Научная статья на тему 'Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения'

Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
3302
445
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ / УГРОЗА АГРЕССИИ / THREAT OF AGGRESSION / ПРАВОВОЙ РЕЖИМ / LEGAL REGIME / ОРГАНЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ / PUBLIC AUTHORITIES / MILITARY SITUATION

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Фадеева Ирина Викторовна

Статья посвящена одному из административно-правовых режимов режиму военного положения. В ней рассматривается правовое положение граждан и организаций в период введения военного положения, а также полномочия различных органов государственной власти.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Фадеева Ирина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения»

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

Distinctive features of public authorities functioning in conditions of military situation regime Fadeeva I.

Особенности функционирования органов государственной власти в условиях режима военного положения Фадеева И. В.

Фадеева Ирина Викторовна / Fadeeva Irina - кандидат юридических наук, доцент, кафедра административного права, Московский университет МВД России им. В. Я. Кикотя, г. Москва

Аннотация: статья посвящена одному из административно-правовых режимов - режиму военного положения. В ней рассматривается правовое положение граждан и организаций в период введения военного положения, а также полномочия различных органов государственной власти.

Abstract: the article is concerned with one of administrative legal regimes - military situation regime. It describes the legal standing of citizens and organizations in the period of military situation, as well as powers of differentpublic authorities.

Ключевые слова: военное положение, угроза агрессии, правовой режим, органы государственной власти.

Keywords: military situation, threat of aggression, legal regime; public authorities.

В условиях все более возрастающей международной напряженности, обострения политических разногласий между Россией и США, сохраняющейся угрозы военного конфликта в отношении нашей страны со стороны Украины, оказания Россией помощи Сирии, выраженной в подавлении агрессии «Исламского государства» и, как следствие, возросшей террористической опасности для нашей страны со стороны беспринципных фанатиков данной преступной организации - изучение режима военного положения в Российской Федерации становится особенно актуальным.

Военное положение представляет собой особый правовой режим, вводимый на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях в соответствии с Конституцией РФ Президентом в случае агрессии против России или непосредственной угрозы агрессии. Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации. Период действия военного положения начинается с даты и времени начала действия военного положения, которые устанавливаются указом Президента РФ о введении военного положения, и заканчивается датой и временем отмены (прекращения действия) военного положения.

Надо отметить, что в период действия военного положения в соответствии с ФКЗ № 1 от 30.01.2002 «О военном положении», для восстановления заданного режима работы и обеспечения обороны страны, а также безопасности государства, могут ограничиваться права и свободы граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства (далее -граждане), деятельность организаций независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, права их должностных лиц. Однако эти временные ограничения должны соответствовать международным обязательствам Российской Федерации, вытекающим из международных договоров в области прав человека, и не должны повлечь за собой какую-либо дискриминацию отдельных лиц или групп населения исключительно по признаку пола, расы, национальности, отношения к религии, а также по другим обстоятельствам.

На граждан и организации возлагаются определенные обязанности, установленные ФКЗ «О военном положении». Среди них можно выделить, например, добровольное осуществление работ для нужд обороны и ликвидации последствий применения противником оружия, передача необходимого для нужд обороны имущества, находящееся в их собственности, с последующей выплатой государством стоимости указанного имущества. Необходимо отметить, что выполнение работ гражданами в период действия военного положения не является принудительным трудом. Такая норма закреплена не только в Трудовом кодексе РФ, но и в Конвенции Международной Организации Труда № 29 «О принудительном или обязательном

труде» 1932 года, согласно которой: «не является обязательным или принудительным трудом работа или служба, требуемая в силу законов об обязательной военной службе и применяемая для работ чисто военного характера, а также в случае войны». Что касается реквизиции имущества, то в качестве гарантий прав собственника и защиты его интересов ГК РФ предусматривает как возможность судебного оспаривания размера компенсации, выплаченной за реквизированное имущество, в том числе в момент действия режима военного положения, так и право собственника реквизированного имущества истребовать по суду сохранившееся реквизированное имущество после окончания действия данного режима.

