Научная статья на тему 'Особенности функционирования школ полного дня в различных федеративных землях ФРГ'

Особенности функционирования школ полного дня в различных федеративных землях ФРГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
172
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ШКОЛА ПОЛНОГО ДНЯ / ШКОЛА ПРОДЛЕННОГО ДНЯ / ЛИЧНОСТНООРИЕНТИРОВАННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНДИВИДУАЛЬНАЯ ТРАЕКТОРИЯ / FULL-DAY SCHOOL / STUDENT-CENTERED LEARNUNG / PERSONAL TRAJECTORIES / EXTENDED DAY SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дубовер Денис Анатольевич

В данной статье производится синопсис современной организации школ полного дня в различных федеративных землях ФРГ. Приводится классификация и типологический обзор моделей школ полного дня. Указывается фактор социального восприятия данного явления, как позитивного, так и негативного. Предлагается анализ причин растущего спроса на данную организацию школьного дня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features full-day functioning of schools in a variety of federal lands of Germany

This article is a synopsis of the modern organization of full-day schools in a variety of federal lands of Germany. An overview of the classification and typological models full-day schools. Indicates a factor of social perception of this phenomenon, both positive and negative. Proposed to analyze the causes of the growing demand for the organization of the school day.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования школ полного дня в различных федеративных землях ФРГ»

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

особенности функционирования школ полного дня в различных федеративных

землях ФРГ

Дубовер Д.А.

В данной статье производится синопсис современной организации школ полного дня в различных федеративных землях ФРГ. Приводится классификация и типологический обзор моделей школ полного дня. Указывается фактор социального восприятия данного явления, как позитивного, так и негативного. Предлагается анализ причин растущего спроса на данную организацию школьного дня.

Ключевые слова: школа полного дня, школа продленного дня, личностно-ориентированное обучение, индивидуальная траектория.

Первое десятилетие XXI в. для ФРГ ознаменовалось большой активностью деятелей педагогики всех уровней, от министерств, до сельских учителей. Поводом для подобного всплеска послужили неудовлетворительные показатели уровня компетенций немецких школьников, которые заняли последние строчки в рейтинговой таблице ПИЗА-тестирования.

С этого времени начались активные дебаты о дальнешем развитии школьного образования с предложением самых различных проектов выхода из образовательного кризиса. Но главное, в чем сходились практически все теоретики и практики педагогики, - это то, что необходимо создание новой концепции ритмики дня и дополнительной поддержки учеников, которые смогли бы привести их к большим результатам и развитием необходимых навыков и компетенций.

В качестве решения этой проблемы министерством была предложен проект развития модели школ полного дня во всех федеративных землях. «Половины дня недостаточно, чтобы объяснить законы мироздания и выучить все, что сегодня важно» это стало своего рода девизом Федерального министерства образования. На строительство и расширение школы полного дня было выделено 4 млрд. евро. Правда, по мнению таких немецких ученых, как Ганц Гюнтер Хольтаппельс (Не1п2Ниеп:егНоИ:арре!$), ИнгритВенцлер (1пдпсМеп21ег) и др., к школе полного дня нужно относиться с большей осторожностью, т. к. она требует новых компетенций не только от учеников, но и от учителей, от организаций, оказывающих поддержку и содействие в обеспечение жизнедеятельности школьников в течение всего учебного дня (трехразовое горячее питание, работа

в мастерских, лабораториях, рекреация и т. д.), и что должно пройти определенное время, пока система «встанет на новые рельсы» и даст положительный результат.

Однако в целом педагогическая общественность поддержала инициативу министерства и приняла активное участие в развитии модели школы полного дня.

На сегодняшний день в ФРГ существует несколько функционирующих моделей школ с полнодневной формой обучения. Классификация была представлена в 1961 г. Институтом педагогики ЮНЕСКО, который ввел в научный оборот сам термин Школа полного дня (Сапг:ад$сЬи!е). Институт педагогики выделил три типа организационных моделей.

1. Школа полного дня.

2. Школа - дневной интернат.

3. Открытая школа полного дня.

Школа полного дня определяется в ФРГ как общеобразовательное учебное учреждение, где занятия и внеклассная работа проходят в физиологичном для детей и подростков учебном ритме и представлены как в первой, так и во второй половине дня. При этом участие школьников в деятельности после обеда обязательно.

Школа - дневной интернат имеет схожую концепцию со школой полного дня, однако с особым педагогическим профилем по желанию родителей и расширенным временем присмотра за детьми до конца рабочего дня (часто до 20:00-21:00).

Открытые школы полного дня подразумевают добровольный выбор времени пребывания в школе. Нахождение школьников целый день необходимо 3 раза в неделю не менее семи часов, но лишь одно полугодие - второе допускает добровольное посещение послеобеденных мероприятий.

ПСИХОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ

Эта вариативность форм нашла широкий отклик среди родителей, т. к. некоторые вынуждены работать допоздна, а другие наоборот, готовы воспитывать самостоятельно ребенка после школы. Особенно остро эта проблема стала в сельской местности, где дети зачастую участвуют в родительском труде, помогая им. Немецкий профессиональных журнал РаеСадод1к опубликовал соцопрос, проводившийся в 2003 г. среди родителей, принадлежавших к различным группам населения и в различных землях. Вот некоторые из комментариев: «Я хочу воспитывать своего ребенка самостоятельно, охотно возьму на себя такую ответственность», «Школы полного дня для тех родителей, которые перенапрягаются от воспитания своих детей», «Хотя я не работаю, никогда не отдам ребенка в такую школу, потому что у нас в деревне никто так не делает», «Школы полного дня для тех родителей, которые вынуждены зарабатывать деньги».

