая работа

— оценивать изменения географии путешествий и туризма в разные периоды отечественной истории;

— прогнозировать перспективные направления и возможности развития туризма в Республике Беларусь на основе анализа мировых тенденций общественного развития и становления новой культуры досуга;

— понимать социальную значимость экоту-ризма в контексте государственной стратегии развития Республики Беларусь.

В ключе обозначенных знаний и умений выстраивается содержательно-образовательный материал дисциплины «История и география туризма в Беларуси», определяются лекционная и семинарская тематики, формируются проблемно-поисковые задания. Следует подчеркнуть, что предмет дисциплины и его объектная сторона предполагают не только междисциплинарную гуманитарную связь, но и высокий уровень интегрированности с естественнонаучными знаниями, усиливающий компетентност-ную составляющую профессиональной культуры. К тому же значительная часть учебного материала органично включает в себя концепты, активизирующие процесс присвоения социального опыта. Большие возможности в этом плане имеет изучение социальной мотивации миграций, походов и путешествий в различные исторические эпохи, выяснение воспитательной, духовно-культурной и экономической функций современного туризма, осознание принципов функционирования национальной экосистемы как уникальной целостности. Таким образом, содержание материала дисциплины «История и география туризма в Беларуси» удерживает богатый и дидактически адаптированный социальный опыт решения познавательных, мировоззренческих, социально-экономических и культурных проблем, который позволяет провести его отбор в рамках компе-тентностной парадигмы. При этом непосредственно решается задача формирования у студента системы культурной компетентности личности как нормы общесоциальной эрудированности и адекватности человека, его инкультури-рованности в общество, без которых невозможна продуктивная деятельность и творческая самореализация специалиста.

Основные элементы общекультурной компетентности и структурные составляющие этого сложного феномена достаточно полно исследованы с позиций проблем систематизации социального опыта в цикле культурологических наук (см. [4], с. 90-94). Необходимо подчеркнуть, что общекультурная компетентность выступает необходимой основой для формирования у студента той социальной компетенции,

которая востребована обществом, является продуктом современного учебно-образовательного процесса и отражает уровень присвоения и активного использования студентами социальных знаний. Поэтому специфику компетентностно-го подхода в преподавании дисциплин в вузе составляет внедрение инновационных технологий и различных методик активного обучения. Одним из методов активизации учебного познания при изучении истории и географии туризма стала реферативная работа студентов, которая ведется на базе технологии «Обучение как научное исследование», или учебное проектирование.

Предложенная для разработки тематика рефератов связана с идеей создания на территории Беларуси специальных экономических зон туристско-рекреационного типа, которая нашла воплощение в национальном проекте возрождения исторических провинций, регионов и локальных районов республики с целью привлечения инвесторов к ценным историко-культурным и природным объектам. Воплощение этой идеи может придать белорусскому Подвинью, Понеманью, Полесью и Поднепро-вью новое значение и поднять их туристический уровень до статуса Богемии, Саксонии, Нормандии или Уэльса [5].

В контексте обозначенного проекта и в рамках учебной дисциплины «История и география туризма в Беларуси» студенты в течение учебного года в ходе управляемой самостоятельной работы индивидуально выполняют рефераты по темам: «Этнографическая среда и традиционный уклад жизни в качестве объектов развития туризма», «Белорусская природа как вечная тема искусства», «Полиэтническая структура населения Беларуси и национальная тематика в экскурсионно-туристской работе», «Заказник «Средняя Припять» как уникальная экосистема», «Туризм и комплексная программа социально-экономического развития Полесья», «Геологические памятники Беларуси», «Культурно-историческое наследие малых городов», «Дворцовые и усадебно-парковые комплексы Беларуси как объекты туристского освоения», «Культурно-историческое наследие как возможность разработки туристических приграничных маршрутов», «Родники белорусской земли в культуре белорусского народа», «Культурные провинции Беларуси», и др.