Итак, поскольку Президенту РФ, как главе государства и верховному главнокомандующему, Конституцией РФ предоставлены наиболее обширные и разнообразные властные полномочия, то в момент действия режима военного положения сфера его руководящего влияния только увеличивается. Согласно статье 7 ФКЗ «О военном положении», Президент фактически имеет право применить весь комплекс мер, которые по отдельности уполномочены применять иные властные субъекты, в том числе органы военного командования. Во-первых, и об этом уже говорилось выше, именно его Указом вводится военное положение на территории РФ или в отдельных ее местностях. Во-вторых, он является непосредственным и единственным руководителем организации обеспечения режима военного положения, обеспечивая согласованное функционирование и взаимодействие всех остальных. В-третьих, именно Президентом определяется необходимый перечень мер по обеспечению военного положения и производится распределение полномочий по их применению среди органов власти. Кроме того, в полномочия Президента РФ в период действия режима военного положения входят: функции привлечения и мобилизации военных сил, сопряженные с установлением порядка прохождения военной службы в период действия военного положения; контроль и пресечение действий политических партий, других общественных объединений, религиозных объединений, направленных на подрыв обороны и безопасности РФ; установление запретов или ограничений на проведение собраний, митингов и демонстраций, шествий и пикетирования, а также забастовок, на приостановление или прекращение деятельности организаций иным способом.

В момент действия режима военного положения Президентом также прекращаются или приостанавливаются действия международных договоров РФ с иностранным государством -агрессором, и организациями, осуществляющими деятельность, направленную на подрыв обороны и безопасности РФ.

Отдельного внимания заслуживает полномочие Президента РФ по установлению особого режима работы объектов, обеспечивающих функционирование транспорта, коммуникаций и связи, объектов энергетики, а также объектов, представляющих повышенную опасность для жизни и здоровья людей и для окружающей природной среды.

Естественно, несмотря на обширный перечень полномочий, главным остается его руководящая составляющая.

Второе место в иерархии органов, обеспечивающих режим военного положения, занимает Правительство РФ. Федеральный Конституционный Закон «О Правительстве Российской Федерации» содержит лишь отсылочную норму (статья 22) о полномочиях Правительства РФ в период действия режима военного времени. Федеральный конституционный закон «О военном положении» более нагляден в этом отношении и содержит целый перечень полномочий Правительства РФ, среди которых: руководство деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ и организаций по обеспечению режима военного положения; организация производства продукции (выполнение работ, оказание услуг) для нужд военных и гражданского населения; материально-техническое обеспечение потребностей государства в период действия военного положения, разработка военно-хозяйственного плана.

Кроме того, Председатель Правительства РФ, исходя из интересов обеспечения обороны и безопасности страны, представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти на период действия военного положения.

Отдельные полномочия Правительства РФ в период действия режима военного положения закреплены в федеральных законах. Так, согласно статье 11 Федерального Закона Российской Федерации «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», Правительство направляет в адрес органов исполнительной власти всех уровней, включая муниципальные и подотчетные им учреждения, предприятия, организации, различные мобилизационные задания, в том числе по подготовке и передаче во внутренние войска

транспортных средств, средств связи и иных материально-технических средств в связи с введением режима военного положения [3].

Специальными полномочиям Правительство РФ наделено также в отношении автомобильных дорог оборонного значения. В мирное время именно Правительством устанавливается перечень таких дорог. А в период действия режима военного положения Правительство уже принимает решение об ограничении движения транспортных средств по таким автомобильным дорогам, а также о порядке их использования и восстановления. Эти положения предусмотрены статьей 7 Федерального закона от 08.11.2007 № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации...».

Помимо прочего, Правительством должен быть определен порядок участия граждан, находящихся на территории, на которой введено военное положение, в выполнении работ для нужд обороны, ликвидации последствий применения противником оружия, восстановлении поврежденных (разрушенных) объектов экономики, систем жизнеобеспечения и военных объектов, а также в борьбе с пожарами, эпидемиями и эпизоотиями, вступления в специальные формирования.

Федеральные органы исполнительной власти в период действия режима военного положения функционируют в особом режиме. К регулярным задачам, решаемым федеральными органами исполнительной власти в данный период, можно отнести: организацию производства продукции (выполнения работ, оказания услуг) для обеспечения военных сил и для нужд государства и населения; организацию снабжения населения продовольственными и непродовольственными товарами и его медицинского обслуживания; регулирование деятельности организаций промышленности, торговли, общественного питания, бытового обслуживания и коммунального хозяйства; оповещение через средства массовой информации населения территории, на которой введено военное положение, о порядке применения мер, обеспечивающих режим военного положения.

В случае введения военного положения на отдельно взятой территории страны, задачи по обеспечению режима на данной территории ложатся на исполнительные органы государственной власти данного субъекта Российской Федерации. При этом органы субъектов исполняют вышеперечисленные полномочия федеральных органов, но лишь в рамках своей территории. Дополнительно органы субъектов должны оказывать содействие федеральным органам исполнительной власти и органам военного управления в применении мер, предусмотренных для обеспечения режима военного положения, а также издавать в пределах своей компетенции правовые акты, обязательные для исполнения органами местного самоуправления, организациями и их должностными лицами и гражданами.