В зависимости от земли сложились те или иные традиции, которые и сыграли большую роль на первом этапе становления новой школы полного дня. Для одних регионов она была традиционной, для других - нет. Возможно, это и объясняет недовольство родителей в землях, где исторически сложилась модель школ с неполным днем. Правда сегодня ситуация с общественным мнением изменяется в сторону позитивного отношения к школам этого типа. По данным исследования Вег1е1тап$-Б1:1А1:ипд, проведенного 25 августа 2010 г., 63 % опрошенных родителей Германии «мечтали бы отдать своих детей в школу полного дня».

Говоря об исторических корнях школ данного типа, Ганц Г. Хольтаппельс утверждает, что «школа полного дня сегодня не должна строиться с нуля, нужно только определенно улучшить качество образования в ней. Так, растущее количество детей, которые живут в неполных семьях, или у которых оба родителя должны работать, так же, как растущее вредное влияние улицы и СМИ создают благоприятную почву для развития школ полного дня».

Школа полного дня в ФРГ имеет длительную историю развития, зародившись в XVIII в., они прошли долгий и сложный путь от первых экспере-ментов до массового внедрения, от частных практик педагогов-новаторов до государственной программы с масштабным финансированием.

С момента повсеместного распространения школ полного дня в ФРГ в начале 2000 г. была разработана единая государственная политика в области образования, которая регулировала деятельность школ полного дня. Однако стоит отметить, что в зависимости от земли меняются организационные особенности школы. Таким образом, о школе полного дня в Федеративной республике Германии

в целом на сегодняшний день говорить нельзя, т. к., несмотря на единое финансирование, не во всех Федеративных землях одинаково распространены данные школы. Но также уже в настоящее время есть земли с широко развитой сетью школ полного дня самых разных типов. К примеру, в Северной Рейн-Вестфалии приоритетными являются школы открытого типа. К 2007 г. каждая четвертая школа была полнодневной. Для реализации проекта было установлено тесное сотрудничество между муниципалитетами и внешними организациями: Помощь молодежи, Молодежная педагогическая культура и др. Так, обеспечение открытой школы полного дня ложится на плечи, в первую очередь, внешних организаций, которые помогают школам организовать вторую половину дня: это и питание, и дополнительные занятия по интересам, и др. К 2005 г. почти все средние общеобразовательные земли школы перешли на полный день.

В Федеративной земле Райнланд-Пфальц с конца 2005/2006 уч. г. каждая пятая общеобразовательная школа стала полнодневной. С начала 2007/2008 уч. г. в Райнланд-Пфальц было создано 43 новые школы. В 2010/2011 уч. г. в данной земле функционирует уже 537 подобных школ. Режим полного дня занимает четыре дня в неделю с 8:00 до 18:00. Учеба в эти дни является обязательной. Также существуют школы с добровольным посещением программ полного дня, т. н. школы открытого типа. Таким образом, свыше 60 тысяч школьников учатся в общеобразовательных ШПД.

Все берлинские начальные школы работают в режиме полного дня. В открытой школе полного дня, помимо основной модели, такой же, как и в школе неполного дня, предлагается три варианта временной организации: ранний с 6:00 до 7:30, послеобеденный с 13:30 до 16:00 и поздний с 16:00 до 18:00. Также многие дети продолжают ходить в школу во время каникул.

Особенно любопытным является опыт организации и внедрения модели школ полного дня в федеративной земле-городе Гамбург, где все школы без исключения (всего 400) работают в режиме полного дня. При этом только лишь младшие школы (до 4 класса включительно) имеют форму открытых школ полного дня, т. е. нахождение во второй половине дня является не обязательным, а факультативным. Также сегодня в Гамбурге проходит полномасштабная реорганизация школьного образования, так, уже в 2011 г. в системе общего образования осталось лишь два типа школ: гимназии и районные школы (вместо традиционных общих, основных, реальных школ и гимназий). Этот процесс продиктован, в первую очередь, демократизацией в образовании, т. к. прежняя школьная система, которая отчасти

Северо-Кавказский психологический вестник > № 9/4 2011 г.

продолжает существовать в консервативных землях, таких как Бавария и Баден-Вюртемберг, не предполагала института образовательной, а вследствие этого и социальной мобильности. Так, поступив в основную школу (Нар:$сЬи!е), выпускник не имел никаких шансов на дальнейшее профессиональное и высшее образование.

Таким образом, проанализировав особенности функционирования школ полного дня в некоторых землях ФРГ, можно увидеть как общие черты и заимствования, так и различия, даже на территории одной страны. Но все они объединены одной целью: вывести из кризиса ту систему школьного образования, которая не смогла ответить потребностям динамично развивающего европейского общества, где приоритетными становятся не традиционные «знания, умения, навыки», а компетенции, владение которыми позволяет, подобно Финляндии, занимать лидирующие позиции, как в области образования, так и в экономической деятельности.

литература

1. Ausbau von Ganztagssculen in Hessen // HYPERLINK. -URL: http://www.hkm.hessen.de.

2. Berlin macht ganztags Schul // HYPERLINK. - URL: http://www.berlin.de.

3. Gaul U. Ganztaetige Bildung und verlaessliche Betreuung am Standort Schule. - URL: http://www. hamburg.de/ganztag/

4. Idel T., Kunze K. Entwicklungsaufgabe Ganztagsschule / Die deutsche schule. - 2008. - H. 1.

5. Holtappels Sticht Wort Ganztagsschule // Zietschrift für Erziehungs-wissenschaft. - 2002.

6. Zickgraf P. Europaeische Ganztagsschulpartnerschaften in Sich? // Die Ganztagschule. - 2005. -H. 3.

7. Zikgraf P. Grankreich, Rheinland-Pfalz und Hessen um Vergleich // Die Ganztagschule. - 2005. - H. 3.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.