Реферативная работа выполнялась студентами на основании согласованного с преподавателем плана и представлялась на бумажном и электронном носителе. Каждый реферат проходит презентацию, защиту, оценивание студенческой группой и итоговый анализ преподавателем с позиций креативности и самостоятель-

ности работы над темой. Критериями оценки разработок студентов определены: оригинальность и прагматичность, содержательность и детализация, самобытность и привлекательность предложенного материала. Лучшие рефераты рекомендуются к участию в студенческой конференции, что позволяет организовать полномасштабное секционное заседание. Проектируемая в таком плане учебная ситуация в определенной мере обеспечивает способность студента решать проблемы исследовательского характера и осуществлять такие интеллектуальные действия, как самостоятельный перенос ранее усвоенных знаний и умений на решение новой задачи, видение проблем в традиционной ситуации, выделение структуры изучаемого объекта, способность комбинировать ранее известные и усвоенные способы в новый способ. По своим смыслам и формам подобная учебная работа непосредственно связана с формированием мотивационной познавательной установки на самостоятельное творчество и соответствует компетентностному подходу.

С учетом заинтересованности и предложений студентов в последующем планируется включить в учебный процесс проектную деятельность, связанную с выполнением заданий по созданию специального программного туристского продукта, популяризирующего культурно-духовное наследие страны. Данные проекты должны будут выполняться группами, увязываться со стратегией развития белорусского общества в XXI в. и обладать привлекательностью для международного туризма. Являясь важным средством усвоения материала учебной дисциплины, учебные проекты также должны развивать навыки коммуникации и культуры презентации в продвижении туристского продукта.

В организационную практику изучения истории и географии туризма в Беларуси включены экскурсионные занятия на базе Национального музея истории природы и экологии, а также Национального художественного музея. Проведение подобных занятий помимо расширения кругозора и культурного пространства личности студента несет и профессиональную направленность, связанную с пониманием форм и методов экскурсионной работы в туризме, а также роли музеев в популяризации достояния народа. Поэтому посещение музея всегда сопровождается конкретными заданиями, связанными с разработкой предложений и рекомендаций по обновлению форм музейной работы, в том числе виртуализации фондовых материалов с учетом ха-

рактеристики основного потока туристов и посетителей музеев (особенности возраста, образования и воспитания, доминирующие в массовой культуре интересы и пр.).

Заключение. Подводя итог сказанному можно отметить, что профессиональная компетенция в качестве ожидаемой социальной роли не может быть выполнена без эмоционально-ценностного отношения к знаниям и умениям, без их включенности в систему гуманистических ценностей личности, усиливающих регулятивные, информационно-коммуникативные, инновационно-творческие аспекты деятельности. Поэтому чрезвычайно важной представляется социально-культурная компетенция как личностное достояние каждого человека. Гуманитаризация образования, связанная с организацией взаимодействия естественнонаучной и гуманитарной культур (методологий, теорий, способов познания, способов мышления), а также использование в учебном процессе заданий, ориентирующих на рефлексию субъективного опыта мышления, общения, чувствования, способны решить задачу подготовки компетентного в ключевых вопросах развития общества специалиста и сформировать гармоничную личность. На примере преподавания дисциплины «История и география туризма в Беларуси» показаны некоторые моменты и направления работы в рамках становления компетентност-ного образования.

Литература

1. Зимняя, И. А. Ключевые компетенции — новая парадигма образования / И. А. Зимняя // Высшее образование сегодня. - 2003. - № 5. -С. 34—42.

2. Татур, Ю. Г. Компетентность в структуре модели качества подготовки специалиста / Ю. Г. Татур // Высшее образование сегодня. 2004. >3. С. 20-26.

3. Равен, Дж. Компетентность в современном обществе. Выявление, развитие и реализация / Дж. Равен. - М.: Когито-Центр, 2002. -400 с.

4. Флиер, А. Я. Культурология для культурологов / А. Я. Флиер. - М.: Академический проект, 2000. - 496 с.

5. Государственная комплексная программа развития регионов, малых и средних городских поселений на 2007—2010 годы [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http: // www.economy.gov.by. - Дата доступа: 07.06.2007.

Поступила 29.03.2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.