Отдельного внимания в период действия военного положения заслуживают полномочия и порядок осуществления деятельности судебных органов власти, так как возможность обращения в суд, обеспечиваемая принципом гарантированности судебной защиты прав и свобод, является важнейшей гарантией соблюдения основ правового статуса личности в условиях данного режима.

Согласно ст. 47 Конституции РФ, никто не может быть лишен права на рассмотрение его дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом. В этой связи особого внимания требует выяснение полномочий в период военного положения именно судов. Конституцией РФ (ч. 3 ст. 118) и ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (п. 1 ст. 4) не допускается создание каких-либо чрезвычайных судов, что означает рассмотрение дела в том суде и тем судьей, к подсудности которых оно отнесено законом, даже в период действия военного положения. Причем судопроизводство во всех судах должно осуществляться в соответствии с Конституцией и иными законодательными актами Российской Федерации.

Дополнительно отметим, что деятельность органов прокуратуры и Следственного комитета РФ на территории, где введено военное положение, осуществляется в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами, то есть, по сути, остается ординарной [6].

Большую часть времени военное положение находится в состоянии статики либо неявной динамики. При этом, поскольку в современной России военное положение ни разу не вводилось, именно статичное состояние военного положения в большей степени позволяет осмыслить данный административно-правовой режим.

Литература

1. Конституция РФ (принята всенародным голосованием 12.12.1993). // СПС

КонсультантПлюс.

2. Федеральный конституционный закон от 30.01.2002 № 1-ФКЗ «О военном положении» // СПС КонсультантПлюс.

3. Федеральный закон от 06.02.1997 № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс.

4. Долинин Д. Н. К вопросу о полномочиях государственных органов Российской Федерации в условиях военного положения // «Военно-юридический журнал», 2008. № 7. С. 10-13.

5. Квитко А. Ф. Конституционно-правовые основы ограничения прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.02. М., 2007. 28 с.

6. Пчелинцев С. В. Суды в условиях особых правовых режимов. // «Отечественные записки», 2003. № 2. С. 220-228.

7. Строителев А. Н. Режим военного положения и национальная безопасность // «Обозреватель», 2013. № 4. С. 57-66.

8. Федотова Ю. Г. Правовые средства ограничения прав и свобод граждан и организаций в целях обеспечения обороны страны и безопасности государства // Современное право, 2015. № 4. С. 21-28.

Criminal liability for fraud that resulted in the deprivation of the right

of a citizen to housing Ageeva O.1, Kochnev A.2 Уголовная ответственность за мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение Агеева О. Н.1, Кочнев А. С.2

Агеева Ольга Николаевна / Ageeva Ol'ga — кандидат юридических наук, доцент; Кочнев Алексей Сергеевич /Kochnev Alexey — студент, кафедра уголовного права, криминалистики и криминологии, юридический факультет, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва,

г. Саранск

Аннотация: в статье рассматривается новелла российского уголовного законодательства об ответственности за мошенничество, повлекшее лишение права гражданина на жилое помещение. Авторы анализируют практику и проблемы применения нового уголовного закона в этой сфере.

Abstract: this article is devoted to novelty of the Russian criminal law - legal responsible for fraud, resulting in the deprivation of a citizen's right to housing. The authors analyzed practice and problems of using new Russian criminal law.

Ключевые слова: мошенничество, жилое помещение, мошенничество с жилыми помещениями. Keywords: fraud, swindling, swindle with living quarters.

В современных непростых социально-экономических условиях особую актуальность приобретает проблема уголовно-правовой охраны собственности в Российской Федерации. Право собственности в нашей стране защищается Конституцией Российской Федерации, статья 35 которой предусматривает, что право частной собственности охраняется законом [1].

В настоящее время именно посягательства на интересы собственников и других владельцев имущества составляют большинство от общего числа зарегистрированных преступлений. При этом доля только хищений составляет больше половины от общего числа преступлений. Так, в 2005 году этот показатель составил 62,6 % [2], а в 2015 году - 55,5 % [3].

Среди всех преступлений против собственности особое место занимает мошенничество. Современный законодатель определил мошенничество (ч. 1 ст. 159 Уголовного кодекса Российской Федерации) как хищение чужого имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием [4]. Главной отличительной чертой мошенничества, выделяющей его среди других форм хищения, является способ совершения этого преступления. Законодатель выделил два способа совершения мошенничества: обман и злоупотребление доверием. Владелец имущества, иное лицо, уполномоченный орган власти, будучи введенными в заблуждение субъектом преступления относительно истинных его

